_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_
УДК 797.11
Понимасов Олег Евгеньевич
канд. пед. наук, доцент кафедры физической культуры и спорта, СЗИУ РАНХиГС, г. Санкт-Петербург, РФ e-mail: [email protected]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ ПРИКЛАДНОГО ПЛАВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ
Аннотация
В статье разработаны методические подходы к обучению прикладному плаванию, связанные с индивидуальными двигательными навыками занимающихся. Сформулировано условие индивидуально -ориентированного преобразования, подразумевающее согласованность методики обучения с имеющимися дидактическими возможностями.
Ключевые слова
Индивидуализированное обучение прикладному плаванию, преобразование движений.
Различные методики обучения плаванию, выделенные по способу формирования навыков обучаемых, по величине охвата их двигательного потенциала, по характеру взаимодействия преподавателя и обучаемых, по характеру двигательной деятельности занимающихся в зависимости от ситуаций, обладают различным дидактическим потенциалом. Однако, методики, базирующиеся на индивидуальных двигательных представлениях обучаемых, являются наиболее доступными для их восприятия [1].
Наибольшие дидактические возможности, на наш взгляд, заключены в индивидуально-соотнесенной модели обучения, напрямую связанной с индивидуальным двигательным опытом человека [3 ].
Индивидуализированное обучение плаванию как гуманистически направленная технология современного прикладного образования обладает всеми характеристиками, способными обеспечить индивидуальное двигательное развитие и индивидуализацию образовательного процесса. Профессионально проводимые занятия, направленные на обучение в рамках имеющегося двигательного опыта, позволяют творческим путем отыскать «индивидуально-рациональный» способ плавания для каждого занимающегося [4].
Индивидуализированное обучение плаванию предполагает самоактуализацию двигательного опыта человека. В нем изначально заложена необходимость выбора решений, направленных на поиск нестандартных путей построения индивидуальных способов плавания, заданий на проявление саморефлексии. Кроме того, обучаемый сам должен понимать смысл собственных движений и направления, в которых следует строить свои дальнейшие действия. Отсюда логичен переход к поиску адекватных путей совершенствования индивидуальных особенностей техники передвижений в воде.
Условие индивидуально-ориентированного преобразования, предполагает согласованность методики обучения с индивидуальными двигательными возможностями обучаемых и направленностью их совершенствования [5].
При выборе методики обучения плаванию предпочтение было отдано той из них, которая была бы реализуема в рамках имеющихся дидактических возможностей, диктовалась насущной необходимостью педагогической ситуации и предполагала наибольшую эффективность и результативность обучения. Реализуемость методики рассматривалась в трех аспектах: дидактическом, временном и организационном.
Дидактический аспект предусматривал исследование возможностей обучения навыкам передвижений в воде:
а) на основе традиционных методов с возвратом к начальному обучению плаванию;
б) путем переучивания на иные способы плавания;
в) посредством замещения отдельных элементов сложившегося стереотипа движений без изменения его общей структуры.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_
Временной аспект предполагал оценку возможности выполнения всех методических приемов и действий, составляющих разрабатываемую методику, с сохранением последовательности и этапов обучения в установленные сроки в рамках существующих программ профессионального образования.
Организационный аспект охватывал сферу взаимодействия преподавателя и обучаемых посредством методов организации занимающихся.
Оценка реализуемости методики проводилась на основе комплексного рассмотрения показателей, характеризующих обучение навыкам плавания, воспитание необходимых физических качеств и развитие индивидуальных двигательных возможностей обучаемых с учетом уровня их подготовленности на начало обучения, действующих учебных программ и прогнозов их выполнения.
Разрабатываемая индивидуально-ориентированная методика замещения была апробирована в процессе обучения прикладному плаванию студентов специального вуза государственной службы.
Для участия в эксперименте были отобраны испытуемые, предрасположенные к попеременной структуре гребковых движений.
Отдельные элементы сложившихся самобытных способов передвижений в воде замещались более рациональными движениями без изменения общего стереотипа плавания.
Обучение проводилось в течение 10 учебно-тренировочных занятий по 1 часу каждое.
Студенты контрольной группы обучались способу плавания кроль на груди целостно-раздельным методом [1].
Условие индивидуально-ориентированного преобразования определило два этапа разрабатываемой методики обучения. На 1-ом этапе предполагалось преобразование малоэффективных элементов, на 1-ом -интегрирование всех элементов в единый способ передвижения в воде.
Изменения техники плавания оценивались по техническим и скоростным параметрам.
Результаты эксперимента отражены в таблице 1.
Таблица 1
Технико-скоростные показатели способов плавания, полученные в результате первичного и повторного тестирований испытуемых контрольной и экспериментальной групп
Показатели Контрольная группа Экспериментальная группа
До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента
Скорость плавания, м/с 0,63±0,01 0,66±0,03 0,71±0,01 0,73±0,04
Темп гребков, цикл/мин 53,0±0,8 51,6±0,1 61,1±0,3 51,9±0,5
«Шаг» плавания, м 0,74±0,04 0,76±0,05 0,68±0,06 0,84±0,03
Из данных таблицы видно, что возрастание скорости передвижения испытуемых экспериментальной группы произошло за счет достоверного увеличения на 19,0% «шага» передвижения и одновременного снижения на 14,8% темпа гребков. В контрольной группе незначительный прирост скорости сопровождался возрастанием «шага» передвижения лишь на 1,7% и уменьшением темпа гребков на 0,7%.
Таким образом, соблюдение условия индивидуально-ориентированного преобразования движений при обучении прикладному плаванию улучшает технику и скорость передвижения в воде. Согласованность применяемой методики обучения с индивидуально-сложившимися стереотипами плавания сокращает время освоения улучшенных вариаций техники.
Список использованной литературы:
1. Булгакова, Н.Ж. Плавание / Н.Ж. Булгакова. - М.: Физкультура и спорт, 1001. - 400 с.
2. Понимасов, О.Е. Методика каскадной экономизации технических элементов прикладного плавания/ О.Е. Понимасов, О.Г. Смирнова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 1015. - № 6 (114). - С. 159-161..
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№10/2015
ISSN 2410-700Х
3. Понимасов, О.Е. Компилированное объединение элементов техники прикладного плавания на основе использования замещающих упражнений интегрирующей направленности / О.Е. Понимасов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 1014. - № 5 (111). - С. 136-139.
4. Понимасов, О.Е. Проектирование одновременно-симметричного идеального комбинационного типа техники прикладного плавания / О.Е. Понимасов, О.В. Новосельцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 1015. - № 1 (119). - С. 139-141.
5. Понимасов, О.Е. Обучение плаванию студентов посредством использования индивидуального двигательного опыта / О.Е. Понимасов // Символ науки. - 1015. - № 8. - С. 154-155.
© О.Е. Понимасов, 1015.
УДК 378
Раскачкина Елена Владимировна
преподаватель кафедры иностранных языков Пензенского артиллерийского инженерного института, г. Пенза, РФ
E-mail: [email protected]
КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ
ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация
В статье рассматриваются ключевые вопросы ориентирования современного высшего образование на поиск универсальных профессиональных качеств личности. Речь идёт о содержании и структуре профессиональных ценностей. Автор статьи предлагает определение, виды, содержание, структуру и показатели когнитивного компонента типологических профессиональных ценностей студентов технического вуза.
Ключевые слова
Профессиональные ценности, профессиональная направленность личности, когнитивный компонент профессиональных ценностей студентов технического вуза, ценности-цели, ценности-средства, показатели когнитивного компонента профессиональных ценностей студентов технического вуза
Кардинальные изменения, произошедшие в российском обществе в конце XX - начале XXI вв., коснулись всех сфер жизнедеятельности: социальной, экономической, культурной, этнополитической и др. Это обусловило необходимость изменений в системе высшего профессионального образования путем повышения эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов.
В исследованиях Ю.В. Фролова, В.Д. Шадрикова и др. отмечается, что современному и эффективно действующему специалисту необходимо уметь трансформировать полученные знания в технологии профессиональной самореализации; обладать навыками самообразования и повышения квалификации; уметь работать в команде, адаптироваться к переменам; обладать необходимыми профессиональными ценностями.
Профессиональные ценности студентов рассматриваются нами, вслед за В.А. Сластениным, как одно из ведущих образований личности, определяющее ее целостность, активную социальную позицию, а также избирательное отношение к будущей профессии, к окружающим, к самому себе [5].
Обобщение имеющихся в психолого-педагогическом знании определений профессиональных ценностей (И.Б. Буртонова [1], Е.В. Коротаева [1], С.М. Маркова [3]) позволило сделать вывод о том, что профессиональные ценности студентов технического вуза определяют целостность, активную социальную позицию личности, ее готовность к проектной, производственно-технологической, оценочной и консалтинговой деятельности, к оценке существующих технических условий и стандартизации проектов, а также избирательное отношение к будущей профессии инженера, к окружающим, к самому себе и включают в себя когнитивный, деятельностно-творческий и эмоционально-ценностный компоненты.