раз жизни человека — национальная проблема современного общества : сб. материалов Межрегион. науч.-практ. конф. — Омск : Изд-во Омского экономического института, 2009. — С. 83—86.
2. Жданова, Е. А. Физкультурно-оздоровительная работа со студентами в концепции развития физической культуры в России / Е. А. Жданова, Д. В. Некрытов, А. В. Некрытов // Образовательная и оздоровительная роль физической культуры и спорта в вузе : сб. статей III Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 50-летию образования РУДН. — М. : РУДН, 2010. — С. 339—343.
3. Евсеев, Ю. И. Физическая культура / Ю. И. Евсеев. — Ростов н/Д : Феникс, 2011. — 444 с.
4. Самарин, А. В. Формирование культуры здорового образа жизни студенческой молодежи / А. В. Самарин // Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и массового спорта: опыт, перспективы разви-
тия : материалы науч.-практ. конф. — Тюмень : Вектор Бук, 2011. — С. 96—99.
5. Ильинич, М. Ф. Физическая культура студентов / М. Ф. Ильинич. — М., 2003. — 340 с.
ГУЩИНА Лионелла Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта.
Адрес для переписки: [email protected] СЛАВНОВА Марина Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.03.2012 г.
© Л. Ю. Гущина, М. Ю. Славнова
УДК 796.0Ю:159.938.2 т. А. МАРТИРОСОВА
А. п. БЫЗОВ
Сибирский государственный технологический университет, г. Красноярск
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ППФП СТУДЕНТОВ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Недостаточное осознание ценности физической культуры как эффективного средства подготовки к профессиональной деятельности, формирования профессионально значимых физических, психических и морально-волевых черт личности проявляется в низкой направленности, что способствует препятствию профессиональной и социальной адаптации и дальнейшей эффективной профессиональной деятельности в условиях меняющейся профессиональной среды.
Ключевые слова: физическое воспитание, профессионально-прикладная физическая подготовка, физические качества.
В последнее время задача формирования специалистов определенных специальностей средствами физической воспитания решается в рамках внедрения в учебной процесс инновационных технологий. При любом аспекте рассмотрения новейших технологий профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) важнейшим их элементом оказывается диагностический блок, позволяющий оценить запланированный результат.
Современное производство, с его механизацией и автоматизацией производства, характеризуется напряженностью умственных, психических и физических сил, повышенной координацией и концентрацией внимания специалистов. Совершенствование техники и технологий производства обязывает развиваться и совершенствоваться человеку, как управляющему элементу данной системы. Чем совершеннее техника и технологии производства, тем более совершенный должен быть человек, управляющий ими.
Становится все более актуальным научно и методически обоснованным применение инновационных средств ППФП студентов в процессе физического воспитания с целью подготовки специалистов
к профессионально-трудовой деятельности, соответствующих требованиям научно-технического прогресса. Полноценное использование этих знаний возможно при хорошем состоянии здоровья будущего специалиста, а значит, высокой работоспособности, которая может быть приобретена в результате регулярных и специально организованных занятий физической культурой и спортом в процессе физического воспитания студентов в вузе. Таким образом, качество физической подготовки студентов в процессе ППФП вуза приобретает не только личное, но и социально-экономическое значение [1].
Учебный процесс по физическому воспитанию в вузах проводится в соответствии с Федеральной программой, вызванной малой привлекательностью и однообразием занятий. В ней не могут быть учтены зарождающийся новый нетрадиционный подход в системе ППФП, новые системы оздоровительных технологий ППФП для пополнения уже существующих. Целью преподавателя по физическому воспитанию в вузе является поиск рациональных подходов в ППФП студентов и физиологических характеристик внедряемых оздоровительных технологий.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012
В процессе анализа научно-методической литературы были выявлены следующие противоречия: принимая во внимание вышесказанное утверждение об оптимизации ППФП студентов вузов, можно констатировать наличие научной парадигмы, связанной с неизученностью теоретических и практических вопросов психофизической готовности студентов в процессе ППФП, с одной стороны, и сконцентрированный значительный научный потенциал для решения вопроса учебно-образовательного процесса — с другой. Данные противоречия обозначили следующую проблему — недостаточную разработанность теоретического и практического материала в процессе обеспечения ППФП студентов лесотехнических вузов. Обращение к разработке современных инновационных технологий становится одним из актуальнейших потребностей совершенствования ППФП студентов в сфере физкультурной деятельности.
Низкий уровень теоретической подготовленности в процессе ППФП студентов лесотехнических вузов коррелирует с уровнем сформированности конкретных двигательных умений и навыков, включенность студентов в двигательную активность влияет на показатели развитие основных физических качеств и умений. Недостаточное осознание ценности физической культуры как эффективного средства подготовки к профессиональной деятельности, формирования профессионально значимых физических, психических и морально-волевых черт личности проявляется в низкой направленности, что способствует препятствию профессиональной и социальной адаптации и дальнейшей эффективной профессиональной деятельности в условиях меняющейся профессиональной среды.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать педагогическую модель содержание и методологическое обеспечение теоретического и практического материала в физическом развитии студенческой молодежи лесотехнических вузов, как важнейшее средство сохранения здоровья личности в процессе ППФП.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Теоретически исследовать методологическую разработку ППФП студентов конкретной профессии, общие положения ППФП, выявленные для группы схожих профессий путем проведения социологических исследований. Такие исследования должны носить перманентный характер, обеспечивающий накопление научного материала с учетом тех постоянных изменений, которые происходят во всех отраслях народного хозяйства под влиянием научно-технической революции.
2. Выявить теоретическую и практическую подготовленность с уровнем сформированности конкретных умений и навыков, включенность студентов лесотехнических вузов двигательной активности в процессе ППФП и ее влияния на показатели развитие основных физических качеств и двигательных умений.
3. Разработать и обосновать педагогическую модель ППФП студентов лесотехнических вузов, состоящую из основных направлений ППФП студентов вузов, установленных критериев оптимальной двигательной активности, определений понятия «оптимальная двигательная активность» в процессе ППФП студентов вузов, оценки фактического уровня физического здоровья. А также предпосылок: рациональное комплексирование форм и видов дви-
гательной активности ППФП в учебном плане, определение форм двигательной активности в процессе ППФП студентов (учебные занятия, внеучебные занятия — самостоятельные виды деятельности), видов двигательной активности (общеразвивающие упражнения, специальные упражнения ППФП студентов вузов). Включающая следующие программы: мотивация к занятиям физическими упражнениями, контроль и коррекция двигательной активности в процессе ППФП студентов вузов, мониторинг физического здоровья, персонализация двигательной активности. А также технологии: внедрение в учебный процесс индивидуальный фонд двигательных умений, навыков, способствующей освоению избранной профессиональной деятельности, интенсифицировать развитие профессионально важных физических способностей, обеспечивая уровень дееспособности, повышение степени резистентности организма к неблагоприятным воздействия сре-довых условий, достигнутый уровень физического здоровья. Все это составляет эффективность модель построения двигательной активности физического воспитания студентов вузов в процессе ППФП.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность методологического обеспечения процесса ППФП студентов в вузах по структуре взаимодействий теоретической подготовленности с уровнем сформированности конкретных умений и навыков, включенность студентов в двигательную активность и ее влияния на показатели развитие основных физических качеств и двигательных умений, а также эффективность педагогической модели ППФП студентов лесотехнических вузов.
Результаты исследований позволили определить уровень комплексной подготовленности студентов-практикантов и специалиста, составляющий систему модельных характеристик, сгруппированных в соответствующие уровни: функциональные показатели организма — УФП, психофизиологическое состояние — УФПС и профессионально-трудовой подготовленности — УПТП [2].
Для сопровождения ППФП и составления про-фессиограммы в процессе обучения студентов в лесотехнических вузах требуется соблюдения ряда педагогических условий: целевых (мотивационноличностные качества студентов), концептуальные (системно-структурный подход в выборе средств), процессуальных (поэтапное формирование технологии ППФП), управленческих (поэтапное формирование умственных действий), итоговых (динамика развития физической подготовленности, или динамика развития функциональных показателей организма студентов — для студентов СМГ), которые обеспечивают моделирование в формах деятельности студентов содержания профессиональной деятельности специалистов и структуризации ППФП.
Реализуется схема: учебная деятельность — ква-зипрофессиональная деятельность — профессиональная деятельность, имитируемая методами и средствами активного обучения.
Результат адаптации контекстного подхода к процессу ППФП студентов представлен сл. алгоритмом циклов. Первый цикл содержит традиционные обучающие процедуры — общая физическая подготовка, общая специальная подготовка, способствующая развитию основных физических качеств, формированию тактических, игровых, двигательных умений, освоению социально-биологических, теоретических, методических основ физической культуры. Второй цикл содержит квазипрофессиональную де-
ятельность, имеющую как черты учения, так и черты труда — ППФП к конкретной профессиональной деятельности, в процессе которой развиваются профессионально значимые физические качества, повышается функциональная устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней и профессиональной среды, доводятся до уровня навыка двигательные умения, действия, движения, наиболее часто повторяемые в конкретной профессиональной деятельности, усваивается система знаний, необходимая для дальнейшего личностного и профессионального совершенствования. Третий цикл способствует развитию способностей к освоению потенциальной профессиональной деятельности за счет формирования знаний и способов деятельности к реализации основных функций компонентов базовых видов деятельности, через совершенствования выработанной технологии ППФП происходит включение в реальные процессы и производственные отношения.
В процессе анализа педагогической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы по вопросам физкультурного образования были сделаны выводы о необходимости формирования ключевой двигательной компетентности студентов технологических вузов посредством совершенствования физического качества — выносливости, как ощутимый оздоровительный эффект и профессионально-прикладная физическая подготовка будущего специалиста лесной промышленности, с помощью рекреативно-оздоровительной ходьбы.
Занятие рекреативно-оздоровительной ходьбой в лесотехнических вузах оказывает комплексное влияние на организм человека по различным направлениям. Прежде всего, рекреация — это отдых, восстановление сил человека, израсходованных во время труда. Оздоровительный эффект, ради которого используется рекреативно-оздоровительная ходьба в вузах состоит в повышении работоспособности студента, а затем и будущего специалиста лесничества, что субъективно выражается в виде снятия усталости, появления чувства бодрости и прилива сил, а объективно — в улучшении функционального состояния организма. Это ходьба активного отдыха и оздоровления, поэтому мы ее называем рекреативно-оздоровительной и рассматриваем как форму оздоровительной ходьбы в рамках физической рекреации с определенными физическими нагрузками, с расходом энергетических веществ, жиров и углеводов пропорциональным длительности и скорости ходьбы [3]. Таким образом, рекреативно-оздоровительная ходьба, представляющая собой определенный вид ходьбы, имеющая основную целевую функцию — восстановление физического здоровья и психических сил студента, а в дальнейшем и специалиста лесного хозяйства, закаливание организма доступным видом физической деятельное ти, а также подготовку студентов лесотехнических вузов к дальнейшей профессионально-трудовой дея тельности относится к традиционным обучающим процедурам трех выше описанных циклов.
Разработанная педагогическая модель процесса ППФП студентов лесотехнических вузов состоит из основных направлений ППФП, установленных критериев оптимальной двигательной активности, определений понятия «оптимальная двигательная активность» в процессе ППФП студентов вузов, оценки фактического уровня физического здоровья. А также предпосылок: рациональное комплексиро-вание форм и видов двигательной активности ППФП
в учебном плане, определение форм двигательной активности в процессе ППФП студентов (учебные занятия, внеучебные занятия — самостоятельные виды деятельности), видов двигательной активности (общеразвивающие упражнения, специальные упражнения ППФП студентов вузов), включающая следующие программы: мотивация к занятиям физическими упражнениями, контроль и коррекция двигательной активности в процессе ППФП студентов вузов, мониторинг физического здоровья, персонализация двигательной активности. А также технологии: внедрение в учебный процесс индивидуального фонда двигательных умений, навыков, способствующего освоению избранной профессии, развитию профессионально важных физических способностей, обеспечивая уровень дееспособнос ти, повышение степени резистентности организма к неблагоприятным воздействия средовых условий. Все это составляет эффективность модели построения физического воспитания студентов вузов в процессе ППФП (рис. 1).
Поэтапное построение теоретического курса, позволяющее осуществить индивидуальную траекторию продвижения в овладении новым содержанием ППФП студента лесотехнических вузов — профес-сиографическое описание портрета специалиста по
Эффективность модели
Достигнутый уровень физического здоровья Повышение степени резистентности организма к неблагоприятным воздействия средовых условий Интенсифицировать развитие профессионально важных физических способностей, обеспечивая уровень дееспособности Внедрение в учебный процесс индивидуального фонда двигательных умений, навыков, способствующих освоению избранной профессии Технология Персонализация двигательной активности Мониторинг физического здоровья Контроль и коррекция двигательной активности в процессе ППФП студентов вузов Мотивация к занятиям физическими упражнениями Программа
Виды двигательной активности (общеразвивающие упражнения, специальные упражнения ППФП студентов вузов)
Формы двигательной активности в процессе ППФП студентов (учебные занятия, внеучебные занятия — самостоятельные виды деятельности Рациональное комплексирование форм и видов двигательной активности ППФП в учебном плане Предпосылки Оценка фактического уровня физического здоровья Определение понятия «оптимальная двигательная активность» в процессе ППФП студентов вузов Установление критериев оптимальной двигательной активности Основные направления ППФП студентов вузов
Рис. 1. Педагогическая модель построения двигательной активности физического воспитания студентов лесотехнических вузов в процессе ППФП
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И С ОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012
выпускаемой специальности. Применение активных методов обучения при освоении практического и методико-практического разделов курса (в нашем случае рекреативно-оздоровительная ходьба, как основная методология ППФП студентов лесотехнических вузов), в результате чего происходит закрепление базовых и прикладных знаний. Включение в занятия ППФП студентов лесотехнических вузов игровых видов спорта помогали в освоении проблемных ситуаций тактического характера, ролевого взаимодействия, что способствует развитию организаторских, коммуникативных способностей, проигрыванию различных социальных ролей. Позитивная динамика функционального состояния организма испытуемых характеризует физическую подготовленность занимающихся. Разработанная технология рекреативно-оздоровительной ходьбы на занятиях СМГ вуза квалифицировалась как: а) упражнения, избирательно воздействующие на мышечные группы, несущие основную мышечную нагрузку в период прохождения учебно-производственных практик; б) упражнения, адекватно воздействующие на мышечные группы с целью снятия производственного утомления; в) упражнения, по характеру нервно-мышечных усилий и двигательной структуре сходные с основными рабочими движениями; г) включение в процесс ППФП студентов лесохозяйственного факультета метода круговой тренировки, для развития основных физических качеств, способствующих развитию ведущих двигательных качеств в сочетании с формированием психофизических функций; д) специальные виды спорта способствуют интенсификации воспитания профессионально важных физических и личностных качеств будущего специалиста лесного комплекса (объем, распределение и переключение внимания, психическая и физическая работоспособность, эмоциональная устойчивость, коммуникативные навыки и др.).
В процессе освоения разработанной технологии рекреативно-оздоровительной ходьбы у большинства студентов ЭГ повысился уровень общей психологической работоспособности в условиях физического утомления, адаптации организма к изменяющимся природным условиям, что объясняется совершенствованием адаптационных механизмов вегетативной сферы студентов. Анализ результатов УФП студентов показал, что уровень функциональных показателей экспериментальной группы существенно выше в абсолютном выражении. При этом характерно, что студенты экспериментальной группы оказались наиболее подготовленными к трансляции знаний профессионально-прикладных основ физической культуры, проявляя высокую профессиональную направленность. Способность вырабатывать нестандартные идеи является условием продуктивного, творческого труда.
Результаты исследования интенсивности внимания, латентного периода простой зрительно-моторной реакции, координациометрии, тремора, реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, работоспособности сердца, дыхательной системы, мышечно-суставной памяти и вестибулярного аппарата дали возможность иметь представление об УФПС.
УПТП характеризовался динамикой показателей выносливости в процессе рекреативно-оздоровительной ходьбы, наиболее отражающих особенности деятельности специалиста лесного комплекса, а также показателей виса на перекладине, ходьба по
склону крутизной 450, умение правильно завязывать 10 специальных узлов. Кроме этого, определялись качества, необходимые для трудовых процессов (специально-прикладная, техническая и тактическая подготовка, знания, умения, двигательные навыки). В результате опроса и разработанных анкет определялась приспособленность к неблагоприятным атмосферным явлениям, низким температурам, гипоксии, солнечной радиации.
После формирующего эксперимента 20% студентов экспериментальной группы имеют высокий уровень представлений и знаний по предлагаемым разделам программы (ранее было 0%), выше среднего и средний уровень имеют 50% студентов экспериментальной группы. Результаты контрольной группы имеют незначительную динамику: от 50 до 80% опрошенных студентов КГ относятся к группе с низким показателем уровня знаний.
Научная новизна. В результате исследований впервые:
— теоретически обоснована, разработана и апробирована на практике педагогическая модель и методологическое обеспечение учебного процесса физического воспитания и физического развития студенческой молодежи лесотехнических вузов в процессе ППФП, учитывающая специфику занятий студентов по установленным критериям и поиску новых решений в структуре взаимодействий теоретического раздела и физической активность в процессе ППФП;
— уточнены три основных цикла адаптации контекстного подхода к процессу ППФП студентов лесотехнических вузов, в результате чего реализуется схема: учебная деятельность — квазипрофессио-нальная деятельность — профессиональная деятельность, имитируемая методами и средствами активного обучения;
— в процессе составления профессиограммы физического воспитания студентов лесотехнических вузов определены ведущие физические качества, психофизиологические функции и способности для специалистов лесной промышленности и обогащены средства ППФП, направленные на преимущественное их развитие;
— на основе проведенного анализа новых педагогических технологий учебно-образовательного процесса физического воспитания выявлены положения позволяющие рекомендовать проведение научных наблюдений и экспериментальных исследований при построении процесса ППФП студентов лесотехнических вузов;
— полученные данные позволяют судить о результатах реализации ППФП студентов лесотехнических вузов на различных этапах обучения и совершенствования профессии, в возрастной динамике исследуемых показателей и уровня физического состояния обследуемых студентов.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при разработке программно-нормативной базы, составлении учебно-методических документов по физическому воспитанию с учетом профиля подготавливаемых специалистов, в частности, в целях конкретизации урочных и неурочных форм занятий физическими упражнениями в учебных заведениях; при планировании процесса физического воспитания студенческой молодежи, осваивающей лесотехнические профессии в период обучения и производственной практики, при организации физкультурно-оздоровительной работы в учебном заведении и на произ-
водстве. Учебно-методическое сопровождение предлагаемой концепции может быть использовано как для оптимизации учебной, профессиональной и служебной деятельности, так и для физкультурного образования студентов и специалистов производства.
Таким образом, в процессе формирования психофизической готовности ППФП студентов лесотехнических вузов складывается система профессиональных ценностей, в которых здоровье, физическая подготовка к профессиональной деятельности, целенаправленная двигательная активность занимают видное место, что способствует повышению интереса к ППФП как основного аспекта подготовки к профессионально-трудовой деятельности, увеличению показателей теоретической и физической подготовленности, а ответственное отношение к физической культуре характеризует общий уровень культуры человека, в том числе и профессиональной.
Библиографический список
1. Ильинич, В. И. О некоторых проблемных вопросах профессионально-прикладной физической подготовки / В. И.
Ильинич // Теория и практика физической культуры. — 1990. — № 3. - С. 19-24.
2. Исаев, И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавания в высшей школе / И. Ф. Исаев. — М., 1993. — 268 с.
3. Мильнер, Е. Ходьба вместо лекарств / Е. Мильнер. — М. : Астель: АСТ: Полиграфиздат, 2011. — 247 с.
МАРТИРОСОВА Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и валеологии.
БЫЗОВ Анатолий Петрович, кандидат биологических наук, доцент кафедры физической культуры и валеологии.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.02.2012 г.
© Т. А. Мартиросова, А. П. Бызов
УДК 796 М. П. МУХИНА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
ФОРМИРОВАНИЕ
МОТОРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________________
Представлены результаты исследования формирования моторного потенциала детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях реализации педагогической системы непрерывного физического воспитания. Определены сенситивные периоды развития основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей детей.
Ключевые слова: дошкольники и школьники, сенситивные периоды, физическое воспитание, педагогическая технология.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (1996, 2011) образовательное учреждение самостоятельно как в выборе образовательной программы и внесении в нее изменений, так и в разработке собственных программ. В связи с чем физическое воспитание в дошкольных учреждениях реализуется посредством более двадцати, в начальной школе — пяти программ, прошедших экспертизу федерального уровня, а также множеством авторских программ,
разработанных педагогами и учителями физической культуры образовательных учреждений [1].
Введение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2010) обусловлено необходимостью унификации требований, предъявляемых к ДОУ страны в вопросах организации образовательного процесса с целью создания адекватных возрасту детей условий [2].
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ