Научная статья на тему 'Проведение государственных товарных интервенций на рынке зерна'

Проведение государственных товарных интервенций на рынке зерна Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проведение государственных товарных интервенций на рынке зерна»

дивидендов работникам при одновременном их убеждении в реальности программы финансового оздоровления и повышения дивидендных выплат в будущем; обновление материально-технической базы предприятия путем лизингового приобретения техники; привлечение кредитов под прибыльные проекты, способные принести предприятию высокий доход; уменьшение дефицита собственного капитала за счет ускорения его оборачиваемости путем сокращения сверхнормативных остатков запасов, незавершенного производства, производственно-коммерческого цикла и др.; отказ от некоторых видов деятельности, обслуживающих основное производство (строительство, транспорт и т.п.) с целью сокращения расходов и повышения эффективности основного производства; сокращения расходов на содержание объектов жилсоцкультбыта путем передачи их в муниципальную собственность.

Одним из основных и наиболее радикальных направлений повышения эффективности производства сельхозпредприятий является поиск внутренних резервов

по увеличению прибыльности производства и достижению безубыточной работы за счет более полного использования мощности предприятия, повышения качества и конкурентоспособности продукции, снижения ее себестоимости, рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращения непроизводственных расходов и потерь. Большое внимание при этом необходимо уделить вопросам ресурсосбережения: внедрения ресурсосберегающих технологий, использования вторичного сырья, организации действенного учета и контроля за использованием ресурсов, изучения и внедрения передового опыта в осуществлении режима экономии, материального и морального стимулирования работников за экономию ресурсов и сокращение непроизводственных расходов и потерь. Ведение специального реестра потерь с классификацией их по определенным группам; анализ динамики этих потерь и разработка мероприятий по их устранению позволяют значительно улучшить эффективность производства сельхозпредприятий.

ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТОВАРНЫХ ИНТЕРВЕНЦИИ

НА РЫНКЕ ЗЕРНА

М.И. Бубликова, Ю.Б. Бубликов

Известно, что в ведущих зернопроизводящих странах мира действуют интервенционные зерновые торги. В нашей стране после некоторой активизации в начале 1990-х годов продовольственные и зерновые биржи практически перестали функционировать. Организации широкомасштабной биржевой торговли препятствуют отсутствие надежных гарантий и сделок. Организаторы биржи сейчас не в состоянии взять на себя эти гарантии, а без них существенный рост биржевой торговли практически невозможен. Из-за незначительного объема (менее 4% от объема рынка) биржевых торгов не выполняется основная функция биржи - надежная котировка цен.

Проведение товарных интервенций является важнейшим элементом функциони-

рования действенного рынка зерна в регионе.

В этой связи во исполнение распоряжений администрации края от 25.01.03 № 24 р и от 12.03.03 № 156 - р ГУПАК «Алтай-агропрод», при поддержке главного управления сельского хозяйства администрации края, совместно с ЗАО СМВБ в г. Барнауле по адресу Комсомольский 80, создана торговая площадка, оборудованная десятью компьютеризированными брокерскими местами, средствами оргтехники и телекоммуникаций.

Совместно были отобраны и согласованы нормативные документы, аккредитованы предприятия хранения (21 элеватор) на общий объем 378 тыс. тонн, необходимая информация о торгах размещена на официальном сайте торгов «Агропромышлен-

ный портал Сибири-СибАгро» (www.sibagro.ru.).. проведена необходимая разъяснительная и организационная работа. [

Расходы по организации и эксплуатации торговой площадки в ходе первых торгов по согласованию сторон компенсированы в полном объеме. 1

Биржевым товаром являются следующие базисные активы:

1) мягкая продовольственная пшеница 3-го класса (ГОСТ 9353-90) с массовой долей клейковины не менее 23%;

2) мягкая продовольственная пшеница 3-го класса (ГОСТ 9353-90) с массовой долей клейковины не менее 25%;

3) мягкая продовольственная пшеница

3-го класса (гост 9353-90) с массовой долей клейковины не менее 27%;

4) мягкая продовольственная пшеница

4-го класса (ГОСТ 9353-90) с массовой долей клейковины не менее 18%;

5) мягкая продовольственная пшеница 4-го класса (ГОСТ 9353-90) с массовой долей клейковины не менее 20%;

6) продовольственная рожь (группы А) (ГОСТ 16990-88);

7) единица измерения базисного актива

- физическая тонна;

8) цена базисного актива определяется в рублях за тонну (включая НДС).

Первые торги форвардными контрактами проведены с 27 марта по 27 апреля текущего года. В торгах приняли участие 43 сельхозтоваропроизводителя с предложением на продажу более 30 тыс. т пшеницы продовольственной 3 и 4 класса.

С начала торгов проведено 12 плановых торговых сессий, совершено 56 биржевых сделок, продано (куплено) 11100т пшеницы продовольственной с поставкой продукции до 1 и 15 октября 2003 г.

В счет исполнения обязательств покупателя (инвестора) первый авансовый платеж (30% от стоимости контракта), 6957 тыс. руб., произведен в полном размере, ГУПАК «Алтаиагропрод» перечислено И, 14, 16, 18 июля прошлого года. Причина -задержка поступления средств от КпФНКП администрации края.

Окончательные расчеты в размере 9276 тыс. руб. должны были пройти по итогам поставки продукции. Фактически по ве-

сенним форвардным контрактам выполнила обязательства в натуре только часть предприятий. Повторные торги проведены 31 июля - 7 августа. В торгах приняли участие 7 хозяйств, совершено 20 сделок. Объем сделок составил 6588 тыс. руб. Авансовые платежи (50%) в соответствии должны были пройти до 6 августа - 1617 тыс. руб. и до 13 августа - 1677 тыс. руб. Фактически из-за того, что средства для расчетов поступили от КпФ, НиКП администрации края только 21 сентября, хозяйствам от ГУПАК «Алтаиагропрод» они перечислены 23 сентября, в связи этим часть хозяйств отказалась от исполнения договорных обязательств, а сумма перечисленных средств составила 1651 тыс. руб., остальная сумма полученных из краевого бюджета средств возвращена назад. Всего по летним торгам должно быть поставлено 1100 т пшеницы на общую сумму 3058 тыс. руб.

По результатам обоих торговых сессий распоряжением администрации края № 156 - р от 12.03.03. цены в одностороннем порядке были повышены в пользу продавцов до уровня гарантированных закупочных цен по региональному продовольственному фонду.

Всего по всем (весенним и летним) форвардным контрактам в настоящее время поставлено 1200 т пшеницы 4 класса, 367 т пшеницы 3 класса по максимальной цене от 2800 до 2900 руб.

В целом по итогам исполнения обязательств форвардных контрактов степень возвратности вложенных средств в овеществленной форме (без зачетов) оказалась значительно выше, чем по схеме товарного кредитования сельхозтоваропроизводителей края или госзаказа по контрактам. Неисполнение обязательств по контрактам в натуре частично компенсировано выплатами поручителей - страховых компаний, в частности, компанией «Росэнерго» - основным поручителем на %, исполнившим свои обязательства по поручительствам. Это стало возможным благодаря системе добровольного страхования рисков недобора урожая и неисполнения обязательств по контрактам.

Оставшаяся сумма неисполненных обязательств в стоимостном выражении свя-

. зана, прежде всего, с введением процедуры ликвидации дочерних предприятий ГКУП «Алтайагропрод» во исполнение ФЗ «Об унитарных предприятиях», в соответствии с которой все имущество дочерних пред-.. приятий, в т.ч. урожай 2003 г., передано в ГКУП «Алтайагропрод», тем самым обязательства фактически выполнены, а формально переведены в формат внутреннего долга РПФ.

Экономическая эффективность закупок зерна через форвардные контракты оказалась выше, чем закупок по обычной схеме формирования РПФ через товарное кредитование (авансирование) сельхозтоваропроизводителей.

Кроме того, закупки через форвардные контракты не требуют поручительств районных бюджетов, вынуждают участников к развитию системы добровольного страхования рисков, что в итоге способствует укреплению и развитию рыночных механизмов регулирования рынка зерна.

Безусловно, по результатам одного, не стандартного по природно-климатическим и экономическим условиям года, невозможно дать полную и однозначную оценку эффективности плотного проекта закупок зерна, в том числе для региональных нужд, с одновременной поддержкой села путем его авансовой оплаты.

В то же время приведенные факты убеждают, что в случае нестабильного спроса на зерно, умеренного роста цен на зерновом рынке результат такой технологии закупок зерна для сельхозтоваропроизводителей будет значительно выше.

В связи с необходимостью и более высокой экономической эффективностью закупок зерна через форвардные контракты было принято Постановление Правительства РФ «О проведении в 2004 году государственных товарных интервенций на рынке зерна».

В целях стабилизации рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Признать необходимым проведение в 2004 г. государственных товарных интервенций путем реализации организациям мукомольно-крупяной промышленности

зерна урожая 2002 г., закупленного при проведении в 2002-2003 гг. государственных закупочных интервенций (далее - зерно интервенционного фонда).

2. Определить, что организация и проведение в 2004 г. государственных товарных интервенций на рынке зерна осуществляется федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка» при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации (далее - федеральное агентство) на основании соглашения, заключенного с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

3. Установить, что государственные товарные интервенции на рынке зерна осуществляется путем проведения торгов на биржах, имеющих лицензию Комиссии по товарным биржам при Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и отобранных федеральным агентством в порядке, утвержденном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее

- товарные биржи).

4. Доходы от реализации зерна интервенционного фонда при проведении в 2004 г. государственных товарных интервенций подлежат зачислению в федеральный бюджет в течение 3 банковских дней с момента исполнения обязательств по договору о продаже зерна интервенционного фонда, заключенного федеральным агентством и покупателем зерна, но не позднее 30 дней с даты проведения торгов.

5. Установить следующие уровни цен, при которых в 2004 г. начинается проведение государственных товарных интервенций:

на мягкую продовольственную пшеницу

3-го класса - 4400 руб. за 1 т;

на мягкую продовольственную пшеницу

4-го класса - 3400 руб. за 1 т;

на продовольственную рожь группы А -2500 руб. за 1 т.

В указанные цены не включаются расходы, связанные с отгрузкой зерна интервенционного фонда с элеватора.

19 февраля состоялись первые интервенционные зерновые торги на Сибирской межбанковской валютной бирже (СМВБ). Цены на зерно в ходе торгов здесь выросли гораздо больше, чем в Москве и Санкт-Петербурге днем ранее. Участники торгов недовольны установленными низкими лимитами на объем сделок по зерну, как пишет газета «Ведомости».

Продавцом зерна выступает ФГУП «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка» (ФАП). Российский интервенционный фонд равен 1,6 млн т зерна, закупленного в 2002-2003 гг. На территории СФО хранится 633000 т из фонда, в Новосибирской области - 213000 т. В ходе торгов реализуется продовольственная пшеница 3-го и 4-го классов (стартовая цена - 4400 руб. за I т и 3400 руб. за I

т соответственно) и продовольственная рожь класса А (2500 руб. за 1 т). Размер лота - 65 т, шаг аукциона - 10 руб. На торгах 19 февраля было выставлено 2600 т пшеницы 3-го класса, 4420 т пшеницы 4-го класса и 975 т ржи. Реализован весь объем. На торгах 19 февраля успели аккредитоваться 15 мукомольных компаний, 7 из них из Алтайского края, 5 - из Новосибирской области. Было заключено 6 сделок. На СМВБ максимальная цена покупки пшеницы 3-го класса составила 4450 руб. за 1 т, 4-го класса-4100 руб., ржи - 3500 руб. Для сравнения: на биржах в Москве и Петербурге было продано около 20000 т пшеницы 3-го и 4гто класса (по 4420-4430 руб. за 1 т пше-

ницы 3-го класса и 3410 руб. за 1 т пшеницы 4-го класса) и около 5400 т ржи (по 2540-2550 руб. за 1 т) (табл.).

Таблица

Итоги биржевых торгов государственных товарных интервенций на рынке зерна

в 2004 г.

Торговая сессия № 3 25 февраля 2004 г.

Общее количество участников - 62

Базисный актив Минимальная -цена, руб. за 1 т Максимальная цена, руб. за 1 т Выставлено на продажу, лотов Продано, лотов

Пшеница мягкая, 3 класс 4400,00 5930,00 229 153

Пшеница мягкая, 4 класс 3400,00 5810,00 278 278

Рожь продовольственная 2500,00 5200,00 84 84

Торговая сессия № 2 19 февраля 2004 г.

Общее количество участников - 17

Пшеница мягкая, 3 класс 4400,00 4450,00 ____ 190 123

Пшеница мягкая, 4 класс 3410,00 4100,00 318 318

Рожь продовольственная 2500,00 3500,00 |_ 95. 95

Торговая сессия № 1 18 февраля 2004 г.

Общее количество участников - 8

Пшеница мягкая, 3 класс 4400,00 4420,00 182 182

Пшеница мягкая, 4 класс 3410,00 3410,00 305 305

Рожь продовольственная 2500,00 2540,00 124 124

Участники рынка объясняют более высокие цены на сибирской площадке дефицитом зерна в регионе и предполагают, что на следующих торгах цены еще больше приблизятся к рыночным, которые сейчас составляют 5000-6000 руб. за 1 т, однако из-за крошечных интервенций торговцев зерном не устраивают объемы этих торгов.

Фундаментальным фактором по-прежнему остаются крайне низкие текущие запасы зерна, особенно в сельскохозяйственных предприятиях. На 1 января

2004 г. они были на 31,3% ниже, чем на эту же дату прошлого года. Торги, проводимые для мелькомбинатов отдельных регионов, пока оказывают в лучшем случае локально-точечное воздействие и не меняются на зерновом рынке в целом.

В связи с изложенным необходимо провести еще несколько торговых сессий по покупке форвардных контрактов на поставку зерна урожая 2004 г. в объеме не менее 4% от общей реализации зерна в крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.