Калининская Я.С., Карпова Н.А.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, ПОСЯГАЮЩИМ НА ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, КАК НАПРАВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ
Цель: Рассмотреть особенности формирования основных направлений российской уголовной политики в области противодействия преступлениям, посягающим на объекты культурного наследия. Определить новые пути совершенствования уголовного законодательства и практики его применения в сфере охраны культурных ценностей.
Методология: Использовались метод системного анализа, формально-логический, сравнительно-правовой и другие методы познания.
Результаты: В статье проанализировано современное состояние уголовной политики в области борьбы с преступлениями против культурных ценностей, определены ее основные направления. Выделены положительные тенденции, а также направления, требующие совершенствования.
Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает определенной научной ценностью. Обозначены новые направления уголовной политики в рассматриваемой сфере, что может быть использовано при совершенствовании действующего уголовного законодательства РФ.
Ключевые слова: уголовная политика, преступления против культурных ценностей, уголовное законодательство, археологическое наследие, правовая охрана объектов культурного наследия.
Kalininskaya Y.S., Karpova N.A.
COUNTERACTION CRIMES ENCROACHING ON OBJECTS OF CULTURAL HERITAGE AS THE DIRECTION OF THE RUSSIAN CRIMINAL POLICY
Purpose: To analyze the features of the formation of the main directions of the Russian criminal policy in the field of combating crimes that infringe on the objects of cultural heritage, and to identify the new ways to improve the criminal law and its application in the field of protection of cultural values.
Methodology: Systematic, legalistic, logical, comparative and other methods of scientific research were used.
Results: The paper analyzes the current state of the criminal policy in the field of combating crimes against cultural values and defines its main directions. Positive trends, as well as areas requiring improvement, are highlighted.
Novelty/originality/value: The article has a certain scientific value. New directions of criminal policy in the sphere are outlined, what can be used in the improvement of the current criminal legislation of the Russian Federation.
Keywords: criminal policy; crimes against cultural values; criminal legislation; archaeological heritage; legal protection of cultural heritage.
Социальная государственная политика включает в себя различные направления, одним из которых является уголовная политика. Государственная политика основывается на признании многонациональной отечественной культуры духовно-ценностной платформой для формирования будущего страны, стратегической перспективы ее развития в XXI веке [1].
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 29.02.2016 № 326-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» государственная культурная политика призвана обеспечить приоритетное культурное и гуманитарное развитие как основу экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны. Таким образом, культура признана важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России.
В Российской Федерации закреплено многообразие субъектов культурной политики. По Указу Президента РФ от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» государство выступает в качестве основного субъекта, осуществляющего посредством законодательных, экономических и других инструментов действия, направленные на поддержку, сохранение и развитие всех отраслей культуры, всех видов творческой деятельности граждан России и формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей, что и составляет «культурную политику».
На протяжении последних лет (2012-2017) активно совершенствуется законодательная база в сфере культуры. За минувший год принято 13 федеральных законов, всего за 2012-2017 годы -44 федеральных закона. Для сравнения: в течение 2004-2011 годов (то есть за восемь лет) было принято шесть федеральных законов. Принятые в 2017 году законы касались самых разных сфер, в том числе кинематографа, интеллектуальной собственности, развития туризма, охраны куль-
EURASIAN
> 6 (37) 2018 <
ADVOCACY
турного наследия, ввоза и вывоза культурных ценностей.
Завершено совместно с региональными органами охраны наполнение Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Основная работа по внесению сведений была проведена в 2017 году (зарегистрировано 67870 объектов культурного наследия). В реестре зарегистрировано 143876 объектов культурного наследия, из которых 48 % -объекты федерального значения, 50 % - объекты регионального значения и 2 % - объекты местного значения [1].
Обеспечение общественной безопасности, достижение и поддержание необходимого уровня защищенности прав и свобод человека и гражданина и законных интересов организаций и общественных объединений, материальных и духовных ценностей от угроз криминального характера является одной из приоритетных целей, отраженных в Постановлении Правительства РФ от 15.04.2014 № 345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности». То есть успешная реализация культурной политики напрямую зависит от уголовной политики, одним из направлений которой признается борьба с преступлениями, посягающими на объекты культурного наследия.
Этим обусловлены изменения уголовного закона в рассматриваемой сфере. Такие изменения можно охарактеризовать как депенализацию (гуманизацию и либерализацию) деяний, а именно дополнение некоторых санкций статей таким видом наказания, как принудительные работы (ст. 164, 190, 243 УК РФ).
Другой формой реализации уголовной политики в рассматриваемой сфере является криминализация деяний. В частности, речь идет о совокупности норм, призванных обеспечить сохранность археологического наследия (ст. 243.1, 243.2, 243.3 УК РФ). Незаконные раскопки представляют собой серьезную угрозу археологическому наследию, так как в результате их осуществления уничтожается бесценная научная информация, наносится существенный материальный и моральный урон стране, поскольку предметы, изъятые при незаконных раскопках из культурного слоя объектов археологического наследия, выводятся из научного оборота и становятся объектами незаконной торговли.
Криминализированы следующие незаконные действия, осуществляемые в отношении объектов
археологического наследия: нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, повлекшее по неосторожности их уничтожение или повреждение в крупном размере; поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания, повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя; уклонение исполнителя земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ либо археологических полевых работ, осуществляемых на основании разрешения (открытого листа), от обязательной передачи государству обнаруженных при проведении таких работ предметов, имеющих особую культурную ценность, или культурных ценностей в крупном размере.
Повышению эффективности применения уголовного закона может способствовать внесение изменений в нормы, устанавливающие ответственность за контрабанду, основанные на выделении составов в зависимости от предмета преступления. Диспозиция ч. 2 ст. 188 УК РФ, утратившей силу, регламентировала ответственность за контрабанду предметов, имеющих различный правовой статус. Все эти предметы, независимо от их свойств, были объединены видовым объектом - общественными отношениями, обеспечивающими экономическую деятельность. Действующая редакция уголовного закона, на наш взгляд, представляется более удачной. Контрабанда культурных ценностей, предусмотренная ст. 226.1 УК РФ, отнесена к преступлениям против общественной безопасности. Претерпела изменение и формулировка, характеризующая культурные ценности как предмет преступления. При отсутствии указания на применение специальных правил перемещения через таможенную границу имеется указание на размер культурных ценностей. Таким образом, перечень перемещаемых предметов в первом случае был сужен правилами перемещения, во втором случае ограничен размером - общей стоимостью, превышающей сто тысяч рублей [5, с. 48].
Следует отметить, что некоторые ситуации, связанные с оборотом и охраной культурных ценностей, в настоящее время нуждаются в более точном законодательном регулировании. Например, в последнее время широкое распространение получило проведение реконструкций исторических событий. Для придания большей достоверности, в том числе с помощью светозвуковых эффектов, используется оружие, имеющее культурную ценность, антикварное оружие, его копии и реплики.
ЕВРАЗИЙСКАЯ
> 6 (37) 2018 <
АДВОКАТУРА
Такие действия оцениваются как преступные, содержащие в себе признаки составов преступлений, предусмотренных статьями 222, 222.1, 223, 223.1 УК РФ [4].
Кроме того, при правовой оценке деяний, связанных с реализацией оружия, имеющего культурную ценность, возникают определенные сложности. Так, в отношении гражданки Н.В. Урюпиной было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 и ч. 4 ст. 222 УК РФ, которое выразилось в том, что она пыталась реализовать в пунктах оценки антиквариата два имевшихся у нее кортика. Н.В. Урюпина осуждена на шесть месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком шесть месяцев. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014 г. № 18-П «По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 222 Уголовного кодекса Российской Федерации и статей 1, 3, 6, 8, 13 и 20 Федерального закона «Об оружии» в связи с жалобой гражданки Н.В. Урюпиной» указано, что отсутствие специальной правовой регламентации порядка продажи такого оружия, при том, что оно допущено в гражданский оборот нормативными правовыми актами, регламентирующими не только сохранение культурного наследия, но и оборот оружия, приводит к необходимости выбора в конкретной правоприменительной ситуации между общими нормами различной отраслевой природы, одни из которых не учитывают возможную опасность этого оружия для жизни и здоровья людей, а другие - его культурную (историческую) значимость. В подобных условиях собственники такого оружия в нарушение требований статей 19 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации лишены возможности принять правильное решение, какими из этих норм, взаимно не согласованных и противоречивых, но имеющих, по существу, одинаковую юридическую силу, надлежит руководствоваться при его продаже, и, как следствие, осознать противоправный характер своего поведения (соответствующего одному отраслевому режиму, но не отвечающего другому), тем более - его общественно опасный характер, а также предвидеть его правовые последствия, в том числе наступление уголовной ответственности.
Там же указано, что Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, которые в соответствии с Федеральным законом «Об оружии» регулируют оборот гражданского и служебного оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к нему, включая производ-
ство, торговлю, продажу, передачу, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозку, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации, не распространяются на оборот оружия, имеющего культурную ценность, за исключением случаев, которые прямо предусмотрены данными Правилами, и не касаются ограничения оборота или порядка приобретения, отчуждения, регистрации холодного оружия, имеющего культурную ценность. Таким образом, Конституционный Суд РФ постановил, что положение части четвертой статьи 222 УК Российской Федерации, предусматривающее уголовную ответственность за незаконный сбыт холодного оружия, и находящиеся во взаимосвязи с ним положения статей 1, 3, 6, 13 и 20 Федерального закона «Об оружии» соответствуют Конституции Российской Федерации в той мере, в какой ими устанавливается механизм защиты от противоправного оборота холодного оружия, владение которым потенциально угрожает общественной безопасности, жизни и здоровью людей. Однако положение части четвертой статьи 222 УК Российской Федерации, предусматривающее уголовную ответственность за незаконный сбыт холодного оружия, признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть ), 35 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе сохраняющего неопределенность правового регулирования оборота холодного оружия, имеющего культурную ценность, приводящую к его произвольному истолкованию и применению, данное законоположение не предполагает возможность учета специфики использования такого оружия и не позволяет лицу, желающему реализовать его как предмет, имеющий культурную ценность, осознавать общественно опасный и противоправный характер своих действий, а также предвидеть их уголовно-правовые последствия [2].
Таким образом, современная уголовная политика, направленная на борьбу с преступлениями против культурных ценностей, характеризуется постоянным развитием, которое должно осуществляться, основываясь на высказывании Ф. Листа: «Лучшая уголовная политика - это политика социальная» [2, с. 76.]. Отметим, что на современном этапе российская культура исторически занимает лидирующие позиции в мире и является мощным стратегическим ресурсом для укрепления влияния страны на международной арене. В связи с этим совершенствование на фе-
EURASIAN
6 (37) 2018
ADVOCACY
деральном уровне законодательной базы будет способствовать эффективному противодействию преступлениям, посягающим на объекты культурного наследия.
Пристатейный библиографический список
1. Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2013 году [Электронный ресурс]. URL: http://mkrf.ru/report/gosoklad/.
2. Лист Ф. Учебник уголовного права. Общая часть: пер. с нем. М., 1903. С. 76.
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014 г. № 18-П «По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 222 Уголовного кодекса Российской Федерации и статей 1, 3, 6, 8, 13 и 20 Федерального закона «Об оружии» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2014. № 5.
4. Обвинительный приговор Советского районного суда г. Орла по делу № 1-182/2013 1-5/2014 1-5/2014(1-182/2013;) от 3 февраля 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http://sudact.ru/regular/doc/fyFONe4J72L3/.
5. Уголовное право России: учебник: в 2 т. Т. 1. Общая часть / под ред. Н.Г. Кадникова. М.: ИД Юриспруденция, 2018.
References (transliterated)
1. Gosudarstvenny"j doklad o sostoyanii kul"tury" v Rossijskoj Federacii v 2013 godu [E"lektronny"j resurs]. URL: http://mkrf.ru/report/gosoklad/.
2. List F. Uchebnik ugolovnogo prava. Obshhaya chast": per. s nem. M., 1903. S. 76.
3. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 17 iyu-nya 2014 g. № 18-P «Po delu o proverke konstitucionnosti chasti chetvertoj stat"i 222 Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federacii i statej 1, 3, 6, 8, 13 i 20 FederaTnogo zakona «Ob oruzhii» // Vestnik Konstitucionnogo Suda RF. 2014. № 5.
4. Obvinitekny"] prigovor Sovetskogo rajonnogo suda g. Orla po delu № 1-182/2013 1-5/2014 1-5/2014(1-182/2013;) ot 3 fevralya 2014 g. [E"lektronny"j resurs]. URL: http://sudact.ru/regular/doc/fyFONe4J72L3/.
5. Ugolovnoe pravo Rossii: uchebnik: v 2 t. T. 1. Obshhaya chast" / pod red. N.G. Kadnikova. M.: ID Yurispru-denciya, 2018.
ип^та-вшетщоштшьетай шетшж пгеилшм ПРАНА
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!
Мы рады представить вашему вниманию ЕВРАЗИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ПРАВА
Деятельность нашего института направлена на разработку актуальных проблем юридической науки в евразийском правовом пространстве. Институт проводит фундаментальные и прикладные исследования в области государственно-правовых наук, международного права, адвокатуры и нотариата, социологии права, политологии, интерэкоправа, изучает закономерности правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, разрабатывает на этой основе практические рекомендации, принимает участие в разработке законопроектов, содействует повышению профессионального уровня юристов, организует и участвует в проведении научных мероприятий, оказывает консультационные услуги в области права, а также редакционно-издательские услуги.
Приглашаем вас к сотрудничеству!
Контактная информация Website: www.eurasniipp.ru E-mail: info@eurasniipp.ru Телефон: +7-917-40-61-340