в стране, особенно важным стал вопрос профессионального самоопределения личности, условиях и факторах, способствующих успешности этого процесса.
Обществу нужен профессионал, знающий свое дело, способный самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них. Проблема профессионального самоопределения относится к числу активно разрабатываемых психолого-педагогических проблем. Профессиональное самоопределение носит фундаментальный характер, ибо оно затрагивает общую проблему жизненного становления личности.
Для того чтобы практика студентов обеспечивала построение адекватного образа профессии, самопознание и профессиональное самоопределение студентов, она должна быть построена с учетом их социальной ситуации, а также возрастных особенностей.
Перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от нее определения своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или ее смене, уточнения и коррекции карьеры, решения других профессионально обусловленных вопросов.
Педагогическая практика для студентов педагогических вузов решает задачу «помощь в принятии решения» и зачастую морально-эмоциональные задачи. Современные условия диктуют необходимость совершенствования процесса организации и проведения практики. Традиционно применяемые средства обучения в педагогическом вузе способны повлиять на осознание своего дальнейшего профессионального пути.
Мы рассмотрим роль педагогической практики в решении задач профессионального самоопределения.
По результатам исследования, старшеклассники при выборе вуза часто не полностью отдают себе отчёт о том, что будет составлять сущность его будущей специальности, какие ему потребуются знания, умения, навыки. Основная проблема, выявленная при работе с студентами-первокурсниками, заключается в том, что выбор высшего учебного заведения нередко обусловлен стремлением стать студентом при нейтральном, а иногда и негативном отношении к будущей педагогической профессии. Педагогическая практика способствует тому, чтобы как можно раньше начался этап самоопределения студентов в профессиональной деятельности. Это условие обеспечивается тогда, когда благоприятно и в более короткие сроки завершается этап адаптации первокурсников, как можно раньше появляется ориентация на познание и предстоящую профессиональную деятельность, ее ценности и преобразование себя в соответствии с ними. Немаловажную роль в данном процессе выполняет практика по получению первичных знаний и умений.
Профессиональное становление - это большая часть индивидуального развития человека, которая охватывает период с начала формирования профессиональных намерений до завершения профессиональной жизни. В этом процессе можно выделить стадии оптации, профессионального образования и подготовки, профадаптации, профессионализма и мастерства. Кратко профессиональное становление можно определить как «формообразование» личности, адекватное деятельности, и индивидуализацию деятельности личностью.
К.Д. Ушинский писал, что душа человека узнают себя только в собственной деятельности, и познание души о самой себе так же, как и познание ее о явлениях внешней природы, слагается из наблюдений. Чем больше будет этих наблюдений души над собственной деятельностью, чем будут они настойчивее и точнее, тем больший психологический такт разовьется у человека, тем этот такт будет полнее, вернее, стройнее [1].
Библиографический список
В.А. Сухомлинский неоднократно говорил о том, что успех индивидуальной работы учителя во многом зависит от того, насколько педагог владеет методом самостоятельного анализа своих успехов и недостатков [2].
Профессиональное самоопределение, характеризующее учителя, прежде всего как субъекта собственной жизни и профессиональной деятельности, интегрирующее технологическую подготовку специалистов в единстве с развитием их личностных качеств, мотивационной сферы, профессиональной активности и социальных установок, поэтому должно стоять на первом месте в структуре целей педагогического образования как самореализация будущим учителям своих сил и способностей.
Программа учебной практики способна помочь в создании системы профильной поддержки выпускника, а также в решении задач профессионального самоопределения студента вуза. Учебная практика на 1-2 курсах, а затем производственная практика предполагает учебную работу непосредственно в образовательных организациях, студенты в условиях образовательной организации получают знания о профессии и содержании труда в выбранной профессии, о перспективах трудоустройства. Повышается уровень информированности студентов относительно своей будущей профессии.
Прежде всего, практика должна быть непрерывной, т. е. продолжаться на протяжении всего учебного года. Непрерывность практики обеспечивает развития способности студента строить событийную общность с учениками и педагогами школы, формирует чувство ответственности, позволяет видеть плоды и результаты собственной деятельности.
Важная особенность этой практики - ее межвозрастной и сетевой характер. На практику одновременно выходят студенты различных курсов бакалавриата и магистратуры, а также студенты педагогического колледжа. Третья важная особенность этой практики - её органичная включенность в целостную систему учебной деятельности студента, включающую такие элементы: «учебный предмет» - «практика» - «событие» - «исследование» - «рефлексия» - «постановка вопроса». Учебный предмет даёт некоторое теоретическое знание, которое становится присвоенным только в результате проверки его на практике, открытии его в собственной исследовательской деятельности. Поэтому в рамках каждого учебного предмета студентам формируется задание, которое студент выполняет на практике, закрепляя тем самым полученное знание, осваивая применение знания в реальной педагогической ситуации. Качество выполненного задания, а также образовательный прирост студента отслеживается преподавателем учебной дисциплины. Вместе с тем выполнение заданий на практике, участие в организации жизнедеятельности детей в школе ставят перед студентом новые вопросы и проблемы, ответы на которые он ищет в ходе теоретического обучения.
Задачи практики меняются по мере взросления студента. Первичное деятельное столкновение с педагогической реальностью дает возможность студенту избавиться от массы иллюзий; увидеть школу уже не учеником, но возможным будущим учителем. Это ведет к уточнению собственных представлений о труде учителя, об ученике, о своем месте в этой школьной реальности.
Таким образом, можно сказать, что профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии, но и не закончится завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, студентам важно осознать, что оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни человека. Главной целью профессиональной подготовки специалистов - воспитание личности, владеющей средствами познания себя и окружающего мира, способной к полноценной профессиональной и личностной самореализации.
1. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Москва: Педагогика, 1990; Т. 5.
2. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5 т. Москва, 1980; Т. 4.
References
1. Ushinskij K.D. Pedagogicheskie sochineniya: V 6 t. Moskva: Pedagogika, 1990; T. 5.
2. Suhomlinskij V.A. Izbrannye proizvedeniya: V 5 t. Moskva, 1980; T. 4.
Статья поступила в редакцию 09.11.18
УДК 378
Masunova O.V., instructor, Department of Physical Education, Northern Trans-Ural State Agricultural University (Tyumen, Russia), E-mail: [email protected]
PSYCHOPHYSICAL TRAINING OF STUDENTS IN THE STRUCTURE OF TEACHING SWIMMING. The article deals with a problem of formation of psychophysical readiness of students to learn swimming. This sport is considered as an effective means of improving the general and special performance of students, reducing the level of neuropsychological and psycho-emotional tension in terms of the intensity of educational activities, as well as an important factor in the preservation and promotion of health. The article presents the results of the analysis of the need-motivational and emotional-volitional spheres of students in the process of achieving psychophysical readiness of students to learn swimming.
Key words: students, swimming lessons, physical readiness, physical state, health.
О.В. Масунова, тренер каф. физической культуры, ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень,
E-mail:[email protected]
ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ В СТРУКТУРЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ
В статье рассматривается проблема формирования психофизической готовности студентов к обучению плаванию. Данный вид спорта рассматриваются как эффективное средство повышения общей и специальной работоспособности студентов, снижения уровня нервно-психической и психоэмоциональной напряженности в условиях интенсивности образовательной деятельности, а также как важнейший фактор сохранения и укрепления здоровья. В статье представлены результаты анализа потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер студентов в процессе достижения психофизической готовности студентов к обучению плаванию.
Ключевые слова: студенты, обучение плаванию, психофизическая готовность, уровень физического состояния, работоспособность.
На современном этапе развития системы высшего образования, приоритетным направлением физического воспитания, является профессиональное ориентирование, а так же применение здоровье сберегающих технологий в процессе преподавания. Это связано с тем, что современные условия обучения, предъявляют высокие требования к уровню здоровья и работоспособности студентов, как на этапе начального обучения, так и последующей профессиональной самореализации. При этом, студенты сталкиваются с необходимостью психофизиологической и физической подготовки, обусловленной возрастающей интенсификацией учебной нагрузки, которая возрастает в экзаменационно-сес-сионный период [1].
В таких условиях оздоровительное, восстановительное и профессионально-прикладное значение средств физической культуры является просто жизненно необходимым. Именно поэтому возрастает значимость поиска эффективных методов и средств физического воспитания студентов, удовлетворяющих вышеизложенным задачам. [2]. Так же возрастает значение физической культуры в формировании психофизиологических профессионально важных качествах будущих специалистов, востребованных на данном этапе развития профессионального сообщества, а именно: нервно-психическая устойчивость, способность будущего профессионала успешно противостоять нервно-эмоциональной напряженности, а также высокий уровень здоровья и работоспособности. Этот вопрос неоднократно рассматривался в исследованиях ученых (О.А. Заплатина, 2015; Л.Д. Царегородцева, 2005; Е.П. Шарина, 2011).
Анализ влияния занятий по обучению плаванию показал, что в рамках достижения необходимых показателей психофизической подготовленности студентов к процессу обучения плаванию, необходимо уделять внимание следующим условиям:
- формирование мотивационно-потребностной сферы студентов к процессу обучения плаванию, как необходимому компоненту профессионально-прикладной и оздоровительной направленности в рамках освоения профессии.
- формирование у студентов осознания необходимости совершенствования профессионально важных физических и психофизиологических качеств для успешного обучения плаванию;
- формирование положительного психоэмоционального отношения к занятиям, что облегчает выполнение первого и второго пунктов программы;
- реализация занятий плаванием как составляющего элемента здоро-вьесберегающих технологий в вузе.
- преодоление личностной и ситуативной тревожности, обусловливающих психологическую проблему боязни воды у студентов, имеющих навыки продвижения по воде и у студентов, которые таким навыком не обладают [2; 3].
В рамках учебного процесса физического воспитания в вузе в контексте формирования мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой сферы и осознанности коррекции психофизического и психоэмоционального состояния студентов средствами оздоровительного плавания было определено, что 51,8% студентов считают занятия плаванием одним из важнейших факторов обеспечения высокой работоспособности, высокого уровня самочувствия и психоэмоционального состояния в процессе осуществления профессиональной деятельности. 28,4% студентов отметили эффективность оздоровительной функции плавания, но не отметили его высокого значения для выбранной профессии, а 18,6% студентов обосновали свой ответ важностью в профессиональной подготовке лишь интеллектуальной составляющей и практического опыта. Необходимо также отметить, что 1,2% вообще затруднились с выбором своего ответа.
Необходимо также отметить, что у студентов, не показавшие при анкетировании своего активного интереса к занятиям плаванием (19,8%, при п= 27) было отмечено наличие чувства страха или возникновения неприятных ощущений перед водой. Среди причин, обусловливающих такое состояние у данной группы студентов, были выявлены следующие:
- высокая тревожность при нахождении в воде в условиях окружения другими людьми (25,9%);
- боязнь воды, присутствующая в связи с переживаниями из детства (какие-либо отрицательные воспоминания, связанные с поведением на воде и др.) (14,8%);
- отсутствие веры в собственные силы при формировании навыка передвижения по воде (29,6%);
- страхи, связанные с физиологической спецификой (затруднение дыхания, давление на грудную клетку, попадание воды в ушные раковины и пр.
(18,6%);
- скованность движений и температура воды, становящиеся неприятным фактором физического воздействия на организм (мышечных судорог, озноба и т.п.) (11,1%).
Таким образом, анализ потребностно-мотивационной сферы студентов и обусловливающих ее причин показал необходимость совершенствования их физических и психофизиологических качеств в процессе обучения плаванию и преодолению тревожности в процессе учебно-тренировочных занятий на воде.
Достижение психофизической готовности студентов осуществлялось нами посредством повышения моторной плотности занятий общей физической подготовкой на подготовительном этапе обучения плаванию. Это было необходимым в силу того, что занятия на воде предъявляют достаточно обоснованные требования к состоянию мышечного тонуса, что является одним из необходимых условий, предъявляемых к занимающимся в заданном временном континууме. [4].
Так, студенты, объединённые общим интересом к обучению плаванию, отличались не только сохранением и укреплением положительной мотивации к занятиям общей физической подготовкой, но и желанием к постоянному самосовершенствованию, высокой самоорганизацией и самодисциплиной. [5]. Плавные переходы от одного уровня интенсивности нагрузки к другому позволили нам не прерывать занятия для осуществления пассивного отдыха, так как в качестве релаксирующих средств мы использовали упражнения на совершенствование частоты и восстановления дыхания (определение частоты дыхания производили наиболее простым и распространенным методом исследования; осуществляли прием визуально с подсчетом за минуту, что очень удобно для применения этого метода во время занятий физической культурой, а также в процессе самостоятельного наблюдения), а также упражнения для развития пассивной гибкости, что является важнейшей составляющей при обучении плаванию. Такой подход к обеспечению психофизической готовности к обучению плаванию позволил нам существенно повысить моторную плотность занятия, превысив общепринятую норму на 2,2 - 13,3%.
К концу эксперимента средний результат моторной плотности составил: в контрольных группах - 56, 4%, а в экспериментальных - 75, 98% (это на 19, 58% больше, чем в контрольных группах, и на 21, 38% больше, чем до эксперимента в самих экспериментальных группах) [6; 7].
В группе студентов, которые отметили наличие ощущений тревожности при занятиях плаванием, учебно-тренировочная деятельность сопровождалась совершенствованием уровня личностной и ситуативной тревожности, опосредующей те или иные причины возникновения у студентов страхов при занятиях на воде.
Занятия с высокотревожными студентами включали в себя поступательное усложнение следующих упражнений:
- лежание на воде с задержкой дыхания (с целью достижения чувства безопасности воды и ее релаксационного воздействия на организм);
- лежание на воде с задержкой дыхания лицом вниз (с увеличением времени и достижения чувства безопасности; в зоне ограждения на мелкой части бассейна);
- упражнение на компоновку тела в воде («Поплавок») с целью достижения чувства плавучести тела (использовался спокойный музыкальный фон);
- скольжения в воде с целенаправленным «воспоминанием» достигнутых приятных ощущений от воды;
- освоение вертикальных плавательных упражнений;
- погружение и всплытие на мелкой части бассейна;
- увеличение расстояния передвижения.
С целью достижения большего эффекта в преодолении высокого уровня тревожности, были сформированы группы согласно их индивидуальным и психологическим особенностям. Для студентов, составивших группу высокого уровня тревожности, разминка перед занятием плаванием включала использование ре-лаксирующих средств физической культуры и средств йоги.
В процессе экспериментальной деятельности, к моменту окончания учебно-тренировочных занятий мы констатировали снижение уровня личностной и ситуативной тревожности у студентов (как у девушек, так и у юношей), которые испытывали боязнь при нахождении в водной среде (таблица 1).
Таблица 1
Изменение уровня личностной и ситуативной тревожности у студентов, имеющих проявление боязни при занятиях плаванием, %
Тревожность Девушки Юноши Независимо от пола
Низкая 0,0 0,0 0,0
Личностная Умеренная 72,7 80,0 77,4
Высокая 27,3 20,0 22,6
М 42,09 41,35 41,61
Tst (p) 1,28 (р>0,05) 1,55 (р>0,05) 2,02 (р<0,05)
Низкая 9,1 5,0 6,4
Ситуативная Умеренная 90,9 60,0 71,0
высокая 0,0 35,0 22,6
М 37,18 40,95 39,61
Tst (p) 0,52 (р>0,05) 1,08 (р>0,05) 1,15 (р>0,05)
Так, результаты исследования показали, что уровень тревожности, в основном, у девушек и юношей стал умеренным и, хотя, у некоторых студентов высокая тревожность на занятиях плаванием сохранялась, была отмечена положительная динамика в результатах.
В процессе исследования, для многих студентов занятия по обучению плаванию стали приоритетными в выборе средств физической культуры, при увеличении показателей здоровья, работоспособности и подготовке к профессиональной деятельности. Студентов, занимающихся дополнительно занятиями плаванием, увеличилось на 29,89%.
Студенты, имеющие высокий уровень тревожности, проявляющийся в процессе занятий плаванием в связи с наличием страха воды, характеризовались положительной динамикой преодоления эмоционально-депрессивного состоя-
Библиографический список
ния, вызываемого различными причинами боязни воды, что выразилось в повышении уровня эмоционально-психической устойчивости, снижении личностной и ситуативной тревожности на занятиях плаванием.
Студентов, 100%-но посещающих академические занятия плаванию, увеличилось на 35,2%, что составило 89,5% от общего числа занимающихся [6].
Таким образом, считаем необходимым еще раз отметить высокое значение занятий плаванием не только как эффективного средства физического и психофизиологического совершенствования, но и как возможности преодоления нервно-эмоциональной и психической напряженности, повышения общей устойчивости организма к заболеваниям, сохранению и укреплению состояния здоровья, а также повышению уровня профессиональной готовности к осуществлению будущей профессиональной деятельности в условиях производства.
1. Андрианов А.К. Занятия плаванием как фактор профессиональной подготовки студентов вуза. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014; 1 (86): 31 - 34.
2. Заплатина О.А. Физическая культура в техническом вузе: теория и практика: монография. Кемерово: КузГТУ (Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. образования «Кузбасский ГТУ им. Т. Ф. Горбачева»), 2015.
3. Царегородцева Л.Д. Коррекция психофизического состояния студентов средствами плавания. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2005.
4. Аникеева Н.Г. Необходимость применения оздоровительных технологий в учебном процессе физического воспитания в аграрных вузах. Исследование различных направлений развития психологии и педагогики. 2017: 33 - 35.
5. Волжакова В.В. Мотивационно-ценностное отношение к физкультурно-споргивной деятельности студентов ГАУ Северного Зауралья. Альманах мировой науки. 2015; 2-4 (2): 145 - 147.
6. Семизоров Е.А. Значение элективных курсов по дисциплине «Физическая культура и спорт» в аграрном университете Северного Зауралья. Мир Инноваций. 2017; 3-4: 9 - 14.
7. Кувалдин В.А. Влияние различных видов спорта на показатели физического и психического компонентов здоровья: Академическая наука - проблемы и достижения 2017: 28 - 30.
References
1. Andrianov A.K. Zanyatiya plavaniem kak faktor professional'noj podgotovki studentov vuza. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2014; 1 (86): 31 - 34.
2. Zaplatina O.A. Fizicheskaya kul'tura v tehnicheskom vuze: teoriya ipraktika: monografiya. Kemerovo: KuzGTU (Federal'noe gos. byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vyssh. obrazovaniya «Kuzbasskij GTU im. T. F. Gorbacheva»), 2015.
3. Caregorodceva L.D. Korrekciya psihofizicheskogo sostoyaniya studentov sredstvamiplavaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2005.
4. Anikeeva N.G. Neobhodimost' primeneniya ozdorovitel'nyh tehnologij v uchebnom processe fizicheskogo vospitaniya v agrarnyh vuzah. Issledovanie razlichnyh napravlenij razvitiya psihologii i pedagogiki. 2017: 33 - 35.
5. Volzhakova V.V. Motivacionno-cennostnoe otnoshenie k fizkul'turno-sportivnoj deyatel'nosti studentov GAU Severnogo Zaural'ya. Al'manah mirovoj nauki. 2015; 2-4 (2): 145 - 147.
6. Semizorov E.A. Znachenie 'elektivnyh kursov po discipline «Fizicheskaya kul'tura i sport» v agrarnom universitete Severnogo Zaural'ya. Mir Innovacij. 2017; 3-4: 9 - 14.
7. Kuvaldin V.A. Vliyanie razlichnyh vidov sporta na pokazateli fizicheskogo i psihicheskogo komponentov zdorov'ya: Akademicheskaya nauka - problemy i dostizheniya 2017: 28 - 30.
Статья поступила в редакцию 27.11.18
УДК 378
Minazova V.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
Bagirova Z.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Education Management, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF PROFESSIONAL SELF-CONSCIOUSNESS OF A FUTURE PSYCHOLOGY TEACHER IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING. The article examines the process of forming a professional identity of the future educational psychologist in the process of vocational training. In the professional activities of an educational psychologist is very important level of his professional identity, because it is directly connected with the processes of development and management of the professional activity, the processes of self-government in a professional personal development in a professional way. The authors conclude that the process of vocational training is associated with the formation and development of the professional self-consciousness of the individual. It is assumed that at different stages of vocational training quantitative and qualitative changes in professional self-awareness will occur. First of all, it is connected with the complication of cognitive, affective and behavioral substructures. These changes occur at different times of training with varying degrees of intensity.
Key words: professional self-awareness, professional training, future educational psychologist.