Научная статья на тему 'РОЛЬ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХМЕТОДИК В ПОЗИТИВАЦИИ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ'

РОЛЬ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХМЕТОДИК В ПОЗИТИВАЦИИ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
704
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Я-КОНЦЕПЦИЯ / ОБРАЗ-Я / СПОСОБЫ ПОЗИТИВАЦИИ Я-КОНЦЕПЦИИ / АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / ИЗОТЕРАПИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / НАПРАВЛЕННЫЙ НА ПОЗИТИВАЦИЮ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Королева Наталия Ивановна, Воспитанник Ирина Владимировна, Харитонова Татьяна Сергеевна

В данной статье раскрывается содержание понятия «Я-концепция» личности. Я-концепция -это сложное образование, которое включает в себя образ-Я (набор определенных качеств и характеристик) и свое собственное отношение к этим качествам (самооценка). По К. Роджерсу, в структуру Я-концепции входит Я-реальное (каким человек видит себя на основании объективных характеристик своей жизнедеятельности), Я-идеальное (каким бы он хотел себя видеть) и Я-зеркальное (ка ким его видят другие). Относительная согласованность этих трех компонентов позволяет человеку быть достаточно ассертивным. Поэтому важнейшей психолого-педагогической задачей является позитивация Я-концепции личности. С этой цели используются арт-терапевтические методики, которые мы применили в процессе освоения студентами психологических дисциплин и получили результаты. Научная новизна исследуемой проблематики заключается в попытке анализа ведущих теоретических подходов к понятию «Я-концепция» и способов работы с образом-Я личности в контексте арт-терапии. Практическая значимость данного исследования прослеживается в разработке и осуществлении идеи арт-терапевтического тренинга в студенческой группе, он строится в соответствии с выбранными нами механизмами позитивации Я-концепции. Полученные нами данные служат материалом для дальнейших исследований в области психологии личности, а также позитивации жизнедеятельности личности с помощью арт-терапии (и непосредственно юнгианского арт-терапевтического подхода).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF ART THERAPEUTIC METHODS IN POSITIONING THE PERSONAL SELF-CONCEPT

This article reveals the content of the concept "I-concept" of personality. Self-concept is a complex formation that includes a self-image (a set of certain qualities and characteristics) and one's own attitude to these qualities (self-esteem). According to K. Rogers, the structure of the self-concept includes the real self (how a person sees himself on the basis of the objective characteristics of his life activity), the ideal self (how he would like to see himself) and the mirror self (how others see him). The relative consistency of these three components allows a person to be quite assertive. Therefore, the most important psychological and pedagogical task is the positive self-concept of personality. For this purpose, art therapy techniques are used, which we applied in the process of mastering psychological disciplines by students and obtained results. The scientific novelty of the investigated problematics lies in the attempt to analyze the leading theoretical approaches to the concept of “I-concept” and ways of working with the image-I of a person in the context of art therapy. The practical significance of this study can be traced in the development and implementation of the idea of art therapy training in a student group - it is built in accordance with the mechanisms of self-concept positivity that we have chosen. The data we have obtained serve as material for further research in the field of personality psychology, as well as the positive life of the individual with the help of art therapy (and directly the Jungian approach of the art therapy approach).

Текст научной работы на тему «РОЛЬ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХМЕТОДИК В ПОЗИТИВАЦИИ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ»

5. Многосмыслова А. А. Взаимосвязь жизнеспособности и интернет-зависимости человека / А.А. Многосмыслова // Ярославский педагогический вестник. - 2020. - № 3 (114). - С. 117-124.

6. Чумаков, М.В. Эмоционально-волевая сфера как рефлексивный процесс / М.В. Чумаков // Вестник Курганского государственного университета. Серия «Физиология, психология, медицина». - 2016. - № 1 (35). - С. 88-92.

7. Юрьева Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика / Юрьева Л.Н., Т.Ю. Больбот. - Днепропетровск : Пороги, 2006. - 196 с.

8. Griffiths M.D. The evolution of Internet addiction: A global perspective / M.D. Griffiths [et al.] // Addictive Behaviors. - 2016. - № 53. - Р. 193-195.

9. Young K.S. Internet addiction: handbook and guide to evaluation and treatment / edited by Kimberly S. Young and Cristiano Nabuco de Abreu. - New Jersey, Canada : Wiley and Sons, 2011. -314 p.

10. Young K.S. The evolution of Internet addiction / K.S. Young // Addictive Behaviors. - 2017. - № 64. - Р. 229-230.

REFERENCES

1. Karapetyan, L.V. (2020), "Reflexive processes in the structure of emotional and personal well-being", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No.1 (179), pp.412-415

2. Karpov, A.V. (2003), "Reflexivity as a mental property and the method of its diagnosis", Psychological journal, Vol. 24, No. 5, pp. 45-57.

3. Karpov, A.V. and Voronova, T.A. (2018), "Structural organization of the inner world at different levels of personality reflexivity", Methodology of modern psychology, No. 8, pp. 101-107.

4. Malygin, V.L., Feliksov K.L. and Iskandirova A.S. (2011), Internet addicted behavior. Diagnostic criteria and methods: textbook, Moscow University of Medicine and Dentistry, Moscow.

5. Mnogosmyslova, A.A. (2020), "The relationship between vitality and Internet addiction disorder of a person", Yaroslavl pedagogical bulletin, No. 3 (114), pp. 117-124.

6. Chumakov, M.V. (2016), "Emotional-volitional sphere as a reflexive process", Bulletin of the Kurgan State University. Series "Physiology. Psychology. Medicine ", No. 1 (35), pp. 88-92.

7. Yureva, L.N. and Bolbot, T.Yu. (2006), Computer addiction: formation, diagnosis, correction and prevention, Porogi, Dnipropetrovsk.

8. Griffiths, M.D. (2016), "The evolution of Internet addiction: A global perspective", Addictive Behaviors, No. 53, pp. 193-195.

9. Young, K.S. and Nabuco de Abreu, C. (2011), Internet addiction: a handbook and guide to evaluation and treatment, Wiley and Sons, New Jersey, Canada.

10. Young, K.S. (2017), "The evolution of Internet addiction", Addictive Behaviors, No. 64, pp. 229-230.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 12.01.2021

УДК 159.98

РОЛЬ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МЕТОДИК В ПОЗИТИВАЦИИ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ

Наталия Ивановна Королева, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Владимировна Воспитанник, кандидат психологических наук, Татьяна Сергеевна Харитонова,

старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Аннотация

В данной статье раскрывается содержание понятия «Я-концепция» личности. Я-концепция -это сложное образование, которое включает в себя образ-Я (набор определенных качеств и характеристик) и свое собственное отношение к этим качествам (самооценка). По К. Роджерсу, в структуру Я-концепции входит Я-реальное (каким человек видит себя на основании объективных характеристик своей жизнедеятельности), Я-идеальное (каким бы он хотел себя видеть) и Я-зеркальное (ка-

ким его видят другие). Относительная согласованность этих трех компонентов позволяет человеку быть достаточно ассертивным. Поэтому важнейшей психолого-педагогической задачей является позитивация Я-концепции личности. С этой цели используются арт-терапевтические методики, которые мы применили в процессе освоения студентами психологических дисциплин и получили результаты. Научная новизна исследуемой проблематики заключается в попытке анализа ведущих теоретических подходов к понятию «Я-концепция» и способов работы с образом-Я личности в контексте арт-терапии. Практическая значимость данного исследования прослеживается в разработке и осуществлении идеи арт-терапевтического тренинга в студенческой группе, он строится в соответствии с выбранными нами механизмами позитивации Я-концепции. Полученные нами данные служат материалом для дальнейших исследований в области психологии личности, а также позитива-ции жизнедеятельности личности с помощью арт-терапии (и непосредственно юнгианского арт-терапевтического подхода).

Ключевые слова: Я-концепция, образ-Я, способы позитивации Я-концепции, арт-терапевтические методы, изотерапия, социально-психологический тренинг, направленный на пози-тивацию Я-концепции личности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p449-459

ROLE OF ART THERAPEUTIC METHODS IN POSITIONING THE PERSONAL

SELF-CONCEPT

Natalia Ivanovna Koroleva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Vla-dimirovna Vospitannik, the candidate of psychological sciences, Tatyana Sergeevna Khari-tonova, the senior teacher, St. Petersburg State University of Economics

Abstract

This article reveals the content of the concept "I-concept" of personality. Self-concept is a complex formation that includes a self-image (a set of certain qualities and characteristics) and one's own attitude to these qualities (self-esteem). According to K. Rogers, the structure of the self-concept includes the real self (how a person sees himself on the basis of the objective characteristics of his life activity), the ideal self (how he would like to see himself) and the mirror self (how others see him). The relative consistency of these three components allows a person to be quite assertive. Therefore, the most important psychological and pedagogical task is the positive self-concept of personality. For this purpose, art therapy techniques are used, which we applied in the process of mastering psychological disciplines by students and obtained results. The scientific novelty of the investigated problematics lies in the attempt to analyze the leading theoretical approaches to the concept of "I-concept" and ways of working with the image-I of a person in the context of art therapy. The practical significance of this study can be traced in the development and implementation of the idea of art therapy training in a student group - it is built in accordance with the mechanisms of self-concept positivity that we have chosen. The data we have obtained serve as material for further research in the field of personality psychology, as well as the positive life of the individual with the help of art therapy (and directly the Jungian approach of the art therapy approach).

Keywords: self-concept, image-self, ways of positing self-concept, art-therapeutic methods, iso-therapy, socio-psychological training aimed at positing the self-concept of personality.

Одним из самых значимых запросов студентов на практических занятиях по психологии является тема ассертивного (уверенного) поведения. Данная проблема напрямую связана с Я-концепцией личности.

Я-концепция, по мнению многих исследователей, представляет собой решающий фактор в становлении и поддержании идентичности личности, поскольку представляет собой достаточно устойчивый "образ-Я" (набор личностных качеств) и самоотношение к этим качествам. И наиболее важную роль самооценка играет в периоды отрочества (когда она только складывается) и юности (когда активно формируется и перестраивается под влиянием разнообразных внешних и внутренних факторов).

На ранних курсах обучения в вузе молодые люди пытаются найти свою идентичность, выделить ее из разнообразных знаний о себе и мнений окружающих людей. Параллельно с этим развитие интеллекта позволяет более глубоко изучать окружающий

мир, размышлять над вопросами: каким на самом деле является мир вокруг и каким бы его хотелось видеть? Кто я в этом мире? Могу ли я как-то влиять на окружающий меня мир?

На первом курсе (а мы работаем в основном с первокурсниками) проявляется новые потребности к познанию окружающего мира, юноши и девушки развивают новую сторону своего Я - эго-идентичность, целостное представление о самом себе. Именно на этом этапе происходит осознание человеком своей Я-концепции. Выстраивается сравнительно устойчивое и целостное мнение о себе на основе оценок, полученных из внешней среды и от значимых людей: от сверстников, родителей, педагогов, а также оценок успеваемости. Очень часто уже ранее заложенные представления о себе не меняются в течение всей жизни, а лишь укрепляются и развиваются в том же русле (стремятся к осознанному и неосознанному подтверждению). В этот период Я-концепция двойственна, она пытается одновременно меняться и сохранить свои основы [5, с.72].

Таким образом, мы видим, что Я-концепция является одним из определяющих элементов как в развитии личности в целом, так и в формировании последующего профессионального выбора и профессионального поведения. Но, как мы уже сказали выше, Я-концепция постоянно меняется под воздействием различных фактов, действий и мнений окружающих людей.

К. Роджерс выделял в структуре Я-концепции три составляющих.

Идеальное Я - включает в себя представления индивида о том, кто же он на самом деле, каким он хочет себя видеть и каким ему хочется быть.

Реальное Я - представляет собой совокупность установок, связанных с тем, как человек воспринимает свои актуальные способности, социальные роли и статус в обществе (иначе - совокупность представлений человека о том, каким он является в настоящее время).

Зеркальное Я - отражение мнений других людей, что о нас думают другие.

Если человек воспринимает эти «Я» как находящиеся достаточно близко друг к другу, то можно сказать, что этот человек является более приспособленным к жизни, более уверенным в себе, чем человек, поставивший реальное Я ниже идеального Я или излишне зависимый от мнения окружающих его людей.

Если появляется информация, которая противоречит устойчивому представлению человека о себе, то в большинстве случаев он проигнорирует эту информацию и «отфильтрует» ее [1, с.68].

Я-концепция имеет тенденцию к самопоощрению. Если поведение индивида находится в согласии с его «образом Я», он уверен в себе и доволен собой, выстраивая гармоничные отношения с самим собой и окружающими. И напротив, если индивид испытывает чувство потерянности от рассогласования ролей, беспомощности от несоответствия своим или чьим-то ожиданиям, его образ-Я будет разрушаться внутренним конфликтом между «реальным», «идеальным» и «зеркальным Я». При этом нередко тот, кто считает себя неудачником, неосознанно сопротивляется попыткам изменить ситуацию, поскольку любое изменение грозит еще большим подрывом Я-концепции, усилением тенденции к самообвинению. Человеку, по сути, нужно будет снова бороться за свою идентичность.

Вместе с тем формирование личностной идентичности - постоянный процесс. Каковы механизмы формирования Я-концепции? К ним можно отнести следующие.

Прежде всего - интериоризация. Иначе - присвоение обратных связей о себе со стороны других людей. Обратные связи бывают положительными и отрицательными, содержать как безусловное, так и условное подкрепление. К. Роджерс строил свою модель психотерапии на безусловном принятии другого человека. Именно такая позиция способствовала формированию не только его идентичности, но аутентичности (целостности, понимания собственных потребностей и ожиданий).

Второй механизм - самоатрибуция, то есть, знание индивида о самом себе на основе самовосприятия. Этот механизм предполагает формирование умения представить себя окружающим, позитивировать свой образ. Особенно помогает в этом создание «ситуации успеха» - освоение неких умений, которые находят положительный отклик у окружающих.

Наконец, третий механизм - это социальное сравнение, которое предполагает сравнение своих достижений с некоторыми эталонами или с достижениями значимых людей. Эти эталоны и есть «уровни притязаний». И здесь важно иметь реалистические ожидания. Уровень притязаний должен устанавливаться исходя из конкретных качеств конкретного человека. Если уровень притязаний завышен или занижен - достижение результата может не восприниматься как успех [1, 5]. Эти механизмы формирования Я-концепции положены в основу арт-терапевтических методик, которые мы используем на практических занятиях со студентами в процессе преподавания психологических дисциплин.

Выбор арт-терапевтических методик обусловлен следующими факторами. Во-первых, арт-терапия представляет собой самый «щадящий» метод работы с глубинными проблемами личности. Арт-терапия - это, дословно, терапия искусством (А.И. Копытин, Л.И. Лебедева, Н.Ю. Пурнис и др.). Она способна проникать в самые глубокие пласты бессознательного личности и позволяет мягко «обходить» психологические защиты и осознавать глубинные проблемы на символическом уровне, исцелять ранние психологические травмы, вытесненные в бессознательное. Во-вторых, терапевтичен сам процесс создания своего собственного творческого продукта: рисунка, мандалы, творческой сказки или рассказа и т.д. Если речь идет о рисунке, то особую важность обретает работа с цветом, который, согласно К.Г. Юнгу, позволяет отреагировать ту или иную эмоцию, по сути, на «архетипическом» уровне [3, с. 115], [4, с.65].

Поскольку речь идет о Я-концепции личности, ее образе-Я, который в чем-то претерпевает «повреждения», то можно утверждать, что этот образ-Я чаще всего складывался под влиянием неких ранних травм, которые могут находиться вне сферы сознания личности и их осознания ею. Но наша работа в аудиториях на практических занятиях по психологическим дисциплинам не предполагает консультативной работы, глубокой проработки внутриличностных проблем. Однако применение арт-терапевтических методик позволяет решить сразу две важнейшие задачи: мягко трансформировать внутриличност-ное напряжение, связанное с неким предшествующим негативным опытом, а также пози-тивировать Я-концепцию, показав при этом возможности практической психологии в действии (способствовать гармонизации актуального состояния личности).

Мы использовали изотерапию как метод работы со студенческой группой. Изоте-рапия заключается в рисовании (спонтанном рисовании) участниками тех образов, которые рождались на основе возникающих у них ассоциаций [2, с. 211].

Рисунки несут диагностическую функцию: на их основе можно проводить диагностику определенных личностных аспектов (обнаружить те или иные проявления, которые можно отнести к представлениям о своем реальном или идеальном Я, а также - к их оценке самим человеком).

Но рисунок несет в себе и мощную психотерапевтическую функцию: он является метафорой жизненного опыта человека, запечатлевает на символическом уровне те или иные события его жизненной истории, его отношения к этим событиям и к самому себе.

Рисунок обычно используется в психологической и психотерапевтической практике для отреагирования - проживания и последующего освобождения - от каких-либо травматических или просто не самых приятных жизненных событий, приведших к нарушениям и искажениям в образе-Я (что обычно подвергается психологической «цензуре» и вытесняется с помощью механизмов психологической защиты). Рисунок также выполняет функцию «инструмента» последующего самосозидания личности на новом уровне,

поскольку позволяет с помощью понятных для бессознательных метафор (образов самого рисунка) и выбираемых цветов сформировать некие символические «планы» желаемого образа самого себя и своего будущего [6; 8].

Наша работа проходила следующим образом. Прежде всего, в рамках работы секции психологии по нашей кафедре педагогики и психологии СПбГЭУ собралась группа участников из 9 человек - студентов 1 курса. Это были девушки 18 лет. Этапы нашей работы:

Предварительная диагностика.

Перед проведением тренинга, направленного на позитивацию Я-концепции наших «испытуемых», мы предоставили им тестовую методику - тест самоотношения В.В. Сто-лина [7] - для выявления первичной информации об образе-Я каждого участника и его отношении к своим качествам. Нас интересовало то, с чем они пришли на тренинг. После выполнения участниками тестовых заданий (данные были собраны для последующей работы с ними) началось проведение первой части арт-терапевтического тренинга, направленного на позитивацию Я-концепции участников.

Первый этап: сбор ожиданий, где каждый сформулировал то, что его беспокоит и с чем бы он хотел поработать. Потом мы провели упражнение-разминку, направленное, во-первых, на знакомство участников друг с другом, во-вторых, на формирование умения представлять себя окружающим и принимать другого. Процедура такова: участники двигаются в пространстве («броуновское движение»), спонтанно находили пару и, соприкоснувшись ладонями, называли партнеру свои качества (представляли себя). Потом - партнер. Таким образом, каждый должен был пообщаться со всеми.

Вопрос тренера: легко ли было говорить о себе? Что было трудным? Что легче -говорить о себе или слушать другого?

Второй этап: собственно, арт-терапевтическая часть. Она была построена на упражнении «Образ моего имени» и представлении себя группе с помощью этого образа. По сути, это упражнение было направлено на анализ самоатрибуции участников.

Цель упражнения: выявить особенности описания каждым участником самого себя (по сути - своего образа-Я); способствовать осознанию каждым своей неповторимости, уникальных сторон своей личности и умению представить их другим людям.

Процедура упражнения:

Участникам предлагается:

- Нарисовать «герб своего имени» - некий собирательный образ в виде какого-либо символа (или совокупности символов), которые его характеризуют. Обязательно раскрасить (цвет - это важный элемент диагностики).

- Потом - в столбик написать буквы своего имени и к каждой букве, в режиме «автоматического письма» написать любые ассоциации.

- Составить рассказ, историю (сказку, стихотворение - на выбор) с получившимися словами.

- Обсуждение рисунков и личностных историй на группе. Участники дают «обратную связь» друг другу - что нового, неожиданного они увидели в своих собственных рисунках и рисунках друг друга. Что нового и неожиданного узнали о себе, открыли в себе и других.

Третий этап. Работа с глубинными страхами, тревогой, проработка их через рисунок (эта тема возникла по запросу группы). Автором данной методики является А.Н. Ко -ролева.

Процедура:

1. Вспомнить максимальное количество негативных событий в своей жизни. Записать их на отдельном листе бумаги. На другом листе от руки нарисовать круг и в нем -изобразить с помощью цветных карандашей или фломастеров образ той эмоции (энергии), которая их сопровождала.

2. Теперь вспоминать все позитивные события, где участники чувствовали себя успешными - с самого раннего детства и до сегодняшнего дня. Обязательное условие: положительных событий должно быть больше, чем отрицательных. Можно вспоминать каждую мелочь, но это очень важно для осознания ресурсных состояний.

3. На другом листе бумаги формата А4 нарисовать в круге образ той энергии радости, успеха, которая сопровождала эти события. На этот рисунок надо положить ладонь ведущей руки и почувствовать (представить), как энергия радости, позитива вливается в ладонь, перетекает в руку и наполняет тело.

В этом упражнении включаются три репрезентативные системы: визуальная, может даже аудиальная (ведь кто-то может слышать «звучание» тех или иных воспоминаний или внутренних «картинок»), кинестетическая. Соединение нескольких репрезентативных систем создает положительный «якорь» (Дж. Гриндер, Р. Бендлер), который позволяет вновь пережить и запомнить ресурсную ситуацию на уровне «телесного опыта».

1. Левую руку положить на «негативный» рисунок и представлять, как энергия радостных событий вливается в него (можно мысленно «усиливать» поток этой энергии, делать его более ярким, насыщенным и т.п.).

2. Мысленно наблюдать, что происходит с «негативным» рисунком. Как правило, он трансформируется: негатив (и стоящий за ним внутренний страх) перестает быть пугающим, меняет свой образ, может стать совершенно новым, отнюдь не враждебным или даже дружественным.

Отметим, что в этом арт-терапевтическом упражнении объединены элементы изо-терапии, психосинтеза и МЬР. Если образ страха не трансформируется (например, если кто-то из участников вспомнил не отреагированные ранее травматичные события своей жизни или «сжился» с образом негатива ярче, чем с позитивным образом), можно проделать следующее: вывешиваем «негативные» рисунки на флип-чарте (магнитной доске), и каждый участник должен дать рисунку позитивное истолкование, найдя в нем неожиданно привлекательные, может быть, даже гротескные черты. Смысл заключается в том, что на любую ситуацию можно посмотреть с новой, неожиданной точки зрения, даже с чувством юмора, или же - в любом случае - с принятием. И тогда ситуация воспринимается по-новому, тем более, что мы работаем с рисунком, т.е. с метафорой. И эта метафора уже не кажется столь негативной, какой казалась автору рисунка поначалу. В любом случае, наступает принятие («это часть меня моего опыта», говорили потом некоторые участники). Можно предложить участникам сделать с «негативным» рисунком то, что они хотят -например, порвать, смять, выкинуть в урну. Как показал опыт нашей группы, многие не пожелали расстаться с «негативными» образами - «я не хочу отрицать эту часть моей жизни. Это тоже мой опыт, и я не хочу от него избавляться». То есть - произошло принятие ситуаций и их включение в свой внутренний опыт.

Четвертый, заключительный этап.

Здесь были использованы следующие упражнения:

1. «Выставка моих достижений». Суть этого упражнения заключается в следующем. Вначале дается медитативная техника: представить себя идущим по красной ковровой дорожке (под аплодисменты окружающих!) на персональную выставку своих жизненных достижений. Каждый «зал» посвящен определенному жизненному периоду: детство (семья), школа, вуз и т. п. В каждый период жизни у любого человека были какие-то успехи - важно вспомнить их, увидеть, на уровне репрезентативных систем ощутить их «вкус», пережить заново. И среди всех «залов» есть один, где хранится самый важный «экспонат» - тот, который символизирует самое значимое, по мнению участника, достижение. Важно вновь увидеть мысленным взором и пережить «вкус» данного события, а потом запечатлеть его в виде рисунка («заякорить» на символическом уровне) - самый важный «экспонат», который участник показывает группе и рассказывает о нем («присваивает и закрепляет обретенный психологический ресурс).

Смысл упражнения - вспомнить то, что реально дорого и в чем человек стал успешен. Обсуждение рисунков и рассказ о «самом ценном экспонате» (значимом ресурсе) на группе - позволяет не только осознать, но и прочувствовать этот ресурс, обращаться к нему сознательно, когда требуется энергия для реализации каких-либо новых свершений и замыслов. Именно энергия этого ресурса может послужить источником для новых достижений. А достижения необходимы для «подкрепления» позитивной самооценки и реального «образа-Я».

2. Упражнение «Мои сильные стороны». Процедура: каждый должен сначала написать на листе бумаги свои сильные качества (составить максимально полный список). Потом - проговорить их вслух в течение 5 минут, - при этом говорить уверенно, убедительно, не допуская речевых оборотов типа «да, но...», «если бы...», «может быть...», «но мне бы хотелось.» и т.п. Это упражнение - на формирование уверенности и навыков самопрезентации.

В завершение тренинга - заключительный шеринг, на котором участники проговаривают свои впечатления, инсайты, реализованные или нереализованные ожидания и т.п. - дают «обратную связь». Данный тренинг проводился в течение месяца - раз в неделю после основных учебных занятий. По его завершению мы снова предложили участникам тест самодиагностики по методике В.В. Столина.

Вот как выглядят результаты в «динамике» (поскольку наша группа была маленькой, большее значение для нас имел качественный анализ результатов - группа, занятая в арт-терапевтическом анализе априори не может быть большой, она предполагает проработку глубинных личностных «пластов» опыта участников).

Результаты, полученные нами с помощью метода описательной статистики, представляются нам заслуживающими внимания.

А теперь перейдем к анализу результатов. Напомним, что группа прошла тестирование по методике исследования самоотношения (МИС) В.В. Столина до тренинга и после него.

Тест опросник самоотношения (В .В. Столин)

Таблица 1.1 - Результаты опроса респондентов перед проведением тренинга

¡а я р -о Семь шкал направленных на измерение выраженности

Шкала 8 - измеряет интегра ное чувство «за» или «протг собственно «Я» испытуемо и « и и т о е установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я»

н е Шкала II - аутосимпат Шкала III - ожидаемое о шение от других. Шкала IV - самоинтер испытуемого

Шкала I - самоуваж Шкала 1 - самоуверенность Шкала 2 - отношение других Шкала 3 - самопринятие Шкала 4 - саморуководство, самопоследовательность Шкала 5 - самообвинение Шкала 6 - самоинтерес Шкала 7 - самопонимание

Яе§р1 26,67 16,00 9,00 17,67 92,33 29,33 32,00 7,67 25,67 100,00 80,00 43,33

Яе§р2 62,67 16,00 90,67 39,67 71,33 29,33 15,00 89,67 38,33 27,67 100,00 21,33

ЯеврЭ 90,67 71,33 77,33 27,33 92,33 29,33 32,00 89,67 38,33 43,33 100,00 84,67

Яевр4 49,00 16,00 37,33 39,67 100,00 7,33 15,00 50,00 60,33 81,67 100,00 43,33

Яевр5 85,00 34,00 96,67 27,33 49,67 29,33 15,00 89,67 38,33 27,67 100,00 68,67

Яеврб 62,00 71,33 28,00 53,00 5,33 47,67 7,33 34,33 79,67 60,67 34,33 43,33

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Яе§р7 93,33 86,67 77,33 53,00 49,67 65,67 51,33 89,67 79,67 43,33 80,00 68,67

Яевр8 96,67 86,67 90,67 53,00 71,33 92,33 32,00 89,67 60,33 43,33 100,00 83,67

Яевр9 93,33 91,33 96,67 53,00 71,33 81,33 32,00 100,00 60,33 27,67 100,00 83,67

Среднее значение фактора до тренинга 73,26 54,37 67,07 40,41 67,04 45,74 25,74 71,15 53,44 50,59 88,26 60,07

Таблица 1.2 - Результаты опроса респондентов после проведения тренинга

о s & «

S 3

и

а

и

а

Семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого

и

я &

с

о S

& (J

Respl

62,67

25,33

37,33

39,67

71,33

81,33

15,00

70,67

60,33

96,67

100,00

43,33

Resp2

90,67

34,00

90,67

72,33

92,33

65,67

51,33

100,00

25,67

27,67

100,00

43,33

Resp3

88,00

34,00

86,00

53,00

92,33

47,67

51,33

89,67

60,00

43,33

100,00

68,67

Resp4

49,00

16,00

37,33

39,67

100,00

7,33

15,00

50,00

60,33

81,67

100,00

43,33

Resp5

85,00

34,00

86,00

72,33

92,33

47,67

51,33

89,67

25,67

43,33

100,00

68,67

Resp6

90,67

80,00

69,67

72,33

49,67

47,67

80,00

34,33

79,67

27,67

54,67

21,33

Resp7

96,67

91,33

77,33

72,33

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

92,33

81,33

51,33

89,67

79,67

60,67

100,00

83,67

Resp8

98,33

99,67

96,67

53,00

100,00

92,33

32,00

100,00

79,67

27,33

100,00

83,67

Resp9

93,33

91,33

96,67

53,00

71,33

81,33

32,00

100,00

60,33

27,67

100,00

83,67

& s

83,82

56,18

75,30

58,63

84,63

61,37

42,15

0,45

59,04

48,45

94,96

59,96

Значение показателя:

_ меньше 50 - признак не выражен;

_ 50-74 - признак выражен;

больше 74 - признак ярко выражен.

Черным отмечены ярко выраженные факторы, белым - не выраженные.

Перед тренингами (таблица 1.1) было выражено два фактора: самоинтерес и интегральное чувство «за» и «против» собственного Я испытуемого. В свою очередь слабо выраженными были три фактора: ожидаемое отношение от других, самоуверенность и отношение других к себе.

После тренингов (таблица 1.2) стали ярко выраженными признаки, которые раньше были слабо проявлены (помимо тех двух, которые после остались так же ярко выраженными тоже): аутосимпатия, самоинтерес, самопринятие. Хотелось бы отметить, что после проведения тренингов упала шкала самообвинения и так же повысилась аутосим -патия, что говорит о результативности тренингов и динамике группы в целом.

Движение у всей группы положительное, у двух человек показатели повысились, хоть и не на много (проблемы были очень выражены) - необходима индивидуальная терапия.

Движение у всей группы положительное, у двух человек показатели повысились, хоть и не на много (проблемы были очень выражены) - необходима индивидуальная терапия.

Будем считать, что данные представляют собой выборку независимых одинаково распределенных случайных величин.

Воспользуемся пакетом прикладных программ обработки статистических данных Statgraphics Plus for Windows.

Статистические методы описательной статистики анализа одной переменной дают нам следующие суммарные статистики первоначального и повторного тестирования группы участников исследования (до и после тренинга).

Шкала 7 - самопонимание Шкала 6 - самоинтерес Шкала 5 - самообвинение

Шкала 4 - саморуководство, самопоследовательность Шкала 3 - самопринятие Шкала 2 - отношение других Шкала 1 - самоуверенность Шкала IV - самоинтерес.

Шкала III - ожидаемое отношение от других.

Шкала II - аутосимпатия. Шкала I - самоуважение.

Шкала S - измеряет интегральное чувство «за» или..

0,00 50,00 100,00

Среднее значение фактора до тренинга ■ Среднее значение фактора после тренинга

Рисунок 1 - Сравнение средних значений факторов самоотношения до и после проведения тренинга в группе

респондентов

Проанализируем данные, представленные на рисунке 1.

Шкала S - измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого. В ходе исследования в среднем (Average) этот фактор повысился на 14,41%. Необходимо обратить внимание на выброс на диаграмме разведочного графика «ящик с усами» (Box-and-Whisker Plot) (величины 49,00 и 62,67). У двух респондентов этот фактор слабо выражен, хотя и стал выше. Но этот фактор незначительно влияет на анализ данных в целом по группе. Исследование в целом говорит о том, что личностный потенциал группы достаточно высок и выражены положительные тенденции развития и самосовершенствования респондентов. Мы свели в ответы в таблицы и посчитали среднее значение по каждому фактору. Это показало выраженность двух факторов: самоинтерес и интегральное чувство «за» или «против» собственного Я. Самые низкие значения факторов были: отношение других, ожидаемое отношение других. (таблица 1.1)

(Самоинтерес: было 67,04; стало 84,63; интегральное чувство «за» или «против» собственного Я: было 73,26; стало: 83,82).

(Отношение других: было 25,74; стало 42,15; ожидаемое отношение других: было 40,41; стало 58,63).

Но впоследствии, после тренингов, многие показатели улучшились (добавились, перешли в ярко выраженные из слабо выраженных.): аутосимпатия, самоинтерес, самопринятие.

Уменьшилось (пусть не на много, но это тоже хороший показатель): самообвинение (таблица 1.2).

(Аутосимпатия: было 67,07; стало 75,30; самоинтерес: было 88,26; стало 94,96; самопринятие: было 71,15; стало 80,45).

Самоуважение - это уважение (или неуважение) человека к самому себе, основанное на объективных достоинствах и успехах личности, либо, напротив, в связи с виной или ошибками. Анализ данных показывает, что в группе повысился фактор «Самоуважение» (на 3,34%). У половины респондентов группы этот фактор не выражен или выражен очень слабо.

Аутосимпатия - позитивное восприятие своей личности, своего уникального и неповторимого Я. Относиться к себе с искренней симпатией - значит принять себя полностью, со всеми своими достоинствами и недостатками. После проведения тренинга в группе повысился фактор «Аутосимпатии» на 12,26%, хотя у двух респондентов этот

признак очень слабо выражен, хотя и стал выше.

После проведения тренинга:

Показатель фактора «Ожидаемое отношение от других» по группе в целом повысился на 45,1%. Скорее всего это связано с возрастом респондентов (студенты), а также с тем, что чем больше индивид начинает принимать самого себя, тем более он уверен в «ожидаемом отношении» от других.

Обращает на себя внимание и показатель фактора «Самоинтерес»: после проведения тренинга он в целом по группе повысился на 26,24%. Потребность в саморазвитии, в самосовершенствовании ярко выражена почти у всех респондентов.

Показатель фактора «Самоуверенность» по группе в целом повысился на 34,17%, из невыраженного фактора перешел в выраженный.

Показатель фактора «Отношение других» по группе в целом повысился на 63,74%, но остался не выраженным (до 50).

Показатель фактора «Самопринятие» по группе в целом повысился на 13,06%, из выраженного перешел в ярко выраженный фактор.

Показатель фактора «Саморуководство, самопоследовательность» по группе в целом повысился на 10,47%.

Показатель фактора «Самообвинение» по группе в целом понизился на 4,25%, из выраженного перешел в невыраженный фактор.

Показатель фактора «Самоинтерес» по группе в целом повысился на 7,6%, оставаясь ярко выраженным фактором.

Показатель фактора «Самопонимание» по группе в целом почти не изменился (понизился на 0,18%). Распределение данных не претерпело видимых изменений. Фактор остался выраженным. Видимо, необходимы еще тренинги, чтобы повысить самопонимание.

В целом у всей группы положительная динамика. У двух человек показатели повысились, хотя и не на много по сравнению с другими (проблемы были сильно выражены) -нужна индивидуальная терапия.

Корреляционный анализ данных после прохождения тренинга:

Из полученных данных следует, что между четырьмя парами факторов существует сильная связь, так как доверие к ним более 90% (р<0,1).

Это видно на основании следующих показателей:

Положительная связь между фактором «Шкала 8» и фактором «Шкала II - ауто -симпатия». То есть, чем сильнее выражена аутосимпатия, тем сильнее проявляется показатель «интегральное чувство в пользу собственного Я».

Отрицательная связь между фактором «Шкала 8» и фактором «Шкала 5 - самообвинение»; иными словами, чем больше самообвинение, тем сильнее проявляется интегральный показатель «против» собственного Я и наоборот.

Отрицательная связь между фактором «Шкала II - аутосимпатия» и фактором «Шкала 5 - самообвинение»; опять же, чем меньше самообвинение, тем сильнее проявляется аутосимпатия.

Положительная связь между фактором «Шкала III - ожидаемое отношение от других» и фактором «Шкала 2 - отношение других». Чем более положительно ожидаемое отношение со стороны других, тем больше подтверждается «отношение других» (и здесь важную роль играет самопринятие).

На основании всего изложенного выше, можно сделать вывод о том, что способы позитивации Я-концепции, которые мы использовали при проведении арт-терапевтического тренинга, принесли положительные результаты.

Основные рабочие гипотезы, выдвинутые нами перед началом нашего тренинга, подтвердились:

- Важнейшим механизмом формирования самооценки является механизм самоатрибуции (т.е. заключения о самом себе на основе самовосприятия);

- Образ-Я становится более позитивным, когда человек принимает «теневые» стороны своего «Я», взаимодействуя с собственными страхами, тревогой, какими-то глубинными комплексными структурами, которые зачастую вытеснены в бессознательное. Человек становится способным осознавать и брать под контроль и «теневые», и «позитивные» стороны своего Я, что дает ему дополнительную уверенность и личностные ресурсы - интеллектуальные, эмоциональные, конативные.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Одним из «инструментов» позитивации Я-концепции является осознание своих успехов, которые на протяжении жизни «созидали» человека и становились его личностными ресурсами.

Проведение тренинга позитивации Я-концепции убедило нас в целесообразности данной помогающей психологической практики со студентами 1 курса - как способствующей не только углублению знаний в области психологии как «теоретической» дисциплины, но и показывающей возможности их практического применения для улучшения качества собственной жизни и возможностей личностного роста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - Москва : Прогресс,1986. - 420 с.

2. Бетенски М. Что ты видишь: Новые методы арт-терапии / М. Бетенски. - Москва : ЭКСМО-Пресс, 2012. - 256 с.

3. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением / М.Е. Бурно. - Москва : Академический проект, 2012. - 520 с.

4. Копытин А.И. Основы арт-терапии / А.И. Копытин. - Санкт-Петербург : Лань, 2009. -

256 с.

5. Королева Н.И. Психология: наука и профессия : учебное пособие / Н.И. Королева, И.В. Воспитанник. - Санкт-Петербург : Изд-во СПбГЭУ, 2015. - 168 с.

6. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система знаний / Л. Д. Лебедева. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. - 256 с.

7. Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. - Москва : Изд-во МГУ, 1983. - 284 с.

8. Баер Удо Творческая терапия - Терапия творчеством: теория и практика психотерапии, использующей разнообразные формы творческой активности / Удо Баер. - Москва : Класс, 2013. - 548 с.

REFERENCES

1. Bums, R. (1986), The development of the Self-concept and education, Progress, Moscow.

2. Betenski, M. (2012), What you see: New methods of art therapy, EKSMO-Press, Moscow.

3. Burno, M.E. (2012), Therapy with creative self-expression, Academic project, Moscow.

4. Kopytin, A.I. (2009), Fundamentals of art therapy, Lan, St. Petersburg.

5. Koroleva, N.I. and Vospitannik I.V. (2012), Psychology: science and profession: textbook, St. Petersburg.

6. Lebedeva, L.D. (2007), The practice of art therapy: approaches, diagnostics, knowledge system, Rech, St. Petersburg.

7. Stolin, V.V. (1983), Self-consciousness of the individual, Moscow State University Publishing House, Moscow.

8. Baer, Udo (2013), Creative therapy - Creativity therapy: theory and practice of psychotherapy using various forms of creative activity, Class, Moscow.

Контактная информация: [email protected]; [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.01.2021

УДК 159.9.01

КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ И ИХ СРЕДСТВ В СИСТЕМЕ БОЕВЫХ ИСКУССТВ В СТАРОМ КИТАЕ

Ольга Юрьевна Куликова, кандидат исторических наук. Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.