Т.А. Янбухтин
Процесс формирования здорового образа жизни личности в истории педагогики
В статье рассмотрены взгляды отдельных известных отечественных и зарубежных философов, мыслителей, педагогов, медиков на важность ценностей здорового образа жизни для человека как личности и как члена общества. Особое внимание уделено состоянию проблемы в современном российском обществе, связанной с социальными особенностями реализации человеческих способностей в спортивно-оздоровительной деятельности.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, личность, история педагогики, физическое воспитание, «спорт для всех».
В основу нашего исследования положены научные работы, рассматривающие содержание и значение физической культуры как вида культуры общества и личности (В.К. Бальсевич, Н.Н. Визитей, М.Я. Виленский, В.М. Выдрин, Л.И. Лубышева, Л.П. Матвеев, Ю.М. Николаев, Н.А. Пономарёв, Ю.В. Салов, С.С. Филиппов).
На основе изучения научно-педагогической литературы мы сделали вывод, что практически во все времена, во всех государственных образованиях проблемы культуры духа и тела в той или иной мере вызывали активный интерес.
В эпоху древних цивилизаций: в спартанской, афинской и римской (рабовладельческих) системах обучения и воспитания, этим вопросам (в особенности военного и физического воспитания) уделялось повышенное внимание. Живший в этот период (У-1У вв. до н.э.) великий древнегреческий врач и прогрессивный мыслитель Гиппократ в своих трудах неоднократно подчеркивал огромную значимость здорового образа жизни в укреплении здоровья эллинов. Он особо подчеркивал значение образа жизни и роли внешней среды в этиологии заболеваний. В сочинении «О воздухе, водах и местностях» Гиппократ утверждал, что большинство болезней зависит от действий, поступков, мыслей человека, условий его жизни и природных факторов. Именно конкретная окружающая обстановка, труд, индивидуальные наклонности личности определяют заболевание [2].
Свою систему взглядов на здоровый образ жизни изложил в первой книге «Канона» незаурядная творческая личность Ибн Сина. Новые
История образования и педагогической мысли
подходы и идеи в исследовании проблемы здорового образа жизни появились после Ибн Сины лишь в период позднего, или классического, средневековья, когда в «обстановке всеобщей революции» естествознание вступило в полосу возрождения. Особую важность имели исследования философов-материалистов Ф. Бэкона, Б. Спинозы [4].
В ХУП-ХУШ вв. появляются специальные работы по изучению важнейших условий жизнедеятельности и их влияния на здоровье человека. Например, итальянский врач Б. Рамаццини в труде «О болезнях ремесленников» разработал теорию о первостепенном значении характера и условий труда и их влиянии на здоровье, что было положено в основу разграничения индивидуального, группового и общественного уровней здоровья.
В феодально-крепостнической России о необходимости исследований здоровья высказывались такие мыслители, как М.В. Ломоносов и А. Н. Радищев. Их идеи и рекомендации по сохранению здоровья относились, прежде всего, к крепостному крестьянству. Однако такой подход к исследованию проблем здоровья широких масс людей в строго научном смысле был все же редким. В основном ученые-медики исследовали преимущественно здоровье представителей господствующих классов, существенно отличавшихся от остальных своим образом жизни.
В годы средневековья, в годы нового и новейшего времени проблемы формирования здорового молодого поколения получили свое дальнейшее развитие. В высказываниях Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоц-ци, К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, А.С. Макаренко и многих других мыслителей, а также в практической деятельности прогрессивных педагогов и воспитателей эти идеи получили свое дальнейшее развитие и обоснование.
В книге «Афоризмы житейской мудрости» немецкий философ
А. Шопенгауэр писал: «Девять десятых нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствия, даже субъективные блага: качество ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что мы прежде спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья» [3].
В 50-60-х гг. XIX в., согласно наблюдению врачей, у школьников был установлен высокий процент близорукости, нарушений осанки (главным образом сколиоза), неврастении и анемии, которые получили название «школьных болезней». В то время анализ причин «школьных болезней» привел врачей к заключению о неудовлетворительной организации
обучения, приводящей к нарушению здоровья. К этим недостаткам образования, в частности, относились: недостаточная освещенность классов, плохой воздух в школьных помещениях, неправильная конструкция школьных столов, а также перегрузка учебными занятиями.
К.Д. Ушинский, например, предлагал искать средства формирования здорового образа жизни в самой природе человека. Он справедливо утверждал, что недостаточно усвоить принципы и конкретные правила воспитательной работы, необходимо знать основные законы человеческой природы, чтобы уметь применять их на благо здоровью [8].
Из исследований последующего периода известны работы Е.Н. Медынского, В.А. Зеленко, Д.Ю. Элькиной. Особый вклад в этом направлении мы отмечаем Павла Францевича Лесгафта, основоположника научной системы физического образования и врачебно-педагогического контроля в физической культуре в России. Он рассматривал физическое воспитание в качестве важнейшего средства всестороннего развития человека и считал, что оно тесным образом связано с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием. Он полагал, что в физическом и духовном развитии ребенка не следует придавать решающее значение наследственности, а только среде, воздействию на ребенка окружающих людей -воспитанию, и подчеркивал социальную значимость формирования здорового образа жизни.
Идея совершенствования личности в педагогических трудах П.Ф. Лес-гафта обоснована в комплексной программе, созданной им на основе изучения и анализа европейских традиций образования, педагогических идей и опыта известных отечественных ученых, которая включает: 1) выявление уровня развития личностных качеств человека; 2) разработку позитивных методик нравственного, умственного, физического образования; 3) определение допустимой нагрузки на организм человека в разные возрастные периоды и оптимальных условий для занятий физическими упражнениями; 4) создание оптимального физического и нравственного образовательного пространства в учебных заведениях; 5) ориентацию населения на здоровый образ жизни; 6) целевой отбор содержания образования в области педагогической подготовки специалистов для работы с детьми. Главной направленностью физического образования он считал «здоровье», «умение владеть своими действиями и мыслями», «развитие двигательных умений, физических качеств» [5].
В 60-70-е гг. XX в. уже многие известные ученые-теоретики подчеркивали, что физическое воспитание, воздействуя на биологическую сферу организма человека, одновременно влияет и на процесс формирования его личности: на ее умственное, эстетическое, нравственное
Педагогика и психология
История образования и педагогической мысли
и другие виды воспитания; развитие научного мировоззрения; высокую внутреннюю и внешнюю культуру и т.п. (Г. Д. Харабуга, Г.Г. Шахвердов, Г.Г. Наталов, Н.И. Пономарев и др.).
По данным ЮНЕСКО (1978), в нашей стране была сформирована самая совершенная система обучения подрастающего поколения и самая совершенная система профилактики заболеваний среди населения.
На рубеже ХХ и ХХ1 вв. эта проблема рассматривалась на различных уровнях. В 1995 г. состоялись специальное заседание Совета Безопасности РФ с повесткой дня «Здоровье детей и подростков как фактор национальной безопасности» и комиссия Государственного Комитета по народному образованию РФ, которые признали необходимость разработки программы «Здоровье детей России». В 1997 г. были проведены парламентские слушания в Государственной Думе РФ «Здоровье нации как фактор государственной безопасности России», а в 1997-1998 гг. прошел Всероссийский форум, рассматривающий проблемы формирования политики в области общественного здоровья «Образование в области здоровья и укрепления здоровья среди детей, подростков и молодежи в России». В 1999 г. в Москве состоялась первая Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы формирования здорового образа жизни и профилактики наркозависимости подростков и молодежи». Госсовет РФ в 2002 г. акцентировал внимание на необходимости повышения роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни среди всех социальных групп российского общества [6].
По мнению философа И.М. Быховской, физическая культура может стать элементом образа жизни людей, неотъемлемой частью жизненного пространства лишь тогда, когда человеческое тело осознается обществом, группой, индивидом как некоторая ценность или самоценность, как объект социально и индивидуально значимого характера [1].
Сегодня мы отмечаем, что здоровый образ жизни (ЗОЖ) как обновленное научное и бытовое понятие охватывает собой объективную потребность современного общества в здоровье, физическом совершенстве человека, в физической культуре личности, и это подтверждают исследования В.Г. Агеевец, В. А. Астахова, Г.П. Богданова, Н.Г. Валентиновой, Н.Н. Визитей, Г.В. Дивиной, А.Г. Кирищук, О.А. Мильштейна,
В.П. Моченова, Б.И. Новикова и др.)
Одним из важнейших социальных факторов формирования образа жизни вообще и здорового образа жизни - в частности, выступают физическая культура и массовый спорт, называемые в последние 15-20 лет во многих странах «спортом для всех».
Во многих зарубежных странах физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность органически сочетает и соединяет усилия государства, его правительственных, общественных и частных организаций, учреждений и социальных институтов. Развитием спорта в различных территориальных единицах занимаются муниципальные органы, а на местах - коммуны и общины, которые расходуют на эти цели часть общих бюджетов, вырабатывают и осуществляют совместно со спортивными организациями муниципальную и коммунальную спортивную политику. В Европе, в большинстве случаев, финансирование физической культуры и спорта осуществляют местные органы власти (в Германии - 98%, Великобритании - 95%, Швейцарии - 92%, Швеции - 90% и т.д.). Правительственные субсидии из центральных органов составляют лишь незначительную часть. Финансирование из местных бюджетов дает западноевропейцам возможность более оперативно и адресно расходовать денежные средства, что позволяет особо тщательно продумать муниципальную спортивную политику.
Отмечая, что в мире наблюдается устойчивая тенденция повышения социальной роли физической культуры и спорта, мы особо подчеркиваем необходимость проведения эффективной отечественной государственной и муниципальной спортивной политики в рамках направления «спорт для всех».
В соответствии с Европейской Хартией спорта, понятие «спорт для всех» означает различные виды и формы физической активности, которые осуществляются эпизодически или регулярно с целью укрепления здоровья, организации отдыха, развлечений, общения, самосовершенствования, участия в соревнованиях на основе собственных потребностей и интересов граждан.
В целях создания благоприятных условий для реализации принципов здорового образа жизни, укрепления здоровья молодого российского поколения, широкого вовлечения молодежи в оздоровительный процесс, пропаганду здорового образа жизни, включающего в себя отказ от вредных привычек, рациональное питание, оптимальный двигательный режим, активный отдых в рамках национального проекта были приняты «Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации», в которой отмечается, что «сложившаяся в настоящее время тревожная ситуация с физическим и духовным здоровьем нации во многом обусловлена социальными причинами, в числе которых недооценка оздоровительной, воспитательной и социально-экономической роли физической культуры и спорта»; Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ, в котором физическая культура и спорт рассматриваются как одно из
Педагогика и психология
История образования и педагогической мысли
средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, а также воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на муниципальную власть возложена ответственность за повышение качества жизни городского сообщества, важным слагаемым которого является доступность спортивно-оздоровительных услуг, развитие спортивной и рекреационной инфраструктуры.
Проанализировав исторические аспекты становления и развития физкультурно-оздоровительной деятельности в образовании со времен Античности и до начала ХХ1 в., мы пришли к выводу, что представления человека о здоровье изменялись на всех этапах становления и развития человечества, но интерес с ней и ее значение не изчезали, а лишь укреплялись.
Неслучайно наука или концепция о здоровом образе жизни называется «валеология» (la vale - стандартная для Древнего Рима форма приветствия «будь здоров»). Термин «валеология» был предложен для использования в современной образовательной и медицинской практике в начале 80-х гг. ХХ в. И.И. Брехманом. Валеология изучает уровень, потенциал и резервы физического и психического здоровья, а также методики, средства, технологии сохранения и укрепления здоровья. Предметом валеологии является индивидуальное здоровье человека как категория качества жизни. Валеология ставит своей целью обучить человека гигиеническим правилам восстановления, укрепления, совершенствования здоровья и привитие навыков к активному труду, рациональному отдыху, закаливанию, занятиям физкультурой и др.
Библиографический список
1. Быховская И.М. Человек телесный в социокультурном пространстве и времени. М., 1997.
2. Гипократ. Избранные книги. М., 1994.
3. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2007.
4. Исхаков В. И. Этюды о здоровье: Ибн Сина и его античные предшественники. Ташкент, 1987.
5. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. СПб., 1912.
6. Материалы к заседанию Государственного совета Российской Федерации по вопросу «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян». М., 2002.
7. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1974.