Научная статья на тему 'Проявление фольклорных и неофольклор-ных стилевых тенденций в вокально-хоровых сочинениях Г. Г. Вдовина'

Проявление фольклорных и неофольклор-ных стилевых тенденций в вокально-хоровых сочинениях Г. Г. Вдовина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
132
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проявление фольклорных и неофольклор-ных стилевых тенденций в вокально-хоровых сочинениях Г. Г. Вдовина»

330

Круглый стол

Хоровые обработки Г. Г. Вдовина отличает впечатляющая экспрессия музыкального высказывания, мастерство эмоционально-смыслового, интонационно-мелодического развития. Авторский почерк композитора формировался в процессе освоения многих художественных явлений: национальной специфики мордовской (мокшанской, эрзянской) культуры, региональных традиций среднерусской песенности, достижений отечественного и зарубежного музыкального искусства. Бережно сохраняя первозданную красоту фольклорного источника, он увеличил его художественный потенциал, обновил традиционную лексику и художественную форму.

Большое количество аранжировок и обработок народных песен принадлежит Н. И. Бояркину. Его сочинения с наибольшей полнотой представляют музыкальную и поэтическую стилистику песенных жанров мордовского фольклора, их органические связи с традиционной музыкой.

Большое место хоровая обработка мордовской народной песни занимает в творчестве Н. В. Кошелевой. Для нее характерен интерес к развернутым вариационным формам развития напева, совмещение в одном произведении нескольких народных мелодий, полифоническое развитие фактуры.

В целом успехи композиторов Мордовии в области хоровой обработки народной песни во многом обусловлены их интересом к народной музыке и богатством мордовского народного музыкального искусства.

М. В. Бутусова,

соискатель кафедры культурологии, этнокультуры и театрального искусства Национального исследовательского Мордовского государственного университета

Проявление фольклорных и неофольклорных стилевых тенденций в вокально-хоровых сочинениях Г. Г. Вдовина

Творчество Г. Г. Вдовина — это огромный пласт в музыкальной сокровищнице мордовского искусства, являющийся частью российского культурного наследия. Все произведения композитора демонстрируют глубокое проникновение в сущность мордовского народного мелоса. Участие Г. Г. Вдовина в музыкально-фольклорных экспедициях, запись и нотная фиксация мордовских песен, изучение специфики поэтиче-

Музыкальная культура финно-угорских народов

331

ских и музыкальных текстов аутентичного фольклора способствовали становлению профессионального оригинального почерка композитора.

На фоне многогранного творчества Г. Г. Вдовина ярко выделяется его вокально-хоровая музыка. Формирование стиля продиктовано спецификой мордовской музыкальной культуры, а также ее проявлением во взаимосвязях с культурами славянских и финно-угорских народов. Произведения 60—70-х гг. XX в. (хор «Чиньжарамо» («Подсолнух»), обработки мокшанских и эрзянских народных песен, хоровая миниатюра «Минь листяно улицяв» («Выйдем мы на улицу»), кантаты «Здравица 50-летию Мордовии» и др.) — это бережное отношение автора к устному народному творчеству. Фольклоризм идентифицируется здесь на уровне заимствования, перепева, подражания подлинных образцов традиционной мордовской музыкальной культуры.

Неофольклорные тенденции предполагают владение целым комплексом выразительных средств композиторской техники. Для Г. Г. Вдовина это не просто трансформация, видоизменение фольклорного материала, а его философское переосмысление: от мелоса до тончайших интонаций, ладогармонической вертикали и линеарного мышления; специфика многоголосия, построение музыкальных фраз в соответствии с метро-ритмическими особенностями; композиционное строение. В зависимости от эмоционально-образного и тематического содержания эти средства привлекаются в хоровых сочинениях 80—90-х гг. (хоры «Чачома мода», сл. Р. С. Кемайкиной; «Шумбрачи, Мордовия, Шумбрат!», сл. А. К. Мартынова; хоровые сцены из музыкальной драмы «Ветер с Понизовья» по пьесе П. С. Кириллова; хоровой концерт «Баллада о Ефрейторе и Деве белого плеса», сл. Т. Ю. Кибирова; баллада «Вересковый мед», сл. Р. Стивенсона и др.).

Таким образом, можно говорить о том, что вокально-хоровые сочинения Г. Г. Вдовина отличает музыкальный язык, органично синтезирующий фольклорные и неофольклорные тенденции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.