СИМПОЗИУМ «СОВРЕМЕННОЕ ГОРНОЕ ДЕЛО: ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА, ПРОМЫШЛЕННОСТЬ»
ПОСВЯЩАЕТСЯ ПАМЯТИ АКАДЕМИКА ВЛАДИМИРА ВАСИЛЬЕВИЧА РЖЕВСКОГО
29.01.96 * 2.02.96 г
A.A. АШИХМИН, И.К. НОВИКОВА Московский государственный горный университет
A.C. ГУМИЛЕВСКИЙ Министерство внешнеэкономических связей РФ.
Процедура отбора инвестиционных проектов.
Принципиально новой особенностью государственной инвестиционной политики России в настоящее время является избирательный подход к объектам (проектам) инвестирования [5]. Так, на основе отбора осуществляется частичное финансирование конкретных проектов из государственного бюджета, реализуются механизм сертификации проектов и мероприятия по содействию иностранным инвестициям [4,5,6,]. Избирательный подход традиционно является основным принципом инвестиционной деятельности любой коммерческой структуры.
С формальной точки зрения процедура отбора инвестиционных проектов представляет собой процесс поиска результата общей задачи принятия решений, которая сводится к последовательному решению двух задач выбора [1]. Сначала из множества представленных проектов отбираются допустимые по значениям определенного ряда критериев. Как правило, в качестве таких критериев используются количественные показатели комерческой эффективности (например, срок окупаемости) и ряд качественных показателей целевого назначения (например, степень соответствия приоритетам государства). Затем с использованием целого набора критериев, определяемого применяемым стандартом оценки, реализуется выбор на множестве допустимых проектов. Причем, если в рамках первой задачи выбора осуществляется выделение неупорядоченного подмно-
жества проектов, то в рамках второй возможна ( в зависимости от ситуации выбора ) реализация различных постановок: выделение лучшего проекта; линейное, частичное или слоевое упорядочение проектов, а также неупорядоченное разбиение (классификация) проектов [3]. Основой отбора инвестиционных проектов являются экспертные процедуры оценки по целой совокупности количественных и качественных критериев [6].
Очевидно, что оперативный и рациональный отбор инвестиционных проектов возможен только на основе использования формальных моделей и методов выбора, реализуемых с использованием проблемно-ориентированных систем поддержки принятия решений.
Важнейшим аспектом применения формальных моделей является выбор языка моделирования. Практически все разработанные в настоящее время процедуры отбора базируются на критериальном языке моделирования, который предполагает абсолютную количественную оценку каждого объекта (проекта) по каждому критерию. Оценка по качественным критериям осуществляется с использованием системы баллов, а промежуточные расчеты предусматривают вычисление сумм и средних баллов. При этом игнорируется тот факт , что бальные шкалы принадлежат к классу порядковых и, следовательно, указанные операции для них неприемлемы . Кроме того, вызывают сомнения принципиальная воз-
можность абсолютной оценки проектов по ряду качественных показателей (например, правовой обеспеченности или безопасности) и адекватность моделей выбора, использующих нехарактерные для конструкций естественного человеческого языка четкие оценки .
Недостатки рассмотренного выше подхода, базирующегося на критериальном языке моделирования ситуаций выбора, предопределяют применение в процедурах отбора инвестиционных проектов более общего (по сравнению с критериальным) языка нечетких отношений нестрогого предпочтения [1]. Данный язык отвергает абсолютную оценку каждого отдельного объекта и предполагает, что для каждой пары объектов некоторым образом можно установить: либо один из них с определенной степенью уверенности (вероятности) предпочти-тельние другого, либо они равноценны или несравнимы. Причем отношение предпочтения внутри любой пары не зависит от остальных объектов, предъявляемых к выбору. Заметим, что с использованием языка нечетких отношении нестргого предпочтения легко моделируются и критериальные задачи выбора.
Рассмотрим сначала простейшую модель типовой ситуации нечеткого выбора проектов, а затем ее использование в экспертной процедуре отбора.
Предположим, что к выбору предъявляется конечное множество проектов X, а сам выбор осуществляется с использованием конечного множества критериев Р. Степень предпочтения проекта х, е X
над проектом еХ по критерию
Г е И определятся значением величи-
ны лДх,^) е [0,1], а степень предпочтения критерия е Р над критерием
Г е Б - значением величины
I
11(^5^) е[0,1). Допустим , что известны
значения указанных величин для всех пар проектов по каждому критерию и всех
пар критериев, т.е. заданы матрицы: У/ е^и ||ц(Г„£■,)!, называемые структурами предпочтений [1,3]. В указанной ситуации модель выбора недоминируемых ( лучших, наиболее предпочтительных) проектов (модель задачи выделения неупорядоченного подмножества лучших проектов) Хп имеет следующий вид:
Хал“ ^¡х. еХлх; =а^1ШХ ф*н/х() . (I)
где ф * ) - скорректированное
значение функции принадлежности проекта .х( к Хн .
Для определения значений Ф н /Х1) предварительно выполняются
следующие расчеты.
Сначала вычисляются значения функций принадлежности проектов по каждому критерию к подмножеству недоминируемых:
%<&>Л=1 -яцрр! М “Л М ,ху )1
■' (2) '¡т/'е/’ЛЧ- е*
Затем формируется нечеткое отношение нестрогого предпочтения на множестве проектов, индуцированное вычисленными ранее функциями принадлежности и структурой предпочтений на множестве критериев:
*1(Х„Х;) = 5иртт[<р„ л(х1,Г1);Ои..1<х|,Г);ц(('|.1'1)] (3)
Ух,,*., X
Далее вычисляются и, при необходимости, корректируются значения функции принадлежности каждого проекта к Х" '
Ф,„)(*/)=1 А.)- Щ еХ; (4)
.(х)если ф-,,х,) = 1, (5)
[тф,, если Фч,■*,)*!•
Математическая модель (1)-(5) предполагает наличие только одного участника решения задачи выбора, который является одновременно экспертом и лицом, принимающим решения (ЛПР).
Однако, реальные процедуры отбора инвестиционных проектов характеризуются как более сложным составом участников (ЛПР и эксперты), так и требуют слоевого упорядочения объектов (с последующим линейным упорядочением в рамках определенного слоя в случае необходимости).
Рассмотрим процедуру отбора проектов при условии, что к решению задачи выбора привлечено множество экспертов Е [2].
На первом этапе процедуры ЛПР формирует структуру предпочтений на
множестве экспертов
которая
отражает ценность мнений экспертов для ЛПР . На этом же этапе каждый эксперт формирует структуры предпочтения на
множестве Критериев мно-
жестве проектов по каждому критерию^ руХ-Х^Ху)!. Структуры на множествах критериев и проектов подвергаются анализу на противоречивость и, в случае необходимости, корректируются экспертами. Определяется степень безразличия (относительное количество несравнимых и равноценных проектов) в указанных структурах, характеризующая уровень компетентности каждого эксперта. На этой основе ЛПР корректирует исходную структуру предпочтений на множестве экспертов.
На втором этапе вычисляются значения элементов итоговой структуры предпочтений на множестве критериев
|ц(Г,, ^ )| на основе исходных структур
!И^)|| и цм/,,/,)! ^еЕ-
На третьем этапе определяются промежуточные структуры - на мно-
жестве проектов по каждому критерию Т1г(хих^)|| на основе исходных структур
|м(е,,е„)| и УееЕ’
Четвертый этап обеспечивает формирование итоговой структуры предпочтений на множестве проектов ||л(х„хр||
на основе итоговой структуры критериев (результат этапа 2) и промежуточных структур проектов по каждому критерию (результат этапа 3).
На пятом этапе, на основе итоговой структуры на множестве проектов (результат этапа 4), осуществляется выделение слоя (подмножества недоминируемых проектов).
На шестом этапе реализуется сужение исходного множества проектов X: из указанного множества исключаются проекты, признаные недоминируемыми на предыдущем этапе. Если после этого X содержит более одного проекта, то осуществляется следующая итерация начиная с этапа 3. В противном случае процедура завершается .
Вычисления, реализуемые на этапах 2-4, базируются на применении соотношений типа (2) и (3), обеспечивающие построение индуцированных структур предпочтения. На пятом этапе используются соотношения (4), (5) и функция выбора (I).
Выделение лучшего проекта или линейное упорядочение проектов в рамках одного слоя осуществляется , в случае необходимости, за счет изменения состава (расширения или суждения ) множеств экспертов и (или) критериев.
Эффективная реализация рассмотренной процедуры отбора инвестиционных проектов возможно только при условии использования специального программного обеспечения - системы поддержки принятия решений. Система включает два главных компонента : базу данных проектов и базу моделей и алгоритмов решения задач выбора. Режим работы системы интерактивный.
К функциям, реализуемым системой поддержки, в обязательном порядке предъявляются следующие требования:
обеспечение информационнопоисковых и информационно-справочных услуг;
- выявление возможных противоречий в предпочтениях пользователей;
- оценка степени компетентности пользователей (экспертов);
- объяснение результатов выбора;
- обеспечение устойчивости ситемы к неполноте информации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ашихмин А. А. Разработка и принятие управленческих решений: формальные модели и методы выбора -М.: издательство Московского государсвенного горного университета, 1995.
2. Ашихмин А. А., Новикова И. К. Разработка структуры системы поддержки принятия инвестиционных решений. Отчет о выполнении НИР "Разработка системы оперативной поддержки принятия решений в угольной промышленности".МГГУ,1994.
3. Белкин А. Р., Левин М. Ш. Принятие решений; комбинаторные модели аппроксимации информации. -М.: Наука, 1990.
4. Догаев А., Гумилевский А., Вадюхин А. Реализация внешнеэкономического потенциала регионов России / Внешняя торговля. 1994. -N12. -сЛ1 -13.
5. Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской федерации. Министерство экономики РФ. -М., 1995.
6.Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. Утв. Госстроем России, Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госкомпромом России. -М.: Информэлектро, 1994.