Научная статья на тему 'Проявления гендерной сегрегации в сфере высшего профессионального образования'

Проявления гендерной сегрегации в сфере высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СЕГРЕГАЦИЯ / СФЕРА / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черникова Л. И., Белохвостова Н. В.

В статье рассматриваются современные тенденции, происходящие в женских видах экономической деятельности. Подробно представлен гендерный анализ структуры и качественного состава преподавателей государственных вузов, их связь с возрастными границами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проявления гендерной сегрегации в сфере высшего профессионального образования»

12 (102) - 2012

Рынок образовательных услуг

УДК 33.331

ПРОЯВЛЕНИЯ ГЕНДЕРНОЙ СЕГРЕГАЦИИ

В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л. И. ЧЕРНИКОВА,

кандидат экономических наук, заведующая кафедрой финансов E-mail: tariff2004@mail. ru

Н. В. БЕЛОХВОСТОВА,

старший преподаватель кафедры экономики и финансов E-mail:BNV-2000@yandex. ru Российский государственный университет

туризма и сервиса

В статье рассматриваются современные тенденции, происходящие в женских видах экономической деятельности. Подробно представлен гендерный анализ структуры и качественного состава преподавателей государственных вузов, их связь с возрастными границами.

Ключевые слова: вид экономической деятельности, сегрегация, сфера, высшее профессиональное образование.

Проведенные исследования ученых в различных областях знаний - экономистов, демографов, политологов, позволяют сделать вывод, что существует ярко выраженная сегрегация видов экономической деятельности.

В ходе исследований отраслевой сегрегации, проведенных С. Ю. Рощиной и Н. В. Зубаревич, охвативших период с 1985 по 2004 г., были выделены те виды экономической деятельности (ВЭД), где доля женщин на протяжении исследуемого периода была меньше 33 %. Такие ВЭД отнесли к мужским, а те, где доля женщин больше 66 % - к женским. Оставшиеся виды деятельности были выделены в

третью категорию - промежуточные. В результате к мужским ВЭД были отнесены лесное хозяйство (здесь женщины составляли лишь 1/5 часть), строительство (доля женщин на протяжении рассматриваемых 9 лет не превысила 25 %), транспорт (доля мужчин держалась на уровне около 75 %) и остальные ВЭД, объединенные в отдельную категорию -другие виды экономической деятельности.

Наивысшая концентрация женщин за исследуемый период наблюдалась в таких ВЭД, как здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (доля мужчин ни разу за 9 лет не превысила 20 %), образование (в этом виде деятельности женщины составляют около 4/5), культура и искусство (наиболее из всех остальных женских видов деятельности приближавшаяся к промежуточным, так как доля женщин здесь варьировалась от 67,5 до 72,5 %), финансы, кредит, страхование (с 1994 по 2002 г. доля женщин в этом виде экономической деятельности снизилась с 74,5 до 69,3 %). Промышленность, оптовая и розничная торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания

Рынок образовательных услуг

12 (102) - 2012

Таблица 1

Динамика изменения доли занятых женщин в видах экономической деятельности

в 2008-2009 гг., %

Вид экономической деятельности 2008 2009 Отклонение 2009 г. от 2008 г., %

Занято всего, тыс. чел. 34 734 34 086 98,1

В том числе:

- образование 80,4 81,2 +8

- здравоохранение и предоставление социальных услуг 79,9 79,7 -0,2

- гостиницы и рестораны 78,6 77,6 -1,3

- предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 69,8 68,4 -1,4

- финансовая деятельность 68,5 64,9 -3,6

населения, а также наука и научное обслуживание с 1994 по 2002 г. постоянно находились в категории промежуточных видов деятельности.

Характеристики женских видов экономической деятельности с 2008 по 2009 г. представлены в табл. 1.

Таким образом, к женским видам экономической деятельности в 2009 г. следует отнести прежде всего образование (81,2 % работающих в этой сфере женщины), здравоохранение и предоставление социальных услуг - 79,7 %, гостиницы и рестораны -77,6 %, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - 68,4 %, «Финансовая деятельность» - 64,9 %. Причем в сравнении с 2008 г. только в сфере образования стало еще больше женщин (на 8 %), в остальных сферах она незначительно снизилась (от 0,2 % - в здравоохранении, до 3,6 % - в финансовой деятельности).

Данные официальной статистики позволяют провести анализ гендерной занятости также применительно к неформальному сектору, учитывая при этом занятость на основной и дополнительной работе. Под неформальным сектором обычно понимается совокупность мелких хозяйственных единиц, а также экономическая деятельность, осуществляемая на базе домохозяйств или индивидуально.

Анализ женских видов экономической деятельности в неформальном секторе показал противоположную зависимость. Только в сфере образования в неформальном секторе в женских отраслях доля женщин выше, чем в формальном (табл. 2).

Таким образом, к женским видам экономической деятельности в неформальном секторе в 2009 г. можно отнести только три: образование - 82,7 %, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - 73,2 %, гостиницы и рестораны -69,4 %. Остальные виды экономической деятельности в этот перечень не входят. Они перешли в сферу

Таблица 2

Динамика изменения доли женщин в неформальном секторе в женских видах экономической деятельности в 2009г., %

Вид экономической деятельности Основная работа Дополнительная работа

Занято всего, тыс. чел. 5 048 661

В том числе:

- образование 82,7 82,8

- предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 73,2 49,6

- гостиницы и рестораны 69,4 72,5

- здравоохранение и предоставление социальных услуг 46,2 84,9

с меньшими диспропорциями по занятости между мужчинами и женщинами. Если же рассмотреть группировку по дополнительной работе, то здравоохранение и предоставление социальных услуг вновь попадает в женский сектор (84,9 %). Таким образом, к наиболее женскому виду экономической деятельности можно отнести именно образование.

В настоящее время в сфере образования в государственных вузах России заняты более 340 тыс. чел. Основные характеристики динамики высшего образования представлены на рис. 1 - 8.

Рассмотрим динамику численности штатного преподавательского состава государственных вузов (рис. 1).

Таким образом, за 10 лет численность штатного преподавательского состава возросла на 100 тыс. чел., что составляет 38 % прироста. Проанализируем изменение качественного состава преподавателей государственных вузов (рис. 2, 3).

Анализ представленных данных (см. рис. 2, 3) показывает, что в целом идет увеличение численности по всем категориям преподавательского состава. Однако из динамики структуры видно, что при пос-

12 (102) - 2012

Рынок образовательных услуг

400 350 300 250 200 150 100 50 0

247,5 249,6

255,9 2652

272,7

291,8

304

313,6 32Ц

_334_340,4_341,4

Рис. 1. Динамика численности штатного преподавательского состава государственных вузов в 1997-2008 гг., тыс. чел.

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

500 450 400 350 300 250 200 150 100 50 0

100

80

60

40

20

1997

I I Доктор наук I I Кандидат наук ШШ Доцент ШЛЯ Штатный совместитель

Профессор

1998 1999 2000 2001

2002 2003

2004

1-: I Кандидат наук

Штатный совместитель

I I Доктор наук У///Л Доцент

тоянном росте общего количества преподавателей структура остается практически неизменной:

- менее 10 % - доктора наук;

- около 40 % - кандидаты наук;

- менее 10 % - профессора;

- около 30 % - доценты;

2005 2006 I Профессор

Рис. 2. Динамика численности преподавательского состава государственных вузов по категориям, тыс. чел.

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Рис. 3. Динамика структуры преподавательского состава государственных вузов по категориям профессорско-преподавательского состава, %

2007 2008

- чуть больше 10 % - штатные совместители.

Следует отметить, что за последние 8 лет наблюдается стабильная тенденция увеличения доли штатных совместителей и сокращения доли доцентов.

Если рассмотреть гендерный состав преподавателей вузов, то в кадровом составе высшей школы

0

Рынок образовательных услуг

12 (102) - 2012

(как и в целом во всей системе образования РФ) преобладают женщины, которые составляют 54 % всех преподавателей. Однако следует отметить, что если в других уровнях образования данный разрыв между мужчинами и женщинами достаточно большой, то в высшем образовании - незначительный (всего 9 %).

Рассмотрим, какие должности наиболее распространены в вузах (рис. 4).

Как видно из рис. 4, наибольшую долю составляют доценты. В последнее время сокращается число преподавателей и ассистентов (данные категории являются самыми низкооплачиваемыми среди анализируемых).

2008

2007

2006

Показателем, характеризующим качественный состав преподавателей вузов, является количество педагогов, имеющих ученые степени (рис. 5). В настоящее время только 63 % преподавателей вузов имеют ученую степень.

Корреляция показателей должности и ген-дерной принадлежности кадрового состава вузов представлена на рис. 6.

По данным рисунка видно, что чем выше должность, тем реже ее занимает женщина. Так, в должности ректора менее 8 % - женщины. Только 30 % проректоров или директоров филиалов женщины. 35 % женщин работают в должностях заведую-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

100

М Ректор □ Проректор, директор филиала ЩШ Декан факультета ИВ& Заведующий кафедрой ЩЩ] Профессор ¡Щ Доцент Старший преподаватель ^Я Преподаватель, ассистент

Рис. 4. Должности кадрового состава вузов в 2006-2008 гг., %

I I Доктор наук [ДДТ] Кандидат наук Без ученой степени

Рис. 5. Структура преподавательского состава вузов

Преподаватель, ассистент Старший преподаватель Доцент Профессор Заведующий кафедрой Декан факультета Проректор, директор филиала Ректор

0 20 40 60

^Я Мужчины | | Женщины

80

Рис. 6. Соотношение мужчин и женщин 100 по должностям

преподавательского состава вузов, %

7х"

49

0

12 (102) - 2012

Рынок образовательных услуг

щих кафедрами, такое же количество - деканами факультетов. Больше всего женщин в должности старшего преподавателя, преподавателя и ассистента. Объясняется это тем, что женщины в своем большинстве предпочитают гибкий график работы, чтобы иметь возможность уделять внимание семье, а руководящие должности в силу их специфики не отвечают этим требованиям.

Возрастная структура кадрового состава вузов, а также ее корреляция с должностью представлена на рис. 7, 8.

Больше половины педагогического состава вузов находится в возрасте от 30 до 59 лет. Доля молодежи составляет всего 15 %, доля пенсионеров - 11 %. Средний возраст ректора вуза - 50-59 лет, такой же средний возраст у профессоров и руководящих работников вуза. Преподаватели и ассистенты вуза - это в основном молодые люди в возрасте до 30 лет.

11 _ ___15

11

22

□ До 30 лет ЕЛЛЦ 30-39 лет Ш 40-49 лет ШШ 50- 59 лет £ТГТ] 60-65 лет Н Старше 65 лет

Рис. 7. Распределение численности педагогического состава вузов по возрасту, %

Преподаватель, ассистент Старший преподаватель Доцент Профессор Заведующий кафедрой Декан факультета Проректор, директор филиала Ректор

Рис. 8. Распределение должностей педагогического состава вузов по возрасту, %

0 20 I I До 30 лет

ШШ 50-59 лет 60-65 лет

Таким образом, можно сделать вывод, что в вузах России незначительно преобладают женщины (54 %), однако большинство руководящих должностей занято мужчинами. Ученые степени в среднем имеют 63 % всего педагогического состава, большинство из них -доценты. Еще один вывод, который можно сделать, основываясь на анализе статистических данных, -уровень профессиональной гендерной сегрегации в России значительно выше, чем отраслевой. Это говорит о том, что прежде всего сегрегированность структур занятости существует на уровне профессий, отдельных должностей и рабочих мест.

Список литературы

1. Белохвостова Н. В. Гендерные факторы реализации человеческого потенциала // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2011. № 4.

2. Образование в России-2008: стат. бюллетень. URL: http://www. ed. gov. ru/files/materials/11971/ obr2008.pdf.

3. Рощин С. Ю., Зубаревич Н. В. Гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин в России в контексте целей развития тысячелетия. URL: http://www. undp. ru/Gender_MDG_rus. pdf.

4. Христофорова И. В., Колгушкина А. В., АлександроваН. С., РаздымахаЮ. Ю. Сущность и структура имиджа высшего образования // Сервис plus. 2011. № 1.

5. Христофорова И. В., Колгушкина А. В., Раздымаха Ю. Ю. Концептуальные основы повышения имиджа высшего образования РФ и механизм его формирования // Сервис plus 2011. № 2.

6. Христофо-

рова И. В., Колгушкина А. В., Макеева Д. Р. Высшее профессиональное образование РФ: основные тенденции и проблемы развития // Сервис в России и за рубежом. 2010. № 3.

7. Якунин В. И., Сулакшин С. С., Баг-дасарян В. Э., Не-тесова М. С. Образование как фактор экономического развития. М., Научный эксперт, 2008.

80

40 - 49 лет

100

Старше 65 лет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.