4. Иваницкий, А. Т. Организационно-педагогическая система профессионального развития и саморазвития курсантов (слушателей) вузов МВД России : дис. докт. пед. наук: 13.00.01. - СПб, 2000. - 354 с.
5. Кобозев, И. Ю. Психопрофилактика профессионального стресса руководителей ОВД // Вестник Московского университета МВД России. - № 5. - 2011. - С. 46-52.
6. Петраченко, А. Е. Коррупционная составляющая политической системы современной России : автореф. дис. ... канд. полит. наук. - СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. - 24 с.
7. Российская коррупция: уровень, структура, динамика. Опыты социологического анализа / под ред. Г.А. Сатарова. - М.: Фонд «Либеральная Миссия». 2013. - 752 с.
8. Сатаров, Г. А. Власть, бизнес и гражданское общество // Общественные науки и современность. - 2002. - № 6.
9. Шаранов, Ю. А. Коррупция в свет культурной парадигмы // Межвузовская научно-практическая конференция (Санкт-Петербург, 22 ноября 2007) «Психология коррупции: анализ, теория, практика» : тез. докл. - СПб., 2007. - С. 5-15.
10. Юринова, Ю. В. Основные направления психологической работы с сотрудниками Госавтоинспекции в целях профилактики коррупционного поведения // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2014. - № 1 (56). - С. 125-128.
УДК 37.017; 37.035. В.Г. Стуканов*
К разработке информационно-педагогической системы формирования правосознания личности
В статье раскрыты основные положения информационно-педагогической системы формирования правосознания личности: психолого-педагогические цели и задачи, функции системы, ее организационная структура, закономерности и принципы формирования правосознания личности информационными средствами, педагогические условия функционирования, а также критерии оценки эффективности.
Ключевые слова: информационно-педагогическая система, правосознание личности, информационно-психологическое воздействие, правовое воспитание.
V.G. Stukanov*. To develop information and educational system of formation of legal consciousness of the person. The article deals with the basic provisions of the information and pedagogical system of formation of legal consciousness ofthe person: psychological and pedagogical aims and objectives, functions ofthe system, its organizational structure, laws and principles of justice ofthe individual information means, pedagogical conditions of functioning, as well as performance benchmarks.
Keywords: information and educational system, legal consciousness of the person, information and psychological impact, legal education.
Важнейшей задачей государства является социальная профилактика правонарушений, которая предусматривает не только устранение причин и условий преступности, но и правовое воспитание членов общества. Правовое воспитание направлено на формирование определенных свойств и качеств личности, которые образуют правосознание. Одним из средств правового воспитания является целенаправленная информационная деятельность уполномоченных государственных органов, а также средств массовой информации по формированию у граждан необходимого уровня правовых знаний, соответствующего отношения к закону, преступнику, потерпевшему, социально-правовому поведению, социально-правовым ожиданиям и т.д. Данная информационная деятельность, направленная на решение психолого-педагогических задач, станет эффективной только в том случае, если будет носить системный, плановый характер, учитывать закономерности, подчиняется определенным требованиям, использовать в достижении поставленных целей комплекс научно обоснованных педагогических технологий, форм и методов педагогического воздействия. В этой связи возникает необходимость разработки научно-прикладных основ информационно-педагогической системы формирования правосознания личности.
* Стуканов, Виталий Григорьевич, докторант Санкт-Петербургского университета МВД Российской Федерации, кандидат психологических наук, доцент (Республика Беларусь). Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург,. ул. Летчика Пилютова, 1. Телефон: +79817397706. E-mail: Stukanoff@tut.by.
* Stukanov, Vitaly Grigorievich, Ph.D. candidate of St. Petersburg University ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia, Ph.D., аssociate Professor. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph.: +79817397706. E-mail: Stukanoff@tut.by.
© Стуканов В.Г., 2015
Учитывая результаты теоретических исследований педагогических систем [1; 2; 3 и др.], можно выделить общие признаки информационно-педагогической системы (ИПС): это целостное, открытое, взаимосвязанное со средой, динамичное, имеющее иерархическую структуру, социальное образование, подчиненное целям воспитания, задаваемых обществом, и направленное на повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса. Специфическим признаком информационно-педагогической системы является использование в процессе формирования качеств личности информационных средств [4; 5], в первую очередь информационно-педагогического воздействия.
Под информационно-педагогической системой формирования правосознания личности мы будем понимать целостность взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, необходимых для реализации систематического, квалифицированного информационно-педагогического воздействия, направленного на усвоение личностью системы правовых норм, регулирующих общественные отношения во всех сферах жизнедеятельности индивида, и формирование готовности к их соблюдению. Определяющим признаком ИПС, направленной на воспитание правопослушной личности, выступает выполнение социального заказа по повышению эффективности социальной профилактики правонарушений и борьбы с рецидивной преступности в обществе. Помимо целей и задач воздействия, к основным компонентам ИПС формирования правосознания личности необходимо отнести информацию нравственно-правового характера (содержание системы), а также способы ее обработки, хранения и трансляции в воспитательном пространстве и времени.
Стратегической задачей ИПС является формирование правосознания личности, социальная профилактика правонарушений. Тактической задачей ИПС выступает производство нравственно-правовой информации, необходимой обществу для обеспечения должного уровня правопорядка, создание благоприятной информационной среды для формирования правопослушания граждан. В этом смысле мы можем рассматривать ИПС как систему управления, где процесс производства информации является объектом управления. Объектом формирования ИПС в сфере предупреждения преступности выступает правосознание личности. Предмет формирования ИПС выражается в психических свойствах личности и социально-психологических явлениях, детерминирующих направленность социально-правового поведения человека. Субъектами ИПС в сфере социальной профилактики правонарушений и формирования правосознания личности выступают: государственные органы управления и власти, разрабатывающие государственную политику в сфере правового воспитания; учреждения и организации, средства массовой информации, представители гражданского общества, реализующие государственную политику, и чья информационная и коммуникативная деятельность отвечает официально декларируемым национальным интересам в сфере предупреждения преступности.
Методологическим основанием изучения всякой педагогической системы, в т.ч. информационной, выступает системный подход, выдвигающий на первый план интегративные структуры, присущие объекту или их совокупности как некой целостности. Теоретический анализ позволяет выделить следующие компоненты (подсистемы) модели информационно-педагогической системы формирования правосознания личности: системообразующий, функциональный, организационно-управленческий, технологический и результативный, а также педагогические условия эффективного достижения цели системы (табл. 1).
Таблица 1
Модель информационно-педагогической системы формирования правосознания личности
Компонент системы (подсистемы)
Системообразующий
Функциональный
Организационно-управленческий
Технологический
Педагогические условия эффективного формирования правосознания
Результативный
Характеристика компонента
Цели и задачи
Общие и специфические функции
Методологический, организационный, формирующий уровни
управленческий, научно-методический и
Информационно-педагогическое воздействие как средство формирования правосознания личности.
Закономерности и принципы формирования правосознания личности.
Закономерности и принципы информационно-педагогического воздействия в формировании правосознания личности.
Формы, методы, технологии и каналы информационно-педагогического воздействия.
Научно-методическое, материально-техническое, кадровое обеспечение.
Профессионально-личностная готовность
субъектов оказывать формирующее и/или исправительное информационно-педагогическое воздействие.
Критерии оценки эффективности системы
Системообразующим компонентом всякой педагогической системы выступают цели и задачи, направленные на развитие, формирование, обучение личности. Цели определяют уникальность содержания педагогической системы. В целях выработки стратегических целей ИПС необходимо
исходить в первую очередь из того, какие сферы юридически значимого поведения человека охватывает правосознание, а также какие социальные роли должен выполнять человек, реализация которых регламентирована правом и предусматривает определенные обязанности и запреты. Правосознание охватывает сферу обеспечения материальных интересов; взаимодействия с другими людьми и иными социальными субъектами, в т.ч. с органами государства; потребления и досуга (удовлетворения потребностей в отдыхе, развлечениях и т.п.). Учитывая содержание правоохраняемых социальных ценностей, а также интересы государства, общества и личности, человек должен выполнять следующие социальные роли: быть ответственным гражданином; примерным членом общества; инициативным тружеником и хорошим профессионалом; добропорядочным семьянином. На основании изложенного выделим стратегические цели ИПС формирования правосознания личности (как социальный заказ):
- формирование гражданина, патриота, добросовестно выполняющего свой долг по защите отечества, других людей, в т.ч. от преступных посягательств, активно поддерживающий правопорядок; отличающегося готовностью в любой момент стать на защиту Родины, способного мобилизоваться, отбросить всё второстепенное и сосредоточиться на самом главном ради достижения победы;
- формирование члена общества, уважительно относящегося к нравственно-правовым предписаниям общества, другим людям, природе, чужой собственности, отличающегося совестливостью, милосердием, терпимостью, смиренностью, уживчивостью; способного жить в коллективе и учитывать его интересы, убеждённого, что личное благополучие должно достигаться в рамках всеобщего; способного к самоограничению и даже аскетизму, воздержанию от излишеств в еде, питие, развлечениях; демонстрирующего благопристойное поведение в сфере отдыха и потребления развлекательных услуг;
- формирование профессионала, труженика, считающего труд основным источником материальных благ; стремящегося максимально качественно исполнять профессиональные обязанности, проявляющего рационализаторские инициативы, направленные на улучшение качества производимой продукции, оказываемых услуг; не преклоняющегося перед богатством; у которого присутствует стремление не к богатству, а зажиточности; отличающегося приоритетом духовных ценностей над материальными, бескорыстием, душевной широтой и щедростью, не стяжательством;
- формирование семьянина, добропорядочного родителя, любящего детей и использующего педагогически адекватные приемы воспитания; преданного супруга и заботливого сына (дочери).
Достижение данных стратегических целей является условием формирования готовности личности к правомерному поведению в различных сферах жизнедеятельности, к выполнению определенных социальных ролей, а также формирование (укрепление) антикриминальной устойчивости личности. Данная стратегия предполагает, с одной стороны, устранение дефектов правосознания (исправительный аспект), с другой, формирование феноменов, выступающих детерминантами законопослушного поведения - неформальных социальных норм, традиций, общественного мнения и пр. (формирующий аспект).
Функциональные компоненты ИПС представляют собой систему функций управления, необходимых для достижения целей и задач по формированию правосознания личности. Стратегической функцией информационно-педагогической системы является оптимизация процесса социальной профилактики правонарушений по формированию у членов общества готовности вести правопослушный образ жизни. Можно выделить общие и специальные функции ИПС. К общим относятся интегрирующие, регулирующие и развивающие функции [1, с. 397] , которые достаточно раскрыты в педагогической литературе. К специальным функциям ИПС мы относим социализационно-формирующую, профилактическую и исправительную. Социализационно-формирующая функция предусматривает включение личности в систему общественных отношений по приобретению необходимых правовых знаний, овладение опытом законопослушного удовлетворения потребностей и решения жизненных проблем. Профилактическая функция ориентирована на социальное предупреждение правонарушений. Исправительная функция направлена на преодоление (устранение) дефектов правосознания, психологических свойств, детерминирующих противоправное поведение.
Определяющая роль в любой педагогической системе отводится субъектам управления. Одним из основных компонентов информационно-педагогической системы формирования правосознания личности является ее организационно-управленческая структура по управлению, осуществлению функционирования и оказанию информационно-педагогического воздействия в сфере социальной профилактики правонарушений. Анализ функционирования современных социальных систем позволяет предложить четырехуровневую организационную структуру ИПС в сфере правового воспитания и формирования правосознания личности:
- субъекты, разрабатывающие государственную политику в сфере правового воспитания, её стратегические цели и задачи: парламент, администрация президента, отдельные министерства и ведомства, например, образования, внутренних дел, генеральная прокуратура (методологический уровень);
- субъекты, осуществляющие управление информационно-педагогическим воздействием в правовоспитательных целях: министерства и ведомства всех уровней, в первую очередь, информации, образования, внутренних дел, исполнения наказаний и др. (управленческий уровень);
- субъекты, осуществляющие научно-методическое и кадровое сопровождение правовоспитательной деятельности информационными средствами: высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку специалистов для системы образования, органов правопорядка,
средств массовой информации, а также научно-практические учреждения, разрабатывающие технологии и методики организации и осуществления информационно-педагогического воздействия в правовоспитывающих целях (организационный и научно-методический уровень);
- субъекты, непосредственно оказывающие информационно-педагогическое воздействие, транслирующие нравственную и социально-правовую информацию: средства массовой информации всех видов и уровней, учреждения образования, органы внутренних дел, исправительные учреждения и т.д. (формирующий уровень).
Одним из ключевых компонентов ИПС являются средства формирования правосознания личности. Информационно-педагогическое воздействие направлено на изменение психических характеристик личности посредством информации, особым образом оформленной и предъявленной, с целью формирования личности и позитивного изменения поведения отдельных индивидов либо социальных групп. Целью подобного воздействия является формирование личности (развитие, коррекция, исправление), позитивной направленности поведения отдельного индивида либо социальных групп. Средством воздействия выступает информация, т.е. определённые сведения, факты, сообщения, знания и пр. Информационно-педагогическое воздействие в сфере социальной профилактики правонарушений и формирования правосознания - это специально организованный процесс предъявления информации, направленный на усвоение личностью системы правовых норм, регулирующих общественные отношения во всех сферах жизнедеятельности индивида, и формирование готовности к их соблюдению.
Необходимой характеристикой всякой теории, в т.ч. концептуальных основ информационно-педагогической системы формирования правосознания личности, выступает «ее прогностическая ценность, определяемая тем, насколько теория способна предсказывать развитие тех или иных явлений. Известно, что такое предсказание возможно на основе знания законов» [8, с. 38]. Закон отображает существенные, повторяющиеся связи между явлениями реального мира. Близким к понятию закона выступает понятие закономерности, которая представляет собой объективно существующую повторяющуюся реальность, обеспечивающую устойчивую тенденцию или направление в изменениях системы. Полученные в психологии и педагогике результаты исследования психического развития, включая и развитие сознания, формирования личности в процессе воспитания, являются теоретико-методологическим основанием выделения, во-первых, закономерности формирования правосознания личности, во-вторых, закономерности информационно-педагогического воздействия.
Формирование свойств личности происходит по своеобразным законам, выражающим собой теоретико-методологическое содержание принципа развития в психологии [7; 8; 9; 10; 11; 12]. Его основные положения заключаются в том, что психическое развитие, в т.ч. формирование правосознания личности, обусловлено взаимодействием внутренних (личностных) и внешних (социальных) условий; зависимостью данного процесса потребностями общества в должном уровне правопорядка, а также содержанием государственной политики в сфере правового воспитания; характером взаимоотношений между субъектами информационно-педагогической системы; происходит неразрывно, имеет преемственность стадий формирования (каждая последующая основывается на предыдущей); взаимообусловлено развитием различных структурных уровней личности как системы психических свойств; происходит в результате формирования новых психических образований (представлений, убеждений, впечатлений, чувств и др.), которые сталкиваются с уже имеющимися, что приводит к внутриличностным противоречиям и конфликтам, амбивалентности чувств и отношений.
Теоретический анализ позволил выделить общие закономерности информационно-педагогического воздействия в формировании правосознания [13; 14; 15; 16]: сообщение информации без специальной интерпретации и комментария не оказывает существенного влияния на убеждения человека; с увеличением количества накопленной информации возрастают возможности по её дальнейшему увеличению благодаря углублению имеющихся знаний; социально-правовые представления будут закрепляться, если имеющиеся знания и представления реципиента, а также информационные сообщения и предмет, которому они посвящены, имеют одинаковую модальность (положительную или отрицательную); изменения социально-правовых взглядов происходит тогда, когда наступает диссонанс, противоречие между информационными сообщениями и знаниями человека о социально-правовой действительности; социально-одобряемая (нравственно-правовая, полезная, конструктивная) информация «тонет» в ложной информации, если её количество и интенсивность меньше деструктивной (отрицательной) информации; одновременно с ростом конструктивной информации социально-правового характера происходит рост деструктивной (безнравственной), информации; чем больше негативной (позитивной) детализации об объекте (например, лидере организованной преступной группировки) получает личность, тем больше будет удален (приближен) этот объект.
Основываясь на результатах теоретических и эмпирических исследований, отметим специальные закономерности информационно-педагогического воздействия в формировании правосознания личности [14]: взгляды, убеждения и представления людей изменяются эффективнее, если вслед за предъявлением нравственной и социально-правовой информацией следуют выводы, обобщающие пропагандируемые позиции; если реципиенты положительно настроены в отношении пропагандируемой позиции, оправданно рассмотрение аргументов с одной, более выгодной стороны; если аудитория враждебно настроена к транслятору информации, если ситуация полемична, необходима двухсторонняя аргументация; для выработки временных взглядов и убеждений целесообразнее использование эмоциональной формы информирования; для выработки устойчивых ценностных
ориентаций личности, необходимо использование рационально сформулированных обращений; аргументы, представленные в начале или в конце информационного потока, характеризуются большей убеждающей силой, чем выдвинутые в середине её.
Процесс формирования правосознания личности основывается на указанных выше закономерностях психического развития, изменении определенных видов свойств и качеств, а также общих и специальных закономерностях информационно-педагогического воздействия. Исходя из установленных закономерностей, выделим общие принципы организации исследуемого процесса: непрерывность, целостность, личностно-ориентированный характер системы, целесообразность, научность, этичность, педагогически обоснованное сочетание различных методов и средств воздействия. Учитывая результаты теоретических исследований, а также наш практический опыт организации систематического информационного потока на сознание осужденных, отметим основные специальные требования к формированию правосознания личности информационно-педагогическими средствами: воздействие должно быть систематическим и постоянным; содержание воздействия должно быть направлено на формирование в сознании социально одобряемой концепции образа жизни, четких, конкретных, моделей правопослушного поведения в различных сферах жизнедеятельности; информация должна быть аргументированной и конкретной, эмоциональной по окраске и рациональной по сути; необходимо постоянно использовать мотив личной выгоды: воздействие должно раскрывать достоинства и выгоду для конкретного индивида, его семьи, других людей законопослушного поведения и образа жизни; с другой стороны, необходимо подчеркивать ущербность и вред преступного образа жизни; воздействие не должно быть дидактичным и доминантным; дифференцированность, своевременность и многоканальность воздействия.
Методы информационно-педагогического воздействия в формировании правосознания основываются на психолого-педагогических способах и приемах, которые неоднократно были предметом серьезных исследований. Отметим лишь, что информационно-педагогическое воздействие в формирования правосознания - это целенаправленный преднамеренный процесс воздействия на когнитивную (представления, суждения, убеждения), эмоционально-чувственную (отношения, чувства) и мотивационно-волевую (интересы, склонности, идеалы) сферы личности. Формирование правосознания личности предполагает комплексное воздействие на психические свойства и качества через различные способы и приемы усвоения информации: 1) ценностно-смысловое убеждение, направленное на обогащение ценностно-смысловых представлений о необходимости жить и поступать нравственно, правомерным образом; 2) эмоционально-образное воздействие - обогащение положительных образных представлений о правомерной жизни и добропорядочных поступках; 3) эмоционально-чувственное воздействие - формирование позитивного отношения к различным сторонам правомерного образа жизни, которое достигается на основе раскрытия положительных чувств, которые испытывает человек, живущий правильно, и отрицательных чувств, присущих противоправной и аморальной жизни человека; 4) наглядно-действенное воздействие - демонстрация примера должного поведения через личный пример воспитателя, других людей, в т.ч. осужденных; 5) внушающее воздействие, как следует действовать и каким необходимо быть, а также как нельзя поступать и каким нельзя быть (такое воздействие может быть эффективным при высоком авторитете транслятора информации).
ИПВ представляет собой открытое и правомерное, а не манипулятивное воздействие, когда человеку предоставляется полная информация (факты, сведения), а также свобода выбора, не преследуется цель принуждения человека к поведению во вред самому себе.
Педагогические условия как компонент информационно-педагогической системы направлены на оптимизацию процесса достижение целей системы. Успешное формирование правосознания личности в информационно-педагогической системе зависит от объективных и субъективных условий. Объективные условия даны как данность, на них принципиально не в силах повлиять субъект воздействия, но, осуществлять педагогическую деятельность необходимо с их учётом. К объективным условиям можно отнести уровень социально-экономического развития общества, правовое устройство государства, а также эффективность деятельности органов государственного управления и власти. Объективные педагогические условия функционирования системы могут как повышать эффективность педагогической деятельности, так и тормозить процессы развития и формирования личности.
Субъективные педагогические условия моделируются и создаются субъектом воздействия и нацелены на эффективную реализацию задач системы. К субъективным педагогическим условиям формирования правосознания личности мы относим:
- материально-технические условия: нормативно-правовую урегулированность информационно-педагогической деятельности по формированию правосознания (в первую очередь, нормативно-правовое закрепление ключевых целей и задач по формированию правосознания); наличие должной учебно-материальной и аудиовизуальной технической базы для трансляции нравственно-правовой информации;
- содержательные условия: наличие специальной учебной, теле-, видео-, радиопродукции нравственно-правового характера (учебной литературы нравственно-правового характера, наглядных средств воздействия (например, наружной социальной рекламы), информационно-воспитывающих телепрограмм и др.
- технологические условия: разработанность учебно-воспитательных методик, средств, форм и методов правового воспитания, просвещения и образования;
- информационные условия (условия эффективного информационного воздействия): степень доверия объекта воздействия к источнику нравственно-правовой информации, его авторитету и компетентности; уровень интереса реципиентов к предъявляемой информации; количество, качество и систематичность предъявляемой информации; степень усиления аргументации в информационных сообщениях, направленной на создание наибольшего диссонанса между прежними взглядами и убеждениями личности и транслируемыми представлениями и моделями поведения;
- профессионально-личностные условия: уровень педагогической культуры субъектов воздействия (педагогов, сотрудников ОВД, исправительных учреждений и пр.), профессионализм; уровень согласованности действий субъектов воздействия; реализация единой информационно-педагогической политики; степень личностной значимости для субъектов целевых приоритетов формирования правосознания личности;
- объектные условия (учет особенностей объекта воздействия): уровень правой грамотности; правовые традиции, правовой менталитет лиц, проживающих на конкретной территории; степень криминогенности осужденных и т.д.
Показателем эффективности информационно-педагогической системы формирования правосознания личности является её результативность. Результативность ИПС - это комплекс признаков, свидетельствующих об уровне достижения целей системы и ожидаемого состояния объекта информационно-педагогического воздействия. Результативность ИПС слагается из внешних (объективных) и внутренних (субъективных) признаков. Объективные признаки результативности ИПС выражаются в достижении общественно значимой цели по повышению эффективности социальной профилактики правонарушений, снижения уровня преступности в обществе, в т.ч. рецидивной, а также административных правонарушений. Субъективные признаки эффективности ИПС проявляются в реакции объекта воздействия на оказываемое информационно-педагогическое воздействие; возрастающей либо стабильно высокой потребности получать информацию нравственно-правового характера из конкретного источника; конструктивном характере отношений, сложившихся между сторонами информационно-педагогического взаимодействия; желаемом уровне правовой информированности объекта; улучшении морально-психологического климата в коллективе конкретного учреждения и др.
Процесс правовоспитательной деятельности всегда протекает в условиях той или иной педагогической системы. Как правило, эти системы разрабатывались на основе определенных идей, концепций, прямо не направленных на формирование правопослушной личности, преследующих иные цели воспитания, образования и обучения. Нами предпринята попытка моделирования и теоретического обоснования основных положений (компонентов) специальной информационно-педагогической системы, которая стратегической задачей ставит формирование правосознания личности и социальную профилактику правонарушений. Именно целевая направленность системы обусловливает ее уникальность. Социальный же заказ, выражающийся в потребности общества в снижении уровня преступности, нейтрализации деструктивного информационного воздействия на граждан, определяет актуальность, необходимость создания и реализации данной системы.
Список литературы
1. Караковский, В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. - М.: Новая школа, 1996.
2. Ковалев, А. П. Педагогические системы: оценка текущего состояния и управления / Харьк. гос. ун-т им. А.М. Горького. - Харьков: ХГУ, 1990.
3. Теория и практика воспитательных систем / редкол.: Л.И. Новикова и др. - М.: ИТП и МИО РАО, 1993.
4. Абрамян, Г. В. Теоретические основы профессионального становления педагога в информационной среде : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Ленингр. гос. обл. ун-т им. А.С. Пушкина. - Санкт-Петербург, 2001.
5. Ахаян, А. А. Теория и практика становления дистанционного педагогического образования : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Росс. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2001.
6. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984.
7. Анцыферова, Л. И. Категория развития в психологии / Л.И. Анцыферова, Д.Н. Завалишина, Е.Ф. Рыбалко // Категории материалистической диалектики в психологии. - М.: Наука, 1988. - С. 25-26.
8. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968.
9. Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. - М.; Воронеж: Изд-во Ин-та практ. психологии МОДЭК, 1996.
10. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. - Т. 3. - М.: Педагогика, 1983.
11. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. - Т. 1. - М.: Педагогика, 1983.
12. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. - Т. 1. - М.: Педагогика, 1989.
13. Карпухин, О. И. Влияние на человека / О. Карпухин, Э. Макаревич. - Москва - Барнаул: Пикет, 2001. - 385 с.
14. Надирашвили, Ш. А. Психология пропаганды. - Тбилиси: Мецниереба, 1978.
15. Шрейдер, Ю. А. Системы и модели. - М. : Радио и связь, 1982.
16. Хромов, Л. И. Теория информации и теория познания. - СПб.: Русское философское общество, 2006.