вопросы организации
к<еквк1
Проведение заседаний медицинского совета по стоматологии как метод контроля качества организации оказания стоматологической помощи населению
Новгородский С. В., д.м.н., профессор, главный врач ГБУ РО «СП»; Обухова Н. И., заведующая организационно-методическим кабинетом ГБУ РО «СП»; Еникеев А. А., врач-методист организационно-методического кабинета ГБУ РО «СП»; ГБУ РО «Стоматологическая поликлиника», г. Ростов-на-Дону
В функцию контроля организации медицинской помощи населению входят сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах деятельности ЛПУ, сравнение их с плановыми показателями, выявление недостатков и анализ их причин, разработка мероприятий для достижения поставленных целей.
Из классифицируемых видов контроля выделяют стратегический, связанный с долгосрочным планированием, и тактический (административный) — контроль над обеспечением выполнения текущих задач, квартальных планов и целевых программ. На разных этапах выполнения управленческих решений осуществляется предварительный, текущий и заключительный контроль.
В настоящее время рассмотрение деятельности ЛПУ включает в обязательном порядке определение качества медицинской помощи, осуществляемой субъектами ведомственного и вневедомственного контроля.
В число ведомственных контролирующих организаций входят областные медицинские учреждения, осуществляющие организационно-методическую и консультативную помощь по различным видам деятельности. К таковым относится и наша клиника, обеспечивающая как лечебную помощь населению и консультативную — специалистам стоматологической службы Ростовской области (РО), так и контроль над организацией оказания соответствующей работы в 12 городах и 43 районах региона.
Сотрудниками ГБУ РО «СП» регулярно осуществляются выезды в составе комплексных бригад стоматологов различного профиля в территории РО с организационно-методической и консультационной целями. В ходе выездной работы ими проводится проверка деятельности специалистов на местах с целью определения кадровой обеспеченности и укомплектованности, квалификации и теоретической подготовки врачей стоматологического приема и зубных техников, применения ими современных лечебных и ортопедических технологий, материально-технической оснащенности ЛПУ, а также качества проведения лечебно-профилактических мероприятий. Безусловным правилом является необходимость проверки соответствия оказываемой медицинской помощи лицензированным видам деятельности. По видам стоматологической помощи были составлены вопросники, являющиеся примерной схемой проверки.
Одной из важнейших сложившихся форм контроля над организацией стоматологической деятельности и качеством оказания соответствующей помощи населению территорий РО являются заседания Медицинского совета по стоматологии (далее — МС). Заседания проводятся как на базе областного учреждения, так и выездные. Эти мероприятия намечаются, как правило, заранее с внесением в годовой план организационно-методических мероприятий Минздрава РО. Проведение заседаний МС, их повестка, круг вызываемых на обсуждение специалистов, включая главных внештатных стоматологов территорий РО, согласовывается с руководством Минздрава РО. Соответствующее распоряжение рассылается главным врачам ЛПУ территорий РО.
Правовым основанием для функционирования МС является пункт 2.2.4. Положения о Министерстве здравоохранения РО, утвержденного Постановлением Администрации РО от 20.05.1997 №175 (с последующими изменениями и дополнениями), а также утвержденное положение о МС при МЗ РО.
На заседании МС, являющегося коллегиальным органом, основываясь на предварительном ознакомлении с организацией и качеством оказания стоматологической помощи населению конкретной территории, его члены обсуждают характеристику службы, изложенную в соответствующей справке и докладах специалистов, и принимают согласованное решение. Последнее носит рекомендательный характер.
Заключительной частью этого решения после констатации положительных и отрицательных сторон деятельности является перечисление выявленных недостатков с указанием конкретных рекомендаций, подлежащих выполнению в определенный срок главным внештатным стоматологом и главным врачом территории (ЛПУ).
Ежегодно проводятся 3—4 заседания МС. В повестку дня проведенных заседаний входили вышеупомянутые вопросы изучения состояния организации стоматологической помощи населению, включая анализ деятельности стоматологической службы РО по результатам отчетов за предыдущий год, рассмотрение выполнения ранее принятых решений МС.
Как и при любом управленческом цикле, при подготовке и проведении заседаний МС выполнялись следующие составные его элементы:
• сбор, обработка и анализ информации;
• разработка и принятие решения;
• реализация принятого решения исполнителями;
• контроль над выполнением рекомендаций.
В 2009—2011 годах проведены заседания МС, посвященные анализу организации оказания стоматологической помощи, вопросам управления стоматологическими службами трех городов и 14 районов области.
В ходе заседаний члены МС, анализируя деятельность стоматологических служб, при необходимости подвергали критике ответственных лиц по поводу выявленных недостатков. Давалась общая оценка организационной работе службы территории.
Действенность решений МС можно проследить на примере заседания, состоявшегося в июле 2010 года, посвященного рассмотрению результатов работы стоматологической службы Белокалитвинского района. В стоматологическую сеть территории входят: МУЗ «Стоматологическая поликлиника», 10 стоматологических кабинетов — в 6 участковых больницах (УБ) и 4 врачебных амбулаториях (ВА).
В ходе предварительной оценки и последующего обсуждения членами МС работы стоматологической службы выявлены серьезные недостатки в ее организации и ряд дефектов в оказании лечебной и ортопедической помощи населению (табл. 1).
www.akvarel2002.ru
стоматология • май 2012
навву
вопросы организации
Таблица 1
Дефектура организации и качества оказания стоматологической помощи в Белокалитвинском районе (2010 г.)
Наименование Показатель
Низкая обеспеченность врачами ортопедического профиля (на 10000 населения) 0,44
Слабая обеспеченность врачами детского приема по занятым должностям (на 10000 детского населения) 2,12
На детском дифференцированном приеме нет врачей с высшим образованием +
Низкий удельный вес стоматологов в общем числе специалистов (%) 30,2
Невысокий удельный вес стоматологов ортопедического приема, имеющих аттестационную категорию (%) 50
Велика доля стоматологических установок, выработавших ресурс (%) 30,4 (на участках — 63,6)
Нуждаются в ремонте стоматологические кабинеты 10
Отсутствуют стационарные стоматологические кабинеты в школах +
Зубосохраняющие операции не проводятся либо их число ограничено +
Наблюдение за детьми ведется без учета нозологических форм по перечню диагнозов больных, подлежащих диспансеризации +
Не соблюдаются требования приказа МЗ РФ от 30.12.03 №620 «Об утверждении Протоколов ведения детей, страдающих стоматологическими заболеваниями» +
Не внедрены в практику или не применяются в необходимом объеме современные ортопедические технологии +
Не соблюдаются требования стандартов медицинской помощи больным с частичным и полным отсутствием зубов (приказы МЗСР РФ от 22.11.04 №243 и №252) +
Высока доля льготного протезирования (%) 83,4
Медицинская документация заполняется с нарушениями +
Не оказываются платные услуги на лечебно-хирургическом приеме периферийных кабинетов +
Устранение указанных недостатков было отмечено на заседании МС в сентябре 2011 года.
Так, в районе приняты на работу 3 врача-стоматолога. Удельный вес стоматологов в числе всех специалистов, осуществляющих прием, повысился на 3%. Увеличились обеспеченность по занятым должностям на детском приеме и укомплектованность специалистами на лечебно-хирургическом приеме. Прошли профессиональную переподготовку два врача и плановое усовершенствование — 10. Трем стоматологам присвоена и тремя подтверждена квалификационная категория. Детский дифференцированный прием осуществляют, кроме зубных врачей, два врача-стоматолога.
Лицензированы стационарные стоматологические кабинеты в шести школах из восьми, в трех из них начата плановая санация.
Устранение выявленных дефектов лечебной работы тоже взято руководством под контроль. Выделено 0,5 ставки для приема больных с заболеваниями паро-донта и слизистой оболочки полости рта. Проводятся оперативные вмешательства на пародонте. Снизилось число удаленных постоянных зубов с 21,5 до 5,7 на 1000 детского населения. Обеспечено соблюдение требования стандартов медицинской помощи больным с частичным и полным отсутствием зубов.
Объемы стоматологической помощи выполняются в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, а также выполняются производственный и финансовый планы ортопедической помощи населению района.
На детском приеме увеличились:
• доступность стоматологической помощи — с 0,52 до 0,59;
• доля санированных пациентов от числа первичных — с 37,2% до 40,7%.
В связи с улучшением материально-технического оснащения стало возможным применение современных технологий и материалов, что привело к положительной динамике в соотношении неосложненного и осложненного кариеса в детской практике:
• во временном прикусе — с 0,9:1 до 1,3:1;
• в постоянном прикусе — с 2,8:1 до 3,1:1. Последний фактор позволил уменьшить число удаленных зубов постоянного прикуса с 15,7 до 13,2 (в расчете на 1000 детей).
Увеличился охват детского населения плановой санацией с 17,6% до 20,8%. Санировано при плановой санации 55,3% (прежний показатель — 34,5%).
Количество профилактических мероприятий на 1000 детей составило 104,0 (более ранние данные — 80,9). Отмечено, однако, что в среднем по районам Ростовской области этот показатель достигает 147,6, что не дает повода для самоуспокоенности.
Тем не менее, положительная динамика налицо, что и было отмечено членами МС.
Таким образом, подготовка, проведение заседаний Медицинского совета по стоматологии с последующим отслеживанием выполнения его решений являются действенной формой контроля над качеством организации медицинской деятельности структурных формирований стоматологической службы.
12
стоматология • май 2012 www.akvarel2002.ru