Научная статья на тему 'Процедура сертификации инвестиционных горнопромышленных проектов'

Процедура сертификации инвестиционных горнопромышленных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процедура сертификации инвестиционных горнопромышленных проектов»

А.А. Ашихмин, И.К. Новикова

Московский государственный горный университет А.С. Гумилевский

Исполнительная дирекция Российской программы организации инвестиций в оздоровлении окружающей среды

ПРОЦЕДУРА СЕРТИФИКАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ГОРНОПРОМЫШЛЕННЫХ ПРОЕКТОВ

Принятая в РФ идеология программного управления базируется на системе целевых комплексных программ федерального, регионального и отраслевого уровней, среди которых целевые инвестиционные программы занимают важнейшее место. Целевые программы являются основным средством достижения государственных стратегических интересов в области промышленного развития, в том числе и в минерально-сырьевом секторе экономики [7]. Реализация указанных программ с учетом особенностей инвестиционной политики последнего времени предусматривает разработку и использование механизма сертификации инвестиционных проектов, развивающего идею государственно-

коммерческого финансирования [6].

Сертификация проекта удостоверяет его качество и определяет размер государственной поддержки (финансирования или субсидирования) в процентах от стоимости проекта. Сертификация обеспечивает проведение аукционов по привлечению инвесторов, значительно повышает их доверие к проектам, создает конкуренцию капиталов на инвестиционном рынке, способствует снижению ставки процента коммерческого кредита и, в конечном счете, эффективной реализации проектов. По своему содержанию процедура сертификации предусматривает решение задачи классификации (неупорядоченного разбиения) инвестиционных проектов при ограниченной (с позиций общего размера поддержки) суммарной

мощности классов, а также с учетом предпочтений проектов, установленных по результатам реализации процедуры отбора (частичного упорядочения) [1,2,6]. Взаимосвязь и неразрывность процедур отбора и сертификации определяется помимо строгой последовательности их реализации еще и тем, что критерии целевой направленности проектов используются как на первом этапе отбора (в качестве подмножества критериев приемлемости), так и при определении принадлежности проектов к сертификационным классам.

Разработка механизма сертификации горнопромышленных проектов предусматривает решение следующих основных задач.

1. Формирование приоритетных направлений горнопромышленного инвестирования (формирование сертификационных классов и критериев выбора в указанные классы).

2. Определение размеров государственной поддержки проектов по различным сертификационным классам.

3. Разработка моделей сертификации проектов и включение их в базу моделей системы поддержки отбора и сертификации.

Специфика механизма сертификации для каждой целевой программы, имеющей отношение к горнопромышленным проектам, заключается в особенностях результатов решения двух первых задач. Последняя, третья, задача имеет общий характер и яв-

ляется типичной для любого механизма сертификации промышленных проектов.

Первая из указанных выше задач решается в той или иной мере при формировании конкретной целевой программы [4,5,8,9]. Решение второй задачи предусматривает исследования возможностей софинансирования и сосубсидирования горнопромышленных проектов как в рамках других целевых программ, так и национальными коммерческими структурами и иностранными инвесторами. Например, проекты производства эмульсионных взрывчатых веществ на разрезах (обеспечивающие существенный суммарный экологический эффект) [3] наряду с финансированием по отраслевой программе могут быть профинансированы и в рамках Российской программы организации инвестиций в оздоровление окружающей среды [4]. Проекты внедрения технологии кучного выщелачивания золота подлежат финансированию как в рамках уже указанной выше программы оздоровления окружающей среды, так и Федеральной программы производства золота и серебра [9,10]. Горнопромышленные проекты, обеспечивающие получение валюгоемкого экспортоориентированного сырья, являются объектами частичного финансирования в рамках Федеральной программы развития экспорта [8]. Вместе с тем частичное финансирование из бюджетных источников, как правило значительно увеличивает инвестиционную привлекательность проектов для национальных коммерческих и иностранных инвесторов [2,5]. Следовательно, размер государственной поддержки в рамках сертификационного класса конкретной целевой программы определяется приоритетностью соответствующего направления горнопромышленного развития (приоритетностью целевого направления проектов данного класса) и возможностью софинансирования и сосубсидирования проектов из других источников. Особенностью третьей основной зада-

чи, решение которой обеспечивает реализацию механизма сертификации, является использование языка моделирования соответствующего уровня, предусматривающего возможность учета нечеткости экспертных оценок и требования адекватности моделей условиям и принципам многокритериального выбора. Указанные требования, а также результаты выполненных исследований в области создания и реализации механизма отбора предопределяют использование нечетких отношений нестрогого предпочтения при моделировании задачи выбора в процедурах сертификации горнопромышленных проектов [1,2].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ашихмин А.А. Разработка и принятие управленческих решений: формальные модели и методы выбора. - М.: МГГУ, 1995.

2. Ашихмин А.А., Новикова И.К., Гумилевский А.С. Процедура отбора инвестиционных проектов / Горный информационно-аналитический бюллетень. -М.: МГГУ, 1996. №2.

3. Александров Ю.В., Жарков А.М. Организационные аспекты внедрения технологии изготовления высокоэффективных эмульсионных взрывчатых веществ на горных предприятиях / Горный информационно-аналитический бюллетень. -М.: МГГУ, 1996. №2.

4. Временное руководство по оперативной деятельности российской программы организации инвестиций в оздоровление окружающей среды. РПОИ, М., 1996.

5. Гумилевский А.С., Новикова И.К., Ашихмин А.А. Основные направления стратегии инвестирования в РФ / Горный информационноаналитический бюллетень. -М.: МГГУ, 1996. №2.

6. Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику РФ. -М., 1995.

7. Орлов В.П. О состоянии минеральносырьевой базы России / Минеральные ресурсы России: экономика и управление. 1996. -№1.

8. Федеральная программа развития экспорта. -М., 1996.

9. Федеральная программа производства золота и серебра в России на период до 2000 года. -М., 1996.

10. Хабиров В.В., Забельский В.К., Воробьев А.Е. Прогрессивные технологии добычи и переработки золотосодержащего сырья. -М.: Недра, 1994.

©Авторов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.