Библиографический список
1. Аракелов Г.А. Организационно-педагогические условия формирования социально-психологической компетентности сотрудников органов местного самоуправления : дис...канд. пед. наук. — Санкт-Петербург, 2003. —187 с.
2. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. — 2004. — № 5. — С. 3 — 12.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 42 с.
4. Равен, Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы ; пер. с англ. — М.: «Когито-
Цетр», 1999. — 144 с.
5. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования / Э.Ф Зеер. —М., 2003. — 239 с.
6. Делор, Жак Образование: необходимая утопия // Педагогика. — 1998. — № 5. — С. 3-16.
КАЧУРОВСКАЯ Евгения Николаевна, аспирант кафедры теории и методики обучения и воспитания математике ОмГПУ, ассистент кафедры высшей математики ОмГТУ.
Дата поступления статьи в редакцию: 29.09.2008 г.
© Качуровская Е.Н.
УДК 37 011 33 Е. А. ДЕБРИЯН
Омский государственный педагогический университет
РОЛЬ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ В РАЗВИТИИ ПОЛНОЦЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
На основании проведенных исследований установлено, что атмосфера любви в семье в сложный для ребенка период школьного детства необходима для его полноценного личностного развития, психологического и физического благополучия, и задачей родителей является создание условий для полного раскрытия потенциальных возможностей ребенка, определение перспектив развития его индивидуальности, содействие целостному формированию его личности.
Ключевые слова: дети младшего школьного возраста, родительская любовь, развитие личности.
Чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми привлекает внимание многих психологов и педагогов. Подчёркивается решающая роль отношений с близкими взрослыми для развития ребёнка, однако сами эти отношения не являются предметом исследования ни в деятельностном, ни в культурно — историческом подходе. Исследования психологических механизмов влияния родителей на эффективность адаптации ребёнка к ситуации школьного обучения немногочисленны и в большинстве своём имеют теоретический описательный характер. В то же время, человек, адаптируясь к изменившимся социальным условиям, сталкиваясь с новыми трудными ситуациями, которые требуют от него особых усилий, проявляет и обнаруживает незаметные для него в обычных условиях качества. Это во многом определяет эффективность социально — психологической адаптации к изменившимся условиям жизни, в данном случае к новому школьному периоду в жизни ребенка.
И.В. Дубровина [2] отмечает, что «эмоциональный комфорт ребенка в семье является важным условием его нормального развития и благополучного вхождения в мир культуры и социальных отношений в обще-
стве. Эмоциональный дискомфорт не способствует позитивному взаимодействию ребенка с окружающей его действительностью». Именно отношением к ребенку со стороны его родных взрослых в семье определяется его отношение к другим людям. Под влиянием этих отношений формируется его самопознание. «Ребенок вырастает из наших с ним отношений, — пишет И.В. Дубровина — из нашей любви к нему». Главную особенность семейного воспитания автор видит в эмоциональном характере, эмоциональном контакте детей и взрослых.
Человек обретает свое подлинное человеческое существование, так как в любви к нему другого человека он начинает существовать для другого человека. Ребенок сможет самостоятельно чувствовать и любить, только если мы научим его этому.
В настоящее время во многих семьях наблюдается весьма противоречивое отношение к ребенку: либо излишняя опека, либо, наоборот, недостаток внимания. Как известно, и то и другое пагубно отражается на воспитании ребенка.
Ребенок требует особого к себе подхода на каждом этапе своего возрастного развития. Нормальные условия развития ребенка нарушаются, если на одной из
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009
возрастных ступеней происходит сбой, в результате этого в последующие периоды свое основное внимание и усилия взрослые вынуждены будут сосредоточить на коррекции. Именно поэтому своевременно создавать благоприятные условия для психического и духовного развития ребенка, не жалеть на это сил и средств — и экономически выгодно, и нравственно оправданно.
Начальная школа является самой важной и значимой ступенью в системе школьного образования, в этот период ведущей деятельностью ребенка становится учеба. Успешность обучения в основной и старшей школе, а также желание и умение совершенствовать свое образование всю жизнь зависит не только от того, насколько будет сформирована эта деятельность и привит интерес к процессу познания, но и насколько младший школьник овладеет способами учебной деятельности. А для этого должны быть созданы комфортные условия для учения, для развития самостоятельности, способности к самоорганизации и самореализации. Атмосфера любви и тепла в семье в сложный для ребенка период перехода от дошкольного образования к воспитанию и обучению в начальных классах необходима для полноценного личностного развития ребенка, его психологического и физического благополучия, задачей родителей является создание в семье условий для более полного раскрытия потенциальных возможностей ребенка, определение перспектив развития его индивидуальности, содействие целостному формированию его личности с учетом ее своеобразия. «Детям, которые остро нуждаются в любви..редко удается найти теплое к себе отношение и бескорыстную привязанность в школе. Взрослому человеку, испытавшему дефицит любви в детском возрасте, очень трудно научиться любить самому» [1, С. 26]. Согласно теории Уильяма Глассера [1], если человек любим и умеет любить сам, он может преуспеть в жизни, поскольку именно любовь является побудительной силой для достижения успеха и способствует ощущению собственной значимости. Исследователь полагает, что очень важно и научиться любить самому, так как, если ребенок не научится любить сам, а будет только требовать любви к себе окружающих, он часто будет заходить в тупик. В пример автор приводит избалованных и изнеженных детей, которые не понимают, почему «весь мир не относится к ним так же, как делают это их недальновидные родители. Любовь и самоуважение ведут к осознанию собственной личной идентичности, потому что лишь тот человек, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, осознает себя полноценной личностью. Он утверждает, что если дома все благополучно, ребенок может добиться успеха и вопреки тому негативному, что происходит в школе.
Социальная ситуация развития ребенка в данном возрасте складывается из отношений: «ребенок — взрослый», «ребенок — родитель», «ребенок -учитель», «ребенок — дети». «У младшего школьника отношения со взрослыми дифференцируются на отношения с учителем и отношения с родителями. Эта система начинает определять отношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Это отношение впервые становится отношением «ребенок — общество» [7. С. 25]. Расширяется круг отношений, и ребенок входит в мир взрослых, с чем и связан социальный кризис данного возраста. Становятся значимыми отношения между сверстниками, повышается значение коллективных связей, общественного мнения, взаимной оценки и требовательности. Преобладают
отношения с «конкретным взрослым» как с представителем социума.
В отношениях со взрослыми на поведение и развитие детей влияет стиль руководства со стороны взрослых: авторитарный, демократический или попустительский (анархический). Установлено, что дети лучше чувствуют себя и успешнее развиваются в условиях демократического руководства, в условиях внимания, ласки и любви со стороны родителей.
«Школьное детство — это возраст первой социальной ответственности ребенка. Впервые за свою историю развития деятельность ребенка значима не только лично, но и социально. Новая, социальная значимость его деятельности формирует и новое отношение к миру» [6. С. 7].
Д. Нельсен [5] в одной из своих работ утверждал, что дети формируют мнение о себе через ощущение того, как мы их воспринимаем. Мы разделяем точку зрения автора и также полагаем, что ребенок разовьется в полноценную, гармоническую личность только тогда, когда будет чувствовать, что его любят и он важен родителям. Когда родители окружают ребенка любовью и вниманием, уважают его, это увеличивает положительное на него внимание, и он чувствует себя защищенным и уверенным в себе, что, несомненно, повышает его социальный статус. Первичные образцы родительского отношения трансформируются в структуру самоотношения и оказывают определяющее влияние на поведение ребенка.
Говоря о социализации личности младшего школьника в современных условиях, трудно не переоценить значимость родительской любви. Для нашей страны характерна ситуация установившейся социальной нестабильности. Личность, живущая в таких условиях, испытывает трудности конструирования образа социального мира и трудно адаптируется к нему. Личность вынуждена бороться за выживание, и перед человеком очень остро встает проблема переструкту-ризации ценностей. Существует и проблема идентичности личности, которая предполагает отнесенность личности к какому-либо классу, типу, на основании чего она может быть признана целостной, идентичной самой себе.
У детей младшего школьного возраста переживание этих проблем усиливает эмоциональные и поведенческие трудности. К их числу относятся страхи, тревожность, стрессы, депрессии, агрессия и др. На протяжении этого возрастного периода происходит множество изменений, особенно в развитии психических функций и социальной компетенции. В психологии соответствующую этому возрасту стадию психосоциального развития личности иногда называют стадией инициативы и чувства вины, поскольку именно в это время у ребенка наиболее интенсивно развивается (или не развивается) способность к овладению окружающей его средой. У ребенка рассматриваемого возраста формируется определенный образ действительности. Хотя он и живет в собственном мире, защищенном от повседневных забот взрослых, но в его сознание ежедневно вторгается информация из газет, радио, телевидения, разговоров взрослых о социальных бедах, терроризме, убийствах, катастрофах, исчезновениях людей. Этого влияния социума не в силах избежать ни взрослые, ни дети.
Постоянный поток такой информации порождает страх, тревогу, разрушает личность ребенка. Как же трудно им будет в дальнейшем находить взаимопонимание с окружающими, если они не научатся разбираться в людях при нормальном общении.
И.В. Дубровина [2], рассматривая социализацию
как процесс усвоения человеком опыта той общественной жизни и тех общественных отношений, в которые он попал при рождении и в которых он растет, утверждала, что семья — главный ее источник. Соглашаясь с автором, мы уверены, что для развития у детей чувства компетентности, уверенности необходимо дома создавать атмосферу любви, психологического комфорта и поддержки. Родителям в первую очередь важно донести свои положительные эмоции, свои чувства до ребенка, создать положительный, эмоциональный фон в отношениях независимо от достижений и оценок ребенка в учебной деятельности. Только родительская любовь, внимание, опека, сопереживание помогут ребенку справиться с проблемами самостоятельно, обрести уверенность и вырасти полноценной личностью. «Если ребёнок действительно уверен в вашей безусловной любви, он сумеет принять неприятные переживания и разочарования, с ними связанные, не как крушение мира, а как опыт, пусть сложный, но такой, который может чему-то научить. Не как тупик, а как поворот, как новый этап пути» [4. С. 144]. Условием нормального развития и благополучного вхождения в мир культуры и социальных отношений в обществе является именно эмоциональный комфорт ребенка в семье.
Важно отметить, что данный возраст характеризуется не только новыми возможностями и способностями ребенка, но и наступлением нового возрастного кризиса — кризиса семи лет. В этот период жизни ребенок выходит в «большую жизнь»: школа, друзья, коллектив.. социум. У него появляются иное общение, иные цели, рождается его социальное «Я». Он стремится занять другое, более взрослое положение в жизни, но оказывается, что это не просто и у «большой жизни» свои требования. Ребенок начинает оценивать ближайшие последствия своих поступков, он уже способен сознательно управлять своим поведением, начинает обобщать свои переживания, а взгляд на мир, окружающий его, становится более реалистичным, и, наконец, ребенок начинает осознавать своё место в системе человеческих отношений.
В этот сложный для ребенка период базальной потребностью становится уважение, отношение к нему как ко взрослому, признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания («Я открыт для понимания, если уверен, что меня уважают»).
Родительское участие и поддержка крайне необходимы ребенку в данном возрасте и с точки зрения эмоционального развития. Сейчас оно больше, чем раньше, зависит от того опыта, который ребенок приобретает вне дома. Рамки страхов ребенка, которые отражают восприятие окружающего мира, теперь расширяются. «Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых лет сменяются другими, более осознанными: уроки, уколы, природные явления, отношения между сверстниками. Страх может принимать форму тревоги или беспокойства. Время от времени у детей школьного возраста появляется нежелание идти в школу. Симптомы (головная боль, колики в желудке, рвота, головокружение) широко известны. Это не симуляция, и в таких случаях важно как можно быстрее выяснить причину. Это может быть страх перед неудачей, боязнь критики со стороны учителей, боязнь быть отвергнутым родителями или сверстниками. В таких случаях всегда могут помочь дружеская заинтересованность и любовь родителей.
Итак, «на этой школьной ступеньке ребёнок должен:
• научиться учиться и получать от этого удовольствие;
• научиться дружить (то есть завязывать, поддерживать отношения с людьми);
• обрести уверенность в себе, в своих способностях и возможностях (поверить в себя)» [4. С. 140]. Ребенок, уверенный в себе и своих способностях, в дальнейшей жизни также будет вести себя уверенно и адекватно и приобретет такое важное качество, как компетентность. Условия роста и развития очень просты. Вверх — по лестнице развития юного человека толково и бережно ведут Природа и Любовь. Взрослым остаётся только понять особенности этого движения и вовремя поддержать ребёнка, создавая благоприятные условия для этого подъема. В этом и есть родительская задача. Очень важно ценить и любить ребенка «не «за» (за успехи и неудачи), не «потому» (не потому, что он хорошо учится), а просто так, самого по себе, как личность уникальную и неповторимую. Всё, что говорят о ребёнке, конечно, неплохо и слышать, и учитывать, но при этом важно видеть в нём сначала растущего человека, личность и лишь потом ученика. Это спасёт от многих ложных ожиданий. Тогда не нужно будет подгонять ребёнка под какие-то стандарты, не нужно нервничать и злиться, когда у него что-то не получается, а с пониманием отнестись даже к самому неразумному его поступку.
«Это сохранит самое главное: безусловную любовь. Не позволит превратиться ей в узкую, ограниченную, обусловленную чем-то или кем-то. И, может быть, именно и не сломаться, когда он столкнётся с трудностями, чьим-то неверием и осуждением, и не остановиться в своём развитии. Быть и остаться Личностью — счастливой и свободной» [4. С. 141].
Если ребенок понимает, что родители любят его только за что-то — за успехи в школе, похвалу окружающих и сам по себе он никакой ценности не представляет, он отвечает на это неуверенностью и пессимистическим отношением к жизни. У него могут возникнуть болезненная стеснительность и социальная пассивность, поскольку он не решается проявлять себя, боясь неудач, критики или наказания. У ребенка начинает формироваться предубежденность против самого себя, возникает чувство собственной неполноценности и зависимости от социальных оценок.
Э.Фромм [10] уверен, что для большинства детей младшего школьного возраста проблема почти исключительно в том, чтобы быть любимым — быть любимым за то, что они есть. Ребенок младше этого возраста благодарно и радостно принимает то, что он любим, так как он еще не способен любить. Именно в период школьного детства в развитии ребенка появляется новое чувство способности возбуждать своей собственной активностью любовь. В первый раз ребенок начинает думать о том, как бы дать что-нибудь родителям, создать для них что-нибудь — стихотворение или рисунок. В первый раз в жизни ребенка идея любви из желания быть любимым переходит в желание любить.
В своей работе «Азбука для родителей» Алан Фромм [9] говорит о том, что ребенку крайне важно, как мы проявляем свою любовь к нему. Одним из важнейших путей проявления чувства любви к ребенку является уважение его желаний. Важно признавать законность его желаний и не навязывать ему навыки, которым он сопротивляется. Эта тактика поможет ребенку обрести самоутверждение и почувствовать любовь родителей. Мы полностью согласны с автором в том, что любовь нужно проявлять постоянно и стараться раздражаться на детей как можно реже,
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009
поскольку, когда родительская любовь исчезает с такой легкостью, то ребенок теряет в ней уверенность. А позднее, когда нужно будет решать много сложных жизненных проблем, эта уверенность может обернуться недоверием к родителям. Автор советует избегать чрезмерных требований к ребенку и постоянно проявлять мягкость, приветливость и чуткость. Более того, проявить свою любовь можно и отдавая без остатка все время ребенку, это полезнее и дороже любой игрушки. И наконец, любовь принесет ребенку больше счастья, если он будет видеть, что она проявляется в отношениях родителей не только к нему, но и друг к другу.
А.С. Спиваковская [8] уверена, что контакт с ребенком — это высшее проявление любви к нему, его следует строить, основываясь на постоянном желании познавать своеобразие его индивидуальности. «Постоянное тактичное всматривание, вчувствование в эмоциональное состояние, внутренний мир ребенка, в происходящие в нем изменения, в особенности его душевного строя — все это создает основу для глубокого взаимопонимания между детьми и родителями в любом возрасте» [8. С. 32].
Жизненно важно признавать право ребенка на присущую ему индивидуальность, более того, утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Это необходимо в такой сложный период для ребенка, как поступление в школу. В это время необходимо быть особенно внимательными и избегать негативной критики и оценки личности ребенка и присущих ему качеств характера. Мы солидарны с автором, что это наносит глубокий вред контакту ребенка с родителями и нарушает его уверенность в родительской любви и поддержке, которая так ему необходима в данный период жизни. Необходимо подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок, а не оценивать негативно самого ребенка. «Реже мы советчики, чаще суровые судьи, — писал Я.Корчак [3]. Ребенок должен быть уверен в родительской любви независимо от своих сегодняшних успехов и достижений. Формула истинной родительской любви, формула принятия — это «не люблю, потому что ты — хороший, а «люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой есть». Очень важно, уточняет А.С. Спиваковская [8]., чтобы чувство любви базировалось на признании развития ребенка, его постоянного совершенствования, на понимании бесконечности познания человека, несмотря на то, что он еще слишком мал. Родительская любовь, особенно в описываемом возрасте, должна быть направлена на поддержку сильных сторон личности ребенка, на борьбу со слабостями и несовершенствами. «Оценку не личности ребенка, а его действий и поступков важно осуществлять, пытаясь постоянно менять их авторство. Если обсуждению подвергся тот или иной поступок при полном признании личности ребенка и утверждении любви к нему, гораздо легче сделать так, что сам ребенок оценит свое поведение и сделает правильные выводы» [8. С. 34].
Младший школьный возраст с началом социализации личности благоприятен для развития гармоничного душевного мира ребенка, его способности
к сопереживанию, к эмоциональному контакту и любви. А для этого сами родители должны уважать чувства и переживания своего ребенка. С началом периода социального роста ребенок должен встать на путь роста личностного.
Проблема целенаправленного развития родительской любви в научном плане до сих пор остается открытой. Но, при этом большое число исследователей отмечают огромную значимость родительской любви для развития полноценной личности ребенка, а также и самого родителя. Более того, проблема заключается еще и в неразвитости родительских чувств, неумении родителей выражать и дозировать свои чувства к ребенку. Часто любовь бывает неразумной и недейственной и не всегда она оказывает позитивное влияние, ее неадекватное выражение влечет за собой негативные последствия для развития личности ребенка (беспомощность, эгоизм, ожесточенность, эмоциональная невежественность, неспособность строить взаимоотношения с другими людьми). Этот вопрос в педагогике недостаточно исследован и не разработана методика целенаправленного развития данной проблемы. Результаты исследования планируется использовать для психолого-педагогической работы с родителями в детских дошкольных и школьных учреждениях г. Омска.
Библиографический список
1. Глассер У. Школы без неудачников ; перевод с англ. ; общ. ред. и предисл. В.Я. Пилиповского. — М. : Прогресс, 1991. - 184 с.
2. Дубровина И.В. Мир психологии. — 1998. — № 1. — С. 54-57.
3. Корчак Я. Как любить ребенка. — М. : Педагогическое наследие, 1991. -70 с.
4. Некрасова 3., Некрасова Н. Перестаньте детей воспитывать — помогите им расти. — М. : ООО Издательский дом «София», 2006. — 416 с.
5. Нельсен Д., Лотт Л., Гленн X. Стефен 1001 совет родителям по воспитанию детей от А до Я ; перевод с англ. М.В. Шитаревой. — М. : Крон-Пресс, 1995. — 384 с.
6. Павленко Е.А. Условия оказания педагогической поддержки учащихся в образовательном процессе начальной школы : дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Павленко; Тобольск, гос. пед. ин-т им. Д.И. Менделеева. — Тобольск, 2002 — 129 с. + Прил. (31 с.)
7. Резническо М.А. Трудности взросления младшего школьника // Начальная школа. — 1998. — № 1. — С. 25-30.
8. Спиваковская А.С. Как быть родителями: (о психологии родительской любви). — М. : Педагогика, 1986 — 160 с.
9. Фромм Э. Искусство любви. — Минск, 1991 — 64 с.
10. Фромм А. Азбука для родителей, или Как помочь ребенку в трудной ситуации. — Екатеринбург : «АРД ЛТД», 1996. — 319 с.
ДЕБРИЯН Елена Александровна, соискатель кафедры педагогики и психологии детства.
Дата поступления статьи в редакцию: 25.09.2006 г.
© Дебриян Е.А.