Научная статья на тему 'Уголовно-правовая охрана культурных ценностей как способ исполнения международных обязательств'

Уголовно-правовая охрана культурных ценностей как способ исполнения международных обязательств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
856
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ARCHAEOLOGICAL HERITAGE / CULTURAL VALUES / CULTURAL HERITAGE / HISTORICAL AND CULTURAL MONUMENTS / CRIMINAL LIABILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бородин А. В.

Рассматриваются международные конвенции, направленные на охрану культурных ценностей. Указывается, что в настоящее время не все они ратифицированы Российской Федерацией, но ратифицированные (всего три: «Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», «Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности», «Европейская Конвенция об охране археологического наследия ETS № 143 (пересмотренная)») содержат нормы уголовно-правовой ответственности за посягательство на культурные ценности. В соответствии с этим делается вывод, что из данных конвенций, направленных на уголовно-правовую охрану культурных ценностей, не в полной мере реализованы в УК РФ нормы «Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» и дополнительный протокол I к ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminal-legal protection of cultural values as a way of fulfilling international commitments

In article the international conventions directed on protection of cultural values are considered. It is specified that now not all of them are ratified by the Russian Federation, but ratified (only three: «The convention on protection of cultural values in case of armed conflict», «The convention on the measures directed on prohibition and the prevention of illegal import, export and transfer of the property right to cultural values», «The European Convention on protection of archaeological heritage of ETS No. 143 (revised)») contain norms of criminal and legal responsibility for infringement of cultural values. According to it the conclusion is drawn that from these conventions directed on criminal legal protection of cultural values in the criminal code of Russian Federation of norm «Conventions on protection of cultural values in case of armed conflict» and the additional protocol I to it not fully are realized.

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовая охрана культурных ценностей как способ исполнения международных обязательств»

УДК 343.3/.7 ББК 67.408.1

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КАК СПОСОБ ИСПОЛНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫЕ

ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ БОРОДИН

аспирант кафедры уголовного права и процесса Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина

E-mail: bomg@mail.ru

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право Научный руководитель: доктор юридических наук, доцент Р.Б. Осокин

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются международные конвенции, направленные на охрану культурных ценностей. Указывается, что в настоящее время не все они ратифицированы Российской Федерацией, но ратифицированные (всего три: «Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», «Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности», «Европейская Конвенция об охране археологического наследия ETS № 143 (пересмотренная)») содержат нормы уголовно-правовой ответственности за посягательство на культурные ценности. В соответствии с этим делается вывод, что из данных конвенций, направленных на уголовно-правовую охрану культурных ценностей, не в полной мере реализованы в УК РФ нормы «Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» и дополнительный протокол I к ней.

Ключевые слова: археологическое наследие; культурные ценности; культурное наследие; памятники истории и культуры; уголовная ответственность.

Annotation. In article the international conventions directed on protection of cultural values are considered. It is specified that now not all of them are ratified by the Russian Federation, but ratified (only three: «The convention on protection of cultural values in case of armed conflict», «The convention on the measures directed on prohibition and the prevention of illegal import, export and transfer of the property right to cultural values», «The European Convention on protection of archaeological heritage of ETS No. 143 (revised)») contain norms of criminal and legal responsibility for infringement of cultural values. According to it the conclusion is drawn that from these conventions directed on criminal legal protection of cultural values in the criminal code of Russian Federation of norm «Conventions on protection of cultural values in case of armed conflict» and the additional protocol I to it not fully are realized.

Keywords: archaeological heritage; cultural values; cultural heritage; historical and cultural monuments; criminal liability.

Изучение норм международных договоров об уголовно-правовой охране культурных ценностей, ратифицированных в России, вызвано тем, что согласно ч. 3 ст. 44 Конституция России предусматривает заботу о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры [1]. Кроме этого, охрана данных ценностей в рамках международных договоров приобретает в настоящее время особую актуальность, так как это вытекает из ч. 4 ст. 15 Конституции РФ [1], постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» [2], ч. 2 ст. 1 УК РФ [3].

В свою очередь оптимизация механизма уголовно-правового регулирования отношений, в частности в сфере охраны культурных ценностей, будет способствовать приведению ряда соответствующих уголовно-правовых норм в соответствие с ратифицированными Россией международно-правовыми актами, а также минимизации случаев несбалансированности уголовного и позитивного законодательства, решения задач достижения определенности и конкретности охранительных уголовно-правовых норм, направленных в частности на защиту культурных ценностей, высокой законодательной техники их конструирования [4, с. 16; 5, с. 18].

Первые международные правовые акты по охране культурных ценностей появляются после Первой ми-

ровой войны, когда международное право приступило к выработке общих правил и отношений, связанных с определенной категорией предметов, вещные права на которые несколько отличаются от аналогичных прав на обычный товар или объекты недвижимости. Это относилось к реституции и дальнейшей защите культурных ценностей [6, с. 83].

Первым международным документом, направленным на охрану культурных ценностей, является «Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», подписанная в Гааге 14 мая 1954 г. На принятие данной конвенции в немалой степени повлияла Вторая мировая война, в результате которой были уничтожены и повреждены многие памятники истории и культуры (культурные ценности), возникло осознание предотвращения классовых и религиозных вооруженных конфликтов мирным путем.

В настоящее время приняты следующие конвенции, направленные на защиту культурных ценностей: «Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» [7], «Европейская культурная конвенция» [8], «Европейская конвенция об охране археологического наследия» [9], «Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» [10], «Европейская конвенция о правонарушениях в отношении культурных ценностей» [11], «Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия» [12], «Конвенция об охране архитектурного наследия Европы» [13], «Европейская конвенция об охране археологического наследия (пересмотренная)» [14], «Конвенция УНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям» [15], «Конвенция об охране подводного культурного наследия» [16].

В настоящее время Российская Федерация ратифицировала не все международные конвенции, направленные на защиту культурных ценностей, а только некоторые из них [7-10; 12-15]. В ратифицированных Российской Федерацией международных конвенциях всего в трех содержаться нормы уголовно-правовой ответственности [7; 10; 14].

Гаагская конвенция 1954 года предусматривает систему общей и специальной защиты культурных ценностей. Уважение культурных ценностей означает необходимость воздерживаться от какого-либо враждебного акта, направленного против них, обязанность запрещать, предупреждать и, если необходимо, пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей, а также любые акты вандализма в отношении этих ценностей. Запрет на реквизицию движимых культурных ценностей. Наконец, обязанность уважать культурные ценности включает в себя запрещение использовать эти ценности, сооружения для их защиты и непосредственно прилегающие к ним участки в целях, которые могут привести к разрушению или повреждению этих ценностей (ч. 3 ст. 4 Гаагской конвенции 1954 года) [7].

В настоящее время в УК РФ предусмотрена ответственность не за все преступления, указанные в данной конвенции. Так, «кража» в российском законодательстве закреплена в ст. 164 УК РФ «Хищение предметов, имеющих особую ценность»; «грабеж» относительно культурных ценностей в российском уголовном законодательстве отсутствует; присвоение культурных ценностей в УК РФ отражено частично в ст. 190 УК РФ «Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей»; вандализм в отношении культурных ценностей в российском уголовном законодательстве отражен в ст. 243 «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей».

Кроме этого, государствам-участникам надлежит пресекать нарушения положений Дополнительных протоколов в области охраны культурных ценностей и принимать меры по привлечению к ответственности совершивших их лиц, а именно внести в уголовное законодательство положения о пресечении нападений на культурные ценности во время вооруженного конфликта, когда:

• нападение носит преднамеренный характер;

• нападение причиняет серьезный ущерб культурным ценностям;

• культурные ценности не находятся в непосредственной близости от военных объектов;

• культурные ценности находятся под особой защитой и признаны в этом качестве (п. 4 ст. 85 ДП I) [17].

В настоящее время положения п. 4 ст. 85 Дополнительного протокола I отсутствуют в российском уголовном законодательстве. Таким образом, не все нормы уголовно-правовой охраны культурных ценностей Гаагской конвенции 1954 г. и дополнительного протокола I имплементированы в УК РФ.

При этом следует указать, что, исходя из доктри-нальных мнений в УК РФ, в настоящее время из ратифицированных Россией международных договоров не все положения норм, направленных на уголовно-правовую охрану общественных отношений, в частности в сфере общественной нравственности, имплементи-рованы в отечественное уголовное законодательство [5, с. 250; 18, с. 65-66; 19, с. 47; 20, с. 344; 21, с. 222; 22, с. 237; 23, с. 362; 24, с. 137].

Следующей конвенцией, в которой регламентируется, в том числе уголовно-правовая охрана культурных ценностей, была «Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности».

В соответствии с п. «Ь» ст. 6 и п. «Ь. Ь> ст. 7 этой

конвенции должен предусматриваться уголовно-правовой запрет:

• на вывоз со своей территории культурных ценностей, к которым не приложено соответствующее свидетельство;

• ввоз культурных ценностей, похищенных из музея, или религиозного, или светского исторического памятника, или подобного учреждения другого государства-участника настоящей Конвенции [10].

В действующем УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за эти деяния в ст. 226.1УК РФ «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов».

В последующем была принята «Европейская Конвенция об охране археологического наследия ETS № 143 (пересмотренная)». Так, п. «а» ч. 1 ст. 3 этой конвенции регламентирует предотвращение любых незаконных раскопок или изъятие объектов археологического наследия [14].

Эта конвенция была ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 27 июня 2011 г. № 163-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции об охране археологического наследия (пересмотренной)» [25].

В связи с этим был принят Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии», который, в частности, повлиял на изменение и содержание (криминализацию) преступлений, предусмотренных ст.ст. 190, 243 и 243.3 УК РФ [26].

Данная законодательная новелла, по мнению Р. Б. Осокина, должна стать в ближайшем будущем действенной мерой предупреждения преступлений, посягающих на объекты культурного наследия, при этом введение законодательно дополнительных норм, направленных на охрану данного наследия, представляет лишь законодательные условия формирования полноценной концепции уголовно-правовой охраны культурного наследия Российской Федерации, которая в настоящее время отсутствует [5, с. 249].

Исходя из выше изложенного, можно сделать следующий вывод, что из ратифицированных Российской Федерацией конвенций, направленных на уголовно-правовую охрану культурных ценностей, в большей степени отсутствуют в УК РФ нормы Гаагской конвенции 1954 года и дополнительного протокола I к ней,

направленные на охрану культурных ценностей.

В свою очередь в УК РФ полностью реализованы положения по охране культурных ценностей в соответствии с «Европейской конвенцией об охране археологического наследия ETS № 143 (пересмотренная)» и «Конвенцией о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности».

литература

1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2014. — № 31, ст. 4398.

2. О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации (ред. от 05.03.2013 г.): постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 10 окт. 2003 г. № 5 // Рос. газ. — 2003. — 2 дек.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015 г.): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 мая 1996 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 5 июня 1996 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 25, ст. 2954.

4. Осокин Р. Б. Теоретико-правовые основы уголовной ответственности за преступления против общественной нравственности: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 2014. — 46 с.

5. Осокин Р. Б. Теоретико-правовые основы уголовной ответственности за преступления против общественной нравственности: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. — 581 с.

6. Шестаков В. А. Формирование понятия «культурные ценности» // Studia сиИигае. — 2011. — № 11. — С. 83-92.

7. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Гаага, 14 мая 1954 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1957. —

3, ст. 54.

8. Европейская культурная конвенция ETS № 18 (Париж, 19 декабря 1954 г.) // Бюллетень международных договоров. — 2000. — № 1. — С. 3-8.

9. Европейская конвенция об охране археологического наследия ETS № 66 (Лондон, 06 мая 1969 г.) // Сборник международных договоров СССР и Рос. Федерации. — М., 1994. — Вып. ХЬУП. — С. 420-424.

10. Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (Париж, 14 ноября 1970 г.) // Международные нормативные акты ЮНЕСКО. — М.: Логос, 1993. — С. 283-290, 610-611.

11. Европейская конвенция о правонарушениях в

отношении культурных ценностей ETS № 119 (Дельфы, 23 июня 1985 г.). — М.: СПАРК, 1998. — С. 148-160.

12. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 г.) // Международные нормативные акты ЮНЕСКО. — М.: Логос, 1993. — С. 290-302.

13. Конвенция об охране архитектурного наследия Европы ETS № 121 (Гранада, 3 октября 1985 г.) // Собрание постановлений Правительства СССР. Отдел второй. — 1991. — № 4, ст. 7.

14. Европейская Конвенция об охране археологического наследия ETS № 143 (пересмотренная) (Валлетта, 16 января 1992 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2012. — № 16, ст. 1812.

15. Конвенция УНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям (Рим, 24 июня 1995 г.) // Международное частное право: сб. документов. — М.: БЕК, 1997. — С. 499-506.

16. Конвенция об охране подводного культурного наследия (Париж, 2 ноября 2001 г.). Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

17. Рекомендации по имплементации Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта и Протоколов к ней // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. — 2013. — № 57, ч. 1. — С. 157-189.

18. Осокин Р. Б., Денисенко М. В. Уголовная ответственность за незаконное распространение порнографических материалов или предметов: учебное пособие. — М.: Московский университет МВД России, Изд-во Щит-М, 2005. — 120 с.

19. Осокин Р. Б., Денисенко М. В. Уголовно-правовая характеристика незаконного распространения порнографических материалов или предметов: научно-практическое пособие. — М.: Московский университет МВД России, 2005. — 104 с.

20. Осокин Р. Б. Проблемы противодействия пре-

ступлениям против общественной нравственности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2011. — Вып. 1 (93). — С. 343-346.

21. Осокин Р. Б. Об основных направлениях уголовно-правовой политики в сфере противодействия преступлениям против общественной нравственности // Уголовный закон: проблемы и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции (15 апреля 2011 г.). -Тамбов: Бизнес-Наука-Общество, 2011. — С. 219-223.

22. Осокин Р. Б. О необходимости разработки концептуальных основ противодействия преступлениям против общественной нравственности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2011. — Вып. 3 (95). — С. 236-239.

23. Осокин Р. Б., Чибизов А. В. К вопросу о предмете жестокого обращения с животными // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2011. — Вып. 9 (101). — С. 361-365.

24. Осокин Р. Б. Порнография: опыт легального, доктринального и судебного толкования // Вестник Нижегородской академии МВД России. -2014. — № 1 (25). — С. 134-140.

25. О ратификации Европейской конвенции об охране археологического наследия (пересмотренной): федер. закон Рос. Федерации от 27 июня 2011 г. № 163-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 17 июня 2011 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 22 июня 2011 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2011. — № 27, ст. 3874.

26. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии: федер. закон Рос. Федерации от 23 июля 2013 г. № 245-ФЗ (в ред. от 22 окт. 2014 г.): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 2 июля 2013 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 10 июля 2013 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2013. — № 30, ч. 1, ст. 4078.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.