_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
арифметическое коэффициентов значимости, обозначенных всеми экспертами:
Ki=£ Kij/n 1.2
В качестве примера в таблице 2 представлены коэффициенты значимости параметров, характеризующих одновременный толчок-удар ногами [4, с. 254-255].
Таблица 2
Коэффициенты значимости отдельных качественных параметров одновременного толчка -удара ногами
Наименование параметра Ki
Создание условий для дыхания 0,20
Создание условий для горизонтального положения тела 0,15
Создание условий для выполнения гребковых движений другими движениями 0,27
Полученные коэффициенты значимости рассматривались как показатели существенных признаков, свойств, особенностей, характеризующих данный элемент в процессе его функционирования. Таким образом, все полученные коэффициенты являлись двигательными характеристиками и использовались в дальнейшем для вычисления комплексной оценки моторного веса.
На основе экспериментальных данных и произведенных расчетов была составлена сводная таблица моторных весов, послужившая основой для принятия решения о замещении того или иного элемента в индивидуально-стилевых вариациях плавания.
Таким образом, применение методов квалиметрии позволяет сопоставить вклад гетероструктурных элементов в эффективность определенной вариации техники плавания. Достоверность оценивания достигается сочетанием в описании элементов количественных и качественных параметров. Список использованной литературы:
1. Понимасов, О.Е. Методика каскадной экономизации технических элементов прикладного плавания/ О.Е. Понимасов, О.Г. Смирнова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 159-162..
2. Понимасов, О.Е. Компилированное объединение элементов техники прикладного плавания на основе использования замещающих упражнений интегрирующей направленности / О.Е. Понимасов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 136-139.
3. Понимасов, О.Е. Проектирование одновременно-симметричного идеального комбинационного типа техники прикладного плавания / О.Е. Понимасов, О.В. Новосельцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 1 (119). - С. 139-142.
4. Понимасов, О.Е. Обучение плаванию студентов посредством использования индивидуального двигательного опыта / О.Е. Понимасов // Символ науки. - 2015. - № 8. - С. 254-255.
© Понимасов О.Е., 2015
УДК 373.31
Рыбина Олеся Евгеньевна
магистрант 2 курса ФГБОУ ВО «АлтГПУ», г. Барнаул, РФ
E-mail: [email protected]
ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ
УУД МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Аннотация
В данной статье рассматриваются аспекты формирования пространства семьи с целью развития способностей детей младшего школьного возраста к взаимодействию с другими людьми. Основное внимание
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
уделяется таким составным элементам системы коммуникативных универсальных учебных действий, как умение сотрудничать и разрешать конфликты.
Ключевые слова
Коммуникация, коммуникативные универсальные учебные действия, пространство семьи, взаимодействие
Современные тенденции развития системы образования выделили в качестве наиболее важного аспекта рассмотрения формирование у ребенка умения учиться, универсальных учебных действий, которые представляют собой «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» [1, с. 27]. Среди всех прочих аспектов данного определения для нас наиболее значимым является то, что качественная трансформация образования в нашей стране затрагивает социально-личностный аспект развития ребенка: любой человек сегодня, независимо от возраста, социальной категории, национальности и других характеристик, - это значимая часть социума, национального и мирового пространства. Полноценное функционирование в системе социальных связей обеспечивается умением взаимодействовать с другими людьми, понимать и принимать их независимость, искать компромисс, решать проблемы организации совместной деятельности. Способность человека существовать в ситуации общения лежит в основе его личностного развития, формирования познавательной активности. Именно поэтому в системе универсальных учебных действий группе коммуникативных умений уделяется особое внимание.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе «накладывается» на опыт межличностного взаимодействия ребенка в дошкольном периоде, основу которого составляют родители, близкие родственники и другие значимые взрослые, сверстники. Наиболее значимыми коммуникативными связями для дошкольника, а впоследствии - и для младшего школьника, являются взаимоотношения внутри семьи: «автономия ребенка и его познавательное развитие в значительной степени предопределены типом его привязанности, особенностями его взаимоотношений и сотрудничества с близким взрослым» [1, с. 32].
Семья для ребенка становится «образцом» коммуникативной системы, на основе взаимоотношений ее членов формируется первоначальный, самый значимый опыт будущей социально-ориентированной личности, который будет реализовываться и в процессе образования. Современная семья - это отражение самых новых и модернизированных тенденций становления общества, в ее пространстве внимание сосредотачивается на глобальных явлениях постоянно меняющегося, «бегущего» мира, виртуальном общении, информационной бесконечности мирового потока. Это пространство лишено семейности, оно расширяется до масштабов сообщества, границы домашнего общения размываются. Однако вместе с тем, в такой масштабности теряется сам смысл общения. В системе коммуникативных универсальных учебных действий выделяются такие элементы, как умение сотрудничать и умение разрешать конфликты. Эти умения, на наш взгляд, непосредственно связаны с взаимоотношениями внутри семьи. Так как для ребенка пространство семьи изначально воспринимается в виде «маленькой вселенной», то уже дошкольник, а потом и младший школьник копирует, повторяет линию поведения своих родителей в отношении сверстников, других взрослых. Так, например, большинство детей агрессивный вариант решения проблем взаимодействия (драка, угрозы, оскорбления) реализуют в общении со сверстниками исходя из примеров отношений родителей. Не менее опасным для развития ребенка становится и вариант игнорирования (отсутствие внимания, равнодушие), когда в семье не организуется совместная деятельность, члены семьи не взаимодействуют друг с другом и не участвуют в конфликтных ситуациях. Такой вариант отношений приводит к тому, что ребенок не знает, как нужно вести себя с другими людьми, стремится к уединению, не умеет находить выход из проблемной ситуации.
Одним из примеров организации пространства семьи с учетом развития коммуникативных навыков ребенка как основы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий является совместное чтение. Сюда можно отнести и традицию сказки «на ночь», и чтение в свободное время. Основным условием реализации совместности в данном случае становится чтение вместе: в дошкольном возрасте это чтение родителями вслух детской книги, в период младшего школьного возраста - чтение рядом
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№11/2015
ISSN 2410-700Х
разных книг с обязательным обменом впечатлениями, мыслями, идеями по поводу прочитанного. Таким образом происходит создание единого общего пространства взаимодействия в семье, которое впоследствии позволит решать значимые вопросы разрешения противоречий и организации общения с учетом внутренней семейной значимости и ценности каждого ее члена.
Список использованной литературы: 1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
© Рыбина О.Е., 2015
УДК 378.147.227
Сагалаева Ирина Владимировна,
к.п.н., доцент НИУ «БелГУ», Белгород,Россия E-mail [email protected] Григоренко Светлана Евгеньевна, к.п.н., доцент НИУ «БелГУ», г. Белгород,Россия E-mail [email protected]
ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация
Статья посвящена роли инфокоммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку. Автор подчеркивает, что с развитием информатизации образования у студентов развивается мышление нового типа. В статье перечисляются требования к преподавателю, использующему инфокоммуникационные технологии и обращается внимание на повышение качества учебного процесса за счет использования аутентичных электронных материалов.
Ключевые слова
Психические структуры человека, информатизация образования, глобальная коммуникационная среда, электронные носители информации, инфокоммуникационная обучающая среда, сочетание инновационных
и традиционных технологий, интерактивность обучения.
Возникновение новых средств обучения побуждает к созданию новых технологий с учетом возможностей их эффективного использования.
К таким технологиям можно отнести инфокоммуникационные технологии, которые, без сомнения, являются инновационными и непосредственным образом влияют на формирование и развитие психических структур человека, в том числе и мышление. С развитием информатизации образования действительно эффективным можно считать обучение, в процессе которого у обучающихся развивается мышление нового типа, определенным образом отличающееся от мышления, сформировавшегося на основе использования в учебном процессе печатной информации и средств массовой коммуникации [2].
Специфика современной глобальной коммуникационной среды диктует необходимость научить студентов функционировать в мире электронных носителей информации: читать и создавать странички в сети Интернет, вести в ней поиск, формировать и передавать сообщения на иностранном языке и т.д.
В связи с этим к обучающимся предъявляются требования, связанные с наличием особой компетенции, которая включает в себя умения пользоваться различными поисковыми программами, коммуникационными средствами, как средствами передачи различных видов коммуникации; воспринимать, критически оценивать найденную информацию; самостоятельно создавать мультимедийные и гипертекстовые продукты, что ведет