ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ СЕКСУАЛЬНЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СОВЕРШАЕМЫМ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ
АЯ. АВДАЛЯН,
преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин и криминалистики МОУ ВПО
«Институт права и экономики» (г. Липецк) Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
E-mail:avaгt80@yandex.гu
Аннотация. В статье исследуются уникальные нормативные правовые акты, направленные на противодействие преступлениям, совершаемым на сексуальной почве в США.
Ключевые слова: половые преступления, несовершеннолетние, предотвращение преступлений, рецидив, Защитный Акт Адама Уолша, Государственная программа общественного надзора над сексуально опасными лицами.
COMBATING SEXUAL CRIMES COMMITTED IN THE UNITED STATES OF AMERICA
A.JA. AVDALJAN,
the teacher of chair of criminally-legal disciplines and criminalistics of MOU VPO «right and economy Institute» (Lipetsk)
Annotation. The article deals with the unique legal acts aimed at preventing sex offenses in the USA. It dwells upon the Adam Walsh Protection Act and its sections — the sex offender Registration and Notifications Act, the Jimmy Ryce state civil commitment programs for sexually dangerous persons, gives a detaled analysis of their specific features, cost and effectiveness.
Keywords: sexual offences, minors, crime prevention, recidivism, Adam Walsh Protection Act, Jimmy Ryce state civil commitment programs for sexually dangerous persons.
Начиная с 1990-х гг., в попытке снизить уровень половых преступлений, в том числе и в отношении несовершеннолетних, законодателями на местном уровне, на уровне штатов и федеральном уровне принимается ряд нормативных актов, направленных на снижение уровня подобных преступлений и их предотвращение. Первым из таких актов стал Закон «О преступлениях против детей и о регистрации лиц, совершивших преступления на сексуальной почве Джейкоба Веттерлинга», который был принят как часть другого нормативного акта — Федерального закона США «О поддержании правопорядка и борьбе с насильственными преступлениями» 1994 г.1. Закон нормативно закрепил, с одной стороны, обязанность лиц, осужденных за любые насильственные преступления и, в том числе, за преступления на сексуальной почве, совершенные против несовершеннолетних, пройти процедуру регистрации в подразделении полиции по месту жительства, а с другой, — обязал местные власти, правоохранительные и контролирующие органы провести такую регистрацию, создать реестры указанных
лиц, проверять достоверность сообщаемых мест проживания и периодически осуществлять контроль над возможным изменением этих мест.
Вторым нормативным актом и логическим продолжением действий, предпринятых в этом направлении законодателями, явились поправки в указанный закон Якоба Веттерлинга, принятые конгрессом США в мае 1996 г. и получившие неофициальное название «Закона Меган»2. Нормативный акт получил такое название после изнасилования и убийства шестилетней девочки по имени Меган Канка. Сосед пригласил девочку к себе домой посмотреть щенка, после чего изнасиловал ее и зверски убил, тело расчленил и спрятал в близлежащем парке. Родители Меган сообщили средствам массовой информации, что если бы они знали о том, что их сосед дважды! судим за преступления про-
1 Violent Crime Control and Law Enforcement Act of 1994. URL://https://www.ncjrs.gov/txtfiles/billfs.txt
2 Public Law 104-145. 104th Congress. URL://https://www.-gpo.gov/fdsys/pkg/PLAW-104publ 145/pdf/PLAW-104publ 145.pdf
тив половой неприкосновенности несовершеннолетних, то никогда бы не позволили дочери свободно гулять одной по окрестностям, а тем более, принимать его приглашение3.
Так называемый «Закон Меган» обязал полномочные органы всех штатов ранее созданные реестры лиц, осужденных за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, сделать общедоступными посредством размещения фотографий и личных данных таких лиц в сети интернет, либо иным подобным образом.
27 июля 2007 г. Президент США Дж. Буш подписал Федеральный закон «О защите детей от сексуальной эксплуатации, насильственных преступлений, противодействии их растлению, обороту детской порнографии, содействии их безопасности в сети Интернет в память Адама Уолша и других жертв преступлений против детей»4. Указанный закон также получил неофициальное название (что, как мы уже заметили, характерно для США) — Защитный Акт Адама Уолша (Adam Walsh Protection Act, AWA). Указанный нормативный акт состоит из шести разделов. Первый раздел закона AWA получил название закона о регистрации сексуальных преступников и оповещении общественности, Sex Offender Registration and Notification Act (SORNA).
Закон Адама Уолша был принят в целях упорядочения и оптимизации процедуры отслеживания лиц, осужденных за преступления на сексуальной почве и информирования о них общественности на федеральном уровне. Акт нормативно закрепил обязанность органов государственной власти и местного самоуправления всех штатов не позднее 2009 г. организовать исполнение всех положений закона под угрозой потери 10% средств гранта Бирн (грант, выделяемый федеральными властями правоохранительным органам для инициатив по предупреждению преступности)5.
Основные положения SORNA можно свести к нижеследующему.
Зарегистрированные сексуальные преступники (sex offenders) подлежат классификации по трехуровневой системе в зависимости от тяжести совершенного преступления и возраста жертвы. Сексуальный преступник 1-й категории (tier I sex offender) — лицо, совершившее преступление на сексуальной почве, которое наказывается лишением свободы на срок один год, либо более мягким наказанием. Сексуальный преступник 2-й категории — лицо, которое не может быть от-
несено к 3-й категории, и которое за совершенное половое преступление наказывается лишением свободы на срок более одного года, либо лицо, относящееся к категории 1-й, совершившее повторное подобное преступление. Сексуальный преступник 3-й категории — лицо, совершившее насильственное преступление против половой свободы, либо лицо, совершившее преступление против половой неприкосновенности лица, не достигшего 13-летнего возраста, либо лицо, относящееся к 2-й категории, совершившее повторное подобное преступление6.
1. Похищение ребенка и незаконное лишение его свободы квалифицируется как преступление против половой неприкосновенности, даже при отсутствии цели удовлетворения половой страсти и подлежит регистрации на условиях данного нормативного акта.
2. Требование об обязательной регистрации лиц, совершивших половые преступления не только по месту жительства, но и по месту работы и обучения.
Требование подтверждения своего места пребывания один раз в год — для сексуальных преступников 1 -й категории, дважды в год — для 2-й категории, четыре раза в год — для 3-й категории7.
Уклонение от регистрации признается фелонией и наказывается штрафом, либо лишением свободы на срок до 10 лет, либо штрафом и лишением свободы8.
3. Установлен 3-дневный срок уведомления компетентных органов при смене места пребывания зарегистрированным лицом.
Кроме имени, места жительства, работы и обучения сексуального преступника, в Реестр должна быть внесена следующая информация: фотография; полные сведения обо всех эпизодах совершенных преступлений; полный словесный портрет данного лица, включая прозвища в криминальной среде; номер полиса социального страхования; государственные номера и подробное описание транспортных средств, которыми
3 Pennsylvania State Police. URL://https://www.pameganslaw.-state.pa.us/History.aspx?dt
4 Public Law 109—248 109th Congress. URL://https://www.-gpo.gov/fdsys/pkg/PLAW-109publ248/pdf/PLAW-109publ248.pdf
5 KellyK. Bonnar-Kidd Sexual Offender Laws and Prevention of Sexual Violence or Recidivism // Am J Public Health. 2010 March.
6 H.R. 4905 (109th): Sex Offender Registration and Notification Act. URL://https://www.gpo.gov/fdsys/pkg/PLAW-109publ248/pdf/-PLAW-109publ248.pdf
7 KellyK. The specified composition.
8 U.S. Code. Title 18 — crimes and criminal procedure. Chapter 109B — sex offender and crimes against children registry. URL://-https://www.law.cornell.edu/uscode/text/18/part-I/chapter-109B
владеет данное лицо, фотокопия водительского удостоверения; отпечатки пальцев рук и ладоней сексуального преступника (при отсутствии у полномочных органов таких сведений на момент его регистрации); образец ДНК; иные сведения, предоставление которых может потребовать Генеральный Атторней США9.
Раздел 3 Федерального закона «О защите детей от сексуальной эксплуатации, насильственных преступлений, противодействии их растлению, обороту детской порнографии, содействии их безопасности в сети Интернет в память Адама Уолша и других жертв преступлений против детей» (AWA) называется «Государственная программа общественного надзора над сексуально опасными лицами им. Джимми Райса (Jimmy Ryce state civil commitment programs for sexually dangerous persons)10.
В отношении отдельной категории лиц, совершивших преступления на сексуальной почве и признанных сексуально опасными и неисправимыми преступниками, существует особая процедура общественного надзора и контроля (civil commitment). Сексуально опасное лицо (sexually dangerous person) — это «лицо, страдающее от серьезных психических заболеваний, аномалий или расстройств, в результате которых человек испытывает непреодолимые затруднения в воздержании от агрессивного сексуального поведения, либо девиантного сексуального поведения в отношении детей»11.
Такая процедура состоит в том, что Генеральный Атторней имеет право выделять гранты органам власти в штатах, которые обязуются разработать и реали-зовывать программы для опасных сексуальных преступников (programs for sexually dangerous persons). Для получения гранта штат должен разработать и представить Генеральному атторнею конкретный план реализации программы. Программа должна включать постоянный общественный надзор над подконтрольными лицами (secure civil confinement) со стороны органов власти на уровне штатов и общественности, обеспечение лечения и ухода за такими лицами. Нормативным актом AWA предусмотрен и размер гранта — 10 млн долл. в год, на период внедрения и реализации программы с 2007 по 2010 гг., выделяемых из федерального бюджета12.
Любопытной особенностью анализируемой процедуры является то, что общественный надзор и указанные программы осуществляются в отношении лиц, которые уже осуждены за совершение полового пре-
ступления и отбывают наказание, либо не отбывали наказание, но в отношение которых были применены принудительные меры медицинского характера, либо уголовное преследование в отношении которых прекращено в связи с психическим заболеванием. Порядок признания лица сексуально опасным состоит в следующем: Генеральный Атторней, лицо, уполномоченное Генеральным Атторнеем, либо администрация исправительного учреждения (администрация места применения принудительных мер медицинского характера), возбуждают перед судом по месту содержания под стражей (отбывания принудительных мер медицинского характера, проживания) ходатайство о признании лица сексуально опасным и неисправимым преступником. Ходатайство разрешается в судебном заседании с обязательным участием данного лица, защитника и представителя аттернатуры. До судебного заседания суд вправе назначить психиатрическую или психологическую экспертизу подсудимого, заключение которой оглашается в заседании.
Если в ходе проведенного процесса суд признает лицо сексуально опасным, то такое лицо передается в распоряжение Генерального атторнея. Генеральный атторней обязан предпринять все усилия для того, чтобы штат, где лицо осуждено и отбывает наказание, либо штат, где он проживал, принял на себя всю ответственность за содержание, надзор и лечение такого лица, и в этом случае передает сексуально опасного человека конкретному уполномоченному должностному лицу штата. Если ни один штат не берет на себя такую ответственность, Генеральный атторней обязан поместить данное лицо в подходящее учреждение на территории США для последующего содержания и лечения до того, как какой-либо штат примет на себя ответственность за содержание, надзор и лечение такого лица.
Состояние человека изменится и он перестанет быть сексуально опасным для окружающих (имеется в виду достижение определенного возраста, инвалидность и т.п.), либо комплекс психиатрических, психологических мероприятий и лечение такого лица привели к улучшению его состояния и он более не находится в опасном состоянии13.
9 H.R. 4905. URL://https://www.govtrack.us/congress/hr4905/text
10 URL://https://www.law.fsu.edu/journals/lawreview/262/pres.pdf
11 URL://http://www.gov/fdsys/pkg/PLAW-109publ248/pdf/PLAW-109publ248.pdf
12 Там же.
13 Там же.
Основная провозглашаемая цель всех вышеуказанных актов — эффективная защита общества от опасных преступников, совершающих преступления на сексуальной почве с высоким риском совершения повторных подобных преступлений. По данным Центра по контролю и предотвращению заболеваний (CDC), «высокий уровень риска совершения повторных преступлений характерен для лиц, осужденных за преступления на сексуальной почве»14. По другим данным15, опирающимся на официальную уголовную статистику, такой риск довольно низок; зарегистрированные сексуальные преступники редко совершают повторные половые преступления16. Например, в штате Нью-Йорк, в период с 1985 по 2001 гг., из зарегистрированных 11 898 человек, осужденных за преступления на сексуальной почве и освободившихся из мест лишения свободы по отбытию наказания, только 251 (2,1%) вновь были осуждены за повторное подобное преступление17. По сведениям Департамента исправительных учреждений штата Аризона, уровень рецидива половых преступлений составил всего лишь 5,5%18, а исследователи из штата Огайо сообщают о 8% уровне рецидива в десятилетнем периоде у лиц, отбывших наказание за половое преступление и освободившихся в 1989 г.19. Харрис и Хэнсон отмечают, что основный риск совершения повторных подобных преступлений сохраняется в течение первых пяти лет после освобождения осужденного, а по истечению этого срока риск резко и значительно снижается20.
Здесь же представляется необходимым отметить и тот факт, что большинство преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних совершается в семье, либо лицами, ранее знакомыми потерпевшему.
По данным, опубликованным Министерством Юстиции США, 86% всех зарегистрированных преступлений на сексуальной почве совершается лицами, с которыми потерпевший был знаком ранее, и, чаще всего, членами семьи потерпевшего21. 93% потерпевших в возрасте до 17 лет и 73% лиц старше 18 лет подверглись сексуальным злоупотреблениям со стороны ранее знакомых им лиц. Каждое третье половое преступление (34%) в отношении детей (лиц, младше 14 либо 13 лет) совершается членами семьи потерпевшего, а в 59% случаев такие преступления также совершаются знакомыми22. Подобные данные приводятся и профессором Боннар-Кидд (Kelly K. Bonnar-Kidd), которая утверждает, что 93% преступлений на сексуаль-
ной почве совершаются членом семьи, либо лицом, ранее знакомым потерпевшему23.
Проведенные комплексные исследования по данной проблеме показали, что лица, совершающие половые преступления в отношении детей, устанавливают контакты с будущими жертвами через их отношения с другими людьми, чаще всего через взрослых. Например, в правовой литературе США описан случай, когда серийный сексуальный преступник использовал романтические отношения с женщиной, чтобы получить доступ к ее детям. К способам знакомства с детьми и установления с ними доверительных отношений исследователи относят также установление знакомства с нянями, работающими по найму, проживание в доме знакомых и приятелей, имеющих несовершеннолетних детей и т.п.24.
Еще одной существенной проблемой эффективности нормативных актов в сфере регистрации лиц, совершивших половые преступления в отношении несовершеннолетних, создания реестров таких лиц и уведомления общественности является и высокий уровень латентности подобных преступлений. Большинство половых преступлений, а особенно в отношении несовершеннолетних, являются латентными и, следовательно, уголовное преследование по ним не осуществляется.
По данным Бюро судебной статистики США за 2009 г., изнасилования и насильственные действия сексуального характера в отношении лиц, достигших
14 Centers for Disease Control and Prevention (CDC). URL://http://-www.cdc.gov/ViolencePrevention/sexualviolence/index.html
15 White-Carns T, McKelvie S, Cohn L. Criminal recidivism in Alaska. URL://http://www.ajc.state.ak.us/reports/1 -07CriminalRe-cidivism.pdf
16 Center for Sex Offender Management Managing challenges of sex offender reentry. URL://http://www.csom.org/pubs/reentry_brief.pdf; US Dept of Justice Recidivism of sex offenders released from prison in 1994. URL://http://www.ojp.gov/bjs/pub/pdf/rsorp94.pdf
17 New York Department of Corrections 2001 releases: three year post-release follow-up. URL://http://www.theparson.net/so/2001_Re-leases_Three_Year_Post_Release_Follow_Up_NY.pdf
18 Arizona Department of Corrections Sex offender recidivism. URL://http://www.rsova.info/reports/az_sorecidivism1984-1998.pdf
19 Black M.S., Parks E. Ten-year recidivism follow-up of 1989 sex offender releases. URL://http://www.drc.state.oh.us/web/Reports/Ten_Year_Re-cidivism.pdf
20 Harris A.J.R., Hanson R.K. Sex offender recidivism: a simple question. URL://http://www.publicsafety.gc.ca/publications/cor-rections/200403-2_e.asp
21 Bureau of Justice Statistics. (2000) Sexual assault of young children as reported to law enforcement: Victim, incident and offender characteristics. URL://http://www.bjs.gov/content/pub/pdf/saycrle.pdf
22 Там же.
23 Kelly K. The specified composition.
24 Minnesota Department of Corrections (2006) Electronic Monitoring of Sex Offenders. URL://http://www.archive.leg.state.mn.us/focs/-2006/mandated/060146.pdf
12-летнего возраста, регистрировались лишь в 33% случаев. Регистрация половых преступлений напрямую зависит от отношения потерпевшего к виновному: в отчетном периоде в 56% случаев регистрировались преступления на сексуальной почве, совершенные лицами, ранее не знакомыми потерпевшему, и в 28%—лицами, ранее знакомыми. Эти данные также напрямую зависят от возраста жертвы25.
Возраст потерпевшего, лет % заявлений в полицию
12—19 33
20—34 30
35—49 62
50—64 37
Д. Смит и другие утверждают, что только 11% жертв изнасилования сообщили о совершенном преступлении, и не обязательно в полицию. И только 2—8% жертв инцестуозных актов заявили о совершенном в отношении них половом преступлении26.
Кроме того, подавляющее большинство сексуальных преступлений совершается лицами, не состоящими в Реестре сексуальных преступников. В штате Огайо в 1999 г. 92% лиц, осужденных за половые преступления в отношении малолетних, и 93% лиц, осужденных за подобные преступления против несовершеннолетних, были совершены впервые27. В 2009— 2010 гг. около 94% лиц, осужденных за половые преступления в штате Нью-Йорк, ранее не были судимы за такие преступления и, соответственно, не могли быть внесенными в Реестр28.
Вопросу зависимости состояния преступности на сексуальной почве от регистрации лиц, совершивших половые преступления, посвящено несколько специальных исследований. Профессором Джеффри Санд-лером (Jeffrey C. Sandler) и коллективом ученых проведено широкомасштабное и длительное исследование эффективности закона Меган в штате Нью-Йорк. Исследователями изучались архивные уголовные дела о преступлениях против половой свободы и неприкосновенности личности, оконченные производством в период времени с 1986 по 2006 гг.; всего было изучено свыше 170 тыс. уголовных дел. Ученые сообщают, что в 160 тыс. дел (95%) из этого количества содержатся сведения о том, что виновным подобное преступление совершено впервые. Результаты исследования показали, что принятие штатом в 1996 г. законодательного акта SORNA и его последующее
применение никак не повлияло ни на общий уровень половых преступлений, ни на их рецидив, а затраты на реализацию указанного закона абсолютно несопоставимы с полученными результатами29.
Коллектив ученых из Вашингтонского Института Государственного и Муниципального Управления (Washington Institute for Public Policy) осуществлял наблюдение за двумя группами лиц, совершивших преступления на сексуальной почве. Одна группа состояла на учете в Реестре, другая не состояла. 19% лиц, состоящих в Реестре, совершили преступление на сексуальной почве вновь, тогда как во второй группе этот показатель составил 22%. Исследователи отнесли разницу в цифрах на счет статистической погрешности. Кроме того, обобщив статистику, ученые установили, что 63% всех половых преступлений совершается в тех штатах, где существуют Реестры лиц, совершивших преступления на сексуальной почве. Исследователи отмечают лишь одно несомненное достоинство Реестра — он позволяет быстрее раскрывать половые преступления, помогает полиции изобличать виновных лиц30.
Что касается уведомления общественности о лицах, состоящих в Реестрах, то эта форма защиты общества от сексуальных посягательств также имеет свои особенности и далеко не всегда положительные. Самое негативное побочное последствие при применении уведомления — всеобщая истерия и нервозная обстановка в обществе, что довольно часто заставляет граждан защищаться от «монстров», проживающих по соседству с ними и эти меры «защиты» далеко не всегда законны. Так, в июне 2007 г., жители небольшого городка в штате Нью-Йорк были уведомлены о том, что в их населенном пункте проживают два зарегистрированных сексуальных преступника. Граждане отреаги-
25 Bureau of Justice Statistics. (2010). National crime victimization Survey, 2005. URL://http://www.bjs.gov/index.cfm?ty=dcde-tail&iid=245
26 Smith D., Letourneau E, Saunders B. et.al. (2000) Delay in disclosure of childhood rape: Results from a national survey. URL://-http://www.researchgate.net/publication/223558589_Delay_in_disc-losure_of_childhood_rape_results_from_a_national_survey
27 Moore K.F. Report to the Ohio Criminal Sentencing Commission: sex offenders. URL://http://www.ocjs.state.oh.us/Research/Sex%200f-fender%20Report%20pdf.pdf
28 Bureau of Justice Statistics. The specified composition.
29 Jeffrey C. Sandler, Naomi J. Freeman, Kelly M. Socia does a watched pot boil? A Time-Series Analysis of New York State's Sex Offender Registration and Notification Law. URL://http://www.ret-hinking.org.nz/images/newsletter%20PDF/Issue%2078/C%2002%20 watchedpot.pdf
30 Jill S. Levenson. Sex offense recidivism, risk assessment, and the Adam Walsh Act. URL://http://www.leg.state.vt.us/workG-roups/sexoffenders/AWA_SORNsummary.pdf
ровали своеобразно — поблизости от мест проживания осужденных разместили знаки, предупреждающие, что «Здесь проживают монстры», с помощью СМИ инициировали процедуру их принудительного выселения и требовали от собственника жилья расторжения договора аренды жилого помещения31.
Под воздействием всеобщей истерии многие штаты стали разрабатывать, принимать и реализовывать другие нормативные акты, содержащие ограничения для лиц, совершивших половые преступления. Так, с 1996 г. многие штаты стали принимать законы, запрещающие или ограничивающие проживание осужденных за преступления на сексуальной почве, вблизи мест, посещаемых детьми; в других штатах попытались бороться с половыми преступлениями с помощью электронного мониторинга подконтрольных лиц с применением новейших технических средств. Законодатели отдельных штатов, в стремлении снизить показатели
половых преступлений и их рецидив, довели свои усилия до абсурда, нормативно закрепив запрет лицам, осужденным за преступления на сексуальной почве, носить костюмы на Хэллоуин, пользоваться сетью Интернет, либо обязав органы власти делать запись «сексуальный преступник» в водительских удостоверениях и на государственных номерных знаках транспортных средств32. Несомненно, что все эти меры нисколько не способствуют снятию общественного напряжения, успешной интеграции таких лиц в общество и их ресоциализации, а законы, запрещающие или ограничивающие проживание осужденных за преступления на сексуальной почве, заявленные цели борьбы с такими преступлениями и рецидивом не выполняют.
31 McGrath M. Neighbors irate over sex offenders. URL://http://-www.620wtmj.com/news/local/45346632.html
32 Kelly K. The specified composition.
ЭКСТРЕМИЗМ КАК УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ
И.С. МАКЕЕВА,
адъюнкт очной формы обучения кафедры уголовного права Уральского юридического института МВД России, старший лейтенант полиции Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
E-mail: [email protected] Научный руководитель: Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Сабанин С.Н.
Рецензент: кандидат юридических наук, доцент Щетинина Н.В.
Аннотация. В статье рассматривается «экстремизм» в научном понимании; анализируется определение «экстремистская деятельность», регламентированное Федеральным законом от 25 июля 2002 г. №№ 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»; теоретически обосновывается дефиниция «преступления экстремистской направленности», закрепленная в Уголовном кодексе Российской Федерации.
Ключевые слова: экстремизм, экстремистская деятельность, преступления экстремистской направленности, российское уголовное законодательство, крайние взгляды, мотив.
EXTREMISM AS A CRIMINAL-LAW CATEGORY
I.S. MAKEEVA,
associate full-time Department of criminal law of the Ural Institute of law of the Russian Interior Ministry, senior lieutenant
Annotation.The article highlights the notion of «extremism» in its scientific interpretation and analyses the definition of «extremism activity» regulated by the Federal Law of July the 25th, 2002, number 114 «About opposition against extremism activity». The article theoretically grounds the definition of «extremist directed crimes» fixed in the Criminal Code of the Russian Federation. Keywords: extremism, extremism activity, extremist directed crimes, the Russian criminal legislature, extremist views, motive.