УДК 159.922.7 ; 37.018.1
Задорова Юлия Александровна
Костромской государственный университет [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИВЯЗАННОСТИ МАТЕРИ И РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье представлены результаты изучения взаимосвязи качества привязанности матери и отношений привязанности ребенка к матери. В исследовании приняли участие 30 диад «ребенок - мама». Оценка привязанности ребенка к матери проводилась с использованием методики «Опросник оценки типов привязанности к матери» (Е.В. Пупы-рева, Г.В. Бурменская, 2007). Использован проективный рисуночный метод «Я и моя мама», критерии оценки, которого самостоятельно выделены автором. Для оценки отношения матери к ребенку использован тест-опросник эмоциональной связи матери и ребенка (Н.В. Верещагина, Е.И. Николаева, 2009). В результатах исследования больше половины составили дошкольники с безопасной привязанностью к матери, треть детей имели небезопасный тип. Показано, что в установках матерей детей с безопасным типом привязанности в отношениях доминирует чувствительность к потребностям своего ребенка, желание сформировать социально-приемлемые формы поведения. Мать во взаимоотношениях выступает надежным источником помощи и поддержки для своего ребенка.
Ключевые слова: привязанность, типология, трансляция в диаде «мать-ребенок», дошкольники, взаимодействие.
Введение
В современном мире стремительно растет интерес к проблеме привязанности в целом, так и ее влиянии на развитие личности человека [1; 2; 4; 6; 8]. Теория привязанности имеет под собой глубоко разработанную основу анализа детско-материнских отношений (Дж. Бо-улби, М. Эйнсвор, 1991). В основе теории привязанности лежит понятие «объекта привязанности», это индивид, к которому возникает привязанность, таким человеком зачастую выступает мать [2]. Стоит отметить, что кровное родство не было так значимо: в отсутствии биологической матери её может заменить другой человек, который становится объектом привязанности для ребёнка. В связи с чем выделяются первичные и вторичные объекты привязанности. Первичная привязанность, возникающая в младенчестве, зачастую к матери (или заменяющему её лицу). В случае, когда первичный объект привязанности удовлетворяет потребности ребёнка в безопасности и защите, он без особых трудностей устанавливает вторичные привязанности с последующими в его жизни людьми (друзья, педагоги и т. д.). В обратном случае, когда мать не выступила объектом, удовлетворяющим выше перечисленные потребности ребенка, он попадает в ситуацию субъекта, который не может устанавливать отношения с вторичными объектами, до тех пор, пока эти базовые потребности не будут удовлетворены.
В исследованиях М. Эйнсворт, показано, что главным, а порой и единственным объектом привязанности выступает для ребенка мать, и впоследствии существует четко структурированный и определенным образом организованный ряд второстепенных объектов (отец, сиблинги и т. д.) [6; 12]. Эмоционально глубоко насыщенные отношения ребенка с близким взрослым позволяют говорить об определенных типах привязанности: надежная (безопасная), избегающая, тревожно-амбивалентная, дезорганизованная привязанность.
Исследователи рассматривают влияние привязанности ребенка к матери на эффективность социализации (М.А. Василенко, 2011), привязанность младенца к матери и образ себя (Н.Н. Авдеева, Н.А. Хаймовская, 2003) [1], изучается качество взаимоотношений матери и ребенка (С.Ю. Мещерякова, 1999), объекты привязанности у детей разных возрастных групп (Н.В. Сабельникова, 2006; Е.В. Пупырева, 2007) [11], влияние типа привязанности в диаде «мать-ребенок» на уровень психического развития детей младшего дошкольного возраста (М.А. Василенко, 2009). Также рассматривается взаимосвязь поведения матери и привязанности ребенка (А.Ф. Монтезириния, 2014) [10], влияние матери на адаптацию ребенка к дошкольному учреждению (Н.Н. Авдеева, 2013), привязанность ребенка к матери и отношения привязанности близких взрослых, а также трансляция привязанности в поколениях семьи (Е.В. Куфтяк, 2014, 2015) [7; 8; 9].
Цель данного исследования: изучение взаимосвязи привязанности матери с отношениями привязанности ребенка к матери.
Материалы и методы
В исследовании приняли участие 30 диад «ребенок - мама». Дети старшего дошкольного возраста (средний возраст 6,5 лет), посещающие дошкольные образовательные учреждения г. Костромы. Средний возраст матерей - 31,2 года, имеющие высшее и средне-специальное образование. Все семьи полные.
В исследовании были использованы следующие методики. Оценка привязанности ребенка к матери проводилась с использованием «Опросника оценки типов привязанности к матери» (Е.В. Пупырева, Г.В. Бурменская, 2007). В данном случае определялся тип привязанности, а также оценивались 7 показателей, демонстрирующие значимые сферы проявления привязанности в старшем дошкольном
© Задорова Ю.А., 2017
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
65
возрасте: эмоциональная близость с матерью; взаимодействие с матерью в социальном контексте; восприятие матери как источника помощи и поддержки; принятие матерью и т.д. [10].
Проективный метод исследования для детей, рисунок «Я и моя мама» [5]. Параметры, содержащие качественную оценку, обозначены и самостоятельно дополнены. Аспекты рисунка:
1. Формальный: (размер, расположение рисунка, наличие и интенсивность штриховки).
2. Структурный: (структурное изображение фигур, наличие дополнительных деталей).
Симптоматика рисунка«Я и моя мама»
1. Эмоционально благоприятный фон:
- с желанием включается в рисование на заданную тему - достаточно благополучный микроклимат во взаимоотношениях;
- эмоционально-позитивный фон настроения в общем рисунке (преобладание цветовой гаммы: выбор «теплых» и не «кричащих» тонов);
- наличие всех предполагаемых участников (самого автора и его мамы);
- взаимодействие и присутствие взаимо-объ-единяющих атрибутов диады «мать-ребенок»;
- исключение изолированности объектов относительно друг друга;
- незначительное наличие или отсутствие штриховки, как показатель принятия и исключение враждебности в отношениях;
- расположение «мать-ребенок» относительно друг друга (небольшое расстояние или рядом взявшись за руки);
2. Эмоциональный дискомфорт:
- нежелание приступать к рисованию в целом или отказ в изображении кого-то из предполагаемых лиц в рисунке (себя или маму). Неприятные ассоциации;
- доминирование мрачных и темных тонов;
- степень выраженности штриховки, сильный нажим, частота стирания, множественные линии;
- преобладание ненужных и не относящихся к теме рисунка вещей.
3. Конфликтность между ребенком и матерью:
- изолированность фигур друг от друга (предметы, линии, барьеры), ребенок и мама, стоящие спиной друг к другу;
- отсутствие отдельных частей тела у мамы или самого ребенка;
- неадекватная величина фигур «ребенок-мама»;
- несоответствие вербального описания и рисунка;
- отсутствие на рисунке кого-то из диады.
4. Чувство неполноценности ребенка во взаимоотношениях с матерью:
- непропорционально маленькая фигура автора рисунка или изображение его со спины;
- расположение фигур в нижней части листа;
- изоляция ребенка от матери или его отсутствие.
5. Враждебность в отношениях «мать-ребенок»:
- одна фигура на листе;
- ребенок и мать нарисованы на разных сторонах листа;
- агрессивная позиция фигуры: поднятые, раскинутые руки, кулаки, подчеркнутые длинные пальцы;
- деформированная или зачёркнутая фигура самого ребенка или матери.
Дополнительные вопросы по рисунку:
Кто нарисован здесь?
Какое настроение у тебя, а у мамы, чем вы заняты?
Ваше любимое занятие, когда вы вместе?
Ты любишь свою маму? А мама тебя?
Для оценки отношения матери к ребенку использовали тест-опросник, оценивающий особенности эмоциональной связи матери и ребенка (Н.В. Верещагина, Е.И. Николаева, 2009). Опросник включает четыре шкалы: чувствительность/ нечувствительность к потребностям младенца (способность матери увидеть и прочувствовать ситуацию «глазами» ребенка); принятие/отвержение (показатель принятия ребенка родителем, совпадение ожиданий с реальным образом представлений о ребенке); неоперативность/вмешательство (мера предоставления ребенку самостоятельности и права выбора в самореализации желаний); поддержка/игнорирование (демонстрирует степень эмоциональной поддержки матери, в ситуациях, когда ребенок сталкивается с определенного рода трудностями) [3].
Для статистической обработки данных применялась программа 81аИ8Йса 6.0.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты, полученные нами в ходе исследования, говорят о том, что большая часть обследованных дошкольников - дети с безопасным типом привязанности (67%). Для данной категории детей свойственна эмоционально тесная связь с матерью, она выступает для них устойчивым источником помощи. Более трети детей (33%) с небезопасным типом привязанности: тревожно-амбивалентный или избегающий. Дошкольники с тревожно-амбивалентным типом в отношениях с матерью зачастую тревожны в собственном восприятии образа матери. В деятельности такие дети малоактивны и не проявляют инициативы, рассчитывая при этом на внешнюю помощь. Для детей с избегающим типом в отношении к матери доминирует эмоциональная холодность, выражающаяся в избегании установления тесного контакта с ней. Видимыми признаками выступает автономность и независимость в отношениях.
Далее нами установлены статистические различия в показателях привязанности ребенка к матери (табл. 1) указывающие на то, что в группе нена-
66
Вестник КГУ ^ 2017
Таблица 1
Различия в выраженности показателей детей с надежным и ненадежным типом привязанности
Показатели привязанности Надежно-привязанные (п=20) М (ББ) Ненадежно-привязанные (п=10) М (ББ) р-уровень
Эмоциональная близость с матерью 12,2 (2,4) 9,3 (2,2) р <0,000
Взаимодействие с матерью в социальном контексте 10,3 (1,9) 9,0 (1,0) р <0,005
Восприятие матери, как источника помощи и поддержки 10,7 (1,8) 7,1 (2,3) р <0,000
Принятие матери 6,7 (1,69) 5,0 (1,96) р <0,005
Потребность в присутствии матери 3,75 (0,55) 2,67 (1,05) р <0,001
Эмоциональная чуткость матери к ребенку 10,03 (1,83) 7,87 (1,96) р <0,001
дежно привязанных детей эмоциональный контакт с матерью неустойчив и не имеет под собой близкой и доверительной основы (р<0,000).
Было установлено, что дети с ненадежным типом привязанности сталкиваются с трудностями в социальном контексте (р<0,005): у ребенка присутствует неуверенность в отношении собственной матери, зачастую не обращается с просьбой к ней, рассчитывая при этом на себя и свои силы. Для детей с надежным типом привязанности мать источник помощи и поддержки (р<0,000), в то время, как для детей с ненадежным типом привязанности мать не ассоциируется с надежным источником поддержки, они не испытывают потребности в присутствии матери рядом (р<0,001), в сравнении с детьми надежно привязанными, стремящихся к совместному и гармоничному союзу и время препровождению со своими матерями. Дети с надежным типом привязанности давали более высокую оценку эмоциональной чуткости их собственных матерей, чем ненадежно привязанные (р<0,000).
Далее произведен качественный анализ рисунков («Я и моя мама») детей, с учетом типа привязанности.
В рисунках всех детей независимо от типа привязанности имеют место быть обе фигуры - матери и самого автора (ребенка). Анализируя эмоциональный фон рисунков в целом отмечаем, что у детей с ненадежным типом привязанности они не имеют такой насыщенности, в большинстве своем использовано не более трех цветов. Дети надежно-привязанные, выбирали широкую цветовую гамму ее оттенков. В рисунках тех и других наличие штриховки, однако разной интенсивности, что может указывать на неоднозначность эмоционального комфорта в отношениях мать-ребенок.
Следует отметить то условие, что дети у которых привязанность определена как ненадежная для раскрашивания в процессе проводимого исследования выражали просьбу дать им фломастеры, чтобы интенсивнее и ярче были штрихи при закрашивании, порой достаточно сильно выходя за пределы раскрашиваемых фигур людей. Предполагаемая нами вероятность: с целью снятия напряжения за счет более сильного нажима, который улавливается в нескольких рисунках. Комментарии детей
в данной ситуации: «Так быстрее закрашу и все». В данных рисунках, мало уловима общность сюжета, чаще они стремились нарисовать и побыстрее закончить, возможно поэтому большая часть пространства в их рисунках осталась белым листом бумаги, не имеющим детального сюжета. Данный факт может указывать на некое отсутствие интереса к предлагаемой теме. У детей с надежным типом возникла необходимость в большем количестве времени для своего рисунка: они стремились выделить основной фон, украсить его, прорисовав при этом определенные детали общности сюжета: совместную деятельность с матерью, добавить цветы, общий дом, беседку, машину и т.д. В процессе рисования они поделились, чем они любят заниматься со своей мамой, («мы любим вместе ездить отдыхать», «любим заниматься йогой», «мы любим вместе украшать наш дом», «любим вместе гулять» и т.д.).
В большинстве рисунков детей независимо от типа привязанности не выявлено доминирующей фигуры матери или ребенка, все пропорции достаточно выдержаны, в характере каждого из рисунков. Отдельное внимание стоит уделить рисункам детей, с тревожным типом привязанности, где не нарисован у автора рот, но прорисованный при этом у мамы, что возможно указывает на ограничение в вербальном контакте. Так, мать чаще сама решает и говорит за ребенка.
Итогом всего выше сказанного является то, что рисунки детей послужили дополнением в описании особенностей привязанности между матерью и детьми с учетом типа привязанности последних.
Впоследствии были рассмотрены данные об особенностях привязанности матери к ребенку с учетом типа привязанности последних (табл. 2). В результате специального опросника мы получили оценку матерями особенностей привязанности к детям, степени эмоциональной близости и принятия, а также уровень участия в жизни своих детей. Было показано, что матери детей с надежной привязанностью проявляют чувствительность к потребностям своего ребенка (р<0,004), принимают его таким какой он есть (р<0,003), способны оперативно реагировать на возникающие трудности (р<0,03), выступают надежным источником
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
67
Таблица 3
Таблица 2
Различия в выраженности показателей матерей с учетом типа привязанности детей
Показатели привязанности Матери надежно привязанных детей (п=20) Матери ненадежно привязанных детей (п=10) М (ББ) р-уровень
Чувствительность-нечувствительность 25,8 (2,19) 22,2 (3,16) р <0,004
Принятие-отвержение 23,25 (2,4) 20,2 (2,0) р <0,003
Оперативность-вмешательство 25 (1,72) 23,5 (1,43) р <0,03
Поддержка-игнорирование 27,7 (1,95) 24,7 (2,0) р <0,002
Корреляционные связи показателей привязанности детей с показателями привязанности матери к ребенку
Показатели привязанности матери к ребёнку Дети с надежным типом привязанности Дети с ненадежным типом привязанности
Взаимодействие с матерью в соц. контексте Эмоциональная близость с матерью Восприятие матери, как источник поддержки Совместная деятельность
Принятие-отвержение Я=0,31 при р<0,06 Я=-0,68 при р<0,03
Оперативность-вмешательство Я=0,29 при р<0,07 Я=-0,38 при р<0,01
Поддержка-игнорирование Я=0,31 при р<0,05
помощи и поддержки своего ребенка (р<0,002), в отличие от матерей детей с ненадежным типом, которым свойственно игнорирование потребностей ребенка, они чаще испытывают негативные эмоции в отношении собственных детей.
Таким образом, установки матерей детей с безопасным типом привязанности отличны от матерей детей с небезопасным типом.
Нами обнаружены корреляционные связи показателей сфер проявления привязанности ребенка с показателями привязанности матери. Полученные данные позволили установить, что в группе детей с надежной привязанностью: показатели поддержка-игнорирование и оперативность-вмешательство матери положительно коррелирует с взаимодействием ребенка с ней в социальном контексте (Я=0,31 при р<0,05; Я=0,29 при р<0,07), что указывает на то, что увереннее и самостоятельнее ребенок себя будет чувствовать в малознакомой для него обстановке, в случае надежной поддержки со стороны матери и тем самым быстрее освоится в ней (табл. 3).
Оперативность-вмешательство отрицательно коррелирует с эмоциональной близостью к матери (Я=-0,38 при р<0,01). Обнаруженная связь указывает на то, что усиленный контроль в деятельности ребенка с позиции матери, влечет за собой ослабленное желание ребенка быть эмоционально ближе со своей матерью и выражается в отсутствии стремления поделиться с ней новыми впечатлениями. Принятие-отвержение матери собственного ребенка положительно коррелирует с восприятием матери как источника помощи и поддержки в глазах ребенка (Я=0,31 при р<0,06). В данном случае факт того, что высокий уровень принятия и уверенности матери в собственном ребенке, вера в его успех в будущем, в свою очередь обеспечива-
ет больший процент доверительных отношений со стороны ребенка к матери
В группе детей с ненадежной привязанностью выявилась только одна связь принятие-отвержение матери отрицательно коррелирует с совместной деятельностью ребенка (Я=-0,68 при р<0,03). Преобладание отвергающего поведения матери в отношении своего ребенка, в определенных моментах проецируемая отрицательными эмоциями на ребенка, выражается в идентичной реакции и проблемах со стороны самого ребенка, в частности отсутствии получения им удовольствия при взаимодействии с собственной матерью.
Выводы
1. В выборке обследованных дошкольников большинство с безопасным типом привязанности к матери, более трети детей имели небезопасный. Безопасно привязанные дети эмоционально близки к матери и воспринимают мать как источник поддержки и помощи, мать эмоционально чутка к ребенку.
2. Тип привязанности матери к ребенку соотносятся с типом привязанности ребенка. Матери детей с безопасным типом привязанности проявляют чувствительность к потребностям своего ребенка и стремятся сформировать социально желательные и приемлемые формы поведения. Выступают для своих детей надежным источником помощи и поддержки.
3. Личное принятие матерью собственного ребенка, четкость и последовательность в своих воспитательных взглядах; обеспечивает восприятие матери «в глазах» ребенка мощным источником помощи и поддержки. В группе детей с ненадежной привязанностью доминирование отвергающего поведения матери в отношении своего ребенка,
68
Вестник КГУ 2017
выражается в отрицательной реакции и проблемах во взаимодействии «мать-ребенок».
Из практических соображений, представленные результаты могут быть использованы в консультировании с семьей для решения межличностных проблем, позволяющих определенным образом скорректировать детско-родительские отношения.
Библиографический список
1. Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и Доме ребенка. - М.: Смысл, 2003. - 152 с.
2. Боулби Дж. Привязанность. - М.: Гардарики, 2003. - 480 с.
3. Верещагина Н.В., Николаева Е.И. Тест-опросник, оценивающий отношение матери к ребенку первых двух лет жизни // Вопросы психологии. - 2009. - № 4. - С. 151-159.
4. Задорова Ю.А. Влияние привязанности близких взрослых на привязанность ребенка // Психологические новообразования личности в эпоху социальных трансформаций / отв. ред. Н.П. Фети-скин. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2015. -С. 126-129.
5. Задорова Ю.А. Влияние привязанности близких взрослых на привязанность ребенка к матери // Актуальные вопросы медицинской науки: сборник тезисов научных трудов студентов и молодых ученых Всерос. науч.-практ. конф. с междунар.
участием - Ярославль: Издат. дом ЯГТУ, 2015. -С. 178-179.
6. Куницына В.Н., Казанцева Т.В. Воспроизведение типов привязанности в отношениях с близкими людьми // Вестник СПбГУ Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. - 2009. -№ 1-2. - С. 3-8.
7. Куфтяк Е.В. Семейно-поколенческое исследование: теория и практика // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. -Т. 20. - № 1. - С. 64-68.
8. Куфтяк Е.В. Привязанность ребенка к матери и отношения привязанности близких взрослых // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2015. - № 1 (86). - С. 78-83.
9. Куфтяк Е.В., Сизова М.А. Развитие семейного совладания и функциональности семьи. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. - 120 с.
10. Монтезериния А.Ф. Влияние поведения матери на привязанность ребенка // Сборник конференций Ниц Социосфера. - 2014. - № 3. - С. 16-19.
11. Пупырева Е.В. Эмоциональная привязанность к матери как фактор становления автономии личности в младшем школьном возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2007.
12. Ainsworth M. D. Patterns of attachment: A psychological study of the strange situation / Ainsworth M. D., Blehar M. C., Waters E., Wall S.; Hillsdale. - NJ.: Lawrence Erlbaum, 1978. - 391 p.
Педагогика. Психология. Социокинетика J 14 4
69