ного закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». В частности, в актах отсутствует время, место составления акта, дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю.
Прокуратурой города по фактам выявленных нарушений руководителю Управления Роснедви-жимости по Нижегородской области и руководителю Государственной жилищной инспекции Нижегородской области внесены представления об устранении нарушений законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора).
Изложенное свидетельствует, что Прокуратура РФ является важным элементом государственноправового механизма обеспечения экономической безопасности, эффективно реализует полномочия по надзору за соблюдением Конституции РФ и федеральных законов. Вместе с тем, по нашему мнению, необходимо продолжить активную работу по организации надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, особенно субъектов малого и среднего бизнеса.
Примечания
1. См.: Примаков Е.М. Блеск и нищета российской экономики // Русский журнал. — 2008. — № 3. — С. 57.
2. См.: Булавин В.И. Национальная безопасность современной России: Автореф. дис... канд. юрид. наук. — Н. Новгород, 1999. — С. 18; Стрельников К.А. Правовые аспекты обеспечения экономической безопасности современного Российского государства: Автореф. дис. канд. юрид. наук. — Н. Новгород, 2004. — С. 23.
3. См.: Варенов И.В. Сущность понятий «экономическая безопасность государства» и «экономическая безопасность региона» // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения: Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2005. — № 5. — С. 10.
4. См.: Илларионов А. Опасный поворот // Российская газета. — 2005. — 23 сентября.
5. См.: Интервью Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки // Российская газета. — 2008. — 28 октября.
6. См.: Паламарчук А. Надзор за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности // Законность. — 2008. — № 11. — С. 9.
>s
s
і
ш
І
О
ф
&
со
S
о
с;
ъ
X
1
о
А.Ю. Панов
Панов Александр Юрьевич — преподаватель кафедры оперативной работы ОВД Нижегородской академии МВД
России, кандидат юридических наук
E-mail: [email protected]
0
1
1
Si
О
§
ї
§
то
I
с
Правовые особенности выявления оперативными подразделениями ОВД экономических и налоговых преступлений, связанных с финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельностью
В работе рассмотрены изменения нормативной правовой базы, регламентирующей выявление оперативными подразделениями ОВД экономических и налоговых преступлений, связанных с финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельностью. С учетом этого определены и проанализированы положения действующих нормативных правовых актов, которыми в настоящее время следует руководствоваться работникам оперативных подразделений при обнаружении и документировании признаков преступлений рассматриваемого вида.
The author considers changes of the normative legal base regulating detection by operative subunits of the Departments of Internal Affairs of economic and tax crimes connected with financial, managerial, entrepreneurial and commercial activities. Generally the author defines and analyses the formulations of the current normative legal acts, by which the personnel of the operative subunits should be guided when detecting and filing qualities of the crimes studied.
В связи с проведением государственной политики по оздоровлению российской экономики Президентом РФ было принято решение о поэтапном проведении мероприятий, направленных на под-
держку малого и среднего бизнеса. Одним из нормативных правовых актов, направленных на реализацию данного решения стал Указ Президента РФ «О неотложных мерах по ликвидации админи-
ї
оо
£
то
Q.
ш
с
0 §
1 § 5
о
0
1 I ф Ю
о
о
о
со
о
со
ъ
с:
со
0
1
>5
I
Ф
I
О
Ф
&
со
12
0
1
1
О
0
1
8
со
3
О
?!
I
§
5?
<3
о.
§
с
-о
I
со
£
<3
о.
ф
с
0 §
1 ф Ей 8
о
0
1 I
ш
»о
о
о
о
со
о
со
то
с:
со
0
1
с:
стративныхограничении при осуществлении предпринимательской деятельности» от 15 мая 2008 года № 7971, который определил направления деятельности органов государственной власти в рассматриваемом направлении.
В частности, данный Указ Президента РФ содержал в себе ряд положений, направленных на изменение законодательства, регламентирующего организацию выявления экономических и налоговых преступлений, связанных с финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельностью. Так, на Правительство РФ возлагалась задача разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект федерального закона, предусматривающего исключение внепроцессуальных прав органов внутренних дел РФ, касающихся проверок деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также возможности составления должностными лицами этих органов протоколов об ад-министративныхправонарушениях в области предпринимательской деятельности.
Во исполнение данного указа был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности» от 26 декабря 2008 года № 293-Ф32, который внес ряд поправок в нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность по выявлению рассматриваемых преступлений,а именно:
— отменены следующие положения Закона РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 года № 1026-1:
а) пункт 25 ст. 11, содержащий в себе перечень мероприятий, в том числе проверки и ревизии, которые сотрудники милиции имеют право проводить для выявления преступлений, связанных с финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельностью;
б) пункт 35 ст. 11, предусматривающий право проведения сотрудниками милиции проверок при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанных с нарушением законодательства о налогах и сборах;
— внесены изменения в п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об оперативно-разыскной деятельности» от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ, в соответствии с которым оперативные работники вправе проводить гласно и негласно оперативно-разыскные мероприятия, перечисленные в ст. 6 настоящего федерального закона, производитьпри ихпроведе-нии изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Необходимость внесения данных изменений в действующее законодательство законодатель обус-
ловил тем, что Закон РФ «О милиции» устанавливает лишь общие требования при реализации милицией указанных прав и не содержит четкие процедуры, которые наделяли бы не только милицию, но и лиц, в отношении которых проводятся указанные мероприятия, определенными правами и обязанностями. Исключение внепроцессуальных прав органов внутренних дел приведет к тому, что должностные лица органов внутренних дел при проведении мероприятий,направленных на пресечение правонарушений и преступлений, должны будут руководствоваться только теми процедурами и порядком их применения, которые предусмотрены нормами УПК РФ и КоАП РФ3.
Впоследствии министром МВД России был подписан приказ «О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов МВД России» от 8 января 2009 года № 124, в соответствии с которым прекратили свое действие следующие приказы МВД России:
— «Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» от 16 марта 2004 года № 177;
— «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой,хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности» от 2 августа 2005 года № 636;
— ряд приказов, вносивших изменения в указанные нормативные правовые акты.
Объективности ради следует отметить, что указанные изменения в нормативной правовой базе привели к не всегда однозначному пониманию работниками оперативных подразделений своих полномочий, касающихся выявления экономических и налоговых преступлений, связанных с финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельностью. В отдельных случаях одни по-прежнему пытаются на незаконных основаниях проводить проверки и ревизии, другие — просто остерегаются осуществлять какие-либо мероприятия в отношении субъектов предпринимательства. Подобная ситуация явно не способствует эффективной борьбе с преступлениями рассматриваемого вида.
Для правильного представления круга рассматриваемых полномочий оперативных подразделений ОВД необходимо проанализировать нормы действующего законодательства, в частности НК РФ, Федерального закона «Об оперативно-разыскной деятельности», Закона РФ «О милиции», а также ряда ведомственных и межведомственных нормативных правовых актов.
Для начала необходимо отметить, что рассмотренные изменения в нормативной базе не исключили полностью возможности участия сотрудников органов внутренних дел в налоговых проверках. Согласно законодательству о налогах и сборах
они могут участвовать в проведении выездных проверок, но только совместно с налоговыми органами. Данное право возникает в случае направления налоговыми органами в орган внутренних дел мотивированного запроса (п. 33 ст. 11 Закона РФ «О милиции»). Основаниями для его направления могут являться:
а) наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах и необходимости проверки указанных данных с участием специалистов-ревизоров и (или) сотрудников оперативных подразделений;
б) назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для принятия по ним решения в соответствии с п. 2 ст. 36 НКРФ;
в) необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля;
г) необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц при исполнении ими должностных обязанностей5.
Указанные положения НК РФ позволяют сделать вывод, что работники оперативных подразделений ОВД могут участвовать в выездных налоговых проверках только по инициативе налоговых органов и в строго определенных случаях.
Исключив внепроцессуальные права органов внутренних дел по инициативным проверкам субъектов предпринимательства, законодатель тем самым ограничил полномочия оперативных подразделений, однако это не означает, что деятельность по выявлению рассматриваемых преступлений оказалась парализованной. Действующее законодательство предоставляет оперативным подразделениям достаточно полномочий для эффективной борьбы с преступлениями рассматриваемого вида. При получении в процессе поисковой деятельности сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления субъектами предпринимательства, оперативные подразделения вправе проводить любое из перечисленных в ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-разыскной деятельности» оперативно-разыскныхмероприятий. Однако при этом необходимо учитывать некоторые особенности законодательства, которые обеспечат правомерность осуществления ОРД.
Первостепенное значение имеет вопрос относительно законных оснований получения документов, отражающих финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность субъектов предпринимательства. Они составляют
основу доказательственной базы по делам о преступлениях рассматриваемой категории и позво-ляютсудить о способе совершения преступления, а также о нанесенном им ущербе.
Предусмотрев в ст. 15 Федерального закона «Об оперативно-разыскной деятельности» полномочия оперативных подразделений по изъятию документов, предметов, материалов и сообщений в процессе проведения гласныхи негласныхОРМ, указанных в ст. 6 данного Федерального закона, законодатель тем самым определил, что оно не является самостоятельным мероприятием и осуществляется как бы «попутно», в процессе проведения одного из уже существующих ОРМ. При этом не указано, в процессе каких мероприятий возможно проведение изъятия.
В данной ситуации представляется, что критерием определения ОРМ, в ходе которого может быть использовано рассматриваемое полномочие оперативных подразделений, является возможность обнаружения в процессе их проведения документов, предметов, материалов и сообщений, представляющих интерес для решения задач ОРД.
Применительно к деятельности оперативных подразделений, осуществляющих выявление экономических и налоговых преступлений, связанных с финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельностью, данными оперативными мероприятиями могут быть:
1) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
2) наведение справок, которое может осуществляться путем:
— изучения документов непосредственно оперативным работником;
— направления в установленном порядке соответствующих запросов в государственные органы, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности.
Кроме того, при наличии конкретных сведений о местонахождении документов, содержащих признаки рассматриваемых преступлений, оперативными подразделениями с целью получения данных документов может быть проведено такое ОРМ, как сбор образцов для сравнительного исследования.
Основанием проведения указанных мероприятий при выявлении преступлений рассматриваемого вида являются ставшие известными оперативным подразделениям ОВД сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (ст. 6 Федерального закона об ОРД). Кроме того, при принятии решения о проведении указанных мероприятий с целью изъятия документов, характеризующих финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, необходимо соблюдать следующие условия:
>8
I
ш
I
о
&
СО
2
0
1
0
1 1 3
о
§
I
§
5?
то
I
С
I
со
£
о.
ф
с
0 §
1 § 5
о
0
1 I ф ю
о
о
о
со
о
со
с:
со
0
1
I
Ф
I
О
Ф
&
со
£2
0
1
1
О
0
1
8
со
3
О
?!
I
§
5?
о.
§
с
-о
I
со
£
о.
ф
с
0 §
1 ф Ей 8
о
0
1 I
ш
»о
о
о
о
со
о
со
то
с:
со
0
1
с!
— поступившие в органы внутренних дел сведения о преступлении рассматриваемого вида должны быть надлежащим образом зарегистрированы6;
— информация о факте преступления должна быть достоверной. Тщательной проверки требуют сведения, поступившие от конфиденциальных источников. При этом ее способы не должны вызывать у проверяемых лиц подозрений в том, что ими интересуются правоохранительные структуры. Последнее обусловлено необходимостью обеспечения сохранности предметов и документов, свидетельствующих о совершении субъектами предпринимательства экономического (налогового) преступления.
При наличии достаточных сведений, которые свидетельствуют о совершении преступлений рассматриваемого вида, оперативным работникам необходимо учитывать, что получение необходимых предметов и документов может быть связано с ограничением конституционных прав и свобод человека и гражданина на неприкосновенность жилища, например, при обследовании жилья, используемого для осуществления финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, без согласия его владельцев. В данном случае должны быть соблюдены общие условия проведения ОРМ, закрепленные в ст. 8 Федерального закона об ОРД. В соответствии с ней проведение оперативно-разыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации:
— о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;
— о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;
— о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
В случае обнаружения в ходе указанных оперативно-разыскных мероприятий документов, предметов, материалов, имеющих значение для раскрытия преступлений рассматриваемого вида, оперативному работнику, принявшему решение об их изъятии, необходимо составить протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации. Если изымаются документы, то сних изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого они изымаются, о чем делается запись в протоколе. В случае если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов лицу,
у которого были изъяты документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе. Если по истечении пяти дней после изъятия документов, заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления (ст. 15 Федерального закона об ОРД).
Впоследствии полученные документы необходимо направить на исследование с целью обнаружения признаков, свидетельствующих о совершении экономического (налогового) преступления. Заключение, составленное специалистом по результатам данного исследования, приобщается к материалам оперативной проверки и будет являться основным документом, на основании которого следователь будет осуществлять предварительную квалификацию преступных действий субъекта предпринимательства при решении вопроса о возбуждении уголовного дела.
С рассмотренными положениями Федерального закона «Об оперативно-разыскной деятельности» коррелирует ст. 11 Закона РФ «О милиции», которая предусматривает следующие права работников милиции:
— получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них (п. 4);
— получать безвозмездно от организаций и граждан информацию, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения соответствующей информации (п. 30);
— в соответствии с законодательством Российской Федерации получать сведения, составляющие налоговую тайну (п. 34).
Таким образом, п. 30 и 34 указанного закона, наряду с общим правом по получению работниками милиции необходимых сведений (п. 4 ст. 11), устанавливают для них специальные полномочия, касающиеся случаев получения информации, составляющей тот или иной вид тайны, охраняемой законодательством Российской Федерации.
При документировании действий лиц, совершающих преступления рассматриваемого вида, работники оперативных подразделений сталкиваются преимущественно с необходимостью получения сведений, составляющих банковскую, коммерческую и налоговую тайну. Порядок получения данных сведений предусмотрен рядом нормативных правовых актов. Рассмотрим его более подробно.
1. Право доступа к налоговой тайне сотрудников органов внутренних дел закреплено в ст. 102 НК РФ. Основание и порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов предусмотрены приказом МНС России «Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов» от 3 марта 2003 года № БГ-3-28/967. Обоснованием (мотивом) запроса на получение сведений, составляющих налоговую
тайну, является конкретная цель, связанная с исполнением пользователем определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию. Так, для оперативных подразделений8 таким обоснованием запроса будет являться проведение оперативно-разыскных мероприятий или проверки по поступившей в этот орган информации с указанием даты и номера документа, на основании которого проводится оперативно-разыскное мероприятие или проверка информации9.
2. В соответствии с законодательством Российской Федерации справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (составляют банковскую тайну), выдаются кредитной организацией по запросам органов внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений10.
3. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти (в том числе органа внутренних дел), иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами. В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, указанные органы вправе затребовать данную информацию в судебном порядке11.
В заключение необходимо отметить, что, исключив внепроцессуальные права ОВД по проведению проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, законодатель ориентировал работников оперативных подразделений, в чью компетенцию входит организация выявления преступлений рассматриваемого вида, на полномочия, предоставленные им для решения этой задачи Федеральным законом «Об оперативно-разыскной деятельности». Данная деятельность зачастую связана с проникновением в жилые помещения, получением сведений, составляющих различные виды тайн (налоговую, коммерческую, банковскую и т. д.). Учет оперативными подразделениями рас-смотренныхправовых особенностей действующего законодательства в своей практической деятельности обеспечит ее правомерность и будет способствовать успешному выявлению и раскрытию экономических и налоговых преступлений, связанных с финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельностью.
Примечания
1. Российская газета. — 2008. — 17 мая.
2. Российская газета. — 2008. — 30 декабря.
3. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности» // СПС «Гарант». — 2009. — 11 мая.
4. Российская газета. — 2009. — 6 марта.
5. Порядок организации подготовки и проведения выездных налоговых проверок с участием сотрудников органов внутренних дел, а также порядок оформления и реализации данных проверок регламентированы «Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок», утвержденной приказом МВД России и МНС России «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» от 22 января 2004 года № 76/АС-3-06/37.
6. Поступившее в орган внутренних дел сообщение о происшествии должно быть незамедлительно внесено в Книгу учета сообщений о происшествиях и ему присвоен соответствующий регистрационный номер. Подробнее о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях см.: «Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях», утвержденная приказом МВД России от 1 декабря 2005 года № 985 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2005. — 26 декабря. В свою очередь, конфиденциальная информация, получаемая от лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, регистрируется в специальных журналах и докладывается руководителям оперативных аппаратов.
7. Российская газета. — 2003. — 3 апреля.
8. Перечень должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, утвержден приказом МВД России от 26 декабря 2003 года № 1033 // Российская газета. — 2004. — 27 января.
9. См. п. 7 Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, утвержденного приказом МНС России от 3 марта 2003 года № БГ-3-28/96 // Российская газета. — 2003. — 3 апреля.
10. См. ч. 3 ст. 26 Закона РФ «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года № 395-1 // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР — 1990. — № 27. — Ст. 357.
11. См. п. 1 ст. 6 Федерального закона «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 32. — Ст. 3283 (с изм. от 2 февраля, 18 декабря 2006 года, 24 июля 2007 года).
>8
I
Ш
I
О
&
со
е
0
1
0
1 1 3
о
§
I
§
5?
то
I
с
I
со
£
о.
ф
с
0 §
1 § 5
о
0
1 I ф ю
о
о
о
со
о
со
с:
со
0
1