■
Г.А. Мягков
Анализ кадрового состава АГУ
Одной из главных компонент в формировании стратегии развития вуза является разработка кадровой политики. Определяющим в данном отношении становится создание с тггимальных условий тля -юсттоизводства квалификационного потенциала кядоов ппофессорско-преподавательского •остава ППС.
В ллтаиском госуниверситете была поставлена .адача составить прогностическую оценку перспектив воспроизводства кадрового состава в условиях сложившейся собствекной системы подготовки кадров ППС.
На первом этапе исследовательской работы были сделаны начальные ъарианты анализа кадрового состава по состоянию на 1 апреля 1997 г. и прогностической оценки выбытия кадров ППС.
В настоящей статье даются оезультаты исследовании.
1. Совместительство
На 1 апреля 1997 г. в АГУ работали 576 чел. профессорско-преподавательского состава, из них штатных работников - 473 чел., совместителей -103 (17?9%). Из числа работников всех категорий, находящие-я в штатах, 39 чел. совмещг пи преподавательскую деятельность (внутренние совместители). Из них две трети являются преподавателями "чиверситета и одна треть относится к другим ка-.егориям персонала, гтоеимущественно учебно-вспомогательный пепсонал. Таким обпазом, для совмещения в преподаватзльско" работе привлекаются в большей мере сторонние лица. Отсюда формально следует, что профессионально-квалшЬикационныи уровень штатного персонала ЛГУ у довлегворяется на 82%.
В составе штатных работников 11,4% имеют должности профессоре., 44,6 - доцента, 29,2 -старшего преподавателя, 14,8% - ассистента (рис.1). С целью типологизации структуры кадрового состава ППС должности заведующих кафедр и деканов были отнесены к соответсп вующим должностям на кафедраг, где ведется преподавание (профессор или доцент).
Ассистент -14%
Профессс 12%
Сг. препод -29% Доцент-45%
Рис. 1. Структр^а замещаемых, должностей в АГУ
Совместительство наиболее активно происходит на уровне ассистентов - 39% от общего количества данных должностей занято совмести: злями. Более половины внешних совместителей не имеют ученой степени. В целом обнаруживается тенденция, проявляющаяся з том, что для преподавай»^ со стооонм "отвлекаются в большей мер< менее квалиФии"оованные кадры, чем в АГУ. Наоборот, внутреннее совместительство наиболее распро странено среди кандидатов наук
В кадровой структуре штатных преподавателей состоят 10,1% докторов наук, 47,4 - кандидатов, 42,5% - без ученой степени; в с-руктуре внутренних совместителей, соответственно - 7,7; 51,3; 41,0%; внешних совместителей, соответственно, -5,8; 38,8; 55,3%.
Совместители - сравнительно молодые люди, чаще мужского пола. Их средний возраст "оставляет 38,5 лет, а штатных преподавателей - 41,8.
Приведенные чанные свидетельствую г о том, что преподавательский состав АГУ в аспекте учебного процесса по отношению к внешней среде относительно консервативен - доступ к преподаванию для сторонних лиц более затруднителен на высокие по иерархии должности. В замещении этих должностей предпочтение отдается в первую очередь "своим" сотрудникам. Это объясняется, в частности, и тем, что основным мотивом в совмещении является необходимость повышения личных доходов.
При сопоставлении показателей совместительства по факультетам АГУ обнаружш ается отчетливая их дифференциация на две группы: с низкой долей совмещения от общего количества ставок (менее 15%, замещаемых штатными работниками, - факультеты общего гуманитарн то образования, филологии и журналистики, химический, биологический, юридический'4 и высокой Свыше 25% -экономический, математический, физический, ис-торичес лй).
Внешнее совместите!1 зство наиболее распространено на экономическом (25% от общего числа в АГУ), физическом, историческом и социологическом факультетах, где работает 70% всех внешних совместителей. Наибольшее число внутренние совместителей имеется на матемг чческом (30% от общего числа), экономическом, физическом факультетах - 72%.
Более углубленное изучение вопроса совместительства может привести к интересным выводам. Изначально оно должно вызываться, как выше отмечалось, потреоностями вуза в кадрах по специальностям, которых нет в АГУ. Но в таком слу
Ч
те лс
В(
ч
Анализ кадрового состава а гу
те чем объяснить резкую дифференциации, например, между Физическим и химическим факуль-етами? На первом из общего числа преподавателей 4б% лвляются совместителями, на втором -¿сего 6%. Очевидно, данные факты свидетельст вуют о существовании определенных тенденций.
Априори можно утверждать, что значительную долю среди внешних совместителей составляю-"-кадры, привлечение которых отражает отношения интеграции деятельность АГУ, его факультетов с другими научными и образовательными учпежде-шями, а также личные контакты со стороны руко-одителей
Хорошо это или хтлохо для университете Если
*влекаются катры высокой квалификации то это сказывается на повышении качества подготовки специалистов. Наоборот, при использовании труда относительно низкого профессионального уровня происходит распыление собственного кадрового состава и снижение качества обучения; наблюдаете также некоторое смещение в уровне оплаты сотрудников АГУ, гак как они занимают более оплачиваемые ставки, чем совместители.
Так или иначе совместителг тгво отражает глубинные явления связанные с процессом обучения, отражающие связи АГУ на уровне межличностных отношений, и оказывает опосредованное влияние на качество обучения.
2. Пол, возраст и стаж работы в АГУ
Дальнейший анализ мы проводили по массиву данных штатных работников ГТГТС. В таблице 1 приведены основные показатели, характеризующие кадровый "остав пр подавателей АГУ в котором имеется 42,5% женщин и 57,5 - мужчин. Средний возраст составляет 41,8 лет, в среднем мужчины старше > енщин более чем на 6 лет.
Таблица 1
Основные показатели ППС АГУ
_ Средние Доли в числе ППС
> ЛПС % к возраст, стаж, с учен. докторов
итогу лет лет степ.,% наук, %
1- Всего 41,8 10,5 57,5 17,6
а муж. 42,5 45,5 12 ь8,7 30,4
- жен. 57,5 39,1 9,4 ,_49,3 4,5
20-26 25-29 30-39 40-49 50-54 55-59 60-64 ст.65
Лет
Рис. 2. Половозрастная структура ППС АГЛ
Представляет интерес средневозрастна распределение преподавать, „ьского состава, имеющего ученые степени, по отраслям наук (табл 2).
Таблица I
Средневозрастное распределение ППС по 1раслям наук
Отрасли наук Возраст
АГУ 46,4
Социологические 37
Физико-математические 44,2
Филологические 44.3
Психология 45,3
Технические 45,5
Исторические 46
Экономические 46,4
Биологические 46,6
Фгаософские 46,7
Юридические 48,5
Географические 49,3
Химические 50,5
Педагогические 50,8
Медицинские 54,5
Искусствоведческие 57
сельскохозяйственные 57
Половозрастная структура штатного состава ППС показана на рисунке 2.
Основная часть преподавателей находится в возрастных границах 40-49 лет (34% от всей численности) и 30-39 (23%), т.е. зрелом, наиболее продуктивном возрасте. Доля ППС молодого возраста (20-29 лет) составляет 18%; предпенсионного и пенсионного (50-65 лет) - 22%.
Дифференциация факультетов по возрастному признаку не слишком значительна. Наиболее высокий средний возраст, свыше 44 лет, на географическом, химическом, юрилическом и историческом факультетах (табл. 2); самые молодые преподаватели - на факультетах общего гумани тарного образования и социологическом - в среднем менее 40 лет.
Средний стаж работы в АГУ среди мужчш -12 лет, среди женщин - 9,4 года. Таким образом, мужчины в среднем поступают на работу в АГУ в ^озрасте 32,5 лет. женщина - в 30. Различия в поступлении можно объяснять тем, что мужчины проходят службу в армии и учатся в аспирантуре
удельный вес преподавателей мужского пола, имеющих ученую степень, почти на 20% превышает долю женщин) (табл. 1). На рисунке 3 показано соотношение между средним возрастом и стажем работы в АТУ по факультетам.
Таблица 3
*1оловотеастная структура ППС АТУ по факультетам
Факультет Пол Средние
муж., % жен, % возраст, пет стаж, лет
АГУ 42,5 57,5 41,8 10,5
Исторический 56,3 43,8 45,6 12,8
Экономический 27,7 72,3 40,2 8,0
Юридический 43,9 56,1 44,7 13,4
Математический 63,4 36,6 40,5 12,8
-Физический 96,7 3,3 42,8 10,7
Химический 50 50 44.7 13,9
Биологический 22,2 77,8 43 12,4
Типологии и у урна тстики 25 75 41,7 9,9
Географический 62,5 37,5 44,3 7,2
Социолог!™ экий 26,5 73,5 39,6 5,7
Общего гум. образования 30,1 69,9 38,6 9,8
молодые факультеты, за исключением экономического, который непрерывно расширятся и где текучесть преподавательского состава наиболее высокая.
Дифференциация между факультетами по полу, в отличие от возрастного признака, является очень резкой (рис. 4). Сугубо мужской Факультет - физический (97% мужчин). На геогра рическом и мать матичес ом факультетах доля преподавателе, мужского пола ппевышает 60%. К женским коллективам можно отнести факультеты: экономический, биологический, филолш ии и жтаналистики, социологический, общего гуманитарного образования. Лишь на юридическом факультете половая структура почти полностью совпадает со средней по университету.
ИФ ЭФ ЮФ МФ ФФ ХФ БФ ФФЖ ГФ С«. ФОГО
Рис. 3. Средние возраст и стаж преподавателей по факультетам
Факультеты по признаку стажа можно разделить на три группы:
- со средним по университету уровнем - 9-11 лет (физический, филологии и журналистики, общего гуманитарного образования):
- с более высоким стажем - старше 12 лет (юридический, математический, химический, биологический);
- со стажем менее 8 лет (экономический, географический, социологический).
Во второй группе относительно большую долю составляют преподаватели со стажем работы в АТУ свыше 16 лет - более одной трети (на юридическом и химическо' Факультетах доли преподавателей со стажем, превышающим 20 лет, составляет более четверти). К третьей группе относятся
ИФ ЭФ ЮФ МФ ФФ ХФ БФ ФФЖ ГФ СФ ФОГО
Рис. . Структура факультетов по полу 3. Квалификационный уровень
Квалификационный уровень ППС .радиционно оценивается по долям преподавателей, имеющих ученые степени и звания. В настоящее исследовании мы будем использовать три показателя: доля штатных работников, имеющих: а) ученые степени, б) степени докторов наук, и коэффициент квалификационного состава.
Последний показатель является интегрирующим. Его использование ограничивается только рамками сравнения уровня квалификации между подразделение ш. Он рассчитывается следующим образом. Каждому преподавателю присваивается балл: докторам наук - 3; кандидатам - 2; без ученой степени - 1. Отношение суммы получение баллов к максимально возможной в данном подразделении и составляет коэффициент качественного состава (рис. 5).
В АГУ на исследуемый момент из штатного преподавательского состава имелось 48 докторов наук (10,1%); 224 кандидатя наук (47,4); 201 чел. без ученой степени (42,5%) фис. 5). Половозрастные „груктуры докторов и кандидатов наук показаны на рисунка' 6 и 7. Всего доля преподавателей, имеющих ученую степень, составляет 57,5%. Исключая факультет общего гуманитарного
ДЧАЛИЗ КАДРОВОГО СОСТАВА АГУ
образования, на котором в силу своей специфики тсутствует необходимость иметь ученую степень для всех преподавателей из общего состава, /дельный вес ППС с учеными степенями повышается до
65,4% чгабл. 4).
Таблиц? 4
Квалификационный уровень ППС АГУ по факультетам
без СПЕР, -42%
дзкгора-10%
юирицаты-48%
Рис. 5. Качественный состав ППС \ГУ
Факультет Доля 1ШС с уч. сте1ь, % Поктора «аук К-т качес состава
чел. % к ППС
АГУ 57,5 48 ю,: 1,68
Без общсгум. фак та 65,4 46 11,8 1,77
Исторический 70,8 7 14,о 1,85
Экономический 55,4 3 4,6 1,6
Юр;лический 70,7 3 7,3 1,78
Математический 53,4 4 9,8 1,73
Физический 73,3 7 23,3 1,97
Химический 71,9 4 12,5 1,84
Биологический 70,4 3 11,1 1,81
Филологии и журналистики 62,5 6 12,5 1,75
Географический 62,5 5 20,8 1,83
С оциологическии 61,8 4 11,8 1,74
Общего гум. обра о- вания 20,5 2 2,4 1,22
20-26 25-23 ЗО-ЗЬ 40-49 50-54 55-59 60-64 ст.65
Лет
Рис 6. Половозрастная структура кандидатов наук АГУ
Чел 16 14 12 10 8 6 4 2 0
30-39 40-49 60-54 55-59 60-64 ст.65
Лет
Рис. 7. Половозрастная структур! юкторов наук аГУ
На рисунке 8 проиллюстри^юван качественный уровень ППГ факультетов.
ИФ ЭФ ЮФ гЛФ ФФ ХФ БФ ФФЖ ГФ СФ ФОГО
Рис. 8. Доля ППС, имеющих 'ченую степень (в т.ч. докторов наук)
По доле преподавателей, имеющих ученые степени, факультеты отчетливо разделяются на две группы:
- с долей, превышающей 70% 'исторический, юридический, физический, химический биолми-ческий);
- с долей ниже 65% (экономически" - самая низкая - 55,4%, математический, филологии и журналистики, географический, социологический).
По удельном, весу докторов наук факультеты предпочтительнее разделить на три группы:
- с высокой долей - члше 20% (географический и физический);
- зышь средней по университет) - 10% (исторический, биологический, филологии и журналистики; социологический);
- ниже средней по университету - 10% (экономический - самая низкая доля, исключая ФОГО, ооидический, математический, общего гуманитарного образования).
* интеграция данных показателей в один коэффициент 8 чественного состава (табл. 4) позволяет делать следующую группировку факультетов по
шификационному уровню ППС (исключая из лее факультет общего гуманитарного образования кш нетипичный"):
- очень низкий квалификационный уровень -1,60 (экономический факультет. Малые доли кандидатского и докторского уровня в составе ППС);
- ниже среднего по университету (1,77) - 1,731,77 (математический, социологический, филологии и журналистики. На МФ низкая доля кандидатов наук дополняете* невысокой долей докторов наук);
- выше среднего по университету - 1,78-1,90 (юридический, биологический, географический, исторический факультеты. Высокая доля кандидатов (кроме ГФ - самая низкая в АГУ) и докторов наук (на ЮФ низкая доля докторов наук компенсируется высоким удельным весом кандидатов);
- очень ^ ысокий квалификационный уровень -1,97 (физический факультет. Обеспечивается за счет высокой доли докторов наук - 23,3% от численности ППС).
Различия в качественном составе факультетов объясняются следующим:
- возрастом образования факультета Относительно молодые факультеты, как правило, имеют меньшее число преподавателей с учеными степенями;
- расширением факультета - все новые кафедры также образуются преимущественно из преподавателей без ученых степеней. Например, на экономическом факультете доля преподавателей, имеющих ученые степени, на "старых кафедрах", созданных менее 10 лет назад, составляет 81,5%, а на "молодых" - 36,8;
- текучестью кадров (как упоминалось выше, самая большая - на экономическом факультете).
4. Прогностическая оценка выбытия кадров ППС
Мы будем оценивать выбытие кадров по причине выхода на пенсию. При этом критический возрастной порог для мужчин мы будем определять в пределах 65-70 лет, для женщин - 60-65. Отметим, что реальный возрастной предел будет уточнен, но и в случае его корректировки определенная погрешность будет сохранена. На рисунках 9 и 10 показаны структуры ППС предпенсионного и пенсионного возрастов мужчин и женщин АГУ.
ИФ ЭФ ЮФ МФ ФФ ХФ БФ ФФЖ ГФ СФ ОГФ
Рис. 9. Структура предпенсионного и пенсионного возрастов ППС АГУ (муж)
Оценивая распределение ППС по возрасту в целом по университету, можно обнаружить следующее. Во-первых, в АГУ как молодом вузе большая часть преподавателей находится, как выше отмечалось, в наиболее продуктивном возрасте. Таким образом, в демографическом аспекте в университете имеются серьезнее потенции для его развития. Во-вторых, доли преподавателей предпенсионного (включая пенсионный) и молодого возрастов сравнительно одинаковы, т.е. имеется потенциальная возможность возмещения выбытия кадров за счет собственных ресурсов.
На разных факультетах возрастное распределение имеет свои особенности, что было вызвано вышеназванными причинами (рис. 11-22). Поэтому выбытие и возмещение будут происходить различными темпами.
Чел
и» эф юф м® •• х* б» ффж г* с* огф
Рис. 10. Структура предпенсионного и пенсионного ] зрастор ППС АГУ (жен)
Рис. 11. Распределение пс озрасту ППС ИФ
АНАЯИЗ КАДРОВОГО СОСТАВА АП>
Лет
Рис. 12. Распределение по возрасту ППС ЭФ
Чел 10
■в
(и ¿
<41
муж -жен
<г> л <п
CVI « -Í
1Л о о
СО о
о
Лет
Рис. 16. Распределение по возрасту ППС ХФ
о со
« <п л
СУ п ч»
о о
OJ о -f
о
vD
Лет
Рис. 13. Распределение по возрасту ППС ЮФ
еч
<Г1 « on <r> 4»
<4 « ü-1 1Л
о o in ir» ■Ti s
Лет
Рис. 17. Распределение по возрасту ППС БФ
<41 о <м
<г> <ч
Ol
V)
о ■
о
m
■с ó
vß
Лет
Рис. 14. Распределение по возрасту ППС МФ
А J-. <т> Л со ¿ сг> ¿ pj ¿, t
gw «fll go St g" V S З
1Л №
1Л <0
Лет
Рис. 18. Распределение по возрасту ППС ФФЖ
Чел 14 12 10 8 6 4 2 0
<ч ö Л1
муж
<г>
«VI
<г> о
Ô о
л Ô
ЬГ» ó
со
УЧ
о
Лет
Рис. 15. Распределение по возрасту ППС ФФ
Чел 6 5 4 3 2 1 О
«» <r> л ■«í
СУ сч « Tt ir»
О о о o
<м Ol « -í
us
о
Лет
Рис. 19. Распределение по возрасту ППС ГФ
Лет
Рис. 20. Распоеделение по возпасту ППС СФ
Чел 25 20 15 10
5 О
6 <Х1
МУ»
м
я
8«
8*
1Л» 1Л
23
|Л
Лет
Рис. 21. Распределение по возрасту ППС ФОГО
ой л й л 3
Лет
Рис. 22. Распределение ш возрасту ППС АТУ
Исходя из указанного выше возрастного порога в АГУ в ближайшие 5 лет должны чыйти на пенсию 21 чел. ППС (4,4%) или в среднем за год по 4 чел. (табл. 5).
В следующее пятилетие 2002-2006 гг. выйдет на пенсию 6,3%; в 2007-2011 гг. - 9,3%; в 20122016 гг. - 15%, в 2017-2021 гг. - 20%.
Таким образом, по приведенным расчетам первая большая волна выбытия работников ППС начнется через 15 лет. после которой должна наступить стабилизация. Однако за столь длительный период времени в обществе, во всех отраслях знаний должны неоднократно произойти крупные перемены, которые будут способст звать ускорению ротации кадров и, следовательно, их выбытию.
Воспроизводство кадров - сложный социально-экономический процесс, определенный компонент которого поддается регуляции. Но результаты воз-
действия сказываются через значительные промежутки воемени и имеют неявное выражение. Разработка прогностических оценок, составленных на основе аналитических материалов, дает определенное представление о происходящих явлениях и возможность проведения своевременных корректив в управлении.
Таблиц!'
Предварительна® оценка выбыти" гаттоов ППС в АГУ на блюкайши 15 лет
Фа- В ближай- через 5-10 чере?
куль- Пол шие 5 лет лет 10-15 лет
тет Чел. %к итогу Чел %к итогу Чел. % к итогу
ИФ муж 3 т 2 7,4 3 11,1
жен 0,0 2 9,5 1 4,8
всего 3 6,3 4 8,3 8,3
ЭФ муж. 2 11,1 1 5,6 5 27,8
жен 0,0 5 ю;б 1 2,1
всего 2 3,1 6 9,2 9,2
ЮФ муж 3 16,7 2 11,1 1 5,6
жен 1 4,3 4 17,4 1 4,3
I :его 4 9,8 6 14,6 4,9
МФ муж 0,0 1 3,8 0,0
жен 0,0 1 6.7 1 6,7
»сего 0 0,0 2 4,9 1 2,4
ФФ муж 0,0 0,0 4 13,8
я*«. 0,0 0,0 0,0
всего 0 0,0 0 0,0 4 13,3
ХФ муж 2 12,5 3 18,8 2 12,5
жен 1 6,3 0,0 1 6,3
всего 3 9,4 3 9,4 3 9,4
БФ муж 0,0 0,0 2 33,3
жен 1 4,8 3 14,3 2 9,5
всего 1 3,7 3 11,1 4 14,8
ФФЖ муж 2 16,7 0.0 2 16,7
жен 0,0 3 8,3 1 2,8
всего 2 4,2 3 6,3 3 6,3
ГФ муж 3 20,0 0,0 1 6,7
жен 1 ИД 1 11,1 0,0
всего 4 16,7 1 4,2 1 4,2
СФ муж 1 11,1 0,0 2 22,2
жен 0,0 2 8,0 2 8,0
1 2,9 2 5,9 4 11,8
ФОГО муж. 1 4,0 0,0 4 16,0
жен 0,0 0,0 8 13,8
всего 1 1,2 0 0,0 12 14,5
АГУ муж 17 8,5 9 4,5 26 12,9
жен 4 1,5 21 7,7 18 6,6
всего 21 4,4 30 6,3 44 9,3