11. Hunt G.E., Cleary M., Walter G. Psychiatry and the Hirsch h-index: The relationship between journal impact factors and accrued citations / Harv Rev. Psychiatry. 2010. Vol. 18, № 4, Jul.-Aug. P. 207219. doi: 10.3109/10673229.2010.493742.
12. Kulkarni A.V., Aziz B, Shams I., Busse J.W. Comparisons of citations in Web of Science, Scopus, and Google Scholar for articles published in general medical journals // JAMA. 2009. Vol. 302, № 10, Sep. 9. P. 1092-1096.
САПОЖНИКОВ СЕРГЕИ ПАВЛОВИЧ - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой биологии и микробиологии, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
SAPOZHNIKOV SERGEY - doctor of medical sciences, professor, head of Biology and Microbiology Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
ГОЛЕНКОВ АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии, медицинской психологии и неврологии, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
GOLENKOV ANDREI - doctor of medical sciences, professor, head of Psychiatry, Medical Psychology and Neurology Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 612.6:159.9
ББК Е70*730*112.4:Ч421.3
Л.М. СЕМЕНОВА, Т.О. СЕМЕНОВА, Л.М. ЯКОВЛЕВА
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ УЧЕНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Ключевые слова: психоэмоциональное напряжение, стресс, функциональные резервы, адаптация.
Адаптация школьников 8-9 лет к умственным нагрузкам протекает в состоянии психоэмоционального напряжения и стресса с низкими функциональными резервами кар-диореспираторной системы. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости оптимизации учебной нагрузки. Рекомендуется рассматривать показатели гемоглобина в динамике как маркер состояния адаптации учеников к учебной нагрузке.
L. SEMYONOVA, T. SEMYONOVA, L. YAKOVLEVA PSYCHO-PHYSIOLOGICAL CONDITION OF THE YOUNGER SCHOOLCHILDREN Key words: psycho-emotional stress, stress, functional adaptations.
Adaptation of pupils of 8-9 years to mental stress occurs in a state of emotional tension and stress, low functional reserves of the cardiovascular and respiratory systems. The results of the research testify to the necessity of optimization of teaching load. It is recommended to consider hemoglobin in the dynamics of the state of adaptation of students to academic load.
В условиях реформирования здравоохранения и системы образования одной из актуальных проблем является здоровье подрастающего поколения. Здоровье детей и молодежи является важнейшей составляющей благополучия общества, при этом именно дети и подростки наиболее чувствительны к изменениям социальной и экологической обстановки, остро реагируя на неблагоприятные воздействия повышением заболеваемости [3, 6].
Интенсификация учебного процесса сопровождается чрезмерными умственными нагрузками, недостаточными двигательной активностью и временем пребывания на свежем воздухе, нарушениями в учебном процессе и режиме дня. В последние годы сформировались и дополнительные факторы, связанные с широким использованием технических средств (персональных компьютеров). Комплексное воздействие неблагоприятных факторов учебного процесса приводит к ухудшению адаптационных резервов различных систем растущего организма, формированию функциональных расстройств и хронической патологии.
В повседневной жизни школьников преобладает статическое позное напряжение, а двигательная активность снижена. Имеются представления о
статической нагрузке как о стрессогенном факторе учебной деятельности в период адаптации детей к школе [13].
Все вышеизложенное определило актуальность изучения психофизиологического состояния организма в условиях учебной нагрузки. В ранее проведенных исследованиях нами было показано, что адаптация к учебному процессу и новой социальной среде для большинства первоклассников сопровождается психоэмоциональным напряжением, приводящим к снижению иммунных свойств организма [11, 12].
Цель исследования - изучение психоэмоционального и функционального состояния кардиореспираторной системы организма второклассников под воздействием учебной нагрузки.
Материалы и методы исследования. В лонгитюдном исследовании приняли участие 52 школьника обоего пола двух вторых классов (8-9 лет) с различной интенсивностью обучения МБОУ СОШ № 62 (здоровьесберегающей технологией) с углубленным изучением некоторых предметов г. Чебоксары Чувашской Республики. Все дети обучались в первую смену с продленным днем обучения. Исследования осуществлялись с 8 до 9 ч утра до начала уроков. Проводилась оценка психофизиологического статуса ребенка - индивидуальный анализ особенностей вегетативной регуляции. Для анализа психоэмоционального благополучия и вегетативной сферы использовался 8-цветовой тест Люшера с обработкой результатов, позволяющей определять характер вегетативной настройки с помощью так называемого вегетативного коэффициента (ВК) и аутогенной нормы (АТ-нормы) цветовых предпочтений [4]. Цветовой тест Люшера является сигнальной системой, обнаруживающей стрессовые заболевания на ранних стадиях. Наличие стрессового состояния и его интенсивность определялись на основании вычисления показателя стресса по Г.А. Аминеву [2].
С помощью спирометра сухого портативного (ССП) определяли жизненную емкость легких (ЖЕЛ) в мл, измерения проводили 3 раза, фиксируя наибольший результат. Проводили пробы Мартинэ - Кушелевского и Штанге.
Пульс и составляющие артериального давления - систолическое (САД) и диастолическое (ДАД) артериальное давление - измерялись автоматическим тонометром модели vollekc 3 раза, учитывая рекомендации по измерению давления у детей.
Определяли вегетативный индекс Кердо (ВИК), целые положительные значения которого свидетельствуют о преобладании тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы. Для вычисления ВИК использовали показатели частоты сердечно-сосудистой системы (ЧСС) и ДАД (ВИК = (1 - ДАД/ЧСС) х 100). Вычисляли индекс Скибинской (ИС), который рассчитывался по формуле: ИС = 0,01ЖЕЛ х ЗД/ЧСС [10]. О функциональном состоянии организма и функциональных резервах кардиореспираторной системы школьников судили по показателям индексов Кердо и Скибинской.
Полученные экспериментальные данные подвергнуты статистической обработке методом вариационной статистики с учетом критерия Стьюдента и непараметрического критерия Вилкоксона - Манна - Уитни.
Результаты исследования и их обсуждение. В результате анализа нервно-психического напряжения и самочувствия детей (таблица) установлено, что в классе с более низким уровнем дошкольной подготовки и интенсивности обучения у 12 (44,4%) учеников среднее значение показателя суммарного отклонения от АТ-нормы составляет 18,08+0,36 у.е. Это соответствует промежуточному психическому состоянию. У 10 (37%) школьников данного класса среднее значение этого показателя равно 24,1+0,67 у.е. и характеризуется дискомфортным состоя-
нием. Только у 5 (18,6%) учеников, обучающихся в этом классе, отмечен психический комфорт (10,8+1,02 у.е.).
Психоэмоциональный статус второклассников М±т
Класс Показатели
АТ-норма (у.е.) - психический комфорт суммарное отклонение от аутогенной нормы, у.е. вегетативный коэффициент, у.е. Выражен - ность стресса, у.е.
промежуточное психическое состояние дискомфортное состояние готовность к реализации сил усталость
С низкой интенсивностью обучения 10+0,81 18,09+0,39 23,9+0,64 1,44+0,07 0,63+0,07 17,28+2,77
С высокой интенсивностью обучения 11+0,93 19,0+0,53 23,86+0,63 1,69+0,21 0,8+0,04 12,78+2,09
В параллельном классе с высокой интенсивностью обучения выявлены 8 (34%) школьников с промежуточным психическим состоянием (19,69+0,53 у.е.) и 7 (30%) учащихся с дискомфортным (23,86+0,63 у.е.), а также 8 (36%) учеников с комфортным психическим состоянием (11+0,93 у.е.). Анализ показателя суммарного отклонения от АТ-нормы указывает на повышение уровня непродуктивной напряженности у большинства учеников во втором классе.
Значение вегетативного коэффициента (ВК) в случае, если оно больше 1, указывает на эрготропный механизм режима функционирования вегетативной нервной системы (преобладание симпатических влияний), т.е. на готовность к реализации сил, а если оно меньше 1, то на трофотропный (преобладание парасимпатических влияний). Парасимпатические влияния можно связать с усталостью, т.е. с развитием утомления в ходе учебной деятельности [4], что имеет место у 10 (37,04%) школьников с низким уровнем дошкольной подготовленности и интенсивности обучения (0,63+0,07 у.е.), соответственно у 7 (31,82%) второклассников с более высокой интенсивностью обучения (0,81+0,05 у.е.). В классе с менее интенсивным процессом обучения у 17 (62,96%) учеников среднее значение ВК составило 1,44+0,07 у.е., что указывает на преобладание симпатических влияний (таблица). Среднее значение ВК в другой группе с более высокой интенсивностью обучения у 15 (68,18%) школьников - 1,69+0,21 у.е.
Анализ значений ВК второклассников выявил значительную выраженность индивидуальных различий (значения ВК находились в пределах от 0,23 до 4,33 у.е.). В ходе учебного процесса выраженные сдвиги в сторону повышения выявлялись в показателе ВК у детей с более высокой интенсивной образовательной деятельностью, что свидетельствует об избыточном уровне возбуждения детей и неуравновешенности нервных процессов в этой учебной группе.
В повседневной жизни школьников преобладает статическое позное напряжение, а двигательная активность снижена. Имеются представления о статической нагрузке как о стрессогеном факторе учебной деятельности в период адаптации детей к школе [13].
Анализ наличия стрессового состояния и его интенсивности показал, что средний показатель стресса составил 17,28+2,77 у.е. в классе с более высокой интенсивностью обучения и 12,78+2,09 у.е. - низкой (см. таблицу). Стрессовое состояние следует считать выраженным, а ребенок должен быть отнесен к группе риска при показателе стресса больше 5 [8]. Таким образом, все
исследуемые второклассники независимо от интенсивности образовательного процесса находятся в состоянии выраженного стресса.
Проведенное исследование обнаружило межгрупповые и индивидуальные особенности психофизиологической сферы, такие, как, например, несбалансированность вегетативной регуляции и наличие дезадаптации.
С помощью суховоздушного спирометра у большинства второклассников (68,42% с высокой и 60,87% низкой интенсивностью обучения) зафиксированы низкие показатели жизненной емкости легких (ЖЕЛ), которые по центиль-ным таблицам соответствуют уровню ниже среднего [9].
Анализ кардиогемодинамических показателей в состоянии относительного покоя продемонстрировал следующее: среднее значение САД у мальчиков в обоих классах составило 99,07±2,05 мм рт. ст., что соответствует возрастной норме, а у девочек - 103,38±2,53 мм рт. ст. - оно несколько завышено [7]. Показатели ДАД (мальчиков - 56,19±1,43 мм рт. ст. и девочек - 57,81 ±1,75 мм рт. ст.), ЧСС (мальчиков - 89,63±1,94 уд./мин; девочек - 93,76±2,64 уд./мин) соответствуют возрастным физиологическим нормам.
Нормальная функциональная способность дыхательной системы при проведении пробы Штанге установлена только у одного (2,86%) мальчика и двух девочек (5,71%) при норме для мальчиков 40 с и девочек - 36 с [7]. Умеренное снижение (от 30 до 39 с) регистрировалось у 31,43% мальчиков и у 14,29% девочек. Примерно в одинаковом количестве случаев мальчиков и девочек (20% против 22,9%) отмечалось выраженное снижение почти в два раза (до 18 с). Для большинства исследуемых второклассников зафиксировано умеренное и выраженное снижение функционального состояния дыхательной системы, что согласуется с показателями спирометрии.
Индекс Скибинской (ИС) отражает функциональные резервы дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Величина ИС в среднем у второклассников (мальчиков 3,92±0,33 и девочек 4,57±0,47) примерно одинакова, и показатели оцениваются как очень плохие. Таким образом, определение индекса Скибинской показало очень плохие резервы кардиореспираторной системы у исследуемых учеников 2-го класса.
Проведенное исследование позволило выявить два варианта исходного ВИК: симпатотонию (у 99% школьников значения ВИК колеблются от 5,19 до 64,0 у.е.) и вегетативное равновесие - эйтонию (ВИК равен нулю, соответственно -1%). Оценка состояния вегетативного тонуса по параметрам сердечнососудистой системы в покое показала, что почти у всех школьников отмечались положительные значения вегетативного индекса Кердо (мальчиков - 36,87±2,12; девочек - 35,33±3,29 у.е.). Также после физической нагрузки наблюдалось незначительное повышение положительных значений ВИК у мальчиков (40,2±2,77 у.е.) и статистически достоверное у девочек (49,22±1,79; р < 0,01), что может свидетельствовать об относительной возрастной симпатикотонии школьников и напряжении их организма в процессе адаптации к учебной деятельности [13]. Таким образом, по данным ВИК наблюдаются низкие функциональные возможности сердечно-сосудистой системы у большинства второклассников как в покое, так и после нагрузки.
Гемоглобин крови - один из наиболее чувствительных параметров в оценке протекания адаптации [1]. В первом классе у всех 53 обследованных учеников и во втором у тех же 52 школьников средний уровень гемоглобина соответствовал возрастным нормам (129,09±1,14 и 134,21 ±1,26 г/л) вне зависимости от интенсивности процесса обучения. Однако в динамике у 10 второклассников (20,83%) обоих классов снизился уровень гемоглобина крови по сравнению с аналогич-
ным показателем в предыдущем учебном году. Это свидетельствует о повышенной ранимости учеников данного возраста, когда даже незначительные нарушения режима учебного и продленного дня приводят к неблагоприятным сдвигам в системе красной крови школьников.
Выводы. 1. Большинство школьников 8-9 лет, обучающихся во втором классе, независимо от интенсивности образовательного процесса, находятся в состоянии психоэмоционального напряжения и выраженного стресса.
2. У второклассников наблюдается неустойчивость вегетативной регуляции гемодинамических параметров, проявляющаяся в преобладании симпатических влияний. Наблюдается напряжение компенсаторных механизмов, связанное с адаптацией детского организма к умственным нагрузкам. Отмечаются низкие функциональные резервы кардиореспираторной системы.
3. Рекомендуется рассматривать показатели гемоглобина в динамике как маркер состояния адаптации учеников к учебной нагрузке.
Литература
1. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / Д.В. Колесов, И.А. Корниенко, Д.А. Фарбер и др.; под ред. Д.В. Колесова; Науч.-исслед. ин-т физиологии детей и подростков Академии педагогических наук СССР. М.: Педагогика, 1987. 152 с.
2. Аминев Г.А. Математические методы в инженерной психологии. Уфа: БГУ, 1982. 113 с.
3. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Состояние здоровья современных детей и подростков и роль медико-социальных факторов в его формировании // Вестник Российской академии медицинских наук. 2009. № 5. С. 6-11.
4. Гаврилов Д.Н., Комков А.Г., Малинин А.В. Инновационные технологии диагностики психофизического состояния школьников: метод. рекомендации. СПб.: АРКУШ, 2005.
5. Горев А.С., Панова Е.Н. Влияние БОС-тренинга на эффективность произвольной релаксации у младших школьников // Физиология человека. 2010. Т. 37, № 1. С. 18.
6. Иванова И.Е. Заболеваемость детей и подростков Чувашской Республики в начале XXI века // Российский педиатрический журнал. 2010. № 4. С. 37.
7. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. М.: Медицина, 2001. 432 с.
8. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы: метод. пособие / под ред. Г.Н. Сердюковской. М.: Максим, 1995.
9. Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков: метод. рекомендации: утв. Госкомсанэпиднадзором РФ 17.03.1996 г. № 01-19/3-17. М.: ТЦ Сфера, 2005. 64 с.
10. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии / под ред. С.М. Бу-дылиной, В.М. Смирнова. М.: Академия, 2010. 332 с.
11. Семенова Л.М., Семенова Т.О., Яковлева Л.М. Функциональная адаптация школьников к учебному процессу // Вестник Чувашского университета. 2013. № 3. С. 502.
12. Семенова Т.О., Семенова Л.М., Кубышкина М.Т. Оценка состояния иммунной системы организма по показателям белой крови первоклассников // Аллергология и иммунология. 2006. Т. 7, № 3. С. 324.
13. Шайхелисламова М.В., Ситдикова А.А., Ситдиков Ф.Г., Каюмова Г.Г. Влияние исходного вегетативного тонуса на состояние гемодинамики младших школьников // Физиология человека. 2012. Т. 38, № 4. С. 89.
СЕМЕНОВА ЛЮДМИЛА МИХАЙЛОВНА - кандидат биологических наук, доцент кафедры нормальной физиологии, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
SEMYONOVA LUDMILA - candidate of biological sciences, associate professor of Normal Physiology Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
СЕМЕНОВА ТАТЬЯНА ОЛЕГОВНА - специалист по работе с ключевыми клиентами, представительство АО «САНОФИ» АВЕНТИС ГРУПП, Россия, Чебоксары.
SEMYONOVA TATYANA - key account manager, representation JSC «SANOFI» AVENTIS, Russia, Cheboksary.
ЯКОВЛЕВА ЛЮБОВЬ МАКСИМОВНА. См. с. 266.