успеха, тогда предпринимаемые усилия награждаются заслуженным вниманием и объективной оценкой, а любая случившаяся неудача не будет рассматриваться как барьер для внедрения инноваций.
- отбор содержания обучения, выбор методов, средств, форм организации обучения, отвечающих требованиям профессиональной подготовки, без которых какая-либо инновационная деятельность невозможна.
Работа в образовательном учреждении предусматривает системный подход и учет потенциала преподавателя, обучающихся и особенностей всех компонентов учебного процесса для организации инновационной деятельности.
- готовность обучающихся гибко адаптироваться в меняющихся обстоятельствах, самостоятельно критически мыслить; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- наличие у обучающихся умений грамотно работать с информацией - уметь собирать и анализировать факты, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем.
Глубинный смысл применения современных интерактивных технологий в образовательной практике состоит в повышении эффективности затрачиваемых сил и ресурсов для достижения целей профессионального обучения, оптимальности выбираемых для этого методов и средств.
Активное и широкое применение интерактивных технологий в образовательной практике -уникальных путь реализации идей педагогической инноватики, «средство повышения педагогического мастерства педагогов и эффективности деятельности учащихся или студентов в достижении более высоких образовательных результатов, расширения возможностей для выбора более эффективных способов решения образовательных задач и оптимального использования ресурсов»[5,с.59].
In article features of innovative activity of teachers in a context of use of interactive educational technologies are considered. The reasons of introduction by teachers average special educational institutions modern educational technologies and a condition of their effective application are established.
The key words: innovation activity, interactive technologies, interactive education.
Список литературы
1. Лапин Н.И. Теория и практика инноватики: Учебное пособие. М.: Университетская книга, Логос, 2008. 328 с.
2. Пригожин А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003. 863 с.
3. Современные образовательные технологии: учебное пособие/коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. 2-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2011. 432 с.
4. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе. Саратов, 2009.
5. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. М.: Издательский дом «Академия»,2008.256 с.
Об авторах
Асташова Н. А.-профессор кафедры педагогики Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, доктор педагогических наук, e-mail [email protected],
Хроленок Л. А. - аспирантка Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected].
УДК 378.00
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
О. В. Верхорубова
Статья посвящена истории развития культуры здоровья в отечественной и зарубежной педагогике. Отмечено, что культура здоровья на протяжении исторических периодов учеными развивалась с различных аспектов: гигиенического, физического, медицинского, педагогического и др. Делается вывод о том, что идеи отечественных педагогов остаются актуальными в современное время и являются педагогическим наследием для будущего учителя.
Ключевые слова: здоровье, культура здоровья, физическая культура, валеология, здоровый образ жизни.
Педагогическое образование нуждается не только в современных теоретических и прогностических поисках, но и в творческом критическом анализе идей прошлого, позволяющем переосмыслить
опыт прошлого, избежать серьезных ошибок, а также обновить качество педагогического образования на новом уровне. А для этого «надо использовать любую возможность прочтения педагогического наследия классиков отечественной педагогики, ибо это наследие обладает универсальным духовным потенциалом» [1, с.35]. Духовный потенциал педагогических идей и воззрений велик, и для учителя любой профессии опыт изучения основ оздоровления безусловно важен и имеет аксиологическую составляющую. Бесценный опыт философов, педагогов и психологов прошлого является богатым педагогическим наследием для будущего учителя.
Для отечественной и зарубежной педагогической мысли всегда было характерно внимательное отношение к культуре здоровья молодого поколения.
Первые упоминания о здоровье, которые оказали заметное и существенное влияние в дальнейшем на развитие знаний и наук о здоровье, были труды древнегреческих философов. Ученые, указывая на ценность феномена «здоровье» впервые пытались обобщить знания о здоровье и выделить существенные признаки этого понятия.
Так, великим мыслителем, древнегреческим философом Алкмеоном (V в. до н.э.) было дано одно из первых определений понятия «здоровье». Он считал, что, «здоровье есть гармония противоположно направленных сил» [2, с.10].
В рабовладельческом обществе впервые обобщались и систематизировались знания о здоровье человека. Появились также руководства по здоровью, которые и в настоящее время имеют ценное значение: китайское «Конг-фу» (около 2600 лет до н.э.), индийская «Аюрведа» (около 1800 лет до н.э.), «О здоровом образе жизни» Гиппократа» (около 400 лет до н.э.), системы оздоровления, существовавшие в Спарте и др.
Особое значение хотелось бы уделить работам великого врача и философа, - Гиппократа (около 460-377 до н.э.). Он отмечал, что организм человека - это единство физического и психического развития. Несмотря на то, что прогрессивный мыслитель Гиппократ жил еще до нашей эры, мы можем утверждать, что его мысли о ценности здоровья как о «богатстве человека» можно признать актуальными и в современное время. Подчеркивая огромную значимость здорового образа жизни в развитии личности древних греков, он писал: «Человек должен знать, как помочь себе самому в болезни, имея в виду, что здоровье есть высочайшее богатство человека» [2, с.34].
Интересны работы Гиппократа «О воздухе, воде и почве», «О здоровом образе жизни», в которых неоднократно подчеркивалась ценность различных методов укрепления здоровья человека, в частности, физических упражнений [2].
Греческая философия рассматривала человеческое тело как храм ума и души, и поэтому физическое воспитание должно было способствовать физическому и умственному здоровью, развитию интеллектуальной и духовной сферы. Культура тела человека в Древней Греции считалась мерой всех вещей и физически красивым называли человека здорового и сильного, сложенного пропорционально и гармонично, умеющего владеть своим телом. Известный философ О. Шпенглер в своей работе «Закат Европы» отмечал, что «античную культуру называли культурой тела, северную - культурой духа» [3, с.240]. Эмпирическим путем древнегреческая педагогика пришла к выводу, что гармоничное физическое развитие ребенка оказывает на развитие и формирование важных и необходимых как физических качеств (сила, быстрота, выносливость и др.), так и волевых качеств личности (настойчивость, упорство, дисциплинированность, способность к преодолению трудностей и т.д.). Здоровье для древних греков было величайшей ценностью, а доказательством тому служили произведения литературы, искусства, живописи, в которых воспевалась красота атлетически сложенного тела. Известные древнегреческие философы и педагоги - Сократ, Платон, Аристотель отстаивали в своих трудах роль физического воспитания как эффективного способа укрепления и сохранения здоровья.
Например, афоризм Сократа: «Здоровье не все, но все без здоровья ничто», - являясь актуальным в современное время, на наш взгляд, и в будущем, заставит серьезно поразмышлять и задуматься учителю, который свои знания и умения передаст последующим поколениям. Педагог, должен всегда помнить, что результат педагогической деятельности - это не только образованность и воспитанность ученика, но и в первую очередь, здоровый ученик в любом веке. Справедливыми можно и в настоящее время считать мысли великого философа Сократа: «Мало быть просто живым и здоровым. Надо жить со смыслом, и здоровье должно помочь этой цели...» [4, с.240]
Аристотель (384-322 до н.э.) много внимания уделял вопросам воспитания молодежи. Так, воспитательный процесс он подразделял на три обязательные части: умственное, нравственное и физическое, составляющих единое целое. В своих трудах он отмечал, что дети с раннего возраста должны заниматься физической культурой, и обязательно должны быть занятия гимнастикой. Ставшие афоризмами его слова: «Ничто так не разрушает и не истощает человека, как продолжительное физическое бездействие», - могут и сегодня служить своеобразным призывом для занятий физической
культурой и спортом для современных студентов [5, с.11-12.].
В ХУИ-Х1Х вв. во всей Западной Европе развитие педагогической мысли во многом определили идеи гуманистов эпохи Возрождения, которые рассматривали сохранение телесного и душевного здоровья учащихся в ряду ведущих педагогических ценностей. В частности, в трактате английского педагога и просветителя Дж. Локка (1632-1704) «Мысли о воспитании» рассматривается сохранение телесного и душевного здоровья учащихся в ряду ведущих педагогических ценностей, и первые параграфы посвящены вопросам здоровьесбережения, а именно: питанию, гигиене, режиму труда и отдыха и т.д. По мнению Локка, тот, «... у кого тело нездоровое и слабое никогда не будет в состоянии продвигаться вперед...» [5, с.17]. Он утверждал, что чередование физических упражнений и умственных приводит к значительному улучшению состояния всех органов и систем. Ему принадлежат, ставшие афоризмом слова: «В здоровом теле - здоровый дух». В этих мыслях подчеркивается ценность воспитания здоровой личности - не только развитой физически, но и психологически («здоровый дух»). Эти мысли и сегодня востребованы обществом XXI века. Однако недостаточная мотивация молодых людей по отношению к здоровью не дает этим идеям полностью воплотиться в жизнь. Но мы уверены, что пройдет еще какой-то период времени, и молодежь изменит свое отношение к культуре своего здоровья.
Великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670), следуя установившимся в эпоху Возрождения взглядам на человека, одним из первых указал на ценность физических упражнений для здоровья человека. В «Материнской школе» он убеждал родителей, что «надо как можно раньше начинать упражнения в движении и деятельности для приобретения подвижности.» и «Дерево также нуждается в испарении и частом освежении при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет. Точно также человеческому телу необходимы вообще сильные движения, деятельность и серьезные упражнения» [5, с.42]. Кроме этого он давал конкретные указания об уходе, питании, режиме, отдыхе.
Гуманистические идеи выдающихся педагогов эпохи Возрождения о том, что гармоничное развитие человека является не только целью общественного развития, но и целью образования, - были поддержаны и продолжены в трудах отечественных ученых.
С середины XVIII века в России проблема сохранения здоровья занимает особое место в отечественной педагогике. В этот период впервые на государственном уровне вопросам укрепления и сохранения здоровья населения России было уделено должное внимание. Заслуживают внимания работы великого ученого М.В. Ломоносова. Меры по сохранению и укреплению здоровья были предложены им в обращении «О сохранении и размножении российского народа». Целью обращения было улучшение быта и благосостояния народа путем распространения культуры, научных и медицинских знаний. Большое внимание ученый придавал анализу факторов развития и формирования личности молодого человека. Он показал роль наследственности в формировании здоровья человека, раскрыл влияние среды и обратился к проблеме нравственного воспитания молодого поколения. Его работы «О сохранении и размножении российского народа» и работы о проблемах воспитания юношества позволяют считать его первым русским валеологом, изучавшим проблему человека в медико-педагогической совокупности [6, с.32]. Отмечая актуальность этой проблемы в учебных заведениях, в регламентах московской академической гимназии, издавались указания об организации правильного режима питания и его полноценности, распорядка дня и расписания занятий, медицинской помощи учащимся и т.д..
С середины ХК-начала XX вв. проблема здоровья человека в педагогике рассматривалась как составляющая культуры человека. Известный ученый Н.И. Пирогов (1810-1881 гг.) заложил основы педагогической валеологии. В его работах были выделены такие важные аспекты здоровья, как духовный, нравственный, социальный и соматический.
Великий педагог К.Д. Ушинский, основоположник научной педагогики и антропологического направления в России, считал высшей целью воспитания целостное развитие личности. Он обосновал в педагогике «антропологический принцип», который означает признание целостности человека, неделимости его духовной и телесной природы в сочетании умственного и нравственного воспитания с физическим воспитанием. В его труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1867-1868 гг.) утверждается, что педагогу недостаточно знать принципы и конкретные правила воспитания, а необходимо изучать сколь возможно тщательней физическую и душевную природу человека вообще, изучать своих воспитанников и окружающие их обстоятельства, так как любая педагогическая мера в конкретных обстоятельствах может иметь как полезные, так и вредные последствия.
Выражая заботу о здоровье молодого поколения, он предложил создание педагогических факультетов, высказывая мысль о том, что культура здоровья, - это не только «культура тела», но и нравственное здоровье. Он писал: «Если у нас есть медицинские факультеты и нет факультетов педагогических, то это лишь означает, что здоровьем своего тела мы дорожим больше, чем здоровьем нравственным и воспитанием.» [7, с.56]. Считаем, что и сегодня звучат актуальными для будущего
педагога слова известного великого педагога К. Д. Ушинского о пользе для здоровья физической активности: «Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения» [6, с.85]. Его мысли о единстве психического и физического, о значении трудовой деятельности в процессах умственного, физического и нравственного совершенствования человека, о роли деятельности и активности как важнейших факторах воспитания нашли отражение в таких работах, как «Труд в его психическом и воспитательном значении (1860), «Педагогическая антропология» (1868).
Особый вклад в создание целостной научной теории здоровья и разработку проблемы здорового образа жизни внес И.И. Мечников (1845-1916 гг.). В его работах четко просматривается идея о необходимости научных обоснований правил индивидуальной человеческой жизни, в частности он внес особый вклад в разработку проблемы здорового образа жизни. Антропологический подход к воспитанию, по И.И. Мечникову, выражается в индивидуальном подходе к каждому ребенку и умении педагога создать для воспитанника доброжелательную обстановку, наиболее соответствующую его возрасту. Идеи этого физиолога нашли свое отражение в появлении таких научных дисциплин, как гигиена воспитания и обучения, возрастная педагогическая психология.
Для России вопрос сохранения здоровья человека наиболее целостно был осознан как проблема национальной значимости во второй половине XIX в. Такие выдающиеся педагоги, как В.А. Жуковский, И.М. Ястребцов, П.Г. Редкий, уделяли внимание физическому воспитанию и влиянию обучения на здоровье детей. И.А. Сикорский, А.С. Виренеус, Ф.Ф. Эрисман, А.Л. Доброславин работали над изучением влияния учебной работы на снижение работоспособности и общего состояния здоровья детей.
В этот период гигиена была выделена как отдельная наука, в том числе и школьная гигиена. Ее основоположниками стали Ф.Ф. Эрисман (1842-1915 гг.) и А.Н. Доброславин (1842-1889 гг.). В трудах этих ученых профилактическое направление в охране здоровья молодежи рассматривается как важнейшее условие жизнедеятельности. Ф.Ф. Эрисманом были разработаны гигиенические требования к классной комнате. Он также подчеркивал важность массовых гигиенических мер с целью положительного влияния на здоровье учащихся [7, с. 28]. Значительное место в исследованиях этого ученого занимает вопрос о гигиене умственного труда учащихся. «Гигиена - была весьма односторонняя, если бы она в своих стремлениях, сохраняя нормальное состояние человеческого организма, не обращала большого внимания на умственную и нравственную сторону человеческой жизни. Внутреннее удовлетворение своими занятиями, душевное спокойствие и надежда на будущее суть важные условия физического благосостояния» [8, с. 10]. В результате экспериментальных исследований им были сформулированы общие гигиенические средства борьбы с утомлением, определены нормы сна, питания, распределения учебных занятий, их чередование с отдыхом, с занятиями физическими упражнениями для школьников в соответствии с возрастными возможностями. Специальное внимание он уделял организации отдыха и досуга детей.
Важное внимание следует уделить работам выдающегося ученого П.Ф. Лесгафта (1837-1909 гг.). В научной деятельности педагога основной мыслью являлось осуществление идеи воспитания гармонически развитой личности. Будучи основоположником отечественной системы физического воспитания, он предложил новый термин «физическое образование», обращая внимание в равной степени на оздоровительные и общекультурные задачи физического воспитания человека. Необходимо отметить, что учение о воспитании «гармонически развитой личности» П.Ф.Лесгафта предполагало сочетание полноценного физического, умственного и нравственного развития человека и занимает в педагогике из центральных мест. Анализируя работы П.Ф.Лесгафта, следует подчеркнуть, что физическое образование получает глубокое научное обоснование. В работе «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» ученый писал: «Особое внимание следует уделить связи умственной деятельности с физической. Чередование интеллектуальных и физических усилий благоприятно влияет на здоровье, вследствие чего повышаются интенсивность и качество умственной деятельности» [10, с.67].
Физическое воспитание, по П.Ф.Лесгафту, должно быть направлено на умение «дифференцировать» двигательную деятельность на отдельные действия, что способствует овладению рациональными движениями с наибольшим эффектом при наименьших затратах сил и времени. Таким образом, П.Ф.Лесгафт представляет в своей концепции единое основание для умственного и физического развития, которое в итоге способствует становлению человека нравственного и гармоничного.
Таким образом, становится очевидным, что проблема культуры здоровья человека зародилась в древности и продолжает развиваться в различных науках, в частности; в гигиене, физиологии, теории и методике физического воспитания, валеологии, педагогике и др.
Анализ работ отечественных и зарубежных ученых позволяет сделать следующие выводы:
- проблема здоровья является актуальной на протяжении развития человеческого общества;
- цель образования состоит в подготовке не только грамотного и всесторонне развитого человека, но и здорового гражданина своей страны;
- идеи отечественных и зарубежных ученых об укреплении и сохранении здоровья могут служить педагогическим наследием для развития культуры и образованности каждого человека, а особенно, учителя, так как он обязан заботиться о здоровье своих воспитанников. Мы единодушны во мнении с великим отечественным педагогом В.А. Сухомлинским: «Забота о здоровье - важнейший труд воспитателя».
The article is dovoted to consideration of the history of development of the health culture in the native and foreign pedagogies . Its marked that health culture ha been viewed from different aspeets during historiycal periods, such as: hy-gienie, physical, mental, medical, pedagogicaletc. Its judged that the ideas of native and pedagogues remain actual during modern time and are a pedagogical heritage for the future teacher.
The key words: Health, health culture, physical culture, health life style, valielogy.
Список литературы
1. Асташова, Н. А. Аксиологические основы современного образования: Монография. Брянск.: Группа компаний «Десяточка», 2009. 282 с.
2. Прохорова, Э.М. Валеология: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2010. 450 с.
3. Шпенглер О. Закат Европы. В 2 т. Т.1. М., 1993. 123 с.
4. Энциклопедия ума / Сост., авт. С. Дмитренко. М.: Олма Медиа групп, 2007. С.6-62.
5. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский: Сборник произведений. М.: Педагогика, 1988. 240 с.
6. Артюнина, Г.П., Игнатькова, С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: Учебное пособие для высшей школы. М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2006. 360 c.
7. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. М., 1974, т. 1. C.56-84.
8. Эрисман, Ф.Ф. Вступительный очерк к русскому изданию книги Р.Коссмана и Ю. Зейска «Здоровье, его сохранение, расстройства и восстановление // Избранные произведения. М.: Медгиз, 1959. 287 с.
9. История педагогики / Под ред. Шабаевой М.Ф. М., 1981. 145 с.
10. Лесгафт, П.Ф. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: АПН РСФСР, 1951. 676 с.
Об авторе
Верхорубова О.В.- кандидат педагогических наук, докторант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского
УДК 798.156
ОСОБЕНОСТИ РЕШЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА В СФЕРЕ СРЕДНЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
В. П. Губа
В статье рассматриваются проблемы низкой физической активности учащихся средних школ, новые педагогические технологии воспитания; определяются эффкетивные критерии национального проекта, основанного на здоровье-формирующем аспекте.
Ключевые слова: педагогические технологии, воспитание, здоровьеформирующий аспект, спортивная культура, низкая физическая активность, национальный проект
Ухудшение качественных характеристик жизнедеятельности народонаселения Российской Федерации (низкая рождаемость, высокая смертность от сердечно сосудистых заболеваний, наркотиков и алкоголизма, снижение общего уровня духовности и нравственности, устойчивая динамика ухудшения показателей физического развития, физической и интеллектуальной работоспособности) становится всё более значимым признаком кризиса качества жизнедеятельности значительных масс населения, в связи с этим данные факторы являются риском для национальной безопасности и надежности условий интеллектуального и духовного развития нации.
Результаты мониторинга состояния здоровья школьников позволяют сделать v вывод о том, что 53% обучающихся имеют ослабленное здоровье, две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания, лишь 10% выпускников общеобразовательных учреждений могут быть отнесены к категории здоровых, уровень физического развития свыше 40% допризывников не соответствуют