Научная статья на тему 'Социально-психологический тренинг «Песочные часы: между завтра и вчера» как фактор оптимизации самоотношения в зрелом возрасте'

Социально-психологический тренинг «Песочные часы: между завтра и вчера» как фактор оптимизации самоотношения в зрелом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
456
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чайковская И. А., Милейко А. В.

В статье представлены основные психологические подходы к пониманию самоотношения личности и рассмотрены возможности песочной терапии в работе с людьми зрелого возраста. Проводится анализ результативности социально-психологического тренинга с использованием песочной терапии для оптимизации самоотношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологический тренинг «Песочные часы: между завтра и вчера» как фактор оптимизации самоотношения в зрелом возрасте»

И отдельная ветвь значимых зависимостей представленных на личностном уровне - это зависимость между ценностью общения и отдыха (0,47) что может говорить о том, что проводить все свободное время студенты предпочитают в компании знакомых, друзей.

* * *

Опираясь на полученные нами результаты, мы можем сказать, что наша гипотеза о том, что ценностные ориентации могут являться системообразующим фактором в структуре интегральной индивидуальности подтверждается частично, т.е. только на выборке студентов.

Отсутствие тесных корреляционных связей между психодинамическим и личностным уровнями в группе школьников может свидетельствовать о том, что структура индивидуальности недостаточно сформирована.

Опираясь на концепцию В.С. Мерлина, мы утверждаем, что структура интегральной индивидуальности не статичное образование, а находится в непрерывном динамическом развитии и к переходу от младшего юношеского возраста к старшему будет усложняться и разноуровневые свойства интегральной индивидуальности будут плотнее сгруппированы.

Список литературы:

1. Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. Дифференциальная психология. Теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности. - СПб., 2004.

2. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М., 1986.

3. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. - СПб., 2004.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ «ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ: МЕЖДУ ЗАВТРА И ВЧЕРА» КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ САМООТНОШЕНИЯ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ

© Чайковская И.А.*, Милейко А.В.4

Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург

В статье представлены основные психологические подходы к пониманию самоотношения личности и рассмотрены возможности песоч-

* Заведующий кафедрой Общей психологии, кандидат психологических наук, доцент.

* Студент кафедры Общей психологии.

ной терапии в работе с людьми зрелого возраста. Проводится анализ результативности социально-психологического тренинга с использованием песочной терапии для оптимизации самоотношения.

В современном мире постоянно происходят существенные социальные изменения, которые характеризуются большим масштабом и высокой скоростью протекания. Порой сложно угнаться за столь быстрым потоком жизни и не потерять себя. Как остаться верным себе и не увязнуть во всем комплексе жизненных проблем?

Часто единственное, что может помочь, это умение принимать себя, ценить и уважать за свои силы и способности.

Одним из важнейших факторов саморазвития и самосовершенствования человека является его отношение к самому себе. Самоотношение человека в значительной степени определяет оценку окружающей действительности, формирование представлений о мире и самом себе, обеспечивает степень своей социальной эффективности и отношений к себе окружающих, регулирует межличностные отношения, постановку и достижение целей, разрешение кризисных ситуаций. Любое проявление человека как социального субъекта сопровождается включением в данный процесс его самоотношения.

Самоотношение личности подробно и разносторонне изучалось многими отечественными (С.Р. Пантелеев, В.В. Столин, Н.И. Сарджвеладзе, А.М. Ко-лышко, И.С. Кон, В.Н. Мясищев и др.) и зарубежными (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Крайги др.) психологами, однако мало кто из них уделял отдельное внимание проблеме самоотношения в зрелом возрасте [4].

Придерживаясь мнения С.Р. Пантелеева, который понимает самоотношение как выражение смысла «Я» для субъекта, важно отметить многогранность строения самоотношения, в который входят: самоуважение, самопринятие, любовь к себе, самооценка, самоуверенность, самоунижение, самообвинение, недовольство собой и т.д. А так же большое влияние самоотношение личности оказывает на жизненную позицию, взаимодействие с окружающими, стратегию поведения в конфликте и разрешение кризисных ситуаций. Его структура формируется из двух компонентов: рационального отношения к себе как субъекту социальной активности и эмоционально-ценностного отношения к себе - переживания и оценки собственной значимости как субъекта социальной активности. Эриксон Э. полагает, что зрелость - это возраст «совершения деяний», наиболее полный расцвет, когда человек становится тождественным самому себе. Главные линии развития человека средних лет - это генеративность, производительность, созидательность и неуспокоенность - стремление стать как можно лучшим родителем, достичь высокого уровня в своей профессии, быть неравнодушным гражданином, верным другом, опорой близким. Так же этому возрасту присуще большое количество проблем связанных с осознанием своих прожитых лет, взрослением детей и их уходом из родительской семьи, пожилыми родителями и заботой о них, что порой способствует ухудшению самоотношения [1, 3, 5].

Одним из методов формирования позитивного самоотношения является арт-терапия, как метод направленный на реализацию скрытой энергии в результате творческого осмысления, личностного роста, как воздействие на мо-тивационную, эмоциональную, адаптивную сферу, как средство достижения самоосознания и самоактуализации (раскрытия потенциала личности, достижения чувства удовлетворенности своей жизнью). В ней визуальная форма минует вербальный канал взаимодействия и таким образом обходит защиту личности. Одним из приемов арт-терапии является песочная терапия. Преимущество песочной терапии состоит в том, что она позволяет человеку воссоздавать в песке различные аспекты проблемы, используя символические объекты, которыми можно манипулировать и которые можно легко изменять. Этот процесс игры «продвигает» его от ощущения «пострадавшего» к тому, чтобы чувствовать себя «создателем» своей жизни. Что способствует принятию себя и развитию позитивного самоотношения.

Таким образом, работа в технике песочной терапии с людьми зрелого возраста дает им возможность получить опыт успешной деятельности, а рефлексия и децентрализация способствуют формированию позитивного самоотношения.

Цель данного исследования: доказательство эффективности социально-психологического тренинга «Песочные часы: между завтра и вчера» (И.А. Чайковская) для оптимизации самоотношения личности в зрелом возрасте. Объектом нашего исследования является самоотношение личности, предметом - социально-психологический тренинг с использованием песочной терапии как средство оптимизации самоотношения.

Мы предполагаем, что социально-психологический тренинг с использованием песочной терапии способствует оптимизации самоотношения в зрелом возрасте.

Проведенное нами исследование вносит определенный вклад в развитие представлений о песочной терапии, и ее возможности способствовать оптимизации самоотношения личности в зрелом возрасте. Данная работа раскрывает особенности процесса оптимизации самоотношения личности средствами песочной терапии и дает дополнительный материал для работы с людьми зрелого возраста.

В исследовании принимали участие 22 женщины, в возрасте от 30 до 45 лет, с различным семейным, статусным и материальным положением.

Первый этап - первичная диагностика. Основная цель: изучить уровень самоотношения с помощью методики исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантелеева [2]. Обработка и качественный анализ результатов позволил нам выявить уровень сформированности компонентов самоотношения у людей зрелого возраста. В результате диагностики были выявлены следующие результаты.

Высокий уровень открытости имеют 23 % испытуемых, что говорит об их высокой рефлексивности и критичности по отношении к себе. Средний

уровень имеют 50 % опрошенных, такие результаты говорят о недостаточном доверии миру и окружающим людям. Низкий уровень открытости имеют 27 % испытуемых. Это значит, что им свойственна закрытость, нежелание осознавать и выдавать значимую информацию о себе, а так же достаточно большое желание социального одобрения.

По шкале «самоуверенность» высокие показатели присутствуют у 36 % испытуемых, что свидетельствует об их отношение к себе как к уверенному, самостоятельному человеку, достойному уважения. Средние показатели - у 41 % респондентов, следовательно, они считают себя достаточно энергичными, надежными людьми, которым есть за что себя уважать. Низкие показатели по данной шкале присутствуют у 23 % опрошенных, что говорит об их неудовлетворенности собой, ощущении слабости, сомнении в способности вызывать уважение.

Высокий уровень саморуководства имеют 46 % испытуемых, они способны справляться с эмоциями и переживаниями по поводу самого себя, не полагаются на судьбу, а ставят перед собой цели и достигают их. Средний уровень имеют 18 % респондентов, такие результаты говорят о недостаточной сформированности ответственности за свою деятельность. Низкий уровень - у 36 % испытуемых, следствием чего является плохая саморегуляция и нежелание искать причины поступков в самом себе.

По шкале «отраженное самоотношение» высокие показатели присутствуют у 9 % респондентов, это значит, что им свойственно считать свой характер, поступки и личность в целом способными вызывать у других людей понимание и уважение, т.е. они ожидают от окружающих положительное отношение к себе. Средние показатели присутствуют у 50 % опрошенных, следовательно, они понимают, что их характер и деятельность не всегда находят одобрение других людей. Низкие показатели - у 41 % испытуемых, что свидетельствуют об искаженном представлении себя, занижении собственных достоинств, считают себя неспособными вызывать у окружающих людей положительные чувства.

По шкале «самоценность» высокие показатели присутствуют у 18 % испытуемых, что говорит о богатстве их внутреннего мира. Средние показатели - у 64 % респондентов, такие результаты говорят о недооценке своего духовного «Я», непринятии себя как наиболее ценного аспекта своей жизни. Низкие показатели присутствуют у 18 % испытуемых, это значит, что они сомневаются в ценности собственной личности, им свойственна потеря интереса своему внутреннему миру.

Высокий уровень самопринятия имеют 14 % испытуемых, что говорит об их дружескому отношению к себе, безусловному принятию себя таким, каков есть. Средний уровень имеют 41 % опрошенных, такие результаты говорят о недостаточном согласии с самим собой, попытках изменить себя в угоду окружающим. Низкий уровень - у 45 % испытуемых, им свойственно самообвинение, самокритичность и непринятие себя.

Высокие показатели по шкале «самопривязанность» имеют 9 % испытуемых, что говорит об их нежелание меняться на фоне общего положительного отношения к себе. Средние показатели - у 27 % опрошенных, это свидетельствует о том, что они готовы к изменениям себя в лучшую сторону. Низкие показатели присутствуют у 64 % респондентов, это значит, что им свойственна неудовлетворенность собой.

По шкале «внутренняя конфликтность» высокие показатели присутствуют у 41 % испытуемых, что свидетельствует о наличии внутренних конфликтов и несогласии с собой. Средние показатели присутствуют у 59 % респондентов, такие результаты говорят об осознании своих трудностей и отсутствии вытеснения. Низкие показатели по шкале «внутренняя конфликтность» у данных испытуемых отсутствуют.

Высокий уровень самообвинения имеют 46 % испытуемых, что говорит об их готовности поставить себе в вину свои неудачи, они везде видят собственные недостатки. Средний уровень самообвинения имеют 54 % респондентов, такие результаты говорят о некой внутренней напряженности и открытость к восприятию отрицательных эмоций в свой адрес. Низкий уровень самообвинения отсутствует у данной выборки.

Для большей наглядности результаты первичной диагностики самоотношения личности в зрелом возрасте представлены на рис. 1.

Рис. 1. Первичная диагностика самоотношения личности по методики исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантелеева

Второй этап нашей работы - формирующий. Его целью было доказать результативность социально-психологического тренинга с использованием песочной терапии для оптимизации самоотношения. Нами была апробирована тренинговая программа «Песочные часы: между завтра и вчера» (И.А. Чайковская). Программа рассчитана на 36 академических часов, всего в группе

было проведено 6 занятий по 6 часов. Целью данной программы было создание условий для личностного роста участников тренинга с целью развития позитивного самоотношения. В рамках поставленной цели были выделены задачи:

- расширение представления участников о собственных возможностях;

- актуализация потребности в личностном росте;

- создание условий для осознания участниками дезинтеграции личностной сферы;

- формирование субъективной позиции участников с использованием личностного ресурса для оптимизации положения в социуме.

Нами была учтена прямая взаимосвязь сформированное™ позитивного самоотношения с наличием проблем в личной сфере и ее дезинтеграции. Вследствие чего, были созданы условия для выявления и отработки актуальных проблем участников в личностной сфере и возможности ее переструктурирования и гармонизации.

В ходе тренинга нами были отмечены следующие изменения. Участники стали более инициативными, уверенными, свободнее стали высказывать свою точку зрения, открыто говорили о сильных и слабых сторонах своей личности, стали более уверенно относиться к своим возможностям управлять своей жизнью. Это подтверждают результаты вторичной диагностики исследования самоотношения по методике МИС С.Р. Пантелеева.

По результатам можно сделать следующие выводы: после проведения социально-психологического тренинга высокий уровень открытости имеют 86 % испытуемых, средний уровень открытости имеют 14 % опрошенных, что говорит о развитии рефлексии и более глубоком понимании себя, во взаимоотношениях с людьми доминирует ориентация на собственное видение происходящего. По шкале «самоуверенность» высокие показатели присутствуют у 82 % испытуемых, средние показатели - у 18 % респондентов, такие результаты характеризуют выраженную самоуверенность, высокую смелость в общении, доминирует мотив достижения успеха. Высокий уровень саморуководства имеют 77 % испытуемых, средний - 14 % респондентов и низкий - 9 %, это значит, что испытуемые ощущают себя способным оказывать сопротивление внешним влияниям, не плыть по течению, а самим принимать жизненно важные решения. По шкале «отраженное самоотношение» высокие показатели присутствуют у 73 % респондентов, средние - у 27 % опрошенных, что свидетельствует о восприятие себя принятыми окружающими людьми. Они чувствуют, что их любят другие, ценят за личностные и духовные качества, за совершаемые поступки и действия. По шкале «самоценность» высокие показатели присутствуют у 86 % испытуемых, средние показатели по данной шкале присутствуют у 9 %, и низкий - у 5 %, следовательно, респонденты склонны воспринимать себя как индивидуальность и высоко ценить собственную неповторимость. Они стали более уве-

рены в себе, что помогает им противостоять воздействиям окружения и более рационально воспринимать критику в свой адрес. Высокий уровень самопринятия имеют 68 % испытуемых, средний - 32 % опрошенных, такие результаты говорят об избирательности отношения к себе, склонности критиковать не все свои недостатки, порой считая их частью достоинств. Высокие показатели по шкале «самопривязанность» имеют 77 % испытуемых, средние показатели - у 23 % опрошенных, что указывает на избирательность отношения к своим личностным свойствам, на стремление к изменению лишь некоторых своих качеств при сохранении других. По шкале «внутренняя конфликтность» низкие показатели присутствуют у 86 %, средние показатели - у 14 %, что позволяет ощущать баланс между собственными возможностями и требованиями окружающей реальности, между притязаниями и достижениями. Низкий уровень самообвинения имеют 73 % испытуемых, средний уровень самообвинения присутствует у 27 % респондентов, такие результаты говорят об ощущение удовлетворенности собой в сочетании с порицанием других, поисками источников всех неприятностей и бед больше в окружающих, нежели в самом себе.

Более наглядно результаты вторичной диагностики представлены на рис. 2.

Рис. 2. Вторичная диагностика самоотношения личности по методики исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантелеева

Для проверки достоверности эффективности эксперимента по оптимизации самоотношения личности в зрелом возрасте, мы использовали критерий Вилкоксона. С его помощью мы определили, является ли сдвиг показателей достаточно интенсивным. Так как Тэмп < Ткрит., (р < 0,01), то полученные данные подтверждают, что самоотношение лиц зрелого возраста стало

более оптимистичное на конец эксперимента, чем было в его начале, так как сдвиг ярко выраженный. Таким образом, результаты исследования позволяют отметить количественные изменения оптимизации самоотношения у лиц зрелого возраста. Исходя из этого, можно сделать вывод, что выдвинутая нами в начале работы гипотеза нашла свое подтверждение, и наше предположение о том, что социально-психологический тренинг с использованием песочной терапии способствует оптимизации самоотношения в зрелом возрасте верно. Следовательно, тренинговая программа «Песочные часы: между завтра и вчера» (И.А. Чайковская) является эффективной и может быть использована практическими психологами в работе с людьми зрелого возраста для оптимизации их самоотношения и улучшения качества жизни.

Список литературы:

1. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси: «Мецниереба», 1989.

2. Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения. - М.: Смысл, 1993. - 32 с.

3. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Дидактика Плюс, 2003. -468 с.

4. Колышко A.M. Психология самоотношения: учеб. пособие. - Гродно: ГрГУ 2004. - 102 с.

5. Косолапов Ю.А. Зрелость личности и самоотношение. - Липецк: ЛГПУ 2006. - 258 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.