СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
УДК 159.99
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ САМООТНОШЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА СРЕДСТВАМИ
ГРУППОВОЙ АРТ-ТЕРАПИИ
Бербер Н.Н.
Московский международный университет, доцент кафедры психологии и педагогики, кандидат психологических наук,
Россия, г.Москва
PSYCHOCORRECTION OF SELF-ATTITUDE AMONG UNIVERSITY STUDENTS BY MEANS OF
GROUP ART THERAPY
N.N. Berber
Moscow International University,
Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy, Candidate of Psychological Sciences,
Moscow, Russia DOI: 10.31618/NAS.2413-5291.2024.1.107.971 АННОТАЦИЯ
Рассматриваются возможности групповой арт-терапии в психокоррекции самоотношения студентов вуза. Самоотношение определяется как основной компонент самосознания, формирование которого средствами арт-терапии может происходить наиболее экологично. Групповая арт-терапия определяется как метод, позволяющий реализовать личностный потенциал студентов через актуализацию их творческих способностей. За основу составления арт-терапевтической программы берутся представления о стадиях терапевтического процесса и стадиях терапевтических изменений, разрабатываемых в транстеоретической концепции.
ANNOTATION
The possibilities of group art therapy in the psychocorrection of self-attitude of university students are considered. Self-attitude is defined as the main component of self-awareness, the formation of which by means of art therapy can occur in the most environmentally friendly way. Group art therapy is defined as a method that allows students to realize their personal potential through the actualization of their creative abilities. The concept of the stages of the therapeutic process and the stages of therapeutic changes developed in the transtheoretical concept are taken as the basis for the preparation of the art therapy program.
Ключевые слова: психокоррекция, самоотношение, арт-терапия, групповая арт-терапия, стадии терапевтических изменений
Keywords: psychocorrection, self-attitude, art therapy, group art therapy, stages of therapeutic changes
Переживание и субъективная оценка времени своей жизни тесно связано с самоидентичностью, самоотношением. И именно рефлексивная, а не ригидная позиция в отношении своей идентичности влечет за собой более реалистичные, целостные и позитивно эмоционально окрашенные переживания своего психологического будущего.
Рефлексивная оценка своего образа, самоотношение положительно сказывается и на динамике психотерапевтических стадий изменения, так как способствует снижению ригидности в отношении собственной Я-концепции, повышению чувства
неудовлетворенности настоящей ситуацией жизни и, соответственно, желанием предпринять действия по ее коррекции.
Одним из эффективных направлений психологической помощи в современном психотерапевтическом пространстве является арт-терапия. Отличие арт-терапии от других методов психологической помощи состоит в опоре на творческую природу и творческий потенциал человека, проявляющийся, прежде всего в создании
продуктов творчества в процессе арт-терапии, являющихся предметом самоанализа, рефлексии и совместного обсуждения с арт-терапевтом. Особенности групповой арт-терапии в форме интерактивной группы состоит в том, что для нее характерны не только индивидуальная, но и совместная изобразительная деятельность участников, совместное обсуждение созданной продукции, групповые дискуссии на материале созданных работ и с учетом отношений и запросов участников группы.
В своей работе мы используем модель клинической системной арт-терапии,
разработанную А.И. Копытиным, определяемую автором как «клиническая системная арт-терапия -это совокупность психологических клинико- и личностно-ориентированных лечебно-
профилактических воздействий, реализуемых на основе творческой, прежде всего, изобразительной деятельности клиентов, построении и развитии терапевтических (и групповых) отношений» (А.И. Копытин, 2015).
Теоретико-методологическую основу
исследования составляют методологические принципы детерминизма (С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский); развития (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн); единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), а также теоретические концепции: транстеоретической психотерапии (Прохазка, Норкросс, 2007), клинической системной арт-терапии (А.И. Копытин.
Цель исследования и методики. Целью исследования явилось выявление эффективности использования методов групповой арт-терапии в психокоррекции самоотношения студентов вуза. Для достижения цели исследования использовались методик: тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, методика исследования самоотношения В.В. Столин, С.Р.
40
35
30
25
20
15
10
5
0
Общий показатель осмысленности жизни у респондентов (хср.) - 110,2 балла.
У студентов снижены показатели по шкале «цели в жизни», «процесс жизни», «локус контроля-Я» и, соответственно, общий показатель осмысленности жизни. Таким образом, по результатам диагностики можно сделать вывод, что
Пантелеев, методика для исследования стадий психотерапевтических изменений URICA Дж. Прохазка. Для выявления динамики в самоотношении студентов до и после воздействий, использовался Т-критерий для связанных выборок.
В исследовании приняли участие студенты 5 курса, очного отделения, обучающиеся на психологическом факультете в количестве 15 человек.
Основные результаты исследования
1. Этап первичного исследования
На первом этапе нами обобщены результаты исследования самоотношения студентов и восприятия стадий терапевтических измненений.
Результаты диагностики субъективного времени жизни, восприятия осмысленности своего я и своей жизни у респондентов с помощью методики СЖО Д.А. Леонтьева представлены на рис. 1.
Нормы шкал по методике, скорректированные в 2002 г. Е.А. Петровой и А.А. Шестаковой представлены в таб. 1.
Таблица 1.
респонденты могут испытывать затруднение в постановке целей в жизни, которые придавали бы им смысл; для них не всегда характерно переживание осмысленности и осознанности проживания настоящего времени своей жизни;
34.3 34.1
Цели Процесс Результат ЛК Я ЛК Жизнь
Рис. 1. Результаты исследования представлений о времени своей жизни и своей роли в нем
Средние и стандартные отклонения субшкал и общего показателя СЖО
Субшкалы Среднее значение ± Стандартное отклонение
Цели в жизни 38,95 ± 3,20
Процесс жизни 35,95 ± 4,06
Результативность жизни 29,83 ± 3,00
Локус контроля - Я 24,65 ± 2,39
Локус контроля - жизнь 34,59 ± 4,44
Общий показатель осмысленности жизни 120,36 ± 10,21
студенты не в полной мере ощущают себя авторами и полноправными хозяевами собственной жизни. Недостаточная выраженность вышеперечисленных показателей у респондентов не позволяет им
Респонденты в большинстве своем демонстрируют избирательное отношение к самим себе в зависимости от ситуации. Такие показатели самоотношения как самоуверенность,
саморуководство развиты на среднем и высоком уровне у студентов свидетельствуют о том, что в основном респонденты ощущают себя самоуверенными людьми, а также считают именно себя источником собственной активности, но в новых, не привычных ситуациях могут нарастать тревога и беспокойство, зависимость от средовых воздействий.
Такие показатели самоотношения как отраженное самоотношение, самопринятие, внутренняя конфликтность, самопривязанность у большинства опрошенных развиты на среднем уровне, что опять же свидетельствует о проявлении положительного отношения к своим личностным качествам и к себе в целом, восприятие себя как
Выявлено, что студенты, в основном, находятся на стадии предразмышления. Таким образом, несмотря на приближающееся окончание процесса обучения в вузе, студенты не осознают наличие проблемы профессионального будущего. Причем в устной беседе они признают наличие проблемы с определением своего профессионального пути, но никаких шагов по преодолению этой проблемы пока не предпринимали.
2. Разработка и апробация программы, направленной на психокоррекцию представлений о психологическом будущем студентов
Актуальность программы обусловлена необходимостью формирования положительного самоотношения у студентов вузе на основе развития субъектной позиции.
обнаружить собственный, значимый смысл жизни на данной этапе.
Уровни показателей самоотношения у респондентов представлены в таб. 2.
Таблица 2.
приятного собеседника в зависимости от степени адаптированности к ситуации. Так, непривычная, новая ситуация может спровоцировать усиление негативных аспектов самоотношения, таких как неприятие себя, ригидность в самовосприятии, самообвинение, занижение ценности собственных действий и т.п.
Также необходимо отметить наличие высокого уровня переживания самоценности у всех испытуемых, что свидетельствует о том, что присутствует стабильность, независимость от ситуации оценки ценности своей личности.
Для оценки динамики стадий психотерапевтического воздействия мы выявили преобладание стадий, на которых находились студенты до коррекционного воздействия (Прохазка, Норкросс, 2007).
Результаты перевода сырых баллов в Т-баллы и выделения уровней представлены в таб. 3.
Таблица 3
Программа позволяет провести группу студентов по стадиями и уровням изменений. Нахождение на каждом уровне подразумевает прохождение всех стадий (предварительное обдумывание, обдумывание, подготовка, действие, сохранение). Процесс прохождение уровней характеризуется гибкостью, проявляющейся в возможности перехода с одной стадии на другую в зависимости от актуальной потребности клиента.
Задачи программы:
1. формирование образа желаемого будущего на основе осознанных ценностей
2. коррекция ограничивающих убеждений, сформировавшихся в процессе взросления личности, как посредством негативного опыта, так и детско-родительских отношений
3. развитие гармоничного представления о собственной личности
Уровни показателей самоотношения у студентов-выпускников %
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Закрытость 33,3 33,3 33,3
Самоуверенность 0 50 50
Саморуководство 0 50 50
Отраженное самоотношение 0 66,7 33,3
самоценность 0 0 100
Самопринятие 0 66,7 33,3
Самопривязанность 0 100 0
Внутренняя конфликтность 0 100 0
Самообвинение 83,3 16,6 0
Стадии терапии, на которых находятся респонденты (уровни), %
Низкий Ниже среднего Средний уровень Выше среднего Высокий
Предразмышление 0 0 16,7 66,7 16,7
Размышление 16,7 83,3 0 0 0
Действие 167 83,3 0 0 0
Сохранение 33,3 66,6 0 0 0
4. формирование субъектной позиции в построении собственного жизненного пути
Ключевым аспектом в данной программе является ориентирование на транстеоретическую модель психотерапии (Прохазка, Норкросс, 2010), где определяющим является процесс прохождения клиентом уровней: ситуационного
(симптоматического), уровня дезадаптивных когниций, уровня межперсональных конфликтов, уровня системных (семейных) конфликтов, уровня интраперсональных конфликтов. В связи с этим нами дополнительно выделены задачи каждого уровня терапии на каждой стадии в соответствии с целью программы. Дополнительно, нами предусмотрена работа с эмоциональным состоянием клиента, с целью его стабилизации и актуализация ресурсов личности, с целью повышения мотивационного и энергетического уровня личности для решения проблемы.
Целевая аудитория: субъект, находящийся в процессе переживания нормативного кризиса по выбору дальнейшего профессионального пути, а именно находящегося на стадии обдумывания, когда им переживается состояние неудовлетворенности существующей ситуации в профессиональной деятельности, им осознается наличие проблемы (затруднения в выборе), но решение проблемы не происходит.
Продолжительность и сроки занятий: 10-12 занятий по 1,5 часа с периодичностью 1-2 раза в неделю.
Ожидаемые результаты: - осознание себя субъектом своего жизненного пути;
Сравнительные результаты теста
Значимых различий по данным показателям не выявлено, средние показатели свидетельствуют о незначительных различиях, возможно,
обусловленных прошедшим периодом времени.
- составление плана дальнейшего профессионального развития, включающего в себя сроки его реализации;
- совершение первоначальных конкретных шагов по достижению плана профессионального развития и оценка первых результатов;
Инструменты и методы: методы арт-терапии, арт-терапевтическая психодиагностика, методы эко-арт-терапии, метафорические ассоциативные карты и фотографии, методы терапии творческим самовыражением, трансформационные
психологические игры.
Материальная база: художественные средства для рисования и лепки, природные объекты, средства для фотографирования, бумага разных размеров для рисования и записей.
Структура занятия:
1. Введение (определение темы, цели), создание ресурсного состояния
2. Основная часть: выполнение целевой техники (упражнения)
3. Подведение итогов (обсуждение переживаний, выводы, рекомендации)
Формы работы: мини-лекции, терапевтические творческие упражнения, дискуссии, обсуждения, домашние задания, самоанализ, фотопрогулки, коллаж.
3. Анализ результатов исследования самоотношения и представлений о собственном будущем на этапе контрольного эксперимента
На этапе контрольного эксперимента мы сравнили результаты, полученные до проведения программы и после нее.
Сравнительные результаты осмысленности жизни в ее различных проявлениях представлены в таблице 4.
Таблица 4.
нных ориентаций на этапах констатирующего и
Сравнительные результаты показателей самоотношения представлены в таб. 5.
контрольного экспериментов, хср.
Цели в жизни Процесс жизни Результат жизни Локус контроля -Я Локус контроля -жизнь Общий показатель осмысленности жизни
До экспер. 34,3 31,8 27,0 22,0 34,1 110,2
После экспер. 34,5 32,2 26,5 21,9 33,0 109,0
Таблица 5
Сравнительные значения показателей самоотношения на этапах констатирующего и
Уровни Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Эксперимент / шкалы до после до после до после
Закрытость 33,3 16,7 33,3 33,3 33,3 50
Самоуверенность 0 0 50 100 50 0
Саморуководство 0 0 50 66,7 50 33,3
Отраженное самоотношение 0 0 66,7 50,0 33,3 50,0
самоценность 0 0 0 16,6 100 83,3
Самопринятие 0 0 66,7 50 33,3 50
Самопривязанность 0 0 100 100 0 0
Внутренняя конфликтность 0 16,6 100 83,3 0 0
Самообвинение 83,3 50 16,6 50 0 0
Выявлены значимые различия по шкалам «самоценность» (0,013) и «внутренняя конфликтность» (0,07), здесь произошло снижение уровня как самоценности, так и внутренней конфликтности у некоторых испытуемых. Анализируя средние показатели можно отметить, что также снизился уровень самоуверенности,
саморуководства, при этом повысился уровень самопринятия и отраженного самоотношения.
Результаты сравнения нахождения респондентов на определенных стадиях терапии до и после коррекционного вмешательства представлены в таб. 6.
Таблица 6.
Стадии терапии, на которых находятся респонденты (уровни)
уровни Низкий Ниже среднего Средний уровень Выше с реднего Высокий
Эксперимент/ стадии о ч после о ч После о ч после о ч после о ч после
Предраз-мышление 0 0 0 0 16,7% 0 66,7% 66,7% 16,7% 33,3%
Размышление 16,7% 0 83,3% 100% 0 0 0 0 0 0
Действие 16,7% 0 83,3% 100% 0 0 0 0 0 0
Сохранение 33,3% 0 66,6% 100% 0 0 0 0 0 0
Значимые различия по шкалам не выявлены, но можно говорить о тенденциях по шкалам «действие» (0,076) и «сохранение» (0,60). Получены небольшие сдвиги по уровням по стадиям размышления, действия и сохранения. Так, не выявлено респондентов, находящихся на очень низком уровне данных стадий, они находятся на уровне, несколько сниженном относительно среднего.
Выводы
На этапе констатирующего эксперимента студенты-психологи выпускного курса характеризуются положительными и позитивно -окрашенными представлениями о собственном будущем. При этом необходимо отметить, что студенты характеризуются невысокой степенью переживания ответственности за собственную жизнь, а также оценкой своей роли в управлении ею. Осмысленность жизни, переживание ценностности настоящего времени, осознанное планирование будущего также не свойственно опрошенным студентов в достаточной степени. Представление о самом себе у респондентов зависит от обстоятельств. Присутствие в жизни событий, требующих повышенной адаптивности, приводит к снижению самоуверенности,
самоценности, повышению внутренней конфликтности.
Разработана и апробирована
психокоррекционная программа, направленная на формирование психологической готовности к деятельности через осознание субъектной позиции в отношении возможности совершить выбор в своей жизни. В качестве теоретической основы программы выбрана транстеоретическая модель психотерапии, где важным условием психотерапии является прохождение клиентом определенных стадий и уровней. Также в программе учтены психологические положения модели клиническое системной арт-терапии. Программа реализовалась целенаправленно и систематически со студентами в рамках учебных занятий.
В результате участия в программе студентам удалось выявилась тенденция продвижения по стадиям психотерапевтических изменений. Также выявлена динамика в некоторых аспектах самоотношения: снились уровни внутренней конфликтности и переживания собственной уникальности и самоуверенности, но при этом повысились показатели по самопринятию и самоотношению.
Использование арт-терапии при
психологической работе со студентами в целях психокоррекции их представлений о профессиональном будущем является
эффективным. Обращение с помощью методов арт-терапии к творческой идентичности студентов, является фактором, провоцирующим рефлексию привычных моделей поведения и мышления, а также способствующим расширению репертуара таких моделей.
Возможными перспективами исследования является углубление интеграции спектра методов арт-терапии в ее различных проявлениях (эко-арт-терапия, холистическая арт-терапия, клиническая системная арт-терапия) и трансперсональной психотерапии с учетом разработанных в ней уровней и стадий психотерапии для решения различных проблем личности в онтогенезе.
Список литературы
1. Алексеева М. Ю. Системное использование педагогом элементов арт-терапии // Среднее профессиональное образование. 2007. №9 6. С. 64-66
2. Белобрыкина О.А., Власова Ю.В. К вопросу о профессиональном становлении и развитии личности психолога // Психология в вузе. 2004. №2. С.86-99
3. Буякас Т.М. Основания и условия профессионального становления студентов-
психологов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2005. №2. С.7-17
4. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения //Вопросы психологии. 1994. №3. С.43-53.
5. Зотова Н.Н., Родина О.Н. Исследование профессионального становления студентов-психологов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2003. №3. С.69-75
6. Карвасарский Б.Д. Психотерапия: учебник. СПб: Питер, 2007. 678с.
7. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002. 368 с.
8. Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии. - СПб.: Речь, 2003. 320 с.
9. Копытин А.И. Современная клиническая арт-терапия: учебное пособие. М.: Когито-Центр, 2015. 526с.
10. Кочеткова Т. Н. Самоотношение личности как система установок, направленных на себя // Вестник СПбГУ. Серия 6. Политология. Международные отношения. 2007. №1. URL: https://cyberlemnka.m/artide/n/samootnosheme-lichnosti-kak-sistema-ustanovok-napravlennyh-na-sebya (дата обращения: 29.07.2020).
11. Прохазска Дж., Норкросс Дж. Системы психотерапии. Для консультантов, психотерапевтов, психологов. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 383с.
ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РЫНКА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ И
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Карпушкина Наталья Юрьевна
студентка заочной формы обучения, Факультета управления Южного федерального университета, направление 38.04.02 «Менеджмент» направленность «Стратегическое управление» .
Научный руководитель д.э.н, профессора А.А. Лысоченко.
ASSESSMENT OF THE CURRENT STATE OF THE CONSTRUCTION MATERIALS MARKET AND
DEVELOPMENT PROSPECTS
Natalia Y. Karpushkina
Faculty of Management of the Southern Federal University,correspondence student, direction 38.04.02 "Management" orientation "Strategic management".
The scientific supervisor is Doctor of Economics, Professor A.A. Lysochenko.
Аннотация
Статья посвящена системному и качественному анализу состояния рынка строительных материалов в Российской Федерации. Статистические данные подкреплены официальными данными, взятыми из отчётов Росстата. Особое исследовательское внимание в статье посвящено перспективам развития рынка строительных материалов. Вне зависимости от того, что социально - экономическая ситуация в стране остаётся в напряжённом состоянии, рынок строительных материалов продолжает находиться на устойчивой ступени развития.
Abstract
The article is devoted to a systematic and qualitative analysis of the state of the construction materials market in the Russian Federation. The statistics are supported by official data taken from Rosstat reports. Special research attention in the article is devoted to the prospects for the development of the construction materials market. Regardless of the fact that the socio -economic situation in the country remains in a tense state, the construction materials market continues to be at a stable stage of development.
Keywords: building materials market, development prospects, construction, economy, production.