1.4. ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ ВОЛН ТЕРРОРИЗМА
Тутуков Альберт Юрьевич, канд. юрид. наук, доцент, полковник полиции. Должность: начальник кафедры. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра организации правоохранительной деятельности. E-mail: Lel4993@rambler.ru
Аннотация: Проблема терроризма была и остается одной из сложнейших проблем мирового уровня. Развитие волн терроризма оказывает существенное влияние на национальную безопасность, что обуславливает необходимость противодействия данному социально-политическому явлению. Среди комплекса мер, принимаемых в целях противодействия терроризму важную роль играют политические и организационные меры, реализуемые через проводимую в стране уголовную политику, а также через деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.
Политические основы противодействия терроризму реализуются через проводимую государством уголовную политику, представляющей направление целенаправленной деятельности государства в области борьбы с преступностью, в частности, борьбы с терроризмом. Основной целью уголовной политики является определение путей и методов противостояния глобальной угрозе терроризма, выработка на основе объективной оценки происходящих событий конкретных мер по борьбе с ним.
Ключевые слова: терроризм, противодействие терроризму, уголовная политика, криминализация, антикоррупционная деятельность, органы государственной власти, преступления террористической направленности.
POLITICAL AND ORGANIZATIONAL COUNTERACTION TO DEVELOPMENT OF WAVES OF TERRORISM
Tutukov Albert Yurievich, PhD at law, associate professor, police colonel. Position: Head of chair. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North Caucasus Institute for Advanced Studies. Department: law enforcement activity organization chair. E-mail: Lel4993@rambler.ru
Annotation: The problem of terrorism has been and remains one of the most complex problems of the world level. The development of the waves of terrorism has a significant impact on national security, which makes it necessary to counteract this socio-political phenomenon. Among the set of measures taken to counter terrorism, an important role is played by political and organizational measures implemented through the country's criminal policy, as well as through the activities of state authorities and local self-government.
The political basis for countering terrorism is realized through the state's criminal policy, which represents the direction of the purposeful activity of the state in the fight against crime, in particular, the fight against terrorism. The main goal of the criminal policy is to identify ways and methods to confront the global threat of terrorism, to develop, on the basis of an objective assessment of the events, specific measures to combat it.
Keywords: terrorism, counteraction to terrorism, criminal policy, criminalization, anti-corruption activity, public authorities, crimes of a terrorist orientation.
На сегодняшний день проблема терроризма представляет собой не только угрозу национальной безопасности российского государства, но и является глобальной угрозой мирового правопорядка. Развитие волн терроризма, как правило, имеет тяжелые последствия в виде гибели большого количества людей, вызывает состояние шока и напряженности в обществе, приводит к другим серьезным социально-политическим последствиям, например, смене правящего режима, политического курса и т.п.
Очевидно, что мировое сообщество в целом и каждое государство в отдельности заинтересованы в ликвидации и локализации этого крайне опасного социального явления. Таким образом, противодействие данному негативному явлению через предупреждение, борьбу с ним и минимизацию последствий терроризма представляется актуальной задачей мирового сообщества.
Для того чтобы активно и эффективно противодействовать терроризму, необходимо знать причины, порождающие террористическую деятельность, и условия, способствующие ей. К причинам в современной России следует отнести:
- глубокие противоречия в экономической сфере;
- излишнюю социальную дифференциацию (расслоение) общества;
- снижение уровня духовности общества, порождающее фрустрацию и иные негативные тенденции у некоторых его представителях, связанные с духовным и нравственным психическим состоянием его отдельных членов;
- слабую эффективность судопроизводства; усиление криминализации общества;
- политическое противоборство различных сил общества, имеющую место борьбу за власть политических партий и движений.
Важную роль в противодействии терроризму играют политические и организационные основы такой деятельности, что обусловлено их значимостью для решения названной проблемы. Об этом свидетельствуют и итоги работы Национального антитеррористического комитета как координатора и организатора антитеррористической деятельности в Российской Федерации. В 2017 г. было предотвращено на стадии приготовления 61 преступление террористической направленности, в том числе 18 терактов в местах массового пребывания людей и на критически важных объектах, пресечена деятельность 56 законспирированных террористических ячеек. В течение года при координирующей роли НАК и Федерального оперативного штаба реализован комплекс мер, в результате чего задержано 1018, нейтрализовано 78 бандитов и их пособников [5].
Политические основы противодействия терроризму реализуются через проводимую государством уголовную политику, представляющей направление целенаправленной деятельности государства в области борьбы с преступностью, в частности, борьбы с терроризмом. Основной целью уголовной политики является определение путей и методов противостояния глобальной угрозе терроризма, выработка на основе объективной оценки происходящих событий конкретных мер по борьбе с ним.
Уголовная политика в области борьбы с терроризмом включает в себя несколько элементов:
3'2018
Пробелы в российском законодательстве
- во-первых, уголовно-правотворческий, включающий совершенствование уголовного законодательства и средств борьбы с терроризмом;
- во-вторых, уголовно-исполнительный, охватывающий практику применения различных процессуальных форм и средств борьбы с терроризмом;
- в-третьих, криминологический, профилактический элемент уголовной политики, включающий область предупреждения преступлений, определяющий направленность и пути реализации криминологической профилактики.
Определяя степень эффективности борьбы с терроризмом посредством совершенствования уголовной политике и законодательства, необходимо проанализировать состояние преступности террористической направленности в Российской Федерации на сегодняшний день. Так, в 2015 г. общее число зарегистрированных преступлений террористического характера составило - 1538, что на 36,3%, больше чем в 2014 году. В 2016 г. согласно статистике общее число зарегистрированных преступлений террористического характера составило - 2227, что на 44,8 % больше чем в 2015 году. В 2017 году по Российской Федерации зарегистрировано 1871 преступление террористического характера, что на 16% меньше чем в 2016 году. При этом наибольшее количество преступлений террористической направленности в 2017 г. зарегистрировано на территориях Республики Дагестан (531 преступление), Чеченской Республики (256 преступлений) и Кабардино-Балкарской Республике (143 преступления) [6].
Повышение количества преступлений террористического характера в последние годы обусловлено не увеличением террористической активности в России, а введением в уголовное законодательство новых составов преступлений, криминализацией деяний и появлением новых статей, предусматривающих ответственность за преступления террористической направленности. Так, например, в 2013 г. введена ответственность за прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (ст. 205.3 УК РФ), организацию террористического сообщества и участие в нем (ст. 205.4 УК РФ)., организацию деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации (ст. 205.5 УК РФ); в 2016 г. - за несообщение о преступлении террористической направленности (ст. 205.6 УК РФ).
Нельзя не согласиться с Г.П. Лозовицкой и Н.Н. Ла-пупиной, что среди направлений уголовной политики одно из важных мест занимает процесс криминализации новых общественно опасных деяний и декриминализации преступлений [3, с. 175]. Анализ законотворческой деятельности позволяет сделать вывод о том, что процесс криминализации в российском уголовном законодательстве происходит намного активнее, чем декриминализации, т.е. уголовная политика России в настоящее время идет по пути расширения перечня преступлений.
Таким образом, антитеррористическая уголовная политика государства направлена на устранение, минимизацию террористических актов и тяжести их последствий, уничтожение социальной основы, причин терроризма. Следует признать, что политическое противодействие терроризму в современном мире осуществляется в правильном направлении, криминализация деяний террористической направленности обоснована с учетом сложившейся преступной ситуации в стране и мире в целом.
Организационное противодействие включает в себя деятельность Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Во исполнение указанных основ принимаются нормативные акты, которые направлены на установление и реализацию соответствующих полномочий различных органов власти.
Президент РФ определяет основные направления антитеррористической политики. Эти направления определены в Концепции противодействия терроризму в РФ [2]:
1) предупреждение (профилактика) терроризма;
2) борьба с терроризмом;
3) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Президент РФ также устанавливает компетенцию по борьбе с терроризмом Совета Безопасности РФ, Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел РФ, Министерства обороны РФ и других федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми он осуществляет.
В полномочия Президента РФ в установленной сфере входит также принятие решения в установленном порядке об использовании за пределами территории Российской Федерации формирований Вооруженных Сил РФ и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью, осуществляемой против Российской Федерации либо граждан Российской Федерации или лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации.
Правительство РФ определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области борьбы с терроризмом, организует разработку и реализацию антитеррористических мероприятий, осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма, а также обеспечивает федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления необходимыми силами, средствами и ресурсами по противодействию терроризму.
Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. В частности, ст. 14, 15, 16 и 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1] к числу вопросов местного значения для поселения, муниципального района, городского округа относят участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма. Органам местного самоуправления предоставлено также право привлекать граждан к социально значимым работам, в том числе дежурствам в целях решения задач противодействия терроризму.
На уровне муниципальных образований проводятся вспомогательные мероприятия и создается дополнительная система безопасности с учетом территориальной и региональной специфики: географического положения, межнациональных взаимоотношений, тем-
пов и характера экономического и социального развития [4, с.11].
Подводя итог, отметим, что в современных условиях осмысление и обеспечение противодействия развитию волн терроризма - это целый комплекс организационно-правовых, социально-политических, экономических, технико-технологических, административных, воспитательных, духовно-нравственных, финансовых и специальных мер, направленных на выявление, предупреждение и пресечение угроз и посягательств террористов на стабильность функционирования и устойчивое развитие общества. При этом главенствующая роль принадлежит политическим и организационным мерам.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2017) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822; 2018. № 1 (ч. 1). Ст. 39.
2. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009г.) // Российская газета. 2009. 20 октября. № 198.
3. Лозовицкая Г.П., Лапупина Н.Н. Современные аспекты криминализации деяний террористической направленности в системе преступлений против общественной безопасности // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 3.
4. Мошкина Н.А. Роль органов местного самоуправления в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. № 2.
5. Официальный сайт национального антитеррористического комитета. URL: http://nac.gov.ru/nak-prinimaet-resheniya/v-moskve-proshlo-sovmestnoe-zasedanie-nacionalnogo-2.html
6. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры российской Федерации. URL: http://crimestat. ru/offenses_chart
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 86,35%
Рецензия
на статью «Политическое и организационное противодействие развитию волн терроризма» Тутукова Альберта Юрьевича, к.ю.н, доцента, полковника полиции, начальника кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
Проблема терроризма была и остается одной из сложнейших проблем мирового уровня. Развитие волн терроризма оказывает существенное влияние на национальную безопасность, что обуславливает необходимость противодействия данному социально-политическому явлению. Среди комплекса мер, принимаемых в целях противодействия терроризму, важную роль играют политические и организационные меры, реализуемые через проводимую в стране уголовную политику, а также через деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.
Политические основы противодействия терроризму реализуются через проводимую государством уголовную политику, представляющей направление целенаправленной деятельности государства в области борьбы с преступностью, в частности, борьбы с терроризмом. Основной целью уголовной политики является определение путей и методов противостояния глобальной угрозе терроризма, выработка на основе объективной оценки происходящих событий конкретных мер по борьбе с ним.
Интересным представляется вывод автора о том, что антитеррористическая уголовная политика государства направлена на устранение, минимизацию террористических актов и тяжести их последствий, уничтожение социальной основы, причин терроризма. Следует признать, что политическое противодействие терроризму в современном мире осуществляется в правильном направлении, криминализация деяний террористической направленности обоснована с учетом сложившейся преступной ситуации в стране и мире в целом.
Статья представляет научный интерес и отвечает требованиям, предъявляемым к подобного рода работам и может быть опубликована в открытой печати.
Заместитель начальника кафедры ОПД, кандидат юридических наук, полковник полиции, Татаров Л.А.