УДК 316.6
Усачева Александра Васильевна
ФГОБУ ВПО «Государственный университет управления»
Россия, Москва1 Ведущий документовед Аспирант lexonish@yandex. т
Влияние межличностных отношений в семье на социализацию и развитие индивидуальных
у детей младшего школьного возраста
Аннотация. Данная статья посвящена исследованию проблем социализации ребенка младшего школьного возраста, а именно влиянию ее агентов. Именно в данный период ребенок наиболее подвержен влиянию родительских позиций. Формирование личности ребенка в семье
- обоюдный процесс, в котором родители, воспитывая своих детей, и сами воспитываются, а дети скромней - не воспитывают родителей (по крайней мере, не делают этого сознательно вплоть до подросткового возраста). Младший школьный возраст - возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности
- учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. В работе указаны основные теоретические положения и характерные психологические особенности ребенка данного возраста. Затрагиваются межличностные отношения в семье (их положительная или отрицательная динамика развития) в первую очередь влияют на поведение ребенка. Так же выбрав те или иные стратегии воспитания, родители закладывают различные ценностно-смысловые ориентиры у ребенка. Приведены примеры (исторические) моделей воспитания детей. Например, представление о детстве как об особом периоде в жизни ребенка в Древней Руси отсутствовало. Может быть, поэтому отношение к детям было достаточно сурово. Ребенка нужно с самого раннего возраста «укротить», сломать его характер и подчинить родительской воле.
Ключевые слова: семья; типы ведущей человеческой деятельности; воспитание в семье; агенты социализации; индивидуальные особенности ребенка; младший школьный возраст; эмоциональный фон; характер младших школьников.
1109542, Москва, Рязанский проспект 99, корп.2
Каждому возрасту в процессе становления и развития человека, как личности соответствует особый вид деятельности. Каждый возрастной этап (этап взросления) характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста наполняется специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью. Хотелось бы отметить, что еще Л.С. Выготский выделял следующие типы ведущей деятельности:
• младенцы - непосредственно эмоциональное общение;
• раннее детство - манипулятивная деятельность;
• дошкольники - игровая деятельность;
• младшие школьники - учебная деятельность;
• подростки - социально признаваемая и социально одобряемая деятельность;
• старшеклассники - учебно-профессиональная деятельность. [3]
В данном случае, в своей статье, я бы хотела подробнее остановиться на этапе младших школьников. Младший школьный возраст - этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях. Эти границы могут быть условно определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения.
Именно в данный период ребенок наиболее подвержен влиянию родительских позиций. Формирование личности ребенка в семье - обоюдный процесс, в котором родители, воспитывая своих детей, и сами воспитываются, а дети скромней - не воспитывают родителей (по крайней мере, не делают этого сознательно вплоть до подросткового возраста). Дети выбирают свой путь в потоке воспитательных воздействий. Семейная ситуация, которую родители оценивают как положительную или отрицательною, может совершенно противоположно восприниматься детьми.
Трудности в процессе социализации испытывает большая часть детей старшего дошкольного - младшего школьного возраста. Их возникновение связано со сложностями, возникающими при выполнении правил, и стремлении соответствовать оценкам, выставляемым взрослыми.
Важным фактором, оказывающим влияние на сложности принятия правил, является то, что в процессе социализации дети усваивают и интериоризируют в первую очередь положительные эталоны, в то время как взрослые и задают, и оценивают их в первую очередь исходя из отрицательных. Невозможность соответствовать значимым критериям оценки взрослых ставит ребенка перед выбором - изменить или не принять критерии взрослых или снизить оценку себя. Это приводит к различным отклонениям в развитии социализации, вызывая агрессию, уход или тревогу в поведении и общении детей. [1]
Младший школьный возраст - возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны - склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина - потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения [1].
Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их -недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство - своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.
В данный период своего становления ребенок находится под влиянием нескольких так называемых агентов социализации. Семья (в данном случае родители), школа (учителя), постепенно сюда же добавляются друзья. Ребенок выступает своего рода «площадкой» или полем, за передел которого борется его ближайшее окружение. Может быть, данное сравнение не уместно с точки зрения агентов социализации, ведь каждый из так называемых первичных агентов пытается наполнить ребенка, как сосуд определенными знаниями, умениями, навыками, образами морали, нравственности, нормами поведения, развитием памяти, мышления, чувствами и т.д., чтобы подготовить его к переходу. Только вот с позиции ребенка данная борьба за место под солнцем, и как следствие давление на него, рассматривается отрицательно. Особенно данная реакция хорошо прослеживается в подростковом возрасте, когда эмоциональный фон ребенка повышен, он более остро реагирует на любые приемы давления, ограничения своей свободы действий, ребенок находится на переходном этапе, делая крупный шаг во взрослую жизнь. Так и в младшем школьном возрасте, этап перехода от дошкольника к следующему этапу жизненного становления проходит не без определенных трудностей. Именно в этот период ребенку необходимо осознавать полную поддержку со стороны семьи, его главного на данный момент социального окружения.
Исходя из наших наблюдений, межличностные отношения в семье (их положительная или отрицательная динамика развития) в первую очередь влияют на поведение ребенка. Так же выбрав те или иные стратегии воспитания, родители закладывают различные ценностно-смысловые ориентиры у ребенка. Например, представление о детстве как об особом периоде в жизни ребенка в Древней Руси отсутствовало. Может быть, поэтому отношение к детям было достаточно сурово. Ребенка нужно с самого раннего возраста «укротить», сломать его характер и подчинить родительской воле. Однако на родителях, согласно существовавшим представлениям, лежала ответственность за устройство личной жизни чад. Воспитание детей княжеского рода имело свои особенности. Дети передавались на воспитание в другую семью. Эта форма воспитания получила название «кормильство». Приведенное социально-педагогическое явление на Руси характеризовалось как наставничество и ответственность за нравственное, духовное и физическое воспитание молодых княжичей.
В Древней Руси жизненные наблюдения, а также идеи, почерпнутые из книг, часто облекались в форму сжатых руководств, сборников правил на каждый день, таких как «Пчела», «Домострой», «Житие Феодосия Печерского» и др. Так, в «Изборнике» можно встретить правила, в которых обозначены отношения к старшим, к друзьям, миру. Эти этнические смыслы-ценности, которые определяли жизнедеятельность древнерусского человека, не
потеряли актуальности и в XXI в. Приведем некоторые из них: «Почитать старших. Сверстников своих встречать с миром, а младших с любовью. Есть полагается без разговоров и умеренно. Человек вообще должен говорить немного, а больше размышлять». По древнерусским представлениям, много смеющийся и болтающий человек не может быть умным. Непозволительно сквернословить. Несовместимы с образом хорошего человека жадность и стяжательство [2].
Анализируя воспитание в семье в XXI в., обозначим проблемы, которые обострились в эпоху глобализации: 1) снижение воспитательного потенциала семьи; 2) ослабление связей между поколениями; 3) снижение родительского авторитета; 4) утрата традиций народной педагогики; 5) снижение уровня внутрисемейного эмоционального настроя; 5) обнищание нравственного мировоззрения в семейной сфере. В то же время, именно родители - первые воспитатели ребенка. Жизнеспособность семьи, ее воспитательный потенциал являются теми ценностями, которые способствуют развитию физических, интеллектуальных сил человека, формированию его духовно-нравственного потенциала, составляют смыслообразующее начало жизненных сил русской культуры, обеспечивают устойчивое развитие государства.
Подводя итог, можно сказать, что семья является одной из основных составляющих в жизни каждого человека. Она всегда была и остаётся важнейшим фактором эффективной социальной адаптации и успешности личности. Поэтому защита прав детей и родителей должна объединять устремления и усилия всех прогрессивных сил человечества, независимо от идеологических, политических, культурных, религиозных и иных установок. Однако достижение этой цели требует огромных усилий как со стороны отдельных личностей, так и со стороны всего общества. Усилия государства должны быть направлены, прежде всего, на всемерное укрепление семейных ценностей, на комплексную поддержку семьи и заботу о её развитии. Сегодняшней семье необходима всесторонняя, универсальная помощь во всех областях её жизни: жилищная, денежная, хозяйственная, воспитательная, просветительная, культурная и организационная.
И о будущем семьи, будущем агента социализации для ребенка следует говорить лишь в контексте развития общества, не забывая о том, что семья есть социальный институт, который очень подвижен и динамичен. Куда идет процесс развития института семьи - к дальнейшему ее распаду или к реорганизации и укреплению, зависит от нашего общества и политики, содействующей признанию потребностей и интересов семьи, поискам равновесия и гармонии между личностью, семьей и обществом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-и тт. / Л.С. Выготский. - М., 2012.
2. Винникот Д.В. Разговор с родителем / Д.В. Винникот. - М.: Класс, 1995.
3. Ковалёв А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалёв. - М.: Просвещение, 1970. -392 с.
4. Костяк Т.В. Влияние индивидуальных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста на процесс их социализации : Дис. .. канд. психол. наук : 19.00.13 : Москва, 2000 184 с.
5. Кушнир А. Исторический альманах / А. Кушнир, В. Чумаков. - М.: Народное образование, 2000.
6. Харчев А.Г. Современная семья и её проблемы / А.Г. Харчев, М.С. Мацковский. - М.: Статистика, 1978.
7. Чикишева О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста / О. В. Чикишева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 90-92.
8. Lewis R. Theorizing about the quality and stability of marriage / R. Lewis, G. Spanier // Contemporary theories about the family. - 1979. - Vol. 2.
9. Nye F.I. Family mini-theories as special instances of choice and exchange theory / F.I. Nye // Journal of Marriage and the Family. - 1980. - Vol. 42.
10. Sprey J. Conflict theory and the study of marriage and the family / J. Sprey // Contemporary theories about the family. - 1979. - Vol. 2.
Рецензент: Филиппов Альберт Владимирович, доктор психологических наук, профессор, ФГБОУ ВПО Государственный университет управления, кафедра Психологии.
Alexandra Usacheva
State University of Management Russia, Moscow lexonish@yandex .ru
The impact interpersonal relationships in the family on socialization and development of children's individual characteristics at primary school age
Abstract. This article is about problems of socialization of the child primary school age and its agents influence. At this time that the child is most susceptible to the influence of parent positions. Formation of the personality of the child in the family - two-way process in which the parents bringing up their children, and themselves educated, but children are modest - do not educate parents (at least, do not do it consciously until adolescence). Primary school age - the age of the formation of personality quite noticeable. It is characterized by a new relationship with adults and peers, including in the whole system of groups, including in a new activity - teaching, which presents a number of serious claims to the student. The paper shows the basic theoretical principles and specific psychological characteristics of the child at this age. Just mentioned that the interpersonal relationships within the family (they are positive or negative dynamics of development) primarily affect the behavior of the child. Just selecting certain parenting strategies, parents lay the different value and meaning in the child. The examples of (historical) models parenting. For example, the idea of childhood as a special period in a child's life in ancient Russia was missing. Maybe that's why the attitude towards children was quite severe. The child should be at an early age to "tame" to break his character and will to subordinate parent.
Keywords: family; leading types of human activity; family's education; agents of socialization; the individual characteristics of the child; primary school age; emotional background; the nature of primary school children.
REFERENCES
1. Vygotskiy L.S. Sobranie sochineniy: V 6-i tt. / L.S. Vygotskiy. - M., 2012.
2. Vinnikot D.V. Razgovor s roditelem / D.V. Vinnikot. - M.: Klass, 1995.
3. Kovalev A.G. Psikhologiya lichnosti / A.G. Kovalev. - M.: Prosveshchenie, 1970. -392 s.
4. Kostyak T.V. Vliyanie individual'nykh osobennostey detey doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta na protsess ikh sotsializatsii : Dis. .. kand. psikhol. nauk : 19.00.13 : Moskva, 2000 184 c.
5. Kushnir A. Istoricheskiy al'manakh / A. Kushnir, V. Chumakov. - M.: Narodnoe obrazovanie, 2000.
6. Kharchev A.G. Sovremennaya sem'ya i ee problemy / A.G. Kharchev, M.S. Matskovskiy. - M.: Statistika, 1978.
7. Chikisheva O. V. Psikhologo-pedagogicheskie osobennosti detey mladshego shkol'nogo vozrasta / O. V. Chikisheva // Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy II mezhdunar. nauch. konf. (g. Perm', may 2012 g.). — Perm': Merkuriy, 2012. — S. 90-92.
8. Lewis R. Theorizing about the quality and stability of marriage / R. Lewis, G. Spanier // Contemporary theories about the family. - 1979. - Vol. 2.
9. Nye F.I. Family mini-theories as special instances of choice and exchange theory / F.I. Nye // Journal of Marriage and the Family. - 1980. - Vol. 42.
10. Sprey J. Conflict theory and the study of marriage and the family / J. Sprey // Contemporary theories about the family. - 1979. - Vol. 2.