Вестник Омского университета. Серия «Право». 2016. № 1 (46). С. 203-209. УДК 343
СПЕЦИАЛЬНАЯ РЕГИСТРАЦИЯ КАК ФОРМА ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНОГО КОНТРОЛЯ
SPECIAL REGISTRATION AS A FORM OF POST-PRISON CONTROL Д. Н. СЕРГЕЕВ (D. N. SERGEEV)
Рассматривается зарождение и развитие специальной регистрации правонарушителей в США. Анализируются положения Закона Дж. Веттерлинга, Закона Меган, Закона А. Уолша. Рассматриваются особенности ведения реестров в штатах Калифорния и Нью-Йорк. Британская система регистрации и системы других англосаксонских стран сравниваются с американской. Исследуется вопрос введения этой формы постпенитенциарного контроля в России.
Ключевые слова: специальная регистрация; постпенитенциарный контроль; Закон Меган.
The paper dwells upon the origin and development of special registration of offenders in USA. The provisions of J. Wetterling Act, Megan's laws and A. Walsh Act. The author gives an overview of distinctive features of registration in California and New York. The British and other Anglo-Saxon countries' registration systems are compared to the American one. The author explores the problem of establishing such a form of post-prison control in Russia.
Key words: special registration; post-prison control; Megan's laws.
Исторически первой формой социального контроля за совершившими преступление было нанесение им особых увечий. Клеймение, вырывание ноздрей, отрезание ушей и пальцев оставляли неизгладимые следы, свидетельствовавшие о криминальном прошлом человека. В отношении увечных устанавливался социальный контроль, носивший, как правило, обязательный и универсальный характер, т. е. любой обязан был, увидев клейма и другие знаки, сообщать о таком человеке или даже задерживать его. Так, в Соборном Уложении 1649 г. (ст. 19, гл. XXI) указано: «А в городы о татех и о разбойникех послать государевы грамоты, а велеть на поса-дех и по слободам и в уездех, в селех и в деревнях и по торжком кликати биричем, и заказ учинить крепкой, будет где объявятся такие люди, у которых уши резаны, а писма у них в том, что они ис тюрмы выпущены, не будет, и таких людей имая приводить в горо-дех к воеводам, и к приказным людем и губным старостам, а воеводам и приказным лю-дем тех людей роспрашивать, и роспрося пи-
© Сергеев Д. Н., 2016
сать о указе к государю к Москве, а до государева указу тех людей держать в тюрме» [1].
На первой волне гуманизации уголовной кары в середине XIX в. предусмотренное Уложением о наказаниях 1845 г. клеймение для каторжан буквами «К», «А» и «Т», а также для беглых ссыльных буквами «С» и «Б» [2] отменено указом от 17 апреля 1863 г. [3]. Отмена этой меры по времени совпала с изменением пенитенциарной политики, пересмотром содержания наказания в виде лишения свободы. Именно к середине XIX в. тюрьма переросла из места заточения и строгой изоляции в место исправления. Цель исправления осужденного предполагает его возвращение к нормальной жизни в обществе после отбытия наказания, в то время как клейма и другие увечья налагали на человека «вечный позор», что в большинстве случаев исключало саму возможность социальной адаптации.
С отменой клеймения социальный контроль не утратил своего значения, но при этом из универсального эволюционировал
в государственный. Необходимость социального контроля за отбывшими уголовное наказание обусловлена комплексом причин, главные из них - высокий уровень рецидива среди освободившихся из мест лишения свободы и неэффективность уголовных санкций. Одной из современных тенденций уголовной политики является «распределение нагрузки» между наказанием и постпенитенциарным воздействием, признание последнего завершающим этапом реализации уголовной ответственности. Вследствие этого получило развитие законодательство о постпенитенциарном воздействии в разных странах мира, началось создание новых мер и реформирование существующих. Социальный контроль за освободившимися из мест лишения свободы в настоящее время применяется в большинстве государств в форме полицейского (административного) надзора. Между тем в странах англосаксонской правовой семьи начиная с середины 1990-х гг. происходит становление специальной регистрации отдельных категорий преступников - новой формы постпенитенциарного контроля, сочетающей в себе элементы государственного и обще ственного.
Эта форма постпенитенциарного контроля зародилась в США и получила там наибольшее распространение и развитие. Первоначально регистрация совершивших преступление являлась специальной формой учета наиболее опасных правонарушителей, осужденных за деяния против половой неприкосновенности несовершеннолетних. В США 23 ноября 1993 г. принят Закон [4] Джейкоба Веттерлинга [5], которым каждый штат в течение трех лет был обязан ввести регистрацию лиц, признанных виновными в сексуальных правонарушениях или преступлениях против детей, таких как, например, незаконное лишение свободы несовершеннолетних, похищение ребёнка, вовлечение в занятие проституцией [6]. Вскоре после принятия данного закона все штаты США разработали собственные порядки регистрации таких преступников. В самом общем виде реестры включают в себя сведения об их именах, домашних адресах, социальных номерах, ранее совершенных преступлениях, а также фотографии и отпечатки пальцев осужденных [7]. Введенные Законом Веттерлин-
га реестры были предназначены только для служебного пользования подразделениями полиции. На данном этапе задачей специальной регистрации мыслилось поставить данных правонарушителей под особый контроль полиции и других силовых структур.
В 1994 г. в штате Нью-Джерси Джесси Тиммендекасом, дважды судимым за половые преступления против несовершеннолетних, была убита его соседка семилетняя Ме-ган Канка [8]. Вокруг родителей Меган сформировалось общественное движение «Право знать», которое потребовало от государства предоставлять гражданам в целях защиты их прав информацию обо всех лицах, совершивших половые преступления [9]. Вскоре в штате Нью-Джерси был принят Закон Меган, которым общественности было предоставлено право получать информацию о зарегистрированных в соответствии с Законом Веттерлинга лицах, проживающих на территории штата [10]. В 1996 г. в ответ на требования общественности был принят федеральный вариант Закона Меган [11]. Данный федеральный закон предусмотрел обязательное раскрытие сведений из информационных реестров штатов для целей, определяемых законом [12]. После введения Закона Меган специальная регистрация совершивших половые преступления переросла из особой разновидности учета в новую форму общественно-государственного постпенитенциарного контроля, соединяющую в себе элементы учета, мониторинга и информирования. Специфика этой формы заключается во включении общества в постпенитенциарный контроль: государство ведет реестр, следит за своевременным обновлением информации, в необходимых случаях осуществляет информирование общества о фактах освобождения, изменения места жительства бывших осужденных, а общественность имеет доступ к этой информации для самозащиты своих прав.
В 1996 г. в рамках развития данной формы постпенитенциарного контроля был принят Закон Пэм Личнер [13], предусмотревший создание национального реестра лиц, совершивших половые преступления (^ОЯ). Штаты стали обязаны участвовать в сборе информации для К8ОЯ в соответствии с законом о дополнении Закона Джейко-
ба Веттерлинга [14]. В дальнейшем на федеральном уровне было принято несколько актов, регулирующих отдельные вопросы ведения реестров штата и федерального банка данных [15]. В 2005 г. Министерством юстиции США на основе реестров штатов была разработана национальная информационная база лиц, совершивших половые преступления, размещенная в сети «Интернет» на сайте памяти Дрю Седин [16]. В настоящее время информационная база в режиме свободного доступа предполагает возможность поиска зарегистрированных лиц по имени и фамилии, по адресу. Также желающие могут узнать, проживают ли зарегистрированные лица в определенном радиусе (1, 2 и 3 мили) от заданной точки.
В 2006 г. Конгрессом США принят закон Адама Уолша [17], направленный на унификацию систем регистрации, созданных в отдельных штатах. Акт установил единые требования к составу информации о зарегистрированных лицах. В регистрах должна содержаться следующая информация: имя, социальный номер, адрес каждого из мест жительства, название и адрес места учебы и / или работы, модель и регистрационный номер транспортного средства, которым владеет или управляет зарегистрированный, физические данные (вес, рост, цвет волос), даты всех арестов, осуждений, действительный статус (освобожден условно-досрочно, про-бация и т. д.), актуальная фотография, отпечатки пальцев и ладоней, копия водительского удостоверения или идентификационной карты, данные о ДНК. Этим же законом подлежащие регистрации лица разделены на три категории в зависимости от степени их опасности. Для каждой категории предусмотрены разные сроки обновления информации - для III класса - раз в год, для II - раз в шесть месяцев, для I - раз в три месяца. Установлено правило регистрации осужденного в реестре еще до его освобождения из мест лишения свободы. Законом Уолша предусмотрена санкция до десяти лет лишения свободы за уклонение от регистрации.
Вскоре после введения первых законов штатов о специальной регистрации появились сомнения в конституционности этих актов. В 1995 г. Верховный Суд штата Нью-Джерси в деле «Д. Доу против Д. Поритц»
[18] указал, что хотя закон не нарушает права истца на частную жизнь (14-я Поправка к Конституции США), некоторые аспекты закона могут затрагивать интересы приватно -сти. При этом суд отметил, что существенный интерес штата (публичный интерес) в раскрытии информации значительно перевешивает интерес истца в сохранении тайны личной жизни. Верховный Суд США также рассмотрел несколько дел о конституционности отдельных законов. Так, в деле «Департамент общественной безопасности штата Коннектикут против Д. Доу» [19] Верховный Суд постановил, что включенные в реестр лица не имеют права обращаться в суд для установления факта, опасны ли они в данный момент, для включения в реестр достаточно самого факта осуждения за соответствующее преступление. В деле «Смит против Д. Доу» [20] Верховный Суд оценивал доводы о публичном бесчестии в связи с фактом включения в реестр и постановил, что главная цель регистрации заключается в информировании общества для целей его безопасности, а не для унижения правонарушителя.
Несмотря на признание судами конституционности норм Закона Меган, споры о вторжении закона в частную жизнь лиц, отбывших наказание, не утихают. В ряде публикаций оценивается негативное влияние публичного бесчестия на социальную и психологическую реабилитацию и ресоциализа-цию включенных в реестр лиц, на их трудоустройство, учебу, семейные отношения, другие факторы [21]. Ричард Тьюксбери и Мэтью Лиз одними из первых обратили внимание на проблему притеснения в отношении лиц, включенных в реестр [22]. Общедоступность реестра, открытость сведений о домашнем адресе приводила и к гибели включенных в него лиц от рук «мстителей». Отсутствие баланса частных и публичных интересов в сфере регистрации совершивших половые преступления в США приводит к протестам против Закона Меган, призывам пересмотреть законодательство в части защиты прав включенных в реестр.
Вместе с тем оценка эффективности специальной регистрации дается в целом положительная. По данным на 7 июля 2014 г. всего на территории США зарегистрировано 747 408 человек [23], совершивших преступ-
ления на сексуальной почве. Уровень рецидива среди зарегистрированных лиц составляет 2,7 % (половые преступления) и 70 % (иные преступления) [24]. Отмечаемое снижение уровня рецидива связывают с применением Закона Меган. Хотя достоверных данных о влиянии регистрации правонарушителей на уровень общего и специального рецидива на сегодняшний день не имеется.
По-другому сконструирован баланс публичных и частных интересов при регистрации и предоставлении информации в Великобритании. Реестр введен в Соединенном Королевстве на основании Закона о сексуальных преступниках 1997 г. [25]. Цели закона - отслеживать всех лиц, совершивших половые преступления, а также защита детей. На конец 2012 г. количество зарегистрированных в полицейском реестре составило 41 036 человек [26]. Состав данных практически аналогичен тем, которые отражаются в американской системе регистрации. Изначально в Великобритании не предоставлялся открытый доступ к сведениям реестра. Информация находилась исключительно в доступе специальной службы - Межведомственной организации защиты населения, - созданной для обмена информацией между тюрьмами, службой пробации и полицией разных частей Соединенного Королевства [27]. Под давлением общественности [28] Министерство внутренних дел Великобритании в 2007 г. разработало процедуру ограниченного доступа граждан к сведениям реестра в случае наличия оснований для подозрения в отношении лиц, с которым запрашивающий информацию имеет личные отношения, в случае контактов ребёнка с такими лицами. 15 сентября 2008 г. Закон Сары был введен на части территории Англии (четыре полицейских района) для апробирования [29]. В августе 2010 г. Правительство подвело итог эксперимента и предложило ввести закон на всей территории Англии и Уэльса в связи с высокой результативностью: по данным МВД, более 60 детей были спасены от насилия [30]. Несмотря на другие оценки закона и сомнение в его результативности [31], 4 апреля 2011 г. был введен на всей территории Англии и Уэльса. Закон предполагает разделение поступающих в полицию запросов на два вида: 1) приоритетные, когда ответ
дается в течение 24 часов; 2) обычные, когда ответ дается в течение 10 суток. При этом информация запрашивается о конкретном лице в связи с личным контактом заявителя или ребёнка заявителя с подозреваемым лицом. 30 июля 2012 г. был принят закон, согласно которому включенные в Реестр лица имеют право обращаться в полицию с просьбой об исключении из Реестра при наличии оснований, позволяющих не считать их в дальнейшем опасными [32].
По сообщению МВД Великобритании, за первый год работы Закона Сары на территории Англии и Уэльса полиция получила более 2 500 требований о предоставлении информации. Из общего количества запросов 160 человек были включены в реестр в связи с совершением половых преступлений против несовершеннолетних и 58 - в связи с другими преступлениями [33].
В других странах англосаксонской правовой семьи регистрация совершивших половые преступления по существу является специальным видом полицейского надзора, поскольку граждане не имеют доступа к сведениям о зарегистрированных лицах ни в свободном режиме, как в США, ни в ограниченном, как в Великобритании. Так, в Канаде закон «О регистрации сексуальных правонарушителей» вступил в силу 15 декабря 2004 г. [34] Канадский закон не предусматривает публикацию и возможность получения соответствующих сведений путем подачи запроса по аналогии с британским Законом Сары. В настоящее время лица, совершившие ранее половые преступления, регистрируются органами полиции по месту жительства и пребывания. Данные сведения используются правоохранительными органами для обеспечения безопасности проживающего населения. По канадскому типу регистрация организована в Ирландии (Закон о половых правонарушениях 2001 г. [35]), ЮАР (Закон о поправках в УК в части половых правонарушителей 2007 г. [36]), Австралии (Закон о защите детей 2000 г. [37]). Однако в этих странах также активно обсуждают перспективу предоставления публичного доступа к содержанию реестров.
В американском штате Мичиган на основе опыта опубликования сведений о лицах, совершивших половые преступления, была
введена обязательная регистрация осужденных к лишению свободы всех категорий с предоставлением любому желающему право получать информацию о таком лице (Информационная система отслеживания правонарушителей - OTIS) [38]. Состав сведений аналогичен данным, помещаемым в реестр лиц, совершивших половые преступления. Такие же системы созданы в штатах Огайо [39], Индиана [40], Канзас [41]. Данная мера в значительной мере развивает положения Закона Меган, распространяя его опыт на всех осужденных. Обязательная регистрация всех осужденных к лишению свободы имеет как сторонников, так и противников. С одной стороны, лицо осуждается за общественно опасные деяния, соответственно, общество имеет право знать, кого и за что осудили. Кроме того, человек, зная о криминальном прошлом включенного в реестры лица, сможет самостоятельно оценить степень риска общения с ним. Практика знает множество примеров, когда информация о противоправном поведении в прошлом могла бы способствовать предотвращению новых общественно опасных деяний. С другой стороны, полный доступ к сведениям подобного рода имеет и негативную сторону. Информирование, безусловно, затруднит социальную адаптацию бывших осужденных, в особенности не желающих продолжать противоправную деятельность. Отрицательные последствия обязательной регистрации могут проявиться не только в излишней стигматизации, но и в возможной мести со стороны потерпевших и других лиц. Сообщая обществу о криминальном прошлом лица, государство, таким образом, должно принимать социальные, организационные и правовые меры по обеспечению безопасности включенных в реестр.
Растущее внимание российского общества к проблеме половых преступлений в отношении несовершеннолетних вынуждает законодательство следовать по пути англосаксонских стран. Российское право в этой связи рождает внутреннее противоречие: с одной стороны, предпринимаются меры по социализации судимых лиц, с другой стороны, право не игнорирует стигматизационные настроения общества, создавая определенные препятствия для судимых лиц. Федеральным законом от 23 декабря 2010 г. № 387-ФЗ вве-
дено право работодателей запрашивать информацию о предыдущих судимостях лиц, претендующих на занятие ряда должностей, связанных с работой с несовершеннолетними; одновременно введены широкие ограничительные меры в отношении лиц, совершивших половые преступления. В 2013 г. введен российский аналог Закона Меган -информирование потерпевшего или его законного представителя об освобождении осужденного от отбывания лишения свободы. В соответствии со ст. 172.1 УИК РФ такое уведомление направляется не позднее чем за 30 дней до освобождения, а при досрочном освобождении - в день освобождения. Информирование осуществляется только при наличии в личном деле осужденного копии определения или постановления суда об уведомлении потерпевшего или его законного представителя. Такие судебные акты принимаются в случае, если до окончания прений сторон потерпевший или его законный представитель изъявил желание получать в обязательном порядке информацию о прибытии осужденного к лишению свободы к месту отбывания наказания, о выездах осужденного за пределы учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, о времени освобождения осужденного из мест лишения свободы (ч. 5 ст. 313 УПК РФ).
Естественное стремление общества к безопасности, желание отделить себя от потенциальной угрозы, исходящей от ранее отбывавших уголовные наказания лиц, развивающееся на фоне явного недоверия к возможности пенитенциарной системы исправить преступника будут обусловливать усиление общественной составляющей в контроле. Думается, именно поэтому специальная регистрация во многом определит дальнейшее развитие постпенитенциарного контроля во всех странах мира.
1. Соборное уложение 1649 года / под ред. М. Н. Тихомирова, П. П. Епифанова. - М., 1961. - С. 268.
2. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. - СПб., 1845.
3. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 2-е. Т. 38. - 1863. - Отд-е 1. -Ст. 39505.
4. Закон о регистрации лиц, совершивших преступления против детей и сексуальные пре-
ступления. Jacob Wetterling Crimes Against Children and Sexually Violent Offender Registration Program. - URL: https://corpuslegalis. com/us/code/title42/jacob-wetterling-crimes-against-children-and-sexually-violent-offender-registration-program.
5. Акт был назван в память об одиннадцатилетнем Джейкобе Веттерлинге, похищенном неизвестным вооруженным человеком в 1989 г. и не обнаруженным до настоящего времени (Levenson J. S., D'Amora D. A., Hern A. L. Megan's Law and Its Impact on Community ReEntry for Sex Offenders // Behavioral Sciences and the Law. - 2007. - Vol. 25. - P. 587-588).
6. § 2(а)-1 Закона Джейкоба Веттерлинга.
7. § 2(b)-1 Закона Джейкоба Веттерлинга.
8. Barnett O. W., Miller-Perrin C. L., Perrin R. D. Family Violence Across the Lifespan: An Introduction. - 2nd ed. - Thousand Oaks, 2005. -P. 189.
9. Ibid.
10. Registration and Notification of Release of Certain Offenders Act. - URL: http://www.nj.gov/ nj sp/spoff/megans_law. html.
11. Barnett O. W., Miller-Perrin C. L., Perrin R. D. Op. cit. - P. 189.
12. Act to amend the Violent Crime Control and Law Enforcement Act of 1994 to require the release of relevant information to protect the public from sexually violent offenders, 03.01.1996. - URL: http://ojp.gov/smart/legislation.htm.
13. По американской традиции, закон получил имя в честь Памелы Личнер, известного борца за права жертв насилия, погибшей в 1996 г. в авиакатастрофе. The Pam Lychner Sex Offender Tracking and Identification Act of 1996. -URL: http://ojp.gov/smart/legislation. htm.
14. The Jacob Wetterling Improvements Act (a part of the Appropriations Act of 1998). - URL: http://ojp.gov/smart/legislation.htm.
15. В частности, в 1998 г. был принят Закон о защите детей от «сексуальных хищников» (Protection of Children from Sexual Predators Act), в 2000 г. - Закон о предотвращении половых преступлений в кампусах (The Campus Sex Crimes Prevention Act), в 2003 г. - Закон о прокурорских средствах и инструментах, применяемых для предотвращения эксплуатации детей (Prosecutorial Remedies and Other Tools to end the Exploitation of Children Today Act).
16. Сайт был назван в память Дрю Седин, студентки из Северной Дакоты, убитой в ноябре 2003 г. (http://www.nsopr.gov/ru-RU/Home/ DruSjodin).
17. Закон также назван в память шестилетней жертвы полового преступления. Adam Walsh Child Protection and Safety Act of 2006, PL 109-248 (HR 4472) 42 U.S.C.A. 2006. § 16911.
18. Doe v. Poritz (1995). - URL: http://law.justia.com/ cases/new-jersey/supreme-court/1995/a-170-94-opn.html. «Джон Доу» - традиционное для англосаксонского права обозначения истца в судебном процессе, в случае если истец является анонимным или неизвестным (Balla D. P. John Doe Is Alive and Well: Designing Pseudonym Use in American Courts // Arkansas Law Review. - 2010. - Vol. 63, № 4. - P. 691-693).
19. Connecticut Dept. of Public Safety v. Doe (2003). - URL: http://supreme.justia.com/cases/ federal/us/538/1/.
20. Smith v. Doe (2003). - URL: http://supreme. justia.com/cases/federal/us/538/84/.
21. Levenson J.S., D'Amora D.A. & Hern A.L. Op. cit. - P. 597-598.
22. Tewksbury R., Lees M. Perceptions of Sex Offender Registration: Collateral Consequences and Community Experiences // Sociological Spectrum. - 2006. - № 26. - P. 319-330.
23. Sex offender statistics (07.07.2014). - URL: http://www.statisticbrain.com/sex-offender-statistics/.
24. Ibid.
25. Sex Offenders Act 1997. - URL: http://www.legislation. gov.uk/ukpga/1997/51/ contents.
26. Andy Crick. Sun investigation locates every pervert in England and Wales // The Sun. - 2012. -Dec. 23.
27. Lipscombe S. Sarah's Law: The Child Sex Offender Disclosure Scheme. - URL: http:// www.parliament.uk/briefing-papers/sn01692.pdf.
28. В 2000 г. после убийства восьмилетней Сары Пэйн ее родители начали требовать введения британского аналога Закона Меган. Правительство не поддержало введение такого закона, объясняя необходимостью защиты персональных данных лиц, отбывших уголовное наказание. Британская газета News of the World начала вести и публиковать на своем сайте собственный список осужденных за половые преступления, пользуясь открытыми источниками, однако Правительство потребовало скрыть эту информацию (Griffin L., BlackerK. Megan's Law and Sarah's Law: A Comparative Study of Sex Offender Community Notification Schemes in the United States and the United Kingdom // Criminal Law Bulletin. -2010. - № 46. - P. 997).
29. Lipscombe S. Op. cit.
30. Child protection scheme roll-out. - URL: https://www.gov.uk/government/news/child-protection-scheme-roll-out.
31. Goldacre B. Home Office figures for Sarah's law - fact or fiction? // The Guardian. - 2010. -Aug. 7.
32. Sex offenders removed from the sex offenders' register. - URL: htpps://www.gov.uk/
government/publications/sex-offenders-removed-from-the-sex-offenders-register.
33. Sarah's Law' protects more than 200 children in first year. - URL: https://www.gov.uk/ government/news/sarahs-law-protects-more-than-200-children-in-first-year.
34. Canada Sex Offender Information Registration Act. - URL: http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/ acts/S-8.7/index.html#docCont.
35. Ireland Sex Offenders Act, 2001. - URL: http://www.irishstatutebook.ie/2001/en/act/pub/ 0018/.
36. Criminal Law (Sexual Offences and Related Matters) Amendment Act 32 of 2007. - URL: http://www.justice.gov.za/legislation/acts/2007-032.pdf
37. Child Protection (Offenders Registration) Act 2000. - URL: http://www.austlii.edu.au/au/ legis/nsw/consol_act/cpra2000403/.
38. Michigan Offenders Tracking Information System. - URL: http://mdocweb.state.mi.us/otis2/ otis2.html.
39. Ohio Department of Rehabilitation and Correction (Offender Search). - URL: http://www.drc. ohio.gov/OffenderSearch/search.aspx.
40. Indiana Department of Correction (Offender Search). - URL: http://www.in.gov/apps/ indcorrection/ofs/ofs.
41. Kansas Bureau of Investigation. - URL: http://www.kbi.ks.gov/registeredoffender/Search Offender.aspx.