14. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.08)
14.1. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТОЙ ДЕМОКРАТИИ
Манукян Алинэ Романовна, канд. юрид.наук, полковник полиции, доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин
Место работы: Северо-Кавказскийинститут повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
Lel4993@rambler.ru
Аннотация: в представленной статье рассматривается терроризм как сложное и многоаспектное явление, нарушающее нормальный уклад жизни отдельных сегментов общества, подрывающее стабильное функционирование структур государства, работу некоторых частей его аппарата. В условиях развитой демократии деятельность по противодействию терроризму должна выступать одной из основных задач обеспечения национальной безопасности.
Россией в историческом прошлом накоплен большой опыт борьбы с террористами и террористическими организациями, который используется в современных условиях в разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, военном деле и других сферах деятельности. Сегодня в Российской Федерации проводится активная политика противодействия терроризму, цель которой состоит в защите личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма, сформирована и продолжает развиваться правовая основа для борьбы с деятельностью террористических организаций.
Ключевые слова: терроризм, противодействие терроризму, профилактика терроризма, демократия, Национальный антитеррористический комитет.
COUNTERACTION TO TERRORISM IN THE CONDITIONS OF THE DEVELOPED DEMOCRACY
Manukyan Aline R., PhD at law, associate professor, police colonel. Department: state and civil law disciplines chair Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Ranch: North Caucasus Institute for Advanced Studies
Lel4993@rambler.ru
Abstract: the presented article considers terrorism as a complex and multifaceted phenomenon that disrupts the normal way of life of certain segments of society, undermining the stable functioning of state structures, the work of some parts of its apparatus. In a developed democracy, counter-terrorism activities should be one of the main tasks of ensuring national security.
In the historical past, Russia has accumulated vast experience in combating terrorists and terrorist organizations, which is used in modern conditions in intelligence, counterintelligence, operative-search activities, military affairs and other spheres of activity. Today, the Russian Federation is pursuing an active policy of countering terrorism, the purpose of which is to protect the individual, society and the state from terrorist acts and other manifestations of terrorism, and the legal basis for combating the activities of terrorist organizations has been formed and continues to develop.
Keywords: terrorism, counteraction to terrorism, prevention of terrorism, democracy, National Anti-Terrorism Committee.
Российская Федерация в соответствии с Конституцией РФ признана демократическим государством. Демократия - это не только в фундаментальном праве выбирать власть, но и возможность граждан и общественных институтов влиять на процесс принятия властью социально значимых решений. Однако развитие демократических основ невозможно без стабильной общественно-политической ситуации в стране, на которую оказывают влияние множество факторов.
Одной из главных угроз стабильности российского государства в условиях развитой демократии на протяжении нескольких десятилетий остается проблема терроризма, от решения которой зависит безопасность личности, общества и государства. Сегодня терроризм - это сложное общественно-политическое явление, которое проявляется на фоне новых международных
реалий - создания однополярного мира, бурного развития глобальных процессов, широкой экспансии одних государств в другие страны.
Терроризм в современном мире - это высокоструктурированный организм, который имеет, как руководящие органы, так и организации взаимодействия между другими соучастниками, действия которых направлены на совершение террористической деятельности. Деятельность террористических организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, также признана основной угрозой государственной и обще-
Манукян А. Р.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТОЙ ДЕМОКРАТИИ
ственной безопасности.
Сегодня, несмотря на развитие демократических основ, можно говорить о том, что в последние годы наблюдается рост числа террористических актов как инструмента политического противоборства различных сил, а также их проявление на почве межэтнических и межконфессиональных противоречий. Терроризм мимикрирует, приспосабливается к реалиям современной жизни общества, гибко меняет тактику и средства своих действий, что свидетельствует о необходимости противодействия данному негативному явлению современной действительности.
Россией в историческом прошлом накоплен большой опыт борьбы с террористами и террористическими организациями, который используется в современных условиях в разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, военном деле и других сферах деятельности. Сегодня в Российской Федерации проводится активная политика противодействия терроризму, цель которой состоит в защите личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма, сформирована и продолжает развиваться правовая основа для борьбы с деятельностью террористических организаций.
Законодателем выделены три основных направления противодействия терроризму, которые получили дальнейшее развитие в утвержденной Президентом РФ в 2009 г. Концепции противодействия терроризму [1]:
а) предупреждение терроризма, в том числе выявление и последующему устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
В противодействии терроризму важны все три направления: профилактика, борьба и ликвидация последствий терактов.
Под профилактикой терроризма понимается реализация мер, направленных на выявление условий и причин терроризма. Так, например, в рамках осуществления антитеррористической защищенности потенциальных объектов посягательства террористов, могут использоваться такие меры защиты, как инженерно-технические средства, силы физической защиты, разрабатываться комплекс антитеррористических мероприятий.
В качестве профилактических мер называются:
во-первых, политические меры, которые включают нормализацию общественно-политической обстановки, разрешение общественных конфликтов, международное сотрудничество по борьбе с терроризмом;
во-вторых, это социально-экономические меры, среди которых, выделяют, борьбу с экономическим кризисом, с безработицей и маргинализацией населения, его имущественным и социальным расслоением, оздоровление экономики, обеспечение социальной защиты населения;
в-третьих, правовые меры, среди которых, совершенствование законодательства в области борьбы с терроризмом, регулирование миграционных процессов и использования информационных систем;
в-четвертых, организационно-технические меры, направленные на обеспечение защиты населения и
возможных объектов посягательства техническими средствами защиты.
Также выделяют информационные, культурно-образовательные меры, направленные на разъяснение негативной сущности терроризма и повышение уровня правового сознания и правовой культуры населения, посредством реализации целевых программ и мероприятий.
Для профилактики противодействия терроризму необходимо проводить комплекс мероприятий: проводить беседы с молодежью, которая подвержена сегодня влиянию радикального ислама и террористических организаций, контролировать их досуг, блокировать и удалять сайты с призывами и оправданием террористической и экстремистской деятельности в глобальной сети Интернет, так как информационный терроризм стал в последнее время опасной разновидностью атак террористов. При помощи бесконтрольной сети Интернет, террористы ведут психологическую войну, посредством распространения информации, сеющей в обществе панику и страх, и создающее обстановку беспомощности населения.
Борьба с терроризмом представляет собой комплекс материально-правовых, правоприменительных, профилактических инструментов борьбы с ним [4, с. 53-55].
Как отмечает Е.Н. Егоров выбор определенных мер борьбы с терроризмом, должен осуществляться в зависимости от уровня выявленных угроз террористической деятельности, реализация которых должна проходить в рамках правового режима, зависящего от конкретной ситуации [3, с. 35-36].
Борьба с терроризмом предполагает осуществление деятельности федеральными органами исполнительной власти (Вооруженными силами РФ, ФСБ России, МВД России) по выявлению, пресечению и раскрытию террористической деятельности, с использованием оперативно-розыскных, контрразведывательных мероприятий, войсковых мероприятий. Так, правоохранительные органы ведут работу по получению достоверной информации нахождения террористической организации, о ее планах по совершению террористических актов, источниках финансирования террористической деятельности. В рамках оперативно-тактических учений проводится подготовка субъектов по пресечению террористического акта. В Вооруженных силах РФ, например, в рамках военной подготовки солдат во избежание террористических актов создаются подразделения «Антитеррора», осуществляющие охрану военных объектов от возможных посягательств террористов.
Минимизация и ликвидация последствий терроризма предполагает на основе прогнозов совершения террористических актов, осуществление заблаговременных действий по оказанию медицинской, спасательной помощи лицам, пострадавшим от терроризма, восстановлению разрушенных объектов, в результате террористического акта.
Дзлиев М.И. и Э.С. Иззатдуст справедливо отмечают, что «борьба с этим видом преступной деятельности формально может быть отнесена к задачам силовых структур по обеспечению общественной безопасности, входящей в компетенцию государственных правоохранительных органов, однако это и важная и повседневная задача практически всех общественных структур различного вида, каждого гражданина, который хочет защитить свою жизнь и жизнь своих близких» [2, с. 63].
Однако особая роль в механизме противодействия терроризму отводится Национальному антитеррористическом комитету, обеспечивающему координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, а также органам внутренних дел. Силовое противодействие террористическим угрозам возложено на Федеральный оперативный штаб, на который координирует и контролирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и оперативных штабов в рассматриваемой сфере.
Таким образом, можно сделать вывод, что основные направления противодействия терроризму в условиях развитой демократии выполняют важную роль в определении методов и способов борьбы с рассматриваемым негативным социально-политическим явлением. От правильности установления основных направлений борьбы с терроризмом, будет зависеть, насколько эффективна будет такая борьба.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 90,4%.
Список литературы:
1. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утв. Президентом РФ 05.10.2009 г. // Российская газета. 2009. 20 октября. № 198.
2. Дзлиев М.И., Иззатдуст Э.С. Национальная безопасность и насилие (гуманитарные аспекты национальной безопасности) // Вестник Омского университета. Серия «право». 2011. № 3 (28).
3. Егоров Е.Н. Противодействие терроризму и религиозному экстремизму: Автореф. дисс. ... канд. полит. наук. Санкт-Петербург, 2015.
4. Ушаков Е.Ю. К вопросу об основных направлениях развития уголовно-правовой борьбы с терроризмом // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2015. № 3.
РЕЦЕНЗИЯ
В представленной статье проанализированы международные механизмы борьбы с терроризмом и транснациональной организованной преступностью. В представленной статье рассматривается терроризм как сложное и многоаспектное явление, нарушающее нормальный уклад жизни отдельных сегментов общества, подрывающее стабильное функционирование структур государства, работу некоторых частей его аппарата. В условиях развитой демократии деятельность по противодействию терроризму должна выступать одной из основных задач обеспечения национальной безопасности.
Россией в историческом прошлом накоплен большой опыт борьбы с террористами и террористическими организациями, который используется в современных условиях в разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, военном деле и других сферах деятельности. Сегодня в Российской Федерации проводится активная политика противодействия терроризму, цель которой состоит в защите личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма, сформирована и продолжает развиваться правовая основа для борьбы с деятельностью террористических организаций.
Автором справедливо подмечено, что для профилактики противодействия терроризму необходимо проводить комплекс мероприятий: проводить беседы с молодежью, которая подвержена сегодня влиянию радикального ислама и террористических организаций, контролировать их досуг, блокировать и удалять сайты с призывами и оправданием террористической и экстремистской деятельности в глобальной сети Интернет, так как информационный терроризм стал в последнее время опасной разновидностью атак террористов. При помощи бесконтрольной сети Интернет, террористы ведут психологическую войну, посредством распространения информации, сеющей в обществе панику и страх, и создающее обстановку беспомощности населения.
В целом, статья отвечает требованиям, предъявляемые к подобного рода работам и может быть опубликована в открытой печати.
Преподаватель кафедры ОПД, кандидат юридических наук старший лейтенант полиции
Геляхова Л.А.