Научная статья на тему 'Процесс организации воспитательной работы среди сотрудников органов внутренних дел и планирование воспитательного воздействия'

Процесс организации воспитательной работы среди сотрудников органов внутренних дел и планирование воспитательного воздействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1460
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Воспитание / планирование / перспектива / дисциплина / культура / деятельность / государство / Education / planning / perspective / discipline / culture / activity / state

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н Б. Мухаммадиев

В статье автором рассматриваются вопросы планирования воспитательной работы среди сотрудников органов внутренних дел, дается дефиниция воспитательной работы, сущность и исходные позиции планирования этой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Process of Organization of Educational Work Among the Employees of Internal Affairs and Planning of Educational Impact

In the article the author considers the planning of educational work among the employees of law enforcement bodies, gives the definition of educational work, the essence and initial positions of planning this work

Текст научной работы на тему «Процесс организации воспитательной работы среди сотрудников органов внутренних дел и планирование воспитательного воздействия»

Психология и педагогика

I

Процесс организации воспитательной работы среди сотрудников органов внутренних дел и планирование воспитательного воздействия

Н. Б. МУХАММАДИЕВ,

начальник кафедры профессиональной и физической подготовки факультета № 4

(Академия МВД Республики Таджикистан)

Process of Organization of Educational Work Among the Employees of Internal Affairs and Planning of Educational

Impact

N. B. MUKHAMMADIEV,

Head of the Department of Professional and Physical Training Faculty Number 4 (Academy of the Ministry of the Interior of the Republic of Tajikistan)

В статье автором рассматриваются вопросы планирования воспитательной работы среди сотрудников органов внутренних дел, дается дефиниция воспитательной работы, сущность и исходные позиции планирования этой работы.

Воспитание, планирование, перспектива, дисциплина, культура, деятельность, государство.

УДК 37.014.5

In the article the author considers the planning of educational work among the employees of law enforcement bodies, gives the definition of educational work, the essence and initial positions of planning this work.

Education, planning, perspective, discipline, culture, activity, state.

Сегодня, когда независимый Таджикистан находится на пути построения демократического, правового и светского государства, патриотическое воспитание молодежи является важнейшим движущим механизмом развития общества. В связи с этим Правительством Республики Таджикистан постоянно принимаются важные, конкретные, практические меры в области патриотического воспитания молодежи. Так, по результатам реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание молодежи Таджикистана на 2006— 2010 годы» можно сделать вывод о том, что данная программа охватила около 90 % молодежи как целевые группы, оказала позитивное воздействие на патриотическое чувство этого активного слоя общества.

Недаром глава государства, считая государственную молодежную политику первостепенным элементом, всегда подчеркивает, что молодежь является активным потенциалом, созидательной силой нашего общества. Хорошо

воспитывать, направлять ее на верную дорогу жизни является священным долгом всех членов общества. Ибо молодежь является хозяевами будущего Родины — самостоятельного, демократического Таджикистана и опорой независимого государства [1].

Особую актуальность в этих условиях приобретают осуществление воспитательной работы среди сотрудников органов внутренних дел, курсантов, слушателей Академии МВД Республики Таджикистан и военнослужащих внутренних войск МВД Республики Таджикистан.

Так, на основании приказа МВД Республики Таджикистан за № 1 от 1 января 2008 г. «Об организации единой системы воспитательной работы с личным составом в органах внутренних дел и улучшения этой работы» воспитательная работа в органах внутренних дел должна проводиться в точном соответствии с «Инструкцией по планированию, организации и осуществлению индивидуально-воспитательной работы в органах внутренних дел».

Сетевое издание «Академическая мысль» № 1

1 Психология и педагогика

В соответствии с этим приказом персональная ответственность за организацию, состояние и результативность воспитательной работы возложена на начальников органов, подразделений, учреждений системы МВД и их заместителей по работе с личным составом. Организуя и планируя воспитательную работу, они должны исходить из требований Положения о прохождении службы в органах внутренних дел Республики Таджикистан, приказов МВД, указаний, предложений и рекомендаций Управления кадров и работой с личным составом МВД Республики Таджикистан, основных положений педагогики и психологии.

Непосредственная организация этой деятельности (ответственность за привлечение руководителей к воспитанию подчиненных сотрудников) возлагается на заместителей начальников по работе с личным составом, а также на кадровые и воспитательные подразделения.

Процесс организации воспитательной работы, прежде всего, предполагает:

— планирование воспитательных воздействий;

— постановку задач воспитательного характера;

— контроль и корректировку деятельности и поведения;

— оказание практической помощи организаторам воспитания;

— оценку действий и поступков;

— моральное и материальное стимулирование.

Как показывает практика, планирование мер

по активизации воспитательной работы и состояние контроля за выполнением намеченных мероприятий еще не отвечает предъявляемым требованиям дня. Дело в том, что во многих органах внутренних дел составлению планов не предшествует глубокая аналитическая работа, а сами планы еще не стали взвешенной программой конкретных действий. В них отсутствуют новизна, необходимая конкретность, комплексность и обоснованность планируемых мероприятий, их преемственность по целям и реальность сроков исполнения.

Задачей первостепенного значения становится повышение научных основ; по нашему мнению, назрела необходимость совершенствования методов планирования. Оно должно опираться на более точное изучение общественных потребностей, на научные прогнозы, экономические возможности, на всесторонний анализ и оценку различных вариантов решений, их непосредственных и долговременных последствий.

Нельзя верить тем оптимистам, которые говорят, что они не планируют свою работу, свою деятельность. Не планировать свою деятельность в принципе невозможно [2]. Планирование означает, прежде всего, умение думать

130

с опережением и предполагает системность в деятельности каждого субъекта. Планирование определяет перспективу развития и будущее состояние системы как объекта, так и субъекта управления, вместе взятое. Являясь активным управленческим процессом оказания воздействия на систему, планирование усиливает темпы развития организации, способствует вскрытию дополнительных резервов, материальных источников, требует применения передовых методов и форм воздействия на всю систему организации [3].

Тем не менее, планирование воспитательной работы должно быть нацелено на конечные результаты. Такой подход, по нашему мнению, становится особенно актуальным по мере осложнения оперативной обстановки как в стране, так и во всем мире, когда эти конечные результаты все больше зависят от множества факторов современного миропорядка, от сложной системы внутренних и международных связей преступных групп, особенно террористических и экстремистских организаций.

Вопросы планирования воспитательной работы в органах внутренних дел нашли свое отражение в трудах отечественных ученых, таких как Д. 3. Маджидзода [4], А. Ш. Розикзода [5], Н. Д. Назарова [6], М. О. Кудратова, С. И. Но-зимоваи др.

Значение планирования воспитательной работы в нынешних условиях заключается в том, чтобы подчинить ее интересам обеспечения оперативно - служебной деятельности органов и подразделений внутренних дел, укреплению дисциплины и соблюдения законности, повышению идейного уровня, профессионального мастерства и культуры личного состава.

Планирование воспитательной работы уже само по себе исключает ее самотек, повышает ответственность всех, кому поручено выполнение плановых мероприятий, позволяет найти главное в жизни коллектива, правильно расставить силы и оптимально использовать их в решении поставленных задач.

Начальникам, командирам, сотрудникам по работе с личным составом следует помнить, что планирование способствует подбору эффективных форм и методов идейно-политического воспитания сотрудников, помогает методически правильно и на высоком уровне готовить и проводить намеченные мероприятия, контролировать участие руководящего состава в воспитании подчиненных, содействует созданию в коллективе здорового психологического климата.

Из этого следует, что грамотно составленный план дает возможность изыскать резервы, точно и своевременно направить их на преодоление

Сетевое издание «Академическая мысль» № 1

Психология и педагогика 1

трудностей, ликвидацию недостатков, мобилизовать личный состав на повышение оперативности и мобильности в борьбе с преступностью, охране общественного порядка в республике в целом.

Научно-обоснованная организация и проведение воспитательной работы и ее успех во многом зависят от своевременного и правильного планирования в органах внутренних дел.

С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что под планированием воспитательной работы в органах и подразделениях внутренних дел следует понимать деятельность субъектов воспитательной работы по определению целей и задач, средств и способов, принципов и методов, возможных к использованию последовательно и творчески, при проведении воспитательной работы на предстоящий период оперативно-служебной деятельности, способствующих ее выполнению в соответствии с требованиями действующего законодательства и в конкретные сроки.

Теперь некоторые суждения об исходных позициях составления плана. Планирование, разумеется, дело творческое, коллективное и индивидуальное. Его составлению предшествует, прежде всего, глубокий оперативный анализ оперативной обстановки, учет морально-психологического климата в коллективе и задач, решаемых органами внутренних дел в предстоящий период. Естественно, что здесь нет и не может быть шаблона. Планы должны отвечать следующим требованиям: быть конкретными,

реальными и действенными, т. е. помогать мобилизовать личный состав на успешное выполнение служебно-оперативных задач коллектива.

Начальник горрайоргана и его заместитель по работе с личным составом, перед тем как приступить к составлению плана, должны:

— дать объективную оценку конечным результатам оперативно-служебной деятельности всего коллектива и отдельных служб;

— учесть стоящие перед ними задачи;

— всесторонне проанализировать морально-психическое состояние личного состава, его готовность и способность к выполнению служебных задач на предстоящий период и в долгосрочной перспективе;

— оценить эффективность ранее проведенных мероприятий;

— изучить сведения социально-экономического, демографического, миграционного характера и другие данные, влияющие на оперативную обстановку;

— ознакомиться с поступившими в ОМВД письмами и заявлениями граждан, должностных лиц, сообщениями и выступлениями печати, радио, телевидения, интернет-сайтов

по вопросам, касающимся деятельности органов внутренних дел;

— учесть предложения и замечания всех сотрудников.

В соответствии с требованиями МВД Республики Таджикистан в органах внутренних дел предусматриваются планы: перспективные, текущие, периодические — для обеспечения выполнения отдельных служебных задач и личные (индивидуальные).

Перспективное планирование, заключаю -щееся в разработке мероприятий, рассчитанных на длительный период (к примеру, на пятилетку), требует серьезной и продолжительной подготовки. Оно отличается от текущего (годового, квартального, месячного) не только намечаемыми сроками, но и качественной стороной дела. Перспективные планы должны быть основаны на строгом научном анализе и прогнозе, в свою очередь базирующемся на глубоком учете наиболее вероятностных изменений в социально-экономическом развитии общества.

Перспективные планы разрабатываются управлениями, отделами министерства, управлениями внутренних дел, управлениями внутренних дел на транспорте, в которых отражаются главные направления воспитательной работы, а также проведение крупных мероприятий в масштабе МВД, УМВД (в том числе слетов, совещаний, семинаров, конференций, сборов и т. п.).

Наиболее распространенными являются текущие планы. Они наиболее оперативны, позволяют отражать изменения в оперативной обстановке. По форме текущие планы бывают различными. Чаще других встречаются календарные, все мероприятия в которых указываются в строго хронологическом порядке, по дням, и планы, составляемые по направлениям работы.

В текущем плане вначале дается краткий анализ сложившейся оперативной обстановки, морально-психологического состояния личного состава и целевая установка воспитательных мероприятий. Затем указывается наименование конкретных мероприятий, время их проведения, место проведения и кто их проводит.

Текущими планами воспитательной работы, как правило, предусматриваются следующие разделы.

1. Организационные мероприятия, которые включают в себя совещания, собрания, конференции, церемонии принятия Присяги, вручения правительственных наград, нагрудных знаков, обмен передовым опытом, работа по укреплению исполнительской дисциплины, подведение итогов за определенный период, заслушивание отчетов сотрудников по вопросам наставничества, деятельность общественных ор-

Сетевое издание «Академическая мысль» № 1

1 Психология и педагогика

ганизаций (судов чести, женского совета и др.), изучение выступлений, указов Президента, постановлений правительства, директив, приказов, инструкций и наставлений МВД, меры по укреплению дисциплины и соблюдения законности.

2. Агитационно-пропагандистская работа включает в себя подготовку пропагандистов, агитаторов, политинформаторов, членов редколлегии стенной печати, проведение политических занятий, лекций, бесед, докладов, политинформаций, выпуск материалов наглядной агитации, организация теоретических конференций, чтений, пропаганда идеалов независимости, материалов 16 сессии Верховного Совета Республики Таджикистан, достижений в 1997 г. мира и национального согласия «Вахдат», строительства экономически важных народно-хозяйственных объектов (ГЭС «Рогун», автодорог, соединяющих север — юг страны, тоннелей и т. д.) и других важных событий в жизни страны, правовая пропаганда среди личного состава, работа лекторских групп и др.

3. Культурно-массовая и спортивная работа: мероприятия по воспитанию культуры поведения сотрудников, встречи со знаменитыми людьми, ветеранами Великой Отечественной войны, сотрудниками правоохранительных органов, деятелями науки, техники, литературы, искусства, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, диспуты, культпоходы, обсуждение спектаклей, книг, кинофильмов, работа библиотечного совета, комнат славы, женсовета, занятия кружков самодеятельности, спортивные соревнования и игры, пропаганда книги, вовлечение членов семей сотрудников в культурно-массовые мероприятия.

4. Связь с общественностью и со средствами массовой информации. В этом разделе плана предусматривается изучение и распространение опыта взаимодействия органа внутренних дел с общественными организациями, оказание помощи им, популяризация опыта лучших дружинников, организация и подготовка материалов о деятельности органов внутренних дел и лучших сотрудников для радио, телевидения, газет и журналов, а также правовая пропаганда среди населения.

5. Индивидуальная воспитательная работа. Этот раздел содержит мероприятия по обучению и воспитанию личного состава начальниками служб, командирами, мероприятия по обучению начальников служб, командиров взводов и отделений формам и методам индивидуального подхода к сотруднику, обмен опытом этой работы, участие в ней отличников, наставников.

Составляется план в последней декаде месяца, предшествующего планируемому периоду, и ут-

132

верждается в обязательном порядке начальником отдела внутренних дел. Он должен быть согласован с руководителями всех служб органа внутренних дел. В правом верхнем углу заглавного листа ставится гриф «Для служебного пользования».

На практике нередко приходится прибегать к так называемому периодическому планированию, которое составляется в городских и районных отделах внутренних дел для обеспечения специальных мероприятий, и связано оно обычно с обеспечением:

а) подготовки и проведения общенародных праздников, юбилеев, важнейших событий, слетов, крупных культурных и спортивных мероприятий, работы в условиях выполнения особых оперативных задач, стихийных бедствий. Следует предусмотреть расстановку и инструктаж актива, доведение конкретных задач до каждого сотрудника, порядок передачи различной информации, подведение итогов несения службы, выпуск оперативной наглядной агитации и т. д.;

б) выполнения указов Президента, решений и постановлений правительства, директив, а также приказов и других нормативных актов МВД Республики Таджикистан.

Любому руководителю органа, подразделения, независимо от его должностного положения, необходим план индивидуальной воспитательной работы. Организация планирования индивидуальной воспитательной работы должна осуществляться в соответствии с приказом МВД Республики Таджикистан за № 1 «Об организации единой системы воспитательной работы с личным составом в органах внутренних дел и улучшения этой работы» от 1 января 2008 г., которым утверждена «Инструкция по планированию, организации и осуществлению индивидуально-воспитательной работы в органах внутренних дел» [5].

Намечая в этом плане различные мероприятия, надо основываться на точном знании служебных возможностей подчиненного, уровня его культуры, специальной и общеобразовательной подготовки, характера, запросов, нужд.

Полагаем, что структура планов индивидуальной воспитательной работы может быть различной и зависит от служебного положения руководителя, его опыта работы, количества сотрудников, с которыми необходимо проводить индивидуальную воспитательную работу, и ряда других факторов и включает в себя следующие разделы:

1) для руководителей горрайорганов внутренних дел, начальников, имеющих в своем подчинении структурные подразделения:

а) самостоятельная подготовка к проведению индивидуальной воспитательной работы;

Сетевое издание «Академическая мысль» № 1

Психология и педагогика 1

б) организация индивидуальной воспитательной работы;

в) личное участие в индивидуальной воспитательной работе с подчиненными;

2) для иных субъектов индивидуальной воспитательной работы (наставники, общественные объединения и организации):

а) развитие служебной активности и повышение профессионального мастерства;

б) профессионально-нравственное воспитание;

в) укрепление служебной дисциплины и законности;

г) культурно-массовая работа и организация досуга;

д) патриотическое воспитание;

е) работа с семьями сотрудников.

Накануне того или иного мероприятия заместитель начальника по работе с личным составом должен убедиться в готовности ответственных лиц позаботиться о подготовке помещения, а при необходимости и наглядных пособий, литературы, средств технической пропаганды. О месте, сроках и теме предстоящего мероприя-

Список литературы:

1. О Государственной программе «Патриотическое воспитание молодежи Таджикистана на 2006—2010 годы» [Электронный ресурс]: постановление Правительства Республики Таджикистан от 31 октября 2005 г. № 421. URL: http://president.tj (дата обращения: 15.06.2017).

2. Баев О. Я. Основы криминалистики: учеб, пособ. М.: «Эксмо», 2009.

3. Косимое О. А. Правовые и организационные аспекты взаимодействия следователя с оперативно-розыскными подразделениями органов дознания: моног. Душанбе: «Эр-Граф», 2014.

тия личный состав оповещается заблаговременно. Заранее оказывается всесторонняя помощь докладчику, политинформатору, лектору, агитатору и другим исполнителям, готовятся проекты постановлений, обращений, диаграммы, таблицы, схемы и т. п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В конце периода, на который составлен план, начальник органа, его заместители или другие руководители, завершая контроль за реализацией намеченных политико-воспитательных мероприятий, делают соответствующую запись в последней графе плана. Управления, отделы, отделения по работе с личным составом ежемесячно составляют справки о ходе выполнения планов и, докладывая о них руководству, подшивают в отдельную папку.

Таким образом, организация и проведение воспитательной работы в органах внутренних дел и ее успех во многом зависят от научнообоснованного, своевременного и правильного планирования в преддверии осуществления стратегической программы реформы милиции Таджикистана на 2013-2020 гг., которая последовательно и поэтапно уже выполняется.

4. Маджидзода Д. 3. Правовые предпосылки и развития оперативно-розыскной деятельности в Республике Таджикистан. Душанбе: «Эр-Граф», 2008.

5. Розикзода А. Ш. Становление милиции Таджикистана: моног. Душанбе: Академия МВД Республики Таджикистан, 2011.

6. Назаров Н. Д. Организационно-правовые основы создания и развития Таджикской милиции (1917—1945). Книга 1. Душанбе: «Эр-Граф», 2009.

E-mail: [email protected]

Сетевое издание «Академическая мысль» № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.