In the paper we discuss previous results of empiric research of students-assistants' feelings at their lessons. The teacher's feelings are one of main factors providing success of the pupil's work at classes. The author analyzes creative written reports by students of different specialties - Physics, Russian language and literature, Physical training - and detects general and specific factors influencing on teacher's feeling. The universal hindrances for all specialties are connected with the students-assistants' status and few experience, and also with the pupils' mental condition at the students' lessons. We register the differences of reports' composition by students of the different specialties and especial situations influencing on students-assistants' emotions and connected with specific character of their school subjects.
Key words: Feeling; Emotion; Mental condition; Students; Students-assistants.
References
1. Prokhorov A. O. Osobennosti psikhicheskikh sostojaniy v obuchenii (Features of mental conditions at study). Psikhologicheskin zhurnal (The psychological magazine),
1991, vol. 12, № 1, рр. 47-54 (in Russian).
2. Safarova A. F. Psikhicheskie sostoyaniya mladshikh shkol'nikov i uchiteley v protsesse ikh vzaimodeystviya na uroke (Mental conditios of elementary-school pupils and teachers in the process of their interaction at lesson). Psikhologiya psikhicheskikh sostoyaniy : sbornik statey (Psychology of mental conditions : The collection of scientific articles). Vyp. 3. Kazan' ; Naberezhnye Chelny, 2001, pp. 220-230. (in Russian).
УДК 159.9
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Л. А. Николаева
Николаева Любовь Александровна - кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры социальной и политической психологии, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова;
14, ул. Советская, г. Ярославль, 150000, Россия; E-mail: k-on@mail.ru
Привязанность к матери играет важнейшую роль в отношениях ребенка с ближайшим окружением на всех этапах его взросления, в частности, в будущих супружеских взаимоотношениях, т. к. личность человека во многом формируется за счет его взаимодействия с людьми, с которыми он себя идентифицирует (родители, сверстники и др.). Взаимоотношения в семье, в которой растет ребенок, влияют на его взаимодействие с близкими ему людьми, а также на формирование отношений в будущей семье. Тип привязанности к матери, оказывает влияние на взаимоотношения между супругами. Супружеские пары, которые обладают безопасным типом привязанности к матери, в конфликтных ситуациях чувствуют себя уверенно: они практически не боятся совершить ошибку. Однако супруги с тревожно-амбивалентным типом привязанности очень сильно зависят от похвалы и страха отвержения. Супруги, обладающие избегающим типом привязанности, избегают социальных взаимодействий, труднее идут на контакт.
Ключевые слова: семья, детско-родительские отношения, привязанность, развитие ребенка
Введение
В работах зарубежных и отечественных психологов выявлены негативные последствия деструктивных супружеских отношений. Нестабильность в отношениях между супругами негативно влияет на психическое и физическое здоровье всех членов семьи, включая ребенка. Именно в психологически благополучной семье супруги восстанавливают силы, затраченные в
общественной деятельности. В психологически неблагополучной семье такого восстановления не происходит, более того, нервное напряжение в семейных отношениях возрастает и может привести к стрессам и даже нервно-психическим заболеваниям. В случае нестабильности семейных отношений негативному и болезненному влиянию подвергаются и дети (В. Я. Титаренко, Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис). Дети из нестабильных семей более склонны к отклоняющемуся поведению, у них может снижаться успеваемость в школе (К. Витек, В. А. Сысенко, В. Ф. Шевчук, В. А. Шелкова).
Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, - это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Их специфика определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви - поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.
Теоретический анализ проблемы детско-родительских отношений
На разных этапах развития нашего общества представления о семье как факторе воспитания претерпевали существенные изменения. В 1960-х гг., например, высказывалось мнение о возможности и даже желательности замены семейного воспитания воспитанием в дошкольных и школьных учреждениях (С. Я. Струмилин). К настоящему времени накоплено немало убедительных свидетельств принципиальной значимости и, в известных пределах, незаменимости семьи для формирования личности ребенка.
М. Боуэн [1] в своей теории семейных систем говорит о том, что при возникновении супружеского конфликта дети могут быть относительно свободными в плане эмоций: они оказываются вне «эмоционального треугольника», и ситуация не наносит им никакого вреда. Однако мы бы не согласились с этим мнением, так как существует достаточное количество данных, свидетельствующих об обратном. Б. Н. Алмазов [2], например, говорит о том, что конфликтные семьи, где родители не стремятся исправить недостатки своего характера, где один из родителей нетерпим к манере поведения другого, способствуют появлению «трудных» детей. В таких семьях дети часто держатся оппозиционно, подчас - конфликтно-демонстративно. В более старшем возрасте они протестуют против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей.
Различные факторы оказывают то или иное по своей силе и значимости влияние на формирование конфликтного поведения: особенно выделяется фактор отношения близких в детстве взрослых как играющий наиболее важную роль в становлении и развитии личности и особенностей ее поведения в конфликтах. Сформировавшаяся в первые годы жизни привязанность устойчива и сохраняется в зрелом возрасте.
В западной психологической литературе значительное место занимают описания тяжелых последствий разлуки ребенка с матерью или другими близкими родственниками. Разлука с близкими в ранний период жизни ребенка фатальным образом предопределяет его дальнейшую судьбу, в частности, расставание с матерью сказывается на развитии познавательных функций детей, ведет к нарушению речевого или предречевого развития [3].
Уже стала классической точка зрения, согласно которой развод имеет для детей негативные последствия, однако, как правило, дети начинают страдать задолго до официального расторжения брака, так как конфликты между супругами, более или менее продолжительный период «выяснения отношений» происходят довольно часто в присутствии и даже с участием детей. Так, по данным одного исследования в 62,3% случаев разводу предшествовали конфликты с применением
физической силы, а 46% опрошенных указали на то, что свидетелями этих конфликтов были дети (Х. Салливан) [1].
Ряд исследований американских социологов и психологов посвящен изучению восприятия детьми развода родителей: установлено, что для большинства детей развод родителей - серьезная душевная травма, с которой связаны чувства страха, стыда, обиды. Уже известие о том, что папа с мамой развелись, производит на детей неизгладимое впечатление, при этом наиболее сильные реакции наблюдаются у девочек. Согласно данным уже упоминавшегося исследования, при сообщении о том, что родители развелись, плакали 30,6% девочек и 17,5% мальчиков, удивленных девочек было в два раза больше, чем мальчиков, лишь каждый десятый ребенок (независимо от пола) одобрял развод родителей [1].
Для того чтобы ребенок в эмоциональном плане чувствовал себя комфортно, для гармоничного развития его личности необходимы специальные условия, которые определяют его быт, физическое здоровье, характер общения с окружающими людьми, личные успехи.
Ребенок, лишенный родительского попечительства, помещенный в условиях сложившихся стереотипов современной системы воспитания в детский дом, зачастую страдает от того, что воспитатель или сотрудник учреждения, к которому он испытывает привязанность, не всегда может быть с ним рядом. Воспитатель (сотрудник) в детский дом приходит только в строго определенное время, в свой рабочий день, а не когда ребенок в нем нуждается.
Кроме того, не секрет, что в большинстве детских домов, интернатов воспитателями могут работать люди, не имеющие специального профессионального образования и потому - некомпетентные, случайные. Их профессиональный опыт воспитателя складывается спонтанно, на первый план, прежде всего, выдвигается формальная дисциплина детей, возникает отчуждение во взаимоотношениях воспитателя-взрослого и воспитанника-ребенка.
В результате воспитания детей-сирот в условиях детского дома наблюдается специфическое развитие интеллектуальной и аффективно-потреб-ностной сфер, что отражается и в особенностях поведения, которые психологи рассматривают как качественно иной характер формирования личности [4]. Эта специфика проявляется и в не-сформированности внутреннего, психического плана действий, собственной мотивации, в преобладании ориентации на внешнюю ситуацию. Качественно иную форму имеет развитие всех аспектов «Я» (представления о себе, отношения к себе, образ «Я», самооценка). Следствием депри-вации потребности ребенка в родительской любви является отсутствие у него чувства уверенности в себе, которое, возникнув на ранних стадиях возрастного развития, впоследствии становится
устойчивой характеристикой личности воспитанников детского дома.
Наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание личности, является семья. Значимость взрослых для нормального психического развития ребенка признавалась и признается большинством западных и отечественных психологов [5].
Данные изучения детей, растущих в разлуке с матерью, коррелируют с данными анализа индивидов с отклонениями в психическом развитии и показывают, что связь с матерью не может быть разорвана без серьезных последствий для эмоционального развития ребенка [6]. Лишение ребенка материнской любви в раннем возрасте имеет далеко идущие последствия не только для эмоционального, но и для умственного и личностного развития: оно почти всегда приводит к задержке развития ребенка - физического, интеллектуального, социального.
Ребенок с надежной привязанностью, уверенный в материнской любви, не проявляет тревожности, страхов, в отличие от детей с другими типами привязанности, интуитивно «сомневающихся» в искренних чувствах матери и неправильно понимающих происходящие вокруг них события. Более того, такое неправильное толкование событий может быть скрыто и от самого ребенка [1].
Главным условием полноценного развития ребенка является соответствующее его потребностям общение со взрослыми. В его основе лежит система личностных связей, которые устанавливаются в первые месяцы жизни ребенка и развиваются в дальнейшем по определенным законам. Игнорирование этих законов ведет к задержкам и искажениям в психическом развитии детей, негативно отражаясь на их последующей жизни. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают свое влияние, как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни [2].
В последнее время психологи и педагоги все чаще стали подчеркивать роль отца в общем развитии детей [7;8], выдвигая на первый план именно его взаимодействие с ребенком. Если такое общение бывает частым, причем отец искренне передает ребенку свои чувства (любовь, положительные эмоции), то порой ребенок привязывается к отцу даже сильнее, чем к матери, хотя она проводит с ним больше времени.
Воспитание будущего семьянина зависит от многих факторов, главную роль среди которых играет образ жизни и поведение родителей, так как ребенок наблюдает взаимоотношения между отцом и матерью: они оказывают огромное влияние на поведение и развитие ребенка, на будущие взаимоотношения в его семье [2]. Причинами, вызывающими ослабление или даже разрыв семейных связей между детьми и родителями, являются: сверхзанятость родителей, когда на
ребенка и его воспитание у них просто не хватает времени; конфликтная или неблагоприятная эмоциональная атмосфера в семье; пьянство, наркомания родителей; жестокое обращение с детьми; ошибки родителей в воспитании; особенности подросткового возраста и др.
Наиболее чувствительными к воздействию семейного неблагополучия оказываются стержневые образования личности ребенка - его представления о себе, самоотношение, самооценка, образ себя. Поскольку удовлетворение его потребностей полностью зависит от родителей, то его представления о себе и образ себя в значительной мере связаны с отношением родителей к нему, их восприятием и пониманием, с характером родительских установок и качеством привязанности (как матери к ребенку, так и ребенка к матери). В настоящее время изучение формирования и развития привязанностей в онтогенезе является одним из наиболее актуальных направлений в современной психологии развития, где привязанность понимается как базисное образование, оказывающее влияние на психическое развитие ребенка, его жизненный путь.
Отсутствие или недостаток в семье эмоционального и доверительного общения родителей с ребенком, их теплоты и ласки приводят его в состояние психической депривации. К сожалению, в нашей повседневной жизни семейные конфликты и споры возникают зачастую в присутствии ребенка (родители даже и не пытаются их скрыть, оправдывая себя тем, что «он маленький и еще ничего не понимает»). Способы понимания и объяснения происходящих событий, модели, формулы и методы взаимодействия с миром изначально закладываются в семье, где ребенок на примере родителей получает варианты и способы решения жизненных проблем и достижения поставленных целей.
Таким образом, во всей совокупности причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие, определяющими являются нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях и дефекты воспитания детей в семье. Другими словами, патогенными факторами выступают не состав и структура семьи, не уровень ее материального благополучия, а семейный психологический климат [1]. Дети воспринимают от родителей не только форму поведения, но и существенные черты супружеских отношений: чем больше было конфликтов в родительской семье, тем чаще они возникают в будущих семьях детей [2].
результаты исследования и их обсуждение
Наши исследования показали, что при безопасном типе привязанности мы видим высокий уровень конфликтоустойчивости и низкий уровень предрасположенности к конфликтам, что характеризует респондентов с данным типом психологической привязанности к матери как людей
вполне уживчивых, общительных, покладистых, способных противостоять обострению отношений в семье. Они способны оптимально организовывать свое поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия, бесконфликтно решать проблемы в отношениях с другими людьми, а в возникшей конфликтной ситуации приходить к оптимальному разрешению конфликта. Такие супруги могут конструктивно взаимодействовать в конфликте, не допускать втягивания себя в его эскалацию, сосредоточивать усилия на конструктивных действиях.
Супруги с безопасным типом психологической привязанности проявляют достаточную гибкость взаимодействия друг с другом и с окружающими, находят компромиссы в решении спорных вопросов. Они не склонны к мести и враждебности, способны спокойно принять критику и замечания других, они уважают других людей и терпимы к их мнению. Такие супружеские пары проявляют позитивные реакции в конфликтных ситуациях, их поведение в конфликтах можно назвать активным: они предпочитают сотрудничество и компромисс как наиболее эффективные стили поведения в конфликтах, реже используют такой способ, как избегание, и практически не прибегают к приспособлению и соперничеству. Респонденты из данной группы обладают также достаточными навыками поведения в конфликтах.
Наиболее конфликтной сферой семейной жизни у данной категории респондентов является воспитание детей.
Полученные нами результаты не противоречат имеющимся в психологии данным о том, что люди с надежным стилем привязанности имели матерей, которые в раннем детстве были доступны, отзывчивы и заботливы, внимательно относились к их потребностям и проявляли любовь, когда их дети нуждались в утешении. В результате, у таких детей с надежной привязанностью возникает уверенность, что в случае необходимости они всегда могут добиться внимания родителя. Этот опыт во многом определяет их отношение к жизни: такие дети могут расслабиться и исследовать окружающий мир; в последующем люди с надежным стилем привязанности обычно способны находить равновесие между независимостью и близостью в отношениях с другим человеком. Они воспринимают себя как привлекательных и вызывающих симпатию других, не нуждаются в подтверждении извне собственной ценности. Поскольку их развитие происходило в атмосфере надежности и безопасности, они доверяют другим людям, способны поделиться своими чувствами и обратиться за помощью. У людей с надежным стилем привязанности, как правило, хорошие навыки общения. Они способны регулировать свое настроение, интегрировать противоречивые чувства, контролировать негативные эмоции, разрешать возникающие конфликты в сотрудни-
честве с партнером. В кризисных ситуациях им доступны более конструктивные стратегии решения проблем. Чувство эмоционального комфорта, которое дает им мать, служит показателем оптимального состояния ребенка в системе «Я - мир» и является необходимым условием его развития (Л. И. Божович, М. И. Лисина, С. Ю. Мещерякова). Эмоциональное благополучие в детстве обеспечивает доверительное и активное отношение к миру, высокую самооценку, сформированный самоконтроль, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи.
У супругов с тревожно-амбивалентным типом привязанности к матери наблюдаются средний уровень конфликтоустойчивости и средний уровень предрасположенности к конфликтам. Это характеризует супругов, относящихся к данному типу психологической привязанности к матери, следующим образом: они довольно редко становятся источниками конфликтов, а общение с ними немногим партнерам доставляет удовольствие, поскольку неинтересен человек, который со всем и со всеми соглашается. К тому же они стремятся уходить от конфликтов, возникающих в семье, что невольно делает их косвенными виновниками конфликтов и конфликтных осложнений.
Респонденты с тревожно-амбивалентным типом привязанности часто обижаются на замечания других, даже если эти замечания справедливы, у них возникает ощущение, что жизнь с ними несправедлива. Для них характерна неуступчивость, которая проявляется в недостаточной гибкости взаимодействия супругов, отсутствии компромиссов в решении спорных вопросов, при конфликте они часто указывают на несходство характеров друг друга. Супруги с тревожно-амбивалентным типом привязанности к матери пассивно ведут себя в конфликтных ситуациях и предпочитают такие способы решения конфликта, как избегание и приспособление, реже используются компромисс и сотрудничество. Наиболее конфликтный характер у данной категории респондентов носят следующие сферы семейной жизни - проявление ревности и разногласия в отношении к деньгам.
Полученные нами результаты не противоречат имеющимся в психологии данным о том, что люди с тревожно-амбивалентным стилем привязанности обычно не имели последовательной заботы в своем младенчестве; матери то относились к ним с лаской и отзывчивостью, то игнорировали и пренебрегали их потребностями. Такая непоследовательность, по-видимому, оставляла ребенка в неуверенности: будет ли мама рядом, когда они будут в ней нуждаться. В последующем люди с тревожно-амбивалентной привязанностью склонны преувеличивать значение близости и вовлеченности во взаимоотношения, доходящие почти до слияния и личных границ. Они нередко страдают от тревоги и сомнений в себе, озабочены эмоциональной безопасностью в отношениях. Больше всего они боятся, что их могут оставить,
поэтому проявления партнером потребности в одиночестве и независимости переживаются ими как серьезная опасность. В близких отношениях тревожно-амбивалентные люди требовательны, зависимы, ревнивы и склонны к реакциям «це-пляния», а партнера часто воспринимают как уклоняющегося от обязательств (Л. И. Божович, М. И. Лисина, С. Ю. Мещерякова).
Супруги с избегающим типом привязанности обладают низким уровнем конфликтоустойчиво-сти и высоким уровнем предрасположенности к конфликтам, они испытывают трудности в общении, нередко идут на конфликт «из-за принципа», испытывают удовлетворение, давая волю своим эмоциям и наблюдая, как разгораются страсти вокруг них. Такие люди не умеют управлять своим эмоциональным состоянием в предконфликтных и конфликтных ситуациях, не способны открыто выражать эмоции. Они нетолерантны, нетерпимы к чужому мнению, не могут дать объективную оценку конфликта, неспособны выделить главную проблему конфликта, выдвигать и обосновывать альтернативные решения, аргументы и не умеют полемизировать в условиях спора.
Респонденты с избегающим типом психологической привязанности характеризуются наличием коммуникативных и личностных проблем. Супруги с данным типом психологической привязанности к матери склонны к враждебности, она проявляется в обидчивости и мстительности, т. е. данные супруги считают справедливым требование «око за око, зуб за зуб». Такие супруги обижаются на отсутствие внимания со стороны окружающих; при общении с другими они могут внезапно рассердиться. Для них характерны горячность и раздражительность, бескомпромиссность, они не умеют сдерживать свои эмоции (высокая эмоциональная возбудимость), обычно их легко вывести из себя. Супружеские пары с подобным типом психологической привязанности активно ведут себя в конфликтах, но проявляют негативные реакции в конфликтных ситуациях. Для них практически единственным способом регулирования конфликта является соперничество, а другие способы используются редко.
Наиболее конфликтными сферами семейной жизни у данной категории респондентов являются проявление доминирования одним из супругов, разногласия в отношении к деньгам, рассогласование норм поведения, проявление ревности. Наименее конфликтный характер носят следующие сферы семейной жизни - отношения с родственниками и друзьями, стремление к автономии.
Полученные нами результаты не противоречат имеющимся научным данным о том, что, люди с избегающим стилем привязанности имели матерей, нечувствительных к их эмоциональному состоянию и нуждам в раннем детстве. Нередко обнаруживаются продолжительное отвержение и враждебность со стороны тех, кто должен был заботиться о них. Чередование разлуки и вторга-
ющегося поведения матери приводит к защитному поведению ребенка. Он пытается забыть о своей потребности в матери, избирает сдержанную и безразличную манеру поведения, чтобы избежать новых разочарований. К подростковому возрасту такое поведение закрепляется в устойчивую установку отчужденной независимости. Чем меньше тепла, ласки, заботы получает ребенок, тем медленнее он формируется как личность. Грубость, недружелюбие, равнодушие родителей, самых близких ему людей, дают ребенку основание считать, что чужой человек способен причинить ему еще большие неприятности и огорчения -осюда состояние неуверенности и недоверия, неприязнь и подозрительность, страх других людей, враждебность к ним, острое ощущение своего одиночества (М. Раттер) [9]. Затем люди с избегающим стилем привязанности обесценивают значение близких отношений: как правило, они пессимистичны в том, что касается личных отношений. Проявление потребности в близости воспринимается ими как угроза, поэтому они дистанцируются и избегают интимных отношений. Они склонны менять партнеров и вступать в ни к чему не обязывающие сексуальные связи. Им недостает чувствительности к потребностям другого, а самораскрытие пугает их. Переживания дистресса и небезопасности отрицаются ими; поскольку они нуждаются в том, чтобы воспринимать и позиционировать себя как весьма уверенных, они сверхчувствительны к отвержению и реакциям гнева (Л. И. Божович, М. И. Лисина, С. Ю. Мещерякова).
Заключение
Таким образом, можно констатировать, что тип привязанности к матери оказывает влияние на взаимоотношения между супругами. Супружеские пары, которые обладают безопасным типом привязанности, в конфликтных ситуациях чувствуют себя уверенно: они не боятся совершить ошибку. Супруги с тревожно-амбивалентным типом привязанности очень сильно зависят от похвалы и страха своего отвержения. Супруги, обладающие избегающим типом привязанности, не стремятся к социальным взаимодействиям, труднее идут на контакт.
Тесная привязанность к близким является той осью, вокруг которой вращается жизнь человеческого индивидуума, не только в младенчестве, но и в периоды отрочества, зрелости, вплоть до старости. Б. М. Шавер, Дж. Хейзан и др. [9] рассматривали варианты типов привязанности у взрослых. Надежно-привязанным легче войти в контакт с другими, они не испытывают особых страданий, когда попадают в слишком сильную зависимость или когда их бросают.
Амбивалентно-привязанные испытывают меньше доверия к окружающему миру и поэтому, как правило, являются большими собственниками
и чаще испытывают ревность. Ненадежно-привязанные опасаются чрезмерной близости в отношениях, следовательно, менее заинтересованы в их создании, легче идут на разрыв. Они более склонны к построению отношений по мере необходимости (например, «секс на одну ночь»), не подразумевающих дальнейшего развития.
Библиографический список
1. КашаповМ. М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций : учеб. пособие / под ред. А. В. Карпова. М. ; Ярославль, 2003. 183 с.
2. Заостровцева М. Н. Психология одиночества у законопослушных и криминальных подростков / под науч. ред. проф. В. В. Новикова. Ярославль, 2007. 362 с.
3. Прикладная конфликтология : хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. М., 1999. 624 с.
4. ФельдштейнД. И. Трудный подросток. Душанбе, 1978. 184 с.
5. Херсонский Б. Г., Дворяк С. В. Психология и психопро-
филактика семейных конфликтов. Киев, 1991. 189 с.
6. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи. Москва, 2006. 271 с.
7. КотоваЛ. А. Проблема становления личности ребенка в свете теории привязанности // Проблемы социальной психологии личности: межвуз. сб. науч. ст. Саратов, 2004. Вып. 1. С. 100-103.
8. ЛисинаМ. И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Лишенные родительского попечительства : хрестоматия : учеб. Пособие / ред.-сост. В. С. Мухина. М., 1991. С. 37-47.
9. Николаева Л. А. Взаимосвязь типов психологической привязанности супругов к матери и их конфликтного поведения : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2008. 192 с.
Relations Between Children and Parents as a Factor of Child's Development
Lyubov Nikolayeva
PhD in Psychology, senior lecturer, the Chair of Social and Political Psychology, Yaroslavl State University; 14, Sovetskaya str., Yaroslavl, 150000, Russia; E-mail: k-on@mail.ru
Attachment to mother plays a crucial role in child's relationship with its close people at all stages of its growth, in particular, in future marital relationship, because human personality is largely formed by his or her interactions with the people with whom he or she identifies himself
(parents, peers, etc). Family relations in which a child grows influence on its interaction with close people, as well as on the formation of relations in future family. The type of attachment to his or her mother has an impact on the relationship between spouses. Couples who have a safe type of attachment to his or her mother feel confident in conflict situations; they practically are not afraid of making a mistake. However, spouses with anxiety-ambivalent type of attachment are dependent very much on praise and fear of being rejected. Spouses with avoidance type of attachment, avoid social interactions and are harder to deal with.
References
1. Kashapov M. M. Teoriya ipraktika resheniya konfliktnykh situaciy : ucheb. posobie (Theory and practice of conflict situation's solution). Moscow; Jaroslavl', 2003. 183 p. (in Russian)
2. Zaostrovceva M. N. Psikhologiya odinochestva u zako-noposlushnykh i kriminal'nykh podrostkov (Psychology of loneliness by law-abiding and criminal teen-agers). Jaroslavl', 2007. 362 p. (in Russian).
3. Prikladnaya konfliktologiya : khrestomatiya. (Applicative psychology : the reading-book). Moscow, 1999. 624 p.
4. Fel'dshteyn D. I. Trudnyy podrostok (Nekotorye psik-hologicheskie voprosy formirovaniya lichnosti detey podrostkovogo vozrasta) (A troubled teenager {Some psychological questions of formation teen-agers' personality}). Dushanbe, 1978. 184 p. (in Russian).
5. Hersonskiy B. G., Dvoryak S. V. Psikhologiya i psikhopro-filaktika semeynyh konfliktov (Psychology and psychopro-
filaxys of family conflicts). Kiev, 1991. 189 p. (in Russian).
6. Celuyko V. M. Psikhologiya neblagopoluchnoy sem'i. (Psychology of difficult family). Moskow, 2006. 271 p.
7. Kotova L. A. Problema stanovleniya lichnosti rebenka v svete teorii privyazannosti (The problem of formation child's personality in the light ofthe attachments theory). Problemy social'noypsikhologii lichnosti: mezhvuzovskiy sborniknauchnykh statey (Problems of personality's social psychology: The interacademic collection of scientific articles). Saratov, 2004. Vyp. 1, pp. 100-103 (in Russian)..
8. Lisina M. I. Vliyanie otnosheniy s blizkimi vzroslymi na razvitie rebenka rannego vozrasta (The influence of relations with relatives on infant's development). Lishennye roditel'skogo popechitel'stva : khrestomatiya : uchebnoe posobie (Deprived of parental care. The reading-book : the
study guide). Moscow, 1991, pp. 37-47. (in Russian).
9. Nikolaeva L. A. Vzaimosvyaz' tipov psikhologicheskoy privyazannosti suprugov k materi i ikh konfliktnogo po-vedeniya : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk (Interrelation between types of mates' psychological attachment to mother and their conflict behavior : autoref. diss. . cand. of psychology). Jaroslavl', 2008. 192 p. (in Russian).