Научная статья на тему 'Психологическая адаптация студентов при обучении дисциплинам издательского дела'

Психологическая адаптация студентов при обучении дисциплинам издательского дела Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Свешникова И. К., Далада Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая адаптация студентов при обучении дисциплинам издательского дела»

Психологическая адаптация студентов при обучении дисциплинам издательского дела

И.К. Свешникова,

доценты кафедры издательского дела и редактирования;

Е.В. Далада,

доценты кафедры издательского дела и редактирования

При подготовке студентов по дисциплинам, связанным с издательским делом, использование интерактивных форм обучения эффективно по многим причинам, главными из которых являются возможность погружения в отраслевую профессиональную среду и проведение психологической адаптации.

Анализ поведения студентов на практических занятиях по ряду специальных дисциплин показывает, что трудности в овладении учебным материалом обусловлены серьезным психологическом барьером: студенту пока еще сложно представить себя специалистом отрасли, решающим профессиональные задачи. В восприятии материала выявляются некоторая отчужденность, хотя активность в запоминании и воспроизведении его непреложна. Другими словами, решение профессиональных задач осознается не сегодняшним делом, а задачей будущего, и выполнение заданий в некоторой мере формально. Эти явления в меньшей степени обнаруживаются у студентов при интегрированных формах обучения, поскольку большинство студентов проходит успешную адаптацию в процессе работы на предприятиях отрасли. Однако отмеченные явления обнаруживаются в группах студентов очно-заочной формы обучения при условии, когда большинство учащихся напрямую не связано с издательской деятельностью. В группах заочного обучения ситуация определяется по-разному, в зависимости от производственного опыта студентов.

Изучение данной проблемы авторами статьи связано с необходимостью максимально приблизить практические занятия к отрас-

192

левым условиям, чему способствуют современные технические средства. Специфика исследования и его новизна определены производственными задачами книгоиздания. В этой статье предпринята попытка представить и обосновать направления научной и научно-методической работы по психологической адаптации студентов и, как следствие, по формированию интеллектуальной готовности к производственной адаптации на издательских предприятиях малого, среднего и крупного масштаба.

Как отмечают исследователи, нередко помимо психологических проблем профессиональной социализации обучаемых мешают и учебно-методические барьеры. Зачастую учебные программы содержат обязательный набор компетенций по каждой из учебных дисциплин в соответствии с федеральными государственными стандартами образования, зачастую составляющие лишь теоретический блок подготовки, курсовые работы, подготавливаемые студентами, теряют смысл, превращаясь по сути в компиляцию информации, полученной в лучшем случае из интернет-ресурсов, практические навыки при этом практически не формируются [5].

Снять или для начала уменьшить во всех случаях психологические барьеры в восприятии учебного материала помогают ролевые игры, подготовка дубликатов реальных издательских материалов, дискуссии по проблемным издательским ситуациям. Были использованы интерактивные формы обучения на практических занятиях по дисциплинам «Подготовка и презентация издательского проекта книжного издания», «Подготовка и презентация издательского проекта периодического издания», «Аппарат издания», «Современное издательство». При проведении занятий с использованием интерактивных средств обучения кроме основных задач планового характера (усвоение теории и приобретение профессиональных умений и навыков работы) в комплексе решались задачи адаптационного свойства, т. е. психологические тренинги являлись сопутствующими элементами обучения.

На занятиях создавались условия, поэлементно имитирующие производственные ситуации. Например, ставилась учебная задача в соответствии с учебным планом и решалась она не каждым студентом в отдельности, а творческой группой с распределением функциональных обязанностей редактора, корректора, заведующего редакцией и др. Таким образом, задача решалась не изолированно, а в технологической цепочке, т. е. с разных производственных позиций.

Этот процесс и его результаты были интересны тем, что студенты довольно быстро «входили» в свои обязанности и нередко удавалось им рассматривать решение коллеги с точки зрения реализации решения, принятого на предыдущей производственной операции, следовательно, анализировалось не только выполнение задания, но и его согласованность с последующими стадиями работы.

193

При организации и проведении фрагментов полевых игр, например, по дисциплине «Подготовка и презентация издательского проекта книжного издания» студенты самостоятельно после обсуждения задания в аудитории разрабатывают издательский проект, готовят его обоснование по всем реальным творческим и производственным параметрам и визуальный ряд. В аудитории на занятиях в соответствии с планом занятий, как правило, два студента представляют свой проект и сопровождают выступление демонстрацией кадров на экране. Студенты в аудитории являются членами редакционного совета издательства, участниками конференции, просто читателями с определенными читательским интересами и др. Роли удаются по-разному: лучше всего -роль разработчика проекта; преподаватель при этом оказывается то на стороне выступающего, то на стороне слушающих «критиков».

Педагогическая задача связана с подготовкой и представлением проекта в соответствии с программой учебной дисциплины. Успешное решение этой задачи возможно, если созданы соответствующие условия. Можно сказать, что такие условия есть всегда: тихая, спокойная, деловая обстановка в аудитории. И это правильно. И в таких условиях студенты успешно приобретают умения и навыки на практических занятиях: но при этом возникают трудности применения этих умений и навыков в реальных условиях издательства. Использование интерактивных форм обучения и позволяет приблизить условия обучения к реальной практике.

Студент является автором проекта и, представляя его, чувствует себя в роли автора, стараясь защитить свое «детище», при этом чувствуются первые проявления профессионального азарта, когда невольно приходит неуверенность, стеснительность и многое другое, что мешает выступать даже в небольшой аудитории.

В процессе обсуждения проекта, например, на редакционном совете, студенты учатся не только защищать свои идеи, но и определять свои последующие действия, принимать решения и, что очень важно, проводить производственные согласования. На традиционных занятиях студент может хорошо справиться с заданием, но он в условиях традиционных занятий - одиночка. При интерактивных формах обучения он участвует в активной коммуникации.

Какие проблемы обнаруживаются при организации, обеспечении и проведении практических занятий?

1. Для организации занятий с распределением между студентами функциональных обязанностей специалистов издательства нужны соответствующим образом оборудованные компьютерные классы и комплексное программное обеспечение. Последнее не требует разработки специальных программ, поскольку вполне достаточно фрагментарное использование имеющихся ресурсов.

194

2. Нужны в оперативном пользовании множительные аппараты, поскольку в процессе занятий нередко трудно обойтись имеющимися подготовленными текстами (рукописями, рецензиями и другими материалами), которые появляются в процессе занятий.

3. Преподаватель должен быть в постоянной интеллектуальной готовности подключиться к решению задач психологической адаптации студентов. А это достигается только некоторой, незаметной, «тонкой» корректировкой, например, условий взаимодействия студентов, этических аспектов взаимодействия и др. Прямые указания и рекомендации тут бесполезны. Все должно происходить естественно, вроде бы само собой.

4. Для проведения интерактивных занятий требуется дополнительная подготовка преподавателя. Надо ознакомиться с производственной практикой студентов, их индивидуальными социально-психологическими особенностями (лидеры, исполнители, организаторы, творческие личности и др.).

5. Использование интерактивных форм и методов обучения возможно только тогда, когда планируется значительный объем самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Под самостоятельной работой студентов в рамках интегрированного с практикой обучения мы понимаем целенаправленную совместную деятельность преподавателей и студентов, предполагающую совершенствование содержания, форм, методов, приемов познавательной деятельности с целью формирования положительной учебной мотивации, повышения профессиональной компетентности будущих специалистов на основе развития таких личностных качеств студентов, как активность, творчество, самостоятельность, рефлексивность. Формирование самостоятельности, ответственности студентов в учебно-профессиональной деятельности исторически и логически связано с реализацией их творческих возможностей. Особое значение придается активной деятельности, стимулированию способностей личности к творчеству, формированию внутренних потребностей, мотивов, творческих особенностей [1-4].На занятиях используются только результаты работы, проведенной студентами вне аудитории.

Защищая свой проект, студенты, как они сами утверждают, в какой-то мере представляют себя в реальных условиях. Как показывает опыт, ряд проектов, разработанных студентами, можно предложить в издательствах. Они вполне жизнеспособны - и это первые успехи в психологической адаптации. При положительных результатах появляется некоторая уверенность в своих силах.

Таким образом, создание ситуаций, приближенных к реальным производственным условиям, и активные процессы обучения способствуют снятию психологических барьеров. Конечно, у разных сту-

195

дентов в разных учебных группах психологическая адаптация проходит по-разному. Поэтому распределять роли на занятиях нужно очень осторожно, следуя пожеланиям студентов, их интересам.

Так, использование ролевых игр позволяет провести тренинг по психологической адаптации в условиях принятия решений и проведения согласований для организации производственного процесса и требует психологически обоснованного распределения функциональных обязанностей среди участников и организации процесса работы в имитированных производственных условиях.

Задачи, которые ставятся для студентов в условиях интерактивного обучения, предполагают научиться:

• принимать решения;

• обосновывать принятые решения;

• проводить согласования по принятию и реализации решений.

Следовательно, так приобретаются комплексные умения и навыки, соответствующие реальным производственным задачам. Степень владения этими навыками определяет уровень профессиональной адаптации.

В заключение следует отметить, что использование интегрированных практических занятий имеет свою специфику в зависимости от содержания, целей и задач учебной дисциплины, связей ее методологических оснований с практикой издательского дела, готовности обучаемых к интенсивной профессиональной социализации.

Библиографический список

1. БогоявленскийД.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленский. - Ростов н/Д, 1976.

2. БожовичЛ.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М., 1968.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М., 1991.

4. Платонов К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. - М., 1986.

5. Ракова Е.Г. Профессиональная адаптация студентов юридических вузов: проблемы и реальностьпрактической деятельности. Интернет-ресурс: http://www.hse.ru/data/2013/01 /18/pdf.

196

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.