А.А. Ашихмин, И.К. Новикова
Московский государственный горный университет А.С. Гумилевский
Исполнительная дирекция Российской программы организации инвестиций в оздоровлении окружающей среды
ПРОЦЕДУРА СЕРТИФИКАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ГОРНОПРОМЫШЛЕННЫХ ПРОЕКТОВ
Принятая в РФ идеология программного управления базируется на системе целевых комплексных программ федерального, регионального и отраслевого уровней, среди которых целевые инвестиционные программы занимают важнейшее место. Целевые программы являются основным средством достижения государственных стратегических интересов в области промышленного развития, в том числе и в минерально-сырьевом секторе экономики [7]. Реализация указанных программ с учетом особенностей инвестиционной политики последнего времени предусматривает разработку и использование механизма сертификации инвестиционных проектов, развивающего идею государственно-
коммерческого финансирования [6].
Сертификация проекта удостоверяет его качество и определяет размер государственной поддержки (финансирования или субсидирования) в процентах от стоимости проекта. Сертификация обеспечивает проведение аукционов по привлечению инвесторов, значительно повышает их доверие к проектам, создает конкуренцию капиталов на инвестиционном рынке, способствует снижению ставки процента коммерческого кредита и, в конечном счете, эффективной реализации проектов. По своему содержанию процедура сертификации предусматривает решение задачи классификации (неупорядоченного разбиения) инвестиционных проектов при ограниченной (с позиций общего размера поддержки) суммарной
мощности классов, а также с учетом предпочтений проектов, установленных по результатам реализации процедуры отбора (частичного упорядочения) [1,2,6]. Взаимосвязь и неразрывность процедур отбора и сертификации определяется помимо строгой последовательности их реализации еще и тем, что критерии целевой направленности проектов используются как на первом этапе отбора (в качестве подмножества критериев приемлемости), так и при определении принадлежности проектов к сертификационным классам.
Разработка механизма сертификации горнопромышленных проектов предусматривает решение следующих основных задач.
1. Формирование приоритетных направлений горнопромышленного инвестирования (формирование сертификационных классов и критериев выбора в указанные классы).
2. Определение размеров государственной поддержки проектов по различным сертификационным классам.
3. Разработка моделей сертификации проектов и включение их в базу моделей системы поддержки отбора и сертификации.
Специфика механизма сертификации для каждой целевой программы, имеющей отношение к горнопромышленным проектам, заключается в особенностях результатов решения двух первых задач. Последняя, третья, задача имеет общий характер и яв-
ляется типичной для любого механизма сертификации промышленных проектов.
Первая из указанных выше задач решается в той или иной мере при формировании конкретной целевой программы [4,5,8,9]. Решение второй задачи предусматривает исследования возможностей софинансирования и сосубсидирования горнопромышленных проектов как в рамках других целевых программ, так и национальными коммерческими структурами и иностранными инвесторами. Например, проекты производства эмульсионных взрывчатых веществ на разрезах (обеспечивающие существенный суммарный экологический эффект) [3] наряду с финансированием по отраслевой программе могут быть профинансированы и в рамках Российской программы организации инвестиций в оздоровление окружающей среды [4]. Проекты внедрения технологии кучного выщелачивания золота подлежат финансированию как в рамках уже указанной выше программы оздоровления окружающей среды, так и Федеральной программы производства золота и серебра [9,10]. Горнопромышленные проекты, обеспечивающие получение валюгоемкого экспортоориентированного сырья, являются объектами частичного финансирования в рамках Федеральной программы развития экспорта [8]. Вместе с тем частичное финансирование из бюджетных источников, как правило значительно увеличивает инвестиционную привлекательность проектов для национальных коммерческих и иностранных инвесторов [2,5]. Следовательно, размер государственной поддержки в рамках сертификационного класса конкретной целевой программы определяется приоритетностью соответствующего направления горнопромышленного развития (приоритетностью целевого направления проектов данного класса) и возможностью софинансирования и сосубсидирования проектов из других источников. Особенностью третьей основной зада-
чи, решение которой обеспечивает реализацию механизма сертификации, является использование языка моделирования соответствующего уровня, предусматривающего возможность учета нечеткости экспертных оценок и требования адекватности моделей условиям и принципам многокритериального выбора. Указанные требования, а также результаты выполненных исследований в области создания и реализации механизма отбора предопределяют использование нечетких отношений нестрогого предпочтения при моделировании задачи выбора в процедурах сертификации горнопромышленных проектов [1,2].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ашихмин А.А. Разработка и принятие управленческих решений: формальные модели и методы выбора. - М.: МГГУ, 1995.
2. Ашихмин А.А., Новикова И.К., Гумилевский А.С. Процедура отбора инвестиционных проектов / Горный информационно-аналитический бюллетень. -М.: МГГУ, 1996. №2.
3. Александров Ю.В., Жарков А.М. Организационные аспекты внедрения технологии изготовления высокоэффективных эмульсионных взрывчатых веществ на горных предприятиях / Горный информационно-аналитический бюллетень. -М.: МГГУ, 1996. №2.
4. Временное руководство по оперативной деятельности российской программы организации инвестиций в оздоровление окружающей среды. РПОИ, М., 1996.
5. Гумилевский А.С., Новикова И.К., Ашихмин А.А. Основные направления стратегии инвестирования в РФ / Горный информационноаналитический бюллетень. -М.: МГГУ, 1996. №2.
6. Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику РФ. -М., 1995.
7. Орлов В.П. О состоянии минеральносырьевой базы России / Минеральные ресурсы России: экономика и управление. 1996. -№1.
8. Федеральная программа развития экспорта. -М., 1996.
9. Федеральная программа производства золота и серебра в России на период до 2000 года. -М., 1996.
10. Хабиров В.В., Забельский В.К., Воробьев А.Е. Прогрессивные технологии добычи и переработки золотосодержащего сырья. -М.: Недра, 1994.
©Авторов