Yu.V. TRUNTSEVSKY,
O.V. PENNIN
PENEURAUION OF PROHIBIUED ARUICLES INUO PRISONS AS A BREACH OF UHE PENAL INSUIUTUIONS’ ACUIVIUY
Ю.В. ТРУНЦЕВСКИЙ,
доктор юридических наук, профессор;
О. В. ПЕННИН
(Академия управления МВД России)
ПРОНИКНОВЕНИЕ ЗАПРЕЩЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, КАК НАРУШЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В условиях развития гражданского общества важная роль отводится уголовно-исполнительной системе как одному из важнейших социально-правовых институтов государства. За последние годы учреждениями и органами УИС проделана объемная, социально ориентированная и государственно-значимая работа по совершенствованию их деятельности. Решен ряд задач, направленных на либерализацию уголовно-исполнительной политики, гуманизацию исполнения наказания, созданы предпосылки для внедрения концептуально новой программы пенитенциарной деятельности. Реализуется курс на декриминализацию общества, улучшение условий содержания осужденных и под-следственнных. Однако еще остаются нерешенными проблемы, связанные с основной целью уголовно-исполнительного законодательства, -исправлением осужденных и предупреждением совершения новых преступлений как самими осужденными, так и иными лицами.
Исправительное учреждение представляет собой созданную государством сложную социальную систему, в рамках которой администрация ИУ оказывает управляющее воздействие на сообщество осужденных, отбывающих в нем лишение свободы. Управленческая деятельность администрации ИУ направлена на достижение конкретного уровня организованности (планомерного, продуманного устройства) сообщества осужденных, обусловленного требованиями режима отбывания наказания и обеспечивающего применение к ним основных средств исправления. Сообщество осужденных как управляемая
подсистема оказывает определенное сопротивление управляющему воздействию. Данный вид противодействия обусловлен спецификой вида наказания, исполнение которого возложено на администрацию ИУ. Лишение свободы, связанное с изъятием и ограничением гражданских прав и свобод осужденного, предполагает искусственное ограничение его возможностей в удовлетворении возникающих потребностей. Данное обстоятельство является причиной стремления личности, лишенной свободы, к расширению рамок ограничений, установленных законом, что неизменно приводит к нарушению с ее стороны порядка отбывания наказания, а нередко и к совершению преступления, посягающего на уголовно-исполнительные правоотношения, обеспечивающие порядок отбывания и исполнения наказания в местах лишения свободы.
Достижение целей, стоящих перед рассматриваемым видом уголовного наказания, во многом зависит от обеспечения изоляции осужденных от общества. Изоляция, по мнению Н.А. Стручкова, достигается посредством помещения осужденного в специальное место лишения свободы - исправительно-трудовое учреждение. Прежде всего это означает физическую изоляцию осужденного. Она состоит в том, что осужденный, как правило, постоянно находится в огороженной и охраняемой зоне, а в колониях особого режима и в тюрьмах, как правило, - всегда в камере. Вне исправительно-трудового учреждения осужденные передвигаются под конвоем, не допускающим их общения с другими лицами. Изоляция обеспечи-
Уголовно-исполнительное право
вается и тем, что устанавливается особый порядок контактов осужденного с внешним ми-ром1.
Так, при помещении лица в места лишения свободы одни каналы связей с находящимися на свободе гражданами исключаются, другие, использование которых разрешается осужденным, находятся под контролем администрации ИУ. Поскольку изоляция осужденных как основное требование режима определена в законодательном порядке, то и разрешение на их контакты с лицами, находящимися на свободе, и объем таких контактов основываются на нормативных установлениях.
Исполнение лишения свободы, связанное с ограничением прав и свобод осужденного, само по себе продуцирует противодействие с их стороны той деятельности, которую осуществляет администрация исправительного учреждения. Основу этого противодействия составляет стремление личности, физическая свобода которой ограничена, расширить установленные законом рамки, не дающие возможность удовлетворять возникающие потребности. Дезорганиза-ционная деятельность является разновидностью этого противодействия. Однако специфика этой деятельности проявляется в том, что в отличие от нарушений установленного законом порядка отбывания наказания или преступного деяния, направленного на воспрепятствование отдельному сотруднику ИУ в исполнении возложенных на него служебных обязанностей, она направлена в целом на разрушение организованности всей системы управления в ИУ (объект - субъект управления).
По данным ФСИН России, при среднемесячной списочной численности осужденных в 637,88 тыс. человек в 2005 г. в местах лишения свободы совершено около 930 преступлений, что составляет прирост 30,80 % АППГ, в состоянии алкогольного опьянения - 64 преступления, убийств - 18 случаев, приобретение и сбыт наркотических веществ - 84, побегов -263; 384 осужденных находятся в розыске. Совершение некоторых преступлений связано с проникновением в места лишения свободы запрещенных к использованию осужденными вещей и предметов. Часто устойчивая и осуществляемая без сбоев работа ИУ оказывается подорванной в результате совершения таких достаточно распространенных правонарушений, как передача в места лишения свободы запрещенных вещей и предметов различными способами.
За 2005 г. в исправительных учреждениях УИС изъято: денег - 9 млн 509 тыс. рублей,
спиртных напитков промышленного производства - 3978,8 л, кустарного - 3591,1 л, наркотических веществ 852,288 г, колюще-режущих предметов - 37 895 ед., сотовых телефонов 7368 шт. Неоднократно осужденными для совершения преступлений использовались предметы, изделия и вещества, изъятые из гражданского оборота, в том числе огнестрельное оружие. Выявлены преступления с использованием транспортных средств, оставленных на территории исправительных учреждений по халатности администрации без специальной охраны. Большую опасность представляют преступления с применением взрывчатых, отравляющих, пожароопасных и радиоактивных веществ.
Практика доказывает и опасность нахождения в исправительных учреждениях денег, ценных вещей, ценных бумаг, валюты зарубежных стран. Особую роль в совершении преступлений могут сыграть оптические приборы, наручные и карманные часы. Продукты питания (дрожжи, сахар, изделия на спиртовой основе) используются осужденными как ингредиент для приготовления спиртных напитков. Не секрет, что в настоящее время одним из распространенных запрещенных к использованию предметов являются алкогольные напитки, по причине употребления которых происходит значительное количество правонарушений и преступлений. В результате применения наркотических, психотропных, токсичных и сильнодействующих лекарственных веществ осужденные совершают тяжкие преступления. В преступлениях, связанных с нападением на администрацию исправительных учреждений, используются ножи, опасные бритвы, топоры, колюще-режущие предметы, конструктивно схожие с холодным оружием. Предметами выяснения отношений среди осужденных, приводящих к убийствам и другим преступлениям, можно отнести игральные карты, порнографические материалы и предметы. Значительное число побегов из мест отбывания наказаний произошло при использовании топографических карт, компасов, литературы по топографии, единоборствам, служебному собаководству, устройству оружия. В отдельных случаях использовалась литература для служебного пользования. Различные виды ухищрений применяют осужденные для совершения побегов из мест лишения свободы с использованием военной и другой форменной одежды, головных уборов и обуви. Похищенные либо переданные служебные документы, документы, удостоверяющие личность, могут стать предметом для совершения побегов. К таким предметам
можно отнести следующие: фотоаппараты, фотоматериалы, химикаты, кинокамеры, видео- и аудиотехника, средства связи и другие предметы, обозначенные в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Юридическая природа правонарушений, связанных с проникновением запрещенных предметов в учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы, заключается в том, что в результате совершения подобных деяний прежде всего происходит нарушение режима содержания осужденных.
Режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Таким образом, проникновение к осужденным запрещенных предметов влияет на оперативную обстановку в местах лишения свободы, в определенной мере дезорганизует нормальную деятельность учреждений, что не только является нарушением режима отбывания наказания, но и способствует совершению осужденными новых преступлений.
Проблемы профилактики правонарушений, дезорганизующих деятельность исправительных учреждений, не являются новыми для пенитенциарной системы нашего государства. Обращение ученых к их разрешению обусловлено: 1) высокой степенью общественной опасности дезорганизационной деятельности; 2) широким распространением данного явления в местах лишения свободы, наблюдаемого на протяжении довольно длительного периода применения наказания в виде лишения свободы; 3) потребностью субъектов правоохранительной деятельности в постоянном совершенствовании действующих и разработке новых предупредительных мер с целью приведения их в соответствие с существующей в объективной реальности криминальной ситуации.
Разработка мер профилактики данного вида правонарушений основывается на данных по результатам исследования мест, видов и способов проникновения в исправительные учреждения запрещенных вещей и предметов (табл. 1).
Таблица 1
Места проникновения Способы проникновения
КПП для автотранспорта Провоз, использование тайников
КПП для людей Пронос, использование тайников
Комнаты свиданий Пронос, использование тайников
Помещения для приема посылок, бандеролей Сокрытие в посылках и др.
Запретные зоны Переброс
Производственные объекты Сокрытие в тайниках
Субъектами данных правонарушений являются: сотрудники УИС (вольнонаемные, аттестованные); осужденные (конвоируемые, без конвоя); родственники (знакомые) осужденных; иные лица (адвокаты, следователи и др.).
Среди лиц, привлеченных к ответственности за совершение незаконных передач осужденным запрещенных предметов, можно выделить такие группы правонарушителей:
- вольнонаемные сотрудники ИУ (30 %);
- аттестованные сотрудники ИУ (2 %);
- родственники осужденных (27 %);
- знакомые осужденных (20 %);
- иные лица, имеющие доступ в ИУ (9 %).
Так, по данным ФСИН России за 2005 г.,
незаконные связи с осужденными допустили в 83,3 % случаев родственники осужденных, знакомые, лица, командированные в ИУ, и вольнонаемные сотрудники ИУ - 9,2 %, аттестованные сотрудники ИУ - 7,5 %.
Рассмотрим более подробно некоторые социально-демографические признаки, характеризующие правонарушителей выделенных групп.
Лица младшего и среднего начальствующего состава УИС. По занимаемой должности правонарушители данной группы распределились следующим образом: 27 % - начальники отрядов, 18,5 - инженеры по организации труда, 18,5 - работники производства, 21,6 - медработники, 6,3 - ОД, 8,1 % - бойцы пожарной охраны.
По возрасту: 6,3 % - до 25 лет; 48,6 - от
26 до 30 лет; 37,7 - 31-40 лет; 7,4 % - от
41 года до 50 лет.
По сроку службы в УИС: до 2 лет - 24,3 %,
от 2 до 5 лет - 45,8, от 5 до 10 лет - 21,6,
свыше 10 лет - 8,3 %.
По образованию: 43,2 % - высшее, 29,1 -среднее специальное, 27,7 % - среднее.
По семейному положению: 89,2 % - женатые (замужние), 8,1 - холостые, 2,7 % - разведенные.
Полученные данные позволяют сделать следующие выводы: а) среди указанных правона-
Уголовно-исполнительное право
рушителей преобладают лица, имеющие более тесные контакты с осужденными (начальники отрядов, инженеры по ОТО, медработники, технический персонал и выполняющие, как правило, воспитательные и производственные функции; б) большой процент среди этой категории правонарушителей приходится на лиц зрелого возраста (86,3 % - 26-40 лет) и прослуживших в системе УИС до пяти лет (70,1 %).
Учет приведенных данных имеет определенное значение для профилактики правонарушений, совершаемых упомянутой категорией лиц. Прежде всего это касается усиления контроля за их общением с осужденными, правовой пропаганды - разъяснения норм об ответственности за совершение незаконных передач, активизации воспитательной работы с сотрудниками, имеющими непродолжительный стаж работы в ИУ.
Вольнонаемные сотрудники исправительных учреждений. По роду деятельности правонарушители данной категории распределились следующим образом: 52 % - старшие мастера и мастера; 15 - водители; 8 - заведующие складами, заведующие столовыми; 10 - ИТР (инженеры, техники, экспедиторы, технологи, диспетчеры и др.); 15 % - иные (грузчики, медработники, электрики и пр.).
По возрасту: до 25 лет - 31 %; 26-30 лет -27; 30-40 лет - 22; 40-50 лет - 11; свыше 50 лет - 9 %.
По образованию: высшее - 16 %; среднее специальное - 33; среднее - 43; неоконченное среднее - 8 %.
По сроку работы в системе УИС: до 2 лет -63 %; от 2 до 5 лет - 22; от 5 до 10 лет -10; свыше 10 лет - 5 %.
По семейному положению: 80 % - женатые (замужние), 17 - холостые, 3 % - разведенные.
На основании этих данных можно сделать вывод о том, что большинство правонарушителей указанной группы непродолжительное время работают в системе УИС (до 2 лет - 63 %),
имеют интенсивные контакты с осужденными во время выполнения своих служебных обязанностей.
Профилактика незаконных передач осужденным запрещенных предметов среди этой категории лиц должна быть направлена на усиление контроля за их контактами с осужденными, работу кадровых аппаратов по подбору и замещению других лиц на должности вольнонаемных работников, правовую работу среди них, разъяснение норм об ответственности за незаконные передачи осужденным запрещенных предметов.
Из числа близких родственников незаконные передачи, как правило, совершают супруги осужденных - 42,8 %, отец и мать - 39,2, реже -братья и сестры - 18 %.
Большинство из родственников - представители женского пола (71,4 %), зрелого возраста (25-50 лет - 82,1 %), со средним и неполным средним образованием (67,8 %), проживающие чаще в других городах и населенных пунктах (75 %).
Среди правонарушителей из числа иных лиц, имеющих периодический доступ на территорию ИУ, преобладают представители предприятий и организаций, связанных с ИУ совместной производственной деятельностью (водители, экспедиторы, сопровождающие грузы, и др. - 74,3 %), а также учителя и преподаватели школ и профессиональных училищ ИУ (18,4 %).
Что касается правонарушителей из числа знакомых осужденных (44,4 % из них составляют бывшие осужденные), то они не имеют доступа на территорию ИУ и совершают анализируемые правонарушения обычно путем переброса через основное заграждение охраняемого объекта.
В таблице 2 представлены данные об изъятии запрещенных предметов в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы за 2005 г.
Таблица 2
Код ИК Из них
Наименование показателей стр. ЛИУ колонии-
ЛПУ поселения
А Б В Г
Изъято денег, тыс. руб. 1 9509,7 -
в жилых зонах 2 667,0 -
на производстве 3 127,8 -
при доставке 4 8714,9 -
в том числе при перебросах 5 590,9 -
из на КПП 6 1744,6 -
А Б В Г
них при проведении свиданий 7 2294,0 -
при пересылке 8 3963,9 -
Изъято спиртных напитков промышленного производства, л 9 - 3978,8
в том числе в жилых зонах 10 726,7 335,2
на производстве 11 555,3 255,9
при доставке 12 - 3387,7
из них при перебросах 13 8568,8 -
на КПП 14 4400,3 2826,0
при проведении свиданий 15 1102,5 133,9
при пересылке 16 448,8 81,7
Изъято спиртных напитков кустарного производства, л 17 - 3591,1
Изъято наркотических и психотропных средств или их аналогов, г 18 - 852,288
в том числе в жилых зонах 19 - 56,000
на производстве 20 24,908 12,987
при доставке 21 - 783,301
из них при перебросах 22 - -
на КПП 23 - 690,959
при проведении свиданий 24 - 27,660
при пересылке 25 - 64,682
Изъято сотовых телефонов, шт. 26 7368 527
в том числе в жилых зонах 27 2493 192
на производстве 28 432 57
при доставке 29 4443 278
из них при перебросах 30 1598 -
на КПП 31 1052 189
при проведении свиданий 32 997 49
при пересылке 33 771 27
Изъято колюще-режущих предметов, ед. 34 37 895 4265
в том числе в жилых зонах 35 16 755 1991
на производстве 36 19 556 1925
при изготовлении 37 3640 484
Изъято огнестрельного оружия, ед. 38 0 0
в том числе в жилых зонах 39 0 0
на производстве 40 0 0
при доставке 41 0 0
при изготовлении 42 0 0
Уголовно-исполнительное право
2006. № 1 45
Следует отметить, что в 70-е годы ХХ в. общее количество изымаемых в местах лишения свободы предметов увеличилось на 10 %, в 80-е - на 15-17, в 90-е - 21-23 %, причем резкое увеличение наблюдается в 1997 г. Этот рост напрямую связан с отменой уголовной ответственности за передачу запрещенных предметов. При этом изъятие запрещенных предметов составляло в 1978 г. 62 %, 1987 - 58, а в 1996 г. - 43 %. Впервые в уголовном законодательстве нашей страны уголовная ответственность за передачу запрещенных предметов была введена Указом Верховного Совета от 20 октября 1987 г. -ст. 1884 «Незаконная передача запрещенных предметов лицам, содержащимся в исправительно-трудовых учреждениях, следственных изоляторах, воспитательно-трудовых и лечебно-воспитательных профилакториях» 2.
Учитывая современную пенитенциарную криминогенную обстановку, связанную с проникновением запрещенных предметов в учреждения,
исполняющие наказания в виде лишения свободы, как нарушением деятельности данных учреждений, представляется целесообразным поставить вопрос о криминализации подобных деяний и дифференциации уголовной ответственности за их совершение при отягчающих обстоятельствах.
Анализ норм уголовно-исполнительного законодательства и ведомственных нормативных актов свидетельствует о необходимости более четкой детализации института запрета проникновения запрещенных предметов в учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы, поскольку у практических работников часто возникают затруднения применения соответствующих норм.
1 См.: Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права. Проблемы Особенной части. М., 1985. С. 80.
2 См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1987. № 43. Ст. 1501.