Научная статья на тему 'Педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки студентов технических вузов'

Педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки студентов технических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1332
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ / ПРИКЛАДНАЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОПТИМИЗАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ПРОФЕСіЙНИЙ / ПРИКЛАДНА / ФіЗИЧНА ПіДГОТОВКА / ОПТИМіЗАЦіЯ / ФіЗИЧНА КУЛЬТУРА / PROFESSIONAL / APPLIED / PHYSICAL PREPARATION / OPTIMIZATION / PHYSICAL TRAINING / SPORTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудряшова Т. И., Конова Л. А.

Предоставлен анализ использования средств физической культуры в процессе профессионально-прикладной подготовки студенческой молодежи. Рассмотрено сжатое описание прикладных видов спорта. Приведены рекомендации для студентов технического института по профессионально-прикладной физической подготовке. Специальное направление физического воспитания должно наилучшим образом обеспечивать формирование и совершенствование свойств и качеств личности. Применение профессиональноприкладной физической подготовки позволяет значительно повысить качество подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудряшова Т. И., Конова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical bases of the professionally-applied physical preparation of students of technical institutes of higher

Analysis of draft on funds of physical training is given during professional applied preparation of student's youth. The compressed description of applied kinds of sports is considered. Recommendations for students of technical institute on professional applied physical preparation are indicated. The special direction of physical training should ensure in the best way formation and perfecting of properties and qualities of the person. Application of professional applied physical preparation allows to increase quality of preparation of experts considerably

Текст научной работы на тему «Педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки студентов технических вузов»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО -ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

КудряшоваТ.И., Конова Л.А.

Кременчугский госу дарственныйполитехнический университет имени Михаила Остроградского

Аннотация. Предоставлен анализ использования средств физической культурыв процессе профессионально-прикладной подготовки студенческоймолодежи Рассмотрено сжатое описание прикладных видов спорта. Приведены рекомендации для студентовтехнического института по профессионально-прикладной физической подготовке Специальное направление физического воспитания должно наилучшим образом обеспечивать формирование и совершенствование свойств и качеств личности. Применение профессиональноприкладной физической подготовки позволяет значительно повысить качество подготовки специалистов Ключевые слова: профессиональный, прикладная, физическая подготовка оптимизация, физическая культура, спорт.

Анотація. Кудряшова Т.І., Конова Л.А., Педагогічні основи професійно-прикладної фізичної підготовки студентів технічних вузів. Надано аналіз використання засобів фізичної культурив процесі професійно-прикладної підготовки студентськоїмолоді Розглянуто стислий опис прикладних видів спорту Наведено рекомендації для студентів технічного інституту з професійно-прикладної фізичної підготовки Спеціальний напрямок фізичного виховання повинен щонайкраще забезпечувати формування й удосконалюваннявлас-тивостей і якостей особистості Застосування професійно-прикладної фізичної підготовки дозволяє значно підвищити якість підготовки фахівців.

Ключові слова: професійний, прикладна, фізична підготовка оптимізація, фізична культура спорт. Annotation. Kudrasova T.I., Konova L.A., Pedagogical bases of the professionally-applied physical preparation of students of technical institutes of higher. Analysis of draft on funds of physical training is given during professional - applied preparation of student's youth. The compressed description of applied kinds of sports is considered. Recommendations for students of technical institute on professional - applied physical preparation are indicated. The special direction of physical training should ensure in the best way formation and perfecting of properties and qualities of the person. Application of professional - applied physical preparation allows to increase quality of preparation of experts considerably.

Keywords: professional, applied, physical preparation, optimization, physical training, sports.

Введение.

Качественный скачок в развитии техники за последние годы выдвинул на повестку дня целый ряд проблем, одна из которых - управление новой техникой Чем совершеннее техника, тем более совершенным должен быть и человек, управляющий ею, а сама техника должна быть оптимально приспособлена к функциональным возможностям человеческого организма.

Не менее важна и другая проблема: вследствие механизации и автоматизации трудовых процессов в промышленности существенно уменьшается доля физического труда, связанного с активной двигательной деятельностью, насущно необходимой для нормального функционирования нашего организма. Важную роль в связи с этим имеет обеспечение необходимогоуровня профессиональной готовности будущихспе-циалистов, включающие физическую подготовленность, тренированность, работоспособность, развитие профессионально важных качеств и психомоторных способностей, а также повышается общественное значение профессионально-прикладной физической подготовки студентов будущих бакалавров, магистров и других специалистов различного профиля современного производства.

Физическая культура- это средство физического, совершенствования и оздоровления, воспитания социальной, трудовой и творческой активности молодежи, существенно влияющие на развитие социальной структуры общества. В частности, от физической подготовленности состояния здоровья, уровня работоспособности будущих специалистов в сфере производственной деятельности во многом зависит выполнение ими социально-профессиональных функций

Составная часть физического воспитания, занимающаяся вопросами, связанными с подготовкой к трудовой деятельности, получила свое название - профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП). Под ППФП понимается подсистема физического воспитания, наилучшим образом обеспечивающая формирование и совершенствование свойств и качеств, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности (Раевский Р.Т., 1985).

Использование средств физической культуры и спорта с целью общей и ППФП студентов вузов не является принципиально новой, достаточно много работ посвящено, в первую очередь, таких специалисто как П.Ф. Лесгафт, 1891; В.В. Белинович, 1959; Панов Г.Е., 1977; Раевский Р.Т., 1969-1985. Данные исследований (Ю.Г. Горбушов 1971; Ю.Г. Коджаспироц Жидких В.П. 2000; В.И. Ильинич 1995; В.А. Ильинич 1978-1990; В.П. Жидких 1988- 1990; Н. Д. Сигов 1998 и др.) позволяют утверждать, что навыки общественной и профессиональной деятельности, приобретенные благодаря занятиям физической культурой успешно переносятся на другие виды деятельности. Однако в них недостаточно конкретизирован перечень основных профессионально важных психофизических качеств, в методике ППФП ограниченно используются достижения компьютерной техники. Имеется несколько диссертационных исследований по внедрению информа-

© Кудряшова Т.И., Конова Л.А., 2009

ционных технологий в профессиональную подготовкустудентовфизкультурныхспециальностей (А.Н. Лутков, 1992; А.А.Рогов, 1995; С.Ж. Козлова, 1997 и др.).

Работа выполнена по плану НИР Кременчугского государственногополитехническогоуниверситета имени Михаила Остроградского

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель работы - анализ использования средств, методов и форм физического воспитания студенческой молодежи с целью достижения и поддержания на базе прикладных видов спорта развитие психических и физических качеств, к которым предъявляют повышенные требования в процессе обучения и освоении профессии.

Результаты исследо ваний.

Сущность ППФП состоит в оптимальном использовании средств, методов и форм физического воспитания с целью достижения и поддержания на базе ОФП преимущественного развития психических и физических качеств, к которым предъявляют повышенные требования в процессе обучения и освоении профессии [3,5,7,8,10,11].

В настоящее время ППФП студентов к высокопроизводительномутруду в различных сферах промышленного производства осуществляется в вузе по следующим основным направлениям:

- овладение прикладными умениями и навыками, являющимися элементами отдельных видов спорта;

- акцентированное воспитание отдельных физических и специальных качеств, особо необходимыхдля высокопроизводительноготруда в определенной профессии;

- приобретение прикладных знаний (знаний и умений применения средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха с учетом меняющихся условий труда, быта и возрастных особенностей и др.).

Первое из направлений связано с проблемой обучения движениям, второе - с воспитанием физических (двигательных) и специальных качеств, третье - с приобретением прикладных знаний по использованию средств физической культурыв режиме труда и отдыха.

Комплексное решение задач физического воспитания в вузе обеспечивает готовность выпускников к более активной производственной деятельности, способность быстрее овладевать навыками, осваивать новые трудовые профессии [1-3]. В процессе обучения в вузе ППФП как составная часть процесса физического воспитания студентов проводилась на всех факультетах с целью подготовки будущих специалистов к производственной деятельности При планировании содержания учебного материала в задачи ППФП входили:

- развитие и совершенствование средствами физической культурыфизических и психических качеств, необходимыхбудущемуспециалисту

- овладение знаниями и прикладными двигательными навыками;

- составление и выполнение тренировочных программ с элементами упражнений прикладного характера, встречающихся в производственной деятельности;

- воспитание средствами физической культурыи спорта специальных волевых и организаторских качеств, эмоциональной устойчивости сосредоточенности необходимых будущимруководителям производства [2-4,7-11].

К основным факторам, определяющим содержание ППФП студента на избранном факультете, относятся:

- формы и виды учебной деятельности на данном факультете;

- формы и виды труда будущего бакалавра, магистра или специалиста данного профиля; условия учебной и бу дущейтру довой деятельности;

- особенности динамики утомления и работоспособности в процессе учебных занятий или профессиональной деятельности.

Рациональные средства ППФП, их отбор и применение. Для профессионально-прикладной физической подготовки студентов технического вуза подбирались такие средства ППФП, которые в наибольшей степени соответствуют задачам подготовкибудущихспециалистов

Большое значение для конкретизации ППФП работников промышленного производства имеют такие типовые показатели работы, как вид труда, важнейшие производственные операции, преобладающие типы деятельности, орудия труда, формы организации труда Каждый из этих показателей требует определенных физических и психических качеств, а также соответствующихдвигательных навыков.

Так, работа, связанная с управлением автоматами в технических системах (операторская диспетчерская деятельность) требует высокого уровня развития различных видов двигательной реакции, наблюдательности, внимания, оперативного мышления, эмоциональной устойчивости

Инженерная деятельность типа "наблюдение!1, "контроль" (чтение показателей рабочих приборов, слежение и т.п.) предъявляет высокие требования к объему, распределению, устойчивости внимания, предполагает наличие хорошей реакции слежения

"Монтаж", "сборка", "ремонт" - требуют быстродействия, общей ловкости и точной координации рабочих движений, а также специальной мышечной выносливости.

Развитие цивилизации способствует лавинообразному увеличению доли умственного труда, сопряженного с ограниченной подвижностью. В процессе умственного труда наиболее типичным является рабо-

чее положение, сидя за столом Многие мышечные группы при этом испытывают длительные и однообразные статические напряжения, особенно мышцы шеи и поясницы В результате такого длительного, специфически наклоненного положения тела у работников умственного труда, не занимающихся физкультуройи спортом, вырабатывается поверхностное дыхание, уменьшается жизненная емкость легких, нарушается осанка, дряхлеют мышцы скелета, понижается обмен веществ.

При широком использовании в рабочем процессе персональных компьютеров необходима тонкая координация движений пальцев рук с мышью и на клавиатуре. Коллективная групповая работа обусловливает необходимость развития коммуникативныхспособностей; руководящая работа - требует хороших организаторских навыков и т.д.

На основе объективного анализа и учета совокупности указанных факторов формировались задачи профессионально-прикладной физической подготовки отобрались необходимыесредства, методы и формы их реализации.

Наибольшее распространение в практике ППФП нашего университета получили занятия профилированными видами спорта. Вот краткая характеристика прикладных видов спорта, рекомендуемыхнами для студентовтехнического вуза.

Виды спорта на выносливость (бег на средние дистанции, плавание, пеший туризм). Регулярные занятия формируют прикладные навыки рациональной ходьбы, бега, умения терпеть, обеспечивают высокий уровень динамической работоспособности функционирования и надежности сердечно-сосудистой дыхательной систем и системы терморегуляции Систематические занятия способствуют общей адаптационной способности, развитие высокого уровня общей выносливости, устойчивости к неблагоприятным метеорологическим факторам производственной среды, интоксикации развитие целеустремленности терпения, дисциплинированности, настойчивости, самостоятельности, стойкости.

Виды спорта, требующие сложной сенсорно-моторной координации

(баскетбол, волейбол, теннис, хоккей, футбол, все виды борьбы, бокс). В процессе систематических тренировок формируются навыки и умения оперативных и коллективных действий; обеспечивается достаточно высокий уровень общей работоспособности, функционирования центральной нервной, сердечнососудистой дыхательной систем, зрительного, слухового двигательного анализаторов. Занятия этими видами спорта развивают общую выносливость, ловкость, ловкость рук, пальцев, простую и сложную двигательную реакцию, быстроту и точность движений, умение дозировать небольшие силовые напряжения, объем, распределение и переключение внимания, оперативное мышление, эмоциональная устойчивость инициативность, решительность, чувство коллективизма.

Виды спорта на координацию движений и выносливость (альпинизм, спортивное скалолазание, горный туризм). Систематические круглогодичныезанятия содействуетформированию навыков в лазании, работе на высоте, страховки и самостраховки, оперативного мышления, овладению приемами саморегуляции эмоционального состояния, обеспечивает высокую общую физическую работоспособность высокий уровень функционирования сердечно-сосудистой дыхательной системы, системы терморегуляции вестибулярного аппарата. В процессе занятий развиваются ловкость, координация движений, двигательная реакция, повышается устойчивость к неблагоприятным метеорологическим факторам. Занятия способствуют формированию дисциплинированности, настойчивости, терпению, самообладанию, смелости, решительности, стойкости, чувство коллективизма.

Профессионально-прикладное направление определялось использованием средств физической культуры и спорта для подготовки к работе по избранной специальности с учетом особенностей получаемой профессии.

Г руппы организовывались по принципу выбранного интереса, или совместного обучения на курсе или в группе. При комплектованиигрупп учитывался пол, возраст, физическая подготовленностьи другие индивидуальные особенности занимающихся. Занятия в группах проводят преподаватели кафедры физического воспитания.

В учебные программы отделений по избранным видам спорта были включены как теоретический раздел, дающий необходимые знания, так и практический раздел, определяющий непосредственные занятия гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, плаванием, тяжелой атлетикой, боксом, туризмом и т.д.

Профилирование этих разделов позволяло эффективно формировать основные профессионально важные психофизические качества будущихвыпускников вуза. В этих целях в процессе учебных занятий студентов использовались упражнения с профессионально-прикладной направленностью прикладных видов спорта, а также специальные технические средства обучения и тренажеры.

Краткая характеристика прикладных видов спорта и их элементы на службе ППФП, рекомендуемых для использования на занятиях физической культуры

Гимнастика (аэробика и акваэробика). Занятия по этим видам спорта, в основном, для девушек-студенток использовались, главным образом, для развития таких актуальных качеств инженеров технического профиля, как: координация движений, ловкость рук, статическая выносливость мышц брюшного пресса, спины и туловища, концентрированное внимание, эмоциональная устойчивость, смелость и решительность. Ловкость и координация рук развивались с помощью упражнений аэробики и акваэробика (упражнений на воде).

Тяжелая атлетика. Статическая выносливость при занятиях по тяжелой атлетике развивалась с помощью силовых динамических и статических упражнений на снарядах и без снарядов, при выполнении которых действуют преимущественно те же мышцы, что и в статических рабочих позах инженера данного профиля. Весьма эффективными для этой цели являются упражнения на специальных силовых тренажерах.

Легкая атлетика. На учебных занятиях по легкой атлетике формируются многие наиболее актуальные психофизические качества будущегоинженера Эффективными средствами для этого являются:

- продолжительный непрерывный и переменный бег на дорожке стадиона и по пересеченной местности в теплое и холодное время года (для развития сердечно-сосудистой и дыхательной систем и системы терморегуляции, формирования устойчивости против неблагоприятных метеорологических факторов и стойкости характера);

- бег на короткие дистанции, бег по сложному закрытому маршруту, эстафетный бег с общей зоной передачи (для развития быстроты реакции, оперативного мышления, эмоциональной устойчивости);

- прыжки в высоту, глубину (для развития решительности, смелости) и другие подготовительными основные упражнения из легкой атлетики

Плавание. На занятиях по плаванию улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, системы терморегуляции, воспитывается общая выносливость, стойкость средствами длительного плавания до 30 минут, повторного проплывания отрезков 50-100 м, ныряния на дальность и в глубину. Развивается решительность и смелость многократными прыжками в воду со стартовой тумбочкц трамплина, 3 и 5 метровой вышки различными способами.

Туристские летние и зимние походы являются отличным средством комплексного формирования профессионально важных качеств, необходимых будущему инженеру, проведение которых необходимо проводить в выходные дни или внеучебное время.

Спортивные игры - эффективно содействуют достижению высокого уровня функционированияи надежности нервной, сердечно-сосудистойи мышечной систем, зрительного и слухового анализаторов, а также воспитанию таких необходимых инженеру качеств, как общая выносливость, ловкость и координация движений.

Специфическая ловкость рук, пальцев, быстрота реакции, как и в боксе, объем, распределение и переключение внимания, оперативное мышление способствуют таким профессиональным качествам как эмоциональная устойчивость и инициативность.

Выводы.

В эпоху научно-технического прогресса новая техника, новые высокие технологии, новые взаимоотношения в производственном коллективе предъявляют новые, более высокие требования к специалисту, организатору производства разностороннего гармонического развития личности.

Качественные различия в требованиях к физической и психической подготовленностиспециалистов разных профессий вызывают необходимость профессионально-прикладной физической подготовки студенческой молодежи

Специальное направление физического воспитания должно наилучшим образом обеспечивать формирование и совершенствование свойств и качеств личности, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности

Применение ППФП в технических вузах позволяет значительно поднять прикладную действенность физического воспитания и в конечном итоге повысить качество подготовки высококвалифицированныхспе-циалистов.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем профессионально-прикладной физической подготовкисту дентовтехнических вузов.

Литература

1. Физическое воспитание студентови учащихся /под ред. Н.Я. Петрова, В.А. Соколова - Минск: Вы-шэйшая школа, 1988. - 256 с.

2. Кузнецов В.С., КолодницкийГ.А. Прикладная физическая подготовка. - М.: Владос, 2003. - 184 с.

3. Иванов Ю.М. Системный подход и подготовка инженера конкретного профиля. - Киев: Вища школа, 1983. - 57 с.

4. Иванов Г. Д. Профессионально-прикладная физическая подготовкастудентов - Алма-Ата, 1998. - 84 с.

5. Иванов В.И., Щербак Б.И. Воздействие спортивной подготовкина функциональное состояние организма и профессиональную деятельность лиц умственного труда// Всесоюзная научно-практическая конференция „Физическая культура труд, здоровье и активное долголетие’. - М., 1981. - С. 45-47.

6. Вопросы профессиональной подготовки и оздоровительной физической культуры Сб. ст. - Сочи: ИФК СГУТ и КД, 2003.

7. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов в вузах (научнометодические и организационные основы). - М.: Высшая школа, 1978. - 144 с.

8. Иванов Г. Д. Профессионально-прикладная физическая подготовкастудентов - Алма-Ата: Казахский ин-т физической культуры 1978.- 84 с.

9. Ильинич В. А. Рекомендации по проблеме средства физической культурыи спорта при подготовке студентов к будущейпрофессиональной деятельности - М., 1986. - 72 с.

10. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентовтехнических вузов. - М.: Высшая школа, 1985. - 136 с.

11. Филь С.Н., Пешков В.П. Профессиональная подготовка студентовв институте физической культуры -Киев: Вища школа, 1985. -136 с.

Поступила в редакцию 23.02.2009г.

faltus.56@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.