Соииально-психопогические и педагогические аспекты деятельности правоохранительных органов
ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА
Ю. Н. Тарасова
Представленная статья посвящена проблеме развития психологической службы в Судебном департаменте. Актуализируются вопросы социального и психологического характера, специфичные для органов судебной власти.
Ключевые слова: психологическая служба Судебного департамента, профессионально-психологический отбор, сопровождение, консультирование.
Реализация государственной политики, направленной на повышение качества и эффективности функционирования судебной системы, укрепление независимости судов, значительный рост обращений граждан в суды обусловливают возрастание требований к судьям как носителям судебной власти, в том числе к уровню их профессиональной подготовки и личностным (психологическим) качествам (1). Результаты наших исследований показывают, что профессиональная деятельность судьи отличается высокой социальной значимостью, стрессогенностью, значительными нервно-психическими и интеллектуальными нагрузками, индивидуальной ответственностью, многоплановым и эвристическим содержанием решаемых судебных задач, вариативностью и нестандартностью ситуаций в условиях дефицита времени, выраженной организаторской направленностью с большим числом коммуникативных контактов.
Профессиональные стрессы, сложность рассматриваемых дел, своеобразие общественно-психологической атмосферы судебного заседания (напряженность, негативные эмоциональные реакции участников заседания) и ряд других негативных факторов приводят к снижению работоспособности, росту психосоматических нарушений (так называемых болезней стресса) и заболеваний (гипертоническая болезнь, ИБС, неврозы и невротические состояния и др.) среди судей.
Отсутствие собственной (имеется ввиду Судебный департамент) системы медицинского обеспечения, санаторно-восстановительного лечения и медицинской реабилитации судей не позволяет эффективно профи-лактировать начальные стадии заболеваний и приводит к их развитию и переходу в хронические формы. Указанные факторы обусловливают снижение общего и профессионального здоровья судей, снижают их качество жизни и эффективность деятельности (3).
Кроме того, особый социальный статус судей приводит в значительному ограничению их внепрофесси-
ональных личных (эмоциональных) контактов с другими людьми, проблемам в семье. Круг личного общения судей, как правило, крайне узок. Это влечет нарушения в эмоциональной сфере, эмоциональное выгорание и профессиональную деформацию личности (2). Для профилактики негативных психических изменений, оказания психологической поддержки и помощи, психологической реабилитации судей крайне необходимо создание в рамках Судебного департамента психологической службы.
Профессиональная деятельность судьи предъявляет повышенные требования к психологическим качествам его личности, характеризующим профессиональную компетентность, социальную зрелость, ответственность, организаторские, коммуникативные, морально-нравственные, эмоционально-волевые качества, интеллектуальные способности. Это определяет необходимость введения психологического отбора кандидатов на должности судей (4).
Большая социальная значимость деятельности судей, высокий уровень психологического стресса, нервно-психического напряжения, риск развития психосоматических заболеваний, нервно-психические и интеллектуальные нагрузки в деятельности указывают на необходимость их психологического отбора, сопровождения и реабилитации.
В Судебном департаменте при Верховном Суде РФ необходимо создание Психологической службы, которая находится в первоначальной стадии становления и развития.
Чем же должны заниматься психологи этой службы? Наша концепция создания психологической службы Судебного департамента состоит в следующем.
Основной целью службы должно стать психологическое обеспечение профессиональной деятельности и личной жизни судей, охватывающее этапы начиная с момента поступления кандидата на работу, вхождения в должность, адаптации к профессии и сопровождения профессиональной деятельности судьи в течение всего периода работы судьей, а также его психологическую поддержку после ухода на заслуженный отдых.
Основные задачи, которые должна решать Психологическая служба Судебного департамента, по нашему мнению, состоят в следующем:
- профессиональный психологический отбор кандидатов на должности судей (психологическое обследование, оценка способностей и профессионально важных психологических качеств кандидатов, подготовка психологических характеристик и заключений о категории их пригодности);
- психологическое сопровождение деятельности судей, проведение мероприятий по коррекции их психического состояния, психологической разгрузке, снятию психического напряжения, реабилитации и восстановлению профессиональной работоспособности, а также профилактика психосоматических заболеваний;
- психологическое обеспечение аттестации судей, оценка их профессионально важных психологических качеств, психологического статуса;
- мониторинг (динамический контроль) психологического состояния судей с целью профилактики профессиональных деформаций, эмоционального выгорания;
- осуществление социально-психологической работы, обеспечение благоприятного социально-психологического климата в коллективах судов;
- психологическое консультирование и оказание психологической помощи судьям и членам их семей, а также сотрудникам аппаратов судей;
- психологическая подготовка судей, обучение их навыкам саморегуляции и снижения стресса путем проведения лекций и обучающих тренингов;
- психологическое обеспечение кадрово-управленческих решений Судебного департамента (участие в подборе руководителей судов).
Психологи управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации ориентированы главным образом на решение первой из перечисленных задач - психологический отбор кандидатов на должности судей. Эта работа проводится в соответствии с приказом Судебного департамента от 5 октября 2001 г. № 138 о психодиагностическом обследовании кандидатов на должность судьи.
Результаты психологических обследований кандидатов на должности судей показывают, что значительная часть кандидатов не обладают необходимыми личными (психологическими) качествами для работы судьей.
Так, по результатам обследования кандидаты разделяются психологами на четыре категории: 1-я - полностью соответствует предъявляемым требованиям, рекомендуется к назначению в первую очередь (лучший из лучших); 2-я - в основном соответствует требованиям, рекомендуется к назначению; 3-я - частично соответствует (группа риска), рекомендуется при недостатке кандидатов; 4-я - не соответствует предъявляемым требованиям (не рекомендуется к назначению на должность).
Обобщенные данные психологов по различным регионам России говорят о том, что кандидаты на должности судей по указанным четырем категориям профессиональной пригодности распределяются следующим образом: 15-20% - 1-я категория; 30-40% - 2-я категория; 25-30% - 3-я категория и 10-15% - 4-я категория.
С помощью различных психодиагностических тестов психологи проводят комплексное изучение психологических особенностей личности кандидатов, оценивают их профессионально важные психологические качества и выносят заключение о категории профессиональной пригодности кандидатов, а также готовят на них психологические характеристики, которые представляются в кадровые подразделения Судебного департамента и на квалификационные коллегии.
Наш опыт работы в этом направлении показывает, что основными профессионально важными качествами судьи являются наряду с профессиональной компетентностью (знания, умения, навыки, профессиональный опыт) такие психологические качества, как социальная зрелость, ответственность, аналитическое мышление, концентрация внимания, работоспособность, нервно-психическая устойчивость, управленческие и коммуникативные способности, самоконтроль, интуиция, наблюдательность, стремление к познанию нового, общая эрудиция.
Именно эти качества необходимо оценивать при подборе кандидатов на должности судей. Кроме того, учитывая стрессогенный характер деятельности, необходимо при отборе судей оценивать функциональные резервы их организма и психических функций. Это позволит обеспечить устойчивое профессиональное здоровье и длительную работоспособность, профилакти-ровать вероятность возникновения психосоматических заболеваний.
Накопленный опыт психологического отбора кандидатов на должности судей позволяет перейти от первой задачи (отбор) к решению других, не менее важных задач Психологической службы.
Что же нужно для создания Психологической службы и в чем ее перспективы? Главное - изменение сознания многих руководителей и преодоление стереотипов судей, понимание того, что психологи - это специалисты, которые будут помогать (обеспечивать деятельность) судьям в снижении их профессиональных и личных стрессов. Работа психологов поможет сохранить здоровье, обеспечит восстановление и повышение работоспособности судей, способствует решению личных (психологических) проблем.
Для создания Психологической службы необходимо прежде всего:
- разработать и принять соответствующие нормативно-правовые акты, внести изменения в федеральное законодательство, регламентирующее статус судей;
- создать штатные подразделения психологов при управлениях (отделах) кадрового обеспечения Судебного департамента;
- разработать методическое обеспечение деятельности службы;
- предусмотреть материально-техническое и финансовое обеспечение службы.
Важным аспектом деятельности Психологической службы является обеспечение конфиденциальности психологической информации о личности судей, завоевание психологами доверия судей своей профессиональной работой и квалифицированной помощью.
Перспективные направления развития психологической службы Судебного Департамента состоят в ее интеграции с представителями медицинской сферы. Можно говорить о создании Медико-психологической службы, целью которой будет не лечение заболеваний, а их психопрофилактика, сохранение, поддержание и восстановление работоспособности судей, обеспечение их профессионального долголетия и здоровья. Для этого должны быть созданы хорошо оснащенные Центры ме-
дико-психологической реабилитации, где наряду с комнатами психологической регуляции, специальной психокоррекционной аппаратурой будут применяться современные психофизиологические (аудиовизуальная коррекция), физиотерапевтические, бальнеологические процедуры, созданы организации (клубы) ветеранов, а также осуще-ствлятьсяпсихологические тренинги, психотерапевтическое и психологическое консультирование. Центры медико-психологической реабилитации должны стать местом, где могут проводить свободное время судьи и члены их семей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 (в ред. от 22 августа 2004 г.) «О статусе судей в Российской Федерации» // Рос. юстиция. - 1995. - № 11.
2. КлеандровМ. И. Статус судьи: учебное пособие. - Новосибирск, 2000.
3. Сумароков И. В. Влияние факторов профессиональной деятельности на психическое и соматическое здоровье судей: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Архангельск, 2003.
4. Тарасова Ю. Н. Профессиональный психологический отбор кандидатов на должности федеральных судей: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2005.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЛЕГАЛЬНОЙ И КРИМИНАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФМС РОССИИ
Ю. Н. Буряк
В статье рассматриваются вопросы теории и практики совершенствования профессиональной подготовки и деятельности сотрудников Федеральной миграционной службы России. Совершенствование подготовки и деятельности сотрудников этой службы неразрывно связано с противодействием нелегальной и криминальной миграции.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, деятельность сотрудников Федеральной миграционной службы России, противодействие нелегальной и криминальной миграции.
Существующие в Российской Федерации проблемы в сфере регулирования миграционных процессов, особенно касающиеся вопросов незаконной и криминальной миграции, являются одними из самых актуальных для совершенствования профессиональной подготовки и деятельности сотрудников Федеральной миграционной службы (ФМС) России.
Эти проблемы особенно актуальны в условиях борьбы с международным терроризмом и экстремизмом. Осуществление эффективной борьбы с криминальной миграцией объективно невозможно без совместных усилий международного сообщества. В этой связи весьма полезным представляется опыт международного сотрудничества в сфере противодействия незаконной и криминальной миграции.
В условиях существующих угроз и вызовов международному сообществу в целом и государствам в частности меняются и задачи, стоящие перед Федеральной миграционной службой. В начале XXI тысячелетия в свете явной угрозы международного терроризма при-
оритетное значение стали иметь иммиграционный контроль, усиление фильтрации принимаемых мигрантов с учетом требований национальной безопасности и ужесточение борьбы с криминальной миграцией (2).
Серьезность проблемы нелегальной и криминальной миграции связана, во-первых, со сложностью определения количественных параметров такого явления; во-вторых, с невозможностью окончательного прогнозирования ее последствий; в-третьих, с отсутствием концептуальных разработок проблем борьбы с такой миграцией в условиях глобальной реструктуризации мировой экономики; в-четвертых, с чрезвычайной сложностью борьбы с указанным явлением.
В последние два десятилетия развитие миграционных процессов в Российской Федерации обусловлено многочисленными политическими и социально-экономическими переменами: последствиями распада СССР, демократизацией общественно-политической жизни, развитием рыночных отношений, межнациональными и этнополитическими конфликтами.
Современная миграционная ситуация в России ха-растеризуется динамичностью и рядом негативных моментов, связанных в том числе с нарушением порядка пересечения государственной границы. Эту ситуацию осложняют негативные изменения в структуре миграции населения. Массовое переселение иностранных граждан и лиц без гражданства в районы, граничащие с государствами Центральной и Восточной Азии, их незаконное пребывание в этих регионах ухудшают социальную обстановку, вызывают отток коренного населения и являются реальной угрозой безопасности Российской Федерации.
Концентрация мигрантов в густонаселенных центральных и южных районах России с благоприятными природными условиями либо относительно высоким уровнем социально-экономического развития приводит к тому, что в отдельных регионах страны нарастает напряжение между местным населением и мигрантами, порождающее бытовой национализм в отношении этнических диаспор и групп мигрантов (1). При этом иммиграция в Российскую Федерацию граждан из различных стран мира, в том числе с нестабильной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой, носит масштабный и преимущественно незаконный характер.
Незаконная миграция по своему содержанию связана с различными видами нелегальной, криминальной или преступной экономической деятельности, в том числе наркобизнесом и нелегальной внешнеэкономической деятельностью, а также с совершением общеуголовных преступлений в виде промысла.
В определенной мере всякая миграция (гуманитарная, трудовая, нелегальная и криминальная) кримино-генна, поскольку мигранты, попадая в новые условия, испытывают естественные социально-бытовые и психологические трудности, что влияет на повышенную кри-миногенность лиц этой категории. Особенно опасна криминальная миграция.
Количество преступлений, связанных с иностранными гражданами и лицами без гражданства, из года в год