3. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
3.1. КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАК ОБЪЕКТ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ И ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Анощенкова Светлана Владиславовна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права, криминалистики и криминологии
Место работы: Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева
fominalilja@mail.ru
Аннотация: Российское уголовное законодательство традиционно включает нормы-декларации, определяющие круг общественных отношений, подлежащих уголовно-правовой охране (ч. 1 ст. 2 УК РФ). Система общественных отношений, во-первых, олицетворяет иерархию охраняемых уголовно-правовыми средствами ценностей, а, во-вторых, выступает в качестве основы построения Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации. Следует констатировать, что не все социально-значимые ценности нашли отражение в ч. 1 ст. 2 УК РФ. В частности, не упомянуто такое значимое социальное благо как культурное наследие, хотя в УК РФ присутствует группа уголовно-правовых норм, устанавливающая ответственность за посягательства на объекты культурного наследия. Целью настоящей работы является приведение доказательств в пользу необходимости включения в перечень охраняемых уголовным правом объектов такого социального блага, как культурное наследие. Для достижения указанной цели выполнены следующие задачи: рассмотрен вопрос о соотношении понятий «объект уголовно-правовой охраны» и «объект преступления»; изучены нормы международного и европейского права, трактующие понятие «культурное наследие»; проанализированы нормы отечественного регулирующего законодательства, определяющие понятие «культурное наследие»; проведен системный анализ уголовного законодательства РФ на предмет определения видового, родового и общего объектов преступлений, посягающих на культурное наследие. Методами исследования явились: юридический, формально-догматический, системный, сравнительный, метод компаративного анализа.
Ключевые слова: уголовный закон; объект уголовно-правовой охраны; объект преступления; предмет преступления; культурные ценности; культурное наследие; международное право; европейское право.
CULTURAL HERITAGE AS AN OBJECT OF CRIMINAL LAW PROTECTION AND THE OBJECT OF CRIME
Anocshenkova Svetlana Vladislavovna, Candidate of law, Senior teacher, Senior teacher of the chair of criminal law, criminalistic and criminology
Place of employment: The Mordovian state University named after N. Ogarev
fominalilja@mail.ru
Abstract: The Russian criminal law has traditionally included the rules of the declaration , defining the range of public relations, subject to the protection of the criminal law ( Part 1 of Art . 2 of the Criminal Code). The data system of social relations , first of all , represents a hierarchy of protected criminal law means values , and, secondly , serves as a template construction of the Special Part of the Criminal Code of the Russian Federation. It should be stated that not all socially important values are reflected in Part 1 of Art . 2 of the Criminal Code . In particular, no mention is a significant social good as cultural heritage, although the Criminal Code there is a significant group of criminal law , establishing responsibility for the attacks on the World Heritage Sites. The purpose of this paper is to bring the evidence to support the need to include in the list of protected objects of criminal law such social benefits as a cultural heritage . To achieve this goal , the following objectives: considering the relationship between the concepts "object of criminal law protection " and " the object of the crime ", studied the rules of international law and European law , which treat the concept of "cultural heritage"; analyzed rates of domestic regulatory legislation defining the concept of "cultural heritage "; systematic analysis of the criminal law of the Russian Federation in order to determine the species , generic and common object of crimes that infringe on the cultural heritage. Methods of investigation were : legal, formal and dogmatic, systematic, comparative, the method of comparative analysis.
Keywords: criminal law, an object of criminal law protection , an object of the crime , the subject of crime , cultural values, cultural heritage , international law , European law
Уголовное право, как любая отрасль права, характеризуется предметом и методом регулирования, которые определяют его отраслевую специфику. Так же, как и иная отрасль права, уголовное право выполняет ряд функций. В.Д. Филимонов пишет: Основное назначение уголовного права - охрана общества от деяний, причиняющих ему вред. В этом состоит его социальная функция» [3; 16]. Предметом охраны уголовного права являются существующие в социуме общественные отношения. Последние в своей совокупности, желаемые и одобряемые большинством членов общества, упорядоченные законом и поддерживаемые пра-
вомерным поведением граждан, составляют понятие «правопорядок. Правопорядок представляет собой «систему всех объектов, социальных ценностей и благ, отношений, которые требуют обязательной и принудительной охраны и защиты со стороны государства посредством установления определенных нормативных запретов и ограничений, процессуально принудительных и исполнительных мер и наказаний, направленных на предупреждение различного рода посягательств на эти объекты и отношения»[1; с. 191]. Из приведенного определения следует, что понятием «правопорядок» охвачены все социальные блага, тре-
бующие государственной охраны.
В уголовном законе данная система охраняемых с помощью уголовно-правовых средств ценностей представлена в ч. 1 ст. 2 Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 г. (далее - УК РФ) и отражена в структуре Особенной части УК РФ. Согласно сложившейся в доктрине уголовного права концепции, система благ, перечень которых приведен в ч. 1 ст. 2 УК РФ олицетворяет собой общий объект преступлений; блага, обозначенные в разделах УК РФ - родовой объект преступлений; в главах УК РФ - видовой объект преступлений; в конкретных статьях УК РФ - непосредственный объект преступлений. Лицо, совершая преступление, посягает на объект преступления, то есть на охраняемые государством уголовно-правовыми средствами блага и ценности. Таким образом, объект уголовно-правовой охраны и объект преступления, по сути, один и тот же уголовно-правовой феномен. Утверждая данное положение, В.Д. Филимонов поясняет: «Использование той и другой терминологии зависит от аспекта, в котором рассматривается проблема. Если речь идет о том, какие социальные ценности защищаются уголовным правом от преступных посягательств, обычно говорят об объекте уголовно-правовой охраны. Если напротив, исследуется проблема антисоциальной направленности деяния, то используется наименование «объект преступления»» [3; с. 16].
Стремительно развивающиеся социальные процессы современной России изменяют картину правопорядка, включая в нее все новые социальные блага и ценности, которые либо интегративно сосуществуют с прежними ценностями, либо постепенно их вытесняют. Этот процесс неизбежен и интенсивность его зависит от динамичности политического, экономического, экологического и гуманитарного развития общества.
Уголовное законодательство на социальные изменения реагирует криминализацией и декриминализацией определенных деяний. Поведение, которое вызывает толерантное отношение со стороны государства, исключается из числа уголовно-запрещаемых. Напротив, усложнение социальных процессов в тех или иных сферах вызывает к жизни криминализацию общественно опасного поведения. Если рассуждать об этом процессе через призму понятий «объект уголовноправовой охраны» и «объект преступления», то следует отметить, что изменения уголовного закона происходят, прежде всего, на уровне непосредственного объекта преступления. Так, включение новой уголовно-правовой нормы, означает запрет на преступные посягательства против какого-либо конкретного блага (например, отношений собственности в сфере кредитования, страхования и т.п.; как результат - появление ст.ст. 159.1-159.6 УК РФ и целого ряда других). Что же касается более крупных разрядов вертикальной классификации объектов преступлений, то они на протяжении всего времени действия УК РФ остаются неизменными. В Особенной части УК РФ, начиная с момента его вступления в силу (1 января 1997 г.) не появилось ни одной новой главы, ни одного нового раздела. Ст. 2 УК РФ также не претерпела никаких изменений. Модификация объекта преступления происходит лишь на уровне непосредственного объекта; общий, родовой и видовой объекты преступлений остаются теми же самыми, что и раньше. Учитывая вышеприведенное утверждение об идентичности объекта уголовно-правовой охраны и объекта преступлений, следует
сделать вывод о том, что и объект уголовно-правовой охраны остается в целом неизменным.
В одной из работ я назвала объект преступления самой «сейсмоактивным» в аксеологическом смысле сектором в системе элементов состава преступления [2; с. 35]. И это неслучайно. Дело не только в наличии самых разнообразных, вызывающих жаркие споры доктринальных концепций относительно самой природы объекта преступления. Дело в быстро меняющихся общественных отношениях, вызывающих необходимость охраны наиболее ценных из них. Поводом написания настоящей работы стал анализ последних новелл УК РФ, появившихся в результате изменений в законодательстве, регулирующем охрану культурного наследия.
Россия на мировой арене всегда воспринималась как страна высокой культуры, средоточие большого количества культурных ценностей. Российское законодательство постсоветского времени перенимает традиции по государственной охране культурного наследия народов России. Практически с первых лет существования государства - Российская Федерация - законодатель формирует правовую основу регулирования общественных отношений, связанных с оборотом и охраной культурных ценностей1.
Указом Президента РФ от 22.04.2013 г. № 375 «О проведении в Российской Федерации Года культуры»2 следующий 2014 год объявлен Годом культуры. Начиная с 2014 года, в России ежегодно будет проводиться отчет о состоянии культуры в стране. В данный отчет включается аналитическая информация о состоянии и государственной охране объектов культурного наследия. Эти мероприятия будут проводиться в соответствии с Федеральным законом от 22.04.2013 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и статьи 9 и 12.1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках исто-
1 Основы законодательства Российской Федерации о культуре: закон Российской Федерации от 09.10.1992 г. № 3612-I //Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 4б. -Ст. 2615; О вывозе и ввозе культурных ценностей: закон Российской Федерации от 15.04.1993 г. № 4804-1 // Ведомости РФ. -1993. - № 20. - Ст. 718; Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: федеральный закон Рф от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ //СЗ Рф. - 2002.
- № 26. - Ст. 2519; Об охране окружающей среды: федеральный закон РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ//СЗ РФ. - 2002. - № 2. - Ст.
133; Об особо охраняемых природных территориях: федеральный закон РФ от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ //СЗ РФ. 1995. - № 12. -Ст. 1024; Об особо ценных объектах национального наследия России: Указ Президента РФ от 18.12.1991 г. № 294 // Ведомости РФ. - 1991. - № 52. - Ст. 1891; Об особо ценных объектах культурного наследия Российской Федерации: Указ президента РФ от 30.11.1992 г. № 1487 // САПП РФ. - 1992. - № 23. - Ст. 1961; Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения: Указ Президента от 20.02.1995 г. № 176 // СЗ РФ. - 1995. - № 9. - Ст. 734;
Об уточнении состава объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения: Указ Президента РФ от 05.05. 1997 г. № 452 // СЗ РФ. - 1997. - № 19. - Ст. 2219. По инициативе ряда депутатов в 2011 году в Государственную Думу внесен проект федерального закона «О культуре Российской Федерации».
2 О проведении в российской Федерации года культуры: Указ Президента РФ от 22.04.2013 г. № 375 //http: //www. Kremlin.ru
рии и культуры) народов Российской Федерации»3.
23 июля 2013 г. был принят Федеральный закон № 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии»4. Данный закон внес изменения и дополнения в ряд нормативно-правовых актов, в том числе в Уголовный кодекс РФ.
Уголовный кодекс РФ до внесений изменений Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 245-ФЗ предусматривал уголовную ответственности за четыре преступления, посягающие на сохранность и правомерный оборот предметов, относящихся к культурному наследию: хищение предметов, имеющих особую ценность (ст. 164 УК РФ); контрабанда культурных ценностей (ч. 2 ст. 188 УК РФ «Контрабанда» в настоящее время статья исключена из УК РФ Федеральным законом от 7 декабря 20011 г. № 420-фз, и контрабанда культурных ценностей в особо крупном размере запрещена ст. 226.1 УК РФ); невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран» (ст. 190 УК РФ); уничтожение или повреждение памятников истории и культуры (ст. 243 УК РФ). Федеральный закон № 245-ФЗ изменил название и редакцию ст. 243 УК РФ, а также дополнил УК РФ новыми составами преступлений: ст. 243.1 УК РФ «Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия», ст. 243.2 УК РФ «Незаконный поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания» и ст. 243.3 УК РФ «Уклонение исполнителя земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ либо археологических полевых работ, осуществляемых на основании разрешения (открытого листа), и обязательной передачи государству обнаруженных при проведении таких работ предметов, имеющих особую культурную ценность или культурных ценностей в крупном размере». Таким образом, в УК РФ сформировалась группа составов преступлений, которые можно обозначить как преступления, посягающие на культурное наследие. Следует констатировать, что, к сожалению, отечественное уголовное законодательство в ч. 1 ст. 2 УК РФ не называет культурное наследие в качестве объекта своей охраны.
3 О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и статьи 9 и 12.1 федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: федеральный закон РФ от 22.04.2013 г. № 63-ФЗ // РГ. - 24 апреля. - 2013 г.
4 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии: федеральный закон РФ от
23.07.2013 г. № 245-ФЗ // РГ. - 26 июля. - 2013 г.
В Российской Федерации основным законом, регулирующим отношения в области сохранности культурного наследия, является Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 23.07.20013 № 245-ФЗ)5 Данный закон использует родовое понятие -объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации.
До этого закона были приняты Основы законодательства «Российской Федерации о культуре», где также содержалось понятие культурного наследия народов Российской Федерации.
Таблица 1.
Определение культурного наследия в международ-
ном законодательстве.
Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачу права собственности на культурные ценности (Париж, 14 ноября 1970 г.) (ст. 4) Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (принята 16 ноября 1972 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) (ст- 1)
(a) культурные ценности, созданные отдельными лицами или коллективами лиц, являющихся гражданами данного государства, и культурные ценности, имеющие важное значение для данного государства и созданные на территории этого государства иностранными гражданами или лицами без гражданства, проживающими на территории данного государства; (b) культурные ценности, обнаруженные на национальной территории; (c) культурные ценности, приобретенные археологическими, этнологическими и естественно -научными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности; ^) культурные ценности, приобретенные в результате добровольных обменов; (е) культурные ценности, полученные в качестве дара или законно купленные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности. памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки; ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки; достопримечательные места: произведения человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии.
5 СЗ. РФ. - 2002. - № 26. - Ст. 2519.
Таблица 2.
Определение культурного наследия в отечественном законодательстве.
Сравнение показывает, что российское законодательство частично восприняло нормы-дефиниции, определяющие культурное наследие международного законодательства, регулирующего отношения в сфере охраны культурного наследия человечества, хотя текстуального совпадения нет. Кроме того, в соответствии с Конвенцией 1972 г. Всемирный комитет культурного наследия формирует «Список всемирного наследия» список ценностей культурного и природного наследия. Объекты, внесенные в данный Список, относятся к наиболее ценным, а потому охраняемым с наибольшей тщательностью. Неслучайно по действующему УК преступления, совершенные в отношении таких предметов влекут за собой более строгую уголовную ответственность (ч. 2 ст. 243 УК РФ). Комитет всемирного наследия также составляет «Список всемирного наследия, находящегося под угрозой». В этот список могут включаться только ценности культурного и природного наследия, которым угрожают серьезные и конкретные опасности, как, например, угроза исчезновения вследствие прогрессирующего разрушения, проекты проведения крупных общественных или частных работ, быстрое развитие городов и туризма, разрушение в связи с изменением предназначения или права собственности на землю, серьезные повреждения вследствие неустановленной причины, заброшенность по каким-либо причинам, стихийные бедствия и катаклизмы, опасность вооруженных конфликтов, большие пожары, землетрясения, оползни, вулканические извержения, изменения уровня вод, наводнения, приливы. Следует отметить, что уголовное законодательство РФ не рассматривает общественно опасные деяния, совершенные в отношении таких предметов, как преступные. Вероятно, это следует рассматривать как пробел в законодательство, прежде всего, в регулирующем.
Также в международных документах используются понятия «археологическое наследие», «природное наследие», «археологическое наследие», «культурные ценности», «движимые культурные ценности» (Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 г.; конвенции и рекомендации ЮНЕСКО: Конвенция о защите культур-
ных ценностей в случае вооруженного конфликта (14 мая 1954 г., Гаага); Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (14 ноября 1970 г. Париж); рекомендация «Об охране движимых культурных ценностей» (28 ноября 1977 г., Париж) и ряд других.). Усилия европейских государств по защите культурных ценностей отражены в конвенционных нормах: Европейской конвенции о правонарушениях в отношении культурных ценностей 1985 г. (23 июня 1985 г., Дельфы); Конвенции по охране архитектурного наследия Европы (3 октября 1985 г., Гранада); Европейской конвенция об охране археологического наследия (6 мая 1969 г., Лондон; пересмотрена Европейской конвенцией об охране археологического наследия (16 января 1992 г., Валетта).
Таким образом, нормы международного права, и вслед за ними российское позитивное законодательство, определяя понятие «культурное наследие», дает перечень определенных предметов. Данные предметы обладают определенными признаками:
1) имеют физическую природу (лишь Основы законодательства Российской Федерации о культуре в понятие культурного наследия включают также и духовные ценности);
2) они связаны с историческими событиями, длительным временем, прошедшим с момента их происхождения;
3) для них характерны эстетические качества;
4) в их сохранности заинтересованы не только отдельные граждане, а целые народы и государства;
5) рассматриваются как редкие, уникальные;
6) в денежном эквиваленте стоимость их значительна.
В УК РФ используется целый ряд терминов, обозначающих предметы преступлений (в уголовно-правовом смысле):
- предметы, имеющие особую историческую, научную, художественную или культурную ценность (ст. 164 УК РФ);
- предметы, имеющие особую культурную ценность (ст. 243.3 УК РФ)
- культурные ценности (ст. 190 УК РФ6; ст. 243 УК РФ; ст. 243.3 РФ УК РФ)7;
объекты культурного наследия, в том числе8:
а) (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (ст. 243 УК РФ; ст. 243.1 УК РФ; ч. 2 ст. 243.2 УК РФ);
б) выявленные объекты культурного наследия (ст. 243 УК; ст. 243.1 УК РФ; ч. 2 ст. 243.2 УК РФ);
в) особо ценные объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (ч.
6 Ранее в названии и тексте статьи фигурировали предметы художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран
7 Статья 6 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. № 4808-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»
8 Часть 1 ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»
Основы законодательства «Российской Федерации о культуре» от 09.10.1992 г. № 3612-1 (ст. 3) Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЭ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (ст. 3)
материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию (ст. 3 Основ). объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Объекты культурного наследия подразделяются на следующие виды: памятники; ансамбли; достопримечательные места (ст. 3).
2 ст. 243 УК РФ);
г) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, включенные в Список всемирного наследия (ч. 2 ст. 243 УК РФ) природные комплексы9 (ст. 243 УК РФ) объекты, взятые под охрану государства (ст. 243 УК РФ), в том числе:
а) историко-культурные заповедники (ч. 2 ст. 243 УК РФ)
б) музеи-заповедники (ч. 2 ст. 243 УК РФ) объекты археологического наследия10:
а) включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (ч. 2 ст. 243 УК РФ);
б) выявленные объекты археологического наследия (ч. 2 ст. 243 УК РФ; примечание к ст. 243.1 УК РФ):
- археологические предметы 11(ст. 243.2 УК РФ)
- культурный слой12 (ст. 243.2 УК РФ).
Соотнести перечень предметов преступлений, предусмотренных ст.ст. 164, 190, 226.1, 243.-243.3 УК РФ, с перечнями предметов, определяемых международными и российскими регулирующими нормами как культурное наследие, достаточно сложно. В УК РФ они не являют собой стройную систему, поскольку а) нет здесь единого классификационного критерия; б) один и тот же предмет может быть отнесен не к одной, а к нескольким группа; в) понятие «объекты культурного наследия» не выступают в качестве родового понятия.
Сравнивая отечественное уголовное законодательство с российским регулирующим законодательством в области охраны культурного наследия и с нормами международного и европейского права, еще раз следует убедиться, что законодатель идет по пути формирования определенных перечней материальных носителей (более или менее определенных). Логика здесь есть и вполне объяснимая: нельзя посягать на все культурное наследие в целом. Виновное лицо посягает на конкретные предметы, олицетворяющие собою культурное наследие (похищает картину из музея; ведет несанкционированные раскопки, чем повреждает культурный слой; не возвращает на территорию РФ раритетные вещи и т.д.). Вместе с тем, посягая на конкретные предметы, виновное лицо затрагивает социальное благо в целом. В данном случае речь идет о культурном наследии, которое следует обозначить, как категорию, относящуюся к общему объекту преступлений (ч. 1 ст. 2 УК РФ).
Преступления, предусмотренные ст.ст. 164, 190, 226.1, 243, 243-243.3 Ук рФ, расположены в разных главах Кодекса. Отсюда - виновные в их совершении лица, посягают на разные родовые и видовые объекты. Видовыми объектами преступлений, посягающих на сохранность культурных ценностей, являются: отношения собственности (ст. 164 УК); сфера экономи-
ческой деятельности (ст. 190 УК); общественная безопасность (226.1 УК), общественная нравственность (ст.ст. 243-243.3 УК). Родовые объекты будут едиными в ст.ст. 164 и 190 УК РФ (сфера экономики); в ст. 226.1 и ст. 243-243.3 УК РФ (общественная безопасность и общественный порядок).
Что же касается общего объекта, то в содержании ч. 1 ст. 2 УК РФ отсутствует такое социальное благо как культурное наследие. Представляется, что в систему объектов уголовно-правовой охраны уголовного законодательства, после категории «окружающая природная среда» целесообразно включить «культурное наследие». Под таковым следует понимать культурное наследие народов Российской Федерации, а также всемирное культурное наследие. Основания к столь широкому пониманию есть. Во-первых, культура народов России настолько богата, что сама по себе имеет мировое значение. Во-вторых, Российская Федерация, в том числе и как правопреемница СССР, является стороной ряда международных и европейских соглашений, в соответствии с которыми она обязуется на своей территории противодействовать правонарушениям в области охраны культурного наследия. Преступления, посягающие на культурное наследие, имеют универсальный характер. Целесообразность включения в перечень значимых и охраняемых уголовным законом ценностей такого социального блага как «культурное наследие» обусловлено всеобщей гарантией на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ). Конституционные нормы нашли свое отражение в УК РФ, в котором закреплена и действует группа уголовно-правовых норм, охраняющих культурное наследие от преступных посягательств.
Список литературы:
1. Азарян Е.Р. Преступление. Наказание. Правопорядок. -СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. - 229 с. 2.
2. Анощенкова С.В. Уголовно-правовое учение о потерпевшем /С.В. Анощенкова; отв. ред. Н.А. Лопашенко. М.: Волтерс Клувер, 2006. - 248 с.
3. Филимонов В.Д. Охранительная функция уголовного права
- СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. -198 с.
Reference list:
1. Azaryan E.R. Crime. Punishment. Law and order. - SPb. : Publishing house Legal Press Center, 2004. - 229, p. 2.
2. Anoshchenkova S. V. The criminal and legal doctrine about V. Anoshchenkov's victim/page; отв. edition of N.A.Lopashenko. M: Volters Kluver, 2006. - 248 pages.
3. Filimonov V.D. Guarding function of criminal law - SPb. : Legal Press Center publishing house, 2003. - 198 pages.
9 Статья 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
10Часть 2 статьи 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
11 Часть 3 статьи 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
12 Часть 4 статьи 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; примечание к ст. 243.2 УК.