Психологическая адаптация студентов при обучении дисциплинам издательского дела
И.К. Свешникова,
доценты кафедры издательского дела и редактирования;
Е.В. Далада,
доценты кафедры издательского дела и редактирования
При подготовке студентов по дисциплинам, связанным с издательским делом, использование интерактивных форм обучения эффективно по многим причинам, главными из которых являются возможность погружения в отраслевую профессиональную среду и проведение психологической адаптации.
Анализ поведения студентов на практических занятиях по ряду специальных дисциплин показывает, что трудности в овладении учебным материалом обусловлены серьезным психологическом барьером: студенту пока еще сложно представить себя специалистом отрасли, решающим профессиональные задачи. В восприятии материала выявляются некоторая отчужденность, хотя активность в запоминании и воспроизведении его непреложна. Другими словами, решение профессиональных задач осознается не сегодняшним делом, а задачей будущего, и выполнение заданий в некоторой мере формально. Эти явления в меньшей степени обнаруживаются у студентов при интегрированных формах обучения, поскольку большинство студентов проходит успешную адаптацию в процессе работы на предприятиях отрасли. Однако отмеченные явления обнаруживаются в группах студентов очно-заочной формы обучения при условии, когда большинство учащихся напрямую не связано с издательской деятельностью. В группах заочного обучения ситуация определяется по-разному, в зависимости от производственного опыта студентов.
Изучение данной проблемы авторами статьи связано с необходимостью максимально приблизить практические занятия к отрас-
192
левым условиям, чему способствуют современные технические средства. Специфика исследования и его новизна определены производственными задачами книгоиздания. В этой статье предпринята попытка представить и обосновать направления научной и научно-методической работы по психологической адаптации студентов и, как следствие, по формированию интеллектуальной готовности к производственной адаптации на издательских предприятиях малого, среднего и крупного масштаба.
Как отмечают исследователи, нередко помимо психологических проблем профессиональной социализации обучаемых мешают и учебно-методические барьеры. Зачастую учебные программы содержат обязательный набор компетенций по каждой из учебных дисциплин в соответствии с федеральными государственными стандартами образования, зачастую составляющие лишь теоретический блок подготовки, курсовые работы, подготавливаемые студентами, теряют смысл, превращаясь по сути в компиляцию информации, полученной в лучшем случае из интернет-ресурсов, практические навыки при этом практически не формируются [5].
Снять или для начала уменьшить во всех случаях психологические барьеры в восприятии учебного материала помогают ролевые игры, подготовка дубликатов реальных издательских материалов, дискуссии по проблемным издательским ситуациям. Были использованы интерактивные формы обучения на практических занятиях по дисциплинам «Подготовка и презентация издательского проекта книжного издания», «Подготовка и презентация издательского проекта периодического издания», «Аппарат издания», «Современное издательство». При проведении занятий с использованием интерактивных средств обучения кроме основных задач планового характера (усвоение теории и приобретение профессиональных умений и навыков работы) в комплексе решались задачи адаптационного свойства, т. е. психологические тренинги являлись сопутствующими элементами обучения.
На занятиях создавались условия, поэлементно имитирующие производственные ситуации. Например, ставилась учебная задача в соответствии с учебным планом и решалась она не каждым студентом в отдельности, а творческой группой с распределением функциональных обязанностей редактора, корректора, заведующего редакцией и др. Таким образом, задача решалась не изолированно, а в технологической цепочке, т. е. с разных производственных позиций.
Этот процесс и его результаты были интересны тем, что студенты довольно быстро «входили» в свои обязанности и нередко удавалось им рассматривать решение коллеги с точки зрения реализации решения, принятого на предыдущей производственной операции, следовательно, анализировалось не только выполнение задания, но и его согласованность с последующими стадиями работы.
193
При организации и проведении фрагментов полевых игр, например, по дисциплине «Подготовка и презентация издательского проекта книжного издания» студенты самостоятельно после обсуждения задания в аудитории разрабатывают издательский проект, готовят его обоснование по всем реальным творческим и производственным параметрам и визуальный ряд. В аудитории на занятиях в соответствии с планом занятий, как правило, два студента представляют свой проект и сопровождают выступление демонстрацией кадров на экране. Студенты в аудитории являются членами редакционного совета издательства, участниками конференции, просто читателями с определенными читательским интересами и др. Роли удаются по-разному: лучше всего -роль разработчика проекта; преподаватель при этом оказывается то на стороне выступающего, то на стороне слушающих «критиков».
Педагогическая задача связана с подготовкой и представлением проекта в соответствии с программой учебной дисциплины. Успешное решение этой задачи возможно, если созданы соответствующие условия. Можно сказать, что такие условия есть всегда: тихая, спокойная, деловая обстановка в аудитории. И это правильно. И в таких условиях студенты успешно приобретают умения и навыки на практических занятиях: но при этом возникают трудности применения этих умений и навыков в реальных условиях издательства. Использование интерактивных форм обучения и позволяет приблизить условия обучения к реальной практике.
Студент является автором проекта и, представляя его, чувствует себя в роли автора, стараясь защитить свое «детище», при этом чувствуются первые проявления профессионального азарта, когда невольно приходит неуверенность, стеснительность и многое другое, что мешает выступать даже в небольшой аудитории.
В процессе обсуждения проекта, например, на редакционном совете, студенты учатся не только защищать свои идеи, но и определять свои последующие действия, принимать решения и, что очень важно, проводить производственные согласования. На традиционных занятиях студент может хорошо справиться с заданием, но он в условиях традиционных занятий - одиночка. При интерактивных формах обучения он участвует в активной коммуникации.
Какие проблемы обнаруживаются при организации, обеспечении и проведении практических занятий?
1. Для организации занятий с распределением между студентами функциональных обязанностей специалистов издательства нужны соответствующим образом оборудованные компьютерные классы и комплексное программное обеспечение. Последнее не требует разработки специальных программ, поскольку вполне достаточно фрагментарное использование имеющихся ресурсов.
194
2. Нужны в оперативном пользовании множительные аппараты, поскольку в процессе занятий нередко трудно обойтись имеющимися подготовленными текстами (рукописями, рецензиями и другими материалами), которые появляются в процессе занятий.
3. Преподаватель должен быть в постоянной интеллектуальной готовности подключиться к решению задач психологической адаптации студентов. А это достигается только некоторой, незаметной, «тонкой» корректировкой, например, условий взаимодействия студентов, этических аспектов взаимодействия и др. Прямые указания и рекомендации тут бесполезны. Все должно происходить естественно, вроде бы само собой.
4. Для проведения интерактивных занятий требуется дополнительная подготовка преподавателя. Надо ознакомиться с производственной практикой студентов, их индивидуальными социально-психологическими особенностями (лидеры, исполнители, организаторы, творческие личности и др.).
5. Использование интерактивных форм и методов обучения возможно только тогда, когда планируется значительный объем самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Под самостоятельной работой студентов в рамках интегрированного с практикой обучения мы понимаем целенаправленную совместную деятельность преподавателей и студентов, предполагающую совершенствование содержания, форм, методов, приемов познавательной деятельности с целью формирования положительной учебной мотивации, повышения профессиональной компетентности будущих специалистов на основе развития таких личностных качеств студентов, как активность, творчество, самостоятельность, рефлексивность. Формирование самостоятельности, ответственности студентов в учебно-профессиональной деятельности исторически и логически связано с реализацией их творческих возможностей. Особое значение придается активной деятельности, стимулированию способностей личности к творчеству, формированию внутренних потребностей, мотивов, творческих особенностей [1-4].На занятиях используются только результаты работы, проведенной студентами вне аудитории.
Защищая свой проект, студенты, как они сами утверждают, в какой-то мере представляют себя в реальных условиях. Как показывает опыт, ряд проектов, разработанных студентами, можно предложить в издательствах. Они вполне жизнеспособны - и это первые успехи в психологической адаптации. При положительных результатах появляется некоторая уверенность в своих силах.
Таким образом, создание ситуаций, приближенных к реальным производственным условиям, и активные процессы обучения способствуют снятию психологических барьеров. Конечно, у разных сту-
195
дентов в разных учебных группах психологическая адаптация проходит по-разному. Поэтому распределять роли на занятиях нужно очень осторожно, следуя пожеланиям студентов, их интересам.
Так, использование ролевых игр позволяет провести тренинг по психологической адаптации в условиях принятия решений и проведения согласований для организации производственного процесса и требует психологически обоснованного распределения функциональных обязанностей среди участников и организации процесса работы в имитированных производственных условиях.
Задачи, которые ставятся для студентов в условиях интерактивного обучения, предполагают научиться:
• принимать решения;
• обосновывать принятые решения;
• проводить согласования по принятию и реализации решений.
Следовательно, так приобретаются комплексные умения и навыки, соответствующие реальным производственным задачам. Степень владения этими навыками определяет уровень профессиональной адаптации.
В заключение следует отметить, что использование интегрированных практических занятий имеет свою специфику в зависимости от содержания, целей и задач учебной дисциплины, связей ее методологических оснований с практикой издательского дела, готовности обучаемых к интенсивной профессиональной социализации.
Библиографический список
1. БогоявленскийД.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленский. - Ростов н/Д, 1976.
2. БожовичЛ.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М., 1968.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М., 1991.
4. Платонов К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. - М., 1986.
5. Ракова Е.Г. Профессиональная адаптация студентов юридических вузов: проблемы и реальностьпрактической деятельности. Интернет-ресурс: http://www.hse.ru/data/2013/01 /18/pdf.
196