Раздел 5. Совершенствование деятельности правоохранительных органов по раскрытию и расследованию преступлений
ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОК СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Ф.А. Симанцов
(начальник отделения следственного управления при УВД по г. Ноябрьску, Ямало-Ненецкий автономный округ; [email protected])
В статье рассматриваются вопросы проведения проверок субъектов предпринимательской деятельности с целью выявления налоговых преступлений. Исследуется вопрос о возможности проведения проверок до возбуждения уголовного дела. Предлагается примерный перечень действий для сотрудников управлений по налоговым преступлениям.
Ключевые слова: ревизия, проверка, налог, заявление, следователь, преступление.
Глава Российского государства Д.А. Медведев, выступая 31 июля 2008 г. в г. Гагарине Смоленской области на совещании по вопросам защиты прав собственности субъектов малого и среднего предпринимательства, сказал, что одной из «проблем, с которыми сталкиваются наши предприниматели, где бы они ни занимались бизнесом», являются частые проверки и всякого рода «наезды» по коммерческим наводкам. Вообще, надо, чтобы и наши правоохранительные органы, и органы власти перестали «”кошмарить” бизнес» [1].
26 декабря 2008 г. Президентом РФ был подписан федеральный закон № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессу-альных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности» (далее - закон № 293-Ф3), в то же самое время подписан федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В настоящей статье более подробно остановимся на первом законе в связи с тем, что данный закон в большей степени имеет отношение к расследованию уголовных дел экономической направленности, и в частности налоговых преступлений.
Согласно закону № 293-Ф3 все проверки субъектов предпринимательской деятельности должны проводиться в рамках Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ). Внепроцессуальные права ограничены только у сотрудников ОВД, порядок же проведения проверок налоговыми органами остался без изменения. В соответствии с федеральным законом № 293-Ф3, п.п. 25 и 35 ст. 11 закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции» признаны утратившими силу [2] и, как следствие, утратили юридическую силу приказы МВД России от 16 марта
2004 г. № 177 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» и от 2 августа
2005 г. № 636 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности», изданные в целях обеспечения законности и обоснованности проводимых сотрудниками милиции проверок и ревизий. А поскольку именно этими нормативными правовыми актами сотрудники милиции руководствовались в своей служебной деятельности (особенно в части определения порядка проведения
68
проверок), то возникли проблемы, связанные с порядком проведения определенных мероприятий, необходимых для осуществления проверок предпринимательской деятельности, таких как изъятие необходимых документов, проведение исследований, осмотр местностей, помещений и других.
До вступления закона в силу для проверки сведений о нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, милиция была вправе производить осмотр служебных помещений и досмотр транспортных средств; изучать документы; изымать образцы сырья, продукции и товаров для экспертизы; требовать проведения проверок и ревизий или самостоятельно проводить их. Однако внесенными изменениями милиция лишается указанных полномочий. Это означает, что теперь должностные лица ОВД при проведении мероприятий, направленных на пресечение правонарушений и преступлений, должны будут руководствоваться только теми процедурами и порядком их применения, которые предусмотрены нормами УПК РФ и Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях, что было также подтверждено лично президентом РФ Д.А. Медведевым во вступительном слове на расширенном заседании коллегии МВД России. Президент напомнил, что проверять организации и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, сотрудники милиции должны только при наличии заявления о совершенном преступлении и в рамках возбужденного уголовного дела [3].
Большие трудности возникают у сотрудников подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям, в должностные обязанности которых входит предупреждение, пресечение, выявление и документирование соответствующих преступлений. На примере данных подразделений и с учетом изменившегося законодательства рассмотрим порядок назначения, проведения проверок организаций или физического лица при наличии достаточных данных, указывающих на признаки
преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В настоящее время сотрудники милиции в целях выявления, предупреждения, пресечения и документирования преступлений и правонарушений, связанных с нарушением законодательства о налогах и сборах, могут реализовать только предусмотренные законом «О милиции» права, касающиеся получения от граждан и должностных лиц необходимых объяснений, сведений, справок, документов и копий с них (п. 4 ст. 11); производства в предусмотренных законом случаях и порядке уголовно-процессуальных действий (п. 6 ст. 11); осуществления оперативно-розыскной деятельности в соответствии с федеральным законом (п. 16 ст. 11).
Ранее действовавший п. 35 закона «О милиции», согласно которому сотрудники милиции были вправе при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации, на наш взгляд, был недостаточно проработан, и его отмена - это правильное решение законодателя. Из приведенной формулировки видно, что основание проведения проверок было связано с достаточностью данных о признаках преступления. Отсюда возникает вопрос об определении степени достаточности этих данных, порядке их получения и содержания.
Обратимся к толкованию слова «достаточность». В словаре русского языка С.И. Ожегова прилагательное «достаточный» определяется как «удовлетворяющий потребностям, необходимым условиям» [4, с. 162]. В нашем случае этим условием и потребностью являются данные, то есть сведения, необходимые для какого-нибудь вывода, решения [4, с. 139]. Для того чтобы провести проверку субъекта предпринимательской деятельности, необходимо располагать определенными сведениями, позволяющими провести эту проверку, то есть уже на данном этапе владеть инфор-
мацией о том, кто нарушает налоговое законодательство, а также необходимыми документами по финансово-хозяйственной деятельности, в том числе первичными бухгалтерскими документами, учредительными документами, объяснениями лиц, справками и т.д.
При проведении мероприятий, которые возможно было выполнять в рамках п. 35 ст. 11 закона «О милиции», сотрудник милиции, уполномоченный законом проводить эти мероприятия при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, ссылался на получение определенной информации, свидетельствующей, что тот или иной индивидуальный предприниматель либо директор юридического лица уклоняется от уплаты налогов и сборов. То есть получалось, что эта информация принималась как достаточные данные, что само по себе неправильно. Если эта информация получена в рамках оперативно-розыскной деятельности от конфиденциальных источников, то она должна быть подтверждена необходимым комплексом проведенных мероприятий. И только по завершении всех достаточных оперативно-розыскных мероприятий, которые были выполнены в рамках федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативнорозыскной деятельности» (далее - закон «Об ОРД»), необходимо руководствоваться действующей Инструкцией о порядке представления результатов оперативнорозыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд [5]. В рамках прежнего п. 35 ст. 11 закона «О милиции» достаточные данные подменялись информацией, которая никак не оформлялась, что позволяло проверять сотрудникам милиции любую организацию, предприятие, учреждение и индивидуального предпринимателя. Следовательно, исключение данного пункта и внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности, - правильное
решение, лишающее возможностей проверять всех подряд и решать несвойственные для милиции задачи.
Для того чтобы провести определенные проверочные мероприятия в отношении того или иного субъекта предпринимательства при наличии заявления, проблем не возникает. Допустим, работник одного из предприятий или индивидуального предпринимателя сообщил, что на его предприятии директор или индивидуальный предприниматель уклоняется от уплаты налогов и сборов. Заявление в установленном порядке регистрируется в книге учета сообщений о происшествиях, по нему принимается одно из решений, предусмотренных в ст. 145 УПК РФ. А если изложенная в сообщении информация подлежит проверке в соответствии с УПК РФ, то следует выполнить весь необходимый комплекс мероприятий, предусмотренных УПК РФ, законом «О милиции», законом «Об ОРД» и т.д. Помимо проведения ревизий и документальных проверок, это истребование материалов, предметов, документов, получение объяснений, проведение инвентаризации, исследований.
Также не возникает проблем и по поступившим в ОВД материалам от органов налогового контроля. Порядок взаимодействия данных органов подробно описан в приказе МВД РФ и ФНС РФ от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений».
Но никто не снимал обязанностей с сотрудников подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям самостоятельно выявлять такие преступления и тем самым обеспечивать выполнение возложенных на них задач. Однако при выявлении соответствующих преступлений у них возникают трудности в решении вопроса о необходимости проведения поверки (ревизии) для определения суммы неуплаченного налога, необходимой для возбуждения уголовных дел, предусмотренных ст.ст. 198-199 УК РФ. Указанные составы
70
преступлений являются материальными, соответственно для возбуждения уголовного дела необходимо установление конкретной суммы неуплаченных налогов.
Возникает вопрос: должна ли сумма неуплаченного налога быть высчитана до регистрации сообщения о преступлении в книге учета сообщений о происшествиях или ее расчет производится в процессе предварительной проверки в порядке ст. 144 УПК РФ? На наш взгляд, к моменту регистрации сообщения о преступлении (коим в данном случае будет выступать рапорт оперуполномоченного об обнаружении признаков преступления) в этом рапорте уже должна быть зафиксирована сумма неуплаченного налога, что будет указывать как раз на то, что в процессе оперативно-розыскной деятельности выявлено не налоговое правонарушение, а преступление. Однако закон «Об ОРД» в числе оперативно-розыскных мероприятий не предусматривает такого средства получения информации, как ревизия или документальная проверка. В то же время законом «Об ОРД» предусмотрено такое оперативно-розыскное мероприятие, как исследование предметов и документов (п. 5 ч. 1 ст. 6), в рамках которого возможно представление ревизору подразделения ОВД по налоговым преступлениям изъятых документов для установления признаков преступления (в том числе суммы налогов) для соответствующего исследования, по результатам которого им будет оформлен акт, содержащий необходимые сведения для регистрации сообщения. Дополнительно ревизор может быть опрошен по результатам проведенного исследования в соответствии с п. 1. ч. 1 ст. 6 закона «Об ОРД». После регистрации такого сообщения, содержащего указанные материалы ОРД, уголовно-процессуальный закон позволяет следователю для решения вопроса о возбуждении уголовного дела проверить информацию, содержащуюся в сообщении, посредством реализации требования о проведении ревизии или документальной проверки (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).
Таким образом, получается, что в рамках ОРД необходимо провести все не-
обходимые мероприятия и собрать достаточное количество данных для регистрации в книге учета сообщений и преступлений сообщения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших. В этих целях возможно предложить следующий порядок (алгоритм) действий для сотрудников управлений по налоговым преступлениям:
- получение первичной информации и заведение дела оперативного учета;
- проведение необходимых оперативно-розыскных мероприятий для проверки информации и документирования преступных действий (в форме различных оперативно-розыскных мероприятий производится анализ изъятых, обнаруженных, представленных документов, опросы лиц, имеющих отношение к информации о преступлении, исследование и получение информации из различных источников, направление необходимых запросов в контролирующие и регистрирующие организации, получение рекомендаций от специалистов и сотрудников следственных органов, проведение исследования всех собранных документов на предмет установления суммы неуплаченных налогов с составлением акта исследования и пр.);
- представление собранных материалов до регистрации в книге учета сообщений о происшествиях руководителю следственного органа для изучения на предмет достаточности оснований к возбуждению уголовного дела;
- при отрицательной оценке достаточности оснований к возбуждению уголовного дела, данной руководителем следственного органа, осуществление доработки материалов или их представление со своими возражениями руководителю вышестоящего следственного органа;
- при наличии информации от руководителя следственного органа о достаточности оснований к возбуждению уголовного дела регистрация рапорта и направление материала в орган предварительного следствия.
Такой порядок решения вопроса о
Юридическая наука и правоохранительная практика возбуждении уголовного дела реализуется в соответствии действующим законодательством, не противоречит принятому федеральному закону № 293-ФЗ и словам Президента РФ. Принятые законодательные акты по исключению внепроцессу-альных прав органов внутренних дел, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности, нисколько не препятствуют реализации правоохранительной функции по пресечению преступлений в экономической сфере и в то же время будут выступать дополнительным стимулом для повышения качества работы органов внутренних дел и недопущения актов коррупционного поведения.
1. Медведев Д.А. Вступительное слово на совещании по вопросам защиты прав собственности субъектов малого и среднего предпринимательства // Официальный сайт Президента России. Ц^: http://www. kremlin.ru/text/appears/2008/07/204827. shtml.
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской
Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности: федер. закон от 26 дек. 2008 г. № 293-Ф3 // Российская газета. 2008. 30 дек.
3. Медведев Д.А. Вступительное слово на расширенном заседании коллегии МВД РФ об основных результатах оперативнослужебной деятельности ОВД и ВВ в 2008 году и приоритетных задачах на 2009 год // Щит и меч. 2009. № 6 (1166).
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. 12-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 1978.
5. Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд: приказ МВД РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и Минобороны РФ от 17 апреля 2007 г. № 368/185/164/48 1/32/184/97/147 // Российская газета. 2007. 16 мая.