Научная статья на тему 'Стилевые особенности хоровых обработок Г. Г. Вдовина'

Стилевые особенности хоровых обработок Г. Г. Вдовина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
56
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стилевые особенности хоровых обработок Г. Г. Вдовина»

Народная музыка на современной концертной эстраде и в образовании 267

Л. В. Кинякина,

старший преподаватель кафедры народной музыки Национального исследовательского Мордовского государственного университета

Стилевые особенности хоровых обработок Г. Г. Вдовина

Творчество Г. Г. Вдовина, композитора, собирателя и исследователя мокшанского и эрзянского фольклора, педагога и музыкально-общественного деятеля Республики Мордовия, отличается глубиной и значительностью эмоционально-образного содержания, совершенством художественной формы, ярким своеобразием национального музыкального языка. Его наследие в области театральной, симфонической, вокально-хоровой и камерно-инструментальной музыки во многом определило характер развития профессиональной музыки Мордовии второй половины ХХ в. В его творчестве представлены не только национальные музыкальные традиции мордвы, но и специфические черты фольклора финно-угорских и славянских народов России и заруб ежья.

Народная музыка, отражающая ментальные характеристики карельского, финского и марийского этносов, является первоисточником многих сочинений Г. Г. Вдовина. Аранжировки песенных образцов карельского и финского фольклора «Руна», «Роза в долине», «Веселый пастух», «Полька», «Наши ценности» (из сб. «54 Suomalaista Kansanlaulua» А. Маасало, 1957) композиционно выстраиваются автором в хоровой цикл. Сохраняя авторскую гармонию А. Маасало и О. Мериканте как необходимый стилистический компонент прибалтийско-финской вокальной и инструментальной музыки (народной и профессиональной), композитор привносит в исходный тематический материал оригинальные, обусловленные особенностями русской и европейской хоровой культуры, черты.

В середине 90-х гг. ХХ в. композитором созданы «Три обработки марийских свадебных песен» для смешанного хора «Элнет гына марийын олыкешыже» («Над Ильнетью, над рекой»), «Сяан толеш, сцй толеш» («Свадьба едет»), «Лудыж дене комбыжын» («Как уточка с гусем»), которые представляют собой образцы органичного синтеза национально-этнической сущности первоисточника и специфических приемов мордовского вокального многоголосия. Музыкальный материал обработок «Свадьба едет» и «Как уточка с

268

Материалы семинара

гусем» является результатом творческой трансформации одноголосного напева марийских народных песен. Композитор сочетает унисонное и октавно-унисонное звучание с многоголосным, применяет типичные для мордовской народной музыки обращения квартаккордов, сохраняет унисоны в кадансовых оборотах.

В обработке исходного фольклорного материала «Над Ильнетью, над рекой» привлекаются различные интонационно-мелодические, ладовые и фактурные средства развития музыкального материала: в ангемитонику вводятся диатонические сопряжения, разнообразнее становится динамическое звучание и хоровая фактура в целом, одноголосный мотив первоисточника трансформируется в развитую структуру подголосочного склада.

Таким образом, рассматриваемые произведения композитора представляют собой яркие образцы взаимодействия и взаимообогащения музыкальных языков этнически родственных культур.

С. В. Колесникова, доцент кафедры народной музыки Национального исследовательского Мордовского государственного университета

Вокальная музыка Г. Г. Вдовина: национальный аспект

Г. Г. Вдовин — основоположник таких вокальных жанров мордовской профессиональной музыки, как хоровой концерт и вокальный цикл. Вокальная музыка композитора — это фундаментальный пласт его творчества, в котором жанровое многообразие представлено произведениями крупных и малых форм: две оперы, оперетта, музыкальная драма, шесть кантат, вокальные циклы, вокальные триптихи, романсы и песни (песни-баллады, песни-монологи), обработки народных песен (мордовских, русских, марийских, удмуртских, финских, эстонских и др.). При их создании композитор обращается к сюжетам и образам традиционной поэзии, а также к текстам поэтов России (Е. А. Евтушенко, А. А. Прокофьев, Б. В. Соколов, Л. М. Талалаевский и др.) и Мордовии (П. У. Гайни, И. А. Калинкин, Р. С. Кемайкина, П. К. Любаев, С. М. Люлякина, Н. Ф. Мокшин, А. И. Пе-тайкин, И. Д. Пиняев, Я. М. Пинясов, Н. Л. Эркай и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.