Научная статья на тему 'Общие методические указания к изучению курса теоретической физики в педагогическом университете'

Общие методические указания к изучению курса теоретической физики в педагогическом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брусник О. В.

At pedagogical universities prepare for the future teachers, and the rate of theoretical physics stated to him should possess the certain originality which imposes the special responsibility on teachers. In the paper are considered prominent features of a technique of training of theoretical physics at pedagogical university. The material of clause can be used at studying theoretical physics in pedagogical high schools.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общие методические указания к изучению курса теоретической физики в педагогическом университете»

Пространственные стратегии растений [2]

Типы сред по степени экстремальности Благоприятные среды Умеренно экстремальные среды Крайне экстремальные среды

Типы преобладающих пространственных стратегий у растений «Захватчики» - открытые формы Промежуточные формы «Ограничители» -закрытые формы

Преобладающие жизненные стратегии растений Виоленты, эксплеренты Виоленты, эксплеренты, Экотопические патиенты

Экологические группы растений по отношению к температуре и влажности Мезофильные мезотермы и мегатермы Промежуточные группы Ксерофиты-мегатермы, психрофиты, криофиты

Видовая насыщенность сообществ Как правило, высокая Варьирует в широких пределах Невысокая

Конкурентные взаимоотношения в сообществах Высокий уровень межвидовой и внутривидовой конкуренции Уровень конкурентных взаимоотношений варьирует Практически отсутствуют. Роль селективного фильтра играет экотопический отбор

Почвенные условия Как правило, дефицит питательных веществ из-за интенсивного использования их растениями От бедных до богатых почв Обычно почвы слабо сформированы или практически отсутствуют

В каких биомах и сообществах преобладают (примеры) Влажные тропические леса (нижний и средний ярусы), широколиственные леса, леса умеренной зоны, луга Бореальные хвойные леса, степи, саванны, маккия Пустыни, арктические тундры, верхний пояс растительности гор

Литература

1. Юрцев Б.А. Жизненные формы: один из узловых объектов ботаники // Проблемы экологической морфологии растений. М., 1976.

2. Волков И.В. К пространственному подходу в изучении жизненных форм растений // Сиб. ботан. журн. КгуЫа. 2001. Т. 3. № 2.

3. Волков И.В. Применимы ли правила Алена и Бергмана в мире растений? // Мат-лы III Междунар. науч. конф., посвящ. 120-летию Гербария им. П.Н. Крылова ТГУ. Томск, 2005.

УДК 378.02: 372.8

О.В. Брусник

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Томский государственный педагогический университет

Система образования в педагогическом вузе в целом отличается рядом характерных особенностей [1]:

- наличием большого числа межпредметных связей,

- педагогической направленностью образовательного процесса,

- большой степенью гуманизации образования,

- вариативностью обучения.

Характерные особенности обучения в педагогическом вузе в значительной степени проявляются и в рам-

ках дисциплин естественнонаучного цикла на факультетах соответствующих специальностей. Образовательный процесс, направленный на формирование, обучение и воспитание будущих преподавателей, призван обеспечить прочный фундамент их естественнонаучного мировоззрения, способствовать успешной интеграции молодых специалистов в современную культурную среду.

Физика, являясь ядром комплекса естественных наук и одной из фундаментальных составляющих че-

Вестник ТГПУ. 2006. Выпуск 6 (57). Серия: ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТОЧНЫЕ НАУКИ

ловеческой культуры вообще, занимает лидирующую позицию в образовательном процессе на естественнонаучных факультетах педагогических вузов. Однако резкое сокращение отводимого на обучение фундаментальным дисциплинам учебного времени выдвигает требование интенсификации, углубления учебного процесса и тщательного отбора необходимого материала.

Особое значение курса теоретической физики в педагогических вузах при отсутствии специализации выпускников в соответствии с разделами физики состоит в необходимости формирования полноценного фундаментального образования будущих преподавателей физики, обеспечивающего адекватное понимание единства физического мира и описывающих его законов. При построении современного курса теоретической физики в педагогических вузах методологической основой должны выступать концепция мо-дельности теоретических знаний о природе и понятия физических и математических моделей явлений реального мира. Курс должен основываться на едином подходе к изучению классической и квантовой физики и использовать единый язык представления классических и квантовых моделей, при котором ряд необходимых для квантовой механики математических понятий (состояние, оператор) вводятся уже на уровне классической механики, «разгружая» тем самым изучение квантовой теории [2].

Одна из основных задач изучения теоретической физики - осознание студентами предсказательной функции физической теории и овладение методикой теоретических предсказаний характера протекания реальных явлений на базе их физической теории [3]. Ограниченный ресурс времени, отводимого для обучения теоретической физике в педагогических вузах, выдвигает актуальную задачу выбора таких математических средств, которые:

1) обладают определенной универсальностью и могут последовательно использоваться при изучении различных разделов теоретической физики;

2) широко употребительны в современной физической теории, что позволяет вплотную подводить студентов к последним достижениям науки;

3) обладают определенной простотой и компактностью, что позволяет на семинарских занятиях по теоретической физике вырабатывать умения и устойчивые навыки работы с математическим аппаратом [4].

Курс теоретической физики завершает физическое образование будущего учителя в педагогическом университете, поэтому в нем должны систематизироваться и обобщаться все предшествующие знания, а не просто развиваться математический аппарат физики [5]. Курс теоретической физики в педагогическом вузе должен быть оптимально простым в формальном, техническом отношении, но одновременно глубоким и содержательным в идейном отношении. На содержание курса теоретической физики для педву-

зов должны накладываться определенные условия. В него необходимо включать доступный студенту материал, составляющий основу системы фундаментальных знаний и способствующий развитию естественнонаучного мировоззрения, формированию достаточно завершенных представлений о современной физической картине мира. В курсе должны быть представлены темы, которые непосредственно могут пригодиться будущему учителю физики в его практической деятельности, и он сможет спроецировать их на школьный курс физики. Важность этих вопросов в свете принципа профессионально-педагогической направленности обучения не вызывает сомнений, но в традиционных курсах теоретической физики они не удостаиваются практически никакого внимания, так как предназначены для классических университетов, главная задача которых - подготовка ученых, а не учителей.

С одной стороны, поскольку большинство студентов не собирается в будущем заниматься исследовательской деятельностью (во всяком случае, этого от них не требуется), для них менее актуально полноценное овладение всем мощным аналитическим и вычислительным арсеналом современной науки на уровне активного пользования. Вполне достаточно знать и понимать общие принципы применения этих методов. С другой стороны, общие философские и методические проблемы современной теоретической физики должны изучаться более углубленно, поскольку будущий педагог просто обязан хорошо представлять физическую картину мира в целом, он не может позволить себе быть узким специалистом в какой-то одной области, что иногда можно наблюдать в случае физика-исследователя. В этом находит свою реализацию принцип профессионально-педагогической направленности обучения. В настоящее время выходит много научно-популярной литературы, которую читают многие школьники. Разобраться в том, что делается на переднем крае физики, им часто бывает очень сложно, и они обращаются за помощью к своему учителю. И если преподаватель не ориентируется в должной мере в соответствующих вопросах, то он быстро потеряет свой авторитет.

Курс теоретической физики должен включать в разумных пределах исторический материал, это диктуется диалектическим единством исторического и логического в развитии, в том числе в процессе познания и в учении как его специфической форме. При определении содержания курса теоретической физики в педвузе следует обязательно учитывать такие закономерности процесса обучения, как преемственность разных его уровней и ступеней и наличие многообразных предметных связей. «Временные» связи учебного процесса важны с точки зрения последовательности и систематичности образования. И в преподавании теоретической физики нужно активно опираться на уже имеющиеся у студента знания по курсу

общей физики. Один из аспектов принципа оптимизации обучения - излагать материал в теоретической физике в сжатой, резюмирующей форме, опираясь на общую физику. Важны и «пространственные», т.е. межпредметные связи курса теоретической физики. Здесь можно выделить связи теоретической физики с математическими, общетехническими, астрономическими дисциплинами, которые изучаются на физических отделениях педвузов.

Чтобы изложение теоретической физики не было схоластическим, а весь курс фрагментарным, необходимо:

1) выявить единство физического знания и структуры физики в целом, разработать методологически обоснованную и методически рациональную классификацию ее фундаментальных разделов;

2) выявить структуру каждого раздела и выделить в нем базисные элементы, общие по своему внутреннему содержанию и значимости для всех разделов физики.

Такой подход в максимальной мере отвечает общим методическим требованиям системности, генерализации и фундаментализации знаний и в наибольшей степени способствует их проецированию на школьный курс.

Отвлеченные идеи плохо усваиваются студентами. Они должны быть подкреплены живым процессом восхождения от абстрактного к конкретному. Необходимо рассматривать конкретные физические системы, процессы и явления, обсуждать физические понятия и законы, развивать математический аппарат. Однако при отборе материала следует постоянно руководствоваться принципом профессиональнопедагогической направленности учебного процесса и принципом его оптимизации, а также требованием доступности обучения в его единстве с принципом научности. Все вопросы и задачи обязаны нести определенную нагрузку: иметь общенаучное значение, обслуживать внутреннюю логику построения курса и его разделов, раскрывать наиболее важные межпредметные связи или непосредственно обслуживать потребности студента как будущего преподавателя физики в школе.

Остановимся подробнее на содержании курса классической механики для педагогического универ-

ситета. Курс «Классическая механика» является первым разделом обязательной университетской программы теоретической физики по специализации «физика». Студентам старших курсов или аспирантам он не дает новых физических понятий, не вводит их непосредственно в современные физические исследования и не оказывает им заметной помощи при решении тех практических задач механики, с которыми им приходится встречаться в лабораторной практике. При подготовке студентов, изучающих современную физику, классическая механика играет двоякую роль. Во-первых, она может быть использована при переходе к различным областям современной физики. Примером могут служить уравнение Гамильтона -Якоби и принцип наименьшего действия, обеспечивающие переход к волновой механике, или скобки Пуассона и канонические преобразования, которые весьма ценны при переходе к новейшей квантовой механике. Во-вторых, классическая механика позволяет студенту, не выходя за пределы понятий классической физики, изучить многие математические методы, необходимые в квантовой механике [6]. Перед классической механикой не стоит задача формирования мировоззрения, но с введением нового математического аппарата мы прокладываем дорогу в другие разделы теоретической физики, где она успешно решается. В отличие от классических университетов, в которых получают образование будущие физики-исследователи, проблема углубленного и интенсивного обучения специализированным математическим методам не стоит в педагогических университетах со всей остротой. Намного меньшее, чем в классическом университете, количество часов, отводимое на обучение теоретической физике, более слабая математическая подготовка студентов, отсутствие спецкурсов, на которых можно углубить и расширить понимание предмета, расставляет совершенно иные образовательные акценты. Поэтому при создании курса лекций по классической механике для студентов педагогического университета необходимо провести и указать связи классической механики с другими курсами теоретической физики. Такое изложение основных понятий механики способствует усвоению материала.

Литература

1. Бордовский Г.А. Актуальные проблемы содержания высшего педагогического образования // Преподавание физики в школе и вузе. СПб., 1997.

2. Борисенок С.В., Кондратьев А.С. Канонические преобразования в курсе теоретической физики: Учеб.-метод. пос. СПб., 2003.

3. Борисенок С.В., Кондратьев А.С. Современные проблемы обучения физике в педагогических вузах // Вестн. Северо-западного отделения РАО. Вып. 8 (2003).

4. Борисенок С.В. Современный подход к моделированию в курсе теоретической физики в педагогических университетах // Физическое образование в вузах. 2004. Т. 10. №3.

5. Наумов А.И. Профессиональная направленность курса теоретической физики в педагогических институтах: содержание и структура: Учеб. пос. М., 1987.

6. Голдстейн Г. Классическая механика. М., 1975.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.