УДК 159.9:343.8 ББК 88.47 С88
ISSN 1999-9917. ЧЕЛОВЕК: преступление и наказание. 2014. № 2 (85)
V.G. STUKANOV*
LEGAL SENSE AS A SUBJECT OF PSYCHOLOGICAL RESEARCH
Аннотация: в статье рассмотрены подходы к исследованию структуры правосознания, осуществлен анализ элементов правосознания, важных в детерминации социально-правового поведения, выделены общие дефекты правосознания, обусловливающие противоправное поведение, определены методологические подходы к исследованию механизма формирования правосознания.
Ключевые слова: правосознание, социально-правовое поведение.
ВИТАЛИИ ГРИГОРЬЕВИЧ СТУКАНОВ*
ПРАВОСОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Annotation: in the article the author considers some approaches to research of structure of legal sense, analyses its elements which are important for determination of socio-legal behavior, marks out the general defects of legal sense which cause the illegal behavior, describes methodological approaches to research of mechanisms of legal sense development.
Key words: legal sense, socio-legal behavior.
Правосознание является важнейшей детер-минантой социально-правового поведения (законопослушного и противоправного). Психологический анализ причин противоправного поведения требует изучения криминогенных дефектов правосознания, а также антикриминогенных свойств правосознания, обусловливающих законопослушное поведение.
Большинство исследователей правосознания выделяют следующие его элементы: знания правовых предписаний, оценочные отношения к праву, к правовому поведению людей и собственному правовому поведению, к правоохранительным органам и их деятельности. Данные элементы являются базовыми и, по сути, составляют стержень правового сознания. Вместе с тем выделяют и другие элементы правосознания (либо конкретизируют вышеназванные): правовые установки (П. П. Баранов, А. Р. Ба-рахоева, О. А. Гулевич, Г. X. Ефремова, А. Р. Ратинов, И. М. Максимова, Л. А. Ясюкова и др.); ценностные ориентации, регулирующие человеческое поведение в юридически значимых ситуациях (Е. М. Еникеев, Г. X. Ефремова и А. Р. Ратинов, А. Н. Пастушеня, В. А. Щегорцев и др.); представления о законопослушном человеке и преступнике (осужденном) и отношение к ним (А. Н. Пастушеня, О. А. Гулевич и Е. О. Голын-чик); социально-правовые ожидания (А. Н. Па-стушеня); отношение к выполнению гражданского долга по участию в поддержании правопорядка (В. И. Бегинин, А. Н. Пастушеня); отношение к криминогенным влияниям других лиц (А. Н. Пастушеня); правовые идеи, теории,
0
1
О
(V)
0
1
CD
а ш
(V)
о
(V)
с -с
CD
О *
С
с<
о с
о *
* Кандидат психологических наук, доцент, докторант (Академия МВД Республики Беларусь) E-mail: Stukanoff@tut.by.
взгляды (К. Т. Бельский, Н. А. Горбаток, С. С. Пи-скунова, И. Ф. Покровский, А. К. Уледов, Н. М. Юрашкевич); правовой опыт (П. П. Баранов; Ю. И. Жегусов); правовые чувства, настроения (И. А. Ильин, И. Е. Фарбер, И. Ф. Покровский, К. Т. Бельский, I? С. Байниязов, Н. А. Горбаток, Е. А. Лукашева); правовые привычки (И. М. Максимова, Ю. К. Погребная); правовые иллюзии (И. Е. Фарбер); правовой менталитет (Р. С. Байниязов, Ю. К. Погребная); правовая идеология (Н. Ю. Евплова); отношение к жертвам преступлений (О. А. Гулевич); отношение к наказанию (О. А. Гулевич); отношение к желаемому праву (Т. В. Синюкова, Н. А. Гор-баток); правовая мораль (Н. А. Горбаток); мотивы соблюдения закона (И. М. Максимова, Л. А. Семенко, И. Н. Трушков); мотивы совершения преступлений (О. В. Пристанская и Е. М. Юцкова) и др.
Исходя из этимологии термина «правовое сознание» к его элементам необходимо относить те психические свойства, которые реализуются в первую очередь в когнитивной сфере личности. Вместе с тем ряд авторов включают в правосознание психические свойства, которые проявляются в том числе в неосознаваемой сфере личности. К ним относятся правовые установки, мотивы социально-правового поведения, правовые опыт, привычки, иллюзии, менталитет и т. д. Так, Т. В. Синюкова считает, что правовая установка как элемент правосознания есть «готовность, предрасположенность субъекта к правомерному или противоправному поведению, складывающаяся под влиянием совокупности социальных и психофизиологических факторов в изменяющихся жизненных ус-
О О
с
>3
is О о
У
<0 о <0 го
0
с
1
о
<0
0
1
о
с:
ловиях»1. Данная методологическая позиция противоречит устоявшемуся подходу отечественной психологии, в основе которого правосознание понимается как специфическая форма сознания. Соглашаясь с тем, что правовая установка выступает одним из детерминантов социально-правового поведения, необходимо отметить: одной из функций установки является «освобождение субъекта от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях»2, то есть освобождает субъекта от сознательного регулирования своего поведения. В связи с этим Т. Г. Шав-гулидзе указывал, что «понятие фиксированной социально-правовой установки шире понятия правосознания и охватывает последнее... »3, с чем мы полностью согласны. Социально-правовая установка проявляется как на осознава-
емом, и тогда она относится к правосознанию, так и на неосознаваемом уровне психического.
А. Н. Пастушеня считает, что правосознание отражает правовое мировоззрение человека и включает в свою структуру те психологические свойства личности, которые относятся к феноменологии сознания, прежде всего к когнитивной сфере личности. В качестве таких свойств выступают знания, представления, убеждения, ожидания, оценочные эталоны, личностные принципы и нормы, отношения4. Вместе с тем правосознание - это не продукт сугубо рационального, его свойства реализуются и на эмоционально-чувственном уровне. Так, И. Ф. Покровский, рассматривая правосознание как форму сознания, в своем исследовании убедительно доказывает, что многообразие правовых явлений находит свое отражение в сознании не только в виде правовых понятий, то есть на уровне второсиг-нальной деятельности мозга, но и в многообразии высших чувств, которые выступают наряду с соответствующими правовыми взглядами в качестве относительно самостоятельных элементов единого процесса отражения действительности. Правовые чувства - это эмоциональная окраска сознательного отношения и оценки правовых явлений. К правовым чувствам людей можно отнести чувство уважения к закону, к суду, к законодательной власти, чувство уважения прав других людей и т. д.5
Таким образом, правосознание отражает правовые явления одновременно на рациональном (когнитивном) и эмоциональном (чувственно-эмоциональном) уровнях психической регуляции социально-правового поведения людей. Под правосознанием мы будем понимать систему психологических свойств личности, реализующихся в когнитивной и чувственно-эмоциональной ее сферах и детерминирующих субъективное отражение правовой действительности, а также социально-правовое поведение человека.
Важным представляется психологическое изучение правосознания с точки зрения детерминации социально-правового поведения человека и групп людей. В связи с этим необходимо выделить те элементы правосознания, которые играют первоочередную роль в обусловливании правопослуш-ного поведения человека, его готовности соблюдать закон и следовать его требованиям.
Основываясь на результатах философских, криминологических и психологических исследований содержания правосознания, мы предлагаем выделить следующие базовые структурные компоненты правосознания, существенно детерминирующие социально-правовое поведение
человека и важные для их эмпирического изучения: отношение к закону; отношение к правовому поведению людей; представления о законопослушном человеке и о преступнике; отношение к пра-воохраняемым социальным ценностям; социально-правовые ожидания (представления о последствиях противоправного поведения); отношение к правоохранительным органам и их деятельности; отношение к выполнению гражданского долга по участию в поддержании правопорядка. Мы не включили в данный перечень такой элемент правосознания, как уровень правовой подготовленности. Комплексные исследования А. И. Долговой, А. Р. Ратинова, Г. X. Ефремовой, А. М. Сто-ляренко, а также зарубежных авторов свидетельствуют о том, что уровень правовых знаний существенно не влияет на направленность социально-правового поведения человека6.
Психологическое изучение детерминант социально-правового поведения личности потребует определения дефектов правосознания. Последние могут выражаться в особенностях ее психического склада, специфических характеристиках системы интегративных психических образований, детерминирующих социально-правовое поведение, в социально-правовых ожиданиях, а также в социальной неподготовленности личности (отсутствии необходимых профессиональных, социально значимых умений и навыков, несформированности социально одобряемых личностных норм и принципов поведения и т. д.). Методологической основой исследования дефектов правосознания может явиться концепция криминогенной сущности личности преступника А. Н. Пастушени7. Исходя из понимания криминогенности личности такие дефекты общественного правосознания проявляются прежде всего в приемлемости для части членов общества тех или иных преступных способов действий, которые они используют для удовлетворения определенных потребностей или разрешения жизненных проблем.
На основании общих посылок можно сформулировать отношения и представления о тех или иных сторонах правовой действительности и социально-правового поведения человека, в которых выражаются дефекты правосознания (табл.).
Таким образом, предметом эмпирического изучения правосознания должны выступать: отношение к закону, правовому поведению людей, правоохраняемым социальным ценностям, правоохранительным органам и их деятельности, выполнению гражданского долга по участию в поддержании правопорядка, представления о законопослушном человеке и преступнике, а также социально-правовые ожидания. При изучении индивидуального правосознания в первую очередь необходимо обратить внимание на позицию личности по отношению к преступному и правомерному способам удовлетворения потребностей, отношение личности к субъектам правомерного и преступного поведения, индивидуальные представления о такого рода позициях других людей в обществе, представления о состоянии правопорядка, возможностях правомерного удовлетворения потребностей и др.
Исследование правосознания также требует изучения психологических механизмов его формирования. Учитывая то, что правосознание формируется по механизмам формирования других свойств, предметом изучения должны стать механизмы подражания и психологического заражения, научения, подкрепления (стимулирования), анализа и обобщения воспринимаемых социальных явлений, а также механизмы формирования сознания и др. Одним из направлений разработки данной проблемы должно выступить исследование социальных факторов, обусловливающих формирование правосознания. К таковым относятся семья, социальное окружение, условия жизнедеятельности, занятость, средства массовой информации, отношение к криминальной субкультуре, уровень правопорядка в обществе, степень правовой и социальной защищенности и т. д.
Дефекты правосознания
№ п/п
Элементы правосознания
Дефекты правосознания (отношения и представления)
1
Отношение к закону, правовым предписаниям
Отношение к закону, правовым предписаниям отрицательное или противоречивое.
Представления о правовых требованиях, правах и обязанностях неадекватные, не обязательные для исполнения, вредные для людей и т. д._
Отношение к право-послушному и противоправному поведению людей
Законопослушное поведение, образ жизни считаются неприемлемыми (невыгодными, неправильными).
Представления о невозможности законно удовлетворить свои потребности, интересы и притязания. Либо возможно, но потребуется больше усилий и затрат по сравнению с противоправным способом.
Противоправное поведение воспринимается как нормальное, выражается положительное отношение (выгодное, правильное) к преступному образу жизни, удовлетворению потребностей и притязаний.
Противоправное поведение (способ удовлетворения потребностей и интересов) воспринимается как неправильное, но вынужденно необходимое для решения жизненных проблем.
Оправдательное отношение к отдельным преступлениям.
Отсутствуют реальные и конкретные представления о том, как правопослушно жить, удовлетворять материальные потребности, взаимодействовать с другими людьми, разрешать конфликты, проводить досуг, развлекаться_
Представления о законопослушном человеке, о человеке, совершающем противоправное деяние, и отношение к нему
Представления о том, что большинство совершают правонарушения, спокойное к этому отношение.
Отрицательное отношение к законопослушному гражданину либо безразлично-пренебрежительное.
Положительное отношение к правонарушителю, отсутствие осуждающей позиции к нему.
Оправдательное отношение к преступнику_
Отношение к правоох-раняемым социальным ценностям
Отрицательное (пренебрежительное, негуманное, эгоистичное, потребительское, неприязненное и т. д.) отношение к правоохраняемым социальным ценностям_
Социально-правовые ожидания
Представления о том, что значительная часть преступников избегает ответственности либо что достаточно легко сделать, совершив правонарушение_
Отношение к правоохранительным органам и их деятельности
Представления об отсутствии в обществе должного контроля за правопорядком.
Отсутствие чувства безопасности.
Оценка криминогенной обстановки как сложной с высоким уровнем преступности при объективно должном уровне правопорядка.
Неадекватная оценка деятельности органов правопорядка.
Выраженное неаргументированное отрицательное отношение к органам правопорядка_
Отношение к выполнению гражданского долга по участию в поддержании правопорядка
Отрицательное отношение к возможности оказывать помощь органам правопорядка.
Согласие участвовать в правоохранительной деятельности только при нарушении собственных прав, защите личной собственности либо прав и свобод близких
2
3
4
5
6
7
Список использованной литературы
1 Теория государства и права: курс лекций / М. И. Байтин [и др.]; под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 1997. С. 564.
2 Психология: словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. М., 1990. С. 419.
3 Общественное мнение и преступление : монография / Г. X. Ефремова [и др.]. Тбилиси, 1984. С. 16.
4 См.: Пастушеня А. Н. Психологическая характеристика индивидуального и общественного правосознания: структурно-содержательный аспект [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. № 1. URL: http:// psyjournals.ru/psyandlaw (дата обращения: 29.11.2012).
5 См.: Покровский И. Ф. Правосознание как относительно самостоятельная форма сознания. Л., 1970. С. 28-32.
6 См.: Долгова А. И. Изучение правового сознания несовершеннолетних // Правовая культура и вопросы правового воспитания / под ред. А. Д. Бойкова [и др.]. М., 1974. С. 197-206; Ратинов А. Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования // Методология и методы социальной психологии. М., 1977. С. 201-214; Ефремова Г. X., Ратинов А. Р. Правовая психология и преступность молодежи. М., 1976. С. 86, 95-97; Столяренко А. М. Правовая психология личности // Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. А. М. Столяренко. М., 2003. С. 58.
7 См.: Пастушеня А. Н. Криминогенная сущность личности преступника: методология познания и психологическая концепция. Минск, 1998.
Статья рекомендована к опубликованию научно-экспертным советом академии, протокол от 21 февраля 2014 г. № 2.