СЕМИНАР 20
ДОКЛАД НА СИМПОЗИУМЕ «НЕДЕЛЯ ГОРНЯКА - 99» МОСКВА, МГГУ, 25.01.99 - 29.01.99_______
А.А. Ашихмин, доц., к.т.н., А.С. Гумилевский, проф., д.э.н.,
МГГУ Российская программа организации инвестиций
в оздоровление окружающей среды
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ КУЧНОГО ВЫЩЕЛАЧИВАНИЯ МЕТАЛЛОВ
Основными причинами, сдерживающими в настоящее время реализацию горнопромышленных проектов в целом и, в том числе, проектов переработки отходов горных, горно-обогатительных и горно-металлургических предприятий с использованием технологии кучного выщелачивания металлов являются проблемы, связанные с их финансированием. Дефицит собственных средств у предприятий-заказчиков проектов и незначительный объем бюджетных инвестиций предопределяют необходимость использования инвестиционных ресурсов отечественных и зарубежных коммерческих структур. Однако последние крайне неохотно предоставляют ресурсы для реализации данных проектов на территории РФ в силу их относительно высокой капиталоемкости, длительности сроков подготовки к производству и окупаемости капитальных вложений в условиях неблагоприятного инвестиционного климата. В отдельных и довольно редких случаях предоставления коммерческими структурами инвестиций в горнопромышленные проекты характерны крайне жесткие условия как по срокам погашения займов, так и по величине процентных платежей (цене капитала), что крайне негативно отражается на показателях финансовой эффективности проектов.
В настоящее время важнейшим и наиболее действенным механизмом стимулирования коммерческих инвестиций в наиболее приоритетные горнопромышленные проекты является частичное предоставление (софинансирова-ние) инвестиционных ресурсов со
стороны государства из средств бюджета и (или) целевых кредитов международных финансовых структур, осуществляемое в рамках целевых программ. Реализация указанного механизма резко повышает текущую конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность проектов для потенциальных коммерческих инвесторов, создает конкуренцию на рынке инвестиций и, как следствие этого, способствует улучшению условий их предоставления.
Характерной особенностью проектов переработки отходов горной промышленности (забалансовых руд, минерализованной горной массы, металлосодержащих вскрышных пород, хвостов горно-металлургического передела, и т.д.) с использование прогрессивной технологии кучного выщелачивания металлов (в первую очередь золота, меди, урана и др.) является наличие экологического эффекта от их реализации, получаемого, как правило, за счет сокращения площадей, занимаемых отходами, снижения загрязнения поверхностных и грунтовых вод, экономии природного сырья вследствие возврата в производство утилизируемой части отходов [7]. Данное обстоятельство определяет возможность классификации указанных проектов как инвестиционных природоохранных проектов технологического типа, являющихся приоритетными с позиций экономической конкурентоспособности получаемой продукции и сравнительной финансовой эффективности их реализации [6].
Типичным примером проекта переработки отходов горной промышленности является проект пе-
реработки отвалов окисленных руд Волковского рудника с получением цементационной меди. Проект включен в Федеральную и Областную целевые программы "Переработка техногенных образований Свердловской области" [5]. Целью проекта является переработка и утилизация отходов добычи медной руды, а также получение товарной продукции - цементационной меди, содержащей до 70% чистой меди.
Для реализации проекта предполагается организовать производственное подразделение, обеспечивающее на основе технологии кучного выщелачивания выпуск до 5330 т цементационной меди в год.
Отвал окисленных медных руд (2400 тыс. т) расположен на борту существующего карьера. Содержание меди в отвальных рудах
0.7%. Отвал является постоянным сильным источником загрязнения подземных вод района из-за постоянного естественного процесса выщелачивания под воздействием выпадающих осадков.
Проектом предусмотрена подача окисленной руды на специально подготовленную площадку, застеленную пленкой. На площадке формирование кучи предполагается осуществлять слоями толщиной около 10 метров. На слой монтируется сеть орошения для разбрызгивания серной кислоты. Раствор, получающийся в результате взаимодействия кислоты с рудой и насыщенной медью, стекает по пленке и желобам в прудок. Из прудка раствор закачивается в комплекс специального оборудования, где происходит осаждение меди на железном скрапе (цементация), разделение, сгущение и
фильтрация продукта, насыщенного медью. Конечным продуктом, выходящим из комплекса, является порошок с влажностью 10-14% и содержанием меди до 70%. Остающейся после переработки пустой породой предлагается заполнять отработанный карьер Волковского рудника. Предусмотрена автоматизированная система экологического мониторинга за стоками с производственной площадки.
Продукция проекта (цементационная медь), является сырьем для получения черновой меди и экономически конкурентоспособна. Так, стандартным сырьем для предприятий по производству черновой меди являются: медный концентрат с отечественных горно-обогатительных комбинатов с содержанием меди около 16% и импортный концентрат с содержанием меди в среднем 28%. В сравнении с данными концентратами цементационная медь - экономически более выгодное сырье, поскольку примерно в 2 раза уменьшает затраты на производство черновой меди. Стоимость меди в цементационной меди примерно в 2 раза меньше, чем стоимость меди в медном концентрате. Поэтому черновая медь, произведенная из цементационной меди, будет стоить в 2 раза меньше, чем произведенная из концентрата. Очевидно, что любое металлургическое предприятие по производству черновой меди на Урале, в частности, АО "Среднеуральский металлургический завод", АО "Кировградский медеплавильный комбинат", а также и АО "Святого?", являются потенциальными потребителями производимой продукции.
Капитальные затраты на реализацию проекта составляют 3,01 млн. долл. США. Коммерческий эффект от реализации проекта обеспечивается за счет сбыта продукции по цене ИЗО долл. США за тонну чистой меди. Срок подготовки к производству - 17 месяцев, период окупаемости инвестиций -3 года, внутренняя норма рента-
бельности - 69%.
Суммарный экологический эффект от реализации проекта заключается в сокращении площадей, занимаемых отвалом окисленных медных руд; возвращении народному хозяйству земель, занимаемых карьером; снижении загрязнения поверхностных и грунтовых вод; экономии природного сырья за счет возврата в производство утилизируемой части отходов. В целом для проектов переработки отходов горного производства с использованием технологии кучного выщелачивания металлов характерно снижение (по сравнению с традиционными технологиями) капитальных затрат на 60-70%, а эксплуатационных затрат на 30-50% [3,7 и др.]. Данное обстоятельство обеспечивает экономическую конкурентоспособность продукции проектов, сравнительно высокую коммерческую (финансовую) эффективность их реализации и, в конечном счете, приоритетность указанных проектов.
Приоритетность и природоохранный аспект реализации проектов переработки отходов горной промышленности позволяет рассматривать Российскую программу организации инвестиций в оздоровление окружающей среды (РПОИ) как потенциальный источник софинансирования указанных проектов [4].
РПОИ создана в соответствии с постановлением Правительства РФ в целях финансирования приоритетных и экономически окупаемых инвестиционных проектов, направленных на уменьшение загрязнения окружающей среды и восстановления природных ресурсов. Источником финансирования проектов, реализуемых через РПОИ, являются средства кредита, предоставленного России в соответствии с Соглашением между РФ и Международным банком реконструкции и развития. Субзаем (кредит предприятиям-заказчикам, реализующим проекты) предоставляется в долларах США в размере от 350 до 7000 тыс. долл. США (но не более 70% от стоимо-
сти проекта) на условиях 10-11% годовых сроком до 8 лет и льготным периодом до 3-х лет. Соглашение о займе предусматривает, что возврат средств предприятиями-заемщиками осуществляется за счет доходов от реализации проектов.
Деятельность в рамках РПОИ базируется на следующих основных принципах [4]: соответствие принимаемых решений главным направлениям государственной экологической политики; приоритетность экологических факторов в оценке ИП; участие общественности в обсуждении экологических аспектов при подготовке решений по ИП; использование международного опыта организации инвестиций в оздоровлении окружающей Среды; соответствие ИП критериям приемлемости РПОИ.
Субзаймы в рамках РПОИ предоставляются только тем предприятиям, предложения по инвестиционным проектам которых прошли процесс оценки и отбора в соответствии со следующими экологическими, финансовыми и экономическими критериями приемлемости [1, 2, 4, 6 и др.].
Экологические критерии, демонстрирующие существенное снижение неблагоприятного воздействия на окружающую среду и/или восстановление (сохранение) природных ресурсов при использовании ресурсосберегающих современных технологий, а именно:
1) улучшение экологической ситуации в результате реализации ИП, исходя из глобальных, национальных и региональных экологических приоритетов;
2) суммарный положительный эффект от реализации проекта на окружающую среду;
3) использование прогрессивных технологий, методов и продукции, применяемых в мировой практике.
Основанием для установления приемлемости по первому экологическому критерию является следующая информация:
♦ показатели состояния окружающей Среды или ее компонентов на территории реализации ИП;
♦ описание природных особенностей территории (зоны особой чувствительности, наличие особо охраняемых природных территорий и т.д.);
♦ экологические приоритеты территории, отраженные в государственных и/или местных программах, планах, указах и постановлениях органов государственной власти и связь с ними ИП;
♦ характер и интенсивность техногенной нагрузки на территории и вклад Предприятия-Заявителя в существующее загрязнение окружающей Среды.
Основанием для установления приемлемости по второму экологическому критерию является следующая информация:
♦ характеристика источника и
видов воздействия на окружающую среду, на ликвидацию которых направлен ИП;
♦ характеристика возможных
воздействий на окружающую среду от реализации предлагаемого ИП;
♦ характеристика намечаемых
мер по предотвращению неблагоприятных воздействий на окружающую среду от реализации ИП, включая меры по предупреждению аварийных ситуаций;
♦ характеристика результатов
реализации ИП (ликвидация источника воздействия, ликвидация всех или одного вида воздействия на окружающую среду; сокращение объемов загрязнения; утилизация, разделение и концентрация отходов производства; обмен отходами: рекуперация энер-
гии/регенерация материалов; сжигание/переработка отходов; окончательное удаление отходов; восстановление возобновимых природных ресурсов и сокращение использования невозобновимых природных ресурсов; снижение уровня аварийной опасности используемых технологий);
♦ поддержка ИП органами государственной власти и управления (наличие ИП в государственных или отраслевых программах и/или планах развития);
♦ осведомленность общественности и местного населения об
ИП. Основанием для установления приемлемости по третьему экологическому критерию является следующая информация:
♦ описание технологических процессов, составляющих суть ИП и характеризующих использование в технологии возобновимых ресурсов, минимизацию использования невозобновимых ресурсов; -степень апробации применяемой технологии (отработана в опытнопромышленных условиях, проведены промышленные испытания и т.д.), что подтверждается копиями соответствующих документов;
♦ перечень примененных в ИП технологических процессов, методов и продукции, отвечающих международным стандартам. Финансовые критерии, демонстрирующие финансовую состоятельность предприятия-заявителя, а именно:
1) увеличение дохода за счет реализации ИП;
2) способность предприятия, осуществляющего ИП, своевременно и в полном объеме отвечать по имеющимся обязательствам, связанным с реализацией ИП.
Экономические критерии, демонстрирующие экономическую эффективность предлагаемого ИП, а именно:
1) самоокупаемость ИП и его способность обеспечивать доходы, достаточные для погашения задолженности по Субзайму;
2) положительное влияние реализации ИП на занятость, конкурентоспособность предприятия и организацию управления;
3) обеспечение дополнительных поступлений финансовых средств в бюджетную систему и другие положительные макроэлементы. Основанием для установления приемлемости по подавляющему большинству финансовых и экономических критериев являются результаты моделирования потока и сальдо реальных денег от реализации ИП при различных значениях параметров (проектной мощности, цены реализации продукции, величины капитальных и эксплуатационных за-
трат и т.д.) и различной структуре и способах финансирования.
Согласно международным стандартам (стандартам ЮНИДО) и методическим рекомендациям
по оценке проектов промышленного инвестирования, утвержденных в РФ, к основным показателям коммерческой эффективности относятся: общий финансовый
итог от реализации проекта или чистый дисконтированный доход -NVP (условие приемлемости:
NVP>0); период окупаемости инвестиций РР; поверочный дисконт или внутренняя норма доходности
- 1КК(условие приемлемости:
средняя цена капитала, предоставляемого для реализации ИП должна быть меньше IRR); индекс выгодности инвестиций - Р1 (условие приемлемости: Р1>1). Указанные показатели определяются на основе моделирования потока реальных денег в рамках инвестиционной о операционной деятельности по ИП.
Моделирование сальдо реальных денег в рамках операционной, эксплуатационной и финансовой деятельности по ИП обеспечивает оценку приемлемости с позиций оценки возможностей погашения задолженности по запрашиваемому Субзайму.
Оперативная деятельность по управлению проектно-инвестиционным циклом в рамках РПОИ осуществляется в пять этапов [ 4 ]:
1) оценка и отбор ИП; 2) одготов-ка ИП для финансирования; 3) подготовка и заключение Соглашения о Субзайме; 4) контроль за реализацией ИП; 5) анализ и оценка результатов реализации ИП.
Основной задачей первого этапа является формирование портфеля инвестиционных проектов, претендующих на Субзайм в рамках РПОИ. Для этого выполняются следующие процедуры:
♦ выработка решения исполнительной дирекцией (ИД) РПОИ по Заявке на Субзайм с предложением по ИП;
♦ проведение первичного анализа предложения по ИП и подготовка доклада по его результатам;
♦ формирование портфеля инвестиционных проектов РПОИ. Основной целью выработки решения по заявке на Субзайм является формирование на основе скрининга (экспресс - анализа) рабочего списка заявок РПОИ. Заявки, включенные в рабочий список, подлежат дальнейшему анализу для формирования портфеля проектов.
Заявки на Субзайм, поступающие в РПОИ, должны содержать следующую информацию.
1. Общие положения: реквизиты Предприятия-Заявителя; юридический статус Предприятия-Заявителя.
2. Краткое описание инвестиционного проекта: цели реализации ИП; экологические аспекты реализации ИП (характеристика экологической ситуации на территории реализации ИП, суммарный экологический эффект от реализации ИП); описание технологии, используемой в ИП (характеристика основных технологических процессов, уровень технологии, апробация технологии на практике, утилизируемость получаемой продукции, воздействие технологии на окружающую среду, охрана окружающей Среды); описание продукта (услуг), получаемого(ых) в результате реализации ИП; степень готовности документации по ИП; организационные и юридические реализации ИП (правовая основа реализации, поддержка осуществления ИП, график работ по ИП); производственные аспекты реализации ИП; управление реализацией ИП.
3. Экономические аспекты реализации инвестиционного проекта: характеристика экономических показателей ИП (предполагаемый план продаж, цена реализации продукции, издержки, валовой доход и чистая прибыль); формы экономического эффекта (сокращение платежей за природопользование (сброс/выброс/размещение в окружающей среде загрязняющих веществ, включая твердые отходы), сокращение штрафных платежей за воздействие на окружающую среду, компенсации за
нанесенный экологический
ущерб); направления использования инвестиционных средств (строительство, реконструкция, расширение, техническое перевооружение, пополнение оборотных средств и т.д., срок выхода ИП на проектную мощность); срок реализации ИП; рентабельность инвестиций.
4. Финансовые аспекты инвестиционного проекта: объем финансирования ИП; источники инвестиций; источники погашения задолженности; отчеты о финансовых результатах; прогноз финансовой устойчивости и эффективности реализации ИП; срок возврата Субзайма РПОИ.
5. Краткая характеристика
Предприятия-Заявителя: краткая
история Предприятия-Заявителя; капитал и юридическая характеристика предприятия-Заявителя; характеристика производственной деятельности и сырьевой базы Предприятия-Заявителя; характеристика рыночных позиций Предприятия-Заявителя и его позиций в отрасли; подход Предприятия-Заявителя к решению экологических проблем, текущие проекты и программы на будущее; организационная структура Предприятия-Заявителя, его управление и кадровая политика; характеристика экономики Предприятия-Заявителя; характеристика финансового состояния Предприятия-Заявителя (бухгалтерский баланс Предприятия-Заявителя за два последние года с приложениями, активы и собственный капитал предприятия, объем продаж, соотношение собственного и заемного капитала, отношение суммарных обязательств предприятия к его суммарным активам, текущая и абсолютная ликвидность, доля просроченных долгов в общем объеме кредиторской задолженности, долгосрочные договора и контракты на поставку продукции Предприятия-Заявителя, соглашения о производственной кооперации с другими предприятиями и фирмами (в том числе и зарубежными), кредитная история Предприятия-
Заявителя); отношения органов государственной власти и управления (или местного самоуправления) к Предприятию-Заявителю.
Скрининг Заявки на субзайм -экспресс анализ на ее соответствие критериям приемлемости РПОИ -осуществляется последовательно по трем аспектам: экологическому; финансово-экономическому; правовому.
Экологический скрининг проводится с целью установления соответствия ИП экологическим критериям РПОИ. Заявка на Субзайм соответствующая экологическим критериям РПОИ, проходит процедуру установления приоритетности и классификации по уровню воздействия на окружающую среду. Заявка на Субзайм не соответствующая экологическим критериям РПОИ от дальнейшего рассмотрения отклоняется. Установление приоритетности ИП проводится с целью планирования очередности оценочных исследований, которые проводятся только для заявок на субзаймы включенных в рабочий список заявок РПОИ. Установление приоритетности представляет собой выставление ИП определенной суммы баллов по каждому из следующих четырех критериев:
1) масштаб существующего и преодолеваемого воздействия на окружающую среду благодаря реализации ИП (национальный, охватывает экономический регион или субъект РФ - 7 баллов; региональный, охватывает город или регион - 5 баллов; местный, охватывает территорию микрорайона, села, муниципалитета - 3 балла; локальный, охватывает промышленную зону предприятия - 2 балла;
2) объекты неблагоприятного воздействия, на преодоление которого направлена реализация ИП (здоровье населения и его безопасность, которым окружающая среда наносит ущерб, подтверждаемый многолетними данными
- 9 баллов; здоровье и его безопасность для которых сложившийся уровень загрязнения представляет определенную угрозу - 6 баллов; от-
дельные природные компоненты и экосистемы - 5 баллов; природные ресурсы - 3 балла):
3) экологическая ситуация на территории реализации ИП (крайне неблагоприятная - 9 баллов; неблагоприятная - 5 баллов; в целом благоприятная - 2 балла);
4) вид снижаемого (предотвращаемого) воздействия на окружающую среду (загрязнение поверхностных и/или подземных вод
- 7 баллов; загрязнение атмосферного воздуха - 7 баллов: загрязнение твердыми отходами, управление ими, их утилизация - 5 баллов; загрязнение почвы - 3 балла; шум, вибрация, запахи - 2 балла);
В зависимости от суммы баллов ИП относится к одному из четырех уровней приоритета:
♦ первый - 27 баллов и более, ИП относятся к первоочередным;
♦ второй - 22-26 баллов; при установлении очередности рассмотрения таких проектов предпочтение отдается тем из них, которые характеризуются меньшим финансовым риском, лучшими экономическими и технологическими показателями, большей готовностью к реализации и поддержкой общественности, администрации, органов охраны природы;
♦ третий - 17-21 балл; ИП требуют дополнительного изучения на предмет уточнения экологической значимости и выявления тех возможных положительных сторон, которые дают все же основания для принятия решения об их финансировании в рамках РПОИ;
♦ четвертый менее 17 баллов, ИП от дальнейшего рассмотрения отклоняются.
Финансово-экономический скрининг проводится с целью установления соответствия ИП финансово-экономическим критериям РПОИ и условиям представления субзаймов. Заявки на Субзайм, не соответствующие финансово-экономическим критериям РПОИ, отклоняются.
Правовой скрининг проводится
с целью подтверждения юридического статуса Предприятия-Заявителя; возможности заявителя получать ссуды в иностранной валюте; приемлемости предлагаемой схемы обеспечения возврата Субзайма.
Заявка на Субзайм, успешно прошедшая процедуру скрининга, включается в рабочий список заявок на Субзаймы РПОИ и подлежит первичному анализу предложения по ИП.
Основной целью первичного анализа является подтверждение обоснованности Заявки на Субзайм для финансирования в рамках РПОИ, а также принятия решения о возможности проведения предоценочных исследований предложения по ИП. Для решения этого выполняются следующие операции:
♦ установление очередности проведения первичного анализа предложения по ИП;
♦ первичный анализ;
♦ подготовка доклада по результатам первичного анализа и меморандума об экологическом скрининге;
♦ принятие решения по результатам рассмотрения доклада по результатам первичного анализа;
♦ формирование пакета заявок на Субзайм.
Очередность проведения первичного анализа устанавливается по следующим критериям: приоритетность ИП; степень готовности ИП (наличие обосновывающей документации, разрешений, лицензий, подтверждения технической осуществимости проекта и т.д.); острота и приоритетность решаемых экологических проблем; региональная принадлежность ИП.
Таким образом, с учетом изложенных выше условий определения приемлемости и отбора заявок на Субзайм в рамках РПОИ, несомненного природоохранного аспекта, потенциально высокого уровня экономической конкурен-
тоспособности продукции и сравнительной эффективности, а также экологической приоритетности проектов переработки горнопромышленных отходов с использованием технологии кучного выщелачивания металлов (по оценкам авторов настоящей публикации уровень приоритета составляет от 20 до 30 баллов) Российская программа организации инвестиций в оздоровление окружающей Среды является реальным источником их софинансирования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ашихмин А.А., Новикова И.К., Гумилевский А.С. Процедура отбора инвестиционных проектов. Горный информационно-аналитический бюллетень, МГТУ, 1996, №2, с. 45-48.
2. Ашихмин А.А., Новикова И.К., Гумилевский А.С. Процедура сертификации инвестиционных горнопромышленных проектов. Горный информационно-аналитический бюллетень, МГГУ, 1998, №2, с. 62-63.
3. Ашихмин А.А., Сидоров Р.В. Исследование инвестиционной привлекательности проектов освоения техногенных месторождений золота цен-трально-кызылкумского промышленного региона Республики Узбекистан. Г орный информационноаналитический бюллетень, МГГУ, 1998, №2, с. 57-61.
4. Временное руководство по оперативной деятельности российской программы организации инвестиций в оздоровление окружающей Среды (РПОИ). НЦМЦ Минприроды России. -М., 1997
5. Доклад по результатам первичного анализа предложения ОАО "Святого?" по ИП "Переработка отвалов окисленных руд Волковского рудника с получением цементационной меди". РПОИ.-М., 1998.
6. Методика отбора и оценки инвестиционных природоохранных проектов. -М.: Институт экономических проблем природопользования, 1998.
7. Хабиров В.В., Забельский В.К., Воробьев А.Е. Прогрессивные технологии добычи и переработки золотосодержащего сырья / Под. ред. акад. Н.П. Лаверова. -М.: Недра, 1994
© А.А. Ашихмин, А.С. Гумилевский