Научная статья на тему 'Просодическая теория Джона Руперта ферса'

Просодическая теория Джона Руперта ферса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
509
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Linguistics
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ПРОСОДИЯ / ФОНЕТИКА / ТЕОРИЯ / АНАЛИЗ / ЗНАЧЕНИЕ / PROSODY / PHONETICS / THEORY / ANALYSIS / MEANING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гаврилова Ю. В.

Данная статья посвящена рассмотрению взглядов ведущего британского лингвиста середины ХХ века Джона Руперта Ферса. В статье дается определение понятия «просодия», результаты проведенных им исследований звукового строя латинского, греческого, арабского языков, преимущества и недостатки взглядов исследователя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prosodic theory of John Rupert firth

This article is devoted to analysing the views of the outstanding British linguist of the XXth century John Rupert Firth. The article gives a definition of the term «prosody» and results of the syllabic structures analysis of Latin, Greek and Arabic, carried out by Firth. Both advantages and disadvantages of the scientists views are also presented.

Текст научной работы на тему «Просодическая теория Джона Руперта ферса»

ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ

ПРОСОДИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЖОНА РУПЕРТА ФЕРСА

Ю.В. Гаврилова

Кафедра иностранных языков Экономический факультет РЭА им. Г.В. Плеханова

Кафедра теории языка и англистики Московский государственный областной университет Стремянный пер., 36, Москва, Россия, 117997

Данная статья посвящена рассмотрению взглядов ведущего британского лингвиста середины ХХ века Джона Руперта Ферса. В статье дается определение понятия «просодия», результаты проведенных им исследований звукового строя латинского, греческого, арабского языков, преимущества и недостатки взглядов исследователя.

Ключевые слова: просодия, фонетика, теория, анализ, значение.

Джон Руперт Ферс — известный британский лингвист, представитель структурализма и основатель Лондонской лингвистической школы. Его деятельность традиционно датируют 30—50-ми годами ХХ века.

С именем Дж.Р. Ферса связано развитие общего языкознания Британии, так как до него, в XIX веке, ученые в большей степени разрабатывали прикладные вопросы языкознания; преобладающим был интерес к практической фонетике, графике, орфографии и орфоэпии. Целый ряд ключевых теоретических вопросов был затронут в труде А. Гардинера «The theory of speech and language» [6], но именно Ферс разработал единую языковую теорию в Великобритании.

Следует указать на непосредственную связь идей Ферса с его предшественником Генри Суитом, главой Лондонской фонетической школы. Однако если Суит отводил фонетике центральное место среди наук о языке вообще, то Ферс считал данные фонетических и фонологических исследований основой для проведения дальнейших лингвистических описаний.

«Первоначально его лингвистические интересы концентрировались, главным образом, в области фонологии и его фонологические взгляды практически не отличались от его предшественника Г. Суита. Но с течением времени в результате значительной трансформации его научных воззрений возникла особая лингвистическая концепция» [2].

Теоретические интересы исследователя связаны с такими обширными вопросами лингвистики, как изучение языка как символической системы, методы структурно-функционального анализа, контекст ситуации, теория значения, просодический анализ в фонологии. В школе Ферса, наряду с выделением других единиц фонологического анализа языка, именно просодии придается столь большое значение, что часто его школу называют «просодической». Данная статья посвящена рассмотрению и анализу просодических взглядов ученого.

Основные принципы фонологической структуры слова в предложении и их иллюстрация посредством выделения звуков и просодий представлены в работе Дж.Р. Ферса «Звуки и просодии» [4].

Многие фонетисты и специалисты по фонологии после Суита продолжали анализировать слова и фонетические термины, другие занимались фонологическими понятиями, основанными на теориях оппозиции, чередования, дифференциации или замещения. Исследования подобного рода Ферс называет «парадигматическими и моносистемными по сути» [4]. В работе «Звуки и просодии» Ферс выделяет просодические системы и фонематические системы.

Для проведения фонологического анализа Ферс применяет принципы структуры слова, рассматривает языковой материал английского, египетского варианта арабского, мальтийского языков и языка хиндустани, оперирует понятиями «звук», «слог», «буква», «гласный», «согласный», «длина», «количество», «ударение», «тон», «интонация».

Что касается термина «фонема», то Ферс применяет его лишь для определенных характеристик гласных и согласных звуков, систематически выделяемых в каждом языке. Ферс предлагает установить так называемую синтагматическую слоговую структуру слова, устранив специфические парадигматические системы гласных и согласных как таковых.

Если рассматривать традиционную классификацию фонематических вариантов (или аллофонов), содержащую начальные, срединные, интервокальные (между гласными) и конечные позиции звуков, то фонемы будут содержать в себе целый ряд вариантов (аллофонов). С синтагматической же точки зрения любые фонетические черты, характерные для таких позиций, можно считать просодиями предложения или слова. Так, фонетический и фонологический анализ слова включает два вида исследуемых единиц: звуки и просодии.

Анализ слова как таковой Ферс считает столь же древним, как и письменность. Лингвисты на протяжении многих столетий разделяют слова на буквы, звуки на гласные и согласные, характеризуя слоги с помощью таких характеристик, как долгота, количество, тон, ударение.

Изучение просодий в современной ему лингвистике Ферс считает находящимся на начальном этапе по сравнению, например, с методами систематического изучения звуков. Одновременно он предлагает отказаться от универсального принципа фонемы при исследовании фонетических структур слова, подвергая его критике.

Ферс представляет систему идей, посвященных языковой структуре, подчеркивает удобство выделения из всего фонологического комплекса структуры

слова и ее музыкальных атрибутов как отдельных абстракций. Такие «абстракции» он и называет просодиями, подчеркивая, что их содержится целое множество в любом конкретном языке.

Представители классической грамматики, по признанию Ферса, верно считали просодии живой речью (anima vocis). «Артикуляция заключается не в произнесении отдельных звуков, но в способе их сочетания для воспроизведения речи» [4].

Ферс уделяет огромное внимание вопросу возникновения и развития просодии в истории языкознания, исследуя алфавиты и звуковой строй различных языков. В ходе проведенных исследований он приходит к следующим выводам.

1. В латинском языке буква рассматривалась как произносимый звук (vox articulata). В греческом можно уже говорить о возникновении понятия просодии — слабом или сильном придыхании при произнесении слога и акцентуации, т.е. музыкальной структуре слова. В санскрите алфавит был слоговым, построенным на основе фонетических принципов.

2. Арабский алфавит по своей сути также слоговый. Каждая буква имеет свое название, имеет слоговую значимость, является гласной или согласной. В арабском алфавите есть специальный значок «sukun», обозначающий нулевой гласный, представляющий собой ключ к пониманию основ арабской грамматики. Ферс считает «sukun» просодическим значком. Каждый гласный звук в арабском имеет тройственную структуру, включая звуки «a», «u», «i», или нулевую основу «sukun». Гласные звуки обозначаются на письме над согласными буквами или под ними и называются диакритическими знаками. Такие диакритические знаки Ферс и считает просодиями.

3. Что касается китайской письменности, то Ферс признает огромную художественную ценность каллиграфии слов. Диакритические знаки китайского языка он делил на 2 типа: фонематические и просодические. Просодические знаки, например, включали качество голоса и другие характеристики сонантов (звонких согласных).

Само понятие просодии не новое. Так, например, в статье Ферс ссылается на работу автора Линдли Мюррея (Lindley Murray) «Грамматика английского языка» («English Grammar», 1795) [4], написанную в соответствии с классической европейской языковой традицией. Грамматика делилась на 4 части: орфография, этимология, синтаксис и просодия. Просодия включала в себя произношение слов, включая акцент (accent), количество (quantity), ударение (emphasis), паузу (pause), тон (tone) и законы версификации.

Акцент, или голосовое выделение определенного слога в слове, позволяет воспринимать целый ряд слогов в слове как группу в ходе произнесения этого слова. Мюррей указывал на наличие в английском языке главного и второстепенного ударения в слове, два качества слога (длинный и короткий), на интонационные характеристики.

Известный отечественный исследователь Е.С. Кубрякова пишет в своей статье о том, что термин «просодия» был впервые применен в ходе исследований, проводившихся под руководством Д. Джоунза. «Термин «просодический»

применялся здесь по отношению к явлениям тона, ударения, интонации. В ином значении использовался этот термин у Н.С. Трубецкого и его последователей: под просодемой понимается минимальная просодическая единица, т.е. слог или мора, а под просодическими признаками — в основном признаки, релевантные для построения слога, или даже вершины слога... В американском языкознании под просодемой чаще всего понимают единицу тона, ударения и т.д. конкретного языка» [3].

Синтагматическая система комплекса слова, т.е. слоговая структура с такими чертами, как начальный, конечный, срединный слог, число и природа слогов, количество, ударение, тон, влечет за собой неизбежную параллель с теориями мелодии и ритма в музыке. В музыке, например, нельзя получить мелодию без ритма. Ферс предлагает некоторым образом адаптировать музыкальную теорию для создания теории просодий.

Он считает слог единицей ритма, а слово или часть слова — объединением ритмов, содержащих определенные взаимосвязи, такие как долгота, ударение, тон, качество, включая качество звука и носовой характер звука. Применялся принцип взаимозависимости слогов (interrelation of syllables), или принцип синтагматических отношений (syntagmatic relations), противопоставляемый парадигматическим (paradigmatic) или дифференциальным отношениям звуков (differential relations) в системах гласных и согласных, с одной стороны, и парадигматическому аспекту в теории фонем, а также аналитическому методу учета контекстуальных характеристик звуков как аллофонов фонематических единиц — с другой.

Хорошей иллюстрацией этих принципов анализа слова является классификация из пяти звуков в каирском диалекте арабского. В этом диалекте Дж.Р. Ферс выделяет 5 типов слогов:

1) открытый короткий CV (C + i a u) [fihim, nizil],

2) открытый средний CVV (C + i, a, u, или удвоенный гласный. Звуки y, w могут использоваться вместо i, u) [faahim, fuulah, noobah],

3) закрытый средний CVC (C + i, a, u) [naahum, durguh],

4) закрытый долгий CVVC (C + i, a, u) и просодия долгого гласного [naam, ziid, baad],

5) закрытый долгий (финальная позиция) CVCC (C + i, a, u b и просодия конечного согласного или сочетание двух согласных) [|add, bint].

Эти 5 типов слогов подразделяются на 3 качества: короткие, средние, длинные.

Просодические черты слова в каирском диалекте арабского следующие. В любом слове всегда присутствует такая взаимосвязь слогов, что один из них является более значимым, чем остальные, по характеристикам его просодий силы, количества, тона, и этот слог может считаться ядром группы слогов, образующих слово.

Из проделанных исследований Ферс делает следующие выводы. «Просодические черты слова включают в себя: количество слогов; природу слогов — открытый или закрытый тип; слоговое количество; последовательность слогов; по-

следовательность согласных; последовательность гласных; позицию, природу, количественную характеристику основного слога; темный или светлый характер слога» [4].

В определении структуры арабских слов просодические системы имеют большее значение, чем фонематические. То же правило можно применить и по отношению к языкам тибетской группы и западноафриканским языкам с тональной структурой.

Говоря в целом об отношениях согласных и гласных к просодической или силлабической (слоговой) структуре, прежде всего необходимо перечислить согласные и гласные звуки данного конкретного языка и принять во внимание тот факт, что практически любой звук может обладать слоговой значимостью.

«Не все просодические маркеры можно классифицировать по типам звука. Но практически любой тип звука может обладать просодической функцией, и один и тот же звук может быть обозначен и как единица гласных или единица согласных, так же как и просодия», — приходит к выводу Ферс [4].

Подводя итог представленных в статье особенностей теории Ферса, можно сделать вывод, что определение структуры слова сосредотачивается вокруг понятия слога. Ферс зачастую отождествляет понятия «слоговый» и «просодический».

«Про слоги, как составляющие слова, говорят, что они обладают такими признаками, как ударение, долгота, назализация, аспирация, тональность и ряд других. Их можно назвать просодическими признаками, или просто просодиями», — отмечает Ферс в другой работе «Семантика лингвистической науки» (The Semantics of Linguistic Science) [5].

Исследованию взглядов Ферса посвящает свою диссертацию Е.Л. Агибалова. Она замечает, что «по существу, Ферс интерпретирует все фонетические явления в терминах просодии. Подобное расширенное толкование приводит Ферса к выводу о том, что мы говорим просодиями и слышим их» [1].

Е.Л. Агибалова так трактует значимость просодических данных для науки о языке. «Просодическое членение высказывания относится к важнейшим строевым единицам языка... В целом просодия как средство построения речи изучена недостаточно. Просодия может рассматриваться как одно из синтаксических семиологически релевантных средств, входящих в общую систему лингвистической семиотики. Просодические средства имеют первостепенное значение для реализации в устной форме языка синтаксических связей и отношений» [1].

Е.С. Кубрякова считает недостатком отсутствие в теории Дж.Р. Ферса детально разработанной техники установления просодий и трактовку данного понятия в широком смысле, однако при этом отмечает, что просодическая теория Ферса «составляет вполне оригинальную черту английского структурализма» [3].

Как отмечает в своей диссертации С.М. Гюрджаянц, «большая часть последующих истинно британских направлений в общем языкознании обязана своим возникновением плодотворной работе Дж.Р. Ферса и его коллег во многих областях лингвистики» [2].

Просодический анализ Дж.Р. Ферса — это постоянно развивающаяся теория, дополняемая все новыми и новыми исследованиями в области фонологии.

Например, в языкознании советского периода дальнейшей разработкой идей Ферса занималась профессор О.С. Ахманова и ее школа.

Преимуществом теории Ферса является ее внимание к проблемам построения слога, слова, словосочетания, подбираемый для лингвистического анализа обширный языковой материал. Применение просодических характеристик слога способствовало систематизации данных на фонологическом уровне, а также во многом и в области грамматики.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Агибалова Е.Л. Содержание и выражение синтаксических отношений в английской научной речи (на материале работ Дж.Р. Ферса и К.Л. Пайка): Дисс. ... канд. филол. наук. — М.: МГУ, 1990.

[2] Гюрджаянц С.М. Общелингвистические аспекты фонетико-просодической концепции Лондонской лингвистической школы: Дисс. ... канд. филол. наук. — М.: МГПИИЯ, 1989.

[3] Кубрякова Е.С. Из истории английского структурализма (Лондонская лингвистическая школа) // Основные направления структурализма. — М.: Наука, 1964. — С. 307—353.

[4] Firth J.R. Sounds and Prosodies // Firth J.R. Papers in Linguistics: 1930—57. — London: Oxford University Press, 1957. — P. 121—138.

[5] Firth J.R. The Semantics of Linguistic Science // Firth J.R. Papers in Linguistics: 1930—57. — London: Oxford University Press, 1957. — P. 139—148.

[6] Gardiner A.H. The theory of speech and language. — Oxford: the Clarendon Press, 1932.

PROSODIC THEORY OF JOHN RUPERT FIRTH

J.V. Gavrilova

The department of foreign languages at economic faculties Russian Academy of Economics named after G.V. Plekhanov

The department of language theory and anglistics Moscow State Regional University

Stremianny lane, 36, Moscow, Russia, 117997

This article is devoted to analysing the views of the outstanding British linguist of the XXth century John Rupert Firth. The article gives a definition of the term «prosody» and results of the syllabic structures’ analysis of Latin, Greek and Arabic, carried out by Firth. Both advantages and disadvantages of the scientist’s views are also presented.

Key words: prosody, phonetics, theory, analysis, meaning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.