Научная статья на тему 'Психическое здоровье младших школьников: роль привязанности'

Психическое здоровье младших школьников: роль привязанности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
873
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИВЯЗАННОСТЬ К МАТЕРИ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ATTACHMENT TO MOTHER / MENTAL HEALTH / CHILDREN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куфтяк Елена Владимировна, Магденко Ольга Владиславовна, Уйманова Олеся Викторовна, Чистякова Елена Владимировна

В статье анализируется связь привязанности ребенка и состояния его психического здоровья. На выборке детей выделены и описаны типы привязанности ребенка к матери: надежный и ненадежный. Произведено сравнение групп детей с учетом типа привязанности. Выявлено, что выраженность проблем психического здоровья выше у мальчиков с ненадежным типом привязанности. Недостаток в эмоциональной привязанности ребенка к матери предрасполагает к поведенческим проблемам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mental health of primary school children: the role of attachment

The paper analyses the relations between attachment and the specifics of mental health. Types of child’s attachment to its mother (secure, unsecure) have been revealed and described on children’s sample. The paper compares the groups of children with account for the type of attachment. It is revealed that the severity of mental health problems is higher in boys with unreliable type of attachment. Lack of emotional attachment of the child to the mother predisposes to behavioural problems.

Текст научной работы на тему «Психическое здоровье младших школьников: роль привязанности»

УДК 159.92

Куфтяк Елена Владимировна

доктор психологических наук, профессор Костромской государственный университет

Магденко Ольга Владиславовна

кандидат психологических наук

Новосибирский государственный университет

Уйманова Олеся Викторовна

Новосибирский государственный университет

Чистякова Елена Владимировна

Средняя общеобразовательная школа № 179, г. Новосибирск [email protected], [email protected]

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: РОЛЬ ПРИВЯЗАННОСТИ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-01101.

В статье анализируется связь привязанности ребенка и состояния его психического здоровья. На выборке детей выделены и описаны типы привязанности ребенка к матери: надежный и ненадежный. Произведено сравнение групп детей с учетом типа привязанности. Выявлено, что выраженность проблем психического здоровья выше у мальчиков с ненадежным типом привязанности. Недостаток в эмоциональной привязанности ребенка к матери предрасполагает к поведенческим проблемам.

Ключевые слова: привязанность к матери, психическое здоровье, младшие школьники.

Исследования психических отклонений в детской популяции во всем мире свидетельствуют о стойкой тенденции их роста и снижения уровня психического здоровья [3; 6; 13]. Данные лонгитюдных исследований свидетельствуют о том, что наличие проблем в психическом здоровье устойчиво сохраняется в детстве и переходит во взрослый возраст [5; 16]. Эксперты ВОЗ на основе многочисленных исследований убедительно показали, что нарушения психического здоровья чаще отмечаются у детей, которые находятся в неблагоприятной семейной среде [13]. Именно в детстве проблемы психического здоровья имеют прямую связь с окружающей их обстановкой, чем в другие возрастные периоды. Обеспечение безопасности и защищенности в окружающей ребенка среде устанавливается благодаря привязанности ребенка к родителю [2; 7; 11; 15].

В рамках классической трактовки привязанности в зарубежной психологии и отечественного подхода изучения взаимодействия взрослого и ребенка привязанность определяется как индивидуально направленная устойчивая эмоциональная связь, в которой чувство безопасности человека связывается с отношениями [1; 10]. Так, основная функция привязанности заключается не в удовлетворении физиологических потребностей, а в обеспечении чувства безопасности. Важным положением теории привязанности является то, что паттерн отношений, который ребенок сформировал с близкими, станет основой будущих взаимоотношений во взрослости [7; 11]. Паттерн привязанности напрямую зависит от родителя, который может различным образом проявлять свою заботу о ребенке [9]. В настоящее время различия в отношениях привязанности описываются по-

средством категориальной системы предложенной М. Айнсворт. Она проводит различия между безопасной привязанностью и двумя типами небезопасной привязанности: небезопасная/избегающая привязанность и небезопасная/амбивалентная привязанность. По мнению исследователей, паттерн привязанности оказывает пожизненное влияние на познавательное и социальное развитие, регуляцию стресса, личную и общественную жизнь, профессиональные отношения, а также психическое здоровье [2; 8; 11; 12; 14; 19].

Настоящее исследование представляет собой попытку изучения влияния привязанности к матери на показатели психического здоровья на российской выборке детей.

Цель данного исследования - изучить соотношение показателей привязанности к матери с показателями психического здоровья детей. Общая гипотеза исследования состояла в том, что тип привязанности к матери соотносится с изменением экстернальных и интернальных проблем детей.

Описание выборки и методики исследования. Всего обследовано 178 детей младшего школьного возраста трех школ города Костромы и Новосибирска, 85 мальчиков и 93 девочки в возрасте от 10 до 12 лет.

Оценка психического здоровья детей была проведена с помощью стандартизованного скринин-гового опросника «Сильные стороны и трудности» (ССТ) [18]. Опросник направлен на изучение распространенных интернальных и экстернальных проблем детей в возрасте от 3 до 17 лет и широко используется для выявления детей с проблемами психического здоровья в разных странах [5]. Оценка психического здоровья в исследовании была проведена взрослыми (родителями, психологами).

62

Вестник КГУ ^ 2018

© Куфтяк Е.В., Магденко О.В., Уйманова О.В., Чистякова Е.В., 2018

Опросник содержит пять шкал: эмоциональные симптомы, проблемы с поведением, гиперактивность / невнимательность, проблемы со сверстниками и просоциальное поведение. Шкалы эмоциональных симптомов и проблем со сверстниками образуют итоговую шкалу интернализации, а шкалы проблем с поведением и гиперактивности / невнимательности - шкалу экстернализации.

Оценка привязанности к матери проводилась с использованием «Опросника оценки типов привязанности к матери» (Е.В. Пупырева, Г.В. Бурмен-ская, 2007) [12]. Методика позволяет определить тип привязанности (надежный, ненадежный), а также выявить особенности проявления привязанности в отношениях с матерью: эмоциональная близость с матерью; взаимодействие с матерью в социальном контексте; восприятие матери как источника помощи и поддержки; принятие матерью и др.

Обработка результатов исследования осуществлялась с помощью статистического пакета SPSS 19.0.

Результаты и их обсуждение. В результате изучения типа привязанности в группе детей младшего школьного возраста были выделены две группы детей с учетом типа привязанности к матери, условно названные дети с надежным и ненадежным типами привязанности (табл. 1). Большинство (чуть более две трети) выборки обследованных школьников (71,3%) составили дети с надежным типом привязанности (тип В) к матери. Чуть менее трети (28,7%) имели ненадежный тип привязанности: избегающий - тип А (11,2%) и амбивалентный - тип С (17,4%). Интересны данные о том, что у мальчиков чаще встречается избегающий тип привязанности, а у девочек - амбивалентный. Согласно классическим представлениям о привязанности, тип привязанности ребенка остается стабильным. Внутренняя рабочая модель взаимоотношений ребенка устанавливается рано в детстве, а затем не поддается изменениям, что объясняется семейными отношениями и обстоятельствами, которые остаются стабильными. По данным Фрейли, надежная привязанность остается умеренно стабильной в период от 1 до 19 лет [17].

Последующий анализ позволил выявить особенности в эмоциональной привязанности к матери у детей с надежной и ненадежной привязанностью с учетом пола.

У девочек надежная привязанность отмечалась чаще, чем у мальчиков, и у них сильнее проявлялась эмоциональная близость с матерью (и=1612,5, р=0,055), по сравнению с мальчиками с надежной привязанностью. При сравнении проявлений привязанности у мальчиков и девочек данные указывают на то, что привязанность у мальчиков имеет специфику. Так, мальчики с надежной привязанностью указывают на более эмоционально чуткое материнское отношение к ним (и=1623,5, р=0,05) и высокую потребность в участии матерей в освоении ими различных аспектов социальной жизни вне дома (например, школьной жизни и внешкольного общения) (и=1639, р=0,06) по сравнению с девочками с надежной привязанностью. Вероятно, в этих данных прослеживается влияние пола на характеристики привязанности. Так, для девочек в привязанности к матери оказывается важным -эмоционально близкий контакт с матерью, для мальчиков - чуткое реагирование матери на возникающие запросы и ее активное участие в жизни сына.

В группе детей с ненадежной привязанностью значимых различий в проявлении особенностей привязанности между девочками и мальчиками не выявлено.

Далее были выявлены половые различия между группами детей с учетом типа привязанности в области показателей психического здоровья (рис. 1, 2). Для девочек независимо от типа привязанности характерен повышенный уровень просоциально-го поведения (надежный тип: и=1523,5, р=0,016; ненадежный тип: и=234,5, р=0,07), по сравнению с мальчиками. Мальчики из группы детей с ненадежной привязанностью чаще девочек из этой же группы имеют проблемы с поведением (Ц=205, р=0,022). Следует отметить, что полученные данные согласуются с известными фактами: для девочек более типично демонстрировать более «социализированное» поведение, т.е. принятое в обществе, а для мальчиков - отклонения в поведении. По данным исследователей у мальчиков отклонения в поведении встречаются в четыре раза чаще, чем у девочек и выступают фактором неблагоприятной адаптации [3, 5].

В группе школьников с ненадежной привязанностью выявились нарушения в психическом здоровье (рис. 2). У девочек с ненадежным типом привя-

Таблица 1

Распределение детей в зависимости от типа привязанности, %

Регион Падежный тип привязанности Ненадежная привязанность

Избегающий тип привязанности Амбивалентный тип привязанности

девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики

Кострома, n=96 37,5 36,4 4,2 10,4 5,2 6,25

Новосибирск, n=82 39,0 29,3 3,6 3,6 15,8 8,5

Всего, n=178 38,2 33,1 3,9 7,3 10,1 7,3

1 Костром а I и Девочлн ^Ноаосибкфсн} ■ Мальчики (Когтромз) 55 У эльчикн 4 Новосибирск]

Рис. 1. Различия показателей психического здоровья среди детей с надежной привязаностью

Рис. 2. Различия показателей психического здоровья среди детей с ненадежной привязаностью

занности выше уровень гиперактивности (и=600,0 р=0,028) по сравнению с надежно привязанными девочками. У мальчиков с ненадежным типом привязанности чаще обнаруживаются проблемы с поведением (и=546,0 р=0,032) и чаще возникают проблемы в общении со сверстниками (Ц=539,5 р=0,027), по сравнению с мальчиками с надежной привязанностью. У мальчиков с ненадежной привязанностью повышенный уровень интерна-лизации (и=571,5 р=0,06) и большее количество проблем (и=558,0 р=0,046) по сравнению с мальчи-

ками с надежной привязанностью. Можно видеть, что мальчики с ненадежной привязанностью имеют больше проблем в психическом здоровье.

В ходе исследования также были выявлены корреляционные взаимосвязи показателей эмоциональной привязанности ребенка к матери с показателями психического здоровья на общей выборке детей (табл. 2).

Показатель взаимодействия с матерью в социальном плане был отрицательно связан с экс-тернализацией (р=0,01) и входящими в эту

Вестник КГУ Л 2018

64

Таблица 2

Значимые корреляции между показателями эмоциональной привязанности к матери и психического здоровья на общей выборке младших школьников

Показатели эмоциональной привязанности ребенка к матери Показатели психического здоровья Коэффициент ранговой корреляци г (б)

Взаимодействие с матерью в социальном контексте Гиперактивность -0,15*

Проблемы с поведением -0,17*

Проблемы со сверстниками -0,26**

Интернализация -0,17*

Экстернализация -0,19*

Общее число проблем -0,23**

Принятие матерью Гиперактивность -0,17*

Экстернализация -0,16*

Общее число проблем -0,15*

Эмоциональная чуткость матери к ребенку Проблемы со сверстниками -0,16*

Совместная деятельность с матерью Просоциальное поведение 0,21**

шкалу проблемами в поведении (р=0,026) и гиперактивностью (р=0,04), а также общим числом проблем (р=0,002), интернализацией (р=0,022) и входящим в эту шкалу проблемами со сверстниками (р=0,000). Показатель принятие матерью был отрицательно связан с экстернализацией (р=0,038) и входящими в эту шкалу гиперактивностью (р=0,021), а также общим числом проблем (р=0,041). Показатель эмоциональная чуткость матери образует отрицательную связь с проблемами со сверстниками (р=0,031). Показатель совместной деятельности с матерью положительно связан с просоциальным поведением (р=0,004).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что у детей уменьшаются экстернальные проблемы, проявляющиеся в гиперактивности и проблемах с поведением, если мама активно включается в решение жизненных задач, связанных с ребенком и демонстрирует безусловное его принятие. Установлено, что при проявлении матерью эмоциональной чуткости к ребенку, к его состоянию, настроению и потребностям ребенок реже имеет проблемы со сверстниками. Наши данные показали, что гармоничность совместной деятельности с матерью определяет ориентированность ребенка на социально-одобряемое поведение.

Выводы. Привязанность детей к матери характеризуется своеобразием. Соотношение дошкольников с надежной и ненадежной привязанностью в выборке составляло 71,3 и 28,7%. Установлены межполовые различия проявления эмоциональной привязанности к матери у младших школьников: проявление чуткого отношения матери на возникающие запросы и активное включение в жизнь ребенка оказывается значимым для мальчиков, эмоциональная близость с матерью - для девочек.

В целом, выраженность проблем психического здоровья выше у мальчиков с ненадежным типом привязанности.

Недостаток в эмоциональной привязанности ребенка к матери предрасполагает к поведенческим проблемам.

Библиографический список

1. Боулби Дж. Привязанность. - М.: Гардарики, 2003. - 477 с.

2. Бурменская Г.В. Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14: Психология. - 2009. - № 4. -С. 17-31.

3. Гудман Р., Скотт С. Детская психиатрия. -М.: Триада-Х, 2008. - 405 с.

4. Задорова Ю.А., Куфтяк Е.В. Трансляция паттернов привязанности в поколениях семьи // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2017. - Т. 9. - № 2 (43) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://трц.ги (дата обращения: 21.12.2017).

5. Козлова Е.А., Слободская Е.Р., Ахметова О.А. Индивидуальные особенности и социально-экономические характеристики семьи как факторы психического здоровья детей // Культурно-историческая психология. - 2014. - Т. 10. - № 3. - С. 46-53.

6. Кузнецова В.Б. Чувствительность к подкреплению и семейные факторы как предикторы проблем психологического здоровья детей и подростков в разных возрастных группах // Клиническая и специальная психология. - 2013. - № 1. -С. 50-65.

7. Куфтяк Е.В. Привязанность ребенка к матери и отношения привязанности близких взрослых // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2015. - № 1 (86). - С. 78-83.

8. Куфтяк Е.В. Семейно-поколенческое исследование: теория и практика. // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. -Т. 20. - № 1 (20). - С. 64-68.

9. Куфтяк Е.В., Задорова Ю.А. Привязанность и взаимодействие матери с ребенком дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-2. - С. 335-340.

10. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.

11. Мухамедрахимов Р.Ж., Плешкова Н.Л. Особенности привязанности у детей в семьях и домах ребенка // Дефектология. - 2008. - № 2. - С. 37-44.

12. Пупырева Е.В. Эмоциональная привязанность к матери как фактор становления автономии личности в младшем школьном возрасте: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2007. - 32 с.

13. Чурганов О.А. Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков - проект Всемирной организации здравоохранения в России / О. А. Чурганов, Е.А. Гаврилова, Т. А. Попова, В.В. Васильев, Е.Л. Кострица, Е.П. Руссова // Профилактическая и клиническая медицина. - 2014. -№ 3 (51). - С. 6-11.

14. Bloom K.C. The development of attachment behaviors in pregnant adolencents // Nursing Research. - 1995. - Vol. 44. - P. 284-289.

15. Bowlby J. Attachment and Loss. Vol. 1. Attachment. - N.Y., 1982.

16. Caspi A., Harringtonet H., Milne B., Amell J., Theodore R., Moffitt T. Children's behavioral styles at age 3 are linked to their adult personality traits at age 26 // Journal of Personality. - 2003. - Vol. 71 (4). -P. 495-513.

17. Fraley C. Attachment stability from infancy to adulthood: Meta-analysis and dynamic modeling of developmental mechanisms // Personality and Social Psychology Review. - 2002. - Vol. 6. - P. 123-151.

18. Goodman R., Slobodskaya H.R., Knyazev G.G. Russian child mental health: a cross-sectional study of prevalence and risk factors // Eur. Child and Adolescent Psychiatry. - 2005. - Vol. 14. - P. 28-33.

19. Tuzun O., Sayar K. Attachment Theory and Psychopathology // The Journal of Psychiatry and Neurological Sciences. - 2006. - Vol. 19. - P. 24-39.

References

1. Boulbi Dzh. Privyazannost'. - M.: Gardariki, 2003. - 477 s.

2. Burmenskaya G.V. Privyazannost' rebenka k materi kak osnovanie tipologii razvitiya // Vestnik Mosk. un-ta. Ser. 14: Psihologiya. - 2009. - № 4. - S. 17-31.

3. Gudman R., Skott S. Detskaya psihiatriya. - M.: Triada-H, 2008. - 405 s.

4. Zadorova YU.A., Kuftyak E.V. Translyaciya patternov privyazannosti v pokoleniyah sem'i // Medicinskaya psihologiya v Rossii: ehlektron. nauch. zhurn. - 2017. - T. 9. - № 2 (43) [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://mprj.ru (data obrashcheniya: 21.12.2017).

5. Kozlova E.A., Slobodskaya E.R., Ahmetova O.A. Individual'nye osobennosti i social'no-ehkonomicheskie

harakteristiki sem'i kak faktory psihicheskogo zdorov'ya detej // Kul'turno-istoricheskaya psihologiya. - 2014. -T. 10. - № 3. - S. 46-53.

6. Kuznecova VB. CHuvstvitel'nost' k podkrepleniyu i semejnye faktory kak prediktory problem psihologicheskogo zdorov'ya detej i podrostkov v raznyh vozrastnyh gruppah // Klinicheskaya i special'naya psihologiya. - 2013. - № 1. - S. 50-65.

7. Kuftyak E.V Privyazannost' rebenka k materi i otnosheniya privyazannosti blizkih vzroslyh // Sibirskij vestnik psihiatrii i narkologii. - 2015. -№ 1 (86). - S. 78-83.

8. Kuftyak E.V Semejno-pokolencheskoe issledovanie: teoriya i praktika. // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. YUvenologiya. Sociokinetika. -2014. - T. 20. - № 1 (20). - S. 64-68.

9. Kuftyak E.V., Zadorova YU.A. Privyazannost' i vzaimodejstvie materi s rebenkom doshkol'nogo vozrasta // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - 2018. - № 58-2. - S. 335-340.

10. Lisina M.I. Problemy ontogeneza obshcheniya. - M.: Pedagogika, 1986. - 144 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Muhamedrahimov R.ZH., Pleshkova N.L. Osobennosti privyazannosti u detej v sem'yah i domah rebenka // Defektologiya. - 2008. - № 2. - S. 37-44.

12. Pupyreva E.V. EHmocional'naya privyazannost' k materi kak faktor stanovleniya avtonomii lichnosti v mladshem shkol'nom vozraste: avtoref. diss. ... kand. psihol. nauk. - M., 2007. - 32 s.

13. CHurganov O.A. Social'nye determinanty zdorov'ya i blagopoluchiya podrostkov - proekt Vsemirnoj organizacii zdravoohraneniya v Rossii / O.A. CHurganov, E.A. Gavrilova, T.A. Popova, VV Vasil'ev, E.L. Kostrica, E.P. Russova // Profilakticheskaya i klinicheskaya medicina. - 2014. -№ 3 (51). - S. 6-11.

14. Bloom K.C. The development of attachment behaviors in pregnant adolencents // Nursing Research. - 1995. - Vol. 44. - P. 284-289.

15. Bowlby J. Attachment and Loss. Vol. 1. Attachment. - N.Y., 1982.

16. Caspi A., Harringtonet H., Milne B., Amell J., Theodore R., Moffitt T. Children's behavioral styles at age 3 are linked to their adult personality traits at age 26 // Journal ofPersonality. - 2003. - Vol. 71 (4). - P. 495-513.

17. Fraley C. Attachment stability from infancy to adulthood: Meta-analysis and dynamic modeling of developmental mechanisms // Personality and Social Psychology Review. - 2002. - Vol. 6. - P. 123-151.

18. Goodman R., Slobodskaya H.R., Knyazev G.G. Russian child mental health: a cross-sectional study of prevalence and risk factors // Eur. Child and Adolescent Psychiatry. - 2005. - Vol. 14. - P. 28-33.

19. Tuzun O., Sayar K. Attachment Theory and Psychopathology // The Journal of Psychiatry and Neurological Sciences. - 2006. - Vol. 19. - P. 24-39.

Вестник КГУ 2018

66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.