Научная статья на тему 'Исследование привязанности матери и ребенка дошкольного возраста'

Исследование привязанности матери и ребенка дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4906
645
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИВЯЗАННОСТЬ / ТИПОЛОГИЯ / ТРАНСЛЯЦИЯ В ДИАДЕ "МАТЬ-РЕБЕНОК" / ДОШКОЛЬНИКИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ATTACHMENT / TYPOLOGY / STREAM IN "MOTHERCHILD" DYAD / PRESCHOOLERS' INTERACTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Задорова Юлия Александровна

В статье представлены результаты изучения взаимосвязи качества привязанности матери и отношений привязанности ребенка к матери. В исследовании приняли участие 30 диад «ребенок мама». Оценка привязанности ребенка к матери проводилась с использованием методики «Опросник оценки типов привязанности к матери» (Е.В. Пупырева, Г.В. Бурменская, 2007). Использован проективный рисуночный метод «Я и моя мама», критерии оценки, которого самостоятельно выделены автором. Для оценки отношения матери к ребенку использован тест-опросник эмоциональной связи матери и ребенка (Н.В. Верещагина, Е.И. Николаева, 2009). В результатах исследования больше половины составили дошкольники с безопасной привязанностью к матери, треть детей имели небезопасный тип. Показано, что в установках матерей детей с безопасным типом привязанности в отношениях доминирует чувствительность к потребностям своего ребенка, желание сформировать социально-приемлемые формы поведения. Мать во взаимоотношениях выступает надежным источником помощи и поддержки для своего ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A study of attachment of mother and child of preschool age

The article presents the results of a study of the relationship between quality of attachment to mother and attachment of the child to the mother. The study involved 30 dyad “child-mother”. Assessing attachment of the child to the mother was carried out using the technique of “the Questionnaire of evaluation types of attachment to mother” (Yekaterina Pupyryova, Galina Burmenskaya, 2007). We used the projective method of research: drawing “My mother & I”; the evaluation criteria, which are independently selected and expanded. To estimate the ratio of mother-to-child used the test-questionnaire, the emotional connection of mother and child (Natal'ya Vereshchaginа, Yelena Nikolayeva, 2009). The results of the study: the majority of the sample examined preschoolers included children with secure attachment to mother, just over a third of children belonged to unreliable type. The attitudes of mothers of children with safe type of attachment in the relationship is dominated by sensitivity to the needs of their child, the desire to create a socially acceptable form of behaviour. The mother in these relations is a reliable source of help and support for your child.

Текст научной работы на тему «Исследование привязанности матери и ребенка дошкольного возраста»

УДК 159.922.7 ; 37.018.1

Задорова Юлия Александровна

Костромской государственный университет [email protected]

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИВЯЗАННОСТИ МАТЕРИ И РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье представлены результаты изучения взаимосвязи качества привязанности матери и отношений привязанности ребенка к матери. В исследовании приняли участие 30 диад «ребенок - мама». Оценка привязанности ребенка к матери проводилась с использованием методики «Опросник оценки типов привязанности к матери» (Е.В. Пупы-рева, Г.В. Бурменская, 2007). Использован проективный рисуночный метод «Я и моя мама», критерии оценки, которого самостоятельно выделены автором. Для оценки отношения матери к ребенку использован тест-опросник эмоциональной связи матери и ребенка (Н.В. Верещагина, Е.И. Николаева, 2009). В результатах исследования больше половины составили дошкольники с безопасной привязанностью к матери, треть детей имели небезопасный тип. Показано, что в установках матерей детей с безопасным типом привязанности в отношениях доминирует чувствительность к потребностям своего ребенка, желание сформировать социально-приемлемые формы поведения. Мать во взаимоотношениях выступает надежным источником помощи и поддержки для своего ребенка.

Ключевые слова: привязанность, типология, трансляция в диаде «мать-ребенок», дошкольники, взаимодействие.

Введение

В современном мире стремительно растет интерес к проблеме привязанности в целом, так и ее влиянии на развитие личности человека [1; 2; 4; 6; 8]. Теория привязанности имеет под собой глубоко разработанную основу анализа детско-материнских отношений (Дж. Бо-улби, М. Эйнсвор, 1991). В основе теории привязанности лежит понятие «объекта привязанности», это индивид, к которому возникает привязанность, таким человеком зачастую выступает мать [2]. Стоит отметить, что кровное родство не было так значимо: в отсутствии биологической матери её может заменить другой человек, который становится объектом привязанности для ребёнка. В связи с чем выделяются первичные и вторичные объекты привязанности. Первичная привязанность, возникающая в младенчестве, зачастую к матери (или заменяющему её лицу). В случае, когда первичный объект привязанности удовлетворяет потребности ребёнка в безопасности и защите, он без особых трудностей устанавливает вторичные привязанности с последующими в его жизни людьми (друзья, педагоги и т. д.). В обратном случае, когда мать не выступила объектом, удовлетворяющим выше перечисленные потребности ребенка, он попадает в ситуацию субъекта, который не может устанавливать отношения с вторичными объектами, до тех пор, пока эти базовые потребности не будут удовлетворены.

В исследованиях М. Эйнсворт, показано, что главным, а порой и единственным объектом привязанности выступает для ребенка мать, и впоследствии существует четко структурированный и определенным образом организованный ряд второстепенных объектов (отец, сиблинги и т. д.) [6; 12]. Эмоционально глубоко насыщенные отношения ребенка с близким взрослым позволяют говорить об определенных типах привязанности: надежная (безопасная), избегающая, тревожно-амбивалентная, дезорганизованная привязанность.

Исследователи рассматривают влияние привязанности ребенка к матери на эффективность социализации (М.А. Василенко, 2011), привязанность младенца к матери и образ себя (Н.Н. Авдеева, Н.А. Хаймовская, 2003) [1], изучается качество взаимоотношений матери и ребенка (С.Ю. Мещерякова, 1999), объекты привязанности у детей разных возрастных групп (Н.В. Сабельникова, 2006; Е.В. Пупырева, 2007) [11], влияние типа привязанности в диаде «мать-ребенок» на уровень психического развития детей младшего дошкольного возраста (М.А. Василенко, 2009). Также рассматривается взаимосвязь поведения матери и привязанности ребенка (А.Ф. Монтезириния, 2014) [10], влияние матери на адаптацию ребенка к дошкольному учреждению (Н.Н. Авдеева, 2013), привязанность ребенка к матери и отношения привязанности близких взрослых, а также трансляция привязанности в поколениях семьи (Е.В. Куфтяк, 2014, 2015) [7; 8; 9].

Цель данного исследования: изучение взаимосвязи привязанности матери с отношениями привязанности ребенка к матери.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 30 диад «ребенок - мама». Дети старшего дошкольного возраста (средний возраст 6,5 лет), посещающие дошкольные образовательные учреждения г. Костромы. Средний возраст матерей - 31,2 года, имеющие высшее и средне-специальное образование. Все семьи полные.

В исследовании были использованы следующие методики. Оценка привязанности ребенка к матери проводилась с использованием «Опросника оценки типов привязанности к матери» (Е.В. Пупырева, Г.В. Бурменская, 2007). В данном случае определялся тип привязанности, а также оценивались 7 показателей, демонстрирующие значимые сферы проявления привязанности в старшем дошкольном

© Задорова Ю.А., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

65

возрасте: эмоциональная близость с матерью; взаимодействие с матерью в социальном контексте; восприятие матери как источника помощи и поддержки; принятие матерью и т.д. [10].

Проективный метод исследования для детей, рисунок «Я и моя мама» [5]. Параметры, содержащие качественную оценку, обозначены и самостоятельно дополнены. Аспекты рисунка:

1. Формальный: (размер, расположение рисунка, наличие и интенсивность штриховки).

2. Структурный: (структурное изображение фигур, наличие дополнительных деталей).

Симптоматика рисунка«Я и моя мама»

1. Эмоционально благоприятный фон:

- с желанием включается в рисование на заданную тему - достаточно благополучный микроклимат во взаимоотношениях;

- эмоционально-позитивный фон настроения в общем рисунке (преобладание цветовой гаммы: выбор «теплых» и не «кричащих» тонов);

- наличие всех предполагаемых участников (самого автора и его мамы);

- взаимодействие и присутствие взаимо-объ-единяющих атрибутов диады «мать-ребенок»;

- исключение изолированности объектов относительно друг друга;

- незначительное наличие или отсутствие штриховки, как показатель принятия и исключение враждебности в отношениях;

- расположение «мать-ребенок» относительно друг друга (небольшое расстояние или рядом взявшись за руки);

2. Эмоциональный дискомфорт:

- нежелание приступать к рисованию в целом или отказ в изображении кого-то из предполагаемых лиц в рисунке (себя или маму). Неприятные ассоциации;

- доминирование мрачных и темных тонов;

- степень выраженности штриховки, сильный нажим, частота стирания, множественные линии;

- преобладание ненужных и не относящихся к теме рисунка вещей.

3. Конфликтность между ребенком и матерью:

- изолированность фигур друг от друга (предметы, линии, барьеры), ребенок и мама, стоящие спиной друг к другу;

- отсутствие отдельных частей тела у мамы или самого ребенка;

- неадекватная величина фигур «ребенок-мама»;

- несоответствие вербального описания и рисунка;

- отсутствие на рисунке кого-то из диады.

4. Чувство неполноценности ребенка во взаимоотношениях с матерью:

- непропорционально маленькая фигура автора рисунка или изображение его со спины;

- расположение фигур в нижней части листа;

- изоляция ребенка от матери или его отсутствие.

5. Враждебность в отношениях «мать-ребенок»:

- одна фигура на листе;

- ребенок и мать нарисованы на разных сторонах листа;

- агрессивная позиция фигуры: поднятые, раскинутые руки, кулаки, подчеркнутые длинные пальцы;

- деформированная или зачёркнутая фигура самого ребенка или матери.

Дополнительные вопросы по рисунку:

Кто нарисован здесь?

Какое настроение у тебя, а у мамы, чем вы заняты?

Ваше любимое занятие, когда вы вместе?

Ты любишь свою маму? А мама тебя?

Для оценки отношения матери к ребенку использовали тест-опросник, оценивающий особенности эмоциональной связи матери и ребенка (Н.В. Верещагина, Е.И. Николаева, 2009). Опросник включает четыре шкалы: чувствительность/ нечувствительность к потребностям младенца (способность матери увидеть и прочувствовать ситуацию «глазами» ребенка); принятие/отвержение (показатель принятия ребенка родителем, совпадение ожиданий с реальным образом представлений о ребенке); неоперативность/вмешательство (мера предоставления ребенку самостоятельности и права выбора в самореализации желаний); поддержка/игнорирование (демонстрирует степень эмоциональной поддержки матери, в ситуациях, когда ребенок сталкивается с определенного рода трудностями) [3].

Для статистической обработки данных применялась программа 81аИ8Йса 6.0.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты, полученные нами в ходе исследования, говорят о том, что большая часть обследованных дошкольников - дети с безопасным типом привязанности (67%). Для данной категории детей свойственна эмоционально тесная связь с матерью, она выступает для них устойчивым источником помощи. Более трети детей (33%) с небезопасным типом привязанности: тревожно-амбивалентный или избегающий. Дошкольники с тревожно-амбивалентным типом в отношениях с матерью зачастую тревожны в собственном восприятии образа матери. В деятельности такие дети малоактивны и не проявляют инициативы, рассчитывая при этом на внешнюю помощь. Для детей с избегающим типом в отношении к матери доминирует эмоциональная холодность, выражающаяся в избегании установления тесного контакта с ней. Видимыми признаками выступает автономность и независимость в отношениях.

Далее нами установлены статистические различия в показателях привязанности ребенка к матери (табл. 1) указывающие на то, что в группе нена-

66

Вестник КГУ ^ 2017

Таблица 1

Различия в выраженности показателей детей с надежным и ненадежным типом привязанности

Показатели привязанности Надежно-привязанные (п=20) М (ББ) Ненадежно-привязанные (п=10) М (ББ) р-уровень

Эмоциональная близость с матерью 12,2 (2,4) 9,3 (2,2) р <0,000

Взаимодействие с матерью в социальном контексте 10,3 (1,9) 9,0 (1,0) р <0,005

Восприятие матери, как источника помощи и поддержки 10,7 (1,8) 7,1 (2,3) р <0,000

Принятие матери 6,7 (1,69) 5,0 (1,96) р <0,005

Потребность в присутствии матери 3,75 (0,55) 2,67 (1,05) р <0,001

Эмоциональная чуткость матери к ребенку 10,03 (1,83) 7,87 (1,96) р <0,001

дежно привязанных детей эмоциональный контакт с матерью неустойчив и не имеет под собой близкой и доверительной основы (р<0,000).

Было установлено, что дети с ненадежным типом привязанности сталкиваются с трудностями в социальном контексте (р<0,005): у ребенка присутствует неуверенность в отношении собственной матери, зачастую не обращается с просьбой к ней, рассчитывая при этом на себя и свои силы. Для детей с надежным типом привязанности мать источник помощи и поддержки (р<0,000), в то время, как для детей с ненадежным типом привязанности мать не ассоциируется с надежным источником поддержки, они не испытывают потребности в присутствии матери рядом (р<0,001), в сравнении с детьми надежно привязанными, стремящихся к совместному и гармоничному союзу и время препровождению со своими матерями. Дети с надежным типом привязанности давали более высокую оценку эмоциональной чуткости их собственных матерей, чем ненадежно привязанные (р<0,000).

Далее произведен качественный анализ рисунков («Я и моя мама») детей, с учетом типа привязанности.

В рисунках всех детей независимо от типа привязанности имеют место быть обе фигуры - матери и самого автора (ребенка). Анализируя эмоциональный фон рисунков в целом отмечаем, что у детей с ненадежным типом привязанности они не имеют такой насыщенности, в большинстве своем использовано не более трех цветов. Дети надежно-привязанные, выбирали широкую цветовую гамму ее оттенков. В рисунках тех и других наличие штриховки, однако разной интенсивности, что может указывать на неоднозначность эмоционального комфорта в отношениях мать-ребенок.

Следует отметить то условие, что дети у которых привязанность определена как ненадежная для раскрашивания в процессе проводимого исследования выражали просьбу дать им фломастеры, чтобы интенсивнее и ярче были штрихи при закрашивании, порой достаточно сильно выходя за пределы раскрашиваемых фигур людей. Предполагаемая нами вероятность: с целью снятия напряжения за счет более сильного нажима, который улавливается в нескольких рисунках. Комментарии детей

в данной ситуации: «Так быстрее закрашу и все». В данных рисунках, мало уловима общность сюжета, чаще они стремились нарисовать и побыстрее закончить, возможно поэтому большая часть пространства в их рисунках осталась белым листом бумаги, не имеющим детального сюжета. Данный факт может указывать на некое отсутствие интереса к предлагаемой теме. У детей с надежным типом возникла необходимость в большем количестве времени для своего рисунка: они стремились выделить основной фон, украсить его, прорисовав при этом определенные детали общности сюжета: совместную деятельность с матерью, добавить цветы, общий дом, беседку, машину и т.д. В процессе рисования они поделились, чем они любят заниматься со своей мамой, («мы любим вместе ездить отдыхать», «любим заниматься йогой», «мы любим вместе украшать наш дом», «любим вместе гулять» и т.д.).

В большинстве рисунков детей независимо от типа привязанности не выявлено доминирующей фигуры матери или ребенка, все пропорции достаточно выдержаны, в характере каждого из рисунков. Отдельное внимание стоит уделить рисункам детей, с тревожным типом привязанности, где не нарисован у автора рот, но прорисованный при этом у мамы, что возможно указывает на ограничение в вербальном контакте. Так, мать чаще сама решает и говорит за ребенка.

Итогом всего выше сказанного является то, что рисунки детей послужили дополнением в описании особенностей привязанности между матерью и детьми с учетом типа привязанности последних.

Впоследствии были рассмотрены данные об особенностях привязанности матери к ребенку с учетом типа привязанности последних (табл. 2). В результате специального опросника мы получили оценку матерями особенностей привязанности к детям, степени эмоциональной близости и принятия, а также уровень участия в жизни своих детей. Было показано, что матери детей с надежной привязанностью проявляют чувствительность к потребностям своего ребенка (р<0,004), принимают его таким какой он есть (р<0,003), способны оперативно реагировать на возникающие трудности (р<0,03), выступают надежным источником

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

67

Таблица 3

Таблица 2

Различия в выраженности показателей матерей с учетом типа привязанности детей

Показатели привязанности Матери надежно привязанных детей (п=20) Матери ненадежно привязанных детей (п=10) М (ББ) р-уровень

Чувствительность-нечувствительность 25,8 (2,19) 22,2 (3,16) р <0,004

Принятие-отвержение 23,25 (2,4) 20,2 (2,0) р <0,003

Оперативность-вмешательство 25 (1,72) 23,5 (1,43) р <0,03

Поддержка-игнорирование 27,7 (1,95) 24,7 (2,0) р <0,002

Корреляционные связи показателей привязанности детей с показателями привязанности матери к ребенку

Показатели привязанности матери к ребёнку Дети с надежным типом привязанности Дети с ненадежным типом привязанности

Взаимодействие с матерью в соц. контексте Эмоциональная близость с матерью Восприятие матери, как источник поддержки Совместная деятельность

Принятие-отвержение Я=0,31 при р<0,06 Я=-0,68 при р<0,03

Оперативность-вмешательство Я=0,29 при р<0,07 Я=-0,38 при р<0,01

Поддержка-игнорирование Я=0,31 при р<0,05

помощи и поддержки своего ребенка (р<0,002), в отличие от матерей детей с ненадежным типом, которым свойственно игнорирование потребностей ребенка, они чаще испытывают негативные эмоции в отношении собственных детей.

Таким образом, установки матерей детей с безопасным типом привязанности отличны от матерей детей с небезопасным типом.

Нами обнаружены корреляционные связи показателей сфер проявления привязанности ребенка с показателями привязанности матери. Полученные данные позволили установить, что в группе детей с надежной привязанностью: показатели поддержка-игнорирование и оперативность-вмешательство матери положительно коррелирует с взаимодействием ребенка с ней в социальном контексте (Я=0,31 при р<0,05; Я=0,29 при р<0,07), что указывает на то, что увереннее и самостоятельнее ребенок себя будет чувствовать в малознакомой для него обстановке, в случае надежной поддержки со стороны матери и тем самым быстрее освоится в ней (табл. 3).

Оперативность-вмешательство отрицательно коррелирует с эмоциональной близостью к матери (Я=-0,38 при р<0,01). Обнаруженная связь указывает на то, что усиленный контроль в деятельности ребенка с позиции матери, влечет за собой ослабленное желание ребенка быть эмоционально ближе со своей матерью и выражается в отсутствии стремления поделиться с ней новыми впечатлениями. Принятие-отвержение матери собственного ребенка положительно коррелирует с восприятием матери как источника помощи и поддержки в глазах ребенка (Я=0,31 при р<0,06). В данном случае факт того, что высокий уровень принятия и уверенности матери в собственном ребенке, вера в его успех в будущем, в свою очередь обеспечива-

ет больший процент доверительных отношений со стороны ребенка к матери

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В группе детей с ненадежной привязанностью выявилась только одна связь принятие-отвержение матери отрицательно коррелирует с совместной деятельностью ребенка (Я=-0,68 при р<0,03). Преобладание отвергающего поведения матери в отношении своего ребенка, в определенных моментах проецируемая отрицательными эмоциями на ребенка, выражается в идентичной реакции и проблемах со стороны самого ребенка, в частности отсутствии получения им удовольствия при взаимодействии с собственной матерью.

Выводы

1. В выборке обследованных дошкольников большинство с безопасным типом привязанности к матери, более трети детей имели небезопасный. Безопасно привязанные дети эмоционально близки к матери и воспринимают мать как источник поддержки и помощи, мать эмоционально чутка к ребенку.

2. Тип привязанности матери к ребенку соотносятся с типом привязанности ребенка. Матери детей с безопасным типом привязанности проявляют чувствительность к потребностям своего ребенка и стремятся сформировать социально желательные и приемлемые формы поведения. Выступают для своих детей надежным источником помощи и поддержки.

3. Личное принятие матерью собственного ребенка, четкость и последовательность в своих воспитательных взглядах; обеспечивает восприятие матери «в глазах» ребенка мощным источником помощи и поддержки. В группе детей с ненадежной привязанностью доминирование отвергающего поведения матери в отношении своего ребенка,

68

Вестник КГУ 2017

выражается в отрицательной реакции и проблемах во взаимодействии «мать-ребенок».

Из практических соображений, представленные результаты могут быть использованы в консультировании с семьей для решения межличностных проблем, позволяющих определенным образом скорректировать детско-родительские отношения.

Библиографический список

1. Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и Доме ребенка. - М.: Смысл, 2003. - 152 с.

2. Боулби Дж. Привязанность. - М.: Гардарики, 2003. - 480 с.

3. Верещагина Н.В., Николаева Е.И. Тест-опросник, оценивающий отношение матери к ребенку первых двух лет жизни // Вопросы психологии. - 2009. - № 4. - С. 151-159.

4. Задорова Ю.А. Влияние привязанности близких взрослых на привязанность ребенка // Психологические новообразования личности в эпоху социальных трансформаций / отв. ред. Н.П. Фети-скин. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2015. -С. 126-129.

5. Задорова Ю.А. Влияние привязанности близких взрослых на привязанность ребенка к матери // Актуальные вопросы медицинской науки: сборник тезисов научных трудов студентов и молодых ученых Всерос. науч.-практ. конф. с междунар.

участием - Ярославль: Издат. дом ЯГТУ, 2015. -С. 178-179.

6. Куницына В.Н., Казанцева Т.В. Воспроизведение типов привязанности в отношениях с близкими людьми // Вестник СПбГУ Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. - 2009. -№ 1-2. - С. 3-8.

7. Куфтяк Е.В. Семейно-поколенческое исследование: теория и практика // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. -Т. 20. - № 1. - С. 64-68.

8. Куфтяк Е.В. Привязанность ребенка к матери и отношения привязанности близких взрослых // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2015. - № 1 (86). - С. 78-83.

9. Куфтяк Е.В., Сизова М.А. Развитие семейного совладания и функциональности семьи. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. - 120 с.

10. Монтезериния А.Ф. Влияние поведения матери на привязанность ребенка // Сборник конференций Ниц Социосфера. - 2014. - № 3. - С. 16-19.

11. Пупырева Е.В. Эмоциональная привязанность к матери как фактор становления автономии личности в младшем школьном возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2007.

12. Ainsworth M. D. Patterns of attachment: A psychological study of the strange situation / Ainsworth M. D., Blehar M. C., Waters E., Wall S.; Hillsdale. - NJ.: Lawrence Erlbaum, 1978. - 391 p.

Педагогика. Психология. Социокинетика J 14 4

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.