а
ПРЕПОДАВАТЕЛИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ:
ОБЗОР МАТЕРИАЛОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ И МОНИТОРИНГА ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ1
Численность штатного профессорско-преподавательского состава государственных и муниципальных высших учебных заведений с 1995/1996 учебного года постоянно увеличивалась со среднегодовым темпом прироста 3%. К 2006/2007 г. этот показатель достиг 334 тыс. человек, что на 93,8 тыс. больше, чем в 1995/1996 г. (табл. 1).
Таблица 1 Профессорско-преподавательский персонал государственных
и муниципальных высших учебных заведений2 (на начало учебного года; тысячи человек)
1995/ 1996 1996/ 1997 1997/ 1998 1998/ 1999 1999/ 2000 2000/ 2001 2001/ 2002 2002/ 2003 2003/ 2004 2004/ 2005 2005/ 2006 2006/ 2007
Штатный персонал 240,2 243,0 247,5 249,6 255,9 265,2 272,7 291,8 304,0 313,6 322,1 334,0
На полной ставке 225,5 225,3 227,7 222,4 225,0 232,5 237,7 253,4 262,1 267,4 271,4 278,1
На 0,5 и 0,25 ставки 14,7 17,8 19,8 27,2 30,9 32,6 34,9 38,0 41,9 46,1 50,6 55,8
Персонал, работающий на условиях штатного совместительства 37,3 36,5 41,0 38,3 42,7 50,6 56,5 69,6 77,9 85,7 89,9 90,6
Из численности штатного персонала
имеют ученую степень:
доктора наук 20,1 21,4 22,8 24,3 25,9 28,0 29,8 32,3 34,2 35,8 37,3 39,4
кандидата наук 117,8 118,5 119,1 120,2 122,4 125,4 128,5 135,5 142,2 148,6 155,3 162,8
имеют ученое звание:
профессора 21,1 22,3 23,5 24,6 25,7 27,0 28,2 30,6 31,5 32,5 33,3 34,7
доцента 85,6 86,1 87,4 87,1 89,3 89,8 90,2 94,6 97,8 99,6 102,2 105,6
Из численности штатного персонала — женщины 106,7 110,0 113,5 117,4 123,1 130,3 137,1 148,9 157,0 164,5 171,7 179,2
1 Обзор подготовлен старшим научным сотрудником Института статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ канд. экон. наук Д.Р. Юсиповой.
2 Образование в Российской Федерации: 2007: стат. ежегодник. М.:ГУ-ВШЭ, 2007.
Мониторинг экономики образования http://education-monitoring.hse.ru/ . Опрос руководителей учреждений профессионального образования (эксперт — О.Р. Шувалова), опрос преподавателей (эксперт — Я.М. Рощина).
204
Преподаватели российских вузов:
обзор материалов государственной статистики и мониторинга экономики образования
а
Численность штатных сотрудников, работающих на полной ставке, к 2006/2007 г. выросла до 278,1 тыс. человек, в структуре штатного персонала эта категория работников преобладает, однако их доля ежегодно сокращается: с 93,9% в 1995/1996 г. до 83,3% в 2006/2007 г.
Среди штатного персонала в 2006/2007 г. ученую степень имели 202,2 тыс. человек (60,5% штатных сотрудников), из них доктора наук — 39,4 тыс., кандидаты наук — 162,8 тыс. Ученое звание имеют 140,3 тыс. человек (42% штатных сотрудников).
Половину профессорско-преподавательского персонала государственных и муниципальных вузов составляют женщины. В 2006/ 2007 г. их было 179,2 тыс., или 53,7% численности штатных сотрудников.
Рис. 1. Структура штатного профессорско-преподавательского персонала
государственных и муниципальных высших учебных заведений
по категориям персонала (% на начало учебного года)
1995/1996 г.
1.3 1.7
8.0
23.4
6.1
23.3
36.2
2006/2007 г.
1.7 1.8 7.8
18.3 1.8 7.8
22.3 /
38.3
□ Ректоры, проректоры, директорафилиапов
■ Деканы факультетов
■ Заведующие кафедрами
® Професскра в составе кафедр
■ Доценты в составе кафедр ш Старшие преподаватели
□ Преподаватели, ассистенты
В структуре штатного профессорско-преподавательского персонала государственных и муниципальных высших учебных заведений в 2006/2007 г. выделяются следующие основные сегменты: доценты в составе кафедр — 38,3%, старшие преподаватели — 22,3% , преподаватели и ассистенты — 18,3% (рис. 1). К 2006/2007 г. по сравнению с 1995/1996 г. здесь произошли следующие замет-
205
а
Статистика и социология образования
ные изменения: увеличилась доля профессоров и доцентов в составе кафедр на 3,7 и 2,1% соответственно, а доля преподавателей и ассистентов сократилась на 5,1%.
Рис. 2. Структура штатного профессорско-преподавательского персонала
государственных и муниципальных высших учебных заведений по возрастным группам (на начало учебного года)
2006/2007 Н 199 1 22.8 гул 12.5
1 $998/1999 1"9 18.3 26.6 26.5 1 _| 6 8
Всего
2006/2007 "9 06 24.6 44.5 1 14" 1 8.4
1998/1999 ".3 5.3 29.9 45." 1 15.4 1 4.1
Ректоры, проректоры, директора филиалов
2006/2007 13 |и- . 42'-' I 1 '■ I Деканы факулктетов
19998/1999 ".5 к.,-. ц" 41.9 ______________ |
2006/2007 21." | 35.6 I 15.2 18.2
1 $998/1999 ".4 5.6 26.2 39.6 1 _1
Заведующие кафедрами
2006/2007'
1998/1999
2006/2007
1998/1999
2006/2007
1998/1999
2006/2007
1998/1999
2 Г ОМ 13.4 1 30.1
4.8 | 1"" (.9 128 Ч ' 203 1 .. 1 : 34.3
106 '8. ■ 1 г3.0 1 W-4 ■■■III
8.3 I 6 0 I-
54.5 | 26.4 W9 | 5.1 1.1.6
41.6 31.1 1 16.1 1 0.4 ІІІІІ
"
Профессора в составе кафедр
Доценты в составе кафедр
Старшие преподаватели
Претодавател и, ассистенты
Возраст, лет
■ До 30 в 30-39 S 40-49 ■ 50-59 В 60-65 ■ Стттше 65
Возрастная структура штатного профессорско-преподавательского персонала государственных и муниципальных вузов в 2006/ 2007 г. выглядела следующим образом: сотрудники в возрасте старше 65 лет составили 12,5% общей численности, 60-65 лет — 9,4%, 50-59 лет — 22,8%, 40-49 лет — 19,9%, 30-39 лет — 19,6%, до 30 лет — 15,9% (рис. 2).
Наиболее молодая категория персонала — это преподаватели и ассистенты, из них более половины, 54,5%, относятся к возрастной группе до 30 лет. Среди профессоров в составе кафедр больше всего сотрудников в возрасте старше 65 лет, их доля в 2006/ 2007 г. составила 39,7%, что на 7% больше аналогичного показателя в 1998/1999 г. Среди ректоров, проректоров, деканов и заведующих кафедрами доля персонала в возрасте 40-59 лет варьирует в пределах 67-70%.
Численность профессорско-преподавательского персонала негосударственных вузов к 2006/2007 г. достигла 75 тыс. человек. Из них ученую степень имеют 52,3 тыс. (69,7%), в том числе 15,6 тыс. — доктора наук, 36,7 тыс. — кандидата наук, а ученое звание —
206
Преподаватели российских вузов:
обзор материалов государственной статистики и мониторинга экономики образования
36,3 тыс. человек, или 48,4% (табл. 2). При этом доля штатного
персонала составила 59,2%.
Таблица 2 Профессорско-преподавательский персонал негосударственных высших учебных заведений (на начало учебного года; тыс. человек)
1995/ 1996 1996/ 1997 1997/ 1998 1998/ 1999 1999/ 2000 2000/ 2001 2001/ 2002 2002/ 2003 2003/ 2004 2004/ 2005 2005/ 2006 2006/ 2007
Всего (без зарубежных специалистов) 13,0 17,8 23,6 32,8 42,1 42,2 46,9 47,8 50,1 50,7 65,2 75,0
Имеют ученую степень:
доктора наук 2,1 2,7 3,7 4,5 5,4 5,2 6,2 6,2 6,6 6,7 11,0 15,6
кандидата наук 6,3 8,1 10,5 14,8 19,0 19,7 20,9 21,3 22,7 22,9 31,1 36,7
Имеют ученое звание:
профессора 2,0 2,8 3,7 4,7 4,7 5,2 6,0 5,8 6,1 6,1 9,5 13,2
доцента 4,9 6,8 8,3 11,9 13,3 15,3 16,3 15,9 16,4 16,1 20,0 23,1
Штатный персонал 4,5 7,2 9,9 15,8 11,0 14,4 17,1 19,5 23,6 26,1 36,7 44,4
Имеют ученую степень:
доктора наук 1,3 1,7 2,2 2,3 2,9 3,4 5,9 8,3
кандидата наук 3,9 5,9 6,9 7,7 9,9 11,2 16,8 21,1
Имеют ученое звание:
профессора 1,2 1,8 2,1 2,2 2,7 3,1 5,2 7,0
доцента 3,0 4,4 5,2 5,5 7,0 7,7 10,5 12,8
Преподаватели, работающие на условиях штатного совместительства 8,5 10,6 13,7 17,0 31,1 27,8 29,9 28,3 26,6 24,6 28,5 30,6
Имеют ученую степень:
доктора наук 4,1 3,5 4,0 3,9 3,7 3,4 5,1 7,4
кандидата наук 15,1 13,8 14,0 13,6 12,8 11,8 14,3 15,6
Имеют ученое звание:
профессора 3,5 3,4 3,8 3,7 3,4 3,0 4,3 6,2
доцента 10,3 10,8 11,1 10,4 9,4 8,4 9,6 10,3
Из общей численности преподавателей -женщины 22,8 22,8 26,0 26,9 28,6 28,7 34,8 37,6
Численность зарубежных специалистов 0,2 0,3 0,3 0,3 0,8 0,2 0,2 0,2 0,2 0,1 0,1 0,1
В отличие от ситуации в государственных и муниципальных вузах доля женщин в негосударственных образовательных учреждениях сокращается: если в 2003/2004 г. она достигала 57,1%, то к 2006/2007 г. снизилась до 50,1%.
В 2006 г. в российских вузах примерно пятая часть (21,5%) профессорско-преподавательского состава была представлена совместителями из других учебных заведений (табл. 3). Доля совместителей из научных организаций увеличилась с 7,8% в 2005 г. до 8,1% в 2006 г. Совместители — работники предприятий и организаций других типов составляют 9%.
207
а
Статистика и социология образования
Таблица 3 Совместители, работающие в высших учебных заведениях
(% к общей численности ППС, среднее*)
Сотрудники из... 2005 г. 2006 г.
других учебных заведений 24 21,5
Нет таких / нет ответа* 14 8
научных организаций 7,8 8,1
Нет таких / нет ответа* 51 43
предприятий и организаций других типов 9,3 9
Нет таких / нет ответа* 37 28
*Рассчитано по тем учреждениям, где есть совместители (ответы > 0).
Практически во всех учреждениях высшего профессионального образования с преподавателями заключаются трудовые договоры, контракты (табл. 4). Но в них иногда не оговорены даже размер заработной платы и объем обязательной аудиторной нагрузки.
Таблица 4 Форма трудовых договоров, контрактов с преподавателями
высших учебных заведений, 2005-2006 гг.
(% от числа опрошенных)
2005 г. 2006 г.
Не заключают 3 2
Заключают 97 98
В такихдоговорах/контрактах оговорены следующие позиции Размер заработной платы 85 86
Обязательства учебного заведения по своевременной выплате заработной платы 76 77
Объем обязательной аудиторной нагрузки (учебных часов) 68 72
Суммарная академическая нагрузка (аудиторная плюс внеаудиторная работа) 53 58
Обязательства вести научную и методическую работу 73 75
Обязательства учебного заведения при расторжении контракта, увольнении 69 69
Предоставление учебным заведением «социального пакета» (отпуск, оплата больничного листа, дополнительное медицинское страхование, предоставление жилья и т.д.) 68 69
Возможность пользоваться информационными, техническими и проч. ресурсами (библиотека, компьютер, спортивный зал и т.д.) учебного заведения 75 74
Возможность контроля качества преподавания со стороны администрации 62 61
Регламентация прохождения повышения квалификации 51 53
В структуре расходов вузов на оплату труда около половины составляет зарплата штатных преподавателей (табл. 5). Доля расходов на зарплату административного персонала — около 17-19%. Обращает на себя внимание крайне низкая доля расходов на оплату труда научных работников вузов — 4,4%.
В 2006 г. руководителям образовательных учреждений впервые был задан вопрос о среднем размере заработной платы преподавателей исходя из фонда оплаты труда преподавателей и среднегодовой численности профессорско-преподавательского состава. По учреждениям высшего профессионального образования этот показатель составил 12,1 тыс. руб. (для сравнения: в среднем профессиональном образовании — 8,8 тыс. руб., в начальном профессиональном образовании — 7,4 тыс. руб. в месяц).
208
Преподаватели российских вузов:
обзор материалов государственной статистики и мониторинга экономики образования
а
Таблица 5 Структура расходов на оплату труда в высших учебных заведениях,
2005-2006 гг. (%, среднее)
2005 г. 2006 г.
Профессорско-преподавательский состав: штатные сотрудники 51,6 47,5
совместители 18,4 17,1
Научные работники 4,9 4,4
Административный персонал 21,7 17,4
Остальные работники 13,6
Всего 100
Затрудняюсь ответить / нет ответа (% от числа опрошенных) 24 17
Принципы оплаты труда в вузах изучались раздельно для штатных преподавателей и совместителей (табл. 6).
Таблица 6 Принципы оплаты труда преподавателей высших учебных заведений,
2005-2006 гг. (% от числа опрошенных)
2005 г. 2006 г.
Штатный Совместители
персонал
В соответствии с единой тарифной сеткой и установленными доплатами 67 72 68,1
Ориентация на уровень оплаты в других учебных заведениях 33 25 28,1
Лидерство среди учебных заведений в регионе 15 16 13,6
Стараются конкурировать на рынке с коммерческими фирмами 4 6 5,8
Нет ответа 1 1 1,8
Оплата труда преподавателей вузов (как штатного персонала, так и совместителей) главным образом основывается на единой тарифной сетке и установленных доплатах. Четверть опрошенных указали, что в решении данного вопроса они ориентируются на уровень заработной платы в других учреждениях, причем такой подход чаще используется (28,1%) во взаимоотношениях с совместителями.
В табл. 7 представлены данные по доплатам преподавателям высших учебных заведений за 2005-2006 гг.
Таблица 7 Виды доплат преподавателям высших учебных заведений,
2005-2006 гг. (% от числа опрошенных)
2005 г. 2006 г.
Качество преподавания 29
Превышение нормы учебной нагрузки 59 60
Дополнительная учебная нагрузка (курсы, факультативы, кружки) 67 66
Административная работа 54 66
Работа с учащимися (кураторство и т.д.) 42 53
Научное руководство аспирантами 52
Методическая работа 48 44
Наличие научных публикаций, научная работа 26 40
Доплаты, внутренние гранты на подготовку учебных пособий 39 42
Доплаты, внутренние гранты на научные исследования 35 35
Отзывы учащихся (рейтинги и т.д.) 8 10
Другое 5 8
Доплаты, чтобы преподаватель не ушел на другое место работы 6 10
Нет никаких доплат преподавателям 4 8
Нет ответа 2
209
а
Статистика и социология образования
Наиболее часто преподаватели вузов получают надбавки за дополнительную учебную нагрузку и административную работу — так заявили 66% опрошенных. Доплаты преподавателям также назначают за научную работу: исследования, публикации, руководство аспирантами (40-53%). Кроме того, 10% опрошенных отметили, что в их вузах практикуют доплаты, для того чтобы конкретный преподаватель не уволился с работы.
За превышение нормы учебной нагрузки 25-50% преподавателей получают надбавку в 13% вузов, 10-25% преподавателей получают доплату в 25% вузов (табл. 9).
Таблица 9 Доля преподавателей высших учебных заведений,
получающих доплаты, по видам доплат, 2006 г.
(% от числа опрошенных)
<10 10-25 25-50 50-75 >75 Нет ответа
Превышение нормы учебной нагрузки 15 19 13 6 6 42
Дополнительная учебная нагрузка (курсы, факультативы, кружки) 19 25 13 4 4 36
Административная работа 31 22 7 2 2 36
Работа с учащимися (кураторство и т.д.) 21 20 6 3 2 48
Научное руководство аспирантами 21 20 6 2 2 50
Методическая работа 11 12 9 3 7
Научная работа, наличие научных публикаций 10 11 9 4 4 61
Доплаты, внутренние гранты на подготовку учебных пособий 17 12 5 3 2 60
Доплаты, внутренние гранты на научные исследования 17 9 3 2 2 67
Отзывы учащихся (рейтинги преподавателей и т.д.) 5 2 1 0 1 91
Доплаты, чтобы преподаватель не ушел на другое место работы 5 1 1 1 1 91
Доля опрошенных, заявляющих, что преподаватели не получают доплат и регулярных премий, сократилось с 20% в 2005 г. до 8% в 2006 г. Наиболее распространенная максимальная доплата — до 50%, о ней говорят 39% опрошенных, до 100% — 23% опрошенных, надбавка 200% и более встречается довольно-таки редко (табл. 10).
Таблица 10 Максимальные прибавки к базовой зарплате по итогам
основной деятельности, которые могут получать преподаватели высших учебных заведений, по видам доплат, 2004-2006 гг.
(% от числа опрошенных)
2004 г. 2005 г. 2006 г.
Доплат или регулярных премий преподаватели не получают Преподаватели имеют возможность дополнительно получать: 15 20 8
около 10% от базовой зарплаты 19 17 15
до 50% 33 28 39
до 100% 22 18 23
до 200% 6 5 7
более 200% 4 6
другое 5 4 0,6
Нет ответа 0 4 1,4
210
Преподаватели российских вузов:
обзор материалов государственной статистики и мониторинга экономики образования
а
По оценкам самих преподавателей вузов их средние доходы от преподавания и административной работы в данном учебном заведении выросли с 2006 по 2007 г., хотя и не очень значительно, — с 9,1 до 10,7 тыс. руб. в месяц, так же как и от преподавания в других учебных заведениях — с 6,4 до 7,4 тыс. руб. в месяц (рис. 3). Более существенно выросла оплата других форм дополнительной работы (с 9,1 до 12,3 тыс. руб.) и основной работы внештатников (с 10,8 до 12,8 тыс. руб.). Доходы от научной работы и репетиторства остались на прежнем уровне: около 5,5 и 4,5 тыс. руб. соответственно.
Рис. 3. Средние доходы в месяц из различных источников преподавателей
высших учебных заведений (тыс. руб.)
10
15
Преподавание и административная работа е данном УЗ
Основное место работы
Преподавание и административная работа других УЗ, программах
Научная деятельность Репетиторство Другая дополнительная работа
19
10.7
10.8
12,8
12,3
0
5
Очевидно желание руководителей привлечь в свои вузы лучших преподавателей — об этом свидетельствуют их ответы на вопрос «Если у вас есть необходимость существенно улучшить качество обучения — привлечь преподавателей, работающих в ведущих научных учреждениях или вузах России либо за рубежом, то на каких условиях это могло бы произойти?» (табл. 11).
О том, что необходимости привлекать лучших преподавателей нет, заявили 37% опрошенных руководителей московских вузов и 27,5% в других городах. Наиболее распространенный инструмент — о нем говорит более 34% опрошенных — высокая заработная плата на условиях совместительства или полной ставки.
С 2006 по 2007 г. существенно вырос тот уровень заработной платы, который позволил бы «переманить» внешних совместителей на постоянную работу в вуз: с 24,6 до 29,4 тыс. руб. (рис. 4).
211
а
Статистика и социология образования
Таблица 11 Условия привлечения лучших преподавателей
в высшие учебные заведения, 2006 г.
(% от числа опрошенных)
ВПО
Всего Москва Другие города
Такой необходимости нет 29,5 37 27,5
Не знаю таких людей 8,2 7,4 8,4
Я знаю таких людей, они работали бы у нас на следующих условиях Высокая зарплата: на полную ставку 34,9 27,8 36,9
Уровень зарплаты (тыс. руб. в месяц) 51,2 70,3 47,0
на условиях совместительства 34,1 37 33,3
Уровень зарплаты (тыс. руб. в месяц) 20,8 31,7 17,4
Решение жилищных проблем 32,5 13,9 37,7
Высокая должность 13,4 12 13,7
Возможность заниматься научной работой, включая предоставление необходимой материально-технической и информационной базы для исследований 23,8 16,7 25,7
Привлечение на несколько месяцев в году на условиях совместител ьства 29,9 26,9 30,8
Рис. 4. Если вы не являетесь штатным сотрудником
данного учебного заведения, при каком уровне оплаты труда в нем вы согласились бы перейти работать сюда в качестве штатного сотрудника на полную ставку? (тыс. руб. в месяц)
10
20
ДОВ
ВПО
СПО
НПО
Школа
13,7
17,1
1 10,4
9,5
21,3
30
25,9
24,6
□ 2006 В 2007
25,0
9,4
В вузах существует практика предоставления преподавателям на регулярной основе следующих возможностей: публикация учебников и методических материалов — 89% вузов, доступ к ресурсам электронных библиотек — 85%, бесплатное размножение учебных материалов — 84%, повышение квалификации и стажировки — 79% (табл. 12).
212
Преподаватели российских вузов:
обзор материалов государственной статистики и мониторинга экономики образования
а
Таблица 12 Условия работы преподавателей высших учебных заведений,
2005-2006 гг. (% от числа опрошенных)
Возможности, предоставляемые преподавателям на регулярной основе 2005 г. 2006 г.
Бесплатное ксерокопирование учебных материалов 87 84
Прохождение стажировок, повышение квалификации 82 79
Возможность участвовать во внутренних конкурсах, грантах 79 81
Оплата поездок на конференции 77 78
Доступ к ресурсам электронных библиотек 79 85
Публикация учебных пособий, учебников, других методических материалов 90 89
Публикация научных работ (в том числе препринтов) 80 80
Получение ссуд, материальной помощи 44 42
Получение бесплатных или льготных путевок в санатории и т.д., путевок в лагеря 40 47
отдыха для детей
Бесплатное или льготное медицинское обслуживание 27 31
Получение служебного жилья, общежития, помощи в улучшении жилищных 26 29
условий
Получение бесплатных или льготных консультаций психологов, юристов 17 22
Бесплатное или льготное обучение детей сотрудников в учебном заведении, на 39 47
подготовительных курсах
Получение бесплатных или льготных проездных билетов 11 11
Получение бесплатного или льготного питания 8 6
Покупка компьютера в личное пользование 5 4
Ничего из перечисленного не предоставляют 1 1
В последние годы преподаватели опубликовали свои учебнометодические работы в 94% вузов, при этом доля лиц, осуществлявших такого рода деятельность, в среднем составила 63% по вузу (табл. 13).
Таблица 13 Публикационная активность преподавателей
высших учебных заведений, 2004-2006 гг.
(%, среднее)
Доля преподавателей, имеющих научные и учебно-методические публикации за последние 2 года 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Научные и учебно-методические публикации 72
Нет ответа* 1
Научные публикации 60 60,2
Таких публикаций не было + Нет ответа * 4+6 3+3
Учебно-методические публикации 63 63,1
Таких публикаций не было + Нет ответа* 4+6 3+3
Собственные учебники и учебные пособия с грифом Минобрнауки РФ и тиражом более 1000 экз. 13 11,3
Таких публикаций не было + Нет ответа* 29+12 26+6
* В процентах от числа опрошенных.
Собственные учебники и учебные пособия с грифом Минобрнауки РФ и тиражом более 1000 экз. были изданы в 68% вузов. Их подготовили в среднем 11% преподавателей в каждом вузе.
Научный потенциал преподавателей вузов исследовался по возрастным группам, но различия оказались невелики. Так, по оценкам руководителей, в младшей возрастной группе (до 30 лет) ведут научные исследования в среднем 55,6% преподавателей, не
213
а
Статистика и социология образования
ведут, но могли бы вести еще 24,1%. Таким образом, научный потенциал молодежи составил почти 80%, причем треть его оказалась не реализована (табл. 14).
Таблица 14 Научный потенциал преподавателей вузов
по возрастным группам: доля преподавателей, которые ведут или могли бы вести научные исследования, 2006 г.
(%, среднее)
Ведут научные исследова- ния Не ведут, но могли бы вести научные исследования Научный потенциал Нет преподавателей в данной возрастной группе + нет ответа*
Среди преподавателей до 30 лет 55,6 24,1 79,8 5,4+7,4
Среди преподавателей 30-49 лет 53,4 27,7 81,1 1,6+5,6
Среди преподавателей 50 лет и старше 52,5 26,4 78,9 1,6+5,8
В средней возрастной когорте, 30-49 лет, научная активность немного ниже — 53,4%, а нереализованный потенциал чуть выше — 27,7%, что в сумме составляет 81%. И наконец, среди преподавателей старших возрастов оба показателя несколько ниже: ведут научные исследования 52,5%, не ведут, но могли бы вести еще 26,4%, т.е. научный потенциал оценен на уровне 79%.
Преподавателям вузов был задан вопрос о том, участвовали ли они в течение последних 2 лет в следующих видах научной деятельности:
• индивидуальные или коллективные проекты в данном учебном заведении;
• постоянная работа в научном подразделении данного учебного заведения;
• постоянная работа в научно-исследовательском институте, центре и т.д.;
• индивидуальные или коллективные проекты в других учебных заведениях;
• индивидуальные проекты по грантам научных фондов;
• коллективные проекты по грантам научных фондов;
• написание статей, монографий и т.д. по собственной инициативе;
• индивидуальные изобретения и конструкторские разработки;
• постоянная научная и аналитическая работа в коммерческой фирме;
• другие формы научной работы;
• научные проекты по заказу министерств, органов власти, государственных учреждений и т.д.
По всем категориям преподавателей в целом доля лиц, занимающихся (по их собственной оценке) научной работой, выросла с 69,3% в 2006 г. до 75,3% в 2007 г.
Результативность научной работы преподавателей вузов в целом осталась примерно на одном уровне: имели какие-либо публикации, патенты, сданные отчеты, выступления на конференциях
214
Преподаватели российских вузов:
обзор материалов государственной статистики и мониторинга экономики образования
а
83,4% опрошенных в 2007 г. и 85,5% — в 2006 г. Чаще всего преподаватели публикуют статьи и главы в монографиях (около 60%) и различные методические материалы (кроме учебников) — примерно 44%. Немного снизилась доля выступавших на научных (с 37,5 до 33,4%) и методических (с 22,3 до 17,3%) конференциях. Количество публикаций учебников (27 и 25,4%) и монографий (7,1 и 8%) изменилось незначимо (рис. 5).
Рис. 5. Доля преподавателей высших учебных заведений,
имевших в предыдущем году публикации, выступления на конференциях,
научные и методические проекты, патенты (%)
0
Публикации научных статей, разделов, глав в[ монографиях и т.д.
Публикации научных монографий
Публикации учебников, учебных пособий и т
Другие методические публикации (учебны программы, методические материалы, рекомендации и т.д.)
Выступления на научных конференциях вн данного учебного заведения
Выступления на методических конференция: (семинарах) вне данного учебного заведения
Отчеты по (завершенным) научным проектам, в которых вы участвовали Отчеты по (завершенным) методическим и образовательным проектам, в которых вы участвовали
Полученные патенты, лицензии на изобретения
разработки И3,0
Не было
Стабильными оставались затраты времени преподавателей на аудиторные занятия (22-23 часа в неделю), научную работу (около 6 часов), репетиторство (5-6 часов), для внештатных сотрудников — на основную работу. Несколько снизились затраты времени на другие формы работы: подготовку к занятиям (с 11,5 до 8,5 часа в неделю), административную работу (с 25,7 до 22,7 часа), другую дополнительную работу (с 11,3 до 8 часа) и выросли — на преподавание в других учебных заведениях: с 7,9 до 12,5 часа (рис. 6).
215
а
Статистика и социология образования
Рис. 6.
Бюджет времени преподавателей высших учебных заведений
(часов в неделю)
0
Аудиторные занятия в этом учебном заведении
Подготовка к занятиям, индивидуальная работа с учащимися Административная работа в этом учебном заведении
Основная работа, если вы в этом учебном заведении не являетесь штатным сотрудником Преподавательская деятельность в других учебны: заведениях, программах
Научная работа
Репетиторство, частные образовательные услуги Все другие виды дополнительной работ
10
20
30
[’Т0,8
10,1
9,6
-m3 ■ 17,с
гж4
19,0
11,3 _ 12,8
122,7 ■ 23,4
□ 2006 ■ 2007
Детальный анализ результатов опросов по данной проблематике будет представлен в ближайших номерах информационных бюллетеней серии «Мониторинг экономики образования», подготовленных экспертами проекта.