го о сс
ы
о л
^ л го
О CD
к о
(D го го
л го
о
Ы VO
сс и о
и
а. си
о-а
О
1— ü с
Стрельчук Е.Н. Формирование русской речевой культуры иностранных бакалавров негуманитарных специальностей в вузах РФ: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2016.
Тарасова Е.Н. Устная профессиональная речь преподавателя русского языка как иностранного. М., 2012.
Тарасова Е.Н. Устная речь преподавателя русского языка как иностранного - определяющий компонент личностно-ориентированной технологии обучения русскому языку учащихся-инофонов // Наука и школа. 2013. № 2. С. 80-85.
Т.Б. Думова, Б.П. Яковлев, А.А. Пасишников, И.Б. Тарасенко
Основные компоненты профессиональной деятельности преподавателя физического воспитания в вузе
Актуальность статьи заключается в рассмотрении физической культуры и физического воспитания как основополагающих компонентов системы здо-ровьесбережения студентов. Авторы приходят к выводу о важности создания в образовательных учреждениях условий для становления преподавателя-профессионала, который способен к исследованию и управлению педагогической деятельностью, владеющего инструментарием диагностики процесса и результатов собственного труда, средствами его коррекции и дальнейшего совершенствования.
Ключевые слова: физическое воспитание в вузе, здоровый образ жизни, физическая культура студентов, психическая нагрузка.
Для определения основных компонентов профессиональной деятельности преподавателя физического воспитания в высшем учебном заведении следует четко представлять себе объект его деятельности, который имеет ценностно-ориентационную (физическая культура будущего
специалиста как общечеловеческая, профессиональная и личностная Е ценность), содержательную (непосредственно физическая культура как § ^ учебный предмет) и индивидуально-психологическую стороны. 5 °
Физическое воспитание и физическая культура как учебная дисци- | 1 плина находят определенное осмысление в рамках целого ряда педа- | £ гогических систем. Так, К.Д. Ушинский специально не разрабатывал о § теории физической культуры, хотя в его научном наследии есть немало ч о важного относительно соизмерения физического и морального развития с подрастающего поколения. В работах ученого заложены педагогические основы отечественной науки о физическом воспитании, конечной целью которого К.Д. Ушинский считал подготовку человека к трудовой деятельности [8].
В педагогическом наследии П.Ф. Лесгафта вопрос физического воспитания занимает основное место. Учитывая тесную взаимосвязь между психической и мышечной деятельностью человека, ее интеллектуальным и физическим развитием, ученый использовал термин «физическое образование». Он научно обосновал потребности укреплять тело учащихся, сделать его «умным и умеренным». Согласно П.Ф. Лесгафту, цель физического образования заключается в том, чтобы научиться «изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью, иначе говоря, приучиться с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу...» [5].
П.П. Блонский, основывая свои педагогические мысли в области физического развития на трудах П.Ф. Лесгафта, писал, что физическое воспитание в школе, кроме здоровья, должно развивать ловкость, представляющую собой предельную работоспособность при минимуме затрат энергии. И если ловкость является целесообразностью движений, то воспитание ловкости согласуется с воспитанием умственных способностей, когда умственное и физическое воспитание взаимокоординируются определенным образом [3].
В последние десятилетия возросла востребованность в педагогических науках гуманистической парадигмы как основы формирования культуры духовной и телесной [7; 10]. Гуманистическая парадигма высшего образования стимулировала развитие ранее возникших научных направлений и теоретических концепций [1; 3; 8 и др.], рассматривающих педагогическую антропологию как основание педагогики, а человека - как предмет воспитания. Не что иное, как педагогическая антропология как специфическая область человековедения готова стать сферой аккумуляции знания о здоровье в педагогике.
го о к
. о =| Смысловая нагрузка взаимодействия категорий «физическая культура» и «профессиональная деятельность преподавателя вуза» будет смещаться в зависимости от информационной плоскости науки и пред-
4 I го О ^ т
^ ^ о
Ш го т
5 л го ы О ^
к о метной области, в рамках которой они рассматриваются. Каждая из названных категорий, объединенных в общую систему знания, приоб-
ш о н- о.
ретает не только новые отношения и новые связи, но и получает новые оттенки, адаптируясь к соседствующим понятиям. Сделаем акцент на то, что вновь образующаяся система понятий сосредотачивается вокруг наиболее важных категорий - «деятельность» и «культура». Причем большую смысловую нагрузку в предметной области преподавания имеет категория «культура», а в системе педагогической науки - «деятельность». Поэтому для понимания сущности личностной готовности к преподаванию физической культуры необходимо определиться с пониманием сущности профессиональной деятельности преподавателя вуза. Это функционирующая многоцелевая система, которая ориентирована на передачу от одного поколения к другому сложившегося социального опыта здоровья, физической культуры в виде «готового» знания, здорового образа жизни, соотносимого как с социальными возможностями и потребностями общества, так и с философскими идеалами.
Отбор образовательных программ в разных типах учебных заведений должен осуществляться с учетом того, что обучающийся должен получать в достаточной степени знания своем о здоровье и здоровье других, способах его укрепления и сохранения, об отрицательных факторах, влияющих на здоровье. Технологии организации педагогического процесса, используемые в реальной практике, в качестве основных показателей результативности должны включать параметры здоровья как обучающих, так и обучающихся.
В ходе анализа компонентов психической нагрузки в образовательном процессе, с опорой на принципы и аспекты системного подхода, мы проанализировали три основных составляющих психической нагрузки [11].
Исключительностью внешних условий в основном определяется информационно-операциональная составляющая (рис. 1). Свои особенности имеет каждый вид образовательной деятельности в соответствии с современными целями, стратегиями, методикой преподавания дисциплины и т.д.
Определенный вид учебной деятельности составляет собственную индивидуальную структуру информационно-операциональных особенностей психической нагрузки, прямо оказывающий воздействие на психику и организм человека. Так, например, структура информационно-операциональной составляющей работы преподавателя определяется
ее
переработкой и принятием решения, скоростью приема, ответствен- Е ностью и сложностью выполняемых заданий, возникновением про- § ^ блемных ситуаций, частотой принимаемых ответственных решений, 5 ° временем пассивного и активного слушания; числом производимых | 1 движений; необходимостью самоконтроля регулируемых параметров; 2 <§
¡Е О
характеристиками монотонности труда; существующим режимом труда о рд и отдыха; степенью напряжения анализаторных функций и др. [2]. Эти чю компоненты учебной деятельности человека устанавливают интенсив- с ность каких-либо психических функций, а также значение различных специализированных чувств, психических качеств, умений при ее осуществлении.
Информационно-операционный компонент психической нагрузки в образовательном процессе
Внутренние условия:
• скорость приема, переработки информации и принятия решений;
• сложность и ответственность выполняемых заданий;
• возникновение проблемных ситуаций и частота принимаемых ответственных решений;
• время активного и пассивного слушания;
• число производимых движений;
• необходимость самоконтроля регулируемых параметров;
• характеристики монотонности труда;
• существующий режим обучения, труда и отдыха;
• степень напряжения анализаторных функций (зрения, слуха, вестибулярного аппарата)
Рис. 1. Информационно-операциональная составляющая психической нагрузки в образовательном процессе
Ситуативная составляющая (рис. 2). Оценка событий, которые происходят под углом зрения потребностей, признаваемых человеком
Внешние условия:
• современные стратегии (ФГОС);
• компетентностный подход;
• общая образовательная программа (ООП);
• учебный план, учебный график;
• методики преподавания дисциплины;
• интерактивные формы обучения;
• балльно-рейтинговая система (БРС);
• самостоятельная работа студента (СРС);
• экзамены и зачеты;
• государственная аттестация (гос. экзамены, защита ВКР)
го о к
* £ ^
^ О I
4 I го О т
к ^ о
Ф го т
5 I го
^ о ер
к и О
^ и
о. ш
ш о
н- о.
целей, ценностей, к достижению каковых он стремится, порождает всевозможные жизненные ситуации: критические, трудные, опасные, экстремальные, проблемные. Повышенное внимание ученые акцентируют на тех ситуациях, которые формируют способности обучающихся, их креативность, субъективный опыт, рефлексию, переживания. Согласно предложенной В.В. Давыдовым модели учебной деятельности, учебная задача является синонимом учебной ситуации.
Рис. 2. Ситуативная составляющая психической нагрузки в образовательном процессе
Учебная деятельность в основном состоит из решения воспитательных и дидактических задач, целенаправленных на разрешение разногласий в процессе воспитания и обучения и обеспечивает сдвиги в этой области. В.В. Серикова при конструировании содержания занятия с позиции задачного подхода выделяет личностно ориентированные задачи, конструктивные задачи, предметные задачи [7].
Кроме учебных ситуаций-задач, с позиций здоровьесберегающих технологий в условиях учебной деятельности наше внимание привлекают ситуации, ломающие целостность личности, демобилизующие адекватность «Я», смысл жизни человека, определенным образом ухудшая здоровье человека. Критические ситуации (дистресс, фрустрация, психическая травма, кризис и др.) относятся к специфическому для здоровья человека разряду психических явлений.
ее
Критические ситуации требуют от человека внутренней работы. Е Всякого рода стрессовые реакции в большинстве
в виде максимально допустимой активации внутренних ресурсов лич- 5 °
ности, отстаивающей свои предыдущие возможности воплощения жиз- I 1
ненных замыслов. Наиболее сложные ситуации, как правило, требуют 2 <§
с сЕо
от человека перестройки своего духовного и психического Я и перео- о рд
ценки уровня своих желаний. 5 ю
Личностная составляющая (рис. 3) определяется в основном вну- с тренними условиями. Результативность оказания психологической помощи по большей части зависит от того, насколько педагог, психолог умеет рассматривать учебную деятельность студентов через призму личностно-ориентированного подхода.
Рис. 3. Личностная составляющая психической нагрузки в образовательном процессе
Формирование личностной готовности допускает, что при построении учебно-воспитательного процесса должны максимально учитываться индивидуально-психологические и индивидуально-типологические особенности развития студентов. Это мотивация избегания неудач и достижения успеха, мотивационно-волевое отношение к учебной деятельности; наличие творческой активности и познавательной потребности в получении знаний и уровень теоретической подготовки; способность к процессам саморазвития, самообразования, самовоспитания на основе рефлексивного осмысления, осознания, мышления,
го о ^
1 о 1 переосмысления результатов и процесса собственной деятельности;
О т
тло
Ф го т мна ^ О ер
уровень методико-практических навыков и умений и др. [4].
Следовательно, когда мы указываем на особенности составляю-^ у о щих величину психической нагрузки, воздействующей на физическую о-е- активность и здоровье человека, то можно утверждать, что чем больше _ отрицательных факторов в ситуативной и личностной, информационно-операциональной составляющих, тем больше психические проявления основных субъектов образовательного процесса и величина воздействия психической нагрузки на организм [11].
Проблема психической нагрузки в учебной деятельности студентов в современных специфических условиях высшего образования актуальна и недостаточно исследованна. Современная система образования предъявляет новые требования к содержанию учебной деятельности и эти требования качественного, а не количественного характера. Функциональными категориями содержания образования становятся готовность, компетентность, учебный план, новые стандарты, виды нагрузки, интерактивные формы взаимодействия и др. Установление новых представлений о содержании образования диктует изменения характера взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса, представляющего собой сложную и многогранную систему изменения организации образования.
Следовательно, при преподавании физической культуры в вузе необходимо основываться на понимании категории физической культуры студента как объекте применения профессиональной деятельности преподавателя вуза и системном понятии. Вместе с тем физическая культура студента непосредственно связана с формированием здорового стиля жизни обучающегося, здорового образа жизни, подтвержденных информационно-операциональными, ситуативными, личностными особенностями, т.е. внутренне-психологическими условиями и внешне-технологическими характеристиками физической культуры в вузе.
Библиографический список
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
2. Засобина Г.А., Мухаммед В.С. Исследование в педагогической деятельности преподавателя высшей школы: Монография. Иваново, 1997.
3. Каптерев П.Ф. Педагогическая психология. Изд. 3-е, перераб. и доп. СПб., 1914.
4. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
5. Лесгафт П.Ф. Избр. пед. соч. / Сост. И.Н. Решетень. М., 1988.
6. Лесгафт П.Ф. О семейном воспитании // Семья и школа. 1950. № 2. С. 5-8.
7. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999.
8. Ушинский К.Д. Избр. пед. произведения. В 2 т. / Под ред. А.И. Пискунова. М., 1974.
9. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 8. М., 1960.
10. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
11. Яковлев Б.П., Коваленко Л.А. Психическая нагрузка как фактор личностной готовности учащихся к интенсификации обучения в современной школе // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 2 (18). С. 165-167.
В.А. Никишкин, Н.Н. Бумарскова, Е.А. Лазарева
Эффективность
физкультурно-спортивной и оздоровительной
деятельности студентов вуза
(из опыта работы
кафедры физкультуры и спорта
Национального исследовательского
Московского государственного
строительного университета)
В статье обобщен опыт работы кафедры физкультуры и спорта Национального исследовательского Московского государственного строительного университета. Учебная дисциплина «Физическая культура» - единственная из обязательных дисциплин в вузе, которая теоретически и практически решает сложнейшие задачи: укрепление здоровья студентов, развитие психофизических, функциональных и специальных качеств, необходимых в профессиональной деятельности, как на период их учебного труда, так и в конкретной сфере производства, к службе в армии, для создания здоровой семьи. Ключевые слова: кафедра физкультуры и спорта, новые оздоровительные технологии, повышение физической работоспособности, спортивный стиль жизни студентов.
о §
¡± о й
го ср чд vo
ш о