подход к решению различных производственных ситуаций.
Приведу пример совместной работы в парах над курсовым проектом по МДК «Проектирование электроустановок жилых домов и общественных зданий».
Тема проекта — «Электроснабжение и электрооборудование двухэтажного административного здания». Один студент проектирует электрооборудование первого этажа здания, другой — второго. Начинается проектирование с совместной работы по изучению объекта проектирования, потребителей, литературы.
Именно при работе в группе студенты решают коммуникативные задачи: учатся высказывать свою точку зрения, слушать и понимать собеседника, вести дискуссию, планировать и согласованно выполнять совместную деятель-ность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли. Выполняя самостоятельную часть проекта, студенты ведут поиск необходимой информации в традиционных и электронных источниках, работают со справочной литературой и каталогами, постоянно обмениваясь информацией и консультируя друг друга.
После выполнения своей части проекта студентам необходимо совместно рассчитать нагрузки на вводе в здание и составить общую принципиальную схему электроснабже-
ния объекта. Совместная работа над проектом способствует коллективной выработке решений в процессе выполнения задания, при этом моделируются реальные производственные отношения.
После завершения работы над проектом идет подготовка к его защите. Необходимо грамотно составить доклад, подготовить иллюстративный материал или мультимедийную презентацию. При этом студенты систематизируют материал проекта, разрабатывают струк-туру презентации, оформляют презентацию в соответствии с требованиями. И, наконец, для публичной защиты проекта необходимо научиться уверенно держаться перед аудиторией, спокойно и позитивно отвечать на вопросы, удерживать внимание аудитории, управлять своим голосом, жестикуляцией, мимикой в процессе выступления.
Работа над проектом занимает много времени, но и в то же время учит студентов самостоятельно находить и отбирать нужную информацию, систематизировать материал и публично его представлять. Для системы СПО метод проектов актуален вдвойне как эффективное средство формирования и становления коммуникативной компетентности, позитивно влияет на профессиональный уровень будущих специалистов, их творческую самореализацию и совершенствование.
ТРЕНИНГ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Л. П. Ковалева, преподаватель ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В. И. Заузелкова
Дисциплина «Менеджмент» является одной из ключевых при формировании общих и профессиональных компетенций будущих специалистов. Ее освоение позволяет студентам адаптироваться к условиям производственной среды, формирует ценностные ориентации будущих специалистов, умение анализировать и оценивать альтернативные варианты конструктивных и технологических решений в процессе профессиональной деятельности, умение организовать свой труд, помогает строить межличностные отношения.
Формирование и развитие общих и профессиональных компетенций требует специаль-ной подготовки, то есть обучения определен-
ным знаниям и умениям. Однако для того, чтобы сформировались именно компетенции, то есть способность реализовать полученные знания и навыки в успешной практической деятельности, обучение должно быть особенным.
Наиболее важной .....
проблемой при этом является интеграция традиционных и современных форм и методов обучения. Для эффективного осуществления обу-
чения в современных условиях необходимо сочетать активное включение студентов с дозированным преподнесением информации.
Одним из эффективных направлений такой практико-ориентированной подготовки является использование тренингов в учебном процессе.
Термин «тренинг» имеет ряд значений: обучение, воспитание, тренировка. Как метод учебных занятий тренинг представляет собой планомерно осуществляемую программу разнообразных упражнений с цепью формирования и совершенствования умений, навыков и компетенций в той или иной сфере деятельности.
Тренинг — это прежде всего работа по переосмысливанию коммуникативного опыта, расширению знаний, способствующих формированию более компетентностного взаимодействия с окружающим миром. Тренинг — эффективный метод обучения, поскольку развивает умение слушать собеседника, уверенно держать себя с собеседниками, выступать публично, строить эффективную модель взаимоотношений с партнерами по коммуникации, предотвращать и конструктивно разрешать конфликты и т. д.
Данный метод позволяет решать задачи, связанные с развитием коммуникативных навыков, навыков управления собственными эмоциональными состояниями, корректного выражения своих эмоций и понимания их, понимания состояния окружающих, самопознания и самопринятия.
В отличие от традиционных занятий, большим преимуществом учебного тренинга, на мой взгляд, является то, что он проходит в психологической конкретной среде, т.е. у студентов есть возможность проявлять активность, на практике отрабатывать изучаемый материал, формировать и развивать навыки общения, самопознания, рефлексии и самооценки.
В наиболее общей формулировке в тренингах обычно ставятся следующие группы целей:
- изучение психологических закономерностей, механизмов и способов межличностного взаимодействия для создания основы эффективного и гармоничного общения с людьми;
- содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.
Структура тренинга
1. Оргмомент:
- приветствие;
- ознакомление с темой и цепями тренинга;
- связь с компетенциями.
1. Введение. Первая стадия — вспомогательная — представляет собой подготовку студентов к предстоящим изменениям в их коммуникативном поведении. Эта стадия в свою очередь разделяется на два этапа:
1) принятие правил проведения тренинга;
2) создание психологического настроя.
Задачей второй стадии данного этапа является создание атмосферы доверия, доброжелательности в группе, которая служит базой для открытости и искренности в выражении чувств и желаний, развития групповой сплоченности. В качестве методических приемов преподаватель использует любые (по своему усмотрению) стандартные игры и упражнения, разминки, служащие этим целям.
Разминка — упражнение, позволяющее каждому участнику тренинга проявить активность, нацеленное на управление групповой динамикой. Разминка тем или иным образом связывается с темой урока и помогает перейти к изучаемой теме.
Помимо общегрупповых задач, на этой стадии решаются и индивидуальные задачи, которые направлены на активизацию внутреннего потенциала студентов путем обретения уверенности в собственной значимости.
2. Основное содержание тренинга. Целью данного этапа является стимулирование и развитие «коммуникативного сознания». Этот этап наиболее сложный, так как более всего связан с корректировкой личностных качеств студентов, что сопровождается разрушением первичных стереотипов, открытием в себе новых качеств, принятием на себя ответственности за процесс и результат общения. В силу этих причин данный этап эмоционально сложен и для преподавателя, поскольку зависит от профессионализма.
Данный этап предполагает соответствующие фазы:
- определение темы дискуссии, характера проблем, ориентация на них участников занятия;
- решение конкретных задач, овладение знаниями, навыками, умениями, а также достижение иных развивающих и коррекционных целей;
- проведение дискуссий, игры, индивидуальных или комплексных упражнений, мини-лекций и др. для создания ситуаций рефлексии;
- упорядочение информации и ее обсуждение путем проведения мини-лекций;
- обоснование альтернатив и совместная их оценка;
- ключевой момент: подведение итогов дискуссии;
- сопоставление целей занятия с полученным результатом;
- снятие психологической нагрузки.
Главным результатом второго этапа тренинга должны стать:
- смена коммуникативных установок, таких как смещение фокуса ответственности в ситуациях общения в сторону «Я», осознание и принятие того факта, что искренность, доверие и уважение к партнеру имеют важнейшее значение в достижении социальных и межличностных целей;
- развитие мотивации к научению, т.е. возникновению активного осознанного желания научиться эффективным коммуникативным действиям.
3. Закрепляющий (интегрирующий) этап необходим для закрепления умений, навыков и личных новообразований, приобретенных в тренинге, обобщения и осмысления полученного опыта:
- рефлексия (обмен впечатлениями, мнениями, эмоциями);
- домашнее задание;
- подведение итогов, связь с компетенциями;
- оценка деятельности.
Всегда необходимо обсуждать результаты проведенного тренинга, благодарить студентов за их участие, отмечать положительные моменты в работе, делать замечания в корректной форме, обращать внимание на повышение уровня образования в отношении каждого студента. Поняв специфику обучения каждого конкретного студента, преподаватель сможет пойти навстречу его потребностям и возможностям.
Программа тренинга должна иметь влияние на каждого студента, вызвать позитивное настроение и определенную эмоциональную окраску, мотивировать на дальнейшее изучение учебной дисциплины. Преподаватель должен давать возможность студентам поделиться своими мнениями. Всегда необходимо обсуждать результаты проведенного тренинга, оценивать позитивные стороны в работе, делать замечания в корректной форме. В качестве закрепляющего материала можно провести упражнения на завершение тренинга или предложить заполнить таблицу отзывов участников тренинга.
Задача преподавателя — помогать работать группе, а не работать самому, максимум внимания уделяя самостоятельной работе студентов.
Важно вовлечь всех обучающихся в полилог, предоставить каждому возможность высказать свое мнение и быть выслушанным — вот основные принципы компетентностного обучения.
Как показывает опыт проведения тренингов, формирование ценностных ориентаций и профессиональных компетенций у студентов наиболее эффективно происходит при нестандартной форме организации занятий, такой как тренинг, основными условиями реализации которого являются:
• открытость (одно из условий того, что студент в процессе тренинговых занятий будет готов к изменению, развитию, движению в отношении самого себя);
• свобода самовыражения (отсутствие психологических барьеров, страха перед студентами, учителем, проявление необходимых волевых усилий для выхода внутренней активности за пределы заданной ситуации);
• активность (привлечение ярких образных характеристик, эмоциональная окраска учебной информации, ориентация на поиск и самостоятельность, актуализация игровых, творческих ситуаций);
• удовлетворенность деятельностью (получение личного эмоционального удовлетворения и поддержки со стороны учителя, друзей).
Тренинг реализует основные принципы компетентностного обучения:
- интерактивная форма занятий с большим количеством методологических приемов, упражнений, примеров и задач;
- предоставление каждому возможности высказать свое мнение и быть выслушанным.
Тренинг помогает решить главную задачу компетентностного подхода: развить творческое мышление и навыки творческой деятельности, рассматриваемые дидактически:
• как самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
• видение новой проблемы в знакомой ситуации;
• самостоятельное комбинирование известных способов деятельности и новых;
• видение новых функций и структуры объекта;
• альтернативное мышление, т.е. видение возможных решений проблемы.
Выводы:
1. Учебно-профессиональный тренинг следует рассматривать как групповую форму организации учебно-профессиональной деятельности студентов.
2. Тренинг позволяет осуществить целенаправленное развитие общекультурных и профессиональных компетенций студентов, реализовать практико-ориентированный подход к обучению, актуальность которых существенно возрастает при переходе к новой парадигме профессионального образования.
71 -