ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ И ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Актуальные проблемы правовой
регламентации проверок хозяйствующих субъектов подразделениями, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
Белинский В.В.*
The article analyses pressing problems of legal regulation of inspection of companies by investigative units.
Начиная с 2008 г. руководством Российской Федерации в целях снижения уровня коррупции и содействия развитию малого и среднего бизнеса намечен курс на снижение давления правоохранительных и контрольно-надзорных органов на субъекты предпринимательской деятельности в виде сокращения периодичности проводимых проверок и недопущения проведения необоснованных проверок. В этой связи перед правоохранительными и контрольно-надзорными органами ставится двоякая задача: с одной стороны -недопущение снижения уровня законности в сфере предпринимательской деятельности, с другой - выполнение намеченного руководством страны курса по стимулированию предпринимательской инициативы, созданию благоприятного инвестиционного климата.
Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности» признаны утратившими силу п.п. 25, 35 ч. 1 ст. 11 Закона «О милиции».
Ранее, в соответствии с п.п. 25, 35 ч. 1 ст. 11 Закона «О милиции», в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела при наличии данных о влекущем уголовную ответственность на-
рушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность (п. 25, ч. 1 ст. 11 Закона «О милиции»), либо указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (п. 35 ч. 1 ст. 11 Закона «О милиции») органы внутренних дел имели право проводить проверки организаций и физических лиц, порядок которых был регламентирован Инструкцией о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, утвержденной приказом МВД России от 2 августа 2005 г. № 636, и Инструкцией о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах, утвержденной приказом МВД РФ от 16 марта 2004 г. № 177.
В Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. № 293-ФЗ пункт 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» изложен в новой редакции:
Статья 2: Пункт 1 части первой статьи 15 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 33, ст. 3349) изложить в следующей редакции:
Начальник Управления межведомственного взаимодействия и по связям с общественностью ДЭБ МВД России.
СО
OI
О) О О CJ
о о о
Q.
со
S
н
о
0
1
о я с о
т ф
VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф
со
ISSN 1997-1001
CO
Ol
z
0) о о сч
о о о
Q.
et
CQ s
I-
о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о
ш у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
«1. Проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 настоящего Федерального закона, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
В случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации».
Учитывая, что основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного деяния, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (т.е. не имеется всех необходимых признаков состава преступления), возложенные на подразделения экономической безопасности задачи должны решаться в рамках оперативно-розыскной деятельности.
Оперативно-розыскная деятельность осуществляется посредством проведения гласно и негласно оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых могут затрагиваться права и свободы лиц. Учитывая, что информация, содержащаяся в изымаемых документах, может составлять коммерческую, банковскую, налоговую тайну, а также конфиденциальные данные, органы внутренних дел при проведении таких гласных оперативно-розыскных мероприятий могут столкнуться с рядом проблем, которые позволяют говорить о наличии пробелов в правовом регулировании указанной сферы.
Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в редакции Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 293-ФЗ) предусмотрено изъятие документов, но не определены его основания, порядок принятия решения.
В связи с этим представляется целесообразным обеспечить субъекту предпринимательской деятельности возможность удостовериться в законности и
обоснованности проводимого оперативно-розыскного мероприятия, для чего на нормативном уровне определить, что проведение сотрудниками органов внутренних дел гласных оперативно-розыскных мероприятий, связанных с изъятием документов, предметов, материалов и сообщений, может осуществляться исключительно на основании постановления, вынесенного уполномоченным должностным лицом.
В отличие от уголовно-процессуальной деятельности, в результате оперативно-розыскных мероприятий могут быть получены фактические данные, не имеющие доказательственного значения, задачу выявления и раскрытия преступлений оперативно-розыскным путем необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с уголовно -процессуальной деятельнос -тью.
Таким образом, в ходе оперативно-розыскной деятельности должны быть созданы условия и предпосылки надлежащего оформления и закрепления доказательств, что требует уточнения процедуры изъятия документов сотрудниками органов внутренних дел при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Так, в случае изъятия документов, предметов, материалов и сообщений в рамках гласных оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в редакции Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 293-ФЗ) предусмотрена необходимость составления протокола в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.
Учитывая, что проведение оперативно-розыскных мероприятий не регулируется нормами процессуального закона, при составлении протокола изъятия документов необходимо руководствоваться требованиями, предъявляемыми к составлению протокола следственного действия, предусмотренными ст. 166 УПК РФ.
В этой связи представляется целесообразным в ведомственном нормативном правовом акте открытого характера установить форму постановления, перечень должностных лиц, уполномоченных на его вынесение, форму акта обследования и протокола изъятия; закрепить порядок ознакомления представителей субъекта предпринимательской деятельности с документами, послужившими основанием
Правоохранительные органы и их деятельность
для проведения оперативно-розыскного мероприятия (постановлением) и составленными по итогам его проведения (актом обследования и протоколом изъятия). Также необходимо закрепить процедуру заверения и передачи лицу, у которого в рамках ОРД были изъяты документы, копии этих документов.
При наличии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (всех необходимых признаков состава преступления) проверка хозяйствующих субъектов должна производиться в рамках досудебного производства (ст. 5 п. 9 УПК РФ). Уголовно-процессуальное законодательство начинает регулировать действия сотрудников с момента получения сообщения о преступлении, в связи с чем должностные лица ОВД при проведении мероприятий, направленных на пресечение правонарушений и преступлений, должны руководствоваться процедурами и порядком их
применения, которые предусмотрены нормами УПК РФ.
Вместе с тем, если ранее порядок проведения проверок и ревизий по уголовным делам, подследственным органам внутренних дел, подробно регламентировался инструкциями, утвержденными приказами МВД России от 02.08.2005 г. № 636 и от 16.03.2004 г. № 177, то в настоящее время порядок действий сотрудников органов внутренних дел не определен.
Таким образом, остаются нерешенными следующие проблемные вопросы:
1. Ранее до вступления в силу новых норм проверяемый субъект получал постановление, после их вступления -получать не будет.
2. В законодательстве не предусматривается выдача копии протокола осмотра места происшествия (его будет требовать лицо, у которого изъяли документы).
3. Не определены сроки изъятия документов.
Правовые и организационные основы
деятельности милиции в 1930-х - начале 1940-х гг., ее региональные особенности (на примере Республики Башкортостан)
Емелин С.М.*
We analyze the historical conditions, in which work of militia on the territory of Bashkortostan has been passed. Some peculiarities of this process and basic analysis of the militia activity in 1930-1940 are also presented in this article.
Тридцатые годы ХХ столетия представляют собой отдельный и самостоятельный этап в истории органов внутренних дел России. К этому времени было в целом завершено их формирование, была разработана организационно-правовая база деятельности, сложились основные направления работы. Во многом тот уровень организации органов внутренних дел, с которым они подошли к началу Второй мировой, а затем и Великой Отечественной войн, был сформирован в 30-е годы, а именно в их второй половине. Данный период характеризуется усилением централизации в рамках сложившейся в СССР командно-административной системы управления. Происходящие в стране про-
цессы в полной мере отразились на органах внутренних дел, которые в силу их положения в государственной системе, места в осуществлении внутренней политики государства и обилия выполняемых функций к этому времени не отвечали политическим потребностям. Это, в свою очередь, привело к серьезному изменению статуса органов внутренних дел в сторону его понижения, распределению ряда функций, не отвечающих основным направлениям деятельности ведомства, соответствующим государственным, хозяйственным и коммунальным службам.
Подобная ситуация была обусловлена рядом политических и экономических факторов, которые стали причиной серь-
Старший научный сотрудник АЭБ МВД России, кандидат исторических наук, доцент