Научная статья на тему 'Актуальные проблемы обеспечения миграционной безопасности в Дальневосточном федеральном округе'

Актуальные проблемы обеспечения миграционной безопасности в Дальневосточном федеральном округе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
235
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никитенко И. В., Скоркина Н. В.

В статье рассматриваются некоторые проблемы и возможные варианты их решения в контексте противодействия незаконной миграции и обеспечения миграционной безопасности в Дальневосточном федеральном округе России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Urgent problems of providing the migration security in the Russian Far Eastern Federal District

The article deals with some problems and variants of solving them in the context of fighting and preventing the illegal migration. The article also touches upon the provisions for the migration security in the Russian Far Eastern federal district.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы обеспечения миграционной безопасности в Дальневосточном федеральном округе»

V. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ

УДК314.7(571.6)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИГРАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ.

И.В. Никитенко, Н.В. Скоркина Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск

В статье рассматриваются некоторые проблемы и возможные варианты их решения в контексте противодействия незаконной миграции и обеспечения миграционной безопасности в Дальневосточном федеральном округе России.

В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. каждый человек может покинуть любую страну, включая и свою собственную. Иначе говоря, каждый человек имеет право на эмиграцию. Однако существует комплекс ограничений при реализации упомянутого права, которые необходимы для обеспечения национальной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения, гражданских прав и свобод, а, в конечном счете, для реализации интересов принимающей стороны.

Совокупность условий и факторов в области безопасного перемещения людей через государственные границы в целях их временного или постоянного проживания на территории принимающих государств (в соответствии с международным и национальным правом), а также обеспечение государственного контроля над миграционными процессами, с точки зрения национальных интересов принимающих государств, образуют содержание миграционной безопасности в широком смысле этого понятия [7].

Изучение и анализ миграционных процессов в России и некоторых зарубежных странах дают основания полагать, что эффективность миграционной политики государства зависит от комплекса различных факторов [1, 6, 8], среди которых важное место занимает совершенствование форм и методов противодействия таким явлениям, как незаконная миграция, а также иным проявлениям миграции населения, совокупность которых образует понятие «миграционная безопасность государства» [5].

Масштабы незаконной миграции в современной России становятся реальной угрозой для национальной безопасности государства. Ее негативные последствия отражаются в демографическом, научно-техническом, экономическом аспектах. Составляющие незаконной миграции приводят к криминализации экономики и социальной дифференциации населения. Незаконная миграция является также источником возникновения различного рода конфликтов. Противодействие незаконной

миграции - одна из актуальных проблем криминологической теории, значимость которой в настоящее время возрастает.

В настоящее время постоянно увеличивается количество лиц, которые не только ищут убежища в России, нарушают установленный режим пересечения государственной границы или пытаются проехать в третью страну через ее территорию, но и незаконно въезжают для ведения нелегальной трудовой деятельности.

В настоящее время сохраняется тенденция превышения количества въехавших в Россию иностранных граждан над количеством выехавших. Соответственно, с ростом масштабов въезда иностранцев на территорию России увеличиваются и потоки незаконной миграции.

Россия за последние годы оказалась в тройке крупнейших центров иммиграции (после США и Германии). Если в период с 1992 по 2002 гг. США ежегодно в среднем принимали 924 тыс. человек, Германия - 865 тыс., то в России аналогичный показатель был на уровне 609 тыс. чел. В начале 2007 г. по этому показателю Россия вышла на второе место [2]. В настоящее время не существует точных оценок количественных показателей незаконной миграции на территории России. По оценкам различных источников, сегодня общее число незаконных мигрантов в России составляет от 1,5 (по данным МВД России) до 15 млн чел (по данным неправительственных международных организаций). Согласно последним оценкам Федеральной миграционной службы в России - в настоящее время находятся 10 млн нелегальных мигрантов [3, 10]. В связи с этим России необходима осмысленная иммиграционная политика, направленная на обеспечение миграционной безопасности. Государство, с одной стороны, заинтересовано в легальном притоке трудовых мигрантов, с другой - значительное число предпринимателей в России привлекают иностранных граждан для работы нелегально. Относительное количество нелегалов достигает 90 % от всех трудовых мигрантов [9].

Нелегальная миграция способствует развитию тене-

вой экономики, ведёт к росту потерь для российского бюджета по причине заниженной платы за труд иностранных рабочих, уклонения от уплаты налогов и отчислений в социальные фонды.

Иммиграционная политика должна быть направлена не только на предупреждение «теневой экономики», но и на создание благоприятного режима развития всего российского государства и общества.

Благодаря иностранному труду российские предприятия и организации сокращают свои издержки производства и обеспечивают дополнительный рост прибыли. Иностранные рабочие, в особенности китайские подданные, достаточно работоспособны, они занимают не пользующиеся спросом у русских трудовые места, обеспечивают насыщение рынка дешевыми и нужными для населения товарами и услугами. Однако все эти позитивные стороны миграции иностранцев в Россию перекрывают негативные последствия, связанные с бесконтрольностью миграции и её нелегальной составляющей. Нелегальная миграция расширяет теневой сектор занятости, приводит к сокрытию доходов и вывозу денежных средств из России. Если говорить о китайской незаконной миграции, то она способствует вытеснению товаров местного производства и перенасыщению рынков некачественным китайским товаром. Помимо этого, бесконтрольный приток дешевой иностранной рабочей силы ведет к обесцениванию труда местных рабочих, снижению его конкурентоспособности, а также росту безработицы. Кроме того, с незаконной миграцией связаны рост преступности и правонарушений, распространение наркотиков и опасных болезней. Неконтролируемая миграция приводит к изменению этнического состава населения. Нередки случаи, когда в районах концентрированного проживания мигрантов выдвигаются требования о создании национально-культурных автономий, которые стремятся внедриться во властные структуры регионального и муниципального уровней. Вместе с тем, из опыта мировой практики известно, что неконтролируемая миграция с ее незаконной составляющей иногда приводит даже к расколу государства. Такое возможно, когда мигранты существенно отличаются по своей культуре от коренного населения страны.

Криминальный характер незаконной миграции очевиден. Хотя о точном количестве преступлений, совершаемых незаконными мигрантами в России, говорить сложно, так как в Главном информационном центре МВД России не существует единой системы учета преступлений упомянутой группы, тем не менее, в нашей стране на протяжении последних десяти лет прослеживается устойчивый рост преступлений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства. По данным МВД РФ, доля преступлений выросла за последние десятилетия более чем в 4 раза (с 0,7 в 1992 г. до 3,1 % в 2006 г.). Среди преступлений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства, чаще всего выявляются кражи, мошенничество, грабежи и разбои.

Особая роль в криминальной деятельности принадлежит транснациональным преступным сообществам (китайские триады), этнокриминальным и трансгранич-

ным группировкам. Криминальные мигранты зачастую устанавливают связи с российской организованной преступностью, что способствует криминальной глобализации общественных отношений в мире.

Проблема противодействия незаконной миграции весьма актуальна и для Дальнего Востока России. В силу своего геополитического и социально-экономического положения российский Дальний Восток является постоянным объектом для наплыва мигрантов, в том числе нелегальных.

Территории Дальнего Востока России нередко оказываются под влиянием организованных преступных формирований. В последнее время для этой территории характерными стали: контрабанда, незаконная торговля импортными товарами, операции по незаконному вывозу природных ресурсов. В настоящее время увеличиваются потоки незаконной миграции, переплетающиеся с другими незаконными фактами, например торговля людьми.

Статистические данные относительно транснациональных экономических преступлений свидетельствуют об их увеличении. Относительное количество преступлений экономического характера из всего объема преступлений на Дальнем Востоке России, совершенных иностранцами, в иные годы составляет более 60 %. Наибольшая часть преступлений данной направленности совершается гражданами Китая.

«Японская якудза» также активно действует на территории региона. Она специализируется на контрабанде морепродуктов в территориальных водах России, кроме того, на незаконном обороте оружия и нелегальной миграции населения.

Территориальное положение Дальнего Востока России привлекает иностранных граждан, которые используют упомянутую территорию для нелегального выезда в третьи страны, такие как Япония, Республика Корея и европейские страны.

Для Дальнего Востока России стали характерны случаи нарушения государственной границы гражданами КНР, использующими подложные документы. Это становится возможным в связи с налаживающимися контактами иностранцев с организованной преступностью разных стран.

Факторы, обусловливающие масштабные проникновения незаконных мигрантов, в основном китайских, подразделяются на две основных группы. К первой группе относятся причины, связанные с неопределённостью геополитических интересов государства и несовершенством в законодательстве страны относительно иммигрантов.

Открытие границ без четко установленных правил их пересечения, отсутствие нормативной базы для регулирования форм предпринимательской деятельности и система их налогообложения послужили причиной тому, что на территорию российского Дальнего Востока устремились потоки неконтролируемой миграции под видом торговцев, студентов и туристов. Кроме того, принятие упрощенного и необоснованного с политической и социально-экономической точек зрения положения о

безвизовом приезде на Дальний Восток и крупные города России лиц китайской национальности увеличили масштабы неконтролируемой миграции.

В сложившихся условиях таможенные органы России оказались неподготовленными к осуществлению контроля над массовыми передвижениями китайцев по территории России, в особенности к их регистрации в конечных пунктах поездки. В связи с этим большая часть китайских иммигрантов свободно осуществляют свою деятельность в Хабаровском, Приморском краях или в сопредельных с КНР районах Амурской и Еврейской автономной областей, когда выехать они по закону должны были в другие районы России.

Вторым фактором, способствующим как увеличению притока мигрантов из Китая в Россию, так и законному захвату ими её территории стало принятие Закона о частной собственности на землю, по которому осуществляется продажа и сдача в долгосрочную аренду земли гражданам Китая. Даже появилась идея создания «китайских деревень», в соответствии с которой китайцы могут образовывать населенные пункты со своим этническим потенциалом, где им выделяются участки земли для овощеводческой деятельности на территории региона.

Фактором, обуславливающим масштабность китайской миграции на Дальний Восток России, в основном в южные районы Хабаровского и Приморского краев, также стала легализация использования природных ресурсов региона в связи с отсутствием четкой регламентации относительно получения лицензий, разрешений на деятельность и ряда других документов, позволяющих заниматься хозяйственной и индивидуальной деятельностью.

Существенное влияние на рост незаконной иммиграции китайских оказывают существующие территориальные претензии к России со стороны Китая, экономическая выгода для китайской стороны от эксплуатации богатств земли, тайги, рек, озёр, болот и недр Дальневосточного региона, а также возможности торговли дешевым некачественным товаром, вывоза валюты и российских ценных бумаг.

Незаконная иммиграция оказывает все большее влияние на различные стороны российского общества на Дальнем Востоке, обостряя демографическую, социально-экономическую, политическую, криминогенную обстановку и межнациональные отношения.

В этой связи одним из приоритетных направлений деятельности Федеральной миграционной службы является противодействие нелегальной миграции. По результатам работы УФМС России по Хабаровскому краю, по состоянию на 01.01.2007 г. к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства привлечено свыше 15 тыс. чел. При этом по решению судов за пределы Российской Федерации выдворено лишь немногим более 1 тыс. чел. Это свидетельствует о том, что работа по противодействию незаконной миграции, которая ведется в настоящее время, малоэффективна. В связи с этим целесообразно было бы создать специализированные подразделения по контролю над соблюдением правил пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства как на терри-

тории России в целом, так и в ее Дальневосточном регионе. Попытки такого характера в различных регионах России предпринимались. В 2003г. МВД России проводился эксперимент, который заключался в создании иммиграционной инспекции в структуре ГУВД Москвы, Московской области, Краснодарского, Алтайского краев и МВД Республики Татарстан.

По результатам работы таких инспекций, за совершение правонарушений в сфере миграции к административной ответственности было привлечено: в 2003 г. 27367, в 2004 г. 96888, за 11 месяцев 2005 г. 84346 чел. соответственно. При этом сумма взысканных штрафов в эти годы составила 11,36 млн руб., 108,18 млн руб. и 116,27 млн руб. При этом финансовые поступления в федеральный бюджет по результатам деятельности иммиграционных инспекций превысили затраты на их содержание в 9 раз [4]. То есть, работа иммиграционных инспекций была весьма эффективна и оправдана. В связи с чем было принято решение о создании специализированных подразделений в территориальных органах ФМС России в субъектах, где проводился эксперимент, и в ряде других субъектов.

Основными механизмами противодействия незаконной миграции в настоящее время являются выдворение и депортация. В то же время, депортации в настоящее время в Российской Федерации малоэффективны из-за отсутствия четких правил применения данной процедуры.

Не решённой в настоящее время является также проблема создания необходимой инфраструктуры для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению и депортации. Такие учреждения создаются, но этот процесс носит единичный характер. 24 марта 2005 г. министр внутренних дел Российской Федерации выступил с предложением о создании соответствующей инфраструктуры в субъектах Российской Федерации. В результате -почти в половине субъектов Российской Федерации подготовлены соответствующие законодательные акты. Так, в Приморском крае принят закон «О порядке создания специальных учреждений временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации либо административному выдворению». Согласно этому документу, в Приморье должны создаваться спецучреждения для временного содержания иностранцев и лиц без гражданства, которые будут депортированы на родину. Принятый закон призван усилить контроль над подлежащими выдворению иностранцами.

Положительное значение для преодоления незаконной миграции имеет и новая статья в Уголовном кодексе РФ, предусматривающая уголовную ответственность за организацию незаконной миграции. Данная норма пока несовершенна, так как не охватывает все проявления указанного преступления и санкции за совершения таких преступлений, не учитывает тяжесть наступивших последствий, тем не менее её введение уже даёт положительный эффект. По данным ФМС России, уже в 2008 г. по указанной статье возбуждено 106 уголовных дел, 27 из них направлены в суд.

Несмотря на меры, принимаемые государством, мас-

штабы незаконной миграции в Дальневосточном регионе растут. В связи с этим необходимо выработать и воплотить в жизнь комплекс мероприятий, направленных на противодействие незаконной миграции в России, исходя из территориальных особенностей ее регионов. Так для Дальневосточного региона целесообразно:

создание условий для активного применения существующих форм, направленных на недопущение проникновения на территорию Дальневосточного региона нелегальных мигрантов;

создание специализированных подразделений, осуществляющих непосредственный контроль над соблюдением правил пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории региона;

совершенствование инфраструктуры для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих выдворению и депортации;

разработка и совершенствование региональных программ противодействия незаконной миграции с учетом демографических и экономических особенностей регионов;

оптимизация деятельности в области противодействия вовлечению мигрантов в преступную деятельность;

создание комплекса социально-экономических условий в приграничных территориях для их хозяйственного освоения и укрепления обороноспособности;

неукоснительное соблюдение приоритета интересов национальной безопасности при формировании и реализации миграционной и демографической политики в регионе.

Осуществление разовых мероприятий, направленных на противодействие незаконной миграции в Дальневосточном регионе, не достигнет своей цели без комплексного решения данной проблемы на федеральном уровне. При этом миграционная политика нашей страны должна разрабатываться с учетом территориальных особенностей ее регионов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бабаев М.М. Методы анализа влияния различных факторов социально-экономической ситуации на состояние оперативной обстановки. М., 1999. С. 78.

2. Бузанов К.А., Урусов A.A. Криминологические последствия незаконной миграции.// Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2007. Вып. 12. С. 90-91.

3. Графова JI. Выдворить нельзя помиловать // Рос. Газета. 2006. 31 авг.

4. Земскова A.B. Актуальные проблемы противодействия нелегальной миграции // Борьба с незаконной иммиграцией и статус иностранных граждан / Московский университет МВД России. М., 2006. С. 73-74.

5. Лапин A.A., Никитенко И.В. Геополитический феномен Дальневосточного федерального округа и миграционная безопасность // «Профессионал»: по-пулярно-правовой альманах МВД России. Изд. МВД России. 2008. № 2 (82). С. 24.

6. Левченко О.П. Портнов Ф.П. Раскрытие и расследование преступлений, связанных с незаконной миграцией. Учеб.-метод, пособие. М.: Изд-во «Юрли-тинформ», 2006. С. 5.

7. Никитенко И.В. Биометрические технологии в обеспечении миграционной безопасности государства // Актуальные проблемы борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом. Сб. научных трудов по материалам международной конференции 20-22 июня 2006 г. КНР г. Харбин: Хэйлунцзянский институт профессиональной подготовки офицеров милиции КНР, 2006. С. 8.

8. Никифорова Е. А. Правовые и организационные основы деятельности миграционных служб зарубежных стран. Дис... канд. юрид. наук. М. 2004. С. 111.

9. Семенова И. Взяткоемкость миграции // Рос. Газета. 2004. 26 марта.

10. Соколов С.В., Ванян А.Б. О состоянии и некоторых проблемах борьбы МВД шсударств-участников СНГ с незаконной миграцией // Нелегальная миграция из России в страны Евросоюза. РнД., 2003. С. 12.

The article deals with some problems and variants of solving them in the context offighting and preventing the illegal migration. The article also touches upon the provisions for the migration security in the Russian Far Eastern federal district.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.