УДК 159.923
ВИТАЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ СТУКАНОВ,
Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь, г. Минск, Республика Беларусь, e-mail: Stukanov1972@gmail.com
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕФОРМАЦИЙ ПРАВОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Реферат: объектом исследования выступает правовое сознание личности, предметом - деформации правосознания. Результатом теоретического анализа является выделение и обоснование психологических характеристик деформаций правосознания предкриминогенного, криминогенного и криминального типов.
Деформации правового сознания представляют собой совокупность психологических свойств, детерминирующих искаженное отражение правовой действительности, отрицательное отношение к правовым предписаниям, законности и правопорядку, а также асоциальную направленность поведения индивида или группы. Носитель предкриминогенных деформаций правосознания отличается преобладанием правопослушной направленности поведения. Психологическими признаками предкриминогенных деформаций правосознания являются: отсутствие конкретных и реальных представлений о правомерных способах удовлетворения потребностей и решения жизненных проблем; несоответствие правомерных жизненных притязаний объективным и субъективным возможностям субъекта; отсутствие безусловной готовности оказывать помощь органам государственной власти в поддержании правопорядка в обществе. Криминогенные деформации правосознания отличаются сочетанием положительных и отрицательных представлений о явлениях правовой действительности. Психологические признаки криминогенных деформаций правосознания: пробельный уровень знаний правовых норм и запретов; двойственное отношение к закону; незнание правомерных способов удовлетворения потребностей и решения жизненных проблем; представления о сложности и проблемности правомерных способов, которые требуют больших усилий и затрат по сравнению с противоправными; отрицательное отношение к отдельным сторонам правопослушного образа жизни; оправдательное отношение к отдельным сторонам преступного образа жизни, отдельным преступлениям; представления о том, что значительная часть преступников избегает ответственности; неаргументированное отрицательное отношение к деятельности органов правопорядка. Криминальные деформации правосознания выражаются в наличии отрицательных социально-правовых взглядов, убеждений и ожиданий. Психологические признаки криминальных деформаций правосознания: отрицательное отношение к закону, правомерным способам удовлетворения материальных потребностей, решения жизненных проблем; представления о невозможности законно удовлетворять потребности, интересы и притязания; значительная часть людей воспринимается как неуважительно относящаяся к закону; положительное отношение к преступному образу жизни.
Ключевые слова: правосознание, деформации правосознания, свойства правосознания, правовое воспитание, социально-правовое поведение, отношение к закону.
VITAL Y GRIGORYEVICH STUKANOV, the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus, Minsk, the Republic of Belarus, e-mail: Stukanov1972@gmail.com
PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTIC OF DEFORMATIONS OF LEGAL CONSCIOUSNESS OF A PERSONALITY
Abstract: the object of the research is legal consciousness of a personality, the subject is deformation of legal consciousness. The result of the theoretical analysis are defining and foundation of psychological characteristics of deformations of legal consciousness of precriminogenic, criminogenic and criminal types.
Deformations of legal consciousness are a combination of psychological qualities, determining the distorted reflection of legal reality, the negative relation to legal instructions, legality, order and antisocial orientation of behavior of an individual or group. A person with precriminogenic deformations of legal consciousness has prevalence of law-abiding orientation of behavior. Psychological features of precriminogenic deformations of legal consciousness are: lack of concrete and real ideas of legal ways of satisfaction of needs and solution of vital problems; dissonance of adequate vital ambotions with objective and subjective opportunities of the subject; absence of unconditional readiness to assist law enforcement bodies in maintainance peace and order in society. Criminogenic deformations of legal consciousness are represented in a combination of positive and negative ideas of the phenomena of legal reality. Psychological features of criminogenic deformations of legal consciousness are lack of knowledges of law norms; dual relation to the law; ignorance of legal ways of satisfaction of needs and solution of vital problems; ideas of complexity and problematical character of legal ways which demand great efforts in comparison with illegal; negative relation to law-abiding behaviour; excusibale relation to ctiminal behaviour and crimes; the opinion that a considerable part of criminals avoids responsibility; unreasoned negative relation to activity of law enforcement bodies. Criminal deformations of legal consciousness mean negative social and legal views, beliefs and expectations. Psychological features of criminal deformations of legal consciousness: negative relation to the law, to legal ways of satisfaction of material needs and vital problems solution; ideas of impossibility to satisfy needs in a legal way, interests and ambitions; a opinion that a considerable part of people relate to the law negative; positive relation to a criminal way of life.
© Стуканов В. Г., 2017 © Stukanov V. G., 2017
Keywords: legal consciousness, deformations of legal consciousness, qualities of legal consciousness, legal education, social and legal behavior, relation to the law.
Одной из приоритетных задач государства является социальная профилактика правонарушений, которая предусматривает устранение причин и условий преступности, а также правовое воспитание членов общества. Правовое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования правосознания личности, направленный на усвоение личностью системы правовых норм, регулирующих юридически значимое поведение, и формирование готовности к их соблюдению.
Правовоспитательный процесс предполагает, с одной стороны, образование свойств правосознания, обусловливающих нормоправную (правомерную) направленность поведения, укрепление позиции личности на законопослушный образ жизни и активное участие в защите правопорядка, с другой стороны, устранение (исправление) свойств, образующих деформации правосознания, формирование антикриминальной устойчивости личности и готовности к правомерному решению жизненных проблем в различных сферах жизнедеятельности. В связи с этим эффективность правового воспитания во многом зависит от знания сущности деформаций правосознания личности, которые выступают одной из детерминант девиа-нтного (отклоняющегося) и противоправного поведения.
Традиционно в научной литературе выделяют деформации общественного, группового и индивидуального правосознания, которые подразделяются на следующие основные типы: правовой инфантилизм, правовой нигилизм, правовой фетишизм и перерожденное правосознание. Вместе с тем данные типы деформаций не в полной мере отражают его психологическую сущность. Важным представляется изучение правосознания с точки зрения его детерминации социально-правового поведения. В связи этим деформации необходимо рассматривать, исходя из сущности правового сознания, системы и содержательных характеристик его свойств, обусловливающих девиантное (асоциальное, противоправное) поведение.
Под правосознанием личности мы понимаем систему психологических свойств, относящихся к ее когнитивной и эмоциональной сферам и детерминирующих субъективное отражение правовой действительности и социально-правовое поведение человека [6, с. 13]. Правосознание охватывает основные сферы юридически значимого поведения человека (обеспечения материальных интересов,
взаимодействия с другими людьми и потребления и досуга), а также социальные роли человека, реализация которых регламентирована правом и предусматривает определенные обязанности и запреты (родителя, труженика, свидетеля, водителя, пассажира и т. д.).
Поскольку задачей нашего исследования является изучение элементов правосознания, детерминирующих социально-правовое поведение, необходимо рассмотреть те его свойства, которые играют первоочередную роль в обусловливании нормоправного и противоправного поведения человека, его готовности соблюдать требования правовых предписаний либо совершать определенного вида преступления, и определить их психологическую характеристику. Ядро правосознания, детерминирующее социально-правовую направленность поведения, составляют знания правовых предписаний, оценочные отношения к ним, правомерному и противоправному поведению, субъектам такого поведения (законопослушному человеку, преступнику, потерпевшему), правоохра-няемым социальным ценностям, органам государственной власти (в том числе органам правопорядка и их деятельности), выполнению гражданского долга по участию в поддержании правопорядка, а также социально-правовые ожидания [6].
Рассмотрим психологическое содержание данных свойств и их место в образовании деформаций правосознания личности.
Знание правовых предписаний и запретов. Правовые знания являются значимым элементом правовой подготовленности личности и выступают одним из условий нормоправного поведения [4].
Однако сами по себе правовые знания непосредственно не детерминируют направленность социально-правового поведения [1, 2, 5]. Именно отношение к закону, основанное на нравственных ценностях, выступает стержневым элементом правосознания, важнейшим детерминантом законопослушного поведения и может быть отрицательным, противоречивым либо положительным.
Отношение индивида к правомерному или противоправному поведению и их субъектам формирует у него представления, касающиеся собственного юридически значимого поведения. Определенное оценочное отношение социально-правового поведения других выступает основанием для аналогичной оценки собствен-
ного поведения. Так, позитивная оценка некоторых видов правонарушений обусловливает оправдывающее отношение к собственному противоправному поведению. В случае если индивид идентифицирует себя с преступником определенного типа, как правило, он соответствующе к нему и относится - сочувственно, с восхищением, оправдывает и т. д. В целях выявления деформаций правосознания важно изучить оценочное отношение индивида к преступнику и правопослушному гражданину, пра-вонарушающему и нормоправному поведению, а также правомерным и противоправным способам удовлетворения потребностей или разрешения проблемных ситуаций.
Отношение к правоохраняемым социальным ценностям. Уголовное законодательство к социальным ценностям, охраняемым законом, относит безопасность человечества; жизнь и здоровье человека, его честь и права; собственность; семейные отношения; окружающую и природную среду; общественные и государственные интересы и т. д. Отношение к указанным ценностям может быть отрицательным, пренебрежительным либо положительным, уважительным. Уважительное отношение обусловливает выбор социально одобряемых способов взаимодействия с ними. Отрицательное отношение может продуцировать противоправные способы реагирования.
Отношение к правоохранительным органам и их деятельности является одним из основных элементов правосознания, детерминирующих социально-правовое поведение людей. Характер этих отношений определяет уровень правовой активности граждан в поддержании правопорядка, степень напряженности во взаимоотношениях населения и власти.
Социально-правовые ожидания выражают представления о положительных или отрицательных последствиях противоправного поведения, а также успешности законопослушных способов удовлетворения потребностей и интересов, разрешения жизненных проблем. Эти ожидания касаются, с одной стороны, наступления или ненаступления юридической ответственности за совершение противоправных действий (ее неотвратимости или возможности избежать), а с другой - успешности правомерных путей удовлетворения определенных интересов [3].
Вышеназванные базовые элементы правосознания выступают источником для репродукции свойств правосознания, в том числе противоправной направленности (деформации правосознания).
Данные свойства являются предметом не только их образования, но и исправления (устранения) в процессе правового воспитания.
Деформации правосознания личности выражаются в специфической характеристике его свойств. Учитывая содержательную характеристику ядра правосознания, выделим существенные психологические признаки деформаций правового сознания:
- отсутствие знаний либо неполное знание правовых предписаний;
- отрицательное (противоречивое) отношение к требованиям закона;
- негативное восприятие правомерного образа жизни;
- отрицательное отношение к законопослушным способам удовлетворения потребностей и разрешения жизненных проблем;
- убежденность в том, что большинство людей неуважительно относятся к закону и отклоняются от соблюдения требований правовых предписаний, совершают либо могут совершить преступления;
- личностное принятие преступного образа жизни, положительное восприятие правонарушителя;
- идентификация себя с личностью преступника определенного типа;
- готовность удовлетворять потребности и решать жизненные проблемы противоправными способами;
- негативное отношение к органам правопорядка, их деятельности, личности правоохранителя;
- убежденность в возможности избежать ответственности за совершенное злодеяние;
- социальная неподготовленность личности (отсутствие необходимых профессиональных, социально значимых умений и навыков), не-сформированность социально одобряемых личностных норм и принципов поведения и т. д.).
Таким образом, под деформациями правового сознания мы понимаем совокупность психологических свойств, детерминирующих искаженное отражение правовой действительности, отрицательное отношение к правовым предписаниям, законности и правопорядку, а также асоциальную направленность поведения индивида или группы.
В зависимости от степени выраженности, представленности свойств, обусловливающих асоциальное поведение, деформации правосознания можно типологизировать на предкрими-ногенные, криминогенные и криминальные (табл.).
Таблица
Содержательная характеристика деформаций правосознания
Ядро правосознания личности* Деформации правосознания
Предкрими-ногенные Криминогенные Криминальные
Знание правовых предписаний + +/- +; +/—; —
Отношение к закону, правовым предписаниям + +/- —
Знание конкретных и реальных представлений о правомерных способах удовлетворения потребностей и решения жизненных проблем +/— +/- +/—; —
Отношение к правомерным способам удовлетворения потребностей и решения жизненных проблем + +/- —
Отношение к преступным способам удовлетворения потребностей и решения жизненных проблем - +/- +
Отношение к правопослушному поведению + +/- —
Отношение к противоправному поведению — +/- +
Отношение к законопослушному человеку + +/- —
Отношение к преступнику — +/- +
Отношение к правоохраняемым социальным ценностям + +; +/- —; +/—
Социально-правовые ожидания (ожидание наступления ответственно за правонарушающее поведение) + +; +/- —; +/—
Отношение к правоохранительным органам и их деятельности + +/- —
Отношение к выполнению гражданского долга по участию в поддержании правопорядка +/— +/- —
* «+» - положительное отношение / знает;
«+» - отрицательное отношение / не знает;
«+/-» - противоречивое отношение / неполное (фрагментарное) знание
Носитель предкриминогенных деформаций правосознания отличается преобладанием право-послушной направленности поведения, правомерных взглядов, убеждений и ожиданий, личной неприемлемостью противоправного способа удовлетворения потребностей, интересов и притязаний, достаточным уровнем знаний правовых предписаний и запретов, необходимых для того, чтобы умышленно не нарушать закон, однозначно уважительным отношением к закону.
Психологические признаки предкриминогенных деформаций правосознания:
I. Отсутствие конкретных и реальных представлений о правомерных способах удовлетворения потребностей в сферах материального обеспечения жизни, взаимодействия с окружающими (разрешения конфликтных ситуаций), обеспечения собственных прав и интересов, прав и интересов других людей, развлечения и досуга (проведения свободного времени).
II. Несоответствие правомерных жизненных притязаний объективным и субъективным возможностям субъекта. Часто индивид ставит перед собой завышенные жизненные цели, которые не подкреплены необходимыми личностными качествами. Деформации правосознания данного типа могут быть обусловлены завышенными (гипертрофированными) потребностями.
III. Отсутствие безусловной готовности оказывать помощь органам государственной власти в поддержании правопорядка в обществе. Это проявляется, например, в демонстрации индивидом готовности принять участие в расследовании преступления в качестве свидетеля только при определенных условиях - материальном вознаграждении, предоставлении отгула, налоговых льгот и т. д.
Наличие у индивида указанных проявлений предкриминогенных деформаций правосознания свидетельствует о его недостаточной антикриминальной устойчивости, что является одним из существенных условий возможности вовлечения в противоправную деятельность.
Носитель криминогенных деформаций правосознания сочетает в себе положительные и отрицательные представления о явлениях правовой действительности, а также признаки девиантного (отклоняющегося) поведения.
Психологические признаки криминогенных деформаций правосознания:
I. Недостаточный (пробельный, фрагментарный) уровень знаний правовых норм и запретов, необходимых индивиду для реализации собственных основных прав и обязанностей; отсутствие понятных и конкретных представлений об уголовной или административной ответственности за те или иные правонарушения, что может способство-
вать совершению неумышленных и умышленных правонарушений.
II. Двойственное отношение к закону: с одной стороны, уважительное отношение к закону, с другой - убежденность в том, что отдельные правовые требования не являются справедливыми и обязательными для исполнения (например, оплачивать проезд в общественном транспорте).
III. Незнание правомерных способов удовлетворения потребностей, решения жизненных проблем, обеспечения собственных прав и интересов. Криминогенные деформации правосознания выражаются в представлениях о сложности и про-блемности правомерных способов, которые требуют больших усилий и затрат по сравнению с противоправными.
IV. Отрицательное отношение к отдельным сторонам правопослушного образа жизни (добросовестному труду или учебе в школе), эгоистичное, потребительское отношение к окружающим. Так, ученик может награждать одноклассников-отличников негативными эпитетами, распространять сплетни и небылицы о них, а более слабых эксплуатировать в личных интересах.
V. Положительное (оправдательное) отношение к отдельным сторонам преступного образа жизни, отдельным преступлениям. Одним из проявлений криминогенных деформаций правосознания неформальной группой учащихся является принятие некоторых норм и традиций криминальной субкультуры («воровских законов»).
VI. Представления о том, что значительная часть преступников избегает ответственности (либо это достаточно легко сделать, совершив правонарушение). Данный признак криминогенных деформаций свидетельствует о неверии в неотвратимость наказания.
VII. Неаргументированное отрицательное отношение к деятельности органов внутренних дел, судов; нежелание оказывать им помощь в поддержании правопорядка в обществе.
Девиантное поведение, например, подростков с криминогенными деформациями правосознания проявляется в поступках, нарушающих нравственные, общепринятые нормы поведения: прогулы учебных занятий, побеги из дома, бродяжничество, оскорбления учителей и одноклассников, общение с антисоциальными (криминальными) компаниями и др.
Криминальные деформации правосознания выражаются в наличии у индивида отрицательных социально-правовых взглядов, убеждений и ожиданий, а также склонностей к совершению правонарушений.
Психологические признаки криминальных деформаций правосознания:
I. Отрицательное отношение к закону. Правовые требования воспринимаются как вредные и ненужные для людей (данное отношение наиболее выражено, например, в среде лиц, исповедующих экстремистские, анархические взгляды, «воровские законы»). Правовая система государства, нравственно-правовые нормы и требования общества воспринимаются как несправедливые, защищающие только власть, а не человека, необязательные для исполнения.
II. Значительная часть людей воспринимается индивидом как неуважительно относящаяся к закону, уклоняющаяся от соблюдения требований правовых предписаний («Все чиновники воры!»).
III. Неуважительное (отрицательное) отношение к правомерным способам удовлетворения материальных потребностей, решения жизненных проблем, межличностных конфликтов, обеспечения собственных прав и интересов; представления о невозможности законно удовлетворять потребности, интересы и притязания. Правопослушный образ жизни воспринимается как неприемлемый, невыгодный, неправильный.
IV. Противоправное поведение воспринимается как нормальное, индивиду характерно выражение положительного отношения к преступному образу жизни.
V. Принятие и культивирование норм и обычаев криминальной субкультуры. Так, криминальные деформации правосознания проявляются в положительном отношении к лицам, ведущим преступный образ жизни, в стремлении завоевать криминальный авторитет, оправдательном отношении к большинству преступлений. Преступник наделяется положительными волевыми и моральными качествами, его судьба преподносится как достойная уважения. В таких неформальных группировках широко распространены криминальные песни, жаргон, татуировки, прозвища.
Центральной характеристикой криминальных деформаций (дефектов) правосознания выступает наличие у индивида личностной приемлемости преступных способов удовлетворения определенных потребностей либо разрешения жизненных проблем.
Знание содержания правосознания, его деформаций необходимо для постановки дифференцированных психолого-педагогических задач правового воспитания. Так, в отношении личности, сформированной в духе законопослушного поведения (предкриминогенные деформации), задачи должны быть направлены на укрепление позиции на право-послушный образ жизни, на активное участие в защите правопорядка, конкретизацию правомерных способов удовлетворения потребностей и интересов. В отношении лиц, отличающихся криминогенными
и криминальными деформациями правосознания, мерную ориентацию поведения, антикриминальную
задачи должны быть направлены на устранение устойчивость личности, готовность к правомерному
свойств, их составляющих (исправительный аспект), решению жизненных проблем в различных сферах
и на образование свойств, детерминирующих право- жизнедеятельности (формирующий аспект).
Библиографический список
1. Гулевич О. А., Голынчик Е. О. Правосознание и правовая социализация (аналит. обзор) : учеб. пособие. М., 2003. 270 с.
2. Еникеев М. И. Общая и юридическая психология : учеб. для вузов. М., 1996. 631 с.
3. Пастушеня А. Н. Психологическая характеристика индивидуального и общественного правосознания: структурно-содержательный аспект // Психология и право. 2012. № 1. С. 132-142. URL : http://psyjournals.ru/psyandlaw/2012/n1/50322.shtml.
4. Погребная Ю. К. Кризис современного российского правосознания : монография. М., 2013. 192 с.
5. Ратинов А. Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования // Методология и методы социальной психологии. М., 1977. С. 201-214.
6. Стуканов В. Г. Информационно-педагогическая система формирования правосознания личности : монография. Минск, 2016. 279 с.
Литература
1. Гулевич, О. А. Правосознание и правовая социализация (аналитический обзор) [Текст] : учеб. пособие для студентов фак. психологии высш. учеб. заведений по специальности 020400 «Психология» / О. А. Гулевич, Е. О. Голынчик. - М. : Междунар. об-во им. Л. С. Выготского, 2003. - 270 с.
2. Еникеев, М. И. Общая и юридическая психология [Текст] : учеб. для вузов / М. И. Еникеев. - М. : Юристъ, 1996. - 631 с.
3. Пастушеня, А. Н. Психологическая характеристика индивидуального и общественного правосознания: структурно-содержательный аспект [Электронный ресурс] / А. Н. Пастушеня // Психология и право. - 2012. - № 1. - С. 132-142. - URL : http://psyjournals.ru/psyandlaw/2012/n1/50322.shtml (дата обращения: 17.05.2017).
4. Погребная, Ю. К. Кризис современного российского правосознания [Текст] : монография / Ю. К. Погребная. - М. : Альфа-М, 2013. - 192 с.
5. Ратинов, А. Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования [Текст] / А. Р. Ратинов // Методология и методы социальной психологии. - М. : Наука, 1977. - С. 201-214.
6. Стуканов, В. Г. Информационно-педагогическая система формирования правосознания личности [Текст] : монография / В. Г. Стуканов. - Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2016. - 279 с.
References
1. Gulevich O. A., Golynchik E. O. Pravosoznanie i pravovaja socializacija (analiticheskij obzor) [legal consciousness and legal socialization (analitical review)]. Moscow, Mezhdunar. ob-vo im. L. S. Vygotskogo Publ., 2003. 270 p. (In Russ.).
2. Enikeev M. I. Obshhaja i juridicheskaja psihologija [General and legal psychology]. Moscow, Jurist Publ., 1996.631 p.
3. Pastushenja A. N. Psihologicheskaja harakteristika individual'nogo i obshhestvennogo pravosoznanija: strukturno-soderzhatel'nyj aspekt [Psychological characteristic of individual and public legal consciousness: structural and substantial aspect]. Psihologija i pravo - Psychology and Law, 2012, no. 1, pp. 132-142. - URL : http://psyjournals.ru/psyandlaw/2012/n1/50322.shtml. (In Russ.).
4. Pogrebnaja Ju. K. Krizis sovremennogo rossijskogo pravosoznanija [Crisis of the modern Russian legal consciousness]. Moscow, Al'fa-M Publ., 2013. 192 p. (In Russ.).
5. Ratinov A. R. Struktura pravosoznanija i nekotorye metody ego issledovanija [Structure of legal consciousness and some methods of its research]. Metodologija i metody social'noj psihologii [Methodology and methods of social psychology]. Moscow, Nauka Publ., 1977, pp. 201-214. (In Russ.).
6. Stukanov V. G. Informacionno-pedagogicheskaja sistema formirovanija pravosoznanija lichnosti [Informational and pedagogical system of formation of legal consciousness of the personality]. Minsk, Akad. MVD Resp. Belarus' Publ., 2016. 279 p. (In Russ.).
Человек: преступление и наказание. 2017. Т. 25(1-4), № 3. С. 328-504
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Стуканов Виталий Григорьевич - доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии и педагогики, учреждение образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь», г. Минск, Республика Беларусь, e-mail: Stukanov1972@gmail.com.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Стуканов, В. Г. Психологическая характеристика деформаций правосознания личности / В. Г. Стуканов // Человек: преступление и наказание. - 2017. -Т. 25(1-4), № 3. - С. 356-362.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Stukanov Vitaly Grigoryevich - dsc in pedagogics, phd in psychology, professor of the psychology and pedagogics chair of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus, Minsk, the Republic of Belarus, e-mail: Stukanov 1972@gmail .com.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Stukanov V. G. Psihologicheskaja harakteristika deformacij pravosoznanija lichnosti [Psychological characteristic of deformations of legal consciousness of the personality]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2017, vol. 25(1-4), no. 3, pp. 356-362.