Научная статья на тему 'Пространственные стратегии растений'

Пространственные стратегии растений Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
151
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Волков И. В.

Photosynthesising surface extension tendency is characteristic for the most of plants that determinates high rate of growth and space expansion. Such plants can be called «occupants», and their life forms considered as «open». At extreme environment conditions (deserts, high-mountains, polar biomes), not space occupation but homeostasis maintenance by the surface area restriction due to spherical, compact life forms development, became the priority strategy (cushion plants, cactuses, etc.). These plants are «limiters», and their life forms are «closed».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пространственные стратегии растений»

Вестник ТГПУ. 2006. Выпуск 6 (57). Серия: ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТОЧНЫЕ НАУКИ

УДК 581.41

И.В. Волков

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ СТРАТЕГИИ РАСТЕНИЙ

Томский государственный педагогический университет

Рассеянный (неконцентрированный) характер неорганической пищи растений и открытое расположение ассимилирующих тканей определяют необходимость развивать максимально возможную поверхность со средой, охватывать максимально возможный объем пространства [1]. Поэтому для большинства наземных растений характерна способность к освоению максимально возможного объема пространства, что ограничивается в основном лишь их конструктивными особенностями и конкурентными взаимоотношениями в сообществах. Особенно это характерно для местообитаний благоприятных для фотосинтеза, эффективность которого обеспечивается благоприятными показателями экологических факторов и доступностью ресурсов. В подобных местообитаниях преобладают растения, имеющие максимальную площадь фотосинтезирующих тканей и минимум защитных структур. Такие растения «запрограммированы» на максимальную биологическую продуктивность, обеспечивающую их быстрый рост, который становится основным фактором их конкурентной устойчивости в сомкнутых фитоценозах, поэтому по стратегии освоения окружающего пространства их можно назвать «захватчиками». Для таких растений характерны максимально распростертые в пространстве жизненные формы с фотосинтезирующими модулями мезоморфной структуры, которые можно назвать «открытыми».

В экстремальных условиях (пустыни, высокогорья, полярные биомы) внутренняя среда растений испытывает значительные нагрузки, особенно из-за температур, лежащих за пределами толерантности физиологических механизмов растений или способствующих созданию дефицита ресурсов. В таких условиях приоритетной стратегией для растений часто становится минимизация негативного воздействия факторов внешней среды, что выражается в различных адаптациях (в том числе и морфологических). Это способствует тому, что у некоторых растений наблюдается тенденция к сокращению поверхности контакта с окружающей средой, выражающаяся в уменьшении соотношения площади их поверхности к объему (8/У), проявляющаяся в виде склерификации, ксе-рофитизации и суккуленизации листьев; на уровне жизненных форм - образование подушковидных, плотнодерновинных, суккулентных и других жизненных форм, которые можно отнести к группе «закрытых», или компактных ЖФ. Термин «закрытые» в этом

случае отражает «стремление» подобных растений к сохранению гомеостаза в экстремальных условиях путем создания специфических жизненных форм с минимальной поверхностью контакта с окружающей средой. Таким образом, важным признаком, позволяющим отнести растения к группе «закрытых» жизненных форм - это некая стабильность внутренней среды (температурный гомеостаз, накопление почво-субстрата, влаги и т.д.), обеспечивающая гомеостаз растения в экстремальных условиях, которая, как правило, сочетается с минимальной поверхностью контакта с окружающей средой (в том числе и фотосинтезирующей) и развитием защитных структур и механизмов (защитные покровы, метаболизм толстян-ковых и т.д.). Это, естественно, сказывается на их низкой биологической продуктивности и медленном росте (в виду уменьшения фотосинтезирующей поверхности), который для подобных растений, обитающих в экстремальных условиях, но при отсутствии конкурентного давления, не является жизненно необходимым. Поэтому по стратегии освоения окружающего пространства мы назвали их «ограничителями».

Между крайними группами «закрытых» и «открытых» жизненных форм существует множество переходных, составляющих основное богатство жизненных форм растительного мира (таблица).

Правила Аллена и Бергмана, описывающие изменение общих размеров и размеров отдельных частей тела у животных, в принципе отражают те же биологические закономерности, положенные нами в основу для выделения «пространственных стратегий» у «закрытых» ЖФ растений - уменьшение соотношения площади поверхности к объему тела (S/V) [3]. Это подтверждает универсальность действия физических законов, определяющих принципы строения тела в мире животных и растений, но при этом необходимо учитывать кардинальные отличия принципов формообразования животных и растений, связанных с особенностями их питания и жизнедеятельности.

В заключение можно отметить, что анализ «пространственных стратегий» растений позволяет не только лучше понять закономерности освоения пространства растениями в различных условиях и особенности их биоморфологической эволюции, но и позволяет анализировать взаимосвязь продуктивности сообществ и индекса листовой поверхности (LAI), что имеет большое прикладное значение.

О.В. Брусник. Общие методические указания к изучению курса теоретической физики.

Пространственные стратегии растений [2]

Типы сред по степени экстремальности Благоприятные среды Умеренно экстремальные среды Крайне экстремальные среды

Типы преобладающих пространственных стратегий у растений «Захватчики» - открытые формы Промежуточные формы «Ограничители» -закрытые формы

Преобладающие жизненные стратегии растений Виоленты, эксплеренты Виоленты, эксплеренты, Экотопические патиенты

Экологические группы растений по отношению к температуре и влажности Мезофильные мезотермы и мегатермы Промежуточные группы Ксерофиты-мегатермы, психрофиты, криофиты

Видовая насыщенность сообществ Как правило, высокая Варьирует в широких пределах Невысокая

Конкурентные взаимоотношения в сообществах Высокий уровень межвидовой и внутривидовой конкуренции Уровень конкурентных взаимоотношений варьирует Практически отсутствуют. Роль селективного фильтра играет экотопический отбор

Почвенные условия Как правило, дефицит питательных веществ из-за интенсивного использования их растениями От бедных до богатых почв Обычно почвы слабо сформированы или практически отсутствуют

В каких биомах и сообществах преобладают (примеры) Влажные тропические леса (нижний и средний ярусы), широколиственные леса, леса умеренной зоны, луга Бореальные хвойные леса, степи, саванны, маккия Пустыни, арктические тундры, верхний пояс растительности гор

Литература

1. Юрцев Б.А. Жизненные формы: один из узловых объектов ботаники // Проблемы экологической морфологии растений. М., 1976.

2. Волков И.В. К пространственному подходу в изучении жизненных форм растений // Сиб. ботан. журн. КгуЫа. 2001. Т. 3. № 2.

3. Волков И.В. Применимы ли правила Алена и Бергмана в мире растений? // Мат-лы III Междунар. науч. конф., посвящ. 120-летию Гербария им. П.Н. Крылова ТГУ. Томск, 2005.

УДК 378.02: 372.8

О.В. Брусник

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Томский государственный педагогический университет

Система образования в педагогическом вузе в целом отличается рядом характерных особенностей [1]:

- наличием большого числа межпредметных связей,

- педагогической направленностью образовательного процесса,

- большой степенью гуманизации образования,

- вариативностью обучения.

Характерные особенности обучения в педагогическом вузе в значительной степени проявляются и в рам-

ках дисциплин естественнонаучного цикла на факультетах соответствующих специальностей. Образовательный процесс, направленный на формирование, обучение и воспитание будущих преподавателей, призван обеспечить прочный фундамент их естественнонаучного мировоззрения, способствовать успешной интеграции молодых специалистов в современную культурную среду.

Физика, являясь ядром комплекса естественных наук и одной из фундаментальных составляющих че-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.