© Л.В. Тодуа
начальник фондового отдела
ЗАО «Ростовская валютно-фондовая
биржа»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ВАЛЮТНО-ФОНДОВЫХ БИРЖ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ЗЕРНА
В ноябре 2002 г. на зерновом рынке России появился новый игрок, которого все участники рынка ждали почти полгода, государство. В соответствии с Постановлением Правительства РФ №756 от 11 октября начались биржевые торги при проведении в 2002-2003 гг. государственных закупочных интервенций для регулирования рынка зерна. Биржевые торги проходят на Центральной Российской универсальной бирже (ЦРУБ), выигравшей тендер на организацию торгов при содействии Национальной товарной биржи (НТБ) и участии региональных бирж. Межрегиональная инфраструктура Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) выбрана в партнеры ЦРУБ для технического обеспечения торгов из-за наиболее развитой инфраструктуры. В ходе биржевых торгов сельскохозяйственные производители подают заявки в единую электронную торговую систему, которая была разработана ММВБ на базе своего информационно-технологического программного комплекса. При этом участники получили возможность торговать в режиме реального времени на Центральной Российской универсальной бирже (ЦРУБ, Москва), Санкт-Петербургской валютной бирже (СПВБ), Ростовской валютно-фондо-вой бирже (РВФБ, Ростов-на-Дону), Нижегородской валютно-фондовой бирже (НВФБ), Самарской валютной межбанковской бирже (СВМБ), Уральской региональной валютной бирже (УРВБ, Екатеринбург) и Сибирской межбанковской валютной бирже (СМВБ, Новосибирск). Объединение усилий и ресурсов всех бирж — участниц проекта позволило проводить государственные закупки одновременно во всех основных зер-нопроизводящих регионах, что является важным
шагом на пути создания инфраструктуры для государственного регулирования продовольственного рынка страны. Системой торгов смогут воспользоваться владельцы зерна практически по всей стране.
Покупателем правительство назначило специально организованное при Минсельхозе Государственное унитарное предприятие «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка» (ГУП ФАП). Необходимость государственных закупок зерна вызвана тем, что из-за высоких урожаев излишек зерна обрушил бы цены, что, в свою очередь, чревато сокращением посевных площадей под зерно в последующие годы и оттоком капитала из отрасли. В этом году некоторых сельхозпроизводители, не дождавшись начала торгов, уже сократили площади посевов озимых на 5-10 %.
Впервые к государственным закупкам прибегли в ноябре 2001 г. Тогда из бюджета было выделено около 2 млрд руб. и вместо запланированных 740 тыс. тонн в государственный фонд было закуплено всего 250,2 тыс. тонн продовольственной пшеницы 3-го класса на 675 млн руб.. Из них 190 тыс. тонн пшеницы государству продала компания «Разгуляй-Зерно», 20 тыс. тонн — ГК «Ру-сагро» и около 40 тыс. тонн — «Зерновые системы». Закупленная пшеница хранится в элеваторах компаний-продавцов. В итоге из-за малых масштабов закупок и неразвитости системы торгов закупки прошли «мимо рынка».
В этом году на государственные закупки пшеницы третьего и четвертого класса и ржи правительство выделило из федерального бюджета 6 млрд руб. (под кредит Сбербанка) для приобретения от 2,7 до 3,2 млн тонн зерна. Предполагается проводить торги в течение двух месяцев. Для хранения закупленного в рамках биржевых торгов зерна были отобраны 49 уполномоченных элеваторов совокупной мощностью 2,3 млн тонн, находящихся в основных производящих регионах [1].
Разрабатывая в этом году механизм интервенций, Министерство сельского хозяйства не достаточно учло опыт прошлого года, когда из-за проволочек с утверждением нормативной базы первые торги прошли слишком поздно (14 ноября). К тому времени цены на зерно выросли без вмешательства государства, а сельхозпроизводители успели продать товар трейдерским компаниям для погашения кредитов. Нынешняя ситуация отчасти повторяет прошлогоднюю. Пик падения цен на зерно на юге России пришелся на август-сентябрь (до 1200 руб. за тонну пшеницы 3-его класса). Сельхозпроизводители не знали, куда сбывать урожай, чтобы вернуть кредиты, рассчитаться за технику и удобрения, выплатить зарплаты [2]. Поэтому если бы закупки были проведены в конце лета, то от желающих участво-
вать в торгах не было бы отбоя. К началу же проведения закупок этого года цены на Юге России на продовольственную пшеницу третьего класса выровнялись. Несмотря на то, что удельный вес Южного федерального округа в общероссийском производстве пшеницы по валовым объемам составляет до 50 %, от межсезонного диспаритета цен в большей степени страдают северные регионы, которые к концу лета только начинают собирать урожай. Поэтому Минсельхозу РФ приходится идти на компромиссы, пытаясь учитывать интересы всех участников зернового рынка.
13 ноября 2002 г. состоялись первые в этом году торги по закупке зерна у сельхозпроизводителей с целью стабилизировать цены на зерновом рынке. По данным Зернового союза России, в первый день торгов Федеральное агентство по регулированию продовольственных рынков приобрело 103,4 тыс. тонн пшеницы 3-го класса и 81 тыс. тонн 4-го, потратив на закупку более 374 млн руб. в «самых неликвидных регионах», которые крупным трейдерам раньше были не интересны — в Сибири, на Урале, в Центральной части России. Всего было 80 участников, каждый из которых по регламенту может быть представлен двумя брокерами. Было подано заявок на продажу на 1,5 млн тонн зерна. Основная конкуренция между участниками торгов развернулась в Сибири, где находится самое дешевое (из-за удаленности от экспортных границ) зерно. Крупные аг-рохолдинги, включая прошлогоднего лидера — компанию «Разгуляй-Зерно», первые торги этого года практически проигнорировали. За право продать зерно государству боролись в основном сельхозпроизводители и трейдеры регионального масштаба. У местных сельхозпроизводителей появилась возможность продать зерно государству дороже, чем платят им сейчас трейдеры. Такой ход закупок спровоцирует производителей увеличить продажные цены: трейдеры продадут все приготовленное на элеваторах зерно государству, а обращение к мелким разрозненным сельхозпроизводителям, например к фермерам, приведет к росту цен.
Уже в первый день торгов сибирским сельхозпроизводителям был приготовлен сюрприз. Торговалась мягкая пшеница 3-го класса по установленной Минсельхозом предельной цене — 2300 руб. за тонну (550 лотов по 100 тонн). Все время сессии (15 минут) продавцы зерна, участвующие в торгах через Сибирскую межбанковскую валютную биржу, держали цену, приближенную к максимальной —2299-2290 руб. за тонну. Для сибирских хлеборобов интервенционные закупки были одной из возможностей продать свою продукцию по благоприятным ценам. Но на самой последней минуте их намерения были разбиты московским продавцом, предложившим продажу по 2150 руб. за тонну [3]. Первая торго-
вая мини-сессия за право продать государству 55 тыс. тонн пшеницы третьего класса с поставкой на элеваторы Новосибирской области и Алтая была закрыта на отметке 2150 руб./т. Примечательно, что последующие лоты пшеницы этого же класса, но из других регионов прошли по средней цене 2290 рублей за тонну. Но даже такая цена, возникшая в ходе торгов, существенно увеличила выручку хозяйств. Сегодня в ЗападноСибирском регионе цена на пшеницу 3-го класса колеблется от 1500 до 1800 руб. за тонну, а 4-го класса и того меньше — 800-900 руб. [4]
Если торги по государственным закупкам пройдут в полном объеме, цена на пшеницу 3-го класса вырастет на 300 руб./т к концу 2002 г. В Западной Сибири разница в цене между рыночной и установленной государством достигает 800 руб./т (в остальных регионах эта разница не превышает 200 руб./т). Впрочем, как оказалось, не всем зерновым регионам необходимы государственные закупки.
Из-за отсутствия аккредитованных участников зерновые торги пока не состоялись на Ростовской валютно-фондовой бирже. Отсутствие интереса у владельцев зерна к торгам в Ростове можно объяснить тем, что в настоящее время коммерческие структуры закупают зерно в регионе по более высоким ценам, чем предложены правительством. Так, закупочная цена на продовольственную пшеницу третьего класса торговой компании «Ростов-Надежда» составляет 2500 руб. за тонну, в то время как государственные закупочные интервенции проводятся на ценовом уровне ниже 2300 руб. Закупочная цена на продовольственную пшеницу четвертого класса ростовских операторов зернового рынка «Ростов-Надежда», «Астон», «Донхлебопродукт» составляет 1850 руб. при цене государственных закупок ниже 1800 руб. за тонну. Не стоит ожидать больших продаж в центральном регионе и на юге России, где возможностей продавать зерно, в том числе экспортных сортов, больше, чем у сибиряков, из-за близости к экспортным каналам.
Первые результаты торгов свидетельствуют о том, что государство приняло правильное решение о проведении закупочных интервенций. В этом году на закупку зерна правительство выделило достаточно денег, а организация торгов посредством бирж делает схему проведения торгов простой и прозрачной. Хотя, с другой стороны, подлинные «интервенции» на рынке зерна уже состоялись: когда правительство объявило масштаб государственных закупок и свои закупочные цены, экспортеры волей-неволей стали на них ориентироваться. И это несмотря на то, что бюджетных денег хватит всего на 4 млн тонн зерна, в то время как нынешний зерновой излишек в России оценивается в 20 млн тонн. Сама организация ценовой интервенции со стороны государ-
Таблица 1
Итоги биржевых торгов при осуществлении государственных закупок для регулирования рынка зерна по состоянию на 25 ноября 2002 года
Базис поставки * Базисный актив Выставлено тонн Продано тонн Средневзвешенная цена Объем торгов, руб.
1 Пшеница 3 кп. 73 500 54 100 2 266,5 122 616 900
Пшеница 4 кп. 73 500 58 500 1 692,6 99 017 000
Рожь 12 600 12 600 959,7 12 092 600
ВСЕГО по 1 базису 159 600 125 200 233 726 500
2 Пшеница 3 кп. 35 600 1 700 2 299,0 3 908 300
Пшеница 4 кп. 35 600 20 600 1 786,0 36 791 800
Рожь 21 200 21 200 1 221,7 25 901 000
ВСЕГО по 2 базису 92 400 43 500 66 601 100
3 Пшеница 3 кп. 33 100 33 100 2 275,0 75 300 900
Пшеница 4 кп. 33 100 33 100 1 723,7 57 056 000
Рожь 37 000 37 000 1 013,0 37 480 500
ВСЕГО по 3 базису 103 200 103 200 169 837 400
4 Пшеница 3 кп. 216 200 216 200 2 101,5 454 333 600
Пшеница 4 кп. 217 100 217 100 1 542,5 334 877 200
Рожь 3 800 3 800 1 343,1 5 103 900
ВСЕГО по 4 базису 437 100 437 100 794 314 700
5 Пшеница 3 кп. 142 500 49 500 2 284,8 113 096 900
Пшеница 4 кп. 142 500 45 400 1 794,1 81 453 600
Рожь 7 000 7 000 1 102,5 7 717 500
ВСЕГО по 5 базису 292 000 101 900 202 268 000
6 Пшеница 3 кп. 46 500 46 500 2 215,6 103 023 700
Пшеница 4 кп. 46 500 46 500 1 712,4 79 628 100
Рожь 32 800 32 800 951,3 31 202 400
ВСЕГО по 6 базису 125 800 125 800 213 854 200
ИТОГО Пшеница 3 кп. 547 400 401 100 2 174,7 872 280 300
Пшеница 4 кп. 548 300 421 200 1 635,4 688 823 700
Рожь продовольств. 114 400 114 400 1 044,6 119 497 900
1 210 100 936 700 1 680 601 900
* Базис поставки - территория, на которой расположена группа Элеваторов, отобранная ГУП ФАП в соответствии с критериями, предъявляемыми к хранителям зерна интервенционного фонда. Поставка осуществляется на любой из элеваторов, входящих в базис поставки.
ства сыграла свою положительную и непосредственную роль, особенно на рынке пшеницы третьего класса. Происходит процесс выравнивания, нивелирования различных условий продажи зерна сельхозпроизводителями в различных регионах страны, условий их вовлечения в рыночную экономику. В российских условиях (большая территория и т.д.) для дальнейшего развития рыночной экономики важна сама возможность покупать и продавать зерно в режиме реального времени участниками из всех зерновых регионов
страны сразу и именно на всех биржевых площадках. Этим достигается повышение ликвидности рынка зерна, успешности проведения государственных закупок [5].
Эффект проводимых торгов продлится всего три-четыре месяца, а к началу посевной, когда на рынке вновь появится зерно на продажу, цены пойдут вниз. Поэтому необходимо провести еще одну государственную закупочную интервенцию в апреле-мае [6].
Таблица 2
Перечень субъектов РФ, входящих в базис поставки
Базис поставки Субъекты РФ, входящие в базис поставки
1 Республика Башкортостан
Оренбургская область
Курганская область
Тюменская область
Челябинская область
Пермская область
2 Орловская область
Тамбовская область
Курская область
Рязанская область
Воронежская область
Белгородская область
Липецкая область
Тульская область
Брянская область
3 Республика Татарстан
Республика Мордовия
Удмуртская Республика
Кировская область
Нижегородская область
4 Алтайский край
Омская область
Новосибирская область
Красноярский край
5 Краснодарский край
Ставропольский край
Волгоградская область
Ростовская область
Чеченская Республика
Кабардино-Балкарская Республика
6 Пензенская область
Самарская область
Саратовская область
Ульяновская область
Республика Марий-Эл
Сейчас государственные закупки — это разовая помощь государства сельхозпроизводителям. А автоматически проводимые торги сыграли бы
свою превентивную роль. Поэтому для государственного регулирования рынка зерновые интервенции должны стать ежегодными.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коновалов С. Сельхозпроизводители объявили бойкот государственным интервенциям // Коммерсантъ Юг. 19.11.02.
2. Бураков И. Интервенты мобилизовали ростовских валютчиков // Город N. № 44.
3. Смовж М. Интервенция с сюрпризом. На зерновых торгах неизвестный продавец сбил цену сибирякам //. Известия. 15.11.02.
4. Сагдиев Р. Интервенции начались. Государство задирает цены на сибирское зерно // Ведомости. 14.11.02
5. Марголина И. Биржевые технологии — для сельхозпроизводителей // Биржевые ведомости Юга России. № 43-44.
6. Анохин К. Государство приступило к спасению сельхозпроизводителей // Коммерсантъ. 14.11.02.
7. Постановление Правительства РФ № 756 от 11 октября. «О проведении в 2002-2003 годах государственных закупочных интервенций для регулирования рынка зерна».
8. Интернет-сайт www.akm.ru.
9. Интернет-сайт www.birja.ru.
10. Интернет-сайт www.loi.ru.